Мода и люди модное поведение

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Толмачева П.А.

1

Толмачева Г.В.

1

1 Омский государственный технический университет

В данной статье рассматривается вопрос моды, как формы массового поведения, которое обладает психологическим воздействием на личность, может быть способом психологической разрядки путем ухода от реальности в область фантазии. Мода способна выступать как ценностно-формирующий фактор современной культуры, пропагандировать, например, терпимость или единство индивида и человечества, а также создавать чувство индивидуальности в целостной группе. Участники моды приобщаются к различным социальным ценностям, а также идентифицируют себя с остальными индивидами, участниками модной игры, в результате чего создаются объединения по стилям и наиболее интересным направлениям в моде, которые помогают чувствовать индивид в комфортной среде и продолжать реализацию самого себя. Выбирая одежду, содержащую в себе сообщение для окружающих, индивид не только идентифицирует себя с социумом или отдельной его группой, но в то же время защищает свой внутреннее «Я» от излишнего любопытства или осуждения. Привлекательность влияет лишь на первое впечатление, однако именно оно зачастую так важно в современном обществе, где время, отведенное на оценку и восприятие личности, постоянно сокращается. В таких условиях мода является мощным средством самореализации и самовыражения, направленным на расположение к себе с последующим продлением общения.

мода

модное поведение

индивид

социальное поведение

1. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. – М.: Издательство им. Сабашниковых, 2004.

2. Бауман 3. Индивидуализированное общество. / З. Бауман. – М.: «Логос», 2002.

3. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. – М.: Книжный Дом Университет, 2015.

4. Грусман М. В. Мода как феномен культуры и средство социальной коммуникации: дис. – СПб., 2010.

5. Кант И. Замечания о вкусе: в 6 т. Т 6 / И. Кант. – М., 1966.

6. Килошенко М.И. Психология моды. / М.И. Килошенко. – М.: Оникс, 2006.

7. Нагорских, Т.Н. Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры, дис. – Ростов-на Дону, 2009

8. Dearborn G. Psychology of Clothes / Psycholohical Monographs, Vol. 26, No. 1, Whole No, 1918.

Начиная с конца XX века, мода рассматривается как цельное системное явление, побуждающее людей к определенным действиям и формирующая культурно-ценностную среду вокруг них. Мода, изначально представляющая собой явление внешних форм культуры, теперь способна влиять на ее содержание.

С все более ускоряющимися оборотами производства и постоянной сменой тенденций, люди склонны к потребительскому и поверхностному восприятию культуры, когда процесс усвоения культурных ценностей происходит подсознательно. В погоне за модными тенденциями потребитель забывает о более важных духовных и социальных проблемах, способен пренебречь ими, в результате чего «происходит символизация процесса потребления» [7] При этом люди стремятся обладать так называемыми символами определенного статуса только ради обладания. Однако в последнее время наблюдается повышенный интерес модной индустрии к возрождению гуманных ценностей и их популяризацию в качестве модных, как ответ на изменения в окружающей действительности. Таким образом, мода способна выступать как ценностно-формирующий фактор современной культуры, пропагандировать например, терпимость или единство индивида и человечества.

Мода является формой массового поведения, она обладает психологическим воздействием на личность, может быть способом психологической разрядки путем ухода от реальности в область фантазии.  М. Килошенко приводит в пример моду, диктуемую французкими королями: она быстро распространялась среди приближенных, а затем и придворных по всей Европе. «Следование королевской моде в тот период, вероятно, определялось, прежде всего, осознанным стремлением представитей высших сословий подчеркнуть свое расположение к автору новшества, признание его вкуса и, как следствие, желанием вызвать расположение к себе. <…> мотивировалось стремлением указать на свою принадлежность к знатному сословию, продемонстрировать свой образ жизни, приближенный хотя бы внешне к королевскому» [6]. Подражая королю, придворные стремились примерить на себя вместе с костюмом и его статус. Кант в своем сочинении «О вкусе, отвечающем моде» (XVIII в.) дает одно из первых определений моды: «Закон этого подражания (стремления) казаться не менее значительным, чем другие, и именно в том, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется модой» [5]. Таким образом, мода является способом аттракции, т.е. специальной установки одного человека на другого, с целью вызвать эмоционально-положительное отношение к нему. Процесс моды схож с игрой. Игра распознается по поисковому характеру, комбинации радости и интереса, ощущению личной значимости, участия в общем деле. Через игру идивид приобщается к различным социальным ценностям, а также идентифицирует себя с остальными индивидами, участниками игры.

