Любовь к искусство это модно
Michelangelo Pistoletto, Venere degli stracci, 1967.
Фраза «современное искусство» для многих людей несет в себе нечто странное, непонятное, возможно даже негативное. Есть много произведений искусства, о которых никто не станет спорить, потому что они уже признаны, а художники, создавшие их, как правило, давно мертвы (что грустно, потому что многие не были оценены при жизни).
Но что мы знаем о современности, о новых художниках? Многие из нас ходили однажды на выставку какого-нибудь современного художника, видели или хотя бы слышали о том, что такое перфоманс, но как мы воспринимали этот опыт? Лично я до сих пор иногда выхожу с выставки в непонятках. Но если раньше мне казалось это нормальным, и я могла сказать “да ну, фигня какая-то”, сейчас – мне очень хочется разобраться во всем, узнать больше о жизни художника, о его идеях; я очень сильно расстраиваюсь, если мне так и не удается найти достаточно информации или понять и, напротив, ликую, если работа вызывает во мне какую-то эмоцию или ассоциацию.
Дело в том, что людям стоит немножко углубиться в тему, чтобы понять современных художников.
Оказывается, для того чтобы оценить некое произведение, нужно хорошо знать историю искусства или хотя бы ее фрагменты.
Чтобы понимать то, что происходит сейчас в полной мере, необходимо знать, что было до. Чтобы предугадать будущие тенденции, как ни странно, работает тот же самый принцип: нужно много читать, смотреть, интересоваться искусством. Кстати, для начала могу посоветовать книгу “Непонятное искусство”, которая достаточно неплохо рассказывает о важных периодах и идеях. Вот несколько вещей, которые необходимо принять к сведению, если вам сложно понять современное искусство, но вы очень хотите:
1. художники не должны
всегда создавать нечто приятное глазу, вызывающее радость, удовлетворяющее чьи-то эстетические и др. потребности.
Некоторые люди отвечали мне на это: “Как так? А зачем мне вообще на это смотреть тогда? Это уже не искусство”. И в принципе, любое мнение имеет право на существование, вы можете продолжать восхищаться Рафаэлем, Репиным, Врубелем и кем угодно (они почему-то первые пришли на ум), игнорировать новое искусство и это ваш выбор. Я просто говорю о том, что художники в первую очередь осмысляют наш мир, воплощают свои идеи, а не рисуют просто красивые картинки. Очень важно учиться анализировать то или иное произведение, находить в нем какой-то смысл, смотреть глубже. Ведь если мы, например, смотрим фильм, нам важна не только красивая картинка, а сюжет и мысли в нем, верно?
2. если вы чего-то не понимаете, это нормально, но в то же время не дает вам права обесценивать чью-либо работу. Оценка – субъективна и от нее работа художника не становится хуже или лучше.
Может быть оценка вообще не всегда нужна? Например, если мы заглянем в прошлое, почти всегда художники-новаторы были осмеяны критиками. Их работы могли оценить только несколько человек из узкого круга. А оказывается, что идеи были действительно достойными, но вот только их поняли спустя кучу лет.
3. прежде чем идти на выставку, лучше как можно больше изучить про художника, тогда вам будет намного легче насладиться временем, проведенным в музее. Кстати, иногда лучше не спешить и может быть даже сходить на выставку несколько раз. Знаю по себе, что через час или два уже становишься слишком усталым, чтобы что-то воспринимать.
4. если вам кажется, что работа нарисована “по-детски”, неумело, и вы сделали бы лучше, это ничего не говорит о ценности картины/скульптуры/и т.д. Дело не всегда в том сколько времени и сил потрачено на работу, считается ли она красивой по чьим-то меркам или нет. Важна идея и то, что художник ее воплотил, то, какие эмоции она вызывает.
Много человек, бывает, придумывают одинаковую или похожую идею, но сколько из них наберутся смелости и упорства дать ей жизнь и потом еще показывать ее всему миру?
Надеюсь, что моя статья оказалась для вас полезной. Если так, ставьте пальцы вверх и подпишитесь, чтобы узнать больше 🙂
Как формируется мода на искусство и что сейчас в тренде? Разбираемся в этом вопросе вместе с куратором галереи современного искусства Askeri Gallery Дарьей Моргачевой – в рамках темы Design Mate в марте, «Дизайн как искусство».
Дарья Моргачева куратор галереи Askeri Gallery
Мода на искусство, конечно, существует, просто она не так переменчива, как, скажем, в фэшн-индустрии. Кроме того, нужно понимать, что сфера искусства неоднородна, ее разные сегменты рассчитаны на разные целевые аудитории, и в каждом сегменте – свои тренды. Есть, например, арт-рынок, искусство для инвестиций. Среди «голубых фишек» – работы дорогих художников, которые покупают, чтобы потом продать и заработать на разнице в цене. Здесь – своя мода. Скажем, сначала все покупали Ротко, потом – Поллока и так далее.
По-другому выглядит сфера искусства, не связанная напрямую с продажами. Это то, которое очень сложно монетизировать, например, видео-арт и инсталляции, представленные на биеннале. Эта сфера отвечает за весь авангард в современном искусстве. Здесь существуют свои тренды, но они меняются не каждый год, а примерно раз в десятилетие. Условно, в 1970-80-х годах в Америке была в моде феминистская повестка, и художники создавали концептуальные и акционные проекты, связанные с этой тематикой. Тренды в этой сфере развиваются параллельно с исследованиями в гуманитарных и социальных науках. Например, внимание к урбанистике в целом рождает направление искусства, которое занимается вопросами городской среды.
Искусство как отражение гуманитарных проблем
В последнее время актуально направление в искусстве, которое занимается вопросами экологии. На Западе этой темой заинтересовались еще лет десять назад, и теперь тренд дошел до нас: некоторые российские художники уже работают с переработанным пластиком и делают из него впечатляющие скульптуры. Сейчас разрыв между нами и западным миром в плане актуального искусства сокращается – благодаря глобализации и интернет-ресурсам художник легко может проследить процессы, которые происходят на другом конце света.

