Модная национальная одежда для казахстана

Общая характеристикам
Впервые элементы казахской национальной одежды начали появляться примерно 600 лет тому назад. Основные особенности традиционного костюма жителей Казахстана:
- привлекательный приталенный силуэт;
- зимняя верхняя одежда была более свободной, чаще всего распашного типа;
- шубы и другие зимние изделия мужчин и женщин всегда запахивались на левую сторону;
- повседневные и праздничные костюмы щедро украшались вышивкой и красивыми орнаментами;
- для декорирования одежды использовались меха, лебединый пух, перья птиц, золотые, серебристые и люрексовые нити;
- наряды для наиболее торжественных мероприятий богато декорировались бусинами, драгоценными камнями и ювелирными украшениями.
Они воплощали в себе особенности и традиции местного населения, а также соседних наций из стран Дальнего и Ближнего Востока.
Особенности
Одной из основных особенностей национального костюма казахов, фото которого представлено ниже, на протяжении многих веков является сложный, необычный декор. Для украшения одежды использовались оригинальные вышивки, тесьма, кайма и другие элементы. Традиционно считалось, что орнамент выступает в качестве сильного оберега, защищающего человека от воздействия злых сил и негативных помыслов. Казахи никогда не скупились на щедрое декорирование одежды. При этом повседневные наряды практически не имели отличий от торжественных.
Цвета и оттенки
Согласно многовековой традиции, берущей свое начало от кочевого народа, казахстанский костюм отличается сочетанием ярких, насыщенных красок и сочных оттенков. Основные цвета:
- зеленый;
- изумрудно-синий;
- алый;
- серебристый;
- золотой.
Эти красочные оттенки применялись при изготовлении как мужского, так и женского традиционного костюма. Несмотря на красочность и насыщенность используемых оттенков, жители Казахстана старались не комбинировать в одном наряде множество цветов, делая упор на несколько ярких акцентов.
Ткани
Одежда казахов шилась из самых разных материалов натурального происхождения. В процессе развития для изготовления мужских и женских костюмов использовалась кожа и мех животных – преимущественно верблюдов, бобров, енотов, лисиц. Для пошива одежды и нижнего белья широко использовались хлопчатобумажные материалы. Немного позже традиционный костюм казахов претерпел некоторые изменения: его начали шить из тканей. Предпочтение отдавалось таким материалам:
- войлок, получаемый из овечьей или верблюжьей шерсти;
- шерстяные и хлопчатобумажные ткани;
- сукно;
- дорогой шелк;
- бархат;
- велюр;
- парча;
- атлас.
Дорогостоящие материалы могли себе позволить только очень богатые люди, поэтому ткань, из которой была изготовлена одежда казаха, свидетельствовала о его финансовом положении.
На сегодняшний день чаще всего для пошива национальных мужских и женских костюмов используются современные ткани, а также мех куницы, енота, тигра, соболя, хорька, выхухоли, горностая. Во многих горных селениях население широко применяет пух гагары, цапли или лебедя.
Крой
Крой традиционной одежды жителей Казахстана отличался практичностью и приталенностью. При этом зимние костюмы всегда были более свободными и комфортными. Все изделия традиционно изготавливались в форме трапеции (расклешенными в нижней части). Короткие наряды казашки не носили. Они отдавали свое предпочтение закрытым и скромным камзолам с длинными юбками или расклешенным платьям. Такие же костюмы, только меньшего размера носили, и маленькие жительницы горного края.
Разновидности
Традиционно казахи и казашки подразделяли одежду на мужскую и женскую. Отдельно выделялся детский костюм. Каждая из этих разновидностей имеет свои специфические особенности и общие черты.
- все костюмы обязательно украшались вышивкой, которая являлась своеобразным оберегом;
- крой – практичный и лаконичный, подходящий для верховой езды и кочевого образа жизни;
- верхняя одежда отличалась более свободным и легким покроем;
- высокие головные уборы носили и мужчины, и женщины.
