Кто диктует модные тенденции
Смотря на очередные тренды в журналах или социальных сетях, люди, не знакомые с фэшн-индустрией, нередко задаются вопросами: почему моду диктуют кутюрье?
Ответ на этот вопрос хранит история, потому что мода, как и любая другая отрасль экономики, сформировалась не сама по себе, а под влиянием исторических событий и идей конкретных людей.
Как было раньше
Испокон веков красивая и качественно сшитая одежда считалась признаком высшего сословия. Наряд как классовый показатель обосновывался дороговизной ткани и аксессуаров, которые низшему классу были не по карману.
Законодателями моды выступали короли и их подданные — они придумывали дизайн платья или же на себе презентовали работы модельеров, но в любом случае «лицом» моды всегда были аристократы.
Великая Французская революция (1789-1799) свергла королей, благодаря чему портные получили свободу имени и фантазии. С тех пор фэшн-индустрия начала свой путь к законам, по которой живет сейчас.
Первый кутюрье
Как и его предшественники, Чарльз Уорт (1825-1895гг.) обшивал состоятельных людей. Среди его клиентов были европейские императрицы, актрисы, певицы и другие дамы полусвета XIX века.
Но в отличие от средневековых портных, Уорт самостоятельно конструировал одежду и два раза в год демонстрировал готовые платья на специальных показах, где клиенты заказывали понравившиеся модели. Так сложилась новая традиция — моду диктует кутюрье.
Однако эта же традиция сделала из модельеров предпринимателей. Отныне нужно было не только шить одежду, но и понимать — захотят ли люди купить её. Иными словами, мода стала бизнесом, а одежда превратилась в продукт.
Мода — это бизнес
Чтобы продукт был успешен, он должен быть актуальным для своего времени вне зависимости от взглядов бизнесмена, и фэшн — не исключение.
На протяжении всей истории человечества не только модники диктовали стиль и образ, тренды менялись и по ряду причин, не имеющих отношения к конкретному человеку. Например, закрытый костюм раннего Средневековья отображал климатические условия и обширное распространение христианства.
Позже Европу захватила эпоха рыцарства, в канонах которой мужчина сражался за прекрасную даму, поэтому наряды стали более открытыми и приближенными к женскому силуэту, ведь именно костюм подчеркивал, а иногда и создавал женскую привлекательность.
Так и кутюрье становились успешными, когда их видение красоты совпадало с настроениями народа. Коко Шанель создала удобный, но элегантный стиль, нашедший отклик среди сепаратисток, а Кристиан Диор в 1947-ом году подарил миру New look — торжество романтики, которой не хватало Парижу после войны.
Есть и обратные примеры: Поль Пуаре не смирился с послевоенной страстью к лаконизму, но его прежние работы — костюмы в восточном стиле — не пользовались спросом, поэтому в 1927 году кутюрье обанкротился и закрыл свой Дом моды. Известный эпатажем Александр Маккуин работал на Givenchy и Gucci, чтобы заработать денег на собственную линию одежды.
Эти истории только подчёркивают, что мода превратилась в отдельную нишу экономической сферы, где действует суровый закон «Клиент всегда прав».
Кто диктует моду
Мало что изменилось со времен Шанель, Диор и других известных дизайнеров. Модные дома по-прежнему прислушиваются к настроениям народа, чтобы понять, какой продукт придётся по душе большинству. Если модельер хочет стать успешным, то он должен превратиться в чувствительный приёмник, улавливающий любые оттенки изменений в настроениях клиентов.
Некоторые понимают дух времени самостоятельно, другие же обращаются к форкастинг-агенствам, которые анализируют потребительский рынок и выпускают трендбуки со списком модных веяний на ближайшее время.
По сути мода — это синтез современных ценностей общества и видения модельера, который придаёт этим ценностям физическую форму. Поэтому, возвращаясь к вопросу «Кто диктует моду?», ответ напрашивается сам собой: законодателей двое — и само общество, и отражающий его взгляды кутюрье, а гармония между ними — это и есть те самые тренды.
