Кто решает что будет модно в этом сезоне
На вешалках магазинов одежды опять появились нелепые брюки, велосипедки а-ля 90-е и кофты как у бабули, и вы спрашиваете себя: «Кто все это придумал?» Оказывается, есть специалисты, которые выявляют модные тренды и предсказывают, что мы будем носить в следующем сезоне.
Мы в AdMe.ru решили раз и навсегда разобраться в том, как появляется мода на одежду и почему люди отдают огромные деньги за уродливые кроссовки или сумочку, в которую даже телефон не влезет.
Специально обученные люди наблюдают за тем, что мы носим
Как магазины решают, что в этом году нужно продавать свитер будто побитый молью или платье в рюшах? За этот выбор отвечают вполне конкретные люди — трендвотчеры (англ. trendwatcher — «наблюдающий за трендами»).
Трендвотчеры следят за женщинами и мужчинами на улице. Они подмечают, во что одеваются простые люди. Если девушки все как одна носят высокие босоножки, подворачивают джинсы или закатывают рукава, значит, скоро все это станет модным.
Хороший трендвотчер не просто смотрит, во что одеваются люди, он отслеживает все, чем живет его целевая аудитория. Кофейни, куда вы заглядываете по пути на работу, любимые соцсети и даже популярные сериалы влияют на становление моды в следующем сезоне.
Маркетологи сначала собирают информацию о предпочтениях, а потом внедряют эти тренды в жизнь. Именно поэтому люди легко приняли и уродливые кроссовки, и дырявые свитеры: мы уже видели это на улице, в инстаграме или в сериале.
Например, показ сериала «Чернобыль», выступления Греты Тунберг и популярность темы экологии привели к тому, что бренды стали делать одежду из переработанных материалов и активно заботиться о природе. С точки зрения маркетологов экология — это тренд, который можно продать людям по высокой цене.
Маркетологи используют знаменитостей, чтобы вызвать у нас определенное чувство
Маркетологи не зацикливаются на звездах вроде певиц или актрис, а используют термин «влиятельные люди». Это журналисты, селебрити, эксперты, блогеры и даже популярные ученые, к которым прислушиваются простые смертные. Все, что они носят, едят или пьют, скорее всего, захотим попробовать на себе и мы. И все дело в легкой зависти.
Вообще-то желание подражать естественно для человека. Чуточку завидовать и стараться походить на тех, кто красивее, умнее, спортивнее тебя, вполне нормально. И этой особенностью нашей психики пользуются маркетологи.
Мы невольно идентифицируем товар, который представляет звезда, с ее личными качествами. Например, когда Дженнифер Энистон рекламирует парфюм, женщины, считающие ее милой, идут в магазин за флаконом этих самых духов.
Вспомните героиню Сары Джессики Паркер в «Сексе в большом городе», пропиарившую дорогую обувь Manolo Blahnik, или семейство Кардашьян — Дженнер, представители которого считаются законодателями моды. Если вы хотите купить туфли «как у Керри» или помаду «как у Кайли», вам, скорее всего, не нужны конкретно эти вещи: вам нравится образ, который эти женщины создают на экране (не без помощи маркетологов, кстати).
Когда бренды проводят рекламные кампании с участием влиятельных личностей, с каждого вложенного доллара они зарабатывают в среднем $ 6,85. Заметили, что звезды стали пользоваться наушниками или внезапно полюбили минералку определенной марки? Знайте: все это кому-то выгодно.
Появился новый вид рекламы, в ловушку которой попадается много людей
Несколько лет назад маркетологи столкнулись с проблемой: люди перестали смотреть рекламу по ТВ и переключились на соцсети, а там традиционные ролики не работают. Из-за этого появился инфлюэнсер-маркетинг — новый вид рекламы, на крючок которого мы дружно попадаемся.
Теперь блогеры с целыми армиями подписчиков рассказывают нам, что модно, а что нет. А кто же рассказывает им? Те же маркетологи, которым очень нужно что-то продать (пусть и совсем нелепое).
Согласно опросу, 70 % маркетологов известных брендов пользуются услугами блогеров для продвижения товара. А недавнее исследование говорит, что 40 % пользователей сети покупают себе обновку после того, как видели ее у себя в ленте твиттера, фейсбука или инстаграма.
