Манишка это модная деталь туалета
Шемизетка — загадочное слово из давно ушедшей эпохи балов, изысканно одетых дам в утонченных нарядах..
Так что за диво скрывается под этим понятием?
Шемизетка — французского chemisette — манишка, блузка, производного от chemise — некогда это была деталь женского туалета — рубашка, вставка, манишка или изящная накидка, украшающая платье и закрывающая область декольте.
Эта деталь туалета вошла в моду в XVIII веке. В более ранние времена то же название носила мужская просторная куртка из тафты, которую надевали поверх рубашки.
Особенной популярностью шемизетки пользовались в XIX веке. Силуэт женских платьев менялся постоянно, но всегда оставались в моде шемизетки, которые дополняли как повседневный, так и бальный туалет, придавая платью завершающий романтический штрих. Шемизетки изготавливались из различных кружев, вышивались шелком, иногда украшались драгоценными камнями или искусно сделанными цветами в зависимости от достатка владелицы. Шемизетка, которая была в гардеробе модных барышень XIX века, представляла собой кружевную женскую блузку с рукавами или без рукавов, которая выполняла функцию эффектной вставки для платья.
Шемизетка 1793
Фото из модного журнала 1870. Пара шемизеток (с бокового края).
Примеры шемизеток.
Chemisettes в известном женском журнале Godey’s Lady’s Book 1850.
Chemisettes The Metropolitan Museum of Art, 19 век.
1840 детали Парижской моды
1840-50г.
1840-50.
В России эта деталь была характерна только для женского туалета. Название от французского chemisette — манишка, блузка, производного от chemise — рубашка. Шемизетку в русском быту толковали довольно широко. Несмотря на то, что французское слово было известно в России с 18 века, вначале, на рубеже 18-19 веков, распространение получило платье «шемиз», или «шмиз», из тонких светлых тканей, сшитое по образцу античной туники. Шемизетка-накидка (небольшая по размеру, разнообразной формы) вошла в употребление с 1820-х годов как важный элемент дамского туалета. Вот как описан фасон одной из шемизеток в газете «Молва» за 1833 (№ 121, с. 464): «Показались также из черных блонд шемизетки demivierge, доходящие до половины груди, и их не обшивают оборочкой; вышивают края фестончиками; на плечах они очень открыты».
Дама в платье шемиз, из-под него видна рубашечка-шемизетка, платье перехвачено шарфом, на плечах шаль (портрет М. И. Лопухиной, 1797 г. Художник В. Л. Боровиковский).
Смирновский Иван (1783-1825) Портрет дамы в белой шали. 1810.
На даме, изображенной на портрете, надето белое платье, вырез которого прикрыт прозрачной шемизеткой с рюшами. На плечи наброшена шаль, на голове-шляпка, украшенная шелковыми лентами.
Шемизетка на потрете. Неизвестный художник. Портрет неизвестной. 1860-е года. Исторический музей. Москва.
Фото из личного архива:
Примеры употребления слова шемизетка в литературе:
«От холодного пота у нее между лопатками намокла шемизетка, и ей мерещилось, будто страшилища в кирасах и камзолах, увешанных орденами, вдовицы в торчащих гофрированных воротничках и непомерных фижмах спустились из рам и сопровождают ее, словно погребальная процессия» (Теофиль Готье, Капитан Фракасс).
«На собрания общества, которые происходили только по случаю приема нового члена, все являлись в одинаковых костюмах: шелковый голубой корсет с красными шнурками, коротенькая шемизетка из белого тюля, доходящая едва до колен, чтобы можно было показать икры ножек, обутых в шелковые розового цвета чулки и белые атласные башмачки с высокими каблуками.
Шемизетка была с большим вырезом на шее, чтобы лучше можно было показать все сокровища этих молодых и по большей части красивых женщин» (Глас Бертрам Джеймс, История Розги).
«Из-под капюшона дорожного плаща выглядывали косы, а от дыхания округлой пышной груди мерно поднималась и опадала шемизетка белого полотна» (Морис Дрюон, Лилия и лев).
