Логистика модно или же нет

Меня зовут Владимир Урбанский, я возглавляю почтовые технологии и занимаюсь цифровым и технологическим развитием «Почты России».

Мы часто дискутируем на тему будущего логистики с Леонидом Зондбергом, который в прошлом году перешёл в команду электронной коммерции «Почты» из DPD. Результатом обсуждений стали 10 трендов 2020 в логистике, которыми мы решили поделиться с вами.

Экспресс-доставка и гиперлокальность

Срок доставки входит в ТОП-3 факторов, влияющих на выбор покупателя в электронной коммерции. Тренд на сокращение времени доставки наметился уже давно. А в прошлом году стали активно развиваться сервисы доставки товаров и еды за 30 и даже 15 минут. Это стало возможно только благодаря гиперлокальному формату — сеть распределённых складов (dark stores) и отправка по ограниченному району позволяют обеспечить обещанный интервал времени.

«Яндекс.Лавка», «Самокат» и «Кухня на районе» подстегнули более крупных игроков пересмотреть свою модель работы. Тестируют или планируют запустить экспресс-доставку «Перекрёсток», «Лента», «Ozon» и другие сети. Рост гиперлокальных и экспресс-доставок в 2020 году будет ещё более внушительным.

В Почте мы видим, что темпы роста курьерской экспресс-доставки выросли на 60% по сравнению с годом ранее, и ожидаем дальнейшего развития этого тренда.

Притом что потребность и готовность заказывать доставку продуктов и еды однозначно растёт, ключевым вызовом в условиях гиперлокальности остаётся создание высокой плотности и равномерности заказов.

При недостаточном объёме заказов экономика проектов не сходится. Только с начала года закрылось несколько сервисов доставки еды — «Golama», «FoodZa», «Superbro». При этом «Delivery club» и «Яндекс.Еда» отчитываются о двукратном росте заказов.

Мы считаем, что в 2020 году стоит ожидать ряд M&A сделок, инициаторами которых будут как «строители экосистем», как например, JV Сбербанка и Mail.ru, так и крупные логистические компании.

Интересно также, что сейчас, быстрее всего в электронной коммерции растут крупные омниканальные игроки. Детский мир по онлайн-продажам закрыл четвертый квартал 2019 на 59% выше, чем в 2018. Схожую динамику можно увидеть у «М.Видео» или «Л’Этуаль».

Распространение почтоматов

В 2019 мы увидели серьёзный рост сети почтоматов. Причиной этому, в первую очередь стало удобство — график работы вплоть до круглосуточного, расположение в проходных местах, нет необходимости выбирать время для встречи курьера.

Первые почтоматы появились в России почти десять лет назад. На создание нового шаблона поведения и минимальной сети для узнаваемости точек ушёл не один год. Сейчас общая доля доставок в почтоматы составляет около 4% и по нашим оценкам она удвоится в ближайшие 1,5-2 года.

В прошлом году Почта предоставила интернет-магазинам возможность доставки в партнёрские почтоматы. В 2020 году расширение сети будет заметнее, популярность этого канала однозначно будет возрастать. Мы увидим разные модификации формата: небольшие в подъездах, всепогодные и антивандальные для улицы. При содействии властей почтоматы могут появиться в метро, на железнодорожных станциях и остановках.

Шеринг инфраструктуры

Давайте прикинем общую сеть выдачи товаров по стране: 38 000 отделений Почты, около 15 000 специализированный пунктов. Чтобы окупить почтомат нужна постоянная загрузка точки, а чтобы её обеспечить, необходимо доставлять от большого числа интернет-магазинов. Добиться этого можно, предоставив возможность доставки в них разным операторам. Конечно, не все владельцы сетей почтоматов идут по такой модели, но тренд на переиспользование дорогостоящей инфраструктуры несколькими конкурирующими игроками уже наметился. Особенно это заметно в партнёрских сетях ПВЗ (пунктов выдачи заказов), думаю скоро мы увидим проявление этого и у более крупных игроков.

Кроме физической инфраструктуры, шеринг будет всё больше проникать и в движимую инфраструктуру. Например, совместное использование ёмкости траков, железнодорожных вагонов, самолётов. Конкурирующим компаниям сложно договориться о совместном использовании, но это вполне может быть выигрышной стратегией для обеих сторон, так как позволяет снизить стоимость и магистрали и последней мили.