Трюк в том, что всех этих блогеров мы воспринимаем почти как друзей, а не как рекламных агентов. Известные бренды дарят им образцы товаров, чтобы те их «выгуливали» на мероприятиях. Помните крошечные сумочки Jacquemus, которые в прошлом году были у всех модниц? По некоторым данным, 30 % дохода бренду принесла микросумка, которой и пользоваться-то невозможно. А все благодаря тому, что креативный директор бесплатно раздал аксессуар блогерам перед Неделей моды в Нью-Йорке.
Брендам со скромными доходами приходится платить за рекламу. Существуют специальные сайты, которые помогают подобрать блогера для каждой целевой аудитории: подростки, бьюти-блогеры, домохозяйки или брутальные мачо.
Если звезды, на чьи страницы вы подписаны, стали ходить в обнимку с определенной моделью сумочки или все надели лосины и вам тоже срочно захотелось то же самое, задумайтесь. Возможно, именно в этот момент бренды проталкивают очередную модную новинку, которая через 3 месяца никому не будет нужна.
Маркетологи используют ваши отзывы, чтобы продвигать свой бренд
По статистике, вы проводите в интернете минимум 2 часа в день, а перед покупкой обновки, путешествием или просмотром нового кино читаете, что по этому поводу думают другие пользователи сети. На самом деле отзывы — это мощный маркетинговый инструмент, который незаметно влияет на ваши решения.
Маркетологи умеют продвигать хорошие отзывы покупателей. Конечно, серьезные бренды не пишут о себе хвалебные речи, они влияют на вас по-другому. Например, Victoria’s Secret сделала на сайте систему оценок каждого товара и тег «проверено покупателями». И если вы не доверяете рекламе бренда, то к мнению обычной женщины охотно прислушаетесь.
Люксовые марки играют на нашем самолюбии
Психологи говорят, что люди покупают предметы роскоши и дорогие брендовые вещи, чтобы поднять самооценку или вознаградить себя за тяжелую работу («Я этого заслуживаю»). Поэтому люксовые бренды играют на нашем самолюбии и желании принадлежать к кругу избранных и не продают свои вещи кому попало. Таким образом они создают искусственный дефицит. А как известно, то, чего нельзя, очень хочется.
Вариантов масса: закрытые клубы, лимитированные распродажи, пропуск по приглашениям. Например, смартфоны марки OnePlus продавались только по приглашению друзей, и за год их купил миллион человек. Некоторые люксовые бренды вроде Chanel, Céline не продают одежду онлайн, чем подчеркивают свою эксклюзивность. А Burberry, Louis Vuitton и другие вообще сжигают нереализованные остатки одежды, лишь бы не продавать их со скидкой и не уронить престиж.
Вещи люксовых марок стоят в десятки раз дороже масс-маркета вовсе не из-за невероятного качества. В их цену заложены расходы на сотрудничество со звездами, подиумные показы, продвижение и много другое. Громкое имя не гарантирует того, что сумку за несколько тысяч долларов вы передадите внукам по наследству.
К чему приведет эта гонка?
В конечном итоге повальное увлечение трендами приводит к появлению антимоды. Яркий ее приверженец — актер Шайа Лабаф, который носит одежду, будто вынутую из шкафа с закрытыми глазами. Но даже такая антимода нашла своих поклонников, и, похоже, от трендов не убежишь.
А вы следите за модными новинками или предпочитаете удобную практичную одежду?
Для меня всегда было загадкой, как рождаются модные тенденции.
«Этой зимой модно быть открытой, носи батистовое пальто и фатиновые валенки. А летом в моде загадочность, не забудь сделать селфи на пляже в меховой парандже».
Всегда оставаться модной, отслеживать тренды в одежде, обуви, сумках, телефонах, парнях… это же с ума сойти можно! А жить то когда?
И если с одеждой всё более-менее понятно: есть признанные модельеры и проверенные годами бренды, которые творят что хотят красоту, а мы уже выбираем то, что каждой по карману вкусу. Но что случилось с цветом? Кто выбирает, какой цвет одежды модный и почему я обязана их слушать? Не удивлюсь, если в ближайшем будущем обнаружится, что есть мода, скажем, на вкус.