«Что это тебе вздумалось, моя милая, — сказала Амлотта де Монмишель, — шататься по улицам без шемизетки и косынки?» (Виктор Гюго, Собор Парижской богоматери).
«М-ль Жильнорман все казалось, что ее шемизетка недостаточно непроницаема для взоров и недостаточно высоко закрывает шею Она усеивала бесконечным количеством застежек и булавок такие места своего туалета, куда никто и не помышлял глядеть. Таковы все недотроги: чем меньше их твердыне угрожает опасность, тем большую они проявляют бдительность.» (Виктор Гюго, Отверженные).
Что ж…загадочная «chemisette» раскрыла свои тайны, очень надеюсь, что для читателей публикация оказалась интересной и познавательной.
Страница создана в виде АЛЬБОМА.
В дополнение аксессуары прошлых веков к дамским костюмам можно увидеть в альбоме на Яндексе
——-
Задалась целью при изготовлении реконструкции и стилизации этой маленькой части одежды на ампир исследовать: что же такое шемизетка, и какие были еще дополнительные мелкие вещицы к женскому костюму на 19 век.
И вот что узнала изучив кучу картинок с подлинников…
Как описывает в своей книге для театрального костюма одна из историков ХХ века:
“Глубокий вырез платья в конце 18-начале 19 веков могли прикрывать шемизеткой — коротенькой манишкой .
Надевали и канзу — накидку из прозрачной ткани с воротником и длинными концами, скрепленными крест-накрест на талии. У мужчин позаимствовали редингот.
Затем в гардеробе верхних вещей стали появляться пальто: на меху — витшура и дульеты — на вате.
Употребление шемизеток и канзу — превосходная находка для костюмера.
Этими маленькими, но кокетливыми и броскими деталями можно заменить переодевание. В одном акте платье надето с канзу, в другом без.
Можно канзу делать из дешевого метрового кружева, из капрона гладкого, из капрона цветного, из тюля с аппликацией; можно наклеить кусочки накрахмаленной ткани, имитируя старинные тюли с аппликацией; можно канзу сделать одного цвета с платьем и можно контрастного, в тон и т. д.”
Шемизетка – вставка-манишка на груди в женских платьях.
Впервые появилась в XVI веке в Венеции, когда стали шить платья с очень открытым лифом. Из Италии распространилась в Испанию и Францию.
Делали шемизетку из дорогих тканей и богато украшали. В начале пятидесятых годов XIX столетия женские платья шили с двойным рукавом.
Верхний – из той же ткани, что и лиф, а нижний – из ткани шемизетки.
В нарядных платьях шемизетки были кружевные или из дорогого материала. В повседневных – из батиста, пике и других тканей кремового или белого цвета.
Иногда вставка была с отложным воротничком.
Другое значение шемизетки – женская кофта, блузка.
( источ. )
Шитье ручным способом занимало не мало времени и навыков у рукодельниц прошлых веков.
И потому частенько дополнения к одежде в виде накидок, нижних отделок, рукавов делали для частого использования в разных дамских туалетах отдельно.
*
Для тех ,кто хочет создать именно реконструкцию шемизетки – это будет не сложно. деталь маленькая, и даже вручную её сделать просто. Достаточно лишь понять и принять для ЧЕГО она вообще создавалась как часть женского костюма.
*
Потом пришивались(рукава, манжеты) ,одевались в низ платья( манишки, шемизетки,косынки) или поверх платья (косынки, накидки), и могли не только часто стираться,но и обновляли одежду дам.
Для реконструкции этих частей одежды подойдут как подлинники, так и рисунки из журналов мод прошлых веков.
Вот так, например, показывает
один из модных журналов 19 века нижние блузки под корсаж
По виду образца подлинника можно узнать год и век его изготовления.
Например: в 18 веке использовали в основном платки кружевные,или с отделкой обрками или кружевом(нашивалось) .
