Модная актриса конца 19 века
Автор:
25 июня 2019 09:37
В начале XIX века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность – пили уксус, если румянец – ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях…
Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки.
В нарядах заметно подражание античной одежде. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни.
Источник:
Мадам Рекамье – знаменитая парижская красавица, самая известная в истории хозяйка литературного салона
Источник:
«Портрет мадам Рекамье» — картина французского художника Жака Луи Давида, написанная в 1800 году.
Для создания эффектных драпировок, красиво обрисовывающих природные данные, дамы использовали нехитрый прием античных скульпторов – увлажняли одежду, неслучайно, что смертность от пневмонии была в те годы очень высока.
Французский “Журнал де Мод” в 1802 г. даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды.
Источник:
Парижские газеты пестрили траурными хрониками: «Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье — в восемнадцать, м-ль Шапталь – в шестнадцать!» За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие 40 лет.
Источник:
Терезия Тальен считалась «красивее капитолийской Венеры» — столь идеальна у нее была фигура. Она и ввела «нагую» моду. Самое легкое платье весило 200 грамм!
Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора – Жозефина.
В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. В моду вошел корсет. Талия должна быть неестественной по объему – около 55 см.
Источник:
Владимир Иванович Гау. Портрет Натальи Николаевны Гончаровой- Пушкиной.
Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.
Источник:
В .Гау. Наталья Николаевна Гончарова. 1842-1843 гг.
Ради красоты дамы готовы были терпеть разные неудобства: широкие поля дамских шляпок, которые свисали на глаза, и передвигаться приходилось едва ли не на ощупь, длинные и тяжелые подолы платьев.
Источник:
П. Деларош. Портрет певицы Генриэтты Зонтаг, 1831.
В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Нередко дамы путались в собственных юбках. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол.
Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность.
Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.
Источник:
В моде болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель – муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки – героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.
Источник:
Для придания лицу матовой бледности дамы принимали три раза в день толченый мел (хорошо очищенный мел можно было получить в аптекарских магазинах; употреблять мелки, предназначенные для карточной игры, было нельзя) и пили уксусный и лимонный сок, а круги под глазами достигались за счёт специального недосыпания.
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Эта статья про знаменитых актрис прошлого, звезд русского театра – Веру Комиссаржевскую, Полину Стрепетову, Ольгу Книппер-Чехову, Марию Ермолову.
Каждая из них была властительницей дум театральной публики. Все они выступали на сцене примерно в одно время, во второй половине XIX века – начале ХХ. Их всех изображали художники. Но, кстати, не так много, как хотелось бы. Зато какие художники!
Екатерина Заружная-Кавос “Портрет Веры Комиссаржевской”
Надо заметить, что все эти актрисы не отличались какой-то выдающейся красотой. Глядя на их фото и портреты из сегодняшнего дня, особо отмечаешь даже некоторую заурядность внешности. Значит, только талант, темперамент, харизма, мощная энергетика делали их кумирами тысяч людей.
На портрете Е. Заружной-Кавос Вера Комиссаржевская, которую современники называли великой актрисой уже при жизни, показана стоящей в белом восточном одеянии рядом с креслом тревожно-красного цвета. Она в упор смотрит на зрителя, и сила ее взгляда действительно очень притягательна. На сцене она буквально царила. “Чайка русской сцены”, как ее называли. У нее был и чисто женский магнетизм, бьющая за край сексуальная энергия. В связи с этим о Вере ходило много россказней.
Илья Репин “Портрет Полины Стрепетовой”
Полина (изначально Пелагея) Стрепетова выросла приемной дочерью в семье театрального парикмахера. Ее буквально подбросили на порог его дома в младенчестве. Приемная мать была певицей. С детства вхожая за кулисы, Пелагея рано определилась с будущей профессией.
Поначалу она играла в разных жанрах, однако вскоре определилось ее амплуа – трагическая актриса.
Николай Ярошенко “Портрет Полины Стрепетовой”
Не будучи красавицей, Стрепетова привлекала внимание глубиной проникновения в образ и умением создать вокруг себя атмосферу подлинного чувства. Что Репин, что Ярошенко, написали ее портреты, показав в ее облике женский идеал конца XIX века, образ скромной, деятельной, умной девушки с богатым, глубоким духовным миром. Такую девушку легко представить на страницах романов Тургенева, Достоевского.
