Мода xix века история развития модной одежды

Мода xix века история развития модной одежды

Содержание:

Даже люди не увлекающиеся модой могут легко сказать какие платя носили женщины в 18 веке и какие наряды украшали женщину в начале 20-ого века. А вот история моды 19 века не многим известна. Читая про моду прошедших столетий порой задаешься вопросом – как от шикарных целомудренных платьев в пол и элегантных костюмов мы пришли к хипстерам и девочкам-барби.

Стили моды 19 века: парад тканей

Классицизм (Конец XVIII века) Мода xix века история развития модной одежды Для этой эпохи характерны строгость линий кроя, четкость пропорций, простота форм. Женский силуэт – это раздутая в боках юбка, которую старательно украшали рюшками и нескончаемыми оборками. Именно в это время положено начало моде на фантазийные прически и парики, сложные (даже с точки зрения архитектуры) сооружения на голове. Мужская мода не осталась без внимания и в 19 век мужчины гордой походкой вошли в камзолах с роскошной вышивкой и кружевными воротниками-жабо. Ампир (XIX век) Мода xix века история развития модной одежды В начале века женщины, наконец, смогли вздохнуть свободно, так как были полностью освобождены от корсета. В моду вошли легкие прозрачные платья, которые были больше похожи на шикарную штору, обмотанную вокруг женского тела. Романтизм (XIX век) Мода xix века история развития модной одежды Мода Европы 19 века возвращает кринолин и пышные формы платьев, под которыми тело практически скрывается. Платья с низко опущенным плечом, широченными рукавами, узкой талией и декором в виде лент, кружев и знакомых нам уже оборок. Кстати, оборки добавляли везде – они были даже на шляпах.  Модерн (конец XIX – начало XX в.)Формы платья стремительно меняются – наряды стали тяжелыми, шились из плотной ткани, добавились турнюры, зрительно увеличивающие нижнюю часть торса.

Мода начала 19 века: французская революция

Девятнадцатый век во Франции начался с переворота и не только на уровне всей страны, но и модных течений. Протеста ради парижанки начали игнорировать короткие чулки и панталоны и сделали выбор в пользу длинных штанов и коротких фраков. Прежде замысловатые женские наряды сменились на простые платья и одежду в греческого стиля. Главными цветами костюмов символично стали синий, белый и красный. Мода в начале 19 века диктовала свои правила и девушки повсеместно стали выбрасывать свои парики и отказываться от невероятных десятиэтажных причесок. С этого момента ничего искусственного – укладки только из натуральных волос, никакой косметики и пудры. Особое внимание стоит уделить прекрасным платьям в стиле ампир. Пик их популярности пришелся на времена Наполеона I, но потом платья прошли «адаптацию» к суровому европейскому климату – добавились рукава, вырез на груди уменьшился. Вместо легких тканей для пошива стали использовать бархат, украшая наряд богатой вышивкой.

Эпоха романтизма Женская мода середины 19 века привнесла в дамские костюмы страстные и мечтательные нотки, и наряды весьма сильно изменились. Теперь греческие мотивы ушли на второй план, и верх взяли классические платья. Лиф платьев стал подчеркивать красоту женской груди, юбка слегка укоротилась (до щиколоток), а линия талии в крое вернулась на свое законное место. Модные в то время широкие рукава только усиливали визуальный эффект тонкой талии, который диктовала мода 19 века, платья были умопомрачительно женственными и подчеркивали все прелести фигуры. Впрочем, как и сегодня, роль деталей в женской моде в 19 веке была велика. К платью нужно было обязательно подбирать шаль, пелерину, муфту и зонтик. Писком моды в то время было боа – своего рода шарф из меха или перьев.  

