Когда было модно быть блатным

Русские бандиты имели свой собственный стиль, который является не просто смешанной субкультурной модой, а общенациональным трендом, популярным и любимым всей страной.

Плохие парни всегда были популярны в России.

Криминальная мода возросла во время Октябрьской революции 1917 года, когда бандиты провозгласили девиз ” укради то, что было украдено”.

Песни, степ, сленг

Следующий всплеск криминальной моды пришелся на послевоенные годы 1940-е годы.

В честь победы над немцами были помилованы тысячи преступников.

В стране отмечается рост числа бездомных детей и подростков, не имеющих родителей.

Они становились хулиганами, носили шапки с короткими козырьками, опускали голенища сапог, носили белые шарфы и фальшивые золотые зубы.

Бездомные дети слушали различные блатные песни. Песни криминального мира в тот период имели непревзойденный распространение, и они все еще в моде.

Уличные ребятишки даже из богатых семей носили брюки клеш, заправленные в сапоги, солдатские блузы и ватники, матросские рубахи.

Они курили сигареты под названием “Беломорканал”.

Криминальный мир был так же привлекателен, как мир героев: риск, охота, драки, презрение, ненависть и не прислушивание к авторитету были частью игры.

Особый тип одежды ассоциировался с походкой преступников: они наклонялись вперед при ходьбе, держа руки в карманах, и говорили на типичном уголовном жаргоне.

Чем дороже, тем лучше

В 90-е годы после распада Советского Союза страна пережила бум формирования преступных группировок и схватку за власть.

В течение этого времени многие люди в стране начали смотреть криминальные сериалы и фильмы.

Символом эпохи стал многосерийный фильм под названием Бандитский Петербург. Причем, герои этих фильмов не всегда плохие люди.

Главари организованных преступных группировок любили носить клубные малиновые или бордовые куртки. Они любили темные рубашки с темными галстуками, а также носили массивные золотые цепи и огромные кольца.

Кожаные куртки стали символом 1990-х годов

Эта мода удивила многих людей за рубежом, где эти “новые русские” были безошибочно замечены.

На них было сочетание больших золотых цепей и огромного православного креста, а также шорты и тапочки.

Так как они ничего не знали о моде, то предпочитали носить одежду по принципу “чем дороже, тем лучше.”

Цепочка толщиной с палец

Любовь к ювелирным изделиям отличала рядовых членов банд.

Они носили массивные украшения, спортивные костюмы и короткие стрижки.

“Быки”, как их называли в криминальной иерархии, были серьезными парнями.

Вдохновленные Сталлоне, они проводили часы в тренажерном зале и занимались боевыми искусствами.

Поскольку физическая сила объединила огромное количество мальчишек по всей стране, не имеющих отношения к мафии, их поддерживали “быки”, они сбривали все свои волосы, ходили по городу в тренировочной одежде и кожаной куртке с кепкой. Это называлось так: “гопник” или “гопота.”

В настоящее время криминальные авторитеты уже давно легализованы, они стали бизнесменами и уважаемыми людьми.

Сейчас они носят Brioni, Versace и другие люксовые бренды; увлекаются дорогими, антикварными часами и ювелирными изделиями, такими как Breguet и Piaget, ездят на представительских автомобилях и живут в роскошных особняках.

Обычные “быки” по-прежнему предпочитают серебряные цепочки и кольца, но вместо них спортивный костюм они носят кожаные куртки и удобные кашемировые парки, кашемировые шапки с “ушами”, а также прямые брюки.

Понравилась статья? Ставьте лайки!

Подписывайтесь на канал Fashion Club (FC)! Спасибо!

Источник

В современном обществе негласно, но все-равно принято делить людей на какие-либо группы, сословия и касты. А в местах лишения свободы, где уже на протяжении многих десятилетий существует строгая классификация осужденных на своеобразные группы (или, как говорят на зоне, масти) это происходит повсеместно. Не найти ни одной зоны, где бы не было этого деления.

Тюремные масти

Масти на зоне – это деление всех заключенных на своеобразные группы, которые отличаются друг от друга тюремным статусом, правами и понятиями.