«Красота и мусор», цифровая печать, выставка Анны де Карбуччиа «Одна планета – общее будущее» в Askeri Gallery
Еще один интересный тренд последних 10-15 лет – так называемый science-art, искусство, связанное с наукой, нечто среднее между научной и арт-работой. Первые произведения science-art появились в Америке в конце 1990-х – вместе с всеобщей компьютеризацией и огромным интересом к новым технологиям. Искусство пытается интерпретировать эти процессы. Сейчас много дискутируют о том, искусство это или нет, – но главное помнить: все, что когда-то казалось современникам диким и непонятным, сегодня стало, фактически, классикой. В этом ценность нового – именно авангард входит в историю.
Есть еще одна сфера – то, что условно можно назвать «средним арт-рынком». К нему можно отнести все то, что не касается больших инвестиций, и в нем тоже есть свои тренды. Например, в Советском Союзе было много реалистического искусства, поэтому когда СССР развалился, художники, уставшие от соцреализма, обратились к альтернативным формам в искусстве. Через десять лет произошел откат назад: и художники, и коллекционеры, устав от авангарда, вспомнили про реализм – это постоянный процесс. Сейчас на этом рынке сложно выделить какие-то конкретные тенденции, потому что существует очень много всего.

I LOVE DONUTS, Джей Йонг Ким, Askeri Gallery
Наравне с любовью к традиционным форматам – живописи, графике, – появляется интерес к нестандартным формам, например, объектам из керамики. Если в позапрошлом году керамику на Cosmoscow представляли, кажется, мы одни (яркие скульптуры в виде пончиков Джея Йонг Кима), в прошлом году подобные произведения встречались уже на нескольких стендах. Интерес к смежным форматам, когда искусство заходит на территорию декоративно-прикладного искусства и наоборот, конечно, присутствует.
Дизайн как искусство и наоборот
Еще одна тенденция – взаимодействие искусства и дизайна, когда художники пробуют себя в дизайне, а дизайнеры – напротив, в искусстве. У нас в Askeri Gallery выставлены скульптуры Эшли Хикса, британского дизайнера интерьеров, сына всемирно известного декоратора, Дэвида Хикса. Хотя основная сфера его деятельности – дизайн, он успешно сотрудничает с галереями искусства в Нью-Йорке и в Москве. Есть и обратная история. Так, представленный у нас художник Конор Маккриди регулярно делает коллаборации с дизайн-брендами. Например, с хорватским производителем мебели класса люкс Bernarda Beds он выпустил кровать под названием Blue Heaven («Синий рай»), корпус которой был оформлен в дизайне его произведений с использованием фирменного цвета MccreedyBlue.

