Модная индустрия и fashion индустрия

Я не только искусствовед и семиотик, но и эксперт в области моды, автор лекций о стиле и курса «ДНК стиля» и «ПСИХОЛОГИЯ моды», так что тема современного состояния мировой модной индустрии меня волнует. 

Сфера fashion традиционно считается красивой и привлекает много внимания и восторженных взглядов, но сегодня я хочу раскрыть вам другую сторону этой красивой глянцевой картинки, ту, о которой не принято говорить.

Усаживайтесь поудобнее — мы переходим на тёмную сторону моды.

С сайта https://pin.it/jxtblur4ofsbby

НИ-РАЗУ-НЕ-КУТЮР

Когда-то слово «кутюр» значило эксклюзивность, безупречное качество и принадлежность к высшим слоям общества, но эти времена  прошли. Сегодняшний кутюр, за которым всё ещё охотится и который вожделеет достаточно большое число девушек, женщин (да и мужчин, по правде сказать, тоже) — далеко не так прекрасен, как кажется.

С сайта https://pin.it/wl3ffvupwjsmd6

Во-первых, качество вещей уже не то и поговорка «не всё то золото, что блестит» идеально подходит многим люксовым брендам, даже легендарным и горячо любимым мною, как, например, Chanel.

С сайта https://bazaar.ru/fashion/geroi/modnye-revolyucii-koko-shanel/

К примеру, если раньше знаменитые сумочки Chanel делались с применением 24-каратного золота (его наносили на всемирно известный логотип), то сегодня используется напыление, которое достаточно быстро стирается. Вряд ли вы захотите передать такой аксессуар по наследству. А ведь раньше сумочки Chanel передавали дочерям и внучкам практически в первозданном виде…

С сайта https://pin.it/wtmuvbqv2f3vc3

Та же история с платьями, жакетами, пальто, украшениями и т.д. и т.п. Конечно, не только у Chanel (этот бренд хотя бы пытается поддерживать высокий уровень качества своих вещей и, строго говоря, к нему претензий меньше, чем ко многим другим), но и у 99% люксовых модных домов, представленных на рынке.

С сайта https://pin.it/6a25wmojryfdi7

В качестве альтернативы можно приобретать хороший люксовый винтаж, но только у проверенных коллекционеров, так как и тут не всё прозрачно. В частности, всё тот же бренд Chanel — самый подделываемый в мире в плане винтажа.

С сайта https://pin.it/lb75mn6vg3w56s

Вообще чем популярнее на данный момент люксовый бренд, чем актуальнее его образы и силуэты, тем больше он пытается заработать денег и отшить/создать/сварганить вещей на фабриках, разбросанных по миру, где просто невозможно проконтролировать сохранение высокого качества. Так что вываливающийся наполнитель, вылезающие нитки и расходящиеся швы — печальная реальность кутюра XXI века.

Из открытых интернет-источников

Во-вторых, заветный лейбл больше не гарантирует, что, придя на мероприятие даже в самой дорогой вещи, вы будете в ней одна — раньше слово «кутюр» действительно гарантировало индивидуальность подхода и единственный экземпляр, но сегодня единственная реальная возможность добиться уникальности — это сшить вещь на заказ.

С сайта https://pin.it/bsdipmo46fc3tu

В третьих, создатель кутюра Чарльз Фредерик Ворт перевернулся бы в гробу, если бы узнал, что кутюром теперь могут называться вещи из искусственных и синтетических материалов.

Полиэстер по цене кашемира — легко!Машинная вышивка стоимостью уникального бельгийского кружева ручной работы — добро пожаловать в fashion-реальность XXI столетия.

Увы и ах, те материалы, которые раньше считались недопустимыми для кутюра, прочно заняли в нём своё место.

Рубашка BALENCIAGA стоимость 69.950₽ из 100% полиэстера. С сайта https://tsum.ru

НЕ/ОСОЗНАННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Что бы там не говорили гуру моды, чувствующие всё возрастающий тренд на осознанное потребление, 99,9% модной индустрии в любом ценовом сегменте работает на неосознанное потребление и стремиться к тому, чтобы каждый год/сезон/месяц/неделю вы покупали новое — и побольше! Как говорится, ничего личного, просто БИЗНЕС.

