Кто работает в модном журнале
ТОП-10 самых интересных профессий в индустрии моды
Работа в сфере моды – это калейдоскоп фэшн-показов, деловых встреч, общения с талантливыми людьми, командировок по свету, приправленный рутинными обязанностями, насыщенным расписанием и постоянно горящими сроками. Если вы взахлеб читаете фэшн-блоги и с нетерпением ждете очередной Fashion Week, превратите хобби в карьеру. Мы составили список из ТОП-10 самых интересных профессий в индустрии моды, куда включили полезные ссылки на подробное описание функционала каждого специалиста. Выбор за вами.
1. Байер
Байеры – это специалисты по закупкам, которые отвечают за ассортимент бутика, магазина или универмага. Они посещают модные показы, проводят изыскания на просторах интернета и анализируют конкурентов, ища новых дизайнеров и подбирая коллекции именитых брендов. Байер обязан учитывать фэшн-тенденции, потребности потребителей, а также социально-экономическую ситуацию и особенности региона. В зону ответственности может входить, как весь бутик, так и один из его отделов, либо определенный тип товара, например, юбки или платья. Развитие карьеры не заканчивается должностью байера, вы можете получить повышение до директора по закупкам, менеджера по развитию или коммерческого директора.
10 советов от экспертов о том, как стать специалистом по закупкам в индустрии моды, ищите по ссылке.
2. Модный дизайнер
Модные дизайнеры работают над коллекциями одежды и аксессуаров. Профессия требует творческого склада ума, безграничной фантазии, развитого чувства стиля и хорошего вкуса. Важно понимание бизнес-процессов фэшн-отрасли, а также умение чувствовать современные тенденции и потребности клиентов.
Мы подготовили несколько полезных статей, которые стоит прочесть, если вы планируете развиваться в фэшн-дизайне:
– «Сколько времени надо учиться, чтобы стать дизайнером модной одежды?»
– «Хочу стать дизайнером одежды, с чего начать?»
– «В чем преимущества профессии модного дизайнера?»
– «Разница между модным дизайнером и дизайнером одежды»
– «Что нужно знать и уметь модному дизайнеру?»
3. Стилист
Одна из самых творческих профессий индустрии моды – стилист. Такие специалисты востребованы в журналах, брендах, бутиках, на телевидении и отвечают за разработку модных образов для фотосессий, съемок видео и других целей. Многие работают с частными клиентами, подбирая гардероб с учетом цветотипа, особенностей фигуры, социального статуса и характера человека. Стилисты могут реализовать себя в качестве визуальных мерчендайзеров, журналистов, тренд-хантеров, персональных шопперов. Лонгрид о карьерных возможностях и обучении стайлингу читайте по ссылке.
4. Фотограф
С 1920-х годов фотография господствует в мире моды. Адольф де Мейер, Хорст Пауль Альберт Борман и другие гении заложили основы нового направления, которое продолжает развиваться и видоизменяться на протяжении 100 лет. Модная фотография считается одним из самых популярных направлений в искусстве. Профессионалы объективов работают в журналах, рекламных агентствах, брендах, а также становятся папарацци, снимают портреты знаменитостей и проводят бэкстейдж-съемки. Как стать модным фотографом и устроиться по профессии читайте в наших статьях №1 и №2.
5. Фэшн-блогер
Новая профессия сферы моды, появившаяся благодаря развитию интернета и социальных сетей. Модные блогеры делятся луками, пишут статьи о стиле, делают обзоры коллекций брендов или ассортимента магазинов, освещают fashion-показы и рассказывают о современных тенденциях. Они создают собственный онлайн-журнал, выполняя обязанности журналиста, фотографа, стилиста, модели, pr-менеджера и редактора. О том, как стать фэшн-блогером, и какое образование стоит для этого получить, читайте по ссылке.