<<< Ставьте палец вверх если понравилась статья. >>>
<<< Подписывайтесь на наш канал. >>>
< — Спасибо, что читаете нас. —>
Как узнать, откуда появилась мода и кто предсказывает, что нам носить каждый новый сезон? Мировые глянцы, модные критики и обозреватели доносят читателям информацию о последних тенденциях, но кто же все-таки является первым и главным диктатором моды? Известная на весь мир Миранда Пристли – героиня фильма «Дьявол носит Прада», — доказывала, что мешковатый свободный свитер небесного цвета как протест против моды в действительности был выбран среди многих «шмоток» людьми из «тайной комнаты». Так что это за комната, где она находится в реальности и кто диктует моду всему миру?
С чего все начиналось
В начале далеких 90-х годов в обиход вошли такие интересные понятия, как «трендвотчинг», «трендхантинг» и «трендспоттинг». Еще тогда, в период появления рекламщиков и агентств, маркетологов серьезно озадачил вопрос: «Как будут вести себя покупатели в будущем и чем будут интересоваться?». Ведь то, что модно сегодня, знает каждый. А вот что будет модно в следующем году или через несколько лет могут грамотно спрогнозировать далеко не все!
Люди, которым это удавалось, с легкостью обходили конкурентов и пользовались популярностью среди покупателей. Таким образом весь мир узнал о доставке пиццы, о кофейне с услугой кофе навынос и о многом другом — эти феномены появились из-за возникновения нового тренда под названием «ускоренный ритм жизни». 90-е года — это не только вышеперечисленные понятия, но и популярные белые воротнички, биржевые торги, Уолл-Стрит, постоянная офисная работа в ущерб сну, но не в ущерб деньгам.
Что модно сегодня?
На сегодняшний день происходит действительно настоящая погоня за разнообразными трендами. Это можно наблюдать в ежедневных отчетах Google, Pinterest, Instagram, Pantone. К примеру, два последних определяют главную цветовую гамму сезона, а вот Google и Пинтерест в силах предложить вам, согласно пользовательским запросам, трендовые новинки сезона. Так, просмотрев обновленные страницы с модными отчетами, мы узнали, что на мировые подиумы возвращаются такие вещи:
- платья-комбинезоны;
- легинсы в стиле 80-х;
- укороченные брюки;
- одежда с меховой отделкой;
- одежда со шнуровкой;
- мундиры с широкими плечами;
- геометрические, в том числе полосатые, клетчатые узоры.
Так кто же основатель моды во всем мире?
Первым и единственным основателем моды является Чарльз Фредерик Ворт. Удивлены, что это мужчина? Следует заметить, что кутюрье сразу же овладел вниманием всех богатых и влиятельных женщин во Франции. Именно он одевал представительниц королевского рода в модные на то время платья. Они были созданы только из дорогих тканей и отличались оригинальным кроем. Вскоре Ворт начал результативно работать над креативными коллекциями, которые впервые за всю историю демонстрировались на живых моделях. Именно он, кстати, придумал первые показы одежды!
Чарльз Фредерик Ворт – не только основатель высокой моды, а и один из первых кутюрье мира в современном смысле этого слова.
Кто прогнозирует тренды?
Многие думают, что именно дизайнеры придумывают новые модные тренды в каждом сезоне. Вы глубоко заблуждаетесь! По причине постоянного риска и боязни ошибиться в предсказании сезонных тенденций, модные дома нашли альтернативу в лице консалтинговой компании, что прогнозирует моду на ближайшие года. Такой компанией является World Global Style Network.
Задача World Global Style Network заключается в долгосрочном прогнозе модных тенденций, включающих в себя политический и экономический анализ, потребительские ожидание и предпочтения. Также работа компании может включать вычисление динамики продаж и список моделей, которые пользуются большим спросом. Внимательно изучив все данные, дизайнерские дома формируют луки, которые взорвут интернет на несколько модных сезонов вперед. К примеру, узкие джинсы вместо брюк-клеш и возвращение прямого кроя – прямая заслуга прогнозирующей компании WGSN.
Теперь мы знаем, откуда берутся модные тренды, кто прогнозирует наш с вами будущий гардероб. Учитывайте это и внимательно следите за новыми тенденциями, а также не забывайте читать, как победить «деревню» в своем стиле и начать одеваться со вкусом!
Анонимный вопрос
27 сентября 2018 · 1,3 K
Советую обратиться к тренд агентствам! Они хорошо собирают все модные тенденции в мире. В России и СНГ IKONA RUSSIA делает свой трендбук на русском языке.
