Когда было модно носить берет
Ищем корни самого французского головного убора
Mega Style
#историявещей
Романтичный и революционный, богемный и скромный — берет вещь удивительная и, как это ни парадоксально, универсальная. В свое время его носили и пастухи, и солдаты, и деятели культуры, и кинодивы, и политики. И всем он одинаково хорошо подходил, и всегда он был уместен. Чтобы разобраться, в чем секрет «классики парижского шарма», обращаемся к истории.
Версии происхождения
Хотя история этого головного убора тесно связана с Францией, сами французы не претендуют на гордое звание его изобретателей. Существует несколько версий происхождения берета, но ни одна из них до сих пор не была признана официальной. Самая ранняя обращает нас к Библии. Предположительно, когда Ной плавал в своем ковчеге, над которым постоянно шел дождь, он заметил, что овечья шерсть на палубе растопталась и превратилась в войлок. Из него он и вырезал круг, который положил на голову, чтобы не промокали волосы. Но есть варианты более похожие на правду. Многие историки считают, что прообразом современного берета стал кельтский головной убор с помпоном на макушке, известный как «тэм-о-шентер». Согласно другим источникам берет появился еще в Древней Греции, а позже попал к римлянам. Они дали ему название beretino и стали распределять по цветам головных уборов аристократов и обычных горожан. Оттуда береты перекочевали к баскам (народу, населяющего часть современной северной Испании и юго-западной Франции). Местные пастухи в Пиренейских речках довели круглые плоские шапочки из овечьей шерсти до состояния фетровых беретов в привычном для нас виде.
Берет Befree, 999 руб.
Средневековье
К XV веку береты стали обязательной частью облачения священнослужителей, а позже и других привилегированных господ. Но в отличие от пастушьих головных уборов они были выполнены в форме четырехугольника. Доказательством тому служат многочисленные картины и иллюстрации, на которых изображены представители знатных родов. Вспомнить хотя бы портреты английского короля Генриха VІІІ Тюдора, который позирует в самых разных беретах. Плоскую шляпку к концу столетия носили во всей Европе. Немцы, например, предпочитали шапочки с отогнутыми сзади полями, а французы нашитые на жесткий бортик модели из шелка, атласа и бархата. Приветствовались всяческие украшательства в виде вышивок, страусиных перьев, жемчужин и позолоченных тесемок. В своем туалете использовали такие головные уборы и женщины и мужчины. В начале XVI века береты стали круглыми, и первыми, кто изменил их форму, были испанцы.
Берет Stradivarius, 899 руб.
Эпоха романтизма
До XVII века о таком головном уборе в модном сообществе особо не вспоминали, а вот в эпоху романтизма началась новая веха в истории беретов — они полюбились художникам. Например, Рембрандт увековечил этот аксессуар в своих автопортретах. В это же время один из флорентийских герцогов вводит плоские шапочки в форму своих пажей, которые носят разноцветные модели в зависимости от сезона. С появлением треуголки берет снова теряет свою актуальность и вплоть до XIX столетия остается лишь в униформе шотландских военных и швейцарской гвардии папы римского.
Берет Zara, 1 999 руб.
Индустриализация