6. Сет-дизайнер
Выбирая подходящую специальность, связанную с индустрией моды, многие забывают рассмотреть профессию сет-дизайнера, который отвечает за создание декораций, интерьеров и оформление мест фотосъемок, витрин, выставочных стендов и т.д. Это творческая работа, требующая внимательности к деталям, высокой работоспособности, общительности, знания колористики, понимания композиции, чувства стиля, а также технической подкованности. Сет-дизайн близок к дизайну интерьера и визуальному мерчендайзингу, однако выступает отдельным направлением.
7. Юрист
Юристы сферы моды отличаются высокой квалификацией и отвечают за правовую сторону работы компаний: корпоративное право, интеллектуальную собственность, оплату труда, IT-технологии, договоры аренды и т.д. Они востребованы в брендах, бутиках, маркетинговых и консалтинговых агентствах, работающих с фэшн-компаниями.
8. Бренд-менеджер
Бренд-менеджеры незаменимые винтики индустрии моды, которые участвуют в разработке ДНК и имиджа марки и продумывают эффективные стратегии продвижения бренда. Они проводят исследования рынка, анализируют конкурентов, отслеживают тенденции, определяют целевого покупателя, а также тесно сотрудничают со специалистами по маркетингу и рекламе. Подробнее о профессии и необходимом образовании по ссылке.
9. Мерчендайзер
Найти подходящую работу в мире моды может каждый. Профессия мерчендайзера подходит тем, кто хочет объединить творческое начало и страсть к бизнес-процессам. Такие специалисты отвечают за увеличение прибыли компании посредством проработки внешнего вида витрин (онлайн и офлайн), участия в закупках товара и определении ассортимента. Они прогнозируют модные тенденции, исследуют рыночные тренды и изучают потребности потенциальных покупателей. Профессия близка к работе байера, однако подразумевает более обширный список обязанностей.
Другие материалы по теме:
· «Мерчендайзинг/байер в сфере моды: где мода встречается с бизнесом»
· «Как начать карьеру модного мерчендайзера?»
10. Конструктор одежды
Конструктор одежды – это «фэшн-инженер», воплощающий задумки и эскизы дизайнера в выкройки и лекала. Он прорабатывает все нюансы моделей, учитывая особенности драпировки тканей, припусков, обработки краев и срезов и многое другое. Функционал специалистов зависит от конкретной компании.
О том, где работать в индустрии моды, т.е. какие компании предоставляют лучшие возможности профессиональной реализации, читайте по ссылке. Если вас интересует образование в разных областях fashion-сферы: дизайн, стайлинг, бизнес, обращайтесь за консультацией к представителям ведущего фэшн-института Marangoni – компании STUDIES&CAREERS.
После выхода на экраны фильма «Дьявол носит Prada» в 2006 году каждая девушка мечтает окунуться в сказочный мир глянца. Но там на самом деле не все так хорошо, как кажется. И не только шубы летают в тебя (как в фильме), но и стулья. Короче говоря, выдержат не все. Мы поговорили с экс-стажерами и работниками самых разных глянцевых изданий и делимся их отзывами (положительными и резко отрицательными) с тобой.
Е.
Свою карьеру я начинала с мира фэшн-индустрии и работала в основном с профессионалами, которых можно окрестить не иначе как «старая гвардия». Во-первых, люди на одной и той же позиции получают совершенно разные деньги. К примеру, я работала младшим редактором моды, и на меня повесили 15 полос топового модного издания в месяц, а девочка, которая работала со мной, получала почти в три раза больше и делала всего три полосы.
Должность на одну позицию выше моей (то есть редактор, например, но не старший). Она вечно пила, тусила и почти не появлялась, но директор отдела моды просто хорошо к ней относилась. О том, что сотрудники работают налево, все знают. Стилисты берут под гарантийные талоны журналов вещи и одевают звезд, за это получают гонорар. Это повсеместно. И хотя так делать нельзя, это никого не волнует. Но на кого-то будут закрывать глаза, а на кого-то нет. Когда меня отправили в Милан на выездную съемку, я не могла понять, почему не пришла половина вещей, мне почти нечего было снимать, а надо было сделать хорошую съемку. В итоге выяснилось, что мои вещи забрали, так как кое-кто другой на свою съемку просто их не заказал. Главному редактору на начальника жаловаться бесполезно – никого не волнует причина, всем интересен результат. Даже если тебя подставят.