Ссылку не буду скидывать, можно загуглить. Их например задача показывать, что тренды цикличны. Довольно интересная идея. А вообще Павел Грата проводит часто всякие интересные консультации бесплатно. Можно задать даже вопрос как стилисту.
А также заодно узнать и про то, кто диктует моду и насколько это сильный аргумент. А так по цветам обращаюсь также к Pantone. Они делают прекрасные подборки.
Журналист, пиарщик, декоратор, ювелир.
Однозначного ответа нет. Моду диктует сам ход истории, прогресс, экономическая ситуация, дизайнеры, знаменитости. Когда-то была модной полнота, поскольку считалась признаком достатка. Сейчас визитной карточкой успеха стала стройность. Веками дамы носили корсеты, а с появлением велосипеда дружно надели брюки. Большую роль играют знаменитости –… Читать далее
Какой стиль одежды популярен в россии?
Путешествую, учусь каждый день, готовлю, интересуюсь, общаюсь с детьми и…
Я второй год наблюдаю укороченные или подвернутые джинсы – брюки + голые щиколотки и кеды. Туда же косухи, шапки-бини, бежевые пальто. Для мужчин.
Для женщин все те же укороченные джинсы-брюки, голые щиколотки, кеды со всем от джинсов до вечернего платья. Маленькие сумки кросс-боди. Объемные свитера, объемные шарфы, объемные пуховики. Пальто-халаты. Высокие сапоги, выше колена. Как-то тако.
Прочитать ещё 4 ответа
Какой стиль в одежде вас сильно раздражает?
Вероятнее всего, вы имеете ввиду стиль как подражание, имитация, создание ассоциаций с каким-либо персонажем. Например, морской стиль – имитация костюма моряка, а деловой – имитация костюма делового человека (т.е. одеться в деловом стиле – изобразить делового человека, при этом можно им не являться). На мой взгляд, абсолютно любой стиль имеет место быть, но вот бомж-стайл, популярный некоторое время назад, действительно раздражал: разодранные джинсы и голые щиколотки зимой. Надеюсь, все эти ребята остались здоровыми.
Прочитать ещё 18 ответов
Парни и девушки, какие гендерные стереотипы вам изрядно надоели?
Те, что навязывают родители, когда тебе нет 18. На остальные можно наплевать, а это волей-неволей придётся терпеть, пока не съедешь от них. Если бабушки в автобусе начнут навязывать мне какие-то свои стереотипы, то я всё равно выйду на следующей остановке. А вот когда это делают те, с чьей жилплощади не переехать, то становится на самом деле неприятно. Для меня дело не в сути стереотипов
Прочитать ещё 8 ответов
Почему на западе люди одеваются намного лучше (со вкусом), чем в России?
Руководитель проекта “VA”, первого в России experience-отеля,
по образованию…
Потому что у нас одежда элементарно дороже. Для примера: рубашка Hugo Boss в России стоит 20 000-30 000 рублей. В Европе это 100-200 евро + постоянные распродажи. Люди не могут позволить себе покупать куски ткани за такие деньги. Мужчине нужен минимум десяток таких рубашек на год. Это больше, чем мой месячный оклад, и я бы не сказал, что у меня самая маленькая зарплата в Москве.
Если же говорить о более дешевых марках, который в Европе стоят около 5-10 евро, то у нас это цена 3000 – 5000 рублей. Для Европы – это вещи-однодневки, у нас же люди их носят чуть ли не каждый день, имея на замену всего пару таких вещей. Естественно, в связи со своим базовым качеством, внешний вид таких вещей становится близким к ужасному, а люди продолжают их носить.
Так как владельцы торговых сетей также борются за продажи, то они начинают завозить подделки и конструктивно не продуманные вещи, которые другие страны просто не закупают. Мы начинаем видеть на окружающих те вещи, которые вы называете безвкусными.
За те долгие годы, пока в нашей стране не было доступа к международным брендам, а потом цена эти бренды была недоступна, у нас выработался определенный стиль. Т.е. практика купить неправильно пошитые джинсы на рынке, потому что они недорогие, а к ним крутяцкие найки последней коллекции – это нормально для нашей страны. Пусть сейчас на рынках вещи покупают все меньше человек, но приверженность определенным вкусам осталась.
