Конспект урока литературного чтения 2 класс опрятней модного паркета
МБОУ СОШ № 8
г. Сафоново
УРОК
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(2-й класс)
Тема урока: Красота
и выразительность пушкинского стиха
(А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»).
Провела: учитель начальных классов
Тишко Елена Николаевна
Цели урока: 1. Показать полнокровность поэтического образа зимы, созданного А.С. Пушкиным: выразительный зрительный образ; наполненность картины зимы движением и звуками.
2. Научить читать выразительно лирическое стихотворение.
3. Развивать детское воображение, обогатить словарный запас.
Задачи урока: – проанализировать с детьми поэтические образы, созданные А.С. Пушкиным в стихотворении «Опрятней модного паркета»: какое настроение они передают, какими средствами выразительности созданы;
– совместно найти авторскую мысль, авторское «Я» в тексте, не только то, что хотел сказать автор, но и как он это сделал;
– работать над выразительным чтением: рифмой, ритмом, мелодией; использовать музыкальные произведения с целью воссоздания образа зимы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
(Звучит тихая музыка П.И. Чайковского).
Учитель: – Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось. (Музыка).
Учитель: – А когда наступает зима по календарю? Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их.
– А сейчас какой месяц? Можно ли сказать, что зима уже наступила?
– Какой главный отличительный признак русской зимы? (снег).
В природе по-разному в разные годы происходит это явление: самое раннее – вначале ноября, самое позднее – во второй половине декабря.
В этом году наша встреча с первым снегом уже состоялась. О своих впечатлениях мы написали в сочинениях. Лучшие работы мне хотелось бы выделить и лучшие фрагменты зачитать.
(Учитель читает отрывки из сочинений детей, ученица читает стихотворение собственного сочинения, сопровождая это рисунками детей).
Я сегодня тоже приготовила для вас две картины, выполненные художниками. Посмотрите на них несколько секунд и продолжите предложения:
1. Глядя на эти картины, мне кажется …
(стоят ели-великаны, на полянке за ними старик-годовик, махнёт он рукавом первый раз…).
2. Глядя на эти картины, мне хочется…
(побродить по заснеженным дорожкам, вдохнуть бодрящего морозного воздуха, сесть на санки и лететь стрелой с высокой горы).
– Однажды вот также гулял вдоль берега реки А.С. Пушкин, и родились у него следующие строки, послушайте их.
II. Первичное восприятие текста.
– Понравились ли вам эти строки? Какому времени года они посвящены? Как вы догадались, ведь А.С. Пушкин ни разу не употребил слово «зима»?
III. Самостоятельное чтение произведения.
– А теперь откроем учебник и прочитаем произведение про себя. Читайте внимательно, не спеша, ведь от того, насколько вдумчиво вы сейчас прочитаете, будет зависеть наша дальнейшая работа ума и сердца.
IV. Анализ произведения.
– Прочитай, Настя.
– К какому роду литературы относится это произведение? (на доске вывешивается памятка).
Дети: – Это лирика, так как выражены чувства поэта.
Учитель: – А теперь поработаем в группах. Несколько раз перечитайте отдельные строки и подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он их писал? (1-й ряд – 1,2 строчки, 2-й ряд – 3,4 строчки, 3-й ряд – две последние строчки).
Дети читают несколько раз (жужжащее чтение).
– А теперь читает первый ряд, а мы слушаем, следим и работаем вместе с ними.
– Чей образ вырисовывается в этих первых двух строчках?
Дети: – Образ речки.
– С чем поэт сравнивает гладь реки?
Дети: – С модным паркетом.
Что значит «опрятный паркет»?
Дети: – Опрятный – аккуратный, чистый, до блеска начищенный морозом.
Учитель: – «Чистота» ледяной реки, созданная природой, оказалась естественней и лучше рукотворной. Модный паркет проигрывает рядом с творением природы, и чтобы это подчеркнуть, Пушкин подбирает очень точный глагол. Найдите его (блистает).
– Что знает «блистать»? (переливаться необыкновенным светом; пример: блистать в нарядном платье, блистать умом).