Эти платки или заправлялись под нижнее платье,или наоборот, одевались поверх платья, где концы такого косынки-платка делалось крест-накрест и заправлялся в пояс или завязвался сзади. Именно такой способ перешел уже в 19 век.
Так же как и косынки, были в моде накидки – канза.
Накидка с длинными концами из прозрачной ткани ,которые завязывались крест-накрест на талии.
Вот что можно прочесть в Векипедии:
Канзу́, встречается написание канезу (по французски canezou — короткая кофточка) —
косынка или платок больших размеров с длинными концами, из лёгкой ткани светлых оттенков или кружев, которые выполняли роль накидки, закрывающей шею и декольте дамы.
В женском костюме появилось во второй половине XVIII века и просуществовало в моде до первой половины XIX века
Изначально название короткого жакета, который надевался поверх дамского платья.
В 1810-х годах XIX века канзу по типу пелерины с воланами, имитирующими рукав, закрывает верхнюю часть лифа платья. В 1830—1840-х годы канзу, имеющее вид косынки большого размера, накидывали на плечи, прикрывая декольте дамы, затем длинные концы перекрещивали на груди, а после завязывали на талии.
Производили канзу из вышитого тюля, кисеи, батиста или кружев.
Различались фасоны канзу: сильно открывавшее шею «Леонтина»; с особо нарядной отделкой «Камарго», названное в честь французской танцовщицы Камарго, семиконечной формы, четыре конца которой спускались с плеч на руки.
Слово «канзу» практически вышло из лексикона в 50—60-е годы XIX века и подобную деталь женского костюма чаще называют уже просто косынкой.
В это время популярна косынка фасона «Мария-Антуанетта» с длинными концами, завязанными сзади. Имелся более длинный вариант подобной косынки, например, сделанная из кисеи, вышитых прошивок и кружева она скрещивалась сзади и связывалась двумя атласными бантами, последний из которых низко спускался на платье. Пришитые к воротнику длинные атласные ленты также спускались на платье и перемешивались с концами косынки.
Существовал иной способ ношения, при котором косынка скрещивалась на груди и висела концами спереди платья, придерживаемая кушаком(поясом), концы которого завязывались сзади.
Косынка «Мария-Антуанетта» предназначалась для гардероба молодых женщин.
Косынки, закрывающие шею и завязываемые на талии, были распространены в женском костюме Англии, Франции и Америки XVIII—XIX вв.
Их именовали канзу, фишю-канзу или просто фишю
Приблизительный вид накидок и косынок:
Ничего не стоит на месте. Так же и в изготовлении одежды.
Постепенно стал усложняться крой и отделка платьев и аксессуаров к ним.
1815-20 года шемизетка
шемизетки-манишки первая половина 19 века
В самом начале 19 века(1800-1808гг) это просто куски ткани с воротником или без с оборками. Затем и они постепенно усложняются в отделке.
Так же в обиходе и жабо на основе манишки…
На шемизетках появляются красиво отделанные воротники, вышивка, защипы, складки и т.п.
Так же шемизетки начинают делаться просто из кружев.
С годами мода меняется и вместо шемизеток приходят отдельные накладные элементы с жабо…
Вторая половина 19 века-жабо
Красота отделки шемизеток к середине 19 века все более усложняется.
Модницам уже мало просто манишек.
Под постепенно начинают шиться шемизетки с рукавами, и переходят уже в блузку,которая надевалась как вниз платья, так и сверху его.
(текст автора блога)
Нижние блузы под и над корсетами 19 в:
————————————-
вот что можно найти на просторах соцсетей о ШЕМИЗЕТКАХ:
КРОЙ ШЕМИЗЕТКИ 19 в:
Построение и пошив воротников кружевных стойка на шемизетке на начало 19 века с англоязычного сайта:https://teainateacup.wordpress.com
от туда:
Making a Chemisette
I used the pattern for a chemisette (dated from 1800-1825) in Patterns of Fashion 1, by Janet Arnold.