Абсолютно в любой тюрьме и колонии имеется четкое разграничение всех заключенных на определенные группы или масти: «блатные», «мужики», «козлы» и «петухи». Есть еще и так называемые промежуточные группы, которые меняются в зависимости от конкретного места лишения свободы. К таким «промежуточным» кастам относятся «петухи», «опущенные», «обиженные» и прочие.

Масти на зоне являются довольно закрытыми группами, и перейти из одной касты в другую практически невозможно.

«Авторитеты» зоны

Самой значимой, важной и почетной мастью на зоне являются «блатные». Эта каста самая малочисленная, и попасть в нее просто так не получится. Итак, кто такой «блатной»?

«Блатные» – это настоящая, практически безграничная власть на зоне. Именно члены этой группы устанавливают неписаные правила поведения в местах лишения свободы, следят за порядком на зоне, решают конфликтные ситуации, возникающие между заключенными, и наказывают «провинившихся» по всей строгости тюремного закона.

Особой группой «блатных» являются так называемые воры в законе. Это признанные криминальные авторитеты. Причем, они не обязательно должны промышлять кражами. «Вор в законе» – это человек, имеющий безупречную криминальную репутацию, правильные понятия и четко соблюдающий воровские законы.

Если отвечать на вопрос о том, кто такой «блатной», то можно сказать, что это авторитет, который ведет себя «правильно» не только на зоне, но и не имел никаких «косяков» на свободе. К примеру, «блатные» не должны служить в армии, на воле они не должны были занимать руководящие должности или работать в сфере обслуживания (таксистами, официантами). В советские времена подобным авторитетам запрещалось иметь семью и состоять в какой-либо политической партии.

Самый главный

Лидером «блатных» является «пахан» – признанный криминальный авторитет. Если же такого на зоне нет, то назначается «смотрящий» – заключенный, выполняющий функции лидера.

«Пахан» и его приближенные (то есть «блатные») обладают на зоне особыми привилегиями. Они могут не работать, оставлять себе из «общака» все, что посчитают нужным.

В современном мире многие «блатные» на зоне взаимодействуют с администрацией исправительного учреждения и устанавливают те порядки, которые выгодны руководству колонии. Взамен «блатным» создаются комфортные условия содержания (они негласно получают спиртное, анашу, телефоны и прочие блага). Хоть это и не соответствует воровским понятиям, но рыночные отношения в наше время царят и на зоне.

Кто такой «мужик»?

«Мужики» – это, пожалуй, самая многочисленная и нейтральная группа заключенных. В ее число входят арестанты, получившие срок за совершение небольших преступлений. Как правило, это абсолютно случайные в тюрьме люди: попав на зону один раз, они стараются как можно быстрее освободиться и вернуться к обычной жизни на воле.

казанная масть на зоне никакого авторитета не имеет. «Мужики» не принимают участия в разборках, не имеют права голоса и не вмешиваются в дела «блатных». Они не сотрудничают с администрацией тюрьмы, но и не прислуживают авторитетам зоны.

Среди «мужиков» есть, конечно, и такие арестанты, которых уважают «блатные» и даже прислушиваются к их мнению.

Эта группа заключенных считается нейтральной и довольно многочисленной. И если говорить о том, кто такой «мужик», это тот арестант, который по окончании срока забудет все как «страшный сон» и постарается больше на зону не возвращаться.

«Козлы» – это…

Если принадлежать к двум вышеописанным мастям почетно, то вот попасть в касту «козлов» – значит поставить себя против остальных арестантов. Как правило, к этой масти относят тех заключенных, которые по собственному желанию (а в некоторых случаях и по принуждению) стали сотрудничать с администрацией исправительного учреждения.

Так, если арестант согласился занять должность тюремного библиотекаря или завхоза, то он автоматически попал в касту «козлов». Осужденные, относящиеся к данной масти, активно сотрудничают с руководством тюрем, выполняя все их поручения. В связи с этим остальные арестанты относятся к ним как к предателям.