Чем выше статус, тем выше подставы. Они любят н****ть [обвести вокруг пальца] и наварить денег. К примеру, на съемке спросят: «Сколько платье стоит? Хочу купить». Стилист называет цену на 1000–1500 долларов больше. Бывало, что об этом узнавали. На мой взгляд, это периферийный масштаб. Я против таких вещей и считаю, что если речь не идет о миллионах, то портить репутацию просто зазорно. Так, кстати, делают многие именитые стилисты, которых знают во всей стране и даже за ее пределами.
Мария Далакян
Бренд-менеджер журнала Hello!
Моя практика началась еще в 13 лет. Тогда я трудилась в агентстве Алексея Бокова. Он как раз организовывал открытие бутика Chanel и начинал заниматься церемонией вручения премии Glamour «Женщина года». И я в 13 лет помогала ему и обзванивала гостей. Он меня обучал всему. А во время учебы в МГИМО как раз понадобилось пройти практику.
Леша подсказал мне два варианта: журналы Elle и InStyle. Я обсудила это с мамой, а она была в приятельских отношениях с главредом InStyle Юрате Гураускайте. Мама поговорила с Юрате, и меня взяли. Я – человек достаточно закрытый, поэтому мне было очень важно работать в приятном коллективе. Я просто не верила, что существуют такие дружные команды.
Практика у Алексея – как армия: он раз и навсегда вбил мне в голову, что такое ответственность и дедлайны. Сначала я работала в отделе моды, занималась мелкой работой, потом меня нагрузили в отделах красоты и стиля жизни. Все начиналось с расшифровок больших интервью, затем были комментарии от звезд. Через полгода мне предложили остаться в отделах красоты и стиля жизни. Потом я сама начала продюсировать большие съемки, писать материалы о пресс-турах. Но моя главная гордость – это «домашние» съемки звезд. Мы снимали дома звезд, которые никому раньше не показывали свои жилища. Договоренности, реализацию проекта с фотографом и стилистом полностью вела я. Мы снимали дома Светланы Бондарчук, гардеробные Марины Долидзе, Наташи Гольденберг, Юлии Калманович. Это был мой финальный проект для InStyle, и я им очень горжусь. Так сказать, история, которая лежит в моем портфолио.
Ольга Ушакова
Студентка New York University
Моя специальность в нью-йоркском университете – Photography & Imaging. Кто-то после выпуска идет работать в галереи и музеи, а кто-то в глянец. На втором курсе я подалась на всевозможные стажировки в фотодепартаментах всех журналов Hearst Media (с недавнего времени в американский Conde Nast стажеров больше не берут). И в один день (о, чудо!) мне написали сразу два журнала: Harper’s Bazaar и Marie Claire, позвали на собеседование. В Marie Claire меня встретили с распростертыми руками, показали офис и сказали, что будут ждать. Через час я планировала спуститься с 34-го на 25-й этаж, в офис Harper’s Bazaar (обе редакции находятся в одном здании), но мне назначили встречу в лобби. На мое портфолио никто не смотрел, просто спросили, кто мне нравится из современных фотографов. Я сказала честно, что люблю Тима Уолкера и Энни Лейбовиц (главные фотографы Conde Nast) и терпеть не могу Терри Ричардсона (любимого фотографа Harper’s). На меня посмотрели, мягко говоря, косо. Казалось, что хуже собеседования глянец еще не видел, но меня все равно пригласили на должность стажера фотоотдела. Я выбирала между теми прекрасными людьми в Marie Claire и всем тем кошмаром, что я встретила в Harper’s Bazaar. Решила пойти на жесть и выбрала Harper’s Bazaar.
Работала я в коморке арт-отдела, где периодически перепадало за косяки, но никто не жаловался, ведь это же сам Harper’s Bazaar! В начале стажировки меня отправили на фотосъемку как ассистента. На улице был февраль, где-то –20, а по плану съемки две актрисы (70-летняя Сьюзан Сарандон и 60-летняя Джина Дэвис) должны были всем своим актерским мастерством доказать, что им весело и очень тепло, поэтому, пока настраивали оборудование, я сидела, мерзла и ждала, когда поменяют свет.