Мода конца 19 века: фантазийные сооружения

Мода 19 века в Европе по-прежнему строилась на предпочтениях Франции. В шестидесятые дамские наряды были особо вычурными и чрезмерно роскошными, это была «мода Второй империи». Для моды второй половины 19 века характерны платья из шерстяных и шелковых тканей, репса, штофа, атласа и бархата. Расцветки самые яркие — цвет фуксии, лиловый, красный. В качестве декора служила богатая вышивка, бахрома, искусственные цветы и кружево (особенно золотое). И если ранее кружево изготавливалось фабричным способом, то теперь декор стали делать вручную. Знаменательной чертой моды в конце 19 века стал кринолин, представляющий собой  конструкцию из ивовых прутьев, металлических обручей и китового уса. Это «сооружение» надевали под нижнюю юбку, чтобы придать платью пышности.  

Мужская мода в 19 веке: брючные метаморфозы

Мода xix века история развития модной одежды

  • Главное нововведение мужской моды 19 века – это строжайшее разделение одежды по назначению. Выделяли визитный, домашний, бальный и повседневный костюмы.
  • Для мужчин мода того времени уготовила белые рубашки на пуговицах с отложными или стоячими воротничками. К шестидесятым стали модными манишки, которые пришли на смену рубашкам.
  • Мужские брюки тоже прошли через ряд изменений. К примеру, в 50-е брюки были на штрипках, в 60-е штрипки исчезли. В 70-80-е года на брюках появились лампасы, и поменялся крой, который предполагал сильное расширение книзу. Под конец столетия были провозглашены модными брюки «французского» покроя — зауженные книзу и немного мешковатые. В основном брюки шились из ткани в клеточку или полосочку.
  • К бальной одежде относился фрак — цветной или черный, который дополняли специальным фрачным плащом. К фраку также полагалось надевать белый жилет.
  • Как уже говорилось ранее, мода в 19 веке предполагала деление одежды  по функциональному назначению. Для визитной одежды специально изобрели совершенно новый для того времени вид костюма — визитку. Костюм был однобортным, имел закругленные фалды, а также отрезную талию. Если «визитка» была черной, то к ней полагалось надевать серо-черные полосаты брюки («визиточные») и однобортный жилет — черный, цветной или белый..
  • В конце столетия на пике популярности был «костюм для курения», он же смокинг. Правда, носили его, в основном, только молодые люди. К смокингу полагались черные брюки с шелковыми лампасами.
  • Домашней одеждой у мужчин считались жакеты и блузы из бархата.
  • Верхняя одежда для мужчин имела завидное разнообразие: пальто с пелериной, меховая длинная шуба, пальто «сак», длинный плащ без рукавов, короткое пальто в талию со шнуровой отделкой («бекеша»).
  • Галстук в 50-е-60-е года 19 века имел вид банта, и только к 70-м годам появился известный нам ленточный галстук.

Пройдите обучение на онлайн-курсе стилистов-консультантов и узнайте все об истории моды. 

Источник

Просматривая фильмы о судьбах людей эпохи классицизма 18-19 века, меня всегда удивляли и восхищали красивые платья, а именно, многообразие и фактура декора. Декора платьев и одежды было много, но он был разнаобразный: складки, кружева, перья, бусины, камни. Все это многообразие только подчеркивало изящество, грациозность и красоту женщин. В таких платьях каждая женщина чувствовала себя дамой высшего общества. Изучив костюмы 19 века, я решила поделится с вами небольшим кусочком истории костюма 19 века.

В 1805−1810 годах женская мода не отличается сложностью форм. В это время царит стиль ампир. Дамы носят платья с завышенной талией. Муслин, креп, кружево — самые популярные материалы.

Российские модницы не подражают слепо французскому стилю, их наряды скромнее, изысканнее. Самые смелые модники и модницы включают в свои одеяния элементы народного костюма. Русский стиль постепенно вытесняет с просторов России французскую моду.

В середине 19 века на смену простоте приходят драпировки из тяжелых тканей. В моду вернулся корсет, поднимающий грудь и перетягивающий талию.