С сайта https://pikabu.ru/

Мировоззрение общества потребления всё ещё правит балом и создаёт миллионы тонн одежды, 90% которой уже через год окажется на помойке. Отсюда, собственно, и падение качества даже в люксе — брендам не выгодно, чтобы вы носили вещи десятилетиями. Закон рынка.

Из открытых интернет-источников

Распродажи, скидки, акции 1+1 = 3 и т.п. маркетинговые ловушки созданы для того, чтобы вы не переставали покупать.

В обороте смысл любого бизнеса, а модная индустрия — одна из самых успешных в мировой экономике.

Богатейший человек планеты Земля Бернар Арно. Фото из открытых интернет-источников

На 2020 год самым богатым человеком планеты с состоянием в 117 миллиардов долларов является Бернар Арно — президент группы компаний Louis Vuitton Moët Hennessy, владеющий такими брендами как Louis Vuitton, Christian Dior, Givenchy, DNKY, Fendi, Kenzo, Céline, Marc Jacobs, Tiffany и многими другими. 

Есть повод задуматься, не правда ли?

С сайта https://greenpeace.ru/stories/2019/12/14/bez-novoj-odezhdy/

АНТИ/ЭКОЛОГИЯ

Тема экологических проблем снова всколыхнула общество в 2019 году после выступления Греты Тунберг, о котором я как-то уже писала, и на волне новой «моды» многие бренды заявили о том, что начинают производить часть своей одежды из перерабатываемых материалов или отказываются от использования натуральных мехов. Здорово! И похвально!

С сайта https://m.ok.ru/group/56957274685474/album/57062825132066/884309584930

Вот только 5-10% перерабатываемых вещей — всё-таки слишком мало, а если вспомнить, что до 2020-го года практически все марки СЖИГАЛИ нераспроданные коллекции, выбрасывая в атмосферу тонны газа, лозунги про 5-10% выглядят малоубедительно.

С сайта https://pin.it/gveluc5udeab35

Цифры одного из независимых расследований подтверждают, что до текущего момента, например, H&M ежегодно сжигал до 12 тонн одежды, а ведь этот бренд действительно пытается развиваться в сторону осознанности и экологичности! Шведскому бренду искренне не наплевать на то, что происходит в мире!

С сайта https://pin.it/dlkco67b6hf6i7

По факту, на 2019 год ежегодно от сжигания нераспроданных коллекций в атмосферу выбрасывалось около 1,5 миллиардов тонн парникового газа, а акрил, нейлон и полиэстер ещё и загрязняли воздух токсичными веществами.

С сайта https://pin.it/qcfcz7ifogk3kq

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?!

Конечно, этой статьёй я не хочу призвать вас отказаться от покупки новых вещей — в современном обществе это практически невозможно, но я надеюсь, что следующий раз, придя в модный магазин или заглянув на любимый сайт, вы сделаете три вещи:

С сайта https://pin.it/tf7hjj56s3k3pm

  1. Здраво оцените соотношение «цена/качество» и честно ответите себе на вопрос: «А стоит ли эта вещь этих денег?»
  2. Внимательно изучите состав ткани и отдадите предпочтение натуральным материалам, а не синтетике.
  3. Прежде, чем раскошелиться, подумаете, с чем, как часто и как долго вы будете носить понравившуюся вещь, и постараетесь сделать всё возможное, чтобы через год она не оказалась на помойке, став ещё одним гвоздём в крышке гроба экологии нашей пока единственной планеты.

Правило 30 раз. С сайта https://greenpeace.ru/stories/2019/12/14/bez-novoj-odezhdy/

Цените то, что у вас есть, не становитесь марионеткой в руках маркетологов, ставьте лайки этой статей и делилась ей с друзьями, если хотите внести свой вклад в сохранение здравомыслия и экологии планеты, и подписывайтесь на мой канал МОДА+ИСКУССТВО — мы верим в осознанное потребление и светлое будущее, несмотря ни на что!