«Ах! В этом году самым модным признан вкус “Шато Марго” 1982 года. Так сложно найти гречку с натуральной изысканной кислинкой этого вина. А вот в прошлом — в тренде были шпроты, мы их даже малышу в детское питание добавляли. Пусть с детства привыкает к хорошему и развивает изысканность вкуса».
Не приведи Господь до такого дожить. Но с цветом я всё таки разобралась: слегка копнула не модный, а уже практически незаменимый Интернет и вот что обнаружила.
Существует некий Институт цвета Пантон, который занимается: всевозможными исследованиями в области цвета, прогнозированием цветовых тенденций, предоставляет информацию и индивидуальные консультации по цвету профессионалам в различных областях. Это те ребята, которые знают самые модные цвета в одежде задолго до того, как мы начнём об этом задумываться. Это те самые маги и волшебники, которые создают цвета и придумывают им названия. И они, конечно, делают наш мир более красочным, но они лишили меня сна на целых два дня. Целых два дня и две ночи меня мучал вопрос:
Как выбирают модные цвета одежды

Когда я узнала о существовании гуру цвета Pantone, мне сразу представилась фабрика, вроде той, что у Вилли Вонки. Только там создают не сладости, а краски. И где-нибудь под крышей есть кабинет, из окна которого видны и огромный производственный цех, и все лаборатории со стеклянными стенами, в которых рождаются модные и не очень цвета. А в кабинете этом порхает какая-нибудь радужная фея и, поглаживая своего ручного единорога, тычет своей волшебной палочкой в разноцветные карточки и приговаривает: «Это будет главный цвет 2020 года! А этот, этот и этот — модные цвета одежды сезона весна/лето».
Мои фантазии, однако, разбились о будничные реалии работников индустрии цвета. Оказывается, чтобы отслеживать и анализировать мировые тенденции цвета, нужно:
- мотаться по модным показам топовых мировых брендов,
- отслеживать тенденции в мире искусства, посещая выставки известных и начинающих художников,
- отсматривать все новинки кино,
- не пропустить ни одной компьютерной игры…
И всё это за счёт работодателя! Кажется, я нашла работу мечты.
Однако, ключевыми событиями, к которым счастливые аналитики института Пантон привязывают свои прогнозы, это Нью-Йоркская и Лондонская недели моды. Не успевает отгреметь подиумное диско, как Pantone швыряет цветовые веера с предсказанием и уже проработанной на 100% модной палитрой в толпу жаждущих получить ответ на самый важный вопрос:

«Как сочетать модные цвета одежды весна/лето в своём гардеробе в следующем году?»
В прошлом году мне повезло оказаться среди тех, кому модные цвета 2020 года «прилетели» в первую очередь. Удовольствие, скажу я вам, не из дешёвых, но это маленькое путешествие в будущее того стоило. В ближайшие полгода я собираюсь нестись на гребне модной волны, снисходительно поглядывая на тех, кто по привычке остался барахтаться на мелководье. И вам советую делать то же самое.
Уверена, что вы, так же, как и я, с трудом сдерживаете желание забить гардероб модными и безумно дорогими вещами. Ещё и зарплата капает на карточку так редко. А что, если ваш гардероб нужно лишь слегка освежить? Распахивайте дверцы, а я вам покажу, насколько легко быть модной.

Самый модный цвет 2020 года по версии Института цвета Пантон
Встречайте! Самый модный цвет 2020 года — классический синий! Я вижу, вы шоке. Да, я сама была в шоке. Все были в шоке. Лететь на неделю моды в Нью-Йорк, чтобы узнать, что я в 2020 модно одеваться буду не только я, но и мой муж, дети и даже мой 85-летний дедушка. Да-да, даже он носит тёмно-синие джинсы.
С одной стороны, это радует. Самый модный цвет года в гардеробе присутствует и глобальные закупки ни к чему. Семейный бюджет спасён, муж будет доволен. С другой стороны, это же просто Караул! Совсем без обновок — тоска зелёная синяя, классическая. Несчастная жена обойдётся семейному бюджету куда дороже. Кому нужны эти жертвы?