Валентин Серов. “Портрет Марии Ермоловой”
Марию Ермолову Константин Станиславский называл самой великой актрисой из всех, кого он видел. А перевидал он их немало. Очень жаль, что Ермолову не писали в ее молодые годы, есть только знаменитый портрет Валентина Серова, где актриса уже в пожилом возрасте, заслуженная, признанная, стоит в черном платье, монументальная, как памятник самой себе.
Да, она знала себе цену. Но, как и Стрепетова, Ермолова не сразу определилась с амплуа, играла поначалу разные роли, в том числе в водевилях. Но дар трагической актрисы вскоре проявился во всей своей мощи.
Николай Ульянов “Ольга Книппер-Чехова в роли Раневской”
Пик актерской карьеры Ольги Книппер пришелся на то время, когда она блистала на сцене Художественного театра в чеховских пьесах. Роман Ольги с Чеховым завершился, как известно, браком. Она глубоко проникала в образы чеховских героинь, ей удавалось передавать тонкие душевные переживания без аффектации, естественно и убедительно.
Великой актрисой, как Комиссаржевскую или Ермолову, ее не называли, но Ольга была, несомненно, талантлива и нравилась многим.
Могли бы все эти актрисы стать столь же знаменитыми в наше время? Техника актерского ремесла, вся эстетика театра сейчас изменились. Время требует других героев, сместились акценты. Но при этом талант – он и есть талант. Я думаю, что все эти актрисы умели чутко реагировать на запросы эпохи, талант им подсказывал верный тон, нужный стиль игры. Так что и сейчас они вышли бы в звезды.
Жаль, что невозможно воочию убедиться в этом.
Почитайте еще на моем канале:
Был ли у былинного Садко реальный прототип?
Был ли Боян Вещий реальной исторической личностью
На канале мужа:
Увидел и задумался: гамаки на грудь
Лилиан Рассел
Американская актриса и певица, одна из самых известных актрис и певиц в США в конце XIX — начале XX веков. Карьеру начала в театре “Казино” на Бродвее в Нью-Йорке, затем перешла в Оперу Бижуа, ездила с гастролями в Англию. В 1899-ом году перешла в Мюзик-холл, где выступала до 1904-го года. В последние годы своей жизни занялась журналистикой и борьбой за права женщин.
Лиллиан Рассел можно смело назвать секс-символом своего времени. Хотя, по слухам она весила 90 кг (!). Для нас это, конечно, толстуха, но тогда красота женщины измерялась совсем другими параметрами . Ее лицо – это образец открыток начала века. Такие рисовали на коробках конфет и в Америке и в царской России.
Про Лиллиан Расселл ходило множество анекдотов. Про то, как она любила поесть и могла поглотить по пять десертов за раз. Про ее путешествия по стране, про то, как она «включала звезду» и скандалила в гостиницах, про ее гулянки и вечеринки в закрытых кабинетах ресторанов, про то, как она коллекционировала бриллианты.
Фани Кембл
Английская актриса и писательница. Родилась 27 ноября 1809 года в Лондоне. Образование получила во Франции. В 1834 году она вышла замуж за американца Пирса Батлера, владельца плантаций на островах рядом с побережьем штата Джорджия. Они провели зиму 1838—1939 годов на плантациях, где Кембл вела дневник наблюдений. В 1847 году супруги развелись, Фанни занялась театральной деятельностью и гастролировала в главных городах США. Больше замужем она не была.
В 1877 году она вернулась в Англию, жила в Лондоне, занималась общественной деятельностью, дружила с писателем Генри Джеймсом. Умерла 15 января 1893 года.
Лотта Крабтри
Американская актриса Лотта Крабтри обладала редким сочетанием незаурядной внешности, весёлого нрава и острого ума. У неё были явные склонности к инвестиционной деятельности, не говоря уже об иностранных языках, живописи и верховой езде.
Мэри Андерсон
Американская театральная актриса. Как актриса немого кино выступала под псевдонимом Мэри Наварро. Прославилась ролями в шекспировских постановках. Её актёрское образование ограничилось десятью уроками у актёра Джорджа Вандерхоффа. Этого оказалось достаточно (вкупе с классической красотой, несомненным талантом и выразительным голосом) чтобы завоевать сердца публики на двух континентах.