С другой стороны, мода раскрывает возможности для выражения индивидуальности, является творческим процессом, доступным для каждого, позволяет воплощать в одежде свои ценности, цели, намерения. Когда одни участники моды стремятся слиться с ней, другие пытаются выделиться, одни придерживаются демократических принципов, другие утилитарных. Это может быть связано с их образом жизни, традициями или средой воспитания. При этом индивидуализация в моде предполагает использование максимального числа противоречивых элементов, в этом парадоксе сбывается стремление к тотальности, где в конечном итоге человек мог бы являть собой все и не совершать выбора, отвергая тем самым какую-то черту. Элементы эти не синтезируются, как следовало бы предположить, а накапливаются, стремясь создать невозможную, но распознаваемую всеми модную личность. Важно так же и то, что пытаясь выделиться, индивид, как правило, всего лишь попадает в общую массу желающих выделиться. Таким образом, социальная компонент моды имеет парадоксальное сочетание: посредством моды субъект пытается выделиться с той целью, чтобы быть, в конечном итоге, как все. Килошенко пишет: «культура состоит вовсе не в том, чтобы повсюду выпячивать и подчеркивать свою «особенность», свою непохожесть на всех других, а как раз в обрат ном, в том, чтобы уметь делать все то, что умеют делать другие, но, по возможности, лучше» [6]. Так мода осуществляет регуляцию человеческого поведения, в которой нуждается общество, через потребность в самовыражении, претензии на определенные нравственные и эстетические роли.

Немаловажной функцией моды является эстетическое оформление роли человека, так как есть определенные признаки, по которым можно распознать костюм мужчины или женщины. Тем легче, основываясь на этих обычаях, присваивать качества одного пола другому через костюм, или же стирать их вовсе, как в случае с популяризацией стиля «унисекс». Такие признаки тоже являются средством передачи информации о носителе, своеобразным сообщением для окружающих.

В целом, мода не ограничивает строго своих участников, она лишь приводит некий эталон, к которому следует стремиться. Наиболее ценные свойства, отражающие эталон, специально подчеркиваются, чтобы участник моды легко мог считать их и приобщиться (или отвергнуть). Так рождается стереотип: «именно на стереотипе держится равновесие всей модной риторики, именно он позволяет выдавать вполне успокоительные сообщения, в то же время смутно кажущиеся чем-то невиданным (можно сказать, что стереотип функционирует как не вполне опознанное воспоминание)»[1] Субъект, заинтересованный в положительной реакции окружающих, сознательно или бессознательно вносит определенные коррективы в свою внешность, с целью создать оптимистические впечатления о себе. «Мода регулирует поведение индивидов и групп, составляющих социальную систему, и способствует адаптации последней к изменяющимся внутренним и внешним условиям ее существования» [3] отмечает А. Гофман. С накоплением социального опыта личность расширяет представление о своем «Я», а вместе с тем и меняется и его отношение к моде, предпочтения в одежде. И наоборот, способность человека воспринимать новую моду, следовать ей, является показателем потенциала к психической изменчивости, которая влияет на дальнейшую его способность контактировать с внешним миром, двигаться вместе с социумом, продолжать быть его частью.

На основе выводов, можно выделить следующие функции моды:

  • мода как регулятор сознания и поведения;
  • мода как показатель социального положения и престижа;
  • мода как показатель эстетической ценности.

Эти наблюдения верны как по отношению человека к самому к себе, так и к окружающим и обществу в целом.

