Модна парижа в 19 веке
«Франция! Франция! Фантастическая, удивительная страна! Мирей Матье, Жан Габен, Лувр, тоненькие чулочки, Ален Делон, Жан Маре, крем-брюле, Камю-писатель, «Камю»-коньяк, Дюма-отец, Дюма-сын, Эдит Пиаф, Chanel №5, кутюрье, Гасконь, Шампань. Обожаю!»
К этим словам героини Иоанны Хмелевской я бы добавила от себя лично — круассаны, мясо по-французски, Прованс, Клод Моне, Джо Дассен, романтика, французский шарм и изысканный стиль… А грассирующая «р» в произношении — это так мило 🙂
Вдруг вспомнился наш «Необыкновенный концерт» Театра кукол Сергея Образцова с искромётным конферансом Эдуарда Апломбова — «лямур, тужур, бонжур». Ой, кто не видел — обязательно посмотрите! Обещаю — не пожалеете!
В общем, я никогда не была во Франции, но испытываю к ней невероятно тёплые чувства. Даже маньяки, наверное, там обаятельные.
Но ближе к теме.
Гуляя по интернету, я набрела на восхитительную книгу 1863 года издания, которая содержит коллекцию образцов (в виде акварельных копий) французского текстиля 19 века от компании Robert Maison (Paris). Эта книга находится в коллекции Института искусств Стерлинга и Франсин Кларк (США). Непередаваемые ощущения. Моя фантазия сразу стала рисовать картинки создания художниками новых рисунков и дизайнов. Далее — лишь часть из этой коллекции (увы, иллюстраций там не на одну публикацию).
Там же, в коллекции Института искусств, я нашла книгу 1901 года издания с образцами уже готовой ткани, главным образом шёлка, фирмы E.Lemancel (Paris). Я очень-очень!!! неравнодушна к текстилю. А тут — французский, да ещё и 1890-1901 годов! Невероятно интересно рассматривать всё это и представлять наряды, которые потом шились из этой красоты, например, для Роксаны Эдмона Ростана или героинь романов Эмиля Золя.
А потом меня понесло…
Уже было интересно посмотреть на платья, которые были пошиты из этого текстиля. Представляю вам “модные картинки” (лишь часть из них) журнала «Мода за сорок лет с 1830 по 1870 годы» (La mode pendant quarante ans de 1830 à 1870, Paris). Это издание было выпущено в 1900 году в Лувре и находится сейчас в коллекции библиотек Смитсоновского института, США (Smithsonian Institution Libraries). Картинки настолько хороши, что можно рассмотреть все детали — отделку, кружево, принты, фактуру ткани.
Ну и, логическое завершение, как мне кажется, — фотографии. Они были сделаны на ипподроме de Longchamp (Paris) в 1911-1914 годах. Поэтому можно не сомневаться — французские модницы демонстрируют здесь свои самые лучшие наряды. Фотографии чёрно-белые, но это нисколько не снижает впечатления.
Забавно, предполагали ли они тогда, что через сто с небольшим лет их фотографии будут рассматривать женщины-рукодельницы из далёкой от них (и во времени, и в пространстве) России?
Спасибо, что составили мне компанию в этом небольшом путешествии в историю французского текстиля. А точнее, вояж — Франция так Франция! Мне было невероятно увлекательно. А вам?
Ах, да! Кто-то, возможно, подумал: а как же ни одного слова по поводу повсеместного признания Франции мировой столицей моды? Я не знаток Франции в целом и французской моды в частности. Я, скорее, созерцатель. Но этот факт я принимаю априори. В этом сезоне, если не ошибаюсь, в тренде бахрома. Взгляните ещё раз на последнюю фотографию. Видите даму в шикарном платье с бахромой? Очередное подверждение того, что всё возвращается и — та-дам — Франция законодательница моды!
Мода периода французской революции носила временный характер и была присуща лишь самой Франции. Послереволюционные французские моды конца 18 — начала 19 века распространились уже и в других европейских странах. Но история европейского костюма 19 века началась именно с революционных событий во Франции.