Оксфордский словарь Национальной Биографии отмечает Мэри Андерсон как актрису «большой внешней красоты» (не случайно её образ часто использовали в рекламе) одарённую «ясным, выразительным голосом». Ей практически вторит и энциклопедия Британника.
Мнения критиков разделились на тех, кто видел её выступление в качестве мощного двигателя театра, и тех, кто считал её заурядной и ограниченной в выражении чувств (якобы из-за отсутствия практики). Мэри Андерсон очень близко к сердцу принимала нелестные отзывы, что, в совокупности с напряжённым графиком выступлений, даже привело к нервному срыву из-за которого актриса некоторое время вообще прекратила выступления. Однако, после начала Первой мировой войны она вернулась на сцену, собирая своими спектаклями деньги для нужд армии.
Энн Сазерленд
Это сейчас, в эпоху интернета, каждый желающий может любоваться фотографиями красоток разной степени обнажённости сколько угодно. В 19 веке с этим было намного сложнее. Поэтому такой большой популярностью пользовались коллекционные карточки с изображениями женщин, которые вкладывались в пачки с табаком. Энн Сазерленд была одной из самых популярных «табачных» моделей.
Эвелин Несбит
Американская натурщица, актриса, участница корд:)ета, одна из «девушек Гибсона» (идеал женской красоты, созданный американским иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном на рубеже XIX и XX столетий). Получила скандальную известность благодаря делу об убийстве её бывшего любовника, архитектора Стэнфорда Уайта, её первым мужем, Гарри Тоу.
Задумчивая, скучающая, надменная – таких эпитетов удостаивалась одна из самых знаменитых натурщиц 19 – начала 20 веков Эвелин Несбит. Во времена Несбит её изображения появлялись практически везде – от живописных полотен до фотографий, игральных карт и почтовых открыток.
Немного о девушках Гибсона
Существует утверждение, что «девушки Гибсона» были первым американским стандартом женской красоты. Они были крайне популярны в течение двадцати лет, предшествовавших Первой мировой войне. В магазинах продавались «блюдца, пепельницы, скатерти, наволочки, накидушки, сувенирные ложки, ширмы, веера и стойки для зонтиков», — все с изображениями красавиц в стиле Гибсона.
Девушка Гибсона была высокой, худой, с узкой талией, большой грудью и широкими бедрами. Силуэт, подобный песочным часам, достигался за счёт корсета. Её образ отражал моду на величественную, юную и эфемерную красоту, доминировавшую на Западе. Девушка Гибсона имела длинную шею и большие глаза; её волосы были высоко зачёсаны и уложены в причёску буфант (bouffant), помпадур (pompadour) или шиньон «водопад локонов». Гибсон изображал своих героинь как модно одетых, открытых и разносторонне развитых женщин, равных по статусу мужчинам
Айседора Дункан
Из всего списка имя Айседоры Дункан, пожалуй, больше всего «на слуху». Знаменитая танцовщица положила начало новому направлению в искусстве. Она считала, что танец – не просто идеально выполненный набор заученных движений, а свободное продолжение движений исполнителя, свободное выражение его собственных чувств. Я помню когда-то давно, когда читала ее биографию, с удивлением узнала, что на первых концертах ее освистывали за чрезмерную худобу. Ведь для нас сейчас худая танцовщица – это стандарт. А в те времена, как это можно видеть на примере большинства женщин из этого списка, худоба не считалась признаком женской красоты.
Мисс Билли “Минни” Барлоу
Как и Лиллиан Расселл, Билли Барлоу прославилась, выходя на сцену в опереттах, водевилях и везде, где нужно было петь, танцевать и демонстрировать точёные ножки в чулках. Она объездила с гастролями чуть ли не весь мир и везде сводила публику с ума, особенно, ясное дело, мужчин.
Хелен Анна Хельд
Ещё одна красавица 19 века, чья кокетливость и готовность демонстрировать ноги позволили ей снискать славу «похитительницы мужских сердец». Она блистала на Бродвее, и толпы поклонников готовы были на всё, чтобы только попасть на её представление.