Ваш эксперт моды и искусства, 

Полина УХАНОВА

Источник

Работа в сфере моды – это калейдоскоп фэшн-показов, деловых встреч, общения с талантливыми людьми, командировок по свету, приправленный рутинными обязанностями, насыщенным расписанием и постоянно горящими сроками. Если вы взахлеб читаете фэшн-блоги и с нетерпением ждете очередной Fashion Week, превратите хобби в карьеру. Мы составили список из ТОП-10 самых интересных профессий в индустрии моды, куда включили полезные ссылки на подробное описание функционала каждого специалиста. Выбор за вами.

1. Байер

Байеры – это специалисты по закупкам, которые отвечают за ассортимент бутика, магазина или универмага. Они посещают модные показы, проводят изыскания на просторах интернета и анализируют конкурентов, ища новых дизайнеров и подбирая коллекции именитых брендов. Байер обязан учитывать фэшн-тенденции, потребности потребителей, а также социально-экономическую ситуацию и особенности региона. В зону ответственности может входить, как весь бутик, так и один из его отделов, либо определенный тип товара, например, юбки или платья. Развитие карьеры не заканчивается должностью байера, вы можете получить повышение до директора по закупкам, менеджера по развитию или коммерческого директора.

10 советов от экспертов о том, как стать специалистом по закупкам в индустрии моды, ищите по ссылке.

2. Модный дизайнер

Модные дизайнеры работают над коллекциями одежды и аксессуаров. Профессия требует творческого склада ума, безграничной фантазии, развитого чувства стиля и хорошего вкуса. Важно понимание бизнес-процессов фэшн-отрасли, а также умение чувствовать современные тенденции и потребности клиентов.

Мы подготовили несколько полезных статей, которые стоит прочесть, если вы планируете развиваться в фэшн-дизайне:

– «Сколько времени надо учиться, чтобы стать дизайнером модной одежды?»
– «Хочу стать дизайнером одежды, с чего начать?»
– «В чем преимущества профессии модного дизайнера?»
– «Разница между модным дизайнером и дизайнером одежды»
– «Что нужно знать и уметь модному дизайнеру?»

3. Стилист

Одна из самых творческих профессий индустрии моды – стилист. Такие специалисты востребованы в журналах, брендах, бутиках, на телевидении и отвечают за разработку модных образов для фотосессий, съемок видео и других целей. Многие работают с частными клиентами, подбирая гардероб с учетом цветотипа, особенностей фигуры, социального статуса и характера человека. Стилисты могут реализовать себя в качестве визуальных мерчендайзеров, журналистов, тренд-хантеров, персональных шопперов. Лонгрид о карьерных возможностях и обучении стайлингу читайте по ссылке.

4. Фотограф

С 1920-х годов фотография господствует в мире моды. Адольф де Мейер, Хорст Пауль Альберт Борман и другие гении заложили основы нового направления, которое продолжает развиваться и видоизменяться на протяжении 100 лет. Модная фотография считается одним из самых популярных направлений в искусстве. Профессионалы объективов работают в журналах, рекламных агентствах, брендах, а также становятся папарацци, снимают портреты знаменитостей и проводят бэкстейдж-съемки. Как стать модным фотографом и устроиться по профессии читайте в наших статьях №1 и №2.

5. Фэшн-блогер

Новая профессия сферы моды, появившаяся благодаря развитию интернета и социальных сетей. Модные блогеры делятся луками, пишут статьи о стиле, делают обзоры коллекций брендов или ассортимента магазинов, освещают fashion-показы и рассказывают о современных тенденциях. Они создают собственный онлайн-журнал, выполняя обязанности журналиста, фотографа, стилиста, модели, pr-менеджера и редактора. О том, как стать фэшн-блогером, и какое образование стоит для этого получить, читайте по ссылке.