Ведь стиль складывается из многого: качество ткани, выкройка, цвета, швы, сочетание вещей и т.д. Найти у нас одежду из качественной ткани, не подделку, нормального пошива – это сложно и дорого. Получается, чем-то надо жертвовать. Вот и жертвует большинство вкусом, ведь другого выбора у людей нет
Прочитать ещё 5 ответов
Какие стереотипы вам встречаются чаще всего❓
Спортивный журналист; раздатчик пищи в столовой; копирайтер; рерайтер…
1) Дружбы между мужчиной и женщиной не бывает.
2) Депрессия воспринимается, как просто ухудшившееся настроение и апатия.
3) Дыма без огня не бывает.
4) Надо быть мужиком.
5) Украина – искусственное надо государство.
6) Европа погрязка в гомосексуализме и толерастии.
Прочитать ещё 8 ответов
Мода или индивидуальный стиль, как оставаться модным, не изменяя своему вкусу? Кто в России и на Западе является образцом для подражания, или, как выражаются профессионалы модной индустрии, трэндсеттерами? Кто несет моду в массы? И какой дизайнер сейчас самый модный? Ответы на эти и другие вопросы мы попытались выяснить у профессионалов фэшн-индустрии.
Alexander McQueen.
Заядлые российские модники заметно охладели к игре в моду, за модой гоняются в основном те, у кого только сейчас появилась возможность выкладывать за вещи огромные суммы. Это так называемые представители «золотой молодежи», которые скупают все модные брэнды и трэнды и одевают все эти вещи так, как советуют глянцевые журналы, или как это носят знаменитости.
На столичных тусовках и светских мероприятиях люди выглядят как клоны, зато, глядя на прикид каждого, легко понять, что нынче «последний писк». По-прежнему российские модники считают, что в моде загар, силиконовые губы и нарощенные волосы. К такому выводу пришел стилист и телеведущий Влад Лисовец, в числе постоянных клиентов которого «Блестящие», Валерий Леонтьев, Анита Цой и другие одиозные персонажи отечественного шоу-бизнеса. В то же время на Западе загар а-ля «жертва солярия» и яркий макияж уже давно моветон, а так популярные в российской элите «smokey eyes» актуальны только на показах мод.
Главное отличие западных модников от отечественных заключается в том, что для русских характера чрезмерность, броскость и желание выглядеть нарядными в любое время и в любом месте. «Live for the fashion, die for cloth» – «Живи ради моды, умри за одежду» – такой девиз у русских, считает Лидия Александрова, которая 12 лет посвятила моде.
Россиянки стремятся выделиться любыми способами, любовь к расписным матрешкам и хохломе у русских в крови. При этом для девушек среднего достатка быть стильной означает быть ухоженной: укладка, маникюр, чистая обувь, отглаженная одежда – вот основные правила быть красивой и модной.
Кто диктует моду?
На Западе стиль проявляется не в сочетании ультрамодных брэндов, а в показной небрежности. Даже звезды позволяют себе вольные, взъерошенные прически, как будто бы и вовсе не готовились к выходу в свет.
По мнению экспертов, даже самые стильные российские звезды на год – два отстают от своих заокеанских коллег, предпочитая копировать Голливуд и Лондон. Самыми популярными образами в нашем шоу-бизнесе до сих пор остаются Дженнифер Лопес и Мадонна. С этих мировых знаменитостей «слизывают» и одежду, и макияж, и клипы и даже манеру исполнения.
А вот с отечественными трэндсеттерами (законодателями моды) у нас плоховато. В Великобритании и США стоит Виктории Бэкхэм выйти на улицу в маячке от известного дизайнера, как тут же эта одежка становится вещью must-have в гардеробе любой стильной девушки. «Такого феномена, как на Западе, когда звезда появилась в джинсах, и товарооборот марки сразу же резко возрос, у нас пока нет. Что касается отечественного шоу-бизнеса, то там многие персоны так и не научились правильно и красиво одеваться, так что наша задача – привить им вкус», – говорит Лидия Александрова.
Главным российским трэндсеттером по-прежнему остается Ксения Собчак, которая несколько лет назад принесла моду на черепа и прочие «пиратские» штучки, которые до сих пор неимоверно популярны среди молодежи. Главным законодателем мод за границей считается дизайнер Alexander McQueen. Он опережает моду на несколько сезонов, а его идеи берут за основу многие признанные кутюрье.
Все модельеры сходятся во мнении, что вкус – врожденное понятие. При помощи глянцевых журналов можно лишь его совершенствовать, не нужно брать за основу актуального гардероба все модные тенденции, а чтобы выглядеть стильно необязательно каждый сезон тратить бешеные деньги, скупая все новинки.