Подвидом шеринга можно назвать и консолидацию заказов, когда маркетплейс или логист объединяет заказы разных от отправителей к одному получателю. Об этом говорят уже давно, но пока очень мало тех, кто действительно научился так делать.

Увеличение доли аутсорсинга доставки

За последние годы, благодаря бурному развитию всего нескольких крупных интернет-площадок со своей логистикой и доставкой, доля собственной доставки в общем объёме посылок росла.

В то же время, если смотреть на количество компаний, то большая часть уже сейчас предпочитает отдавать доставку на аутсорсинг, как совсем недавно сделал Озон. На наш взгляд, этот год может стать переломным — когда по количеству доставок специализированные службы начнут забирать долю рынка.

Краудсорсинг

Есть два важных драйвера широкого распространения краудсорсинга в логистике. Первое — логистика, как и ритейл, сильно подвержена сезонности. Количество посылок в последнюю неделю декабря и в первую неделю января может отличаться в несколько раз. Это создаёт сложности управления пиковыми нагрузками. Нужно выводить людей, оформление требует времени, необходимо делать срочные контракты и т. д.

Второй драйвер роста популярности также связан с первым пунктом — уменьшением сроков доставки и гиперлокальностью. В таких условиях становится сложно содержать штат доставщиков в локальном времени и месте, необходимый для поддержания качества доставки в пиковое время.

Привлечение сотрудников по краудсорсинговой модели сильно упрощает решение задачи. Одним из драйверов роста этой модели в 2020 будет регулирование самозанятых. В конце прошлого и в начале этого года несколько компаний провели интеграцию с ФНС, чтобы регистрировать и передавать информацию о самозанятых в налоговую онлайн.

Локализация международных продавцов

С 1 января 2020 порог беспошлинного ввоза снизился с 500 до 200 евро. На покупках чехлов для телефона с Али это вряд ли скажется, поэтому в количестве отправок международные покупки продолжат свой интенсивный рост.

Есть ряд более дорогих категорий товаров, которые россияне привыкли покупать за границей: техника, одежда, запчасти, БАДы, косметика. Теперь процесс покупки усложняется, и западные компании опасаются падения спроса в высокомаржинальном сегменте, что заставляет их думать о локализации продаж и открытии в РФ складов — своих или партнёрских.

Расширение инфраструктуры маркетплейсов

Маркетплейсы продолжают забирать себе долю рынка, всё больше игроков начинают выводить в продажу разные категории и товары от других продавцов. Wildberries начинался как магазин одежды, но уже предлагает продукты, электронику и даже компрессорные станции.

Небольшие интернет-магазины фокусируются на товаре и качестве сервиса, передав остальные функции маркетплейсам.

При бурном росте количества мерчантов на маркетплейсе остро встают вопросы сервисов для продавцов: как быстро подключиться к маркетплейсу, как организовать отправку товаров (так называемая «нулевая миля»), как организовать приём возвратов, сервисные услуги при отсутствии прямого взаимодействия с покупателями и так далее.

Многие из этих сервисов маркетплейсам и логистам ещё только предстоит создать. Например, предложить дропшиппинг для продавцов, когда отправитель сдаёт посылку напрямую компании-доставщику, которая доставляет товар без хранения.

Использование искусственного интеллекта

Искусственный интеллект проник уже во многие индустрии. В логистике он тоже присутствует, но пока в ограниченном виде: прогнозирование сроков доставки на сложных логистических плечах, предсказывание нагрузки, расчёт маршрутов, использование элементов машинного обучения в автоматических сортировочных машинах, управление складами, взаимодействие с клиентами, видео-распознавание действий и людей.

Технологии дошли до нужного уровня зрелости, а компании — до понимания пользы технологий в операционных процессах. В ближайшие годы логистические компании, которые встроят технологии AI/ML в операционные процессы смогут выиграть в конкурентной борьбе за счёт роста эффективности и качества сервиса.

Роботизация и автономная доставка останутся на уровне экспериментов

Автоматическими сортировщиками уже мало кого удивишь – технологии интеллектуальной роботизации складов применяются давно. Роботизированные склады работают и у Amazon, и у Alibaba. Проблема с полной автоматизацией складов в России вовсе не в технологиях, а в относительно дешёвой рабочей силе в стране и необходимости больших инвестиций в переоснащение.

