Модная музыка в то время
От ню-метала до новой русской волны — Лайфхакер собрал ключевых исполнителей и их альбомы. Читайте и включайте треки!
2000–2005 годы: конец эры ню‑метала, R&B‑поп и MTV
В начале 2000‑х продолжали существовать жанры из 1990‑х. В тяжёлой музыке таким стилем был ню‑метал. Самыми яркими работами в то время можно назвать альбом Iowa группы Slipknot и Untouchables от Korn. Тем не менее ню‑метал доживал последние благополучные годы: совсем скоро эти и подобные им коллективы либо подстроились под меняющиеся предпочтения слушателей, либо пропали с радаров.
Музыкальные вкусы значительно определяли радио и ТВ, особенно канал «MTV Россия». Именно благодаря ему наши слушатели так полюбили группы Linkin Park, Evanescence, HIM и The Rasmus.
В мире был популярен поп‑панк. MTV выступал проводником музыки Blink 182, Sum 41 и ранней Аврил Лавин.
«Наше радио» под руководством Михаила Козырева определяло русский рок нового десятилетия — примерно такой же, который любители жанра слушают до сих пор. Почитателей нашло творчество «Сплин», «Би‑2» и «Короля и Шута» — в начале 2000‑х эта музыка была особенна популярна у вчерашних поклонников группы «Кино» и «Наутилуса». Одна из главных звёзд эпохи — Земфира.
Серьёзные изменения происходили в поп‑музыке: распались главные бойз‑бенды 1990‑х и пришла мода на R&B и соул. На MTV звучала Cry Me a River — её исполнял Джастин Тимберлейк, только покинувший группу ‘N Sync.
Не менее успешно смешивали традиции R&B и поп‑музыки такие исполнители, как Крэйг Дэвид, Ашер и недавно начавшая творческую карьеру Рианна. В 2003 году Бейонсе Ноулз из Destiny’s Child выпустила дебютный сольник Dangerously in Love.
Второй хит альбома после Crazy In Love — Baby Boy. И тут можно проследить тенденцию: в поп‑музыке всё чаще стали встречаться черты восточной этники и реггетона — жанра, основанного на регги и популярного в Латинской Америке. Мода на этот синтез стилей сохраняется и сейчас: в жанре латиноамериканский поп пачками пишутся гимны для футбольных чемпионатов, а хиты вроде Despacito уверенно занимают верхушки чартов.
Главные отечественные поп‑звёзды того времени — скандальный дуэт t.A.T.u. На их счету набитый хитами альбом «200 по встречной», несколько популярных клипов и третье место на «Евровидении‑2003».
Хип‑хоп в 2000‑х ещё не успел стать самым прогрессивным жанром, но всё же был популярен. Главные западные рэперы для нашего слушателя — Jay‑Z и Эминем. Отечественные — Децл, «Каста», «Многоточие».
Главные альбомы
- Slipknot — Iowa.
- Linkin Park — Meteora.
- System of a Down — Toxicity.
- t.A.T.u. — «200 по встречной».
- Muse — Origin of Symmetry.
- Земфира — «Прости меня моя любовь».
- Бейонсе — Dangerously In Love.
- Джастин Тимберлейк — Justified.
- Эминем — The Marshall Mathers LP.
- Green Day — American Idiot.
2006–2010 годы: эмо и мода на англоязычную инди‑музыку
Время последней массовой субкультуры — эмо. Её представители находили друг друга по значкам, ска‑шашечкам на одежде, бутылке слабоалкогольного напитка в руке и, самое главное, по определённой музыке в плеере.
Эта музыка не имела ничего общего с эмо предыдущих эпох (сам термин появился ещё в 1980‑х). У жанра есть множество ответвлений, но эмо‑музыка 2000‑х строилась на мелодичных распевах, чередующихся с экстремальным вокалом, и тяжёлых гитарных риффах. Начало тенденции было положено ещё в первой половине 2000‑х такими группами, как Alexisonfire, The Used и Thursday, но полностью жанр раскрутился к 2007 году, ставшему мемом.
На MTV тогда можно было услышать менее экстремальные группы, например My Chemical Romance или Fall Out Boy.