Untitled Splash (триптих), Конор Маккриди, Askeri Gallery
На мой взгляд, это очень интересная тенденция. Хорошо, что дизайн, обладая в первую очередь функциональными свойствами, не обесценивается с точки зрения «высокого» искусства. Это позволяет художникам заходить на территорию дизайна и наоборот и рождает множество интересных коллабораций и уникальных продуктов.
Фото на обложке: ГЛЕБ СКУБАЧЕВСКИЙ, «АРТЕФАКТ № 4», 2018, ASKERI GALLERY.
«Современное искусство» – словосочетание, которое в лучшем случает приводит в смятение, а в худшем и вовсе вызывает неприятные чувства. Наверняка не один раз, проходя по выставке современного художника, вы задавались вопросом «Где здесь искусство?», а в некоторые моменты хотелось воскликнуть «Да я тоже так могу!». Однако не стоит судить современное искусство слишком строго, и сегодня Time Out готов привести пять веских причин его полюбить.
Отражение современности
Из века в век искусство служило зеркалом для любых исторических событий – от величайших войн до коронаций. Нынешние художники не отстают от своих предшественников и активно обращаются к событиям, вызывающим общественный резонанс.

Хейден Фаулер. Снова вместе. 2017. Документация перформанса
За последнее десятилетие деятели современного искусства не раз освещали проблемы экологического, социального и политического характера. Так, например, сейчас в музее современного искусства «Гараж» проход выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030-2100», где ставится вопрос о роли человека в экосистеме и последствиях, к которым может привести неразумное отношение к окружающему миру. В проекте принимают участие десятки художников из разных стран, чье творчество целиком и полностью связано с экологией. Каждому из них важно освятить данный вопрос именно через свое искусство и транслировать его зрителю.
А в нашей стране главной областью интереса и вдохновения для художников остается власть и политическая обстановка в государстве.
Новые грани классического искусства

«Фонтан» Дюшана
Как и история, искусство часто повторяет само себя. Однако подобное повторение зачастую происходит осознано, и современные художники тоже нередко обращаются к деятелям искусства прошлых столетий в поисках вдохновения.
Пожалуй, наиболее удачным примером подобной цикличности может служить до боли знакомая работа Марселя Дюшана «Фонтан» — произведение, послужившее основой для целого направления в искусстве – концептуализм. Они заимствовали у Дюшана содержание: идею о том, что любая вещь может стать произведением искусства. Другие обращались к форме и обыгрывали ее на свой лад. Брюс Науман, к примеру, в одном из своих видеоперформансов сам стал фонтаном и выплевывал воду маленькими струйками.
Не противопоставляйте искусство сегодняшнего дня и прошлых веков — современное искусство, по сути, уже это сделало за вас. Оно помогло вам увидеть до боли знакомые и уже наскучившие вам произведения с неизведанной стороны.
Единение

Перфоманс Марины Абрамович «В присутствии художника»
Искусство всегда стремилось взаимодействовать со зрителем, хотело пробудить его воображение, заставить испытать те или иные эмоции при взгляде на картину или скульптуру. Однако ни один стиль и ни одна эпоха до середины ХХ века не могли объединить художника, произведение и зрителя, пока не наступила эпоха постмодернизма. Искусство постмодернизма подарило нам новую форму – перформанс, которая в свою очередь дала шанс всем желающим встать на место автора работы.
Современные художники целенаправленно привлекают к созданию своего произведения зрителей. Подобного рода взаимодействие не только помогает прочувствовать «кухню» изнутри, но и позволяет зрителю точнее уловить идею, закладываемую автором.
Капиталовложение

