Конструктор и дизайнер модной одежды

Модельер-конструктор: характеристика, обязанности и карьера

Модельер-конструктор – специалист, разрабатывающий новые модели одежды, обуви, аксессуаров, головных уборов. В производстве этих изделий модельер-конструктор является ключевой фигурой. От его лекал зависят посадка вещи, ее актуальность, соответствие потребительскому запросу.

Современным модельером-конструктором, как считают эксперты, должен быть новатор, человек с гибким мышлением, прислушивающийся к моде и активно увлеченный новыми технологиями.

Конструктор и дизайнер модной одежды

Особенности профессии

Когда-то модельер был специалистом, совмещающим в себе сразу несколько профессиональных направлений – он считался и художником, и закройщиком, и портным. Со временем произошло так называемое расслоение, и задачи модельера сузились. Например, художник (дизайнер) сосредоточился на анализе модных тенденций, генерации идей и формировании эскизов.

Конкретно конструктор занимается отработкой чертежей, он охватывает сочетание технической и эстетической сторон вопроса. Технолог же занимается обработкой тканей, оптимизацией производства, методами пошива. И эти специалисты обычно работают в группе, формируют совместно новые модные коллекции.

Модельер-конструктор одежды обычно работает уже с готовым эскизом, который создал дизайнер. Если говорить просто, он должен обработать творческий замысел своего коллеги, сделав из идеи реальную вещь, технически оптимально подойдя к этому решению. Конструктор определяет, какую ткань использовать для конкретной модели, работает над лекалами и выкройками, предлагает разные варианты выполнения.

Данное описание говорит, что это техническая работа, но не без творческого начала. И она непременно требует специального образования и развития определенных навыков. Такой человек должен освоить и компьютерные программы, которые помогают в работе и оптимизируют процесс производства. Каждый эскиз модельер-конструктор должен трансформировать, представить в цифрах и чертежах, что требует глубоких и систематичных познаний.

Конструктор и дизайнер модной одежды

Обязанности

Есть несколько сегментов функционала модельера-конструктора, без которых представить его работу невозможно. Так или иначе, они прописаны в должностных инструкциях. Рассмотрим обязанности модельера-конструктора.

  • Практическое конструирование. Дело не в банальном умении проектировать выкройки. Конструктор должен реализовывать модели, которые будут иметь коммерческий спрос. Это требует от специалиста умения анализировать системы конструирования, сравнивать их, применять актуальные методы моделирования. И это все с учетом свойств тканей и отделки. Грамотный специалист владеет 4-5 системами конструирования, а не останавливается на одной из них.
  • Составление технических схем. Эскиз – это только идея, художественный набросок, который нельзя отправить на производство. Техническая же схема – это уже подробный рисунок с пропорциями и деталями. Техническая схема просчитывается, измеряется, переводится (размеры – реальный масштаб). И по этой схеме делаются четкие чертежи и лекала.
  • Дизайн, работа с пропорциями. Научиться азам дизайна может фактически любой, если он в принципе готов учиться. Привить же самому себе художественный вкус – это более сложное дело, требующее не только самодисциплины, работы с разными ресурсами, но и основывающееся на природных задатках человека. Хороший модельер-конструктор – это не просто «технарь», это человек с развитым художественным видением, умеющий это видение сочетать с выдающимся техническим мышлением.
  • Работа с макетом. Процесс создания новых форм и моделей без этого не обходится. Работа с новыми фасонными линиями и новым материалом, качества которого конструктор еще до конца не изучил, требует применения макета.
  • Создание лекал. Наверное, это главный функционал конструктора. В лекала заложена технологическая стратегия пошива.
  • Работа в режиме автоматизации. За ней кроется экономия сил и времени, как следствие, автоматизация производства. Представители «старой школы» могут скептически относиться к автоматизации, но это не более чем защитная реакция. Без инноваций технологический и производственный процессы замирают, перестают быть конкурентоспособными.

Кроме того, модельер-конструктор часто должен согласовывать техническое задание с заказчиком, контролировать поэтапное изготовление каждой детали, участвовать в примерках, изучать свойства новых материалов и т.д.

В должностных инструкциях прописывается все, чем будет заниматься модельер-конструктор на новом рабочем месте. И эти пункты нужно просматривать внимательно.

Конструктор и дизайнер модной одежды

Необходимые качества

Их невозможно прописать в строгом документе, но на них основывается профессия. Например, вы не увидите в перечне должностных инструкций умение мыслить не совсем стандартно. Но в запросе компании, которая ищет модельера-конструктора, такие требования вполне могут быть прописаны. И это действительно небеспочвенный запрос. Дизайнер ищет идею, а конструктор ее реализует, и для этого нестандартное мышление, творческий поиск, готовность к экспериментам тоже необходимы.