Человек должен чувствовать себя комфортно и удобно, вещи всего лишь канва, оболочка, главное – что внутри, и эту внутреннюю индивидуальность и нужно подчеркивать.
В сентябре в четырех городах — Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже — проходят недели моды, где главные мировые дизайнеры показывают свои новые коллекции. Эти показы задают тенденции как минимум на полгода вперед — все вещи с подиума появятся в магазинах лишь весной 2018 года, причем не только в дорогих: к тому времени их скопирует масс-маркет. Подиумная мода вызывает массу вопросов: кто это носит, кто решает, что сейчас модно, почему эти вещи столько стоят и что вообще значит быть модным? По просьбе «Медузы» на все эти стыдные (а на самом деле нет) вопросы отвечает журналист и стилист Ирина Дубина.
Что такое мода? Это какие-то модные вещи?
Мода — это не только вещи, но и их сочетания и общие тенденции; она регулярно меняется (хотя и не так быстро, как кажется). Дизайнеры показывают от двух до четырех сезонных коллекций в год: осенне-зимнюю, весенне-летнюю, и . По их итогам журналы и сайты анализируют все увиденное на подиумах или в , делая выборки главных трендов сезона (или межсезонья) — гид для тех, кто хочет им соответствовать.
Некоторые тренды рождаются и умирают быстрее, чем масс-маркет успевает их скопировать, — и так и не становятся широко популярными. У других срок годности может быть куда дольше — от пары сезонов до пары лет. В основном это касается более общих направлений, например, актуального минимализма или моды на спортивный стиль. Но может быть живучая мода и на определенный фасон, цвет или даже ткань. Так, уже который сезон в моде бархат, викторианские рюши и объемные рукава, цветочный принт, широкие плечи, безразмерные худи. Другие же вещи, наоборот, резко входят в моду, столь же резко теряют актуальность и быстро начинают выглядеть устаревшими. Это могут быть и отдельные предметы гардероба (как плиссированные юбки в пол, туфли с круглым мыском или леопардовая шуба из искусственного меха), так и целый субкультурный стиль — вроде образа хипстера-дровосека с вощеными куртками, клетчатыми рубашками и ботинками Red Wing.
Чтобы быть модным, нужно все время покупать что-то новое?
Вовсе нет. Чтобы выглядеть модно, необязательно скупать все актуальные вещи подряд — достаточно выбрать одну-две позиции из списка главных хитов сезона и добавить их в свой гардероб. Более того, в 2017 году выглядеть слишком модно считается моветоном: а именно носить «тотал-лук» какого-то бренда (то есть одеваться с головы до ног в вещи одной марки и в той же комбинации, что и на показе) или его имитацию, а также в точности подражать модным стилистам или блогерам.
Еще один способ выглядеть модно, не тратя на это слишком больших усилий и денег, — следить за самыми ожидаемыми релизами кроссовок и добавлять их к своему базовому гардеробу (то есть универсальным вещам «на века» вроде классических джинсов или пальто-кокона). Мода на streetwear — стиль, вдохновленный уличной и спортивной одеждой, — уж точно не собирается никуда уходить. Узнавать о том, какие модели сейчас не в почете, а за какими надо охотиться, можно, к примеру, на сайте Hypebeast.
Можно быть не модным, но иметь свой стиль?
Стиль — это не синоним моды: это образ, который отличает вас от всех остальных. Одинаковые водолазки и джинсы Стива Джобса — это стиль. Яркие вещи и эксцентричные аксессуары 96-летней дизайнера Айрис Апфель — тоже ее стиль. Другими словами, стиль — это проявление индивидуальности человека через одежду. Он может пересекаться с модой: например, можно носить модные кроссовки в паре с любимой косухой из секонд-хэнда. Или же категорически ее отрицать, как антимода — когда человек намеренно одевается так, словно вытащил наугад случайные вещи из кучи на полу или закупился где попало. Яркий пример антимодной иконы стиля — Шайя ЛаБаф, который носит футболки из супермаркета с кроксами, угги, растянутые штаны и кроссовки с высокимим серыми носками. Его образам даже посвятили отдельный инстаграм Shiaʼs Outfits.
Кто вообще решает, какая вещь модная, а какая нет?