Two chemisettes; pictured in Patterns of Fashion 1, by Janet Arnold.
First, I traced and cut out the pattern on 1/4 inch grid paper.
The front and back sections traced on grid paper.
The shoulder seams sewn, with the vertical tucks in the front panels.
.
A close-up of the lace frill, with the one layer peeping out beneath the other layer.
—————————————————————–
ПОДЛИННИКИ дополнительных деталей к женскому костюму 19 век:
- в России XIX в. предмет женской нарядной одежды, полупрозрачная короткая блузка(рубашка) в форме лифа с рукавами, отделанная рюшем, кружевами
- Шея закрывалась шемизеткой с широким воротничком из старого пожелтевшего кружева.И.А.Гончаров «Обрыв», 1869 г.
- Не без намерения употребил я слово «опрятный»: не только сама хозяйка казалась образцом чистоты, но и все вокруг неё, всё в доме так и лоснилось, так и блистало; всё было выскребено, выглажено, вымыто мылом; самовар на круглом столе горел, как жар; занавески перед окнами, салфетки так и коробились от крахмала, так же как и платьица и шемизетки тут же сидевших четырех детей…И.С.Тургенев «Несчастная», 1881 г.
- нижняя блуза(рубашка), богато украшенная на груди ◆” Но я упорно отказывалась и приняла лишь кое-какие необходимые предметы туалета (чепец, шемизетку, перчатки, зубную щетку, а для Евгения ночную рубашку маленькой графини Элизы)”. Н. И. Голицына, «Воспоминания о польском восстании 1830—1831», 1837 г.
- Против него на козетке фигурировала пикантная пейзанка, кокетливо демонстрировав свою миниатюрную ботинку из-под шемизетки, и цитировала что-то из литературного альбома с гравюрами. Н. А. Лейкин, «Из записной книжки отставного приказчика Касьяна Яманова», 1874 г.
/Векисловарь
Кстати, манишки в начале 19 века были и мужские:
манишка мужская 1820 год:
————————-
Шемизетка —
загадочное слово из давно ушедшей эпохи балов, изысканно одетых дам в утонченных нарядах..
Так что за диво скрывается под этим понятием?
Шемизетка — французского chemisette — манишка, блузка, производного от chemise — некогда это была деталь женского туалета — рубашка, вставка, манишка или изящная накидка, украшающая платье и закрывающая область декольте.
———————
Шемизетка, как деталь туалета вошла в моду в XVIII веке.
В более ранние времена то же название носила мужская просторная куртка из тафты, которую надевали поверх рубашки.
Особенной популярностью шемизетки пользовались в XIX веке.
Силуэт женских платьев менялся постоянно, но всегда оставались в моде шемизетки, которые дополняли как повседневный, так и бальный туалет, придавая платью завершающий романтический штрих.
Шемизетки изготавливались из различных кружев, вышивались шелком, иногда украшались драгоценными камнями или искусно сделанными цветами в зависимости от достатка владелицы.
Шемизетка, которая была в гардеробе модных барышень XIX века, представляла собой кружевную женскую блузку с рукавами или без рукавов, которая выполняла функцию эффектной вставки для платья.
Примеры описаний из литературы:
“Как грациозно оперлась она о подоконник,немного наклонясь, и как же заманчиво выступают под газовой шемизеткой округлости груди,белой,точно слоновая кость”…
Или…“М-ль Жильнорман все казалось,что ее шемизетка недостаточно непроницаема для взоров и недостаточно высоко закрывает шею.”…
—————————-
Пришивные (отдельные) рукава из муслина и др. тонких тканей первой половины 19 века:
—————————
Манишки,шемизетки,накидки вышитые и кружевные 19 век
———————————–
Шемизетка нач. 19 в:
Манишки-шемизетки середины и далее 19 в.
Манишка
В XII-XIII веках манишкой называли белое покрывало, которым европейские благочестивые дамы прикрывали часть лба, подбородок и шею — а поверх покрывала надевался головной убор.