На юго-западе Франции к XIX веку уже было налажено текстильное производство, поэтому нет ничего удивительного в том, что именно там начали массово выпускать столь популярные для этой местности головные уборы. Первая фабрика беретов запустила свою работу в 1810 году, а вскоре за ней последовали и другие. Так как до этого времени все шапочки выполнялись вручную, они имели характерный «хвостик» на макушке. При машинном производстве эту деталь стали добавлять специально, дабы не лишить аксессуар присущего ему шарма. Вскоре беретов стало так много, что они получили широкое распространение по всему континенту. А когда в Европе началась индустриализация, и люди с окраин и деревень стали съезжаться в крупные города в поисках вакансий, он был признан головных убором рабочего класса.
Как обязательный атрибут берет приняли и художники. То ли от того, что они хотели подражать великим мастерам эпохи Ренессанса, таким как Рембрандт, то ли от того, что им просто нужно было держать головы в тепле, когда они не могли заплатить арендную плату и ночевали на улицах. Какими бы ни были причины, Моне, Сезанн, Мари Лоренсин, Пикассо и многие другие, любили носить и рисовать этот аксессуар, который с тех пор неразрывно связан с образом артиста. В 1889 году французские военные сделали большой гибкий берет частью униформы для своей элитной горной пехоты «Часовые альпинисты». А во время Первой мировой войны он официально стал частью обмундирования танкистов. Сегодня такая шляпа является элементом униформы большинства армий мира.
Берет Bershka, 1 499 руб.
Российская империя
В то время как мода на береты во всю распространялась по Европе, до России они впервые дошли в начале XIX века. Их делали из дорогостоящих материалов и надевали исключительно для выходов в свет. И если в остальном мире этот аксессуар надевали все, кто хотел, то на территории Империи носить эту вещь полагалось исключительно замужним дамам. Например, в произведении Пушкина «Евгений Онегин» берет символизирует, что главная героиня Татьяна обещана другому.
Берет Reserved, 1 099 руб.
Мода на береты
Во время Второй мировой войны береты перебрались с фронтов в гардеробы модниц. Как завещала мадмуазель Коко, женщины носили их, сдвинув набок. В 1960-е годы этот аксессуар стал таким же революционным, как и короткая юбка. В качестве головного убора его выбирали представители бомонда и творческих профессий. Битники носили береты с тельняшками и водолазками, подражая марсельским рыбакам. В Советском Союзе их использовали для более практичных целей: как часть спецодежды на промышленных предприятиях. Чуть позже, своим примером вдохновлял всех бунтарей кубинский политический деятель Эрнесто Че Гевара. А затем и ямайский музыкант Боб Марли.
В начале XXI века береты исчезли отовсюду, в том числе из модных сводок, и этот головной убор стал вызывать скорее провинциальные ассоциации. Но сегодня снова настал его звездный час. И какое бы настроение и образ вы не выбрали, как показала история, берету всегда найдется в нем место.
Берет Stradivarius, 899 руб.
Фото: Stradivarius, Befree, Zara, Bershka, Reserved
Вторая кожа
#историявещей
Легенды и мифы о черной косухе
17.09.2018
История шотландской клетки
#историявещей
Разбираемся, почему тартан не теряет актуальности два тысячелетия подряд
31.10.2018
Леопардовый принт
#историявещей
Самый неукротимый тренд тогда и сейчас
26.09.2018
Парковая зона
#историявещей
Боевое прошлое и стильное настоящее сноркель парки
12.10.2018
На свежем воздухе
#здоровье
5 вариантов активностей и игр для всей семьи
13.08.2020
Платье на бретелях
#гдекупить
5 актуальных моделей сарафанов
19.07.2018
Для начала стоит разобраться в этимологии. Берет — это мягкий круглый головной убор без козырька и полей, свободно облегающий голову. Для его изготовления используют шерсть, фетр, хлопок, мохер и прочие ткани.