Поэтому берём на вооружение цветовые гармонии и помним, что в любом шкафу всегда найдётся место для ещё одного синего платья.

Те, кто подумал, что я на этом остановлюсь, просто плохо меня знают. Терпеть не могу недосказанность. Пантонисты, помимо классического синего, выделили ещё одиннадцать цветов модной палитры 2020 года. Плюс четыре классических цвета. Умножьте это на два, ведь палитры нью-йоркской и лондонской недель моды не идентичны. Итого у нас получается целая модная радуга. И та, кто не найдёт в своём шкафу хотя бы пары вещичек модных оттенков, пусть первой швырнёт в меня свои джинсы.
Сначала перечислю модные цвета одежды сезона весна/лето 2020 с нью-йоркской недели моды:
- Flame Scarlet — Алое пламя (18-1662)
- Saffron — Шафран (14-1064)
- Classic Blue — Классический синий (19-4052)
- Biscay Green — Бискайский зелёный (15-5718)
- Chive — Лук (19-0323)
- Faded Denim — Выцветший деним (17-4021)
- Orange Peel — Апельсиновая корка (16-1359)
- Mosaic Blue — Синяя мозаика (18-4528)
- Sunlight — Солнечный свет (13-0822)
- Coral Pink — Коралловый розовый (14-1318)
- Cinnamon Stick — Палочка корицы (18-1345)
- Grape Compote — Виноградный компот (18-3513)
Их прекрасно дополняет нейтральная палитра классических натуральных оттенков:
- Lark — Жаворонок (16-1324)
- Navy Blazer — Морской блейзер (19-3923)
- Brilliant White — Блестящий белый (11-4001)
- Ash — Ясень (16-3802)
Эта четвёрка достаточно универсальна, чтобы каждый день экспериментировать, создавая яркие цветовые контрасты в своих образах. Но в то же время довольно изысканна, чтобы использовать каждый цвет индивидуально.
Лондонская дюжина модных оттенков так и пышет энергией и контрастом.
- Fiery Red — Огненно-красный (18-1662)
- Flame Orange — Оранжевое пламя (15-1157)
- Heritage Blue — Наследственный синий (16-4127)
- Blush Beauty — Румяная Красавица (16-1534)
- Tanager Turquoise — Бирюзовый Танагер (13-4720)
- Classic Blue — Классический синий (19-4052)
- Beetroot Purple — Пурпурная свекла (18-2143)
- Storm — Шторм (19-5217)
- Yellow Iris — Желтый ирис (11-0622)
- Rose Brown — Розовый коричневый (18-1512)
- Blossom — Цветок (14-1513)
- Bossa Nova — Босса Нова (18-1547)
Как видите, классический синий органично вписался в обе компании. А может, он оказался настолько простым и наглым, что ни один модный цвет не решился ему что-либо перечить. Как не решился ни один модельер, ни одна модель, никто из нас с вами.
Значит ли это, что нам не хватает стабильности и покоя вечернего неба, его необъятности и бескрайних возможностей? Значит ли это, что мы устали от мира ярких, но коротких вспышек, социальных сетей и бессмысленных цитат? И что самое важное — модные дома мирового масштаба услышали нас (наверняка, подслушивают наши телефонные разговоры и читают переписки в чатах). Я не удивлюсь.
Чуть не забыла про модную палитру нейтральных классических цветов туманной столицы. Как по мне, лондонская классика всё же сочней нью-йоркской. Судите сами:
Конечно, цвет это ещё далеко не всё. Нельзя напялить на себя застиранное тряпьё модного цвета и надеяться не пойми на что. Хотя, некоторые умудряются. Единицам даже удаётся произвести на окружающих неизгладимое впечатление. Но тут совсем другой уровень воздействия: харизма, уверенность в себе, наглость, наконец. Не каждая из нас на такое способна, но каждая чувствует себя намного уверенней, если одета, как минимум, хорошо.
Теперь вы знаете о модных цветах весны и лета 2020 всё. Уверена, если напрячь память, парочка почти не ношенных вещичек модных цветов там точно всплывёт. А что будет, если заглянуть в гардероб? А если, всего одним глазком, в Интернет-магазин?
Делитесь, кто сколько вещичек модных цветов нашёл в своём шкафу до того, как заказать обновку?