6. Сет-дизайнер

Выбирая подходящую специальность, связанную с индустрией моды, многие забывают рассмотреть профессию сет-дизайнера, который отвечает за создание декораций, интерьеров и оформление мест фотосъемок, витрин, выставочных стендов и т.д. Это творческая работа, требующая внимательности к деталям, высокой работоспособности, общительности, знания колористики, понимания композиции, чувства стиля, а также технической подкованности. Сет-дизайн близок к дизайну интерьера и визуальному мерчендайзингу, однако выступает отдельным направлением.

7. Юрист

Юристы сферы моды отличаются высокой квалификацией и отвечают за правовую сторону работы компаний: корпоративное право, интеллектуальную собственность, оплату труда, IT-технологии, договоры аренды и т.д. Они востребованы в брендах, бутиках, маркетинговых и консалтинговых агентствах, работающих с фэшн-компаниями.

8. Бренд-менеджер

Бренд-менеджеры незаменимые винтики индустрии моды, которые участвуют в разработке ДНК и имиджа марки и продумывают эффективные стратегии продвижения бренда. Они проводят исследования рынка, анализируют конкурентов, отслеживают тенденции, определяют целевого покупателя, а также тесно сотрудничают со специалистами по маркетингу и рекламе. Подробнее о профессии и необходимом образовании по ссылке.

9. Мерчендайзер

Найти подходящую работу в мире моды может каждый. Профессия мерчендайзера подходит тем, кто хочет объединить творческое начало и страсть к бизнес-процессам. Такие специалисты отвечают за увеличение прибыли компании посредством проработки внешнего вида витрин (онлайн и офлайн), участия в закупках товара и определении ассортимента. Они прогнозируют модные тенденции, исследуют рыночные тренды и изучают потребности потенциальных покупателей. Профессия близка к работе байера, однако подразумевает более обширный список обязанностей.

Другие материалы по теме:

· «Мерчендайзинг/байер в сфере моды: где мода встречается с бизнесом»

· «Как начать карьеру модного мерчендайзера?»

10. Конструктор одежды

Конструктор одежды – это «фэшн-инженер», воплощающий задумки и эскизы дизайнера в выкройки и лекала. Он прорабатывает все нюансы моделей, учитывая особенности драпировки тканей, припусков, обработки краев и срезов и многое другое. Функционал специалистов зависит от конкретной компании.

О том, где работать в индустрии моды, т.е. какие компании предоставляют лучшие возможности профессиональной реализации, читайте по ссылке. Если вас интересует образование в разных областях fashion-сферы: дизайн, стайлинг, бизнес, обращайтесь за консультацией к представителям ведущего фэшн-института Marangoni – компании STUDIES&CAREERS.

Источник

ИНДУСТРИЯ МОДЫ (fashion industry) – сектор сферы услуг, занятый формированием у покупателей образа «модной» продукции, ее производством и реализацией.

Объекты индустрии моды.

Мода является социальным феноменом. Главное назначение модных вещей – удовлетворять эстетические потребности и сигнализировать о социальном статусе их владельца.

Научное объяснение моды как социального феномена впервые дали в конце 19 – начале 20 вв. американский экономист Торстейн Веблен и немецкий социолог Георг Зиммель, создатели теории «просачивания» («trickle-down» theory). По их мнению, мода создается в элитных социальных группах для подчеркивания своего отличия от простых людей. Стремясь подражать элите, средние и низшие слои постепенно перенимают модные «новинки». Когда мода «просачивается» вниз, она утрачивает свою новизну, становится массовой и «вульгарной». Чтобы не утратить социальную дистанцию, элита вновь изобретает нечто новое и оригинальное. Этот цикл престижного потребления повторяется вновь и вновь.

В 20 в., по мере стирания классовой поляризации, мода по прежнему служит для подчеркивания социальных различий, но уже не столько «высших» и «низших», сколько просто разных социальных групп. Например, молодежная мода подчеркивает различия между людьми разных возрастов. Кроме того, личный подбор модных товаров является средством самовыражения, подчеркивания своей индивидуальности.

Таким образом, модной продукцией заведомо не могут быть товары чисто производственного потребления (турбины, станки и т.д.). Из товаров личного потребления к модным, как правило, не относят те, которые нельзя потреблять демонстративно (мужское нижнее белье, др.).