Французская буржуазная революция формально уничтожила классовое неравенство в одежде. Дворянская аристократическая мода уступила место моде буржуазной, основным принципом которой было внешнее единообразие. Классовое положение определялось теперь наличием модных туалетов и украшениями.
Костюм Франции периода Консульства
Мужской костюм
В период Консульства мужские повседневные костюмы шили из шерстяных тканей темных тонов. Бархатными и шелковыми остались только парадные и придворные костюмы.
Мужчины носят белую рубашку из тонкого батиста со стоячим воротником, широкий шейный платок, закрывавший подбородок, жилет, сюртук с металлическими пуговицами, узкие панталоны ниже колен. Обычно жилет и панталоны шились из более яркой и светлой ткани, чем сюртук или фрак.
на мужчине: парадный фрачный костюм
на женщине: двойное платье и чепец на проволочном каркасе
на женщине: двойное платье для улицы
на мужчине: фрак с тройным воротником, воротник фатерморд и треуголка
Женский костюм
В послереволюционные годы женщины носили легкие, изящные одежды светлых тонов; платья типа туники, подпоясанные высоко под грудью.
Женский костюм делится строго по назначению: бальный, домашний, для прогулок.
У парадных платьев этого времени был небольшой шлейф и глубокое округлое декольте.
Декольте повседневного платья прикрывалось кружевной косынкой. Рукава — короткие, в виде буфов. Наряд дополнялся чулками белого или телесного цвета.
Несмотря на то, что платья были очень легкими, верхней одежды женщины в этот период почти не носили. Зимой они закутывались в шаль. В конце 18 века в моду вошел «спенсер» — короткая приталенная английская курточка с длинными рукавами и застежкой впереди, отделанная оборками. Спенсер носили и мужчины, но очень недолго, а в женской одежде он сохранился до 40-х годов 20 века.
на мужчине: плащ с тройной пелериной
на женщине: платье для улицы с кашемировой шалью
Обувь
Мужчины носили низкие туфли и сапоги с отворотами, а женщины мягкие туфли без каблуков.
Прически и головные уборы
Мужчины носят коротко остриженные волосы и невысокие шляпы с приподнятыми по бокам полями.
Женские прически более разнообразны. Пудра вышла из употребления. Головные уборы стали меньшего размера, но обычно женщины их не носили.
Костюм периода Наполеоновской империи (Ампир 1804-1825 годы)
В 1804 году Наполеон объявил себя императором. Период с 1804 по 1815 гг. в искусстве и истории костюма носит название «ампир» (от французского «empire» — «империя»).
Этот стиль напоминает классицизм предшествующих лет, так как внешние формы он заимствовал из античности. Но теперь уже идеалом является не строгое и изящное греческое искусство, а тяжеловесное и пышное римское. Идея мирового господства римлян была близка наполеоновской захватнической политике.
Стиль ампир, холодный, парадно-официальный, величественный — присутствовал во всем: в архитектуре, интерьере, мебели. Нашел он свое отражение и в костюме этого периода.
Мужской костюм
Мужчины в период Империи носили белые рубашки с высоким стоячим крахмальным воротником, короткие пестрые жилеты и фрак. Фрак стал самой излюбленной мужской одеждой. Их шили чаше из однотонной ткани разных цветов, но они могли быть и полосатыми, и из другой узорной ткани. Талия фрака была слегка завышена, расширенный у плеча рукав имел воронкообразный манжет, бархатный воротник другого цвета, чем основная ткань. Пуговицы фарфоровые, серебряные или из драгоценных камней.
Мужчины носили шейные платки, которые завязывали бантом или узлом, а концы прятали под жилет.
Панталоны всегда были светлее фрака. Они удлинились до щиколотки, держались на подтяжках, а внизу на штрипках.