Иногда у меня возникало желание все бросить и пойти работать в Marie Claire, но по окончании стажировки я научилась работать с самыми разными людьми. Позже мне это пригодилось, потому что я решила продолжить свой карьерный путь в фото- и фэшн-индустрии.
Дарья Кузнец
Редактор сайта Glamour.ru
У меня была нетипичная история. Я создала в Twitter аккаунт «Капризный аристократ», он стал популярным, и GQ предложили мне разместить твиты на последней странице одного из номеров. А потом меня пригласили на практику. На журфаке МГУ (где я учусь) это необходимо. Я задержалась в GQ на год. Во время стажировки моей начальницей была Оксана Смирнова, и сначала мне давали самые простые задания. Потом я взяла свое первое интервью у Ингрид Олеринской, начала писать небольшие тексты, делиться своими идеями и т.д.
Позже я стала редактором светской хроники на сайте и писала небольшие новости. Иногда я помогала расшифровывать интервью и делать какие-то штуки для всей редакции, а за два дня до конца моей стажировки в Conde Nast (издательский дом, выпускающий Vogue, Glamour, GQ, Tatler и другие глянцевые издания. – Прим. ред.) освободилась вакансия в Glamour. Я прошла собеседование, и меня взяли.
Александра Маниович
Студентка Parsons Higher School of Design
Пару лет назад я решила поработать летом, и мне была интересна светская журналистика. Я пошла стажироваться в Tatler. Почему туда? Я хотела работать с Яной Валенсией, которая тогда была светским хроникером издания.
Я координировала фотографов на мероприятиях, отбирала фотографии, расшифровывала и брала несколько интервью, делала материалы по мероприятиям и т.д. Плюс ко всему – в июне в разы меньше мероприятий, чем, например, в сентябре, поэтому мне было проще.
Конечно, самое нудное – это расшифровка интервью. Особенно когда они огромные. Более того, я занималась еще и Tatler TV, а расшифровка видео – это еще более муторно.
Еще я занималась составлением баз: переводила их в электронный вид – и это тоже очень нудно.
Посещение мероприятий – и так большая часть моей жизни, поэтому мне было гораздо проще подойти к кому-то и задать ему нужный вопрос: «Как вам вечеринка? Во что вы одеты?»и так далее.
В последний день моей стажировки состоялась вечеринка Martell в особняке на Волхонке, ее устраивал мультимиллионер, коллекционер и фотограф Жан Пигоцци, и я брала у него интервью – это было очень круто.
Я отработала месяц и ушла. Оставаться там работать я не собиралась, потому что только оканчивала 10-й класс. Но благодаря успешно пройденной стажировке меня стали звать в другие издания. После этого я еще несколько раз делала материалы для Tatler. В этом плане я получила много возможностей, опыта, умение работать в команде, прислушиваться к другим людям, признавать, что в чем-то я не права, что чего-то не знаю, что что-то могу делать не совсем правильно. И конечно, умение учиться у других.
Яна
У меня была нетипичная ситуация. До стажировки, а тем более работы, дело даже не дошло, но странные вещи начали происходить прямо на собеседовании. Меня пригласили попробовать свои силы в качестве ассистента, зная обо мне все: опыт, образование.
И на собеседовании стали спрашивать, училась ли я в Париже. «А в Лондоне? А хоть где-нибудь за границей?» Отвечаю на все отрицательно. Говорят: «Тогда вы нам не подходите». Через месяц зовут снова, и все повторяется. Занавес. 2012 год. Самый известный издательский дом.
- ELLE
- GQ
- Harper’s Bazaar
- Hello
- Marie Claire
- tatler
- vogue
- работа в глянце
- стажировка
- стажировка в вглянце
Фото: Центр «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды»
Индустрия моды — это одна из тех отраслей, которые кажутся наиболее недостижимыми для построения карьеры, хотя на самом деле специалисты в сфере моды в нашей стране остаются одними из самых востребованных. Как грамотно построить карьеру в модной индустрии, чтобы не потерять ни дня, рассказывает руководитель магистерской программы «Менеджмент и маркетинг в индустрии моды» Ануш Гаспарян.