К модной продукции в узком смысле слова относят некоторые группы товаров легкой промышленности, удовлетворяющие личные потребности граждан:

одежду;

личные аксессуары (чулки, перчатки, сумки, ремни, шляпы, шарфы, часы, ювелирные украшения и т.д.);

парфюмерию и косметику (духи, помада, лак для волос и др.);

домашние аксессуары (постельное белье, посуда, ковры и др.).

Основными отраслями, включенными в процесс модной индустрии (экономики моды) в узком смысле слова, считаются текстильная, парфюмерная и парикмахерская промышленность, модельный бизнес.

Круг модных товаров имеет тенденцию расширяться.

Изначально к модным товарам относились почти исключительно товары для женщин: считалось, что только «прекрасной половине человечества» прилично и необходимо постоянно заботиться о внешней привлекательности. В 20 в., однако, с этим гендерным стереотипом перестали считаться – появилась мода и для мужчин.

Одновременно произошло расширение круга модных товаров, связанное с повышением публичности образа жизни. Например, если ранее потребление пищи и стирка белья являлись сугубо приватными процессами, то теперь люди едят пищу и используют стиральные порошки, купленные в магазине. Поэтому в современном обществе к модной продукции в широком смысле слова можно отнести почти все товары личного потребления (включая легковые автомобили, мебель, авторучки, прохладительные напитки и т.д.).

Основные этапы развития индустрии мод.

Становление модной индустрии связано с параллельным развитием престижного потребления и «общества массового потребления».

До конца 19 в. индустрия моды отсутствовала, хотя сама мода как социальный феномен известна с античных времен. Дело в том, что пока уровень жизни основной массы населения оставался низким, ее потребление ограничивалось предметами первой необходимости с чисто функциональными свойствами. Модные товары (ювелирные украшения, изысканную одежду) покупали немногочисленные аристократы и богачи. Массовое производство модной одежды не могло возникнуть, пока не начал складываться массовый средний класс.

Этапы развития индустрии мод лучше всего заметны на примере производства модной одежды.

В период примерно с 1890-х до 1960-х производство модной одежды и аксессуаров постепенно превращается из мелкого бизнеса в массовое производство и становится индустрией. Еще в середине 19 в. появились специальные журналы мод, которые рассказывали о тенденциях текущего сезона и ассортименте модных магазинов (о том, что «носят в Париже»).

В 1950–1960-е, в период формирования в развитых странах общества массового потребления, развивается система прогнозирования моды. Появление фирм, специализирующихся на анализе тенденций развития моды, связано с тем, что массовое производство готовой одежды требовало принимать «масштабные» и долгосрочные решения о производстве и закупках. Поэтому производитель массовой готовой одежды начал зависеть не только от «причуд дизайнера», но от того, какие ткани предлагает их производитель. Тот, в свою очередь, мог предложить только то, что позволяло изготовить сырье и нити, которые были в наличие на рынке на данный момент. Чтобы на прилавке появилось платье модного цвета, актуальной фактуры и оригинального фасона, надо было за 3 года до этого внести изменения в технологию выращивания хлопка и одновременно создать формулу для производства красителя будущего полотна. Поэтому возникла система прогнозирования, которая предсказывала изменение доминирующей тенденции.

Начиная с этого периода, экономика моды разделилась на два уровня – товары «от кутюр» (индивидуальные заказы для элиты) и «прет-а-порте» (массовое производство для среднего класса). Именно 1960–1980-е стали эпохой знаменитых парижских кутюрье – Коко Шанель, Кристиана Диора, Ива Сен Лорана, Юбера Живанши и др.

С 1990-х в индустрии модной одежды господствует «плюрализм», при котором трудно говорить о каком-либо едином доминирующем стиле, тенденции дробятся на множество трендов. Параллельно с этим нарастает скорость изменений, поскольку информация о новых стилях моментально распространяется благодаря новым средствам коммуникации. Если ранее индустрия моды ориентировалась на взрослых и состоятельных покупателей, то к концу века мода заметно «омолодилась». Наконец, произошло снижение роли талантливых стилистов – теперь моду задают не столько талантливые дизайнеры и не столько столицы мод (как Париж, Лондон и Нью-Йорк), сколько фирмы-производители, пропагандирующие узнаваемые бренды.