На примере королей Франции, являющихся законодателями моды, отмечается, что мода четко делила «высшие» классы и «низшие», этим позволяла приблизиться к эталону-образцу желающим перейти из одного класса в другой. Это подводит к выводу о том, что модная одежда с одной стороны, способствует интеграции внутри «высших» групп, с другой стороны, помогает отделять их от низших. Это означает, что мода – фактор социальной дифференциации. Отдельные модные признаки, явления и объекты при определенных условиях приобретают особенное значение и могут называться престижными. Это означает, что при примерке их на себя, осознанно или не осознанно, у участника моды возникает чувство, что он приобретает определенный статус. Этот процесс оказывает важное влияние на самооценку личности. Естественно, такие объекты престижа имеют смысл только в том случае, если признаются и активно используются другими участниками моды, поэтому неотъемлемой частью приближения к эталону является сравнительная оценка. Такой процесс постоянного сравнения себя с окружающими помогает оформиться личности. Однако нередко случается, что роль потребителя становится первостепенной для индивида, тогда как престиж человеческих качеств и других видов деятельности оттесняется или утрачивается вовсе. Зацикленный на потребительстве, индивид постоянно озабочен тем, как его оценят окружающие. Пытаясь им угодить, слепо подчиняясь формулам, сформированным общественным сознанием, он теряет свою сущность, в результате удовольствие от потребляемых благ в значительной мере притупляется. Тем не менее, свобода выбора не всегда положительно сказывается на способности индивида принимать решения. Бауман отмечает в своей книге: «чем меньше я могу сделать и чем меньше могу захотеть (то есть чем более ограничен мой выбор), тем очевиднее «реалии жизни». Чем шире становится мой выбор – <…> тем менее очевидными и убедительными оказываются сигналы, исходящие от мира, существующего здесь и сейчас»[2]. Таким образом, мода, на современном этапе развития общества, освобождает от мучений выбора. «Подражание, в некотором смысле, переносит ответственность с индивида на группу, участником которой он является» [4]. Готовую схему поведения – начиная внешним обликом и заканчивая образом жизни и даже мыслями можно получить из различных рекламных источников. Такая форма поведения, при которой индивидом усваиваются ценности, действия и мысли другого лица, называется идентификацией. Желание быть кем-то другим часто может быть продиктовано неуверенностью в себе. Неуверенность порождает страх быть отвергнутым обществом, как следствие частая рефлексия по поводу поведения в обществе, и того, как оно воспринимается окружающими. Такой индивид будет разрываться в подражании стереотипам, навязанным ему рекламой, лишь бы избежать осуждения. В крайних случаях подражание может полностью лишать индивида личностных проявлений, когда при осуществлении выбора он будет затрудняться сказать, нравится ему та или иная вещь или нет. Привлекательность, как средство моды, исследуется в психиатрии, психотерапии и социальной психологии. Г. Диарборн считает, что при ношении модной одежды люди стараются избавиться от чувства страха, «боязни насмешки, страха за неуспешность, недостаток вкуса или шарма»[8]. Получая одобрительную оценку своего внешнего облика, неуверенные люди положительно оценивают себя сами, тем самым, повышая свою самооценку. Самолюбие здесь выступает как способ соотношения личности с окружающим миром. Процесс следования моде для таких лиц лишен творческого начала, это лишь механизм, облегчающий взаимодействие с другими.

Конечно, мода отражает человека слишком поверхностно, чтобы, взглянув на него, можно было заключить точные суждения о его внутреннем мире. Выбирая одежду, содержащую в себе сообщение для окружающих, индивид не только идентифицирует себя с социумом или отдельной его группой, но в то же время защищает свой внутреннее «Я» от излишнего любопытства или осуждения.

Модная одежда не является единственным и главным средством самореализации, исключение составляют те индивиды, для которых по каким-либо причинам на данный момент остальные средства труднодоступны или невозможны. Если они не находят себе места в различных общественных и профессиональных сферах, то мода становится довлеющим фактором утверждения статуса и социального положения. Действия остальных участников моды обычно направлено на повышение своей привлекательности. Привлекательность влияет лишь на первое впечатление, однако именно оно зачастую так важно в современном обществе, где время, отведенное на оценку и восприятие личности, постоянно сокращается. В таких условиях мода является мощным средством самореализации и самовыражения, направленным на расположение к себе с последующим продлением общения.