(Visited 194 times, 1 visits today)
Текст: Ирина Дубина
Широкие плечи, как из восьмидесятых. Цветной мех. Чёрная глянцевая кожа, которая наверняка пришлась бы по душе героям «Матрицы». Лазурно-голубой цвет. Это лишь небольшой перечень трендов, которые, судя по недавно закончившимся неделям моды, определят то, как мы будем одеваться через полгода.
Человеку, не знакомому с механизмами работы фэшн-индустрии, может показаться, что формирование трендов — это результат действия общего бессознательного. Мол, дизайнеры ищут вдохновения каждый в своём, а потом каким-то немыслимым образом их творческие линии пересекаются. На деле же всё куда более прозаично. Возвращение той или иной модной декады, популярность определённого цвета (а иногда даже конкретного оттенка), актуальный крой — заслуга работы не только дизайнерских отделов брендов, но и людей, которых называют трендхантерами. Тех, кто точно знает, что мы захотим купить через полгода или даже пару лет.
Зная, чего захочет ваш покупатель
в будущем, вы сможете сделать продукт, который заведомо ему понравится —
и заработать гораздо больше
Предсказание трендов — так называется работа людей, чья задача — поиск новых веяний, настроений и желаний общества. Конечно, такие аналитики работают не только в моде: трендхантинг сегодня — одна из самых востребованных профессий в любой сфере, от фармацевтики до рекламы и индустрии развлечений. Компании-гиганты — от Coca-Cola до Forever 21 — тратят миллионы на консультации специалистов по трендам или трендбуки с необходимой информацией (Forever 21 и вовсе содержит собственный штат трендхантеров). Зачем это делать? Ответ прост: зная, чего захочет ваш покупатель в будущем, вы сможете сделать продукт, который заведомо ему понравится — и заработать гораздо больше.
В модной индустрии есть несколько главных агентств по предсказанию трендов (их еще называют форкастинговыми), названия которых знакомы каждому крупному и не очень бренду. Одна из самых известных «предсказательниц» — Лидевий Эделькурт, которая работает в этой сфере с 1970-х. Её агентство Trend Union сотрудничает с клиентами не только из мира моды: в своё время Эделькурт консультировала, к примеру, корпорацию Coca-Cola на предмет того, как Sprite должен позиционировать себя на рынке с приходом нового, более молодого поколения покупателей. Если изучить интервью Ледивий, станет понятно, что её работа — это вовсе не заглядывание в магический шар, чтобы увидеть в нём цвет сезона. Эделькурт с командой исследует поведенческие закономерности и на этом основании делает предположения, в какую сторону будет двигаться мода в ближайшие годы.
Скажем, несколько лет назад она рассказывала, что общество становится всё более инфантильным, впадает в перманентную ностальгию по детству, тем самым как бы выстраивая вокруг себя защитный кокон. Неблагоприятная среда и бесконечные стрессы заставляют нас вспоминать любимый эскапистский приём из детства: «Я в домике, меня не видно». Результат — массовое появление так называемых кидалтов, фильмы про супергероев, мультфильмы, снятые не только для детей, а заодно и целый ворох модных трендов: укороченные топы и свитера, вещи с надписями и «несерьёзными» картинками и прочее.
Еще один важный игрок на этом поле — лондонское агентство WGSN, основанное в 1998 году. Оно тоже работает не только в области моды, но фэшн-клиентам предлагает, что называется, полный пакет: консультацию на краткосрочный (два года) или долгосрочный (от пяти лет) периоды (с таким таймингом, кстати, работают все предсказатели трендов), анализ рынка, библиотеку изображений, которую дизайнеры могут использовать при создании коллекций. Бонусом, помимо полного отчёта, который, как можно догадаться, стоит немало, любой желающий может заказать email-подписку: команда WGSN регулярно делится любопытными находками и статьями на тему текущих трендов и того, как они будут влиять на моду в будущем.