Верхом по-прежнему ездили в рединготе, который немного позже превратился в повседневную одежду — «сюртук». Первоначально сюртук служил чем-то вроде современного пальто: его надевали поверх мундира или фрака. Но затем сюртук начинают носить вместо фрака. Шили его в талию, полы доходили до колен, а рукава были такие же, как у фрака.
Женский костюм
Женский костюм в эпоху ампир стал строже. Талия по-прежнему оставалась высокой. Силуэт юбки был мягким, до 1810 г. у нее обычно был шлейф, а после она стала не очень широкой, колоколообразной формы. У бальных платьев было глубокое декольте и съемный шлейф.
Платья шили из различных тканей: шелка, батиста, кисеи, льна, муслина, шерсти, бархата, атласа. В самом начале 19 века модным цветом был белый, затем — разные цвета, но в любом случае однотонные. Расшивались нарядные платья античными орнаментами.
Верхней женской одеждой этого периода были спенсер и редингот. Женщины также пользовались различными накидками; наиболее популярной была «канза» — легкая накидка с длинными концами, которые завязывали крест-накрест на талии. Особенно модными были очень дорогие кашмирские шали, искусство драпировки которых высоко ценилось. В качестве верхней одежды в этот период носили также русские шубки.
Орнамент двусторонней шали
Дамский туалет дополнялся длинными перчатками, маленьким зонтиком, сумочкой-кисетом, веером.
Обувь
В эпоху ампир мужчины обувались в высокие черные сапоги с желтыми отворотами. Модными также были открытые бальные туфли.
Женская обувь — легкая, без каблука, с узким носком и лентами, которыми крест-накрест обвязывали ногу.
Вышивка на туфлях
Прически и головные уборы
Мужчины стригли волосы и завивали их в тугие локоны («а-ля-Титус»). Лицо гладко брили, оставляя узкие бакенбарды. Самым популярным головным убором была высокая английская шляпа с узкими полями, которая пришла на смену французской треуголке.
на женщине: выходное платье с жакетом “спесер”. Прическа а-ля-Тит
на мужчине: пальто кэррик и двууголка
Женские прически в этот период очень часто менялись. Носили все — и греческий узел, и локоны. Головные уборы также часто менялись, но основным был фасон «кибитка» — глубокие шляпы с прямыми полями, закрывавшими в профиль почти все лицо. В 1812-1814 гг. в моду вошли шляпы, напоминавшие военный кивер; на балах появляются дамы в тюрбанах из кисеи.
Шляпа-Кибитка
на женщине: платье для визитов и тюрбан с перьями
на мужчине: зимний костюм с пелериной гавелок
Мужская прическа с бакенбардами в стиле ампир
Украшения
До 1810 г. очень модными были драгоценности, которыми женщины дополняли парадный туалет в огромном количестве. На всех пальцах они носили кольца, украшали себя браслетами, золотыми шейными цепочками, колье, диадемами, жемчужными нитями. Такой «парад» драгоценностей был похож на витрину ювелирного магазина. Но после 1810 года драгоценности временно уступили место цветам, лентам, перьям и пр.
Костюм периода Реставрации (1825-1850 годы)
«Реставрация» — это период, наступивший после свержения Наполеона и Венского конгресса, когда во Франции произошло восстановление монархии.
В искусстве 20-30-х гг. родилось новое направление — романтизм. Франция по-прежнему диктовала моду, а Париж был культурным центром Европы. Названия всех стилей в костюме звучали по-французски.
Но с 30-х гг. 19 века появляются и другие центры культуры — Австрия, Германия. Господствующее положение в прикладном искусстве и костюме 1830-1840-х гг. занимает немецкий стиль «бидермейер», ставший синонимом бюргерского благополучия и уюта. Аналогичный стиль во Франции носил название «стиля Луи Филиппа». В моду вошел герой, в котором ценилась жизненная хватка, богатство, деловой ум.
История костюма по стилистическим признакам делится со второй четверти 19 века на два периода: бидермейер (1825-1840 гг.) и период фешенеблей (1840-1850 гг.).