– Когда бывает так нарядно, пронизано всё необыкновенным светом, всё блестит и переливается?
Дети: – На празднике.
– Значит, уже с первых строк мы может почувствовать ощущение праздника. Обратимся к нашему вопросу, поставленному ранее:
– Какие чувства владели поэтом в этот момент?
Дети: – Радость, восхищение (карточки с этими словами вывешиваются на доске).
– Продолжит читать второй ряд, читай, Максим.
– Кто рад зиме так же, как поэт? Кого он называет радостным народом?
Дети: – Мальчишки рады снегу и морозу. Они не просто рады, а уже побежали опробовать лёд, и картина зимнего дня наполнилась звуками. Кто услышал их? (Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд).
– Давайте и мы сейчас немного разомнёмся, ведь зима – благодатная пора для закаливания организма.
Физминутка.
– Раз – подняться на носки и улыбнуться,
Два – руки вверх и потянуться,
Три – согнуться-разогнуться,
Вправо-влево повернуться,
А теперь мы приседаем,
Потягиваемся, выдыхаем.
– О чём мог думать лирический герой, глядя на мальчишек? Как вы думаете, был ли А.С. Пушкин счастлив в этот момент?
Дети: – Он умеет радоваться за других людей. Счастливым его сделала любовь к людям, родине, к жизни.
Учитель: – Ай, да Александр Сергеевич! Всего четыре строчки, а мы уже почувствовали радость, восхищение, мы улыбнулись вместе с ним, и нахлынули добрые воспоминания. Как много поведал нам поэт! Какую фантазию разбудил!
– А теперь свои строчки прочтёт третий ряд. Какому природному явлению они посвящены? Как падает снег? Какие слова мы произносим не так, как привыкли? Какое звучание они придают?
Дети: – Торжественное.
– Да, перед нами картина зимнего дня в движении и сиянии. Чтобы подчеркнуть значимость этого события – появление первого снега, – Пушкин использует архаизмы («звездами падая на брег»).
– Какой человек может оценить красоту снега, зимней природы? (наблюдательный, искренний, любящий свой край, русскую зиму). Пушкин – русский человек, и зима для него привычна и желанна. И хочется даже воскликнуть вместе с ним: «Ах, как красиво! Как хорошо!».
V. Работа с иллюстрацией.
– Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён на ней? Кто нашёл строки о гусе? Зачитайте.
– Какое впечатление к общей атмосфере праздника добавляет картинка с гусем? (комическое).
– На чём держится комический эффект? (гусь тяжелый, неповоротливый, важно ступает на лёд, но скользит и падает, отсюда комизм его падения).
– Мы разобрали все строчки поэта, великого мастера. Видим простые бытовые картины – речку, мальчишек, гуся. Нет здесь ни ярких метафор, ни неожиданных сравнений, но точность и яркость поэтического слова позволяет читателю многое представить, домыслить.
Учитель читает цитату на доске:
– О, Пушкин!
Над его строкою
Задумавшись в который раз,
Вдруг открываешь в ней такое,
Что прежде пряталось от глаз.
Д. Кугультинов.
– А что же мы читали сегодня? К какому жанру лирики относится это произведение? (лирическое стихотворение).
Вывешивается памятка.
VI. Выразительное чтение стихотворения.
– А теперь потренируемся читать это стихотворение выразительно. (Вывешивается памятка о рифмах, паузах).
Далее идёт практическая работа по расстановке пауз, логического ударения; учитель обращает внимание детей на знаки препинания.
VII. Итог урока.
– Какое домашнее задание вы хотели бы получить по этой теме? (подобрать частушки, песни о зиме, станцевать зимний танец, сравнить это стихотворение со стихами других поэтов с такой же темой, выучить стихотворение наизусть).
VIII. Домашнее задание.
– Выучить стихотворение наизусть.
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 2 КЛАСС (по учебнику В.Ю.Свиридовой)
Тема:
Праздник в стихотворении А.С. Пушкина «Опрятней модного паркета» и в картинах русских художников.