Какие еще качества понадобятся модельеру-конструктору для успешного построения карьеры?

  • Инициативность – эта работа не может быть рутинной. Если же она станет таковой, о профессиональных успехах можно забыть. Вы должны быть готовы не только подхватывать предложения руководства или коллег, но и выступать с ними.
  • Командные навыки – то есть умение работать в команде. А это требует от специалиста организованности и ответственности, точности, умения вести переговоры, быть дружелюбным и эмоционально лабильным. Вы должны учиться планировать и распределять временные ресурсы.
  • Практический опыт – это не совсем качество, но это тот бэкграунд, который делает из специалиста профи, который поднимает его на ступеньку выше. Нарабатывать этот опыт можно и нужно еще в студенческие годы. А удачные проекты заносите в свое портфолио, вести которое нужно грамотно, ответственно, не без творческого подхода.
  • Готовность учиться – меняются технологические концепции, сама мода, ведение бизнеса. И если вы как специалист будете гибки к этим изменениям, будете готовы принять их и научиться новому, это, безусловно, продвинет вас вперед в карьере.

Профессия модельера-конструктора подойдет людям, имеющим художественный вкус, обладающим воображением и креативным мышлением. Если человек коммуникабельный и любит общение, творческие союзы, ему тоже подойдет эта профессия.

Новаторский взгляд на, казалось бы, обычные вещи – прекрасная стартовая «настройка» будущего хорошего модельера. А если у вас еще развита координация и завидный глазомер, это увеличивает ваши шансы на построение отличной карьеры.

Конструктор и дизайнер модной одежды

Обучение

Учебных заведений, которые могут сделать из вчерашнего школьника модельера-конструктора, технолога швейных изделий, немало. Учиться можно ближе к месту жительства, выбирая не самые популярные учебные заведения, но доступные. А можно, будучи еще школьником, присмотреться к именитым вузам, само окончание которых уже на старте добавляет вам баллов как специалисту.

Среди таких заведений отметим следующие.

  • Институт социально-гуманитарных технологий МГУТУ. Здесь вы можете получить диплом бакалавра по специальности «Конструирование швейных изделий из ткани».
  • Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина. Из его стен вы можете выйти специалистом, который знает все о художественном проектировании костюма или текстильных изделий.
  • Московский государственный институт культуры, где вы получите диплом по специальности «Дизайн костюма».
  • Невский институт дизайна (Санкт-Петербург), специальность «Дизайн костюма».

От абитуриентов можно часто слышать вопрос о том, тяжело ли учиться на модельера. Творческая привлекательность профессии обманчива в том смысле, что кажется это будет сплошь полет мысли, рисование, создание проектов. А ведь учеба предполагает изучение технических дисциплин и других не самых простых предметов, среди которых материаловедение, эскиз и технический рисунок, плоскостное и объемное моделирование, использование IT-программ. Поэтому если вы не дружите с математикой, придется либо полюбить этот предмет, либо задуматься над выбором другой специальности.

Конструктор и дизайнер модной одежды

Карьерный рост

Высшая точка карьерного развития – это, наверное, создание частного бизнеса. Открыть свое дело сложно, нужно быть еще и неплохим маркетологом, и иметь бизнес-мышление, но при успешной коллаборации с другими специалистами дело может быть отличной задумкой с прекрасной реализацией. Для некоторых модельеров отличным карьерным ростом считается и преподавание, причем обычно эти специалисты совмещают практику и преподавание.

Вы можете долгое время трудиться конструктором в команде таких же специалистов, а можете стать ведущим модельером-конструктором. Удачного выбора!

Конструктор и дизайнер модной одежды

Источник

В фэшн-индустрии конструкторов еще называют «инженерами одежды». Они превращают идеи дизайнеров в лекала, переводят на язык производства их рисунки и мудборды. Мы поговорили с работниками индустрии об этой профессии — важнейшей, но недооцененной.

Дизайнер = конструктор?

В идеальном мире дизайнер умеет конструировать сам. В 1930-х годах образцовым примером дизайнера-конструктора была Жанна Ланван: только со знанием женского тела и умением кроить можно было шить впечатляющие платья со сложными драпировками и широкими рукавами. Навыками конструирования владели Кристиан Диор, Юбер де Живанши, Пьер Карден. Александр Маккуин конструировал так же виртуозно, как и придумывал, — и был, по сути, закройщиком своих коллекций. Сегодня экспертиза в обеих профессиях встречается все реже: Раф Симонс, например, даже не рисует эскизы — он собирает файл с описанием идей, из которого ясно, какой силуэт, какую форму и какое настроение хочет передать дизайнер. Вирджил Абло, архитектор по образованию, сможет сконструировать скорее здание, чем костюм («Если бы я учился в фэшн-колледже, то изучал бы конструирование»).