Что же касаемо его появления, то по одной из версий прообразом современного берета был кельтский головной убор, сохранившийся в традиционном шотландском костюме под названием tam o’shanter. Свое название они получили в честь героя стихотворения Роберта Бернса «Тэм О’Шентер». Внешний вид его довольно простой, это широкий шерстяной берет с помпоном на макушке, изначально все тэм-о-шентеры были синими и назвались blue bonnet, что дословно переводится как синяя шляпа. Позже, после появления химических красителей, их стали изготавливать в разных цветовых вариациях, так, например, тэм-о-шентер цвета хаки стал неотъемлемой частью военной униформы шотландских пехотинцев во время Первой мировой войны.

Согласно же другой версии, берет появился в Древней Греции, откуда был позаимствован римлянами, давшими ему название beretino. С помощью них римляне разделяли представителей аристократии и обывателей, присвоив каждому из них свой цвет beretino. Дальше береты появились у басков (народа, населяющего часть современной северной Испании и юго-западной Франции).

В эпоху Средневековья береты носили священнослужители. Модели того времени имели четырехугольную форму, сохранилось много исторических источников, в том числе книжных миниатюр, которые указывают на большую популярность беретов в средневековой Европе. Как пример можно вспомнить многочисленные портреты английского короля Генриха VIII Тюдора, на которых он изображался в нарядных беретах различного фасона.

В 90-е года XV века модная волна беретов захватила Германию. Немцы носили модели с отогнутыми сзади полями. В то же время во Франции берет выглядел по‑другому, это был большой отрез бархата или шелка, собранный по краю и нашитый на жесткий бортик. Обычно его украшали вышивкой, жемчужными нитями, перьями или пряжками, брошками и шпильками с драгоценными камнями. Такой головной убор был популярен как у женщин, так и у мужчин.

В начале XVI века в Испании береты приобрели круглую форму. Богатые испанцы и испанки декорировали его тесьмой или перьями. Более бедные слои населения носили скромные варианты с узкими полями. Дальше в истории берета наступил кризис, и он вышел из моды примерно до XVII века.

В эпоху романтизма береты стали снова подниматься на олимп славы, и стали пользоваться огромной популярностью среди представителей искусства, в частности в кругах художников. Например, известный нидерландский художник Рембрандт, так часто носил береты, что даже увековечил их на своих автопортретах. А один из флорентийских герцогов ввел береты в форму своих пажей, приказав носить им красные модели летом, а синие — зимой.

С появлением треуголки в середине XVII века берет снова стал стремительно терять популярность, и остался лишь в униформе шотландских военных и швейцарской гвардии папы римского.
Но и этот кризис миновал. В начале XIX века они снова вернулись в строй, захватив разом всю Европу, и впервые дойдя до России, где стали деталью парадного туалета. Для изготовления беретов выбирали дорогие материалы и богато их украшали перьями, цветами, жемчугом и драгоценными камнями.

В то время в моде были яркие насыщенные цвета: алый, малиновый, зеленый. Но при всей популярности береты имели право носить исключительно замужние дамы. Так, например, в поэме Пушкина «Евгений Онегин» берет появляется как символ того, что Татьяна «другому отдана». А в повести Лермонтова «Княгиня Литовская», написанной в 1836 году, указанно, что дамы того времени не снимали этот головной убор даже за столом.
Во время Первой мировой войны берет стал частью официальной формы для французских и британских танковых войск и некоторые технических подразделений.
Всплеск моды на береты наблюдался и в 30-х годах ХХ века, в то время их шили из плотных тканей или легкой шерсти, украшали вуалями, вышивкой, цветами, брошками.

Также в 30-ые года на Ямайке зародилась монотеистическая авраамическая религия под названием Растафарианство, и отличительным элементам стал также вязанный полосатый берет, под таким же названием растаман, обычно для его изготовления выбирали нитки красных, зеленых, желтых и черных цветов. В таком головном уборе частенько выходил на сцену самый известный музыкант стиля регги — Боб Марли. Благодаря ему такой цветной берет стал не только символом религиозного культа, но и отличительной чертой всех любителей стиля регги.

Сегодня береты носят мужчины и женщины по всему миру, они также стали традиционной деталью национальных костюмов и военной униформы, а где-то стал даже предметом спецодежды.

Береты периодически уходят из моды и вновь врываются в списки актуальных головных уборов. Так осенью 2002 года их носили надетыми на платок, повязанный на манер банданы.

А в осенне-зимнем сезоне 2007−2008 года береты появились в коллекциях Marc Jacobs, Donna Karan, Vera Wang, Hermes.