Такие манишки можно видеть на иллюстрациях к рыцарским романам, на фресках и гобеленах.
В XVI веке назначение манишки меняется: она прикрывает грудь в глубоком вырезе женских платьев.
Тогда дамы носили высокие воротники в сочетании с глубоким квадратным декольте, и вышитая вставка из ткани прикрывала полуобнаженную грудь.
Такие манишки-вставки — их называли «шемизетка», от французского слова chemise, рубашка — проникли и в мужскую моду
благодаря манишкам стало гораздо легче модно одеваться и прилично выглядеть.
В наше время манишкой обычно называют переднюю часть сорочки с воротником, их можно встретить в продаже как отдельный элемент одежды.
Манишка имитирует сорочку под пиджаком или жакетом — но, конечно, не может заменить «целую» сорочку для делового костюма.
Женские манишки бывают нарядными, с жабо, вышивкой, бантами и т.п.
(с)
—————————————-
Шемизетка ближе к середине 19 в:
Платье с шемизеткой нач. 19 в:
———————–
Шемизетка начала 19 в- подлинники:
шемизетки начала 19 века
Лиф как нижняя часть одежды середина 19 в:
Ну,и т.д…
вид с платьем подлинник
—————————–
пришивной рукав-как элемент одежды начала 19 века
————————–
Так же во второй половине 19 века шемизетки и накидки одевались поверх платья.
Что создавало эффект легкости при очень тяжелом платье в те времена…
1900-1920 года:
—————————————————
МАНИШКИ 20-го века:
1927 год
1930 год
1930 год
1940 год
1940 год
1950 год
1951 год и далее:
Обработка полочки(переда изделия) на груди из учебников второй половины 20 века:
вставки и манишки
—————————————————–
Шемизетки и манишки моей работы на 19 век (стилизация):
начало 19 века:
Шемизетка на викторианскую эпоху(вторая половина 19 века).Стилизация
Её так же можно носить в наше время…
Манишка-жабо на вторую половину19 века.стилизация.Шифон.кружево.
—————-
Жабо все виды
———————————————————————————————————
Читайте так же
Аксессуар к женскому костюму: МУФТА: История, шьем сами:
Платья 19 в. Крой 19 в. Книги.Пошив платья ампир.
Светская жизнь 19 век.
Стиль АМПИР.Подлинники, крой,история
История моды 18-19 в .Книги по костюмам.
Одежда и платье 1860-1920 г. Крой,Подлинники.реконструкция.
мужская мода 1800-50 гг по рисункам и гравюрам того времени.Франт.Денди.
Аксессуар к женскому костюму: МУФТА: История, шьем сами
Моя основная тема на Сезоне
Манишки (шемизетки, вставки)
Манишка вместо шарфа Dickey instead scarf
https://www.youtube.com/watch?v=BGPG18xWRu4
В 50-е довольно часто под жакетами использовались не блузки, а манишки.
Такая штучка – недоблузка – видимо, в связи с тем, что жакеты и платья были облегающими.
Манишки делали со спинкой и без, – только передняя часть и воротничок.
Фиксировались манишки тесемочкой по линии талии или чуть выше.
Если передняя часть и воротничок шились часто из нарядных тканей, всячески декорировались,
то спинка в любом случае выполнялась из хлопка – для лучшей посадки по линии плеч.
Весьма удобная весЧь для комплектаций костюма – можно нашить разных, под разное настроение и состояние души:)
Принцип такой – берете прямоугольный кусок ткани, шириной в половину окружности талии примерно, а длина – если перекинуть, как шарф, через шею, доходит до линии талии+3см на подгиб для кулиски. Один край длинный обрабатываете тесьмой, или просто в подгибку,
на другом у меня была кромка – я его согнула внутрь, на 7 см, как цельнокроенную обтачку.