В течение XIX века женская одежда медленно менялась в сторону реальных очертаний тела. В двадцатые и тридцатые годы талия вернулась на свое естественно место. Лифы платье стали уже, а юбки, по контрасту, шире. Рукава платьев были самыми разными, но обычно платья с длинными рукавами носили днем, а у вечерних платьев были короткие пышные рукава. Женщины продолжали носить корсеты. Под платьем носили несколько нижних юбок, иногда из конского волоса, чтобы поддерживать пышные верхние юбки. В 1850-60-х стали носить кринолины из стальных обручей.

На улице женщины носили шляпки или капоры, а дома — льняные чепцы. В 1820-х годах прически стали весьма сложными и высокими, шляпки создавались с учетом этого. К середине века прически стали гладкими, с прямым проборам, несколькими завитками волос и узлом сзади. Или все волосы просто зачесывали и убирали в шиньон. Шляпы и капоры носили до 1860-х, когда в моду вошли маленькие шляпки.

Образ светской дамы «пушкинской поры» — открытые плечи и юбка-колокол. Буфы, рюши, бейки, банты — вот отличительные элементы нарядов 1840−1850 годов. Популярны в ту пору были кружевные накидки, заимствованные россиянками у Испании. В холодное время года носили стеганные на вате или меховые манто.

Мода менялась стремительно и к 1870−1890 годам появились новые модели, плотно облегающие бедра. Кринолины сменяют подушки-турнюры. В моду входят костюмы с юбками, мягко облегающими стан и расклешенные к низу. Прослеживается тенденция к упрощению костюма.

Моду первой половины XIX века в стилевом восприятии можно классифицировать следующим образом:
– до 1815 г (Период Ампир);
– 1815-1825 гг (Период Реставрации);
– 1825-30-е гг (Бидермейер);
– 1840-60-е гг (Второе рококо);
– 1840-50-е гг (Период малого кринолина);
– 1850-60-е гг (Расцвет второго рококо);
– 1870-80-е гг (Турнюр);
– 1890-е гг (начало эпохи модерн).

Примечательно, что в столь небольшие временные отрезки внешний облик модников радикально менялся, можно сказать, что подобная смена стилей равнозначна революции.

Мода девятнадцатого века: особенности женских нарядов, фото № 1

Мода девятнадцатого века: особенности женских нарядов, фото № 2

Мода девятнадцатого века: особенности женских нарядов, фото № 3

Мода девятнадцатого века: особенности женских нарядов, фото № 4

Мода девятнадцатого века: особенности женских нарядов, фото № 5

Мода девятнадцатого века: особенности женских нарядов, фото № 6

Мода девятнадцатого века: особенности женских нарядов, фото № 7

Мода девятнадцатого века: особенности женских нарядов, фото № 8

Мода девятнадцатого века: особенности женских нарядов, фото № 9

Вряд ли одежда 19 века могла заслужить эпитет «удобная», особенно если речь идет о женских нарядах. Ведь в эти времена представительницам прекрасного пола приходилось постоянно носить платья с длинными подолами, которые буквально волочились по земле. Кроме того, наряды украшали многочисленными лентами, оборками и бусами. Среди американских женщин модными были кринолины, они также носили несколько нижних юбок. Таким образом, некоторые наряды могли весить более пятнадцати килограммов.

Источник

мода 19 векаВ начале XIX века мужская одежда претерпела радикальные перемены. Хотя сюртуки оставались длинными сзади, спереди они заметно укоротились. Из-под сюртука был виден жилет длиной до талии. Портные шли на разнообразные ухищрения, чтобы сделать плечи визуально шире, а талию – уже. В начале века некоторые денди даже носили корсеты, чтобы сделать талию уже.

Постепенно мужчины стали носить длинные брюки вместо коротких бриджей. Длинные брюки вошли в моду в начале XIX века, сначала их носили только днем, но к 1820-м они стали частью вечернего гардероба. Бриджи носили только при дворе.

Высокие шляпы, ставшие популярными в конце XVIII века, оставались в моде, постепенно превращаясь в цилиндр. Цилиндры носили как днем, так и вечером на протяжении всего XIX века. Волосы либо тщательно укладывали, либо стригли и завивали.