Подобное положение лишает «козлов» права участвовать в тюремных разборках, их не допускают до «общака», они не имеют права голоса. Между тем, с представителями данной масти можно здороваться, до них можно дотрагиваться и с ними, по желанию, можно общаться.

Врагу не пожелаешь

Масти на зоне неизменны. Из низшей касты нельзя перейти в более авторитетную. Так, «козел» никогда не станет «мужиком» или «блатным». А вот попасть в самую низшую касту можно.

Такая масть, как «петух», – настоящий кошмар для заключенного. Арестантам, попавшим в данную касту, на зоне живется, мягко говоря, не просто. Эту группу заключенных еще называют «обиженными», «опущенными», «неприкасаемыми». К этой масти относятся пассивные гомосексуалисты и заключенные, наказанные посредствам совершения с ними полового контакта. Причем, самого полового акта может и не быть: арестанту могут просто провести половым органом по губам, и с этого момента он будет считаться «петухом».

Представители данной масти являются изгоями: к ним нельзя прикасаться, нельзя у них ничего брать. «Петухи» пользуются отдельной посудой, имеют отдельное спальное место (как правило, при входе в камеру). С ними не принято разговаривать. «Петухам» запрещено приближаться к остальным заключенным ближе, чем на три шага. Именно они выполняют самую грязную работу в тюрьме – чистят сортиры, моют плац.

Однако, когда «петухов» «употребляют» (именно так принято говорить на зоне), это не считается каким-либо оскверняющим контактом.

Существует и зловещая «традиция» – делать дырки в тарелках, ложках и кружках «петухов». Для того чтобы зеку, относящемуся к этой касте, покушать или попить, необходимо затыкать дырки пальцами. И это самое безобидное унижение из тех, которым подвергаются «петухи».

Тюремные законы являются очень строгими и жестокими. Поэтому малейшее отступление от установленных норм поведения неминуемо ведет к наказанию. Так, став «петухом» однажды, человек лишается права на человеческое отношение в тюрьме и до конца срока подвергается унижениям. Выдерживают это не все, поэтому многие заключенные, попавшие в касту «петухов», заканчивают жизнь самоубийством.

Бывает и такое

Вышеупомянутые масти имеются во всех зонах и тюрьмах. Однако в некоторых местах лишения свободы бывают свои специфические, так называемые промежуточные касты.

Особенно много подобных каст на зоне, где содержаться несовершеннолетние преступники. На «малолетке», помимо уже указанных каст, имеются такие масти, как:

«форшмаки», в которую входят арестанты, совершившие какой-либо небольшой проступок на зоне из-за незнания правил и норм поведения;

«черти» – то есть те заключенные, которых уличили в воровстве у своих сокамерников;

«шныри», которые выполняют роль прислуги;

«прачки», «маслобойщики», «нехватчики» и прочие.

На некоторых взрослых зонах распространены своеобразные подкасты. К примеру, «приблатненные», в которую входят заключенные, которые составляют «свиту» «блатным» (при этом сами они блатными не являются). Или каста «негодяи», к которой относятся «блатные» арестанты, которые совершили какой-либо отвратительный поступок.

Жить «по понятиям»

К какой бы масти ни относился заключенный, он обязан соблюдать зоновские понятия. Понятия – это установленные нормы поведения заключенного в местах лишения свободы. Строгое соблюдение указанных неписанных правил помогает избегать возникновения конфликтных, а порой и опасных для жизни ситуаций.

Источник

«Создание привлекательности криминального образа поведения» должно быть запрещено, считают в российском парламенте. Выглядящая вполне здравой идея, однако, таит в себе немало подводных камней. Что делать, например, с так называемым русским шансоном, ранними песнями Высоцкого и сериалом «Бригада»?

В Госдуму внесен законопроект о запрете пропаганды криминальной субкультуры в интернете и СМИ. Из текста документа следует: пропаганда заключается «в распространении информации о социокультурных ценностях преступного мира, направленной на создание привлекательности криминального образа поведения».

Разработчик законопроекта – член Совета Федерации от Владимирской области Антон Беляков – в своих комментариях также упомянул так называемую молодежную субкультуру АУЕ. По мнению сенатора, по степени вредоносного воздействия на молодежь она сравнима с пресловутыми «группами смерти».