Ануш Гаспарян
В первую очередь, думая о мире fashion, молодые люди представляют себе обложки глянца, подиумы мировых недель мод, витрины Chanel и коллаборации Гоши Рубчинского с Vetements. Между тем, мода — это огромный и сложный механизм, в котором работает большое количество специалистов самых разных направлений. Сегодня рынку моды нужны байеры и категорийные менеджеры, маркетологи и бренд-менеджеры, визуальные мерчандайзеры и специалисты по розничным продажам, организаторы специальных мероприятий, SMM и пиарщики, операционные директоры, специалисты по электронной коммерции. Этот список можно продолжать долго, и путей в индустрию — великое множество. Давайте посмотрим на них.
Вариант 1
Самый простой вариант старта — начать работать продавцом-консультантом в магазине одежды. Выбирайте на свой вкус, что вам ближе, масс-маркет Zara, дизайнерский шоурум, бутики Третьяковского проезда или премиальный концепт-стор как КМ20. Здесь вы научитесь основам визуального мерчандайзинга, продажам, стайлингу, а также делать инвентаризацию, работать с покупателями, работать с кассовым аппаратом, принимать поставки, следить за закупками товара.
Каждый сотрудник офиса должен знать, что происходит с товаром, когда он попадает на полку магазина и как выглядит реальный, а не гипотетический покупатель марки. Многие крупные международные бренды проводят обязательный как минимум двухнедельный тренинг в торговом зале для специалистов всех уровней. Про то, как все байеры ЦУМа по наставлению их fashion-директора Аллы Вербер начинали свою карьеру в качестве продавцов на этажах, ходят легенды.
Также крупные компании вкладываются в образование сотрудников, проводя внутренние семинары или отправляя их на обучение в тренинговые компании, например, Fashion Consulting Group. Абсолютно обязательно параллельно активно заниматься самообразованием. Как минимум нужно быть в курсе всего, что происходит в индустрии моды, не только в трендах, но и в бизнесе, читать российские и международные порталы: fashionunited.ru, businessoffashion.com, wwd.com, vogue.com, buro247.ru, theblueprint.ru.
Карьера. Карьерный рост здесь есть в нескольких направлениях: можно стать администратором (директором) магазина и при хороших результатах продвигаться дальше в управлении розничными продажами или закупках, то есть не только контролировать работу консультантов, но также принимать поставки, следить за закупками товара и отвечать за мотивацию сотрудников магазина. Успешных директоров магазинов часто переводят на работу в региональный головной офис компании. Еще один вариант — стать тренером и обучать персонал. А если вы более творческий человек, то можно выбрать направление визуального мерчандайзинга и витринистики.
© Коллекция Signature/ iStock
Вариант 2
Устроиться на стартовую позицию ассистента. Здесь вам придется сразу выбрать направление и понять, кем вам больше хочется стать. В зависимости от этого идите работать ассистентом байера, визуального мерчандайзера, директора магазина, стилиста.
Здесь же — стажировки. Они могут быть неоплачиваемыми, но это не должно вас отпугивать. Ведь опыт намного ценнее любых денег. Здесь вас ждет жесткое и глубокое погружение сразу в профессию. Но тех, кто выдержит и справится, ждет суперприз – развитие в выбранном и смежных направлениях.
Путей найти стажировку несколько:
1) Самостоятельно отправьте резюме в заинтересовавшие вас компании. Обязательно дополните его емким и понятным сопроводительным письмом о том, какой вы классный. Шансы, что вам ответят, невелики, но есть.
2) Промониторьте сайты крупных компаний на предмет открытых вакансий и стажировок. Такие гиганты как Nike и Adidas всегда ищут стажеров в разные отделы на лето.