Отечественная музыка же стала уходить в народ благодаря каналу A‑One, CD‑сборникам «Море эмоций», субкультурным концертам и первому широкополосному интернету. В плейлистах эмо-кидов играли «Оригами», Amatory, Jane Air, Stigmata, «IdeЯ Fix», Marakesh и Tenkorr.
Эпоха эмо продлилась недолго: молодым людям быстро надоели тяжёлые гитары и слезливые тексты. На смену пришло инди — такое название получила более аккуратная, благополучная и танцевальная музыка. Для этого уже была подготовлена почва: вышли первые релизы Franz Ferdinand и The Killers. Их треки и стали первыми гимнами поклонников инди.
Вместе со стилем отечественные коллективы взяли и язык. Это привело к появлению отличных групп, звучащих «как будто не из России». К таким можно отнести On‑The‑Go, Tesla Boy и Pompeya.
Уильям Бивэн, более известный как Burial, выпустил в 2007‑м альбом Untrue. Этот релиз стал одним из толчков для возрождения дабстепа — жанра электронной музыки с характерными басами. Особенно популярным стал Skrillex — сольный дабстеп‑проект Сонни Мура, покинувшего эмо‑группу From First to Last.
В 2007‑м Mujuice представил альбом Cool Cool Death!, обозначивший музыканта как одну из главных фигур на отечественной электронной сцене.
Рождается витч‑хаус — мрачная электронная музыка с медленным темпом и глубокими басами. Родоначальники стиля вроде Pictureplane и Salem так и остались известны в основном интересующимся, но некоторые черты жанра перекочевали в музыку более популярных коллективов, например Crystal Castles.
Конец десятилетия в поп‑музыке проходил под знаком Леди Гага и её песен Poker Face, Paparazzi и Bad Romance. Тейлор Свифт выпустила кантри‑поп‑альбом Fearless, который до сих пор считается одним из самых успешных в её карьере. Бейонсе ворвалась на танцполы со своей Single Ladies, а Рианна — с хитом Umbrella.
Одной из ключевых фигур в хип‑хопе тогда становится Канье Уэст. Например, в своей самой эмоциональной работе 808 & Heartbreak он переосмысляет и окончательно легализует для рэперов всего мира использование автотюна — эффекта, меняющего тональность голоса.
Главные альбомы
- Radiohead — In Rainbows.
- The xx — xx.
- My Chemical Romance — The Black Parade.
- Foals — Antidotes.
- The Last Shadow Puppets — The Age of the Understatement.
- Канье Уэст — My Beautiful Dark Twisted Fantasy.
- Леди Гага — The Fame.
- Crystal Castles — Crystal Castles II.
- Placebo — Meds.
- «Оригами» — «И ангелы ошибаются».
2011–2015 годы: русский рэп в массах и новая русская волна
Пятилетие ознаменовалось смещением массового интереса от гитарной музыки к рэпу. Утвердились принципы рэпа новой школы: отказ от канонов в создании битов, использование эдлибов (например, «йак» и «эщкере»), связь подстилей жанра с модными атрибутами и нескончаемый поток фрешменов, которые предлагают свежий взгляд на музыку.
Продолжал набирать популярность и просачиваться в массовую музыку трэп — поджанр хип‑хопа, основанный на звуках драм‑машин, глубоких басах и тарелках‑хэтах. Появились различные стили электронной музыки, основанные на нём. Также влияния жанра ощутимы в поп‑музыке Леди Гага, Бейонсе и Кэти Пэрри.
Рэп начала 2010‑х в России принято ассоциировать с Oxxxymiron: в эти годы он выпустил первый полноформатник и два микстейпа, а также участвовал в первых баттлах. Своим появлением, музыкой, сопутствующими скандалами и панчами на Versus Мирон Фёдоров перевернул игру: теперь о рэпе услышали даже те, кто вообще не увлекался музыкой.
Альтернативный взгляд на хип‑хоп‑культуру показали клауд‑рэперы: A$AP Rocky представил релиз Live. Love. ASAP, а Yung Lean — свой дебютник Unknown Memory. Также вышла пара десятков альбомов Bones. На отечественной сцене появились и начали стремительно набирать популярность Pharaoh и Boulevard Depo.