«Эта проблема актуальна с 90-х годов, после развала СССР криминализация общества была тотальной. И сегодня многие говорят, что деятельность ОПГ переживает бурный рост, – заявил газете ВЗГЛЯД Антон Беляков. – Потому в последние несколько лет государство и законодатель начали потихоньку заниматься вопросами идеологии. Мы ввели запрет торговли наркотиками в интернете и блокировки наркотических сайтов, блокировки сайтов экстремистской и террористической направленности, суицидальных групп. Просто раньше не доходили руки до этого вопроса».

Как пояснил автор закона: «Я как юрист провожу параллель между экстремистскими ресурсами и ресурсами, которые пропагандируют антиобщественный, асоциальный и криминальный образ жизни. Сегодня любой человек, который заходит в YouTube, видит десятки тысяч роликов, которые рассказывают, как правильно выстроить карьеру в криминальной среде, как стать криминальным авторитетом. Если глубже копнуть, то там можно найти инструкции, как правильно осуществить кражу в квартире соседа и прочее».

По мнению законодателя, когда государство не может предложить добропорядочным гражданам понятных и прозрачных социальных лифтов – их предлагает криминальный мир.

«Молодежные банды процветают во многих развитых странах. И нам нужно не допустить подобного сценария в России, потому как преступный мир предлагает простой и понятный социальный лифт для молодежи,

– отмечает сенатор и добавляет: – Вы приходите в банду и сразу получаете единомышленников и друзей, которые вас всегда поддержат, вы с ними будете чувствовать себя в безопасности, вы будете везде встречаться с авторитетными людьми, вам предложат механизм экономического роста, потому что вы можете торговать наркотиками, курировать проституцию. И вам абсолютно понятен карьерный путь, как из простого боевика стать серьезным криминальным авторитетом. Вот в чем опасность».

Беляков предлагает поправки в законы «О СМИ» и «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию». Последнее предложение показательно. Ответственный секретарь СПЧ Яна Лантратова еще год назад говорила о проблеме распространения уголовной идеологии в образовательных учреждениях.

«Тема, которая требует немедленного разрешения, – это криминальная субкультура АУЕ («Арестантское уркаганское единство», или «Арестантский уклад един»), – подчеркивала Лантратова. – В тюрьме сидит человек, и у него есть свои «смотрящие» на воле, и связываются в том числе с детьми, с подростками в социальных учреждениях, устанавливают свои порядки».

20 млн просмотров только на одном канале

После ее выступления на СПЧ президент дал поручение, и на базе Министерства образования при поддержке МВД была создана межведомственная группа, которая занимается этим вопросом, рассказала газете ВЗГЛЯД Лантратова.

«В межведомственную группу также вошли представители профильных силовых структур, Роскомнадзора, Следственного комитета и несколько человек из Совета по правам человека. Группа активно работает, ею были подготовлены методические рекомендации для руководства школ о том, как бороться с этими деструктивными идеями, как себя вести нужно», – отметила Лантратова.

По ее словам, «подготовлен серьезный аналитический мониторинг социальных сетей, Telegram-каналов и всего того, что творится сейчас в интернете. Мы увидели большое число не только групп в социальных сетях, но и интернет-телевидения, видеоканалов. На одном канале, например, до 20 млн просмотров и ведется сбор денег в режиме онлайн. Куда идут эти деньги – догадаться несложно. Необходимо блокировать эти сайты и этот контент».

Специалисты полагают, что группы в соцсетях, посвященные АУЕ, стали бурно расти начиная с 2013 года, хотя возрождение интереса к «блатной романтике» стало отмечаться в детских домах, спецучилищах и интернатах с начала 2000-х. Но как субкультурная (или контркультурная) мода, привлекающая интерес подростков, «сообщество АУЕ» сложилось именно в последние годы, став своеобразной приметой времени.

«А возьмите сериал «Бригада» – это пропаганда?»