Осень-зима 2009−2010 этот вид головных уборов предложили бренды Paul Smith, Milly, Oscar de la Renta.

Береты были актуальны в осенне-зимнем сезоне 2010−2011 года. Особой популярностью пользовались классические модели от Donna Karan, Ralph Lauren; объемные вязаные береты из толстой шерсти от DKNY, Boss Orange, Nicole Miller, Peter Jensen; также декорированные пайетками, бантами, брошками варианты в коллекциях Emporio Armani, Marc By Marc Jacobs, Chanel.


Можно сделать краткий вывод: на подиуме берет стал настоящим полем для экспериментов, а для нас с вами это головной убор на все случаи жизни, да еще и с интересной биографией.
Текст: Дарья Монтенегро
Несмотря на то, что на улицах большинства городов ещё лежит снег, всё же наступила долгожданная весна. Она врывается на улицы и парки голубыми потоками талых вод, будит птиц и приносит нам ощущение тепла и радости. Люди снимают с себя пуховики, теплые меховые шапки и и переходят на легкие пальто и изящные береты.Так почему же такой головной убор, как берет, пользуется невероятной популярностью уже на протяжении многих веков?
История возникновения
Берет — мягкий головной убор без козырька, который у многих ассоциируется с французской модой. Действительно, само слово beret пришло к нам из французского языка, но никакого отношения к Франции происхождение берета не имеет.
Головной убор впервые появился как часть традиционного шотландского костюма, и до сих пор является его важной составляющей. Тэм-о-шентер (англ. tam o’shanter) — так он именовался изначально — назван в честь героя одноименной поэмы Роберта Бернса (главный герой носил как раз такую шапочку) и был исключительно синего цвета с маленьким помпоном на макушке. Встречалось и другое его название — синяя шапочка (англ. blue bonnet).
Но форма берета не всегда была круглая. Например, в средние века священнослужители носили квадратные береты.Круглым и светским берет стал в начале XVI века в Италии. При создании таких головных уборов портные использовали атлас или шелк, натягивали их на жесткий бортик, собрав ткань по краю. В качестве украшений использовались перья и драгоценные камни. Уже тогда береты носили не только мужчины, но и женщины.
Генрих VIII Тюдор в берете, украшенном драгоценными камнями
Берет и искусство
Ещё одна ассоциация, связанная с беретом — это, конечно же, образ художника. И это не случайно: Леонардо да Винчи писал себя в черном берете, Рафаэль на автопортрете также запечатлел себя в берете.Рембрандт — самый большой любитель головных уборов — оставил далеко не одну картину, где он изображен в головном уборе, похожем на берет.
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Автопортрет в 23 года». 1629 год
В XVII веке мода на береты в обществе немного угасла, но среди художников,напротив, набрала обороты. Так, голландец Ян Вермеер, автор знакомой многим «Девушки с жемчужной сережкой», часто писал персонажей в беретах (например,картина «Мастерская художника», 1666–1667 гг.),
Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой», XVII век
Ян Вермеер «Мастерская художника», XVII век
В конце XIX века большим любителем этого аксессуара был Огюст Роден и многие импрессионисты, среди них — Пьер Огюст Ренуар, а в начале XX века — Пабло Пикассо, которого нередко фотографировали в изящной шапочке 🙂
Пабло Пикассо в берете
Всё новое — хорошо забытое старое
В XIX веке берет снова приобретает огромную популярность, в том числе и в России, и становится самым распространенным головным убором. Приобрести его можно было только на заказ, и позволить это себе могли исключительно монаршие особы и аристократия. В особом почете были арлезийские береты с невысокой тульей (верхней частью).