Схожие тенденции – переход от доминирующего стандарта к множественности стандартов моды – можно отметить и в развитии других рынков модных товаров.

Индустрия моды формировалась как феномен западноевропейской цивилизации, и вплоть до конца 20 в. ее не затрагивали инокультурные влияния. Глобализация 20 в. привела не только к трансляции европейской моды по всему миру, но и к проникновению в эту индустрию влияний стран Востока. В Японии появились производители модных товаров международного уровня (Исси Мияке, Йоши Ямамото и др.), всемирно известен парижский кутюрье японец Кензо Токада. Поскольку ожидается, что в 21 в. воздействие восточной культуры будет расти, следует ожидать и определенной «ориентализации» индустрии моды.

Функционирование индустрии моды.

Компании, занимающиеся производством, продажей и обслуживанием модной продукции, представляют собой гигантскую индустрию, дающую многомиллиардные доходы, но требующую очень крупных инвестиций. По некоторым оценкам, с начала 2000-х индустрия моды занимает 5-е место среди наиболее капиталоемких отраслей современной экономики.

Целью индустрии моды обычно считают удовлетворение спроса конечных потребителей модного продукта. Следует, однако, подчеркнуть, что в современном мире формирование и распространение представлений о том, что считается модным, давно перестало быть стихийным и стало важной отраслью экономики (частью маркетинга рекламы иPR).

Рис. 1. Функционирование индустрии модной продукции.

Современная индустрия моды основана не на «подстраивании» под уже сложившиеся потребности, а на прогнозировании и планировании. Изменения, в стилях одежды становятся известны за полгода до ее появления в магазинах, когда по результатам специальных демонстраций новых образцов журналисты-аналитики сообщают о новинках и основных тенденциях предстоящего сезона. В это же время в ходе «шоу-румов» (премьерных демонстраций) представители торговых фирм делают заказы на коллекции для магазинов. И только собрав весь пакет заказов, производители готовой одежды начинают производить коллекции массовым тиражом.

Производители модной продукции делятся на две группы – прямые производители и контракторы.

Прямые производители – это компании (как, например, Levi Strauss and Co. в США), которые создают собственные торговые марки, разрабатывают модели, коллекции и затем производят их на собственных предприятиях. Крупных компаний такого типа очень мало. Чаще всего компании, которые сами «изобретают» и сами производят всю коллекцию полностью, занимаются мелкосерийным производством с изделиями ограниченного ассортимента и небольшого тиража.

Большинство же крупных производителей одежды и аксессуаров предпочитают вкладывать силы лишь в формирование моделей. Производством собственно готовых изделий занимаются предприятия-исполнители, контракторы. Если разработкой моделей одежды занимаются в основном специалисты из США и Западной Европы, то их изготовление осуществляется зачастую в странах «третьего мира» с дешевой рабочей силой. Даже в России большинство производителей одежды известных брендов передают примерно 80% заказов зарубежным контракторам (в основном из Юго-Восточной Азии).

Помимо доходов от изобретения новых моделей и их производства прибыль получают от продажи лицензий – прав на использование логотипа «модной» фирмы на неконкурентной продукции других компаний. Пионером лицензионного бизнеса в индустрии моды считается Pierre Cardin.

Модный бизнес характеризуется наиболее высокой независимостью цены товаров от их объективной потребительской ценности. Ценность бренда существует только в сознании потребителей и при грамотной организации рекламной компании можно сделать модной вещь с заурядными потребительскими свойствами. Поэтому львиная доля себестоимости модных товаров приходится именно на рекламу и PR, а не на собственно производственные затраты.