На протяжении почти всего XX века главными законодателями моды были сами дизайнеры, реагировавшие на изменения в обществе. Так, после Второй мировой Кристиан Диор понял, что женщинам надо дать что-то взамен скучных и сдержанных костюмов — и, вдохновившись Прекрасной эпохой, придумал в 1947 году свой знаменитый силуэт new look. В 60-е мода, отреагировав на настроения , сделала резкий поворот от нью-лука и статусных чинных платьев в сторону длины мини, ярких цветов и геометричного кроя.
К концу 1990-х, когда мода стала гигантской индустрией, стало понятно, что брендам необходимы специальные аналитики, которые смогут предугадать, захотят ли клиенты марки в следующем сезоне носить брюки с цветочным принтом или нет. Модные компании начали пользоваться услугами , часть из которых занимается только анализом моды; сейчас тренды задают специалисты Trend Union, WGSN и LS:N Global. Их задача — собирать информацию (от того, как одеваются жители крупных городов и заканчивая будущими выставками в музеях) и делать на ее основании прогнозы о будущем моды: цветах, тканях, фасонах и стилях, которые будут актуальны через несколько лет.
Почти все бренды сегодня пользуются трендбуками — специальными каталогами модных веяний на ближайший год или даже пятилетку. Рекомендации таких агентств могут быть как предельно конкретными (например, «возрождение панка»), так и более общими вроде «ностальгии по прошлому на фоне все более нестабильной обстановки в мире». Так что успех районно-квартального стиля Гоши Рубчинского, ставшего самым известным российским дизайнером на Западе, заключившего сделку с Comme des Garçons и выпускающего совместные коллекции с Burberry, — далеко не случайное попадание в дух времени.
А кто вообще сейчас самый модный дизайнер?
В области самых передовых трендов сейчас лидирует уроженец Грузии Демна Гвасалия — создатель марки Vetements и креативный директор дома моды Balenciaga. Это тот самый человек, который ввел в моду безразмерные толстовки, черный плащ полицейского и желтую футболку курьеров DHL. Он не придумывает гениальные новые вещи, но задает направление в том, как их сочетать. Еще один влиятельный дизайнер — Алессандро Микеле, креативный директор Gucci. Под его началом итальянский бренд, чья популярность в начале 2010-х начала гаснуть, вновь стал одним из самых обсуждаемых и копируемых масс-маркетом. Впрочем, многие эксперты считают Микеле скорее стилистом-маркетологом, который умеет виртуозно обращаться с придуманным до него — будь то классические блузка с бантом и шуба, или же меховая куртка с объемными рукавами, которую он «подсмотрел» у хип-хоп дизайнера Dapper Dan.
Если же говорить о более вдумчивом, сложном дизайне, то здесь моду задает Раф Симонс; сейчас он работает одновременно на собственный бренд и на Calvin Klein. Хорошее представление дают и коллекции Celine — креативный директор дома Фиби Файло всегда тонко чувствует время и делает очень актуальные вещи. Интересно следить за ирландцем Джонатаном Андерсоном: раньше он выпускал на подиум мужчин в юбках и платьях с оборками, а теперь возглавляет команду старинного испанского бренда Loewe и делает совместные коллекции с Uniqlo.
Еще одно имя, которое стоит запомнить, — Кристоф Лемер: бывший креативный директор женского направления Hermes в 2014 году решил сконцентрироваться на собственной марке, а недавно тоже примкнул к команде Uniqlo. И, конечно, стоит следить за Миуччей Прадой, даже если вам не близка нынешняя эстетика Prada (которая уже мало похожа на первые коллекции марки конца 1980-х — начала 1990-х). Среди других брендов, достойных пристального внимания, — Christopher Kane, The Row, Proenza Schouler, Y/Project, Sacai и Jacquemus.
Почему модная одежда такая дорогая?
На самом деле модная одежда не всегда дорогая, так как идеи дизайнеров быстро тиражирует масс-маркет. А дорогая — не всегда модная: марки вроде Loro Piana с базовыми джемперами из кашемира за две с лишним тысячи долларов существуют вне моды. В остальном, как и на любой другой товар, цена модной одежды формируется из их себестоимости, наценки «за фирму» и магазинной наценки (в которую входят аренда, доставка, зарплаты сотрудников и так далее). В масс-маркете вещи стоят дешевле, потому что при их производстве используются ткани более низкого качества, дешевая рабочая сила, а наценка за бренд минимальна. К тому же, чем больше тираж, тем выгоднее условия производства — это тоже играет на руку «народным» маркам.