Цель и задачи урока:
Развивать первичные и исследовательские навыки; учить анализировать произведение и находить авторские литературные приемы; показать радостный, праздничный образ зимы, созданный А. С. Пушкиным, почувствовать авторское восприятие зимы как праздника, времени забав, сказочного фейерверка, первого снега; формировать умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты; формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».
Планируемые результаты:
Предметные
– воспринимать на слух художественное произведение;
– читать с выражением, выделяя голосом важные мысли и слова;
– наблюдать за ритмом стихотворного произведения;
-наблюдать и анализировать природные формы;
– овладевать художественными приемами работы с красками.
Метапредметные
– определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно находить цели её осуществления;
– учиться работать в паре, обсуждать прочитанное. Договариваться друг с другом;
– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств;
– участвовать в диалоге при обсуждении художественного произведения.
Личностные:
– проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
– принимать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения;
– принимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
ОБОРУДОВАНИЕ:
– учебник «Литературное чтение» 2 класс (авторы В. Ю. Свиридова, Н .А. Чуракова);
– портрет А. С. Пушкина;
– лента времени;
– репродукция картины Б. М. Кустодиева «Балаганы»;
– гуашь, кисти, цветной картон;
– аудиозапись стихотворения;
– мультимедиа;
– толковый словарь.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
-Какое время года вы любите? Представим, что у Вас в руках детская игрушка калейдоскоп. Через маленькое отверстие мы можем увидеть… Игра Н.Е.Щурковой «Калейдоскоп».
«Я вижу…», «Мне кажется…», « Я сразу вспомнил…», и т.д.
– Сейчас интересное время, по календарю осень, совсем скоро мы увидим, что фактически наступит другое время года. Какое вы узнаете прослушав музыкальное произведение. (зима)
(звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Зима»)
– Вам нравится зима и чем?
– Зима – очень красивое время года. Мы её очень ждали. Наконец-то выпадет снег, спрячет грязь, все вокруг станет белым, праздничным, нарядным. Будем кататься на санках, на коньках, будем играть в снежки, наступит Новый год, будут подарки.
– Вот видите, какое праздничное время года – зима. Недаром многие писатели и поэты обращались в своем творчестве к зимней теме.
– Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением поэта, портрет которого вы видите на доске. Кто это? (А.С.Пушкин).
– Какие произведения его вы читали? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Тиха украинская ночь..»…).
– Сегодня на уроке мы будем учеными и художниками. Чем будем заниматься, прочитайте на доске? (наблюдать, сравнивать, проводить исследование, объяснять , делать выводы, рисовать)
2. Первичное восприятие произведения.
а)- В каком веке жил поэт, покажите на ленте времени? (Вы совершенно правы, А. С. Пушкин жил в 19 веке, т.е. 200 лет назад)
–Как вы думаете, детские зимние забавы раньше были такие же как сейчас? Какие сейчас?
Давайте сравним послушав лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Опрятней модного паркета…» (дети слушают аудиозапись).
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Веселое, радостное).
б) – А сейчас работаем над стихотворением. Только вот случилось непредвиденное, стихотворение рассыпалось на строчки, что нам делать? Провести исследование. Кто слушал внимательно справится быстро. Приступайте! Работаем в парах. Восстанавливаем текст.
в) Откроем учебники на с. 133 и сверим, что у вас получилось. Прочитайте про себя жужжащим чтением.
– Поделитесь своими впечатлениями. Что понравилось? Что удивило? Какое настроение оно у вас вызвало? Всё ли понятно?
Словарная работа (дети обращаются к толковому словарю).
Паркет – пол, выложенный маленькими гладкими дощечками. (демонстрация на экране). В 19 веке паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотеры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким. Понаблюдайте. Как это было. (показ фрагмента к/ф «Сибирский цирюльник».)
По лону вод – по открытой воде.
Брег – берег.
г) Вторичное восприятие. Итак, у большинства из вас после чтения стихотворения остается радостное, светлое настроение, рождается ощущение праздника. Давайте найдем строчки, которые рождают ощущение праздника, радости?
– Для того чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте это стихотворение и подумайте, сколько образов создаёт автор?
– Много ли их? (четыре)
– Как бы вы назвали эти картины?