Во второй половине XIX века мужчины для парадных случаев стали носить белые жилеты и черные фраки с брюками. Днем же носили прямые сюртуки, короткие и жилеты и рубашки со стоячим жестким воротничком. Сюртуки были однобортными или двубортными, обычно облегающими. Сзади полы заканчивались примерно на середине бедра, а спереди был квадратный вырез. Во второй половине XIX века мужчины обычно коротко стриглись, но многие носили бороды и усы.

Мода xix века история развития модной одежды

Женская одежда

мода 19 векаВ течение XIX века женская одежда медленно менялась в сторону реальных очертаний тела. В двадцатые и тридцатые годы талия вернулась на свое естественно место. Лифы платье стали уже, а юбки, по контрасту, шире. Рукава платьев были самыми разными, но обычно платья с длинными рукавами носили днем, а у вечерних платьев были короткие пышные рукава. Женщины продолжали носить корсеты. Под платьем носили несколько нижних юбок, иногда из конского волоса, чтобы поддерживать пышные верхние юбки. В 1850-60-х стали носить кринолины из стальных обручей.

На улице женщины носили шляпки или капоры, а дома – льняные чепцы. В 1820-х годах прически стали весьма сложными и высокими, шляпки создавались с учетом этого. К середине века прически стали гладкими, с прямым проборам, несколькими завитками волос и узлом сзади. Или все волосы просто зачесывали и убирали в шиньон. Шляпы и капоры носили до 1860-х, когда в моду вошли маленькие шляпки. К 1870-м они еще уменьшились, зато прически стали очень сложными и объемными. В 1880-90-х прически оставались высокими, но стали проще. Вошли в моду небольшие шляпки с украшениями в виде перьев и искусственных цветов.

Мода xix века история развития модной одежды

Модификации причесок и одежды

мода 19 векаВ 1860-х юбки были очень объемными, их носили с кринолином, который поддерживал их и позволял ходить, не путаясь в юбках. Поверх сорочки надевали жесткий корсет. Вместо верхней одежды иногда носили большие шали.

В 1870-80-е силуэты стали более естественными. Появились платья силуэта «принцесса», которые подчеркивали фигуру. Юбки и рукава стали более узкими, линии более прямыми. Из-за этого корсеты удлинились и стали жестче. В 1880-х вошли в моду турнюры – подушечки из конского волоса или складки ткани, придававшие объем юбкам сзади. К концу десятилетия турнюры вышли из моды. Волосы носили поднятыми наверх и собранными в узел, из прически иногда выпускали один локон, который падал на плечо.

В 1880-х годах некоторые женщины стали носить и пропагандировать более простую одежду, известную как «артистические» платья. Эти платья были намного свободнее и не требовали корсета.

В конце века стали носить широкополые шляпы, но для неформальных поводов носили и простые соломенные шляпки. Юбки достигали пола и даже имели шлейф. Талия оставалась узкой, что требовало корсета.

В 1890-х годах в моду вошли очень пышные рукава, которые называли «бараний окорок». Дневные платья имели высокий стоячий воротничок. Также в дневной женской одежде появились юбки, рубашки и жакеты, напоминающие строгую мужскую моду.

К концу XIX века изменения модного силуэта стали происходить чаще. Благодаря распространению бумажных выкроек и изданию модных журналов многие женщины шили платья самостоятельно.

К началу XX века скорость изменений женской моды, благодаря растущей модной индустрии и развитию средств массовой информации, возросла еще больше.

Источник

Просматривая фильмы о судьбах людей эпохи классицизма 18-19 века, меня всегда удивляли и восхищали красивые платья, а именно, многообразие и фактура декора. Декора платьев и одежды было много, но он был разнаобразный: складки, кружева, перья, бусины, камни. Все это многообразие только подчеркивало изящество, грациозность и красоту женщин. В таких платьях каждая женщина чувствовала себя дамой высшего общества. Изучив костюмы 19 века, я решила поделится с вами небольшим кусочком истории костюма 19 века.