Из архивов Maison Martin Margiela

Из актуальных сегодня дизайнеров прекрасными конструкторами считаются Готье и Марк Джейкобс, Читосе Абе из Sacai, которая работала конструктором в Comme des Garçons, и Демна Гвасалия, оттачивавший мастерство в ателье Maison Martin Margiela. Понятно, что ни один из них не делает лекала для всей коллекции, но ценные знания о том, как можно посадить плечо пиджака или нарочно сбить пропорции, точно расширяют кругозор и дают больше возможностей.

«Своим студентам я всегда привожу в пример Марка Джейкобса, — рассказывает Ирина Шакина, преподававшая конструирование в Британской высшей Школе дизайна. —  На ютубе есть замечательный фильм, в котором после эскиза дизайнер делает лекала изделия, раскраивает из ткани и показывает лаборантам, как сшить вещь, — и все сам! Все эти этапы во время обучения должен пройти каждый, чтобы не придумывать ерунду — мягко говоря, невыполнимую для производства».

Из архивов Maison Martin Margiela

Поскольку владение профессией дизайнера и с художественного, и с инженерного ракурса вряд ли возможно, Ирина предлагает следующее: «В обязательном порядке вы умеете рисовать от руки — это даже не обсуждается. Дальше идете учиться дизайну одежду, потому что просто не представляете себя в другом качестве. Программа обязательно включает в себя конструирование-моделирование, технологию, маркетинг и далее по списку. По окончании учебы вы ищете себе конструктора — не просто хорошего профессионала, а единомышленника, человека с современным видением и хорошим вкусом. Как показывает опыт, совмещение дизайнера и конструктора в одном лице для начинающих специалистов бывает мерой вынужденной, но трудновыполнимой впоследствии — это физически невозможно и нецелесообразно».

Знать общие принципы построения и посадки изделия на фигуре Ирина считает обязательным. Также обязательно уметь моделировать из базовых лекал (лекала классических пиджаков, брюк, юбок — прим. BURO.), потому что это — один из способов создания нового дизайна: «Глядя только на лекала, можно придумать новые формы и линии. Диор, например, владел этим методом в совершенстве, его работы — результат прекрасного моделирования лекал».

«Никогда не верьте, если вам скажут, что конструкторов заменят компьютеры»

Сестры Алиса и Юлия Рубан никогда не учились портновскому мастерству — но их коллекции интересны именно с конструкторской точки зрения: платье-тренч со съемным верхом, блузки с рукавами, меняющими форму, сарафаны, которые превращаются в юбку с большими карманами. Сейчас в ателье марки работают над сложным платьем с двумя запахами. Здесь шутят, что если никто не знает, как сшить определенную вещь, то именно ее дизайнеры никогда не отменяют, а «добивают до последнего». «Расход макетной ткани у нас зашкаливает, иногда на одно изделие строится по несколько образов. Пока наш внутренний рекорд — семь макетов на один кутюрный наряд», — комментирует Алиса.

Vetements, весна-лето 2020

Конструкторский штат Ruban — две молодые девушки, Наталья Быкова и Ольга Еркова, выпускницы РГУТиС и РосЗИТЛП. Среди самых сложных дизайнерских задумок, над лекалами которых им пришлось покорпеть, Наташа и Оля выделяют платье-тренч из сезона весна-лето 2019, а еще коллекцию, посвященную Модильяни с тренчкотом, собранным из кожаных вставок разной формы. Конструкторы работают с САПР — это сокращенное название «системы автоматизированного проектирования», то есть набор компьютерных программ для конструирования. Как объясняет Наталья, делается это в первую очередь для скорости.

Из архивов Balenciaga

«Скорость, математическая и геометрическая точность, качество исполнения лекал — то, что отличает САПР от ручного конструирования, — объясняет Ирина Шакина. — САПР не обучит и не поможет, если конструктор плох: это все равно, что посадить за руль не умеющего водить машину. Почувствовать фигуру и форму сначала можно и нужно только через ручное конструирование и моделирование. Учить студентов САПРу считаю лишней опцией — если только вы не технарь с инженерным образованием типа Бауманки или Архитектурного в прошлом. А конструктор сам почувствует, когда он к этому уже готов и ему без этого ну уже никак».