Одной из главных фигур поп‑музыки эпохи стала Адель — британская певица, чей сингл Rolling in the Deep семь недель держался на первой позиции чарта Billboard Hot 100.
У Ланы Дель Рей вышел альбом Born to Die. Одноимённый сингл, а также треки Dark Paradise и Summertime Sadness стали ключевыми песнями начала 2010‑х.
Daft Punk вернулся после долгого перерыва с альбомом Random Access Memories. После его выхода французский дуэт вновь пропал с радаров, но Get Lucky стал одним из главных треков как 2013 года, так и всего десятилетия.
Также в это время начали говорить о феномене украинского попа. Иван Дорн, «Время и стекло», Луна, Quest Pistols — песни этих артистов попадали в отечественные чарты и влияли на образ всей русскоязычной поп‑музыки. Журналисты Esquire считают , что это связано с исторической демократичностью украинских музыкальных радиостанций и медиа, а следовательно, с большим количеством исполнителей, готовых экспериментировать.
Один из главных гитарных альбомов начала 2010‑х — AM от Arctic Monkeys. Это уже не просто талантливая хулиганская инди‑музыка, а настоящий рок для стадионов — бойкий и интересный. Хитами стали треки Do I Wanna Know? и R U Mine?.
Также начало 2010‑х ознаменовалось выходом в свет героев интернета. Яркий пример — «Валентин Стрыкало». Проект начинался с напевов музыканта Юрия Каплана на веб‑камеру и публикации роликов на YouTube. Позже — полноценная группа, туры, клипы и всероссийский успех.
В независимой гитарной музыке к середине 2010‑х оформилась новая тенденция — возвращение к родному языку. Это касается многих жанров, но первыми обычно вспоминают новых адептов пост‑панка: «Буерак», Ploho, «Сруб», «Утро». Тенденция поддерживалась ещё существующим тогда медиа «Афиша‑Волна», а также пабликами «ВКонтакте»: Motherland и «Родной звук». Началась эра фестивалей местной музыки, таких как «Боль», «Ионосфера» и Moscow Music Week.
Главные альбомы
- Mujuice — Downshifting.
- Лана Дель Рей — Born to Die.
- Pharaoh — Dolor.
- Oxxxymiron — «miXXXtape II: Долгий путь домой».
- Motorama — Calendar.
- Иван Дорн — Co’n’dorn.
- Pompeya — Tropical.
- Кендрик Ламар — To Pimp a Butterfly.
- Адель — 21.
- Arctic Monkeys — AM.
2016–2019 годы: расцвет стриминговых сервисов и музыка во всём своём многообразии
Теперь музыку почти нельзя навязать с помощью радио и ТВ. Иногда достаточно просто загрузить трек на SoundCloud или видео на YouTube. Подобный сценарий привёл к успеху поп‑певицу Clairo и рэпера XXXTentacion.
Подобные случаи есть и в музыке России и СНГ. Удачное видео, пара упоминаний в медиа — и условный «Татарин» группы «АИГЕЛ» или «Рибки» Alyona Alyona становятся хитами.
Другой пример быстро взлетевшей звезды — Монеточка с альбомом «Раскраски для взрослых».
Забывать про артистов стали ещё быстрее. Так, например, случилось с «Валентином Стрыкало». Да и альбом от ещё недавно главного рэпера страны Oxxxymiron ждут куда меньше, чем три года назад.
Главная поп‑звезда нового поколения — Билли Айлиш. Подход к звуку, мелодичные хуки и лирика, построенная на рефлексии подростка, нашли отклик в каждой точке планеты, где вообще слушают поп‑музыку.
Ориентация на западные группы и английский язык в песнях отечественных коллективов не прошла проверку временем. Некоторые всё ещё продолжают работать в таком ключе, но популярность новой русской волны, появившаяся в середине 2010‑х, — явление более очевидное. Так, например, Tesla Boy теперь исполняет треки на родном языке, а одной из самых обсуждаемых в России и востребованных на Западе местных групп становится питерская Shortparis.
Демократичный интернет задаёт тенденции и в саунд‑продюсировании. Необязательно сидеть над релизом годами и оттачивать каждый звук. Например, дебютный альбом «Пошлой Молли» посчитали бы сырым в любое время, кроме нашего, однако это не помешало ему стать успешным.