Праздничные наряды и головные уборы богато декорировались узорами, лентами, перьями птиц, золотой тесьмой и эксклюзивными ювелирными украшениями.
Женский
При пошиве женского костюма основной упор делался на удобство и простоту, так как казашки также кочевали верхом, как и представители сильного пола. Постепенно костюм девушки становился более изысканным – он состоял из платья или камзола с длинной расклешенной юбкой. В холодную пору года женщины носили халат из шерсти или меховую шубу. Образ дополнял высокий головной убор, украшенный меховой оторочкой или пухом цапли, лебедя или гагары. Женщины, как и мужчины, в обязательном порядке щедро украшали себя ювелирными украшениями. Они отличались в зависимости от территориальной принадлежности, возраста, ранга, состояния и семейного положения человека.
Мужские
Классический мужской костюм представлял собой комплект, состоящий из нескольких изделий. Чаще всего в него входили штаны-шаровары, просторная рубашка, халат, головной убор и обувь. При выборе верхней одежды бедные мужчины отдавали предпочтение платью в форме халата, более состоятельные – камзолам, изготовленным из парчи или других дорогих материалов.
Детский
Костюм ребенка практически в точности повторял одежду взрослого человека. Мальчика одевали в приталенные штаны-шаровары с клиньями из овечьей кожи, свободную рубашку, сверху – жилет с узором или камзол. В качестве головного убора для детского наряда использовалась тюбетейка. Девочка облачалась в красивое, яркое платье, поверх которого надевался жилет. В большинстве случаев маленькая казашка носила наряд, в точности повторяющий убранство взрослой девушки с единственным отличием в размере.
Как сшить костюм своими руками
Обязательным элементом традиционного казахского наряда всегда была вышивка. Чтобы декорировать убор оригинальными орнаментами, швеи использовали и используют специальные пальца, которые в зависимости от особенностей изделия бывают прямоугольными или круглыми. Также казахскими мастерицами широко используется тамбурная вышивка, которая выполняется специальным шилом с иглами и крючком.
Материалы
В период становления кочевого народа казахский наряд принято было сшивать из шерсти, кожи и меха животных – овцы, верблюда, лисы, енота. Более современное поколение Казахстана использовало для пошива одежды ткани – атлас, шелк, парчу, бархат. В большинстве случаев такие материалы применялись для праздничных костюмов.
Женский головной убор
Женские головные уборы зависели от поры года, возраста и достатка казашки. Их основное предназначение заключалось в том, что они не только защищали голову от холода и ветра, но и демонстрировали всем окружающим социальное положение женщины. Молодые девушки чаще всего носили тюбетейку – небольшая и невысокая шапка, расшитая красивыми узорами. К ее верхней части пришивалось несколько перьев белого филина, которые выступали в качестве оберега, защищающего девушку от злых сил. В зимнюю пору года наряд дополнялся высокими шапочками конусообразной формы, отороченными мехом.
Тюбетейку девушки носили до самого замужества. Во время свадьбы проводился целый ритуал по ее снятию. После торжества замужняя женщина носила саукеле – это продолжалось до рождения первенца, после чего ее наряжали в другой головной убор, который она носила до конца своих дней.
Свадебный головной убор
Свадебный головной убор казашек назывался саукеле. Он являлся наиболее дорогой и роскошной частью подвенечного наряда. В некоторых поселениях стоимость свадебного саукеле оценивалась в табун лошадей. Традиционно считалось, что чем богаче и роскошнее свадебный головной убор, тем счастливее и безоблачнее будет жизнь молодой семьи. Следует отметить, что огромная популярность саукеле сохранилась вплоть до середины 19 века. Убор представлял собой очень высокую шапочку конусоподобной формы, которая была щедро украшена перьями филина, изысканной кружевной вуалью, а также драгоценными камнями – жемчужинами, кораллами, монетами, рубинами, бирюзой, сапфирами и даже бриллиантами. Саукеле обязательно декорироровался роскошными ювелирными украшениями для висков и подбородка. Задняя часть головного убора имела одну или несколько лент, состоящих из позолоченных нитей и украшенных тесьмой. В большинстве случаев на затылочную часть саукеле наносилось изображение оберега – рыбьей головы, которая являлась символом любви, счастья и благоденствия.