В 1805−1810 годах женская мода не отличается сложностью форм. В это время царит стиль ампир. Дамы носят платья с завышенной талией. Муслин, креп, кружево — самые популярные материалы.

Российские модницы не подражают слепо французскому стилю, их наряды скромнее, изысканнее. Самые смелые модники и модницы включают в свои одеяния элементы народного костюма. Русский стиль постепенно вытесняет с просторов России французскую моду.

В середине 19 века на смену простоте приходят драпировки из тяжелых тканей. В моду вернулся корсет, поднимающий грудь и перетягивающий талию.

В течение XIX века женская одежда медленно менялась в сторону реальных очертаний тела. В двадцатые и тридцатые годы талия вернулась на свое естественно место. Лифы платье стали уже, а юбки, по контрасту, шире. Рукава платьев были самыми разными, но обычно платья с длинными рукавами носили днем, а у вечерних платьев были короткие пышные рукава. Женщины продолжали носить корсеты. Под платьем носили несколько нижних юбок, иногда из конского волоса, чтобы поддерживать пышные верхние юбки. В 1850-60-х стали носить кринолины из стальных обручей.

На улице женщины носили шляпки или капоры, а дома — льняные чепцы. В 1820-х годах прически стали весьма сложными и высокими, шляпки создавались с учетом этого. К середине века прически стали гладкими, с прямым проборам, несколькими завитками волос и узлом сзади. Или все волосы просто зачесывали и убирали в шиньон. Шляпы и капоры носили до 1860-х, когда в моду вошли маленькие шляпки.

Образ светской дамы «пушкинской поры» — открытые плечи и юбка-колокол. Буфы, рюши, бейки, банты — вот отличительные элементы нарядов 1840−1850 годов. Популярны в ту пору были кружевные накидки, заимствованные россиянками у Испании. В холодное время года носили стеганные на вате или меховые манто.

Мода менялась стремительно и к 1870−1890 годам появились новые модели, плотно облегающие бедра. Кринолины сменяют подушки-турнюры. В моду входят костюмы с юбками, мягко облегающими стан и расклешенные к низу. Прослеживается тенденция к упрощению костюма.

Моду первой половины XIX века в стилевом восприятии можно классифицировать следующим образом: – до 1815 г (Период Ампир);- 1815-1825 гг (Период Реставрации);- 1825-30-е гг (Бидермейер);- 1840-60-е гг (Второе рококо);- 1840-50-е гг (Период малого кринолина);- 1850-60-е гг (Расцвет второго рококо);- 1870-80-е гг (Турнюр);- 1890-е гг (начало эпохи модерн).

Примечательно, что в столь небольшие временные отрезки внешний облик модников радикально менялся, можно сказать, что подобная смена стилей равнозначна революции.

Вряд ли одежда 19 века могла заслужить эпитет «удобная», особенно если речь идет о женских нарядах. Ведь в эти времена представительницам прекрасного пола приходилось постоянно носить платья с длинными подолами, которые буквально волочились по земле. Кроме того, наряды украшали многочисленными лентами, оборками и бусами. Среди американских женщин модными были кринолины, они также носили несколько нижних юбок. Таким образом, некоторые наряды могли весить более пятнадцати килограммов.

Источник

Приветствуем Вас на официальном канале Московского Музея Моды!

В 2016-2017 году в старых помещениях нашего Музея прошла выставка “Антология длинного платья”, посвящённая моде второй половины 19 века. Сегодня мы предлагаем вместе с нами прогуляться по этой экспозиции и узнать, как развивалась мода столетия.

Подписывайтесь на канал Музея Моды! С нами интересно!

В 1860-х годах женская одежда начала меняться, что было связано с развитием промышленности, которая немного упростила труд портних, хотя до уровня развития швейного производства 20 века, конечно, всё ещё было бесконечно далеко. Появились новые технологии окраски и отделки тканей, швейные машины, первые унифицированные выкройки, которые позволили сделать лекала более “стандартными”, начали появляться крупные модные дома – как в Европе, так и в Российской Империи.