Одним из самых популярных хип‑хоп‑проектов конца 2010‑х становится группа «Грибы».
Мы живём в интересное время, в котором существуют все жанры из прошлых десятилетий. Многие из стилей меняются, выходят из моды и возвращаются. При этом обозначать тенденции становится всё труднее: нет единого рупора, говорящего о том, что принято слушать сегодня. Интернет помогает выстрелить проектам, о которых ещё вчера никто не слышал, а значит, впереди только интереснее.
Главные альбомы
- Drake — Views.
- XXXTentacion — ?.
- Кендрик Ламар — DAMN.
- Tyler, the Creator — IGOR.
- Билли Айлиш — When We All Fall Asleep, Where Do We Go?.
- Монеточка — «Раскраски для взрослых».
- Канье Уэст — The Life of Pablo.
- The Weeknd — Beauty Behind the Madness.
- «Пошлая Молли» — «8 способов как бросить…»
- «Грибы» — «Дом на колёсах ч. 1».
Главные дискотечные шлягеры, под которые плясали юноши и девушки во второй половине 80-х годов.
Фото https://maxim-nm.livejournal.com/
Те, кто рос и взрослел в эпоху перестройки, наверняка хотя бы раз бывали «на танцах», будь то дискотека в летнем пионерлагере, веселые школьные вечера или деревенский мордобой в местном клубе. Мне и самому доводилось посещать подобные мероприятия в юности. Сегодня с танцевальными вечеринками дела обстоят куда проще и лучше. Выбираешь заведение по интересам и отрываешься под модную клубную музыку, ремиксы известных хитов и прочий танцевальный мейнстрим. Тогда же все обстояло совсем иначе. Хорошо, если на танцах крутили диско, брейк-дэнс, рок-н-ролл и другую продвинутую музыку. Но, в основном, это была советская попса, совсем не предназначенная для танцев. Для себя я выделил пять условных направлений, песни которых крутили на дискотеках в конце 80-х годов.
Советская эстрада
Так выглядело большинство танцевальных мероприятий в позднем СССР
На какую бы дискотеку вы бы в то время не пришли, абсолютными чемпионами в репертуаре подобных мероприятий были советские шлягеры – старые и новые. И хорошо, если крутили хиты Юрия Антонова или какой-нибудь «Роби-роби-робинзон» в исполнении Аллы Борисовны Пугачевой. Хорошо помню, как в 89-м году отдыхал на море в пионерлагере, и каждый вечер на танцах юные пионеры лихо отплясывали под «Бабушек-старушек» Вячеслава Добрынина. И чем ниже был уровень таких мероприятий, тем, соответственно, хуже репертуар.
На сельских танцах, на которых мне доводилось бывать в юности, часто собиралось все местное жлобье. И репертуар там был под стать контингенту. Продвинутый брейк-дэнс или диско, как сейчас говорят, среди такой публики не зашли бы вообще. Местная гопота просто бы их не поняла. Зато какие-нибудь «Розовые розы Светке Соколовой» или «Малиновки заслышав голосок» заходили на ура.
Модная попса
Диск-жокеи на работе – то есть, на танцах
В конце 80-х большой популярностью пользовались мальчиковые и девчачьи поп-бэнды. Впереди эстрады всей был, конечно же, «Ласковый май». «Белые розы», «Розовый вечер» и прочие хиты модного в те времена ансамбля звучали практически на каждой дискотеке. Юные неокрепшие умы советской молодежи также изводили песнями Жени Белоусова, групп «Комбинация», «Мираж» и другим низкопробным околоэстрадным трэшем, который, по сути, мало имел отношение к танцевальной музыке как таковой. Но молодежь под эти песни умудрялась веселиться и зажигать – будь здоров!
Зарубежные танцевальные хиты
Медленный танец: дамы приглашают кавалеров
Советский дискотечный репертуар довольно в больших пропорциях разбавляли зарубежными шлягерами. Наверняка многие из нас в юности танцевали под Сабрину, Саманту Фокс, Мадонну и Modern Talking. Это было всяко лучше опостылевшей советской попсы и воспринималось в те времена как глоток свежего воздуха перемен. Помню, как на школьные вечеринки мои одноклассники приносили кассеты и пластинки с подобными зарубежными записями, и мы веселились под них от души. Да и классные руководители были совсем не против.