Картина 1 – «РЕЧКА» (открыть запись на доске)
– Прочитайте. Что поняли?
– Какой приём автор использовал, чтобы подчеркнуть особенности речки? (сравнение: речка, как паркет).
– А откуда рисунки на льду?
Картина 2 – «Мальчишки» (открыть запись на доске)
– Прочитайте следующую картину. Может, она подскажет, откуда рисунки на льду? (узоры от коньков)
– Почему поэт называет мальчишек «радостный народ»? Какой образ создаётся? (оживленные голоса, ощущение движения).
– Какой прием использовал здесь автор? (звукопись)
– Какие слова передают ощущение звуков? (звучно, режет)
Картина 3 – «Гусь» (открыть запись на доске)
– Прочитайте третью картину. Что поняли? (Гусь обманулся, подумав, что это вода.)
– Какое настроение добавляет к общему ощущению эта картина? (комическое).
Картина 4 – «Снег» (открыть запись на доске)
– Прочитайте последнюю картину. Что поняли? Почему снег мелькает? (Первый снег – он сухой и легкий, поэтому каждая снежинка как звездочка).
– Можно ли эту картину назвать праздничной?
– Как поэт создаёт ощущение праздника? (Чистота белого снега, радостное настроение мальчишек, звуки, которые издают их коньки и комическая картина с гусем добавляет веселые нотки в общий настрой праздника).
3. Физкультминутка.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком поймал он мух
И скорей за парту плюх.
4. Работа с репродукциями картин. (ИЗО)
– Как вы думаете, можем ли мы назвать поэта художником? (поэт тоже создаёт картину, хотя у него нет красок. У поэта есть слова. Он использует рифму. Он использует красивые сочетания слов).
– Давайте обратимся к репродукции художника Бориса Михайловича Кустодиева «Балаганы», а какими средствами пользуется художник? (красками, сочетаниями разных цветов)
– Настроение можно передать с помощью цвета. Что вы видите на картине? (Много людей, они смотрят представление, можно представить себе радостный шум. Это народное гуляние на Рождество. Раньше во время этого праздника устраивались цирковые и театральные представления, строились карусели.)
– Как художнику удалось передать ощущение праздника? (Настроение в картине во многом зависит и от того, как художник положил краску на бумагу и холст. Краска может ложиться густыми, выпуклыми бугорками или ровно, гладко. Это мы уже умеем делать.)
5. Практическая работа.
– Давайте тоже попробуем создать свой образ праздника. Мы же тоже художники и умеем пользоваться красками. Рисовать мы будем на цветном картоне, в основном гуашью, яркими цветами без использования карандаша. Работая с гуашью, берем больше краски и меньше воды, а с краской наооборот.
– Как вы думаете, что можно нарисовать, чтобы передать праздничную атмосферу? (Шарики, фонарики, фейерверки, веселых людей, животных)
– Поможет вам в создании образа музыка Вивальди или П.И. Чайковского.
(звучит музыка, дети работают).
6. Выставка работ. Подведение итога.
– Давайте посмотрим на выставку ваших работ. Какие они разные, но всех их объединяет общее настроение.
– Как вы думаете, сумели ли мы передать ощущение праздника, как в стихотворении А.С. Пушкина? (сумели, только поэт рисовал образ праздника словами, а мы красками).
Рефлексия
– на уроке мне было…
– мне нравится…
7. Домашнее задание.
– Какое домашнее задание вам хочется выполнить?
– А ещё я бы желала услышать выученные стихи и раздать вам дипломы за отличное прочтение их.
Урок 22. Стихотворения А.С. Пушкина о зиме
Цели урока: ознакомить детей со стихотворениями А.С. Пушкина о зиме, с картинами русских художников; ввести понятие олицетворения; развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, делиться впечатлениями (развитие речи); учить сопоставлять живопись и поэзию, понимать настроение поэта и художника; воспитывать чувство прекрасного, любовь к поэзии и живописи; продолжить формирование навыков сравнения, анализа, умения делать выводы.
Оборудование: фланелеграф и карточки со словами-настроениями; карточки со слогами, для тренировки навыка чтения; оформленная доска; аудиозапись цикла «Времена года» П.И. Чайковского, репродукция картины К.Ф. Юона «Волшебница зима».