После появления на свет первого ребенка женщина снимала саукеле и ей торжественно преподносился иной головной убор под названием «кимешек», который она носила до самой смерти. Он представлял собой шапку с широкими фалдами, которые прикрывают от окружающих плечи, шею, грудь и верхнюю часть спины женщины. Передняя часть головного убора украшалась необычными вышивками из бисера, жемчуга, кораллов, золотых или серебряных нитей.
Мужские головные уборы
Мужчины Казахстана на протяжении многих веков остаются верными традиционному головному убору – тюбетейке. Также достаточно популярными были шапки из меха и высокие уборы из войлока, отличительной особенностью которых были поля, загнутые вверх. Они декорировались вставками из бархата или атласа, украшались орнаментом из золотой нити. Такой головной убор назывался «айыр калпак», и его могли себе позволить только очень состоятельные люди. В холодную пору года чрезвычайно популярным был «тымак», для изготовления которого использовалась овчина. Для детских головных уборов чаще всего применялся мех лисы.
Женский наряд
Женский костюм состоял из нескольких частей. Чаще всего это был приталенный камзол с расклешенной юбкой или платье. У казашек из разных регионов практически полностью отсутствовали какие-либо различия в национальном наряде. Также ничем не отличалась одежда для работы, верховой езды, праздничных и обыденных дней. Единственное отличие заключалось в том, что костюмы для торжественных мероприятий изготавливались из дорогостоящих, качественных материалов. Их отличительной особенностью было декорирование шелковыми лентами, драгоценными камнями, меховыми оторочками. Для дополнения образа казашки широко использовали различные украшения. В большинстве случаев предпочтение отдавалось:
- кольцам;
- браслетам;
- серьгам;
- ожерельям;
- богато расшитым поясам.
Для изготовления ювелирных украшений использовались различные материалы в зависимости от финансового состояния женщины. Это могло быть золото, серебро, драгоценные, полудрагоценные камни или обычный металл.
Свадебный женский костюм
Свадебный женский наряд – это неповторимый эталон роскоши и изящности. Для изготовления платья невесты использовались только самые лучшие и дорогие ткани, декоративные элементы, ювелирные украшения. Основные особенности свадебного костюма невесты:
- представлял собой приталенное платье с роскошной, пышной юбкой;м
- для пошива использовалась органза, шелк или атлас;
- поверх платья надевался камзол, расшитый золотыми нитями;
- голову невесты украшал саукеле – убор конусоподобной формы;
- цвет мог быть алым, белоснежным, розовым, молочным или синим.
Свадебное платье алого оттенка символизировало собой роскошь молодости и радость жизни. Синий цвет наряда выбирали девушки, стремящиеся подчеркнуть свою чистоту, невинность и нежность. Саукеле богато украшался перьями, меховыми оторочками, драгоценностями, фатой или платком из органзы, парчи. Многие современные модницы задаются вопросом относительно того, как сшить саукеле самостоятельно в домашних условиях. Но столь сложную и кропотливую работу лучше всего доверить рукам профессиональных мастериц, так как свадебный головной убор является настоящим произведением искусства. Во многих состоятельных семьях именно роскошный саукеле являлся наиболее дорогой частью приданого невесты.