Библиографическая ссылка

Толмачева П.А., Толмачева Г.В. МОДА И ПСИХОЛОГИЯ. ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКА МОДЫ В ОБЩЕСТВЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18672 (дата обращения: 14.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

Одинаково одетые подростки, подражающие своим кумирам из ютуба, примерно один и тот же гардероб у мам в декрете, которые гуляют на площадках, потоки ухоженных мужчин в Москва Сити, креативная тусовка на заводе Флакон.

Вглядевшись в разномастную и пеструю толпу, мы в любом случае сможем их разделить на определенные группы, которые придерживаются определенного стиля в тот или иной момент времени!

Мода и стиль – это отличный инструмент и метод исследования, который позволяет понять человека, с одной стороны, с другой же – это визуальная форма коммуникации, умея пользоваться которой, мы сможем больше рассказать о себе окружающим.

Сегодня мы покупаем в разы больше одежды, чем еще 20-30 лет назад, когда за одеждой приходилось стоять в очередях или “доставать” по знакомству у спекулянтов и фарцовщиков. Цены на одежду стали ниже, одежда стала доступной всем, мы уделяем внимание тому, как мы одеваемся, гораздо более тщательно, чем в советский период.

Почему мода влияет на жизнь? Почему мы настолько внимательно относимся к тому, как выглядим?

Ответ может показаться равнозначно сложным и простым одновременно. Мода и стиль – часть нашей жизни, и уже неотъемлемая! Разобравшись во влиянии стиля и моды на нашу жизнь, мы прийдем к более интересному и глубокому пониманию процессов, которые влияют не только на наш выбор наряда, но и в целом на те или иные изменения, от психологических до экологии, которые влияют на нашу жизнь, и на социум в целом.

О женской моде

В мире животных – все смотрели эту передачу? Вроде бы мы ушли от животных аспектов проявлений в социальных выражениях, однако, все-таки у нас с животными есть что-то общее. Мы живем в группах, общаемся также со своими, работаем в той или иной сфере, где правила игры и стиля вполне определены.

Так или иначе, мы подражаем друг-другу, встраиваем себя в современный формат и стиль жизни, а это очень влияет на систему моды и стиля – на то, как мы с вами одеваемся.

Возможно, вы мне возразите, что вы индивидуальны и одеваетесь не так, как это делают все. Но, представьте, вы идете на деловые переговоры, а вам лично очень нравятся кринолины 18-го века, что вы наденете? Кринолин или ожидаемый деловой костюм?
Или вы идете гулять с ребенком в парк. Наденете ли вы на прогулку изящные босоножки на шпильке и с тонкими ремешками? Уверена, что нет.

Чтобы проявить свою индивидуальность, совсем не нужно изображать нечто необыкновенное.
Чтобы заслужить доверие своего круга, нужно выглядеть чуть лучше и чуть оригинальнее, чем выглядят те, кто принадлежит вашему кругу.

Все! Это так просто, и это так сложно одновременно! Но именно поэтому в данном вопросе и следует разобраться!

Каблуки

Когда-то очень давно каблуки были придуманы для того, чтобы сделать ножку дамы более изящной, а саму даму – чуть-чуть выше. Если мы зайдем в музеи костюмов в любой стране, то сможем увидеть весь процесс эволюции этого непростого элемента обуви.

В современности, как видите, каблук остался только для определенных случаев и дресс-кодов. Хотя, еще совсем недавно, мы носили каблуки и в пир, и в мир! Сейчас же во главу угла встало красивое удобство!

А еще уверенность в себе- вот то, что позволяет современным женщинам отказаться от этого элемента в одежде.

Макияж

Примерно те же процессы идут и в тенденциях макияжа и средств декоративной косметики. Опять же, обратившись к истории, мы можем увидеть и напудренные парики, и намеренно выщипанные брови и беленые лица по моде определенного времени, сейчас жизнь стала быстрее и динамичнее, поэтому и то, что мы демонстрируем во вне, меняется. Макияж стал более естественным, но отнюдь не более простым!

Появились технологии, появились новые средства. И часто нужно даже учиться больше для того, чтобы сделать лицо свежим, естественным и натуральным, чем просто купить что-то в косметическом супермаркете и накраситься по-старинке.