Малиновый берет Татьяны Лариной, в котором она блистала на балу, можно причислить к достоянию русской культуры. А у М.Ю. Лермонтова «дама в малиновом берете» появляется в повести «Княгиня Лиговская». В начале XIX столетия в России дамы носили берет как деталь бального туалета. Береты шили из дорогих материалов — бархата, парчи, лионского шелка. Их украшали пером и аграфом — драгоценной застежкой.
Пушкин одно время был увлечён светской красавицей баронессой Амалией фон Криденер, блиставшей при дворе Николая Первого. По облику Татьяна немного напоминает её, хотя была ли Амалия прототипом главной героини романа, нигде не упоминается.На одном из портретов баронесса изображена в красной шапочке-берете. Может, это и сподвигло Пушкина нарядить Татьяну в подобный берет, заменив для рифмы красный цвет на малиновый.
В начале XX века берет стал популярен среди военных. Этот элемент одежды в начале Первой мировой войны был введен в танковых войсках и в некоторых технических подразделениях Франции. Именно с этого времени берет стал крепко ассоциироваться с этой страной. Хотя этот головной убор, как часть военной формы, используется и во многих других странах, отличаясь лишь цветовой гаммой. В Греции, Турции и Люксембурге береты вооруженных сил — трех цветов, в Бельгии — семи, в Англии — девяти. А рекорд принадлежит Израилю — здесь насчитывается 13 оттенков беретов. К сороковым годам XX века все бронетанковые части Великобритании стали носить черные береты, а в России берет — это характерная деталь формы десантников.
Сегодня при упоминании берета в первую очередь в памяти многих всплывает образ кинодив, таких как Грета Гарбо, Марлен Дитрих, героиня Евы Грин из фильма «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи, а также героиня Людмилы Гурченко в красной мохнатой беретке из ленты «Любовь и голуби» Владимира Меньшова.
Людмила Гурченко, х/ф «Любовь и голуби», 1985 год
Марлен Дитрих — одна из главных модниц 1930-х годов
В 1930-х годах берет стали носить чуть набок — так придумала великая Коко Шанель, а с 1960-х женщины одевали береты на затылок, подражая Фэй Данауэй, которая сыграла обаятельную героиню Бонни из фильма «Бонни и Клайд» про парочку преступников: там она постоянно появляется в берете.
Фэй Данауэй, «Бонни и Клайд», 1967 год
В 70-е годы XX века этот аксессуар становится вязаным и его начинают носить хиппи. Например, Боб Марли часто поверх дредов носил пестрый берет.
Боб Марли
С тех пор берет больше никогда не выходил из моды, и каждый год он появляется на показах главных дизайнеров: головной убор может быть шерстяным, атласным, кожаным, вязаным — на любой вкус.
Остается один вопрос: зачем посередине берета нужен «хвостик»? А все очень просто: за него надо дергать, когда снимаешь шапочку, чтобы не запачкать края головного убора. Также за эту«пимпочку» можно подвесить берет на прищепку после стирки.
А что у нас в 2019?
А в 2019 в тренде та самая бессмертная классика, которую мы могли видеть во французских фильмах на Брижит Бардо. Дизайнеры поэкспериментировали только с цветом, размером и сочетаемой с ними одеждой.
Топ-1: классика жанра
Беспроигрышный вариант для экспериментов со стилем. Даже короткий кожаный сарафан с ним выглядит очень утонченно. А если носить в сочетании с базовыми джинсами, свитерами и пальто — необходимая основа гардероба на каждый день.
Топ-2: берет с декором
Акцентом берета могут стать броши, жемчуг или абстрактный объемный принт. Одевайте с теми же базовыми джинсами и водолазками, классическим костюмом или даже женственным платьем.
Топ-3: необычные формы
Более авангардная вариация классического берета. Здесь головной убор не цельнокроеный, поэтому можно придать любую форму.
Среди модных оттенков: красный, желтый, черный, беж, леопард. Среди материалов: кожа, фетр, кашемир, замша
Но не стоит забывать, что моду дизайнеры представляют на подиуме четыре раза в год, а стиль — это то, что выбираете вы сами.