Советский и зарубежный рок
Среди диск-жокеев попадались продвинутые меломаны
Надо отдать должное ведущим тогдашних дискотек (то бишь диск-жокеям), но время от времени «на танцах» они ставили и рок-музыку. Правда, преимущественно это были слезливые рок-баллады. Ну, кто, скажите, хотя бы раз не танцевал с девушкой под медляки Scorpions или Bon Jovi. Довольно часто на дискотеках ставили и русский рок. Именно там я впервые услышал, например, песню «Я хочу быть с тобой» группы «Наутилус Помпилиус». Хорошо заходили хиты «Машины времени», разухабистый рок-н-ролл группы «Зоопарк», само собой, группа «Кино». Но рок-музыку можно было услышать далеко не на всех дискотеках . Например, в деревенских клубах, где мне доводилось бывать, в качестве «русского рока» ставили разве что «Сектор газа».
Брейк-дэнс, хип-хоп и диско
Продвинутая молодежь предпочитала брейк-дэнс
На продвинутых городских дискотеках и студенческих вечеринках можно было услышать брейк-дэнс, хип-хоп, кайфануть под диско-хиты 80-х. А иногда – увидеть, как танцуют брейк живьем. На таких мероприятиях не было место «Ласковому маю» или шлягерам какого-нибудь Добрынина. Здесь собиралась продвинутая образованная молодежь. За давностью лет я уже не помню ни названий исполнителей модных в то время направлений, ни имен героев таких дискотек, помню лишь свои ощущения. По тем временам это было действительно круто и необычно – по сравнению с общей серой массой советских дискотечных мероприятий. Парни, танцевавшие акробатический рок-н-ролл или брейк-дэнс, воспринимались тогда как инопланетяне со сверхспособностями. Веселое все же было время.
P.S. Статья основана исключительно на личном опыте и собственных воспоминаниях о дискотеках 80-х.
Друзья, спасибо, что дочитали до конца.
Не забываем ставить палец вверх и ПОДПИСЫВАТЬСЯ на мой канал.
Также вам может быть интересно:
Русские рокеры, сыгравшие в кино
5 песен, способных изменить жизнь
5 лучших советских телефильмов о войне
Автор:
11 декабря 2015 09:11
Культура, как и научный прогресс не стоит на месте. Джаз и рок, которые сегодня кажутся вечными и незыблемыми, когда-то, на заре своего появления были приняты крайне негативно. Всего за 15 лет XXI века на свет появилось несколько десятков новых музыкальных жанров. Кто знает, быть может через сотню-другую лет какой-то из них станет новой классикой. Ну а пока подборка из 10 самых интересных новых жанров музыки, которые подарил нам этот век.
1. Black MIDI.
В чём суть?
Началом этого жанра следует считать 2009 год, когда один из пользователей выложил на популярный японский сайт с видео-контентом свой ролик, в котором был его ремикс на тему из аниме, сделанный в программе обучения игры на клавишных Synthesia. Многие подхватили его начинание и стали создавать свои мелодии в этой программе. С выходом за пределы Японии это превратилось в настоящий интернет-феномен, а позже и в полноценный музыкальный жанр. Сегодня музыканты со всего мира соревнуются в том, чтобы составить мелодии с как можно большим количеством нот. Счёт уже идёт на сотни миллионов за одно композицию.
Кого послушать?
Gingeas, RetroUniversalHT, TheSuperMarioBros2
Пример: (ВНИМАНИЕ! Воздержитесь от просмотра этого видео, если у вас эпилепсия!)
2. Kawaii Metal.
В чём суть?
Если разбираться детально, то этот жанр — адская смесь из metal, heavy metal и idol музыки с примесью японского колорита. Звучит это настолько же безумно, насколько выглядит. Но японцы от этого просто в восторге. Подобные группы там собирают огромные стадионы. Почитайте вот этот пост на Фишках, чтобы понять размах жанра.
Кого послушать?
Babymetal, Ladybaby, DOLL$BOXX
Пример:
3. Shangaan Electro.
В чём суть?