И да, кто-то может уверенно ходить без макияжа, кто-то учится создавать естественный красивый цвет лица с использованием косметических средств, кто-то использует их больше, кто-то – меньше! Главное в этой истории то, что теперь есть выбор, и каждая женщина может его сделать так, как ей это нравится, как ей удобно и комфортно!

И это тоже веяние моды, новое проявление стиля каждой женщины!

Одежда

Отражение в зеркале – оно может нравиться, а может не нравиться. Но когда оно нам нравится, мы воспринимаем его как что-то, в чем соединяется наше внутреннее и внешнее проявление: нам нравится то, как мы себя чувствуем в определенной одежде, с определенными аксессуарами.

Это похоже на своего рода исследование закоулков своего сознания, которое говорит о разных наших проявлениях в разных жизненных ситуациях, при разном настроении.

Филосов Ларс Свендсен находит, что произошло смещение человеческой идентификации. В современной культуре люди ведут поиски себя уже не только внутри, но и снаружи. (“Дресс код”, Мари Гринде Арнтцен).

Отражение в зеркале для нас тебе более значимо. И мы выстраиваем самоидентификацию через наш облик! Также Свендсен говорит: “Мы ищем идентичность в теле, а одежда является его непосредственным продолжением. Поэтому одежда и становится для нас столь важной!”

Проследите истории героев литературы и кино, то, как описывают их авторы, то, как одевают костюмеры, найдите взаимосвязь с тем, что хочет сказать костюмер или автор о своем герое.

Один из очень говорящих примеров: герой Арнольда Шварцнеггера в кинофильме “Терминатор”. Когда Терминатор отправляется помочь мальчику из будущего, в современности он появляется вовсе без одежды. Идентифицировать его невозможно (вспомните немые лица посетителей кафе). И лишь тогда, когда он облачается в костюм байкера, все становится на свои места.

Положительные факторы

Мода и стиль – это два кита, которые помогают современному человеку самоидентифицироваться в обществе. При этом вне зависимости от того, как вы будете применять стилистику в своей жизни.

Вы можете отвергать все правила и дресс-коды, но вы будете же что-то надевать на себя, даже если не принимаете требований дресс-кода “синего костюма”. Вы расскажете о себе шелковым платьем на серьезных переговорах. Вы подтвердите факт наличия на себе шелкового платья тем, что скажете, и создадите определенное впечатление.

Вы можете следовать дресс-кодам и быть в стае тех, с кем живете и работаете, и наденете кроссовки для прогулки с ребенком в лес, потому что это удобно. Вы наденете красные (или, например, золотые кроссовки), потому что вам так хочется, так говорит Ваша индивидуальность. Но вы все-равно проявите себя через одежду.

Как ни крутите, все-равно вы будете одеваться.
Как ни крутите, вы можете овладеть интересным инструментом, который поможет вам в жизни!
Как ни крутите, вы будете производить определенное впечатление.

Отрицательные факторы

Опасаться стоит бездумного потребления. Но, с этим, думаю, уже почти все справились. Давно канули в лету погони за чем-то эдаким и уникальным. Сейчас не только вещь определяет уникальность человека, но и умение ее носить так, как не может никто другой.

Вывод – стоит ли следить за модой?

Так стоит ли следить за модой?

Безусловно – да!
Мода – это про современность!

Умение использовать моду на благо своего стиля – это про современность втройне. Ведь именно это умение дает вам возможность не обновлять гардероб ежеквартально с учетом того, что произвели дизайнеры, а вписывать новые, приятные вам, веяния в свой гардероб, создавая то самое уникальное настроение только Вашего стиля!

Как справиться самостоятельно?

Легко! Важно понимать, на что следует обратить внимание, что будет актуально более-менее длительный период, что будет оптимальным вложением в гардероб! И еще важно знать, в каких магазинах и что продается, и, конечно, уметь выбрать то, что вам подойдет лучше всего!

Если у вас возникают сложности и вы устали от самостоятельных многочасовых и безрезультатных походов по магазинам, можно заказать эту услугу у меня.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой Дзен!

Все самое интересное и свежее можно увидеть на Facebook и www.mia-donna.ru

Заказать услуги стилиста можно на www.mia-donna.ru

Евгения Никитина, имиджмейкер-стилист.

Источник