В США, с высокими налогами и социальными выплатами, такой бизнес-кейс кажется интереснее. Но в России, как и в Китае, окупаемость инвестиций может составлять двадцать и более лет, что делает роботизацию экономически нецелесообразной.

Доставку беспилотными машинами мы тоже не увидим в ближайшие год-два, и тут, в первую очередь, дело в регулировании.

Интересно, что это характерно и для других стран. Мне удалось поговорить в Китае с компанией DJI (лидер по производству дронов) и узнать, что компания много инвестирует в направлении применения дронов в сельском хозяйстве, инфраструктурных объектах, но совсем не верит в доставку дронами в ближайшем будущем. Возможно, мы быстрее увидим небольших автономных роботов-доставщиков, эксперименты с ними уже проводятся в Яндексе и Сбербанке.

Источник

13 января 2020

ТОП-10 инноваций, которые изменят мир логистики в 2020 году (часть1)

Технологические инновации играют все большую роль во всех отраслях экономики, и логистика и управление цепочкой поставок также не могут оставаться в стороне от этого процесса. А так как в нашей отрасли активно используются большие объемы данных, которые хранятся разрозненно и в разных программах, и очень часто вводятся вручную, то, возможно, именно логистика больше выиграет от внедрения новых способов работы.

К такому выводу приходят европейский эксперты, авторы статьи Top 10 Supply Chain and Logistics Technology Trends in 2020 logistics technology trends”, которая размещена на европейском блог-ресурсе TransMetrics.

 По их мнению, инновации в логистической сфере связаны не только со стремлением логистических компаний внедрять новые технологии для того, чтобы не отстать от развития отрасли – в значительной мере этого требуют клиенты логистов – представители торгового бизнеса и крупных промышленных предприятий, которые требуют, чтобы их товары или услуги приходили к заказчику более быстро и с меньшими затратами.

Какие же инновации будут в значительной мере определять изменения в логистике в наступившем году? В Transmetrics выделили ТОП-10 важных инновационных логистических трендов.

1.Управление цепочкой поставок в режиме реального времени

Логистика модно или же нет

Цепочка поставок в режиме реального времени (SCV) перестала быть “технологической изюминкой” или “диковинкой” в логистике: в 2019 году ее начали внедрять многие компании, в 2020 году она станет необходимой практически повсеместно. Данные в реальном времени сейчас более востребованы все большим количеством клиентов, и это значит, что предприятиям логистики и управления цепочками поставок должны будут сосредоточиться на них. В настоящее время появилось большое количество стартапов, чьи решения обеспечивают прозрачность цепочки поставок, предоставляют технологию, которая способствует быстрому реагированию на изменения, позволяя компаниям использовать данные в реальном времени. Такие данные включают схемы перемещения транспорта, погодные условия в определенной местности вплоть до состояния дорог или подъездных путей к портам, что позволяет оптимизировать маршруты доставки. В 2019 году проводились исследования, которые показали, что логистические компании, использующие полностью интегрированные цепочки поставок, на 20% более эффективны по сравнению со своими конкурентами.

Нельзя говорить об управлении цепочками поставок, не упомянув при этом технологию интернета вещей (IoT), которая является важнейшим активом для отслеживания поставок. Подключенные устройства IoT на различных участках позволяют складам отслеживать перемещение оборудования, транспортных средств и товара через облачные сервисы. В то же время управление контейнерами на базе IoT также упрощается благодаря мониторингу в реальном времени, повышению эффективности использования топлива, профилактическому обслуживанию и активизации операций с контейнерами вместо реактивных.

Благодаря этому еще одной тенденцией наверняка станет более тесное сотрудничество между стартапами IoT и логистическими компаниями. Один из самых свежих примеров – компания Hapag-Lloyd, которая выбрала IoT-стартап Globe Tracker для создания своей новой системы мониторинга контейнеров в реальном времени под названием Hapag-Lloyd Live. В 2020 году с нетерпением ждем новых партнерских отношений со стартапами IoT, поскольку сектор начинает требовать отслеживания клиентов в режиме реального времени.