К числу наиболее выгодных вложений наравне с недвижимостью веками остается искусство. Особенно актуально это становиться сейчас, когда говорить об искусстве и работать в этой сфере стало модным. Ценителям искусства арт-рынок готов предложить широкий спектр вариантов для инвестиций.
Сейчас получают большое распространение карты «Друг музея» — с ней вы получаете ряд привилегий и услуг, доступных лишь владельцам карт. Чаще всего это бесплатное посещение выставок, приглашения на закрытые мероприятия и встречи с художниками, а также крупные скидки на книжную продукцию и сувениры.
Ну а для тех, кто хочет встать в один ряд с такими крупными коллекционерами, как С.И. Щукин и И.А. Морозов, выход один — покупка произведений.
Наслаждение
Современные произведения искусства не перестают быть частью художественного мира. Отринув предрассудки и посмотрев на работы непредвзятым взглядом, вы насладитесь ими. Попробуйте понять, что вам нравится, а что нет; что привлекает, а что отталкивает. Ведь одно из преимуществ современного искусства заключается в его универсальности: если раньше в искусстве существовало одно направление, например, барокко или академизм, и ведущие художники писали исключительно в этом стиле, то сейчас единого направления нет, и зритель имеет возможность найти для себя то, что ему действительно интересно. Не сомневайтесь — если искать, непременно найдется то, что понравится именно вам.
А чтобы быстрее определиться с предпочтениями, стоит чаще ходить на временные выставки и постоянные экспозиции в музеи современного искусства. Удачным вариантом станет и ярмарка искусства, например Cosmoscow: она проходит каждый год, на ней представлены ведущие галереи современного искусства и их подопечные.
Несмотря на то, что мода давно заслужила право стать самостоятельной формой искусства, дизайнеры не спешат забыть о коллаборациях с художниками. Наоборот, мода и современное искусство продолжают сотрудничать, налаживая ещё более глубокий диалог. Часто уникальное видение художника дополняет замысел дизайнера, а модные дома с радостью смешивают собственные многолетние традиции и по-настоящему свежий взгляд. Взаимное вдохновение, безграничный талант и любовь к искусству — так рождаются шедевры арт-фэшн.
Журнал об искусстве Точка ART собрал 10 самых ярких дизайнерских коллекций, созданных в коллаборации с современными художниками.
Louis Vuitton x Richard Prince
Louis Vuitton Spring 2008, After Dark © vogue.com
В 2008 году Марк Джейкобс создал коллекцию весна-лето, вдохновителем которой стал художник Ричард Принс. «After Dark» — так назвали шоу — отсылала к двум знаковым работам Принса — Nurses и Jokes. Белые полупрозрачные платья, маски в горошек — Louis Vuitton отдал дань «медсёстрам» Принса, оживив его лучшие картины. Модели вышли в белых чепцах с ярко-красными кровавыми буквами — так, чтобы из них сложилось название модного дома. А сам Принс в свойственной ему ироничной манере вынес на подиум ещё и остросоциальные шутки: о бедности, расовой проблеме и вопросах пола. Благодаря его серии Jokes на культовых сумках Louis Vuitton появился уникальный симбиоз стёртой монограммы LV, змеиной кожи и злободневных текстов Принса.
Dior x Andy Warhol

Christian Dior, Fall 2013 © Vogue

Christian Dior, Fall 2013 © Vogue

Christian Dior, Fall 2013 © Vogue

Christian Dior, Fall 2013 © Vogue
Основой коллекции Dior осень-зима 2013 послужили работы Энди Уорхола — известнейшего американского художника 1960-х годов. Поп-арт стал вдохновением для Рафа Симонса — на тот момент креативного директора Dior. Трепетная любовь модного дома к искусству далеко не случайна: ещё в 1928 году создатель бренда Кристиан Диор открывает художественную галерею, где выставляет Рене Магритта, Пабло Пикассо, Марка Шагала. Диалог искусства и моды, начатый в начале XX века, продолжается и по сей день. Так Раф Симонс украсил коллекцию принтами Уорхола: графические портреты разместились на платьях, рисунки туфель — на сумках. Коллекция была приурочена к 85-летию художника, и Dior достойно выразили свои теплые чувства к отцу-основателю поп-арта.
Prada x James Jean