Короткие края у талии соединяете так, чтобы был нахлест сантиментров 15-20
и обрабатываете дальше кулиску по линии талии, в которую продергиваете тесьму из ткани манишки или другую, – по вкусу Увеличивает грудь визуально
Манишка это не в коем случае не топ, у мамы были красивые, крепдешиновые, с вышивкой, с завязками по бокам, одевались под шерстяные платья с декольте и выглядели как пододетые под низ блузки-безрукавки с воротничками
Интересные воротники, современные и исторические, фото и крой
И в теме “Винтажной одежды” упоминались, например:
о съемных воротниках
https://club.season.ru/index.php?s=&sho…st&p=101523
Стоечке-манишке
https://club.season.ru/index.php?s=&sho…ost&p=97990
Еще… о модной детали
https://club.season.ru/index.php?s=&sho…st&p=115514
Jioti
https://club.season.ru/index.php?s=&sho…st&p=125038
Бурлакова Фрося и BriNa… о bust-bodices -своего рода “лифчик-рубашку”
https://club.season.ru/index.php?s=&sho…st&p=107629
*У меня в закромах лежит старый мамин кружевной воротник (вывезен из ГДР в 50-е или 60-е)
Он не манишкой – у него по краюшку пришита обтачка по форме декольте и он просто приметывался к платью – а впечатление такое как будто пододета блузка с английским воротом.
*Я встречала старинный вариант, где от краёв недлинной манишки шли вниз 4 тесёмочки, которые крепились к пояску. Поясок застёгивается на талии, тесёмки не дают манишке уползать и крутится.
Как самостоятельно выкроить манишку?
Тут все не так сложно.
Берем свою основу. Размоделируем нагрудную вытачку в линию талии, а если Хрудь выдающейся красоты – то распределяем вытачку в талию и в боковой шов.
Длина плеча на манишке может быть разной, но все же не доходит до сочленения с рукой на 3-4см.Если проведем прямую до линии талии, (красный цвет), видим, что нагрудная вытачка не задействована, – поэтому и лежать деталь будет без заломов.
Точно так же кроим спинку, используя основу.
Если манишка без спинки – были и такие – она делается непременно с воротничком – по принципу платьев с открытой спинкой и английской проймой.
*Да можно вообще взять любую свою блузку, воротничок которой и ткань вам нравится – и за вечер ее в манишку переделать, отмахнув ножницами полочку и спинку, отступив от шва притачивания рукава сантиметра 2-3, украсив всякими красотами из того, что отрезали, или из чего-то другого. За вечер будет готова вещь для жакета или платья любого облегания – удобно и под пуловер надевать – обычно рукава блузок ломают линии рукава пуловера, особенно если он из тонкого трикотажа.
Если предполагается носить манишку, заправляя в юбку или брюки, длина ее должна быть на 10-15см ниже линии талии, а вот завязочки можно расположить на талии или чуть выше.Можно тесемочки сделать на бельевых кнопках.
Горловину шьем точно так, как и у любой блузки – технология та же; выбираем модель оформления в зависимости от платья или костюма.
Полочки манишки часто украшали складочками, защипами – которые сейчас вошли в “блузочную” моду, разнообразными оборками, кружевами, воланами.
А можно сделать ее вообще в авангардном стиле, – и вписать в суперсовременный гардероб.
Кстати, представляю валяную манишку – надетую на блузку – это же супер 😉
Или джинсовую… Или кожаную…
*Манишка такой предмет… на сегодняшний взгляд… прямо скажем, эротичный предмет. На взгляд мужчин – очень даже. Произвела опрос нескольких половозрелых мужских особей разного возраста , показав картинки:)
На свое женское ощущение – тоже. Это как под юбку летом не обычное-привычное, а панталончики в кружевах, из тончайшего маркизета, надеть. Вроде бы и не видно, а чувствуешь себя совсем иначе – кровь по-другому бежать начинает;)
Так и с манишкой, особенно с той, что под жакет надеваем на тело. Жакет можно расстегнуть, все абсолютно комильфо, но сама-то знаешь, что это не совсем блузка… а вообще-то где-то даже белье… И оттого, что кровь бежит иначе, совсем другая энергетика от тебя излучается, – и в глазах искорки;)
И окружающие это чувствуют мгновенно. Манишка-то поинтересней будет, чем лифчик, выглядывающий из выреза пиджака. Эротизм совсем другого класса.