Поскольку утилитарные функции модных товаров имеют для потребителя не первостепенное значение, то при организации рекламных компаний часто используют двусмысленности. Кельвин Кляйн, создатель джинсов, показал в рекламе нового типа одежды молодую актрису под лозунгом «There is nothing between me and my Calvin`s». Что можно было понять как намек на отсутствие нижнего белья на девушке. Поскольку в США шла «сексуальная революция», то рекламный ролик вызвал взрыв популярности джинсовой одежды, хотя реклама не дала никакой информации о качестве товара. Подобное «создание образов» типично для рекламы всех видов модных товаров, например попытки рекламировать сорта пива как атрибута «независимости» и особого образа жизни.

Классификация модных товаров.

Модные товары делятся, в зависимости от категорий потребителей, на два класса – товары для элиты (для «снобов») и товары для массовых покупателей (среднего класса). Наиболее четко эта поляризация заметна в производстве модной одежды.

Понятие «мода» частоассоциируется с выражением «от кутюр», которое произошло от французского haute couture («высокое шитье»). Изделия класса «кутюр» – это эксклюзивные изделия, созданные дизайнером в единичном экземпляре из высококачественных тканей и аксессуаров, часто по персональному заказу клиента.

Рынок покупателей таких изделий невелик, поскольку демократизация стиля жизни резко понизила число «снобов». Если в середине 20 в. количество клиенток, заказывающих уникальные модели по сверхвысоким ценам, составляло во всем мире примерно 15 тыс., то в начале нашего тысячелетия их число упало до 2 тыс. Из-за снижения клиентуры коллекции класса кутюр создаются не для получения прибыли от продажи самой коллекции, а исключительно ради имиджа бренда. Кутюрные изделия домов моды (Chanel Haute Couture, Christian Dior Haute Couture и др.) превратились в форму рекламы более утилитарных моделей, их демонстрация проходит дважды в год (весенние/летние модели демонстрируются в январе и осенние/зимние в июле).

Основную прибыль производители модной одежды получают от изделий класса pret-a-porter («готовая одежда») – умеренно дорогих изделий, производящихся достаточно массовым тиражом для продажи в магазинах. Одежда этого класса делится на две категории.

Группа товаров pret-a-porter de lux – более дорогая. Товары этой группы носят имя дизайнера, у компании обязательно есть собственные моно-бутики (Gucci, Prada, Armani, Versace, Christian Dior, Cavalli и др.).

Группа товаров собственно Pret-a-porter. Такие марки товаров не обязательно используют в названии имя дизайнера и продают большую часть своих изделий через мульти-брендовые бутики.

Перспективы развития экономики моды.

Согласно оценкам, в Западной Европе население тратит на приобретение товаров индустрии моды (в узкой трактовке этого понятия) примерно 10% своих доходов, в США – 5%. Если же включать в экономику моды все виды товаров, удовлетворяющих преимущественно эстетические и социально-престижные, а не узко утилитарные потребности, то на их приобретение, по подсчетам экспертов, приходится порядка 40% расходов семейных бюджетов граждан развитых стран.

Экономика моды растет быстрыми темпами, обгоняя другие отрасли экономики. Эта тенденция является устойчивой, отражая повышение уровня жизни и рост свободы самовыражения.

Развитие наукоемких технологий ведет к появлению новых отраслей экономики моды. Например, некоторые специалисты включают в современную экономику моды косметическую хирургию, поскольку она служит тем же целям, что и традиционная косметика.

В России индустрия моды начала развиваться только в 1990-е. Ее развитию сильно препятствовала необходимость делать крупные начальные инвестиции в рекламу новых стилей, которые могут окупиться лишь спустя длительный промежуток времени. Поэтому на российском модном рынке даже в 2000-е доминируют товары зарубежных фирм. Так, более 80% дорогой одежды поставляется в Россию из Западной Европы, в т.ч. половина ввозимой одежды – из Италии. В то же время начинает развиваться отечественное производство модных товаров, создающее собственные популярные бренды («Панинтер», «Партизан», «Том Клайн»). О сильном западном влиянии на российский рынок модных товаров свидетельствует, например, тот факт, что некоторые из отечественных брендов «маскируются» англизированными наименованиями (как, например, «Глория Джинс»).

Юрий Латов

Источник