Вещи люксовых и дизайнерских марок стоят намного дороже не только из-за имени на логотипе. В их стоимость закладывают расходы на маркетинг: рекламные кампании, размещение в журналах и на других площадках, показы (затраты на которые в среднем достигают 150 тысяч долларов), контракты со знаменитостями и так далее. При этом в высокую стоимость не всегда входит безупречное качество: дома моды используют дорогие ткани, фурнитуру и кожи, но иногда вещи сшиты не лучшим образом. Так что, если речь идет не о приобретении проверенного предмета вроде сумки Dior или Chanel, то тратить большие деньги на одежду стоит только в том случае, если вы уверены — вещь прослужит вам не один год и не устареет.
А одеваться в масс-маркете — это окей? Или там все очень плохого качества?
Далеко не всегда. Внутри масс-маркета существует своя иерархия (и по цене, и по качеству): например, Zara, Bershka и Stradivarius принадлежат одному концерну, но при этом цены у них могут заметно различаться. Если Pull & Bear ориентируется скорее на подростков, то Massimo Dutti обращается к взрослым покупателям с достатком выше среднего. Кроме того, многие масс-маркет бренды выпускают несколько линеек, ценовая политика, качество и дизайн которых также различаются. Например, у H&M кроме обычной коллекции базовой одежды с ассортиментом джинсов, футболок и кардиганов есть более модная линейка Trend и даже подиумная коллекция H&M Studio, показ которой проходит в Париже. Похожим образом устроен и Topshop: помимо потоковой коллекции марка четыре раза в год обновляет свою линейку Boutique, а женскую подиумную линейку Unique и мужскую Topman Design показывают на Лондонской неделе моды.
Марки масс-маркета работают по принципу «быстрой моды»: ассортимент в магазинах обновляется постоянно, а не несколько раз в год. Это позволяет недорогим маркам быстро «отрабатывать» все новые тенденции, иногда почти дословно повторяя вещи дорогих брендов. Подозрительному сходству вещей модных дизайнеров и масс-маркета посвящено множество подборок; для покупателей же это способ купить актуальную вещь за небольшие деньги и не переживать, что она выйдет из моды через полгода.
Почему все так носятся с коллаборациями? О них говорит даже Максим Галкин!
Коллаборации — чуть ли не главное слово в моде последних пяти лет. Нишевый парфюмерный бренд Byredo создает аромат для IKEA, а дизайнер марки Off-White Виржил Абло — собственный вариант икеевской сумки Frakta и коллекцию мебели для миллениалов. Гоша Рубчинский делает совместные коллекции с adidas и Burberry. Louis Vuitton сотрудничает с Джеффом Кунсом и выпускает сумки с изображениями знаменитых картин от «Моны Лизы» до «Пшеничного поля с кипарисами» (не забыв, конечно, поставить на них свой логотип).
Первые коллаборации в индустрии моды появились больше тридцати лет назад — в 1983 году дизайнер Рой Халстон сделал специальную линейку одежды для сети универмагов JCPenney, — но регулярной практикой они стали в нулевые. Это либо сотрудничество модного бренда с художниками (Louis Vuitton работал с Такаши Мураками и Яеи Кусамой, Alexander McQueen — с Дэмиеном Херстом, Gucci — с Тревором Эндрю), либо люксового бренда для марки масс-маркета. В числе дизайнеров высокой моды, адаптировавших свои идеи или знаковые вещи для H&M, были Карл Лагерфельд, Comme des Garcons, Versace, Maison Margiela и Balmain. Topshop больше любит молодых и прогрессивных британцев — Christopher Kane, Mary Katrantzou и J.W. Anderson. Все чаще встречаются и специальные линейки, сделанные знаменитостями для той или иной марки — как альянс Рианны и River Island или же Фарелла Уильямса и adidas.