*Я кроила нагрудник именно как перед обтяжного лифа, сохраняя-переводя нагрудные и тальевые вытачки. При этом условии он сидит отлично, а не телебонькается:).
Для данных манишек вполне можно перевести нагрудную вытачку в срез бока. Зашить или посадить. Ну или ещё модельнуть перевод вытачек по вкусу, но не ограничиваться просто прямоугольником:
Кроме того, для пресекания ёрзанья надо завязать передние завязки сзади, а задние завязки спереди (а не попарно на боках).
Вот на этой конструкции использован такой принцип фиксации изделия, только там у меня пуговицы и спереди, и сзади, а не завязки, но суть та же.
Сидит она плотно, как корсетный лиф:).
При таком способе завязывания получается, что расслабление одёжки спереди вызывает затяжку сзади, и всё остаётся на месте, сохраняя плотное прилегание.
*У меня у мамки было несколько манишек, совершенно обалденных. Мне досталось поносить их. Носяться они совершенно прекрасно. Пожалуй даже лучше чем блузки. Если особенно вспомнить что рукаква у НЛ узенькие. Я носила, например, с мамкиным “НЛ-сарафаном”
Я не эксперт, но мне кажется что манишки как раз под платья-сарафаны ( те которые с большим вырезом и под них блузочка проситься), а костюмы с блузками.
*Следует учесть, что ткани были тончайшие,не пропечатывались, и не скользкие-батист, крепдешин, на крепдешиновых спинка была все равно из батиста, чтоб меньше скользила. Веревочки просто завязывались на талии.
Вот примерно такой офисный сарафан, а под него хоть каждый день меняй манишки
Сокровище со времен СССР – французская манишка:
Фото моей манишки, которая мне перешла по наследству от бабушки. Моя вещица из Германии, 1958-1964 гг:
Вот еще пара идей, найдено по ссылке из соседней темы и, из америк. ибея.:
<
Смотрите какую прелесть нашла:) оригинал, 70е года
И еще парочка экземпляров. Вторая манишка будет попроще, но зато видны хорошо кулиски, куда продевалась тесьма (резинка?)
<
*Хорошие манишки. Некоторые из них похожи на различные шемизетки девятнадцатого века. https://www.metmuseum.org/works_of_art/coll…;dd2=0&vw=1
Еще необычные манишки-воротнички, с тудом, но можно рассмотреть.
*Я думаю, под кофту с низким вырезом или под жакет с жилетом (или жилет без жакета, кому как больше нравится, я имею в виду что-то застегнутое ниже линии груди) можно делать манишку, которая заканчивается под грудью и за нижние уголки цепляется кнопочками к бюстгальтеру, тогда не будут торчать завязочки по бокам, особенно если сверху одето что-то трикотажное или из достаточно тонкой и мягкой ткани, которая сама по себе не шибко хорошо держит форму
Оригинальная викторианская манишка с аукциона (по англ. было написано органза, кружева), хорошо видны швы, фрагменты:
35.
интересная идея, вот такую манишку с планкой, которую можно застегивать по разному:
Из ибеишного.
Французский Chemisette , тончайший батист с вышивкой. Сзади застежка на крючки и пуговки:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
И еще шемизетка (предмет женской нарядной одежды, полупрозрачная короткая блузка в форме лифа с рукавами, отделанная рюшем, кружевами, вставка, манишка)
Шемизетка https://romantichistory.blogspot.de/2015/11/a-regency-chemisette-for-vernet.html
Выкройка, сборка https://jemimabean.blogspot.de/2012/05/free-vtg-pattern-dickey-peter-pan.html
https://club.season.ru/index.php?showtopic=3220&st=80