Ход урока I. Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
Чтение отрывка наизусть.
III. Постановка цели урока
Найдите лишнее слово в каждой строчке:
Январь, Декабрь, Февраль, Март; (весенний месяц)
снег, пурга, метель, иней; (слово из одного слога)
Слово «Март» мы сотрем. А какой темой можно объединить все оставшиеся?
Конечно, это зимние слова. Авторы нашего учебника предлагают нам сегодня перенестись в зиму (хотя за окном еще ранняя осень). А сделаем мы это с помощью музыки, живописи и поэзии.
IV. Изучение нового материала
1. Подготовка к восприятию.
Звучит музыка. На доску вывешивается картина К.Ф. Юона «Волшебница зима». Учитель читает наизусть стихотворение «… Вот север тучи нагоняя…»
Перед вами картина К.Ф. Юона «Волшебница зима». Константин Федорович Юон – один из замечательных русских живописцев. Он начал рисовать с 8 лет и всю жизнь посвятил живописи. К.Ф. Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме». Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными ласковыми и красивыми именами.
Как можно назвать это время года, и с чем сравнить? {Красавица, чародейка, рукодельница.)
2.Рассматривание картины.
– Какие чувства вызывает в вас эта картина?
Дети рассказывают, а учитель вывешивает на фланелеграф или магнитную доску слова-настроения:
Грустное любование; мечтательное ожидание;
Печальное, радостное, светлое, спокойное, тихое, торжествующее, торжественное, тревожное, теплое, сонное, хвастливое, сердитое, обиженное, капризное;
Восторг, восхищение, легкость, очарование.
Можно добавить еще несколько чистых карточек, если дети назовут новые настроения и чувства.
Что вы видите на переднем плане? (Берегречки, мальчишек на коньках.)
Эта картина напоминает мне строки:
Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета, Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед…
– Ребята, а чьи стихотворения я вам сегодня читаю?
– Это стихотворения А.С. Пушкина. Давайте прочитаем
вместе.
Чтение следующег.0 отрывка детьми (сначала жужжащее, после разбора непонятных слов и расстановки пауз – вслух 2-3 учениками).
Работа по заданиям учебника на с. 88.
Подготовка к чтению вслух. Словарная работа.
Дети читают «жужжащим» чтением (с. 89), готовятся читать выразительно. Разбираются непонятные слова – дровни, рысь, бразды, кибитка, ямщик, кушак, салазки.
Выразительное чтение.
Какую картину вы увидели?
Что помогло вам в этом? {Очень яркие, образные описания)
Какое настроение создает стихотворение?
Дети рассказывают, а учитель вывешивает на фланелеграф слова-настроения.
Дети выполняют задание в учебнике по подбору заголовка.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление нового материала
1. Фронтальная работа по вопросам учебника на с. 60.
Дополнительные вопросы:
Реалистическая или сказочная картина нарисована поэтом? {Картина реальная, а образы сказочные.)
Почему вы так думаете? {Север, зима совершают действия как люди.)
В литературе такой прием называется «олицетворение», как бы оживление персонажа.
Что делает север? А зима?
2. Сравнение картины и стихотворения.
Посмотрите на картину Юона. А здесь все реально? {Нет, деревья – великаны.)
Зачем художник изобразил деревья огромными? {Чтобы обратить наше внимание, убедить нас, что зима-волшебница, придать картине сказочный вид.)
Какими приемами пользуются художники и поэты, чтобы придать реальным событиям сказочность, волшебство?
3. Проверка умения применять знания. Творческое задание.
– Попробуйте, используя прием олицетворения, описать,
какие превращения совершила зима (опираясь на репро
дукцию).
Например: «Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмахнула другим – и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебром накрыла, где алмазы и жемчуга развесила. Принарядила, украсила все вокруг и осталась собой очень довольна».
VI. Итог урока
Разгадывание шифровки-анаграммы: ЛОМЫЦОД- 3216745 (Ответ: Молодцы.) Выставление оценок.
Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение А.С. Пушкина