Есть ещё LS:N Global, дочернее агентство компании по консультированию The Future Laboratory. Года три назад LS:N Global сделало долгосрочный прогноз явления «Flat Age Society», то есть буквально — «общества без возраста». Как говорилось в отчёте, биологический возраст отныне не имеет никакого значения: пожилые люди всё больше стремятся вести активный образ жизни, путешествовать и носить одежду «для молодых». Отголоски этого макротренда мы видим уже сейчас: в последние годы только и разговоров о том, что мода перестала обращать внимание на возраст, а бренды и журналы словно открыли для себя новый дивный мир моделей старше 25 лет — рекламная кампания American Apparel с 62-летней Джеки О’Шоннеси или съёмка 48-летней Кристи Тёрлингтон для Valentino тому примеры.
С каждым форкастинг-агентством сотрудничает большой пул людей из самых разных сфер: социологи, социокультурные антропологи, маркетологи и так далее. Кроме того, у самих компаний в каждом стратегически важном городе (скажем, Нью-Йорке, Берлине, Токио) есть на подхвате свои «спецагенты», которые исследуют среду и людей вокруг и подмечают локальные тренды — будь то манера местных жителей подворачивать, а не обрезать джинсы, или внезапное появление множества пекарен с булочками синнабон.
Например, стритстайл — не тот, который мы привыкли видеть в отчётах с недель моды, а аутентичный, повседневный — важный источник информации для трендхантеров. Равно как и Instagram и другие диджитал-платформы — в WGSN есть даже отдел, отдельно изучающий миллениалов, которые активно ими пользуются. Все эти эксперты собираются в назначенное время в назначенном месте, чтобы поделиться друг с другом результатами исследований. Буквально обо всём — не только об искусстве или повседневной культуре, но и о политике, науке, современных технологиях.
Это только со стороны кажется, что смена модных трендов подобна хаотичному броуновскому движению и не подчинена логике. На самом же деле это процесс, который остро реагирует на настроения в мире. Никто не знает, стал бы Кристиан Диор легендой при жизни, предложи он свой new look пятью годами раньше или позже. Но он вовремя почувствовал, чего хотели женщины после войны, и именно поэтому вписал своё имя в историю.
Смена модных трендов не похожа
на хаотичное броуновское движение —
на самом деле это процесс, который остро реагирует на настроения в мире
Конечно, у дизайнеров 1960-х не было трендбуков, что не помешало им придумывать одежду для новых, более молодых покупательниц, вдохновлённых мечтами о космосе. Спустя полвека в этом процессе ничего не изменилось — просто появились посредники, которые теперь делают за дизайнеров часть работы.
Параллельно с изучением общей картины мира другая часть специалистов проводит более прикладные исследования: например, трендхантеры, работающие с тканями и материалами, узнают о последних технологических разработках в этой области, а те, кто специализируется на цвете, — оттенки, которые будут популярны в течение последующих лет. Всё это, безусловно, связано с общесоциальными трендами. Скажем, активные разработки инновационных материалов — непромокаемых, позволяющих телу дышать — ведутся на фоне всё большего увлечения людей фитнесом и здоровым образом жизни. Тренд на athleisure и элементы спортивного стиля, как нетрудно догадаться, тоже пришёл оттуда.
После анализа всех полученных данных о материалах, цветах, привычках миллениалов и их родителей, политических настроениях и экономических прогнозах агентства составляют трендбуки — каталоги, в которых описаны будущие тенденции с перспективой как минимум на два года вперёд. Дизайнерам и маркетологам брендов предлагаются не только рекомендации, какой оттенок красного будет лучше всего продаваться через несколько сезонов, но вполне определённые предсказания относительно тем и стиля.
Вот интересный пример. В 2013 году в нью-йоркском Метрополитен-музее открылась выставка «Punk: Chaos to Couture». О теме экспозиции было известно за два года до этого, то есть уже в 2011-м форкастинг-агентства могли предсказать повышенный интерес к стилю панк. В итоге панк стал одним из главных трендов на неделях моды осенью 2013-го — вряд ли стоит списывать этот факт на внезапную массовую ностальгию дизайнеров по субкультуре 1970-х.
Некоторые тренды куда менее конкретны. Скажем, агентства могут дать ориентир в духе «из-за усталости от всё более агрессивной глобализации и бетонных коробок мегаполисов люди будут стремиться стать ближе к природе». Дизайнеры могут интерпретировать эту информацию по-разному: кто-то решит удариться в цветочный принт, кто-то — сделать ставку на натуральные материалы естественных оттенков. Никто не воспринимает трендбуки и советы предсказателей как прямое руководство к действию — скорее это вектор, по которому каждый бренд может двигаться в соответствии со своими взглядами.