Мужской костюм
В период романтизма для мужского костюма характерна некоторая «романтическая небрежность». Она проявлялась прежде всего в манере носить костюм: расстегнутый воротник рубашки, развевающиеся волосы и т.д. Щеголи элегантно носили дорогие вещи в небрежной манере: это выражало их интеллектуальное превосходство над бытовыми мелочами. «Светские львы» меняли фрак каждые три недели, шляпу — еженедельно, обувь — раз в неделю.
Мужские костюмы шили в основном из шерстяных тканей темных тонов — серого, коричневого, табачного, синего и др. Панталоны были светлее, чем сюртук или фрак. Бархат и шелк использовался только для жилетов и придворных костюмов. В 40-е гг. очень модными становятся клетчатые ткани.
Мужской фрак или сюртук в 30-е гг. на груди подбивался ватой, плотно охватывал талию, а на бедрах расширялся. Рукава были пышные у плеча. В 40-е гг. талия у фрака и сюртука стала заниженной, а рукав — прямым и узким.
Мужчины также носили белые с высоким крахмальным воротничком рубашки, жилеты разных фасонов, широкие однотонные или пестрые галстуки, которые завязывались вокруг шеи бантом.
Верхней мужской одеждой были «бурнус» — пальто с узкими рукавами, отделанное впереди шнурами, и «каррик» — пальто с несколькими воротниками.
Мужской костюм дополнялся перчатками, тростью, зонтом, хлыстом. На ленте у жилета крепился лорнет. С 30-х годов стали публично пользоваться носовыми платками (раньше это считалось неприличным).
Женский костюм
В 1820-е гг. силуэт женского костюма стал проще. Женщины носили неширокие платья с юбкой в форме колокола, украшенной оборками, букетами цветов, гирляндами. Талия осталась завышенной, а платье в целом стало короче. Под платье надевали жесткие короткие корсеты. Воротники в этот период разнообразны: встречались и стоячие, и круглые гофрированные, и плиссированные. Дополнение к костюму — пелерина или шаль.
В 30-е гг. в силуэте костюма происходили очередные изменения. Модницы отказались от завышенной талии и укороченного лифа. Юбка и рукава сильно расширились, платье снова удлинилось. Под верхнюю юбку надевали несколько нижних. Платье стягивали широким поясом или широкой лентой, которую завязывали сзади бантом.
В бальных платьях вырез лифа имел форму сердца, а рукава приобрели вид пышных коротких буфов. Дополняли бальное платье белые перчатки.
Модными аксессуарами были зонтики с оборками и лентами, а зимой — муфты.
В 1840-е гг. женские платья стали еще длиннее — из-под юбки теперь виден только кончик туфли.
Талия чуть занизилась, в моду вошел узкий закрытый лиф, иногда с отложным воротничком. В бальных платьях появилось широкое декольте, почти обнажающее плечи. Вырезы обрамлялись «бертой» — накладной лентой или оборкой из ткани или кружева.
Рукава платьев могли быть разными — длинными или короткими, но всегда узкими у плеча. Юбка сосбаривалась на боках и падала свободными мягкими складками. Под платье надевали несколько (иногда до восьми!) накрахмаленных нижних юбок.
Одежда для улицы состояла из двух платьев: нижнего глухого и верхнего распашного, украшенного позументами или рюшами. Новым типом одежды стала короткая бархатная кофта с закругленными полами и меховой опушкой.
Обувь
Мужчины во второй четверти 19 века носили полусапоги и бальные туфли-лодочки.
В 30-е гг. женщины по-прежнему обувались в открытые туфельки без каблуков, на узкой подошве, с лентами. Вошли в моду также ботинки на застежке.
К 40-м годам у женских туфель опять появился каблук.
Прически и головные уборы
В период романтизма модной мужской прической был «кок», напоминавший петушиный гребень, — короткие, завитые в локоны волосы, которые приподнимали надолбом. К этой прическе шли бакенбарды.
Из головных уборов у мужчин были популярны цилиндр, шляпа «боливар» — цилиндр с сильно расширенной кверху тульей и большими полями.