Колумнист американского Vogue Сара Мауэр тоже на стороне ручного конструирования. В своем инстаграме фэшн-критик призывает студентов и дизайнеров не списывать со счетов традиционную работу с лекалами, приводя в пример Маккуина, оттачивавшего свои навыки в ателье на Сэвил-Роу: «Никогда не верьте, если вам скажут, что скоро все будет конструироваться на компьютере или что компьютеры смоделируют все за вас: сегодня конструкторы — одни из самых востребованных специалистов».

«Никто не хочет быть конструктором — все сегодня хотят заниматься дизайном»

Разговоры о востребованности профессии усиливаются еще и тем, что мест, где учат конструированию, становится меньше. Сара Мауэр говорит о том, что английские колледжи моды закрывают конструкторские студии, потому что считают, что в будущем студентам эти знания не пригодятся — все будут делать компьютерные программы. О похожей проблеме в России говорит Ирина Шакина: «К сожалению, с объединением ВУЗов и колледжей стало меньше возможностей учиться конструированию. Раньше в Колледже им. Моссовета был Факультет конструирования и моделирования, причем бюджетный. Так вот, в программе там был академический рисунок все три года обучения — сейчас факультет закрыли. Никто не идет, не хочет быть конструктором — все сегодня хотят заниматься дизайном».

Проблему нехватки специалистов на Экономическом форуме озвучивает Оксана Лаврентьева: «У меня в компании работают 300 человек, — сказала она. — Самое страшное не то, что к нам приходят дизайнеры-выпускники наших институтов, которые вообще ничего не умеют. Самое страшное — что сейчас нет заведений, в которых учат технологов и конструкторов». Дизайнеров, по словам главы «Русмоды», обучить в компании могут — были бы идеи. Но рук, которые дальше будут работать над изделиями, просто нет: «У нас два производства, и каждый человек на вес золота: новых людей негде брать, их нигде не учат. К тому же это не популярные специальности, никто не идет на них учиться — и факультеты закрываются».

Французский институт моды в Париже, к примеру, изящно привлекает внимание к недооцененной профессии: в сентябре 2019 года здесь запускают курс для креативных конструкторов. Слово «креативный» в названии модуля по задумке должен привлечь студентов, которые сегодня все больше хотят придумывать сами, и все меньше — превращать в лекала идеи других.

«Белый ангел, а не серый кардинал»

Принято считать, что конструкторы находятся в тени дизайнеров. Они не медийные личности: сможете назвать хотя бы одно имя конструктора брендов-гигантов? На бэкстейдже к ним не бегут с вопросом, как им удалось идеально посадить плечи. Не спрашивают о работе над лекалами многоярусных платьев. В больших домах дизайн-студии и конструкторские мастерские находятся в разных местах — иногда в отдельных зданиях, иногда в подвале. Общение конструкторов с креативным директорами минимально: в фильме об Александре Маккуине даже был фрагмент, когда в ателье Givenchy дизайнер поинтересовался, кто сделал эту вещь, он хотел познакомиться с мастером — ему ответили, что этому человеку запрещено заходить в студию.

Кристобаль Баленсиага за работой, 1968, Париж. Фотограф Анри Картье-Брессон

«Хочу сразу прояснить: наш главный конструктор — не серый кардинал, а белый ангел модного дома», — начинает рассказ о своем конструкторе дизайнер Татьяна Парфенова. Вместе с Николаем Ивановичем Антоновым она работет почти тридцать лет — с 1993 года: и это совсем не тот случай, когда дизайнер не общается с конструктором. Татьяне Валентиновне нравится рассказывать, как Николай Иванович может не только сконструировать что угодно, но и отремонтировать, какой прекрасный он семьянин, и как он шил свадебное платье для будущей жены. По словам Парфеновой, эти инженерные мозги не боятся никаких задач. Парфенова, например, давно хотела сделать платье с рукавами из одной детали и непрерывного шва — такое даже представить сложно, не то что сконструировать. У Николая Ивановича платье получилось — в лекалах вещь представляет собой гигантскую улитку: зрелище кинематографичное.

Александр Маккуин за работой. Фотограф Анна Деньо

Сегодня в модном доме Парфеновой работают три конструктора: они не пользуются компьютерными программами для конструирования, но даже в традиционной работе у них есть свои ноу-хау. «У Николая Ивановича есть конструкторское изобретение, которое мы даже запатентовали», — делится дизайнер. В чем оно заключается — секрет, но благодаря именно такому подходу к работе с лекалами, говорит Татьяна Валентиновна, ее клиенты удивляются, насколько хорошо сидят на них вещи марки.

Читайте больше на BURO.

Источник