Мужской казахский национальный костюм
Мужской казахский национальный костюм всегда отличался простотой, лаконичностью и функциональностью. Но при этом он выглядел празднично и нарядно, его раскраска радовала яркими красками. Обязательная часть комплекта мужской одежды – широкие штаны-шаровары со специальными клиньями из овчины, оберегающими ноги казаха от натирания во время верховой езды. Они назывались шалбар. Наряд дополнял бешмет – удобный камзол из практичной ткани, защищающей от ветра и палящего солнца. Они подразделялись на летние и зимние модели. Также жители Казахстана носили шеклен – широкий пояс с красивой вышивкой, выступающей в роли оберега для своего владельца. В качестве верхней одежды бедные мужчины носили войлочные халаты с длинными полами, более состоятельные отдавали предпочтение меховым шубам.
Обувь
Мужчины, женщины и дети Казахстана отдавали свое предпочтение сапогам. Это удобная и практичная обувь, которая идеально подходила представителям кочующего народа. Мужская обувь была более простой и лаконичной. В зимнее время года мужчины обязательно заправляли штаны-шаровары в сапоги – это помогало им сберегать тепло. Женские сапоги украшались вышивками и декоративными вставками. Праздничные изделия обязательно имели небольшой каблучок и немного загнутый вверх носок. Молодые юноши часто носили обувь на достаточно высоком каблуке, который составлял не менее 7-8 см. Среди мужчин пожилого возраста были популярны мягкие и удобные изделия без каблука. Самые бедные мужчины и женщины не могли себе позволить кожаные сапоги. В их гардеробе преобладали обычные сандалии с плоской подошвы из кожи, зафиксированной на ноге при помощи специальных ремешков.
Декор
Одним из важнейших украшений мужского и женского наряда жителей Казахстана является необычный узор. Он мог быть различным. Чаще всего применялся орнамент, состоящий из геометрических фигур, анималистические или флористические принты. Некоторые костюмы казахов и казашек являли собой настоящий шедевр, так как были декорированы рисунками, представляющими собой цельную сюжетную линию. Для вышивки применялись золотистые нити люрекса, крупные бусины и мелкий бисер, цветное стекло, драгоценные камни и жемчуг.
Современные модели
Стиль современного Казахстана претерпел существенные изменения. Мужчины и женщины останавливают свой выбор на практичной и функциональной одежде модных брендов, традиционные народные костюмы можно встретить только в отдаленных поселениях. Но нация помнит и чтит свои традиции, язык и культуру. Многие казахи и казашки надевают национальный костюм на свадьбы, различные торжественные мероприятия, исполняют в них национальный танец. Не менее популярными являются и куклы в традиционной казахской одежде, которых модно выставлять на праздниках.
Традиционная одежда с ее яркими красками и неповторимыми орнаментами казахского народа остается неисчерпаемым источником вдохновения для таланта многих современных дизайнеров, которые продолжают широко использовать ее элементы в своем искусстве.
Если у вас возникли вопросы – оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Автор статьи:
Группа в VK – vk.com/akiva_content Контент маркетинг
Свежие публикации автора:
Похожие публикации
История
Казахский национальный костюм олицетворяет долгую историю развития и становления народа Казахстана. Видоизменяясь и совершенствуясь на протяжении веков, он сохранил древние традиции предков.
В формировании национального костюма казахов, особенностях его кроя, аксессуарах, стиле и видах орнамента проявляются материальная и духовная культуры нации.
Как в зеркале в нем отражаются все аспекты жизнедеятельности: непростой климат, географическое положение, экономическое состояние, социальная среда, уклад жизни, основная деятельность населения. Предмет национальной гордости казахов, он воплотил в себе национальный колорит и яркую самобытность.
Особенности
Традиционный костюм всегда отражает стиль и образ жизни своего народа, поэтому у костюма каждой национальности свои нюансы, особенности и отличия от других народов. Не стал исключением и казахский национальный костюм.
Традиционный костюм мог легко раскрыть тайну родовой принадлежности и социального статуса своего хозяина.
- Как мужская, так и женская, одежда приталенная, распашная, с запахом у всех на левый край.
- Женский наряд обильно украшался шикарными оборками и оборочками.
- На высоких шапках красовались драгоценности, перья, узорная вышивка.