В 40-е гг. мужская прическа стала длинней. Иногда волосы завивали в тугие локоны. В это время носят мягкую фетровую шляпу «гарибальди» — этот головной убор считался очень демократичным.
Женские прически 1830-х годов были сложными и, как правило, высокими. Волосы расчесывали на боковой пробор, пряди волос завивали в крупные локоны и укладывали над висками. Длинные пряди волос сзади зачесывали наверх и укладывали в шиньон на темени.
Из-за высокой прически женские шляпы стали делать с высокой тульей и широкими полями (шляпа-«шутэ»). Шляпы украшают перьями, лентами, цветами. Модным женским головным убором был большой берет.
Шляпа-шутэ
В 1840-е годы женские прически упростились. Волосы гладко расчесывали на прямой пробор, и они длинными локонами спадают на плечи. Модной также была прическа «бараний рог».
Головные уборы в этот период были разнообразны, но чаще всего женщины носили небольшие шляпы-«кибитки».
Украшения
В 30-е годы ювелирные украшения почти вышли из моды. В основном носят только серьги и медальоны.
В 40-е годы женские прически украшали так называемым «лисьим хвостом» — большим страусовым пером, спадавшим на плечо. Модным украшением также была фероньерка — узкая ленточка с драгоценным камнем посередине, которую повязывали на лоб.
Источник – “История в костюмах. От фараона до денди”. Автор – Анна Блейз, художник – Дарья Чалтыкьян
Кому случается бывать на блошиных рынках прекрасно понимает, что никогда не знаешь, что там попадётся!
Тем эта охота за редким антиквариатом и винтажом и увлекательна!
Вчера я была на блошином рынке, находок было немного, но одна уникальная и неповторимая вещица вдохновила меня на написание этой публикации.
Это каталог одежды и аксессуаров на зиму 1899-1900 годов двух известных в то время магазинов «Самаритэн» в центре Парижа. Аутентичная антикварная редкость такой каталог, с множеством прекрасных рисунков, даже фото не нужны, с ценами во франках и описанием тканей и материалов.
Чего там только нет! Конечно, в основном это одежда для женщин: платья, корсеты, перчатки, пальто, меха, а также обувь и немного разных вещиц для дома, есть в этом каталоге и одежда для детей и мужчин, что тоже очень интересно посмотреть.
Фасоны платьев для девочек могут быть полезны мастерам, создающим наряды для старинных кукол типа Жюмо.
В этом каталоге даже приклеены образцы тканей, чтобы можно было выбрать платье или костюм на заказ из понравившейся ткани.
Ведь 1900 годы называют «золотой эпохой» (belle epoque по французски). Это время расцвета нуворишей — «новых богачей». Центром мира моды является Париж — здесь процветают кутюр, роскошные платья шьются неделями и только вручную, богато украшаются перьями, кружевом и вышивкой и демонстрируются на выставках, а затем отправляются в гардеробы своих состоятельных владелиц.
Главный аксессуар эпохи 1900-х — шляпы: широкополая, тяжелая и щедро украшенная страусиными перьями, бисером, цветами из ткани и лентами, она стала практически модным символом этой эпохи.
В эту эпоху женская одежда все еще переживает влияние моды XIX века, подчиняясь четкому дресс-коду, изменять которому в высшем обществе не принято.
В 1900-е женский наряд подразумевал как минимум три части: это нижняя рубашка из тонкого хлопка, иногда с кружевными оборками, поверх нее узкий корсет на завязках (несмотря на то, что в эту эпоху уже начинают появляться первые публикации в прессе о вреде корсетов, модницы по-прежнему готовы страдать ради тонкой талии), а затем длинное платье.
Надеть все это на себя было нелегкой задачей, девушкам помогали служанки, и их сборы перед выходом в свет занимали порой несколько часов. Платья создавались с силуэтом «песочные часы» с неизменной тонкой талией, подчеркнутой мягким поясом или лентой с бантом.