Прелестная маленькая Анна Хелд с потрясающей талией исполняла игривые песенки в тщательно обдуманном соблазнительном костюме – с укороченными юбками и большим декольте.
В 12 лет она поступила на сцену – сначала хористкой, затем стала получать маленькие роли с пением. Она упорно стремилась к сольной карьере. Вскоре ее заметили, и Анна стала знаменитостью и во Франции, и в Англии, а затем в США. Критики находили миниатюрную брюнетку с осиной талией несколько вульгарной, но публика ее просто обожала.
Лили Лэнгтри
Лили Лэнгтри, урожденная Эмили Шарлотта Ле Бретон , британская актриса и «светская львица». Лэнгтри быстро получила известность в мае 1877 года, когда она была приглашена на «домашний ужин» у леди Себрайт, который посетили некоторые известные художники тех дней. Она вызвала интерес к себе и вскоре стала постоянной гостьей светских приёмов. В 1881 году Лэнгтри начала артистическую карьеру, она играла главные роли в таких пьесах как «Ночь ошибок», «Леди из Лиона», «Как вам это понравится», а в дальнейшем создала собственную театральную компанию. Кроме того, Лилли Лэнгтри была известна своими отношениями с аристократами, включая принца Уэльского, графа Шрусбери и принца Людвига фон Баттенберга.
Лилли Лэнгтри пользовалась своей популярностью, зарабатывая на рекламе коммерческих продуктов, таких, как косметика и мыло. Заключив в 1880 году контракт с производителями мыла Pears Soap, она стала первой женщиной-знаменитостью, получающей прибыль от использования в рекламе своего образа. Публика была увлечена Лилли, и благодаря использованию её портретов продажи Pears Soap резко возросли.
Исследователи считают, что Лилли Лэнгтри могла быть прообразом Ирэн Адлер из «Скандала в Богемии» (1891)Артура Конан-Дойла.
История жизни Лилли Лэнгтри была экранизирована несколько раз. В 1978 году о Лэнгтри был снят телесериал «Лилли» (англ. Lillie) с Франческой Аннис в главной роли. Ранее она уже играла Лилли Лэнгтри в сериале 1975 года «Эдуард VII» (англ. Edward the Seventh). В телевизионном фильме «Происшествие на водопаде Виктория» роль Лилли исполнила Дженни Сигроув. Имя Лилли Лэнгтри упоминается в романе У. С. Моэма “Луна и Грош” в описании Чарлза Стрикленда. Предполагается, что Лилли Лэнгтри посвящена песня The Who 1967 года «Pictures of Lily», герой которой влюбляется в изображение женщины по имени Лили. В песне говорится, что она умерла в 1929 году, что совпадает с годом смерти Лэнгтри.
Обновлено 27/05/16 19:48:
Лина Кавальери
Итальянская оперная певица (сопрано), звезда «прекрасной эпохи». Лина Кавальери входила в круг французских танцовщиц и певиц, более известных как куртизанки «Прекрасной эпохи», Belle Epoque: Клео де Мерод, Каролина Отеро, Лиана де Пужи, Эмильена д’Алансон. Современники отмечали, что вокальные данные Кавальери были скромными.
Успех принесла ей исключительная красота; известная больше ею, нежели чем музыкальным дарованием, Кавальери стала одной из самых фотографируемых звёзд своего времени. Кавальери именовали «самой красивой женщиной мира»; для достижения тонкого силуэта она следовала традиции тугого шнурования, которая предписывала женщинам использовать корсеты, чтобы создать фигуру «песочные часы».
Л. Кавальери широко снималась для рекламы, став самой популярной фотомоделью своего времени. Сотрудничала с фотографом Леопольдом — Эмилем Рутлингером, снимавшим также других популярных певиц и танцовщиц. Прежде всего, имели огромный коммерческий успех карточки (открытки) с её изображением; так, один из петербургских продавцов в начале 1900-х гг. утверждал, что продал около миллиона открыток с изображением Кавальери.
Обновлено 27/05/16 20:13:
Наталья Гончарова
Была известной красавицей Москвы. А.С. Пушкин долго добивался ее руки. В итоге, красота Натальи сыграла в его судьбе трагические последствия.