3) Ищите дополнительное образование и факультеты, которые сотрудничают с компаниями из индустрии, дают возможность совмещать работу full-time с учебой и способствуют организации подобной практики.
Карьера. Если вы ассистировали байеру, то можете быть и визуальным мерчандайзером, и закупщиком, и специалистом по продажам, и аналитиком. Если были ассистентом в PR или маркетинговом агентстве, то вас возьмут на работу бренд-менеджером, менеджером по продукту, SMM, маркетологом, PR, аналитиком.
© Коллекция Essentials/ iStock
Вариант 3
Завести блог. Это вариант для тех, кто не просто интересуется модой, но по-настоящему ей увлечен и мечтает работать в Buro24/7 или Vogue (хотя сейчас, честно говоря, мечтать уже лучше о Theblueprint.ru). Попробуйте сделать качественный телеграм-канал, инстаграм или твиттер. Но учтите, что спрос на качественный и уникальный контент сейчас высок как никогда. Профанация, собранные в Википедии факты из биографии Кристиана Диора и советы по стилю для высоких девушек вряд ли принесут успех и признание. Заниматься постоянным самообразованием придется и здесь — вы должны знать о моде буквально все. Можно к примеру, пройти дистанционные курсы о моде, а еще активно посещать любые открытые лекции и мастер-классы специалистов из индустрии.
Карьера. Но если вы действительно держите руку на пульсе современной моды, знаете всех микро- и макроинфлюенсеров и даты всех будущих дропов лимитированных коллекций, всегда есть шанс попасть в модный коллектив и заниматься SMM-продвижением, написанием текстов для интернет-магазина или email-маркетинга или подключиться к работе над специальными изданиями модных онлайн-магазинов. Вот, например ASOS Magazine, Porter, Bosco Magazine, Wildberries.
Вариант 4
Открыть собственный стартап. Но сразу скажем, это дорогостоящая учеба на своих ошибках. Зато узнаете обо всем на свете, от построения коллекции и швейных производств до продвижения в инстаграм и создания собственного интернет-магазина. Чтобы избежать ошибок, все же для начала лучше подучиться. Есть краткосрочные курсы в Fashion Consulting Group (www.fashionconsulting.ru) или долгосрочные программы в Высшей школе экономики (www.moda.hse.ru).
Карьера. Даже если бизнес со временем надоест и вы поймете, что это не ваш вариант, то перспективы перед вами откроются богатые. Ведь после собственного дела вы сможете практически все.
Фото: Центр «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды»
Вариант 5
Системное образование в индустрии моды, совмещенное с нетворкингом, проработкой кейсов ведущих компаний, стажировкой и возможностью получить гранты и карьерный старт уже во время учебы. Звучит малореально, но такое есть. Такое образование предлагает Центр «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» в НИУ ВШЭ (ModaHSE). Программы центра реализуются под патронажем Академического совета, в который вошли руководители ведущих fashion-компаний. Академический совет не только дает возможность стажировок, стипендии лучшим студентам, персональное кураторство ведущих экспертов, аналитические работы с прикладными кейсами на семинарах и в рамках дипломных работ, но и перспективы целевого трудоустройства для выпускников. ModaHSE сотрудничает по стажировкам и трудоустройству с такими компаниями, как H&M, Sela, Lamoda, KupiVIP, Radical Chic, Henderson, VASSA, Viktoria Andreyanova, Incity, Bosco di Cilliegi, Дикая Орхидея, Glance, Guliver, Butik.ru, Chepe и другие.
На программах магистратуры и дополнительного образования вы узнаете все, что нужно для работы в индустрии, и сможете начать построение карьеры уже в процессе учебы. Здесь вам не нужно учиться на своих ошибках. Практики индустрии расскажут и научат, как делать правильно.
Карьера. С дипломом ВШЭ вы выйдете уже работающим специалистом с колоссальным опытом и, что немаловажно, сетью знакомств в индустрии. Вы сможете быть ритейл-директором, бренд-менеджером, маркетологом, PR, специалистом по электронной коммерции, байером, продакт-менеджером. Подробнее: www.moda.hse.ru