В Париже в 1868 году Чарльз Фредерик Ворт основал Синдикат высокой моды, установивший нормы кутюрной одежды, которые в той или иной степени существуют и до сих пор (о Ворте вы можете прочитать в нашей статье “Изобретатель моды”).

Фото из архива МВЦ “Музей Моды”

Фото из архива МВЦ “Музей Моды”

Разумеется, необходимость демонстрировать свой социальный и общественный статус с помощью одежды всё ещё сохранялась. Положение в обществе подчёркивали при помощи качества ткани и отделки, ручной работы (готовое платье во все времена стоило дешевле, чем сшитое по индивидуальным меркам, тем более, у именитого кутюрье) и украшения. Однако сами силуэты нарядов у представительниц разных социальных групп были достаточно похожи и уже начали стремиться к упрощению (например, женщины наконец-то начали отказываться от жёстких корсетов).

Фото из архива МВЦ “Музей Моды”

Фото из архива МВЦ “Музей Моды”

Помимо развития промышленности и стремления к простоте, появилась возможность путешествовать на дальние расстояния, что повлекло за собой необходимость иметь дорожную одежду – более универсальную и удобную (как минимум, без шлейфа), а также место, где её можно было бы хранить в дороге.

Именно для этих нужд были созданы первые дорожные кофры, предтеча чемоданов, похожие на сундук, поставленный “на попа” или маленький шкаф. Собственно говоря, именно такие сундуки и начал создавать в середине 19 века Луи Виттон, о котором мы уже писали и даже записали для вас онлайн-лекцию, которую вы можете посмотреть на нашем YouTube-канале.

Внутри такие кофры были разделены на части (чаще всего, отделений было два: для одежды и для аксессуаров) и их использовали для путешествий по железной дороге и по морю.

Внушительные размеры кофров определялись размерами одежды – платья были объёмными и пышными, а утюгов и отпаривателей в нашем современном понимании в то время, естественно, ещё не существовало. Таким образом задачей кофры было сохранить наряды в более-менее адекватном, носибельном виде. И, кстати, в советское время также существовали огромные чемоданы, получившие название “смерть носильщика” и именно кофры 19 столетия были предтечами таких чемоданов.

Фото из архива МВЦ “Музей Моды”

До начала 20 века и появления активно развивающейся промышленности, ориентированной на изготовление товаров широкого потребления, платья и костюмы использовались в течение достаточно длительного времени. Девушки из не самых обеспеченных семей или обедневших дворянских родов не могли себе позволить иметь много нарядов. Одежду всё ещё шили вручную, что, естественно, стоило немало, так что платья могли перешиваться под изменяющуюся фигуру – ушиваться, расширяться, подлатываться в случае необходимости.

Одеждой не разбрасывались.

Шить и вышивать в конце 19 – начале 20 века умела практически каждая девушка, вне зависимости от социального статуса, так что в интерьерах того времени часто присутствовали специальные столики для рукоделия.

Туалетный столик из собрания Галереи “Три Века”. Фото из собрания МВЦ “Музей Моды”

Но гораздо более редкой и раритетной вещью были маникюрные столики, один из которых на выставку “Антология длинного платья” был предоставлен Галереей “Три века”. Маникюрный набор в этом столике складной, все ячейки можно убрать, а сам столик легко переносится. Выполнен этот экспонат из карельской берёзы – очень популярного материала в России на протяжении всего 19 столетия.

Небольшие маникюрные наборы, которые мы знаем и которыми пользуемся сейчас, во второй половине 19 века уже существовали, но их использовались в качестве дорожного набора. И, кстати, первый из найденных археологами маникюрных наборов, известных человечеству, изготовлен из литого золота и датируется 3200 годами до нашей эры!

Надеемся, вам было интересно прогуляться по выставке “Антология длинного платья” и узнать больше о моде второй половине 19 века. Будем благодарны за лайк этой статье и подписку на канал Музея – так вы не пропустите наши новые публикации.

Текст подготовлен другом музея, экспертом и семиотиком моды и искусства Полиной Ухановой

Источник