В мае этого года субкультура активно упоминалась в СМИ. Поводом стал инцидент в Челябинске. Несовершеннолетние участники фестиваля красок Холи атаковали полицейский автомобиль с криком «Мусора прессуют!», некоторые из них стали пинать машину и нецензурно ругаться. Толпа скандировала: «АУЕ!» Происшествие не осталось без внимания не только МВД, но и церкви. Миссионерский отдел Челябинской епархии усмотрел в выходке подростков «духовное бедствие» и подал в прокуратуру заявление, попросив проверить информацию о мероприятии.

«В нескольких регионах школьников заставляют скидываться на «общак», – говорилось тогда в репортаже телеканала «Москва-24». – После этого «смотрящие» передают «общак» в тюрьму». 

Следствием повышенного интереса к субкультуре можно считать тот факт, что известный российский рэпер и бизнесмен Василий Вакуленко (Баста) выпускал толстовки и футболки с аббревиатурой АУЕ и «воровскими звездами» – об этом Баста сообщил в 2016 году в интервью изданию «Афиша Daily». Впрочем, в августе этого года Telegram-канал Mash сообщил, что с сайта «Газгольдер», к которому имеет отношение Баста, исчезла «линейка одежды по тематике АУЕ». 

Рэперу идея нового законопроекта не понравилась.

«Вначале нужно разобраться, что такое «пропаганда криминальной субкультуры»? Скажем, есть городской фольклор, шансон, песни про тюрьму, символика, которую и так все знают. И пропаганды здесь, как по мне, нет никакой. Вот эти инициативы ничего не несут в себе, окромя популистской риторики. Очевидно, что песни про тюрьму поются о том, что человек сидит за совершенные преступления и сожалеет о том, что привело его в тюрьму. А возьмите сериал «Бригада» – это пропаганда?» – риторически спрашивает рэпер Вакуленко (Баста).

«Очевидно, что 80–90% людей, которые в свое время выбрали путь преступления, сделали это либо от нехватки средств, либо для реализации собственных амбиций. Тот же Высоцкий и еще многие известные люди рассматривали судьбы людей сквозь эту призму. Если люди живут хорошо и их не пугают постоянно тюрьмой – им не будет это интересно», – сказал рэпер газете ВЗГЛЯД.

«Если у нас в стране поют такие песни и снимают такие фильмы – значит, есть какие-то проблемы в самой стране. Искусство ведь отображает происходящее. Если бы это была фантастика – к этому бы никто серьезно не относился. Видимо, что-то в стране нашей происходит такое, что люди питают к этому интерес. Есть желание запретить, но что могут предложить законодатели?» – задается вопросом Вакуленко (Баста).

Блокировка не решает проблему

Впрочем, Лантратова тоже оговаривается, что блокировка – это не решение проблемы, а один из маленьких шагов.

«В рабочую группу мы включили и педагогов, психологов, криминологов, и представителей общественных организаций. Они занимаются двумя направлениями: первое – это как работать с детьми, которые уже попали в эту субкультуру, чтобы вытащить их оттуда. Второе – как работать с детьми, которые еще не попали туда, то есть профилактика. Подготовлены пакеты предложений от сертифицированных профильных психологов, которые знают, как работать с этой категорией детей», – сообщила Лантратова, добавив, что обсуждаются и другие изменения в законодательстве.

Законопроект Белякова уже подверг критике председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. «Надо бороться не с контентом, формирующим «привлекательный» образ криминального мира, а с причинами, побуждающими молодых людей подписываться на соответствующие паблики в соцсетях и повторять определенную модель поведения», – цитирует его «Парламентская газета».

Молодежь, по мнению главы комитета, должна видеть перед глазами другие примеры для подражания, которые следует пропагандировать на языке, понятном для молодежной среды. Государству необходимо использовать все ресурсы, чтобы показать ей другие модели поведения и возможные перспективы, уверен Левин. «Речь идет, например, о победителях международных олимпиад, соревнований, тех, кто на музыкальной сцене, в литературе и IT-сфере продвигает идеи того, каким должен быть современный успешный человек», – предложил глава комитета.

Источник