Цели в каждом случае разные: как имиджевые (бренды наращивают свой «символический капитал» за счет ассоциации с современным искусством), так и сугубо меркантильные. Например, коллекции с масс-маркетом — это одновременно огромные прибыли и продвижение бренда в аудиторию, которая пока не может позволить себе оригинал. Успех коллабораций во многом связан с эффектом «эксклюзива», как в недавней совместной коллекции Louis Vuitton и Supreme, которую оценили даже Яна Рудковская и Филипп Киркоров. Из-за ажиотажа, сопровождающего выход каждой громкой коллаборации, они стали самоценными: совершенно необязательно быть поклонником LV или Supreme, чтобы стремиться заполучить их совместный красный рюкзак и выложить его в инстаграм.
Почему современная мода такая уродливая? Так же никто не одевается!
Гипертрофированные объемы, искаженные пропорции, далекие от классических сочетания вещей, цветов и силуэтов, модели, не похожие на конвенциональных красавиц и красавцев — мода последних лет пяти и правда может показаться похожей на нелепый шарж. На самом деле мода всегда стремилась выйти за рамки привычного и поставить под сомнение существующие представления о прекрасном. Даже Шанель критиковали за «сиротскую» эстетику, когда вместо шляпок с цветами и перьями она предложила простые, лаконичные вещи, в том числе из «бедняцкого» трикотажа. Схожая переоценка канонов и стандартов красоты происходит и сейчас: на смену одежде, отвечающей традиционным представлениям о феминности и маскулинности, приходит сложный, странный крой, вещи словно на несколько размеров больше и яркие, кричащие принты.
Феномен «уродливой моды» не нов: в 1980-е и 1990-е в моду так же ворвались японские деконструктивисты Рэй Кавакубо и Йоджи Ямамото, бельгийские авангардисты (Вальтер ван Бейрендонк, Анн Демельмейстер, Дрис ван Нотен, Мартин Маржела, а позднее Раф Симонс), итальянка Миучча Прада и немка Жиль Зандер, британские бунтари Вивьен Вествуд, Джон Гальяно и Александр Маккуин, урбанист Хельмут Ланг. Все они переосмысливали понятие красоты и искали новый визуальный язык — а сейчас считаются классиками. Не случайно мода последних трех-пяти лет многое заимствует как раз из 90-х.
Впрочем, моде на «ugly fashion» можно найти и еще одно объяснение. В статье «Почему все фанатеют от уродливой моды» Андреа Ченг, автор сайта о модной индустрии Fashionista, говорит, что в эпоху инстаграма каждый из нас стремится выделиться из толпы. Взять хотя бы , появившийся как реакция на разряженных блогеров и работников модной индустрии: иногда, чтобы отличаться в модной среде, достаточно надеть бланковую футболку и биркенштоки. Но меньше, чем за год нормкор сам стал мейнстримом — и приходится искать новые способы проявить себя.
Говорят, что модная индустрия использует рабский труд и загрязняет окружающую среду. Это правда?
С развитием рынка масс-маркета проблема неэтичного производства и низких условий труда в индустрии моды действительно встала остро. Проблемы начались еще в нулевых. В 2000 году корреспонденты «Би-Би-Си» обнаружили, что на фабрике Gap в Камбодже нелегально используют труд несовершеннолетних; представители марки извинились и обещали исправить положение, но спустя семь лет история повторилась — на этот раз на производстве в Индии.
В 2013 году в Бангладеше обрушилась фабрика Rana Plaza и погибло 1135 человек — там шили вещи для Benetton, Mango и Primark; марки обвинили в серьезных нарушениях условий труда. В 2015 дизайнер Эйли Фишер заявила, что индустрия одежды — вторая после нефтяной по уровню негативного воздействия на окружающую среду. Для выращивания хлопка требуется больше пестицидов, чем для любой другой агрокультуры, при производстве синтетических волокон тканей происходит выброс оксида азота, который в 310 раз опаснее углекислого газа, а на то, чтобы произвести всего одну пару джинсов, уходит 10 тысяч литров воды. И это не говоря о количестве отходов: ежегодно в мире накапливается около 13 миллионов тонн ненужной одежды, часть из которой не была надета ни разу.
Индустрия моды — как массовой, так и люксовой — действительно не самая этичная. Бренды и сами это понимают: не желая сокращать объемы производства, компании стараются хотя бы минимизировать ущерб. Конгломерат Kering, которому принадлежат одни из самых продаваемых люксовых брендов (Gucci, Balenciaga и Saint Laurent), выступает с инициативой более гуманного производства и программой «Fashion for Good». Stella McCartney снимает свою рекламную кампанию на фоне свалки в Шотландии и призывает не ?