- Расхождения между праздничной и будничной одеждой были минимальными: у праздничного был крой свободнее, а украшения и аксессуары объемнее.
- Минимальный спектр цветов в костюме при оптимальном количестве их оттенков.
- Одежда обязательно была украшена своего рода «логотипом» – неповторимыми оригинальными нашивками, узорами, тканьем, орнаментом в национальном стиле.
- Костюм был очень удобным и практичным, он был пригоден и для верховой езды, и для ночевки в неприютной степи, и гуляний и для труда.
- У казахов есть традиция, сохранившаяся до наших дней, – преподносить в дар богато расшитый национальным этническим узором халат – «шапан».
Ткани
Самые древние предки казахов одежду изготавливали из кожи и меха. Занявшись кочевым скотоводством, они добавили к этому скудному выбору войлок, сукно из овечьей и верблюжьей шерсти, которые научились делать сами. Эти материалы стали самыми востребованными и недорогими, так как их поставщики всегда находились под рукой.
Благодаря тому, что по территории Казахстана пролегал «шелковый путь», торговцы начали снабжать казахов хлопчатобумажными тканями, шелком, парчой, бархатом, атласом. По присутствию дорогих тканей в костюме, можно было судить о материальном положении его владельца.
Крой. Цвета. Оттенки
Казахский общенародный костюм всегда выделялся колоритными яркими цветами, как доказательство достатка и благополучия. Одежда женщин, равно как и мужчин, блистали всеми оттенками зеленого и золотого, красного и синего.
Крой одежды стандартный и довольно однообразный: приталенная одежда, расширяющаяся книзу, конусообразные головные уборы.
Разновидности
- Мужской
В состав мужского комплекта входят объемные шаровары, нательная рубаха, халат, высокий головной убор, пояс, сапоги. Особенность шаровар состоит во вставках из шкуры овцы, которые служат для защиты кожи во время езды верхом при длительных перегонах стада. Подобную функцию выполняют длинные сапоги, в которые заправляются штаны. Рубашка из хлопковых тканей по типу туники с воротником-стойкой или отложным воротничком.
Верхней одеждой для небогатой части мужского населения служил стеганый халат, сделанный верблюжьей, овечьей шерсти или замши. Зажиточные и богатые казахи носили камзолы или бешметы, для пошива которых использовались шелк, парча, тонкое сукно, бархат.
- Женский
В прошлом, когда женщины наравне с мужчинами, ездили верхом, их костюм отличался от мужского разве что наличием юбки, распахивающейся на обе стороны. В остальном комплект был тот же, но различался стилем и кроем. Позже к этому ансамблю добавился другой – платье с расклешённой юбкой.
Женский наряд устанавливался согласно возрасту. Для девочек и девушек распространенной одеждой было максимально приталенное яркое платье с несколькими рядами оборок по подолу, низу рукавов и воротнику; колоритный бархатный камзол; штаны, шапочка и пояс, расшитые и украшенные всевозможными узорами и драгоценностями.
Костюм замужней женщины отличался головным убором, а пожилой – поясом и расцветкой камзола. Если у молодых девушек камзолы разноцветные, яркие, сочные, то в камзолах зрелых женщин оттенки исключительно темных цветов. Одежда казашек насыщена красотой, богатством и роскошью.
Пестрым и жизнерадостным женский костюм делают для того, чтобы женщина выглядела ярким цветком среди скучного степного однообразия.
Свадебный наряд
Отдельного описания заслуживает свадебный наряд казахской девушки. На создание этого шедевра великолепия брались только дорогие материалы и ткани. Платье шилось из атласа, шелка, тафты, органзы. Для изготовления национального орнамента, который обязательно должен был присутствовать, в ход шли бисер, золотые шнуры и ленты.
Выбор цвета ткани на свадебное платье был далеко не случаен. Предпочтение отдавалось красному, как символу молодости и расцвету жизни, а также синему, как символу безоблачного неба, тепла, чистоты и непорочности. На платье надевался камзол, который был в тон платью и также украшался вышивкой, орнаментом, драгоценностями.