Prada, Spring 2018 © Vogue

Prada, Spring 2018 © Vogue

Prada, Spring 2018 © Vogue

Prada, Spring 2018 © Vogue

Prada, Spring 2018 © Vogue
Культовый модный дом Prada украсил коллекцию весна-лето 2018 иллюстрациями Джеймса Джина. Художник рисует обложки для DC Comics — популярнейшего издателя комиксов в Америке. Загадочный иллюстратор привлёк к себе внимание, сделав авторские принты лейтмотивом коллекции. Он также оформил павильон: фантастические модернистские рисунки, яркие цвета и всеми узнаваемый стиль любимого жанра — так SS18 стала по-настоящему сюрреалистичной. Десятью годами ранее Джин уже создавал арт-шоу для Prada, но тогда вдохновением послужили не комиксы, а работы Иеронима Босха. В 2018 же году все декоративные элементы показа — пояса, сумки, свитшоты, шорты и даже стены здания — были посвящены иллюстрациям самого Джина. Миучча Прада заявила, что идеей этого необычного для модного дома эксперимента послужило совмещение двух реальностей — виртуальной и человеческой. Нейлон, липучки — коллекция воплотила в себе «супергеройское» начало простого человека. А небольшие фрагменты комиксов, нарисованные Джином вручную, олицетворяли непрерывный поток информации, обрушивающийся из онлайн-медиа на человека.
Celine x Christian Marclay
Сeline SS19 © celine.com
В 2019 году модный дом Celine создал коллаборацию с уникальным художником. Кристиан Марклей — не только художник, но также композитор — поэтому в его работах чётко прослеживается взаимосвязь разных видов искусства. Ритуалы создания музыки стали основой для коллекции Celine SS19 — картины, коллажи и инсталляции Марклея перенеслись на принты и ткани. Музыка слилась с модой: байкерские жакеты были украшены патчами, будто издающими звук мотоцикла, а рюкзаки — негативным изображением Кристиана за игрой на пластинках. И снова не обошлось без комиксов: «косухи» украшены «звуками» «BEEP BEEP BEEP» и «KABOOM», а клатчи — блестящими надписями, будто сошедшими со страниц DCComics.
Dior x KAWS
Dior Kim Jones Collection, Summer 2019 © dior.com
Брайан Доннелли — уличный художник, известный под псевдонимом KAWS — стал вдохновителем коллекции весна-лето 2019. Dior предложил переосмыслить их культовые символы — так, Доннелли «обновил» фирменный логотип Dior — пчелу. Лейтмотивом коллекции стал спорт, а основными цветами — ярко-розовый, голубой и белый. KAWS создал кардинально новые футболки, толстовки и даже солнечные очки — узнаваемые силуэты Dior получили заметный акцент благодаря обновленному лого.
Alexander McQueen x Damien Hirst
Damien Hirst and Alexander McQueen collaboration © Sølve Sundsbø
Один из художников группы Young British Artists — Дэмьен Хёрст давно доминирует на арт-сцене Великобритании. Другой английский художник — Александр Маккуин — годами оставался лучшим британским модельером. Их союз породил 30 уникальных дизайнерских айтемов. Коллекция стала также перерождением: так фирменный аксессуар Alexander McQueen — шарф с принтом черепа — был по-новому переосмыслен. Хёрст создал принты с изображением насекомых — но пауки и бабочки изображены не единично, а вплетены в общую геометрическую концепцию. «Энтомология» Хёрста для коллекции стала уникальным узором, из которого выложен культовый череп McQueen. Художник вдохновлялся «Инферно» Данте: коллекция отсылает к симметрии и эстетике природы. Принты, похожие на калейдоскоп, поражают тонкостью исполнения и общим эстетическим видением Маккуина и Хёрста.
Gucci x GucciGhost