2. Растущая важность новых моделей и новых игроков на рынке

Логистика модно или же нет

Следует отметить, что будущее логистики формируют не только новые технологии: не менее важна роль новых бизнес-моделей и новых игроков в отрасли. Часто приводимые в действие стартапами, новые системы, включающие элементы экономики совместного использования (шеринга), быстро завоевывают популярность. Не имея большого опыта работы с логистическими активами, стартапы стремятся сосредоточиться на «легких» частях цепочки поставок, превращаясь, к примеру, в цифровых экспедиторов.

Благодаря более гибким операциям они могут предлагать более привлекательные цены, обеспечивая при этом прозрачность логистического процесса. Это относится и к Uber, который запустил свою функцию Uber Freight в США в 2017 году и в прошлом году расширился до Европы и Канады, стремясь к более эффективному глобальному рынку грузоперевозок. Uber Freight, по мнению Uber, является одним из самых многообещающих предприятий: во время августовской телефонной беседы с инвесторами генеральный директор Uber Дара Хосровшахи заявила, что «Uber Freight продолжает демонстрировать впечатляющий рост и значительный прогресс во втором квартале, несмотря на мягкие рыночные условия».

Даже собственные клиенты отрасли видят потенциал в экспедировании грузов: Amazon планирует расширить свой собственный опыт в сфере складирования и транспортировки для развития собственных возможностей доставки. Компания уже достигла больших успехов благодаря развитию Prime Air, службы беспилотных летательных аппаратов, которую она строит для создания полностью электрических беспилотников, способных летать до 15 миль и доставлять посылки весом менее пяти фунтов клиентам менее чем за 30 минут. Кроме того, сообщается, что компания импортирует новые интермодальные контейнеры под брендом Amazon из Китая. Кроме того, компания анонсировала платформу Amazon Flex, которая использует драйверы контрактов по требованию, чтобы ускорить расширение программы доставки Prime One Day.

Также Amazon объявил о своих новых робототехнических продуктах, направляющихся в сотни центров обслуживания по всему миру. Одним из таких продуктов является система сортировки Pegasus, которая на сегодняшний день преодолела два миллиона миль и уже сократила количество неправильно отсортированных товаров на 50%, сохранив при этом функции безопасности существующей системы привода. Кроме того, гигант электронной коммерции тестирует Amazon Scout, который предназначен для безопасной доставки посылок клиентам, использующим небольшие автономные средства доставки.

Кроме того, генеральный директор Amazon Джефф Безос заявил, что компания инвестировала 700 миллионов долларов в Rivian, стратап по созданию электромобилей, благодаря чему тот выпустит 100 тысяч электрофургонов по доставке товаров Amazon.

Еще одним отличным примером влияния компании на отрасль является Flexport, специализированное облачное программное обеспечение для экспедирования грузов и платформа для анализа данных. В начале прошлого года компания получила финансирование в размере 1 млрд. долларов и планирует запустить операционную систему для глобальной торговли, которая включает стратегическую операционную модель глобального экспедирования грузов и объединяет в себе лучшие из всех технологий цепочки поставок. В связи с тем, что разрабатывается так много предстоящих технологических достижений, становится ясно, что это одна из тенденций в области логистических технологий, за которыми нужно следить в 2020 году.

3. Роботизация складских операций

Логистика модно или же нет

Ни у кого не возникает сомнения в том, что в последние годы складские операции претерпели значительные изменения – и с постепенной интеграцией технологий это одна из тенденций в области логистических технологий, которая, вероятно, сохранится. Одним из очевидных нововведений является складская робототехника, быстро развивающаяся область.

Согласно глобальному отчету о работе с клиентами Global Customer Report 2019, тестирование робототехники на складе увеличилось на 18% по сравнению с прошлым годом. Мобильный складской робот Boston Dynamics под названием Handle является тому одним из ярких примеров: компания разработала полностью автономное компатное устройство, которое может получать доступ в любые труднодоступные места, и при этом обладает расширенной зоной обзора. Благодаря этому робот может быстро разгружать грузовики, складывать поддоны и перемещать ящики по всему складу.

Также повысить эффективность и скорость складских процессов могут как носимые технологии, так и транспортные средства без водителя или многофункциональные роботы. К примеру, компании GreyOrange и Locus Robotics уже применяют роботов, которые самостоятельно перемещаются по складу. Благодаря технологиям машинного обучения и датчикам, обеспечивающим предельную точность и простоту отслеживания, на современных складах в 2020 году появится большое количество автономных роботов.