Главный атрибут свадебного наряда – феноменальный головной убор, который называется «саукеле». Он являл собой часть приданного, должен был быть дорогим и роскошным, потому что эта конусообразная шапка, декорированная огромным количеством украшений, была мерилом благосостояния невесты.
На его создание уходило много времени (иногда больше года), труда (над ним работали портные и ювелиры, кружевницы и рукодельницы), средств (на его инкрустирование шли золото, жемчуг, драгоценные камни).
Украшения и аксессуары
Обилие и роскошь украшений имеет немаловажное значение. Они присутствуют практически во всех предметах одежды. Различие видов, форм, материалов, приемов выполнения украшений могли быть отличительным признаком людей по возрасту, социальному и семейному положению, региональному признаку.
Также украшения играли роль самостоятельных составляющих, придавая костюму индивидуальность и оригинальность.
Важным фрагментом, придающим национальному ансамблю самобытность, является орнамент. Для девочки было обязательным обучение искусству вышивки. Постигая приемы вышивки тамбуром, гладью, используя для работы иглу, шило с крючком, пяльцы различной формы, они с годами становились умелыми мастерицами и рукодельницами.
Вышивали шелком, золотыми нитями, люрексом, бисером. Рисунок вышивки может быть самым разнообразным: рельефный рисунок природный узор с изображением представителей местной фауны и флоры. Иногда вышивки, нашивки, аппликации изображали целый сюжет.
Элементов декора в одежде присутствовало множество. Это были кольца, перстни, серьги, подвески, браслеты, а также накладки, пряжки, бляхи и бляшки самой разнообразной формы. В зависимости от достатка семьи для их изготовления применялись бронза и серебро, медь и золото, цветное стекло и жемчуг, кораллы и перламутр, агат и бирюза. И конечно же традиционный нюанс – это украшение наряда перьями птиц и ценными мехами.
Головные уборы
Головные уборы казахов славятся, разнообразием фасонов, множеством материалов для их изготовления и еще большим количеством аксессуаров и украшений, делающих каждый убор неповторимым.
У казахов к головным уборам издавна прививалось особое бережное отношение. Считалось недопустимым сбить с головы чью-то шапку, небрежно швырнуть или подарить свою.
Тюбетейка-это общепризнанный казахский головной убор. Носили ее дети, подростки, старики, мужчины и женщины. Шилась она из хлопчатобумажных тканей, атласа, бархата, сукна, шелка.
Летом у мужчин наиболее популярной была шляпа с полями, загнутыми наверх, сделанная из войлока. В зимнюю стужу незаменимыми считались шапки из меха овцы, детские шили из лисы. Крой шапки защищал от мороза плечи, шею.
У девушек было всего два вида головных уборов, это тюбетейка и зимняя шапка, обшитая опушкой из меха. Зато широчайший спектр цветов и великое множество украшений.
Голову замужней женщины украшала шапочка, которая надевалась на голову и закрывала верхнюю часть туловища, оставляя лишь лицо. Сверху накручивался тюрбан. Изготавливался убор из белой ткани, отделкой служили вышивка и украшения.
Обувь
На протяжении веков казахи изменяли и совершенствовали свою национальную обувь, приспосабливая ее к кочевой жизни, пока не добились оптимального результата. Обувью, отвечающей всем требованиям практичности и комфорта, стали высокие сапоги, в которых удобно ездить верхом, с широкими голенищами, в которые удобно заправлять штаны.
Она является практически одинаковой у мужчин и женщин.
Летние сапоги отличались каблуком и загнутыми носками. Обувь, как и все элементы костюма богато декорировалась, особенны женская. Сапоги молодых девушек и женщин украшались вышивкой и аппликациями. Пожилые носили сапоги без каблука. Зимой сапоги надевали на теплые войлочные чулки. Бедняки и пастухи ходили в войлочных сапогах на кожаной подошве.