Gucci Ghost Room by Trouble Andrew © Gucci

Gucci Ghost Room by Trouble Andrew © Gucci

Gucci Ghost Room by Trouble Andrew © Gucci
Алессандро Микеле, креативный директор Gucci, в 2016 году пригласил в команду Trouble Andrew — Instagram-знаменитость, уличного художника и граффитиста. Эндрю — создатель персонажа GucciGhost: привидения в простыне Gucci. Узнаваемый логотип художник размещал на всех своих граффити. Бруклин заполнился привидениями — на стенах и асфальте Trouble Andrew изображал именитое лого. Уличный художник Тревор Эндрю стал частью модного дома Gucci — вопреки ожиданиям, что компания подаст на него в суд за откровенное копирование. Он стал использовать иконографию бренда для принтов на джинсовых куртках, футболках и даже сноубордах — а затем начал работу над осенней коллекцией. Эндрю в высокую моду дух мятежной улицы, запустив лозунг «Life is Gucci».
Off-White x Jean-Michel Basquiat

Christian Dior, капсульная коллекция Off-White © Vogue

Christian Dior, капсульная коллекция Off-White © Vogue

Christian Dior, капсульная коллекция Off-White © Vogue

Christian Dior, капсульная коллекция Off-White © Vogue
Коллекция стала и коллаборацией, и данью памяти одного из самый известных художников современности. Жан Мишель Баския — легендарный уличный художник, граффитист и неоэкспрессионист — умер в 27 лет. Баския дружил с Энди Уорхолом, и дружба эта послужила созданию самой дорогой из его картин — «Untitled».
Off-White вспомнил художника, выпустив в 2018 году капсульную коллекцию свитшотов, футболок, пиджаков и аксессуаров. На них — творчество знаменитого нью-йоркского граффитиста. Будучи главным звеном Нью-Йоркской уличной культуры, Жан-Мишель Баския давно оказывает влияние на видение креативного директора Off-White Вирджила Абло. Политика, бедность и дискриминация — постоянный мотив бруклинских работ Баския.
Dior Men x Hajime Sorayama
Dior Men, Fall 2019 © dior.com
Прошлогодняя осенняя коллекция стала союзом дома Dior и художника Хадзимэ Сораяма. Креативный директор мужской линии Ким Джонс — именно он привлёк KAWS к работе над весенней коллекцией! — предложил художнику изобразить японскую культуру. И Сораяма создал всё: от шелковой рубашки с сакурой до асимметричного блейзера. Ретрофутуристический мотив, отсылка к произведениям гиперреалиста Сораямы, подошёл бы и роботам, которых художник создал ещё в 1980-х — тогда металлические фигуры принесли Хадзимэ мировую известность. Элегантность, утилитарность и исключительное постмодернистское видение художника позволили сделать Pre-Fall’19 уникальным шоу.
Philipp Plein x Alec Monopoly
Alec and Plein Capsule Collection © plein.com
Уличный художник Алек Монополи — давний друг Филиппа Плейна. Вместе они создали коллекцию, отражающую различных знаковых персонажей поп-культуры. Много граффити, ярких красок и цветовых пятен — Нью-Йорк, который изображал Монополи, переместился на принт Philip Plein. Ироничная графика (часто — портрет культового Monopoly Man из всеми любимой игры) и роскошные материалы позволили капсульной коллекции стать довольно знаменитой. Тонкое итальянское мастерство дома Philipp Plein и провокация Монополи, безусловно, привлекают внимание. Коллаборация стала синтезом городской культуры и высокой — но всё же уличной — моды, а союз двух художников — удачной творческой реализацией. Граффити заменили узнаваемые «черепа», а на футболках, рюкзаках и куртках поселился «мистер» из Монополии.
Читайте по теме на нашем сайт:
Мода и искусство: актуальные коллаборации
Рассылка журнала на E-mail
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email*
Только самые свежие новости раз в неделю, никакого спама