 4. Искусственный и дополненный интеллект

Логистика модно или же нет

За последние несколько лет отрасль логистики начала интегрировать в свою деятельность решения по искусственному интеллекту (ИИ), включая интеллектуальные перевозки, планирование маршрутов и планирование спроса, и это только начало. Мы ожидаем, что грузоотправители, перевозчики, поставщики и потребители смогут извлечь выгоду из этих тенденций развития логистических технологий, продолжающихся в 2020 году.

Наряду с искусственным интеллектом не менее активно наверняка будет использоваться дополненная реальность и расширенные интеллект.

Расширенный интеллект сочетает в себе интеллект человека с автоматизированными процессами искусственного интеллекта. Например, в планировании логистики использование расширенного интеллекта может даже превосходить использование только ИИ, поскольку сочетает в себе возможности людей (опыт, ответственность, обслуживание клиентов, гибкость, здравый смысл и т. д.), с технологиями искуственного интеллекта, за которым останется участь выполнять повторяющуюся и утомительную работу.

По мнению специалистов компании Gartner, расширенный интеллект создаст 2,9 триллиона долларов деловой ценности и приведет к увеличению производительности труда на 6,2 миллиарда часов в глобальном масштабе к 2021 году. Можно ожидать, что логистические компании будут внедрять больше решений по усилению интеллекта, которые в конечном итоге позволят профессионалам логистики выполнять свою работу быстрее, уменьшая ошибки и экономя средства.

5. Цифровые двойники

Логистика модно или же нет

Цифровые двойники (цифровые копии физического объекта или процесса), возможно, являются одной из самых захватывающих тенденций в области логистических технологий, за которыми стоит следить в 2020 году. Многие логисты знают, что продукты никогда не будут точно такими же, как их компьютерные модели. Моделирование в его текущем состоянии не учитывает, как детали изнашиваются и заменяются, как накапливается усталость в конструкциях или как владельцы вносят изменения в соответствии с их меняющимися потребностями. Однако технология цифровых двойников меняет это раз и навсегда: теперь физический и цифровой миры могут быть объединены в один, что позволяет нам впервые взаимодействовать с цифровой моделью физического объекта или части так же, как и с их физическими аналогами.

Потенциальные возможности использования цифровых двойников в логистике огромны. В секторе перевозок цифровые близнецы могут использоваться для сбора данных об продукте и упаковке и использования этой информации для выявления потенциальных недостатков и повторяющихся тенденций для улучшения будущих операций.

Склады и предприятия также могут использовать эту технологию для создания точных 3D-моделей своих центров и экспериментировать с изменениями компоновки или внедрением нового оборудования, чтобы увидеть их воздействие. Кроме того, логистические центры могут создавать цифровых близнецов и использовать их для тестирования различных сценариев и повышения эффективности. В дополнение к этому, сети доставки могли бы использовать эту технологию для предоставления информации в режиме реального времени, которая улучшит сроки доставки и дополнительно поможет автономным транспортным средствам на их маршрутах. Будет интересно посмотреть, какие еще эффективные варианты использования логистики будут развиваться в следующем году.

Больше информации о трендах в современной складской логистике узнайте на тренинге на тренинге “СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА + АВТОМАТИЗАЦИЯ (ДЕМОНСТРАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ), который проведут 17-18 января Андрей Бабаев Евгений Никушин. Тренинг состоится по адресу г. Киев, бульвар Кольцова 14-А. В наличии осталось 7 свободных мест, подробнее узнать о программе мероприятия и зарегистрироваться на него можно по этой ссылке.

Также обращаем ваше внимание на то, что 27-29 февраля в Киеве по адресу бульвар Кольцова 14-А состоится тренинг “ШКОЛА ЛОГИСТОВ LOGISTICMASTER 2.0”, в ходе которого Евгений Никушин, Павел Степаненко, Валерий Губарев, Николай Иванов и Марина Пекерман ознакомят участников с полным циклом работы логистики на предприятии с учетом всех возможных логистических операций, в виде собирательного образа компаний. Тренинг рассчитан на специалистов всех уровней и дает полноту знаний всех аспектов направления, а также для изучения дисциплины, как отдельного предмета. Зарегистрироваться на тренинг можно по этой ссылке. Спешите, осталось 17 мест!

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Источник