Так, для сезона весна-лето — 2015 агентство WGSN одним из главных обозначило тренд «история 2.0», предполагающий стремление людей вернуться к истокам, что бы это ни значило. В январе 2015 года Алессандро Микеле показал свою первую коллекцию для Gucci, полностью перекроив стилистику бренда под миланские винтажные лавки и моду конца 1960-х — начала 1970-х. За счёт широты охвата («история 2.0» — это про ручной труд вместо машинного или про одеяния образца XIX века?) подобные тренды оказываются живучее, чем тот же панк. У дизайнеров появляется широкое поле для работы, а у покупателей — большой выбор. Взять тот же курс на историзм: если несколько сезонов назад это были реверансы в сторону недавних модных декад, то для весны-лета — 2017 дизайнеры обратились уже к более давнему прошлому — средневековым костюмам или образам колонистов середины XIX века.
Впрочем, даже профессиональные предсказатели трендов не всегда оказываются правы. В феврале 2016 года на портале Observer вышло интервью Ромни Джейкоб, трендхантера из WGSN. В нём она говорит буквально следующее: «Идея люкса изменилась — теперь считается моветоном носить лого дорогих брендов или статусные сумки». Всё это имело смысл в начале 2016-го (если, конечно, не брать в расчёт потребителей люкса из Азии), но прошло несколько месяцев, и на подиумах сплошь и рядом начали появляться те самые «китчевые» логотипы — вспомните сумки Louis Vuitton с монограммой или футболку Gucci с показа Resort-2017, словно найденную на развалах вьетнамского рынка.
Теперь, несмотря на видимость противоположного, все тренды задают потребители, сами об этом не догадываясь
Мода на логотипы, определившая целую декаду нулевых, действительно возвращается, правда, теперь ее потребители хотят не выставить свой достаток напоказ, а показать ироничное отношение к лейблам и дорогим брендам. В тот момент, когда мода, как нам казалось, достигла состояния стилистической нирваны, болтаясь где-то между новым минимализмом и athleisure, авансцену заняли новые герои во главе с Алессандро Микеле и Демной Гвасалией. И дело тут вовсе не в некомпетентности трендхантеров, а в том, что настроения потребителей сегодня меняются с невероятной скоростью, что выливается в головокружительную круговерть трендов.
Может показаться, что применимый к моде трендфоркастинг нивелирует саму идею дизайна как полёта творческой мысли, а дизайнера — как гения цвета и кроя, диктующего публике, что носить. До конца прошлого века так оно и было: мы знаем пример Кристобаля Баленсиаги, чьи футуристичные платья выглядят актуально и в контексте современной моды, или Рей Кавакубо, на несколько десятилетий опередившей тренд на феминизм и право женщины не выглядеть красиво в конвенциональном смысле, и Александра Маккуина, ставшего предвестником моды на брюки с очень низкой талией (уж он-то со своими финансовыми проблемами не мог и подумать ни о каком трендбуке). Но сегодня ситуация поменялась кардинально.
Теперь, несмотря на видимость противоположного, все тренды задают потребители, сами об этом не догадываясь. Здесь к месту привести известную цитату американского писателя-фантаста Уильяма Гибсона: «Будущее уже здесь. Оно просто ещё не так широко распространено». Задача трендхантеров — вовремя считать коды, формирующие тенденции будущего, переложить их на понятный язык и передать брендам. Задача брендов и дизайнеров — проанализировать полученную информацию, перевести её на язык визуальный и преподнести покупателям в виде новой коллекции. Всё в очередной раз сводится к тому, что модная индустрия — серьёзный бизнес, и крупные компании просто не имеют права идти на риск: они должны дать своим клиентам то, что те хотят. Вернее, то, что клиенты бессознательно захотели ещё пару лет назад, но поняли это только сейчас, когда получили, что называется, товар лицом. Никакой романтики.
Фотографии: Markoo, Aalto, Cyrille Gassiline, Alexander Wang Menswear, MISBHV, Ellery, КМ20, OiOi