Попробуйте представить, что получится если скрестить традиционную народную музыку народа шанагаан с современными клубными ритмами? Не можете? Ну конечно. А получится — быстрая, немного суетливая танцевальная музыка родом из провинции Лимпопо.
Кого послушать?
Mancingelani, Зинья Хлунгвани, Tshetsha Boys, Nkata Mawewe
Пример:
4. Seapunk.
В чём суть?
Это даже не просто музыкальный жанр, а целая субкультура (как стимпанк, например), вдохновляющаяся морской тематикой и всем, что с ней связано. Эти ребята красят волосы в цвет морской волны и слушают по кругу замиксованный саундтрек русалочки. Сам же сипанк, как жанр музыки, вдохновляется электронными ритмами 90-х с их экстезийными вечеринками и огромными рейвами.
Кого послушать?
Unicorn Kid, Blank Banshee, iamamiwhoami
Пример:
5. Wonky.
В чём суть?
Этот музыкальный жанр возник как термин, характеризующийся тенденцией в использовании аналоговых синтезаторов на средних частотах. Вонки часто называют следующим витком эволюции новейшей электронной музыки после дабстепа. Характеризуется этот жанр ломаным хип-хоп ритмом, жужжащими синтезаторами и широким использованием восьмибитного звука.
Кого послушать?
Joker, Flying Lotus, Гвидо, Hudson Mohawke, Savant
Пример:
6. Wizard Rock.
В чём суть?
Wizard Rock зародился и полностью сформировался под влиянием книг и фильмов о Гарри Поттере. Песни обычно пишутся от лица какого-то «поттеровского» персонажа, на концертах музыканты выступают в образе «своего» героя. W-roск’еры нередко играют в школах, библиотеках, книжных магазинах, они желанные гости на фэн-конвенциях посвящённых Гарри Поттеру. Можно подумать, что это слишком узкая тема для целого жанра. Однако, на данный момент Wizard Rock исполняют более 750 групп по всему миру.
Кого послушать?
Harry and the Potters, Draco and the Malfoys, The Parselmouths, The Ministry of Magic
Пример:
7. Witch house.
В чём суть?
Впервые сам термин «Witch house» применил музыкант Трэвис Эджеди, для описания оккультно ориентированного стиля музыки, создаваемого им и его друзьями. Особенностями стиля являются широкое использование звуков из фильмов ужасов и эффекты изменения скорости или высоты тона в голосе. В основном же, это электронная музыка, использующая симфо-синтезаторы и минималистичные ритм-машины.
Кого послушать?
Salem, Crystal Castles, oOoOO, Ritualz
Пример:
8. Skweee.
В чём суть?
Музыкальный жанр, зародившийся в Швеции и Финляндии. По-скандинавски холоден. Скви сочетает в себе очень простые синтезаторные мелодии и басовые линии с мелодиями соула, R&B и фанка. В этом жанре, как правило, очень редко используется вокал, и даже если он и появляется в композиции, то не в чистом виде, а обработанный вокодером.
Кого послушать?
Daniel Savio, Pavan, Flogsta Danshall
Пример:
9. Vaporwave.
В чём суть?
Тотальная ностальгия по «цифровым 90-м». Музыка, вдохновлённая тем временем, когда компьютеры были большими, шумными и обещали сладкую утопию в виртуальном пространстве. Это звуковой минимализм Windows 98, те самые санудтреки к первым трёхмерным видеоиграм, неоновый туман мерцающих экранов. Это та самая музыка, которую нужно слушать через Winamp 2.95 и никак иначе.
Кого послушать?
Macintosh Plus, Saint Pepsi, James Ferraro, Chuck Person
Пример:
10. Lowercase.
В чём суть?
В заключении немного спокойной и расслабляющий музыки. Lowercase — это минимализм, возведённый в ранг абсолюта. Жанр, развивавшийся под влиянием Microsound’а и во многом перенявший его традиции, а так же идеи эмбиента и глитча. Это музыка, составленная из звуков, которые окружают нас в повседневной жизни: шум оживлённой улицы, голоса людей, бряцанье ключей в кармане, всё, что мы слышим, может стать основой мелодии.
Кого послушать?
Steve Roden, Richard Chartier, Alva Noto
Пример:
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми: