Модная одежда 16 века в
16 век в Европе принес огромное множество разнообразных новинок в мировую индустрию моды. Пышность, объем, неожиданные сочетания разрезов и вырезов, декольте в мужской моде, обувь с квадратными носами и невероятная популярность разнообразных парфюмов — такой была мода 16 века в Европе. В то же время в России простота и форма одежды бояр приобрели особую эффектность и богатство декоративного украшения. Такие наряды придавали фигуре пышность и величавость.
История моды 16 века в России
Россия обладает огромными территориями. На ее просторах проживает большое количество народов с разными традициями и народными костюмами. Так, на севере страны была распространена рубаха, сарафан и кокошник, а на юге – рубаха, кичка и юбка-понева.
Но все же можно обозначить своеобразный общий среднерусский костюм. Это длинная рубаха, распашной сарафан, кокошник и плетеная обувь. Преобладал прямой крой, нижняя рубаха была длинной и достигала до подола сарафана. Мужской костюм не отличался особым разнообразием. Длинная рубаха из домотканого полотна – до середины бедра, иногда до колен, и порты – узкие, плотно облегающие ноги, из полосатого холста. Карманов не было, а верх штанов подвязывался шнурком или веревкой. Надо заметить, что женская мода 16 века в России – это практически отсутствие различий в стиле одежды крестьян и знати.
История моды 16 века в Европе
В первую очередь стоит сказать, что это эпоха Ренессанса. Парфюмы полностью заменили гигиенические процедуры, как следствие строгих церковных предписаний и запрета на использование бань.
Во Франции пышные рукава камзолов декорируют разрезами, а мужские рубашки и блузы шьются с декольте. С 1540-го года испанская чопорность покорила Европу. Высокие вороты, наглухо застегнутые блузы, у мужчин – шпаги на боку. Только Венеция осталась своенравной: пышные платья, белокурые волосы и невероятная обувь, увеличивающая рост барышень на 30 сантиметров.
Как видите, женская мода 16 века достаточно разнообразная, яркая, и даже где-то достаточно неожиданная.
Статьи по теме:
![]() Национальная одежда России невероятно разнообразна и чрезвычайно богата различными вышивками. И в этом нет ничего удивительно, ведь Россия-матушка всегда была многонациональным государством, где в мире уживалось огромное количество народностей со своей культурой и традициями. | Немецкий национальный костюм, как, впрочем, и любой другой, в определенном смысле отображает культурное развитие и традиции германского народа. Конечно, он развивался и под воздействием других культур, что, несомненно, лишь обогатило национальный костюм. |
![]() Народный костюм как один из базовых элементов национальной культуры является отражением многих аспектов жизни людей — быта, традиций, обрядов. Вместе с тем он развивался и под влиянием других культур, о чем также не стоит забывать. | ![]() Можно со стопроцентной уверенностью заявить, что если бы не Коко Шанель, то современной моды в том ее виде, к которому мы привыкли, тоже не существовало. Ибо она достаточно долгое время была одним из законодателей европейской моды, от чего последняя, без сомнений, только выиграла. |
Частенько люди неважно себе представляют во что одевались наши предки во времена Ивана Грозного. Давайте рассмотрим этот вопрос.
Епанча
Епанча это как плащ у мушкетера, только наше русское
Епанча – широкий просторный плащ. Обычно без рукавов. Часто с капюшоном. Женская епанча обычно была короче мужской. Материал сукно. Могла быть, как дороже, так и дешевле по качеству материала и отделки.
Рубаха, порты, юбки и сарафаны
Сарафаны до сих пор в ходу в глубинке.
Основой мужского костюма были порты, или штаны. Чаще всего заправлялись в обувь и держались на шнурке. Зимой носили порты на меху, в остальное время знатные люди надевали две пары, причем верхние обычно были сшиты из сукна или из шелка.
Еще один обязательный предмет гардероба – рубаха. Дворяне носили ее в качестве нижней одежды, в то время как люди из народа надевали ее на улицу без зипуна (верхняя одежда) или кафтана. Обычно у рубахи имелся разрез – у ворота, спереди или сбоку. На шее прикреплялся воротник-“ожерелье”, а на кисти рук – “запястье”. Эти детали обычно были сделаны из дорогой ткани, расшиты и украшены. Рубаху было принято носить навыпуск – молодые люди подпоясывали ее на талии, а взрослые – чуть ниже, делая напуск над поясом.
Женщины вместо портов могли носить юбки. Часто поверх юбки и рубахи надевали сарафан.
Верхняя одежда
Зипун
Зипун одежда крестьянина
Зипун (полукафтан) — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами. Зипун мог быть с большим запахом, без пуговиц и фиксировался ремнем.
Кафтан
Кафтан как он есть
Существовало несколько разновидностей кафтана, общей оставалась лишь длина – ниже колена. Чаще всего встречалась длинная не приталенная модель, которая также застегивалась встык. На верхней части такого кафтана обычно было от шести до восьми петлиц, рукава были длинными, а к горловине крепился стоячий воротник – Козырь, обильно украшенный вышивкой и камнями. Для дома существовал специальный домашний кафтан – длинный, с небольшим запахом, застегивавшийся на деревянные, металлические, а в богатых домах и на золотые пуговицы. Рукава у него также были длинными, часто их приходилось закатывать.
Еще один кафтан
Более удобным был кафтан с узкими рукавами до локтя, сшитый по фигуре – становой (от слова “стан”). Существовал также специальный кафтан для верховой езды – чуга, – для удобства у этой одежды были разрезы по бокам и короткие рукава.
Поверх кафтана могли одеваться Ферязь, Охабень или Платно.
Охабни, как и опашни, ферязи, свиты, сукни, однорядки, относились к верхней длиннополой одежде, которую охотно носили лишь до второй половины XVII в. Если говорить более конкретно, то охабень (от охабити — ‘обнять, охватить’) — это легкая верхняя распашная, длинная, до каблуков, одежда, с прорехами под рукавами, с четвероугольным откидным или стоячим воротником. Застегивалась на пуговицы. Носили ее поверх кафтанов.
Охабень боярыни
Одна из распространенных долгополых одежд простого люда имела название однорядка — по количеству слоев ткани. Она не запахивалась и по сути была разновидностью современного плаща. Это было общесословное платье для мужчин и женщин. Без ворота, в отличие от охабня, с пуговицами или завязками. Под длинными рукавами были прорехи для рук. Надевалась поверх зипуна или кафтана.
Зимняя верхняя одежда типа дубленки называлась кожух. Шубы тоже вполне себе были.
Душегрея до сих пор носится женщинами
Женская одежда была точно такой же как и мужская. Только вместо портов женщины носили юбки или сарафаны. Охабни и однорядки вполне себе были и женскими. Была тем не менее у женщин и одна особая фишка – короткие куртки до пояса. Названия были самыми разными. Это были холодники, ватошники, монарки, стуколки, душегреи примерно одинакового покроя: длиной до середины бедер, в талию, с прямым или отложным воротником и с большим количеством боров сзади. Шили эту одежду из домотканого сукна, красного штофа, сатина, отделывали бархатом, галунами.
Головные уборы
Русские шапки
Мужчины носили валяные шапки-колпаки (суконные, войлочные). Считается, что этот головной убор близок к древним скифским и сарматским. Валяная шапка (она же валенка, яломок, чепепенник, грешневик или гречушник — потому что были похожи на пирог с гречневой кашей) — из войлока, полусферической, цилиндрической, конусообразной формы, с высоко загнутыми полями носилась во многих областях.
Колпаки были распространены и среди простого люда, и среди знати. Но богатые горожане одевались более затейливо. Дома на голове носили тафью — маленькую круглую шапочку, закрывающую макушку.
Невысокий колпак с отворотами назывался мурмолка.
Четырехугольная шапка — распространенный мужской головной убор в допетровское время. Еще одна шапка — горлатная — занимала почетное место в гардеробе князей и бояр. Горлатные шапки — название идет оттого, что их шили из горлышек куницы, черно-бурой лисы или соболя. Шапка эта представляла собой высокий (в локоть), расширяющийся цилиндр, верх был из бархата или парчи. Колпак суживался кверху, горлатная шапка — расширялась. Надевали ее на тафью и колпак. А часто и не надевали, просто держали на сгибе левой руки.
Простолюдины и крестьяне шили летние шапки и из холста — просто в виде полусферы. Зимой же носили овчинные шапки, малахаи или ушанки. Малахай (родом из калмыцких степей) — шапка на меху с длинными наушниками, закрывал от холода практически всю голову.
Шляпа для Максима Горького из 16 века
Носили летом и вполне современные шляпы с полями из соломы или еловых корней.
Слева коруна. Это аналог свадебного венца.
Женские головные уборы, такие как коруна и кокшник носили в особых торжественных случаях.
Обувь
Обувь делали из лыка и кожи.
Обувь из лыка.
Наиболее архаичный вид обуви, бытовавшей в Древней Руси, лапти, плетенные из лыка липы, березы и других пород деревьев. Лапти могли быть открытыми и закрытыми. Крепились лапти с помощью длинных завязок – оборы, – пропущенных через борта лаптей и обматываемых вокруг ног. Обувь из лыка носили поверх чулок, носков, нога-виц и обмоток. Массовой и знаковой для руси обувью лапти стали только в 18 веке, но тем не менее известны издревле.
Обувь из кожи.
Поршни – низкая обувь, похожая на лапти. Из единого куска кожи. Крепилась к ноге веревочками, как и лапти. Башмаки тоже делались из мягкой кожи и у ни были высокие бортики.
Сапоги и полусапожки – обувь с голенищем и подошвой
Туфли – обувь с низкими бортиками, доходившими до щиколотки. Туфли уже могли быть с каблуком и верхом из жесткой кожи. Были похожи на ботинки.Часте
Общая история
XVI век в истории человечества знаменит, прежде всего, эпохой Возрождения. После долгого Средневековья, характеризовавшего отсутствием просвещения и подавлением всего, что связано с проявлением физической стороны человеческого бытия, наступило время расцвета культуры и искусств.
Причиной этого стал, разумеется, технический прогресс. Усовершенствовались орудия труда, способы ведения сельского хозяйства, строительства и других сфер жизни. В результате существование людей стало проще, аскетические взгляды постепенно утратили свою актуальность, и в итоге было снято табу на всё плотское.
В скульптуре и живописи появилась обнажённая натура и эротические сюжеты, связанные в основном с античной литературой и мифологией. В одежде люди стали стараться выделить и подчеркнуть те самые гендерные различия между мужчиной и женщиной. Женский и мужской костюм стал сексуальнее, если выражаться современным языком.
Немецкий писатель и монах Томас Мюрнер так характеризовал всё происходящее в тот период:
«Женщины совершенно забыли стыд. Так пали низко нравы. В наготе они полагают теперь красоту. Вся их спина видна, и они мастерски умеют показывать грудь, подпёртую корсетом. Чтобы она не задохнулась в платье, они обнажают половину её, так думают они привлечь глупцов».
Понятно, что и мужчинам доставалось от поборников нравственности. Конечно, требования были не такие строгие как к дамам, но тем не менее модники возрождения то и дело ловили не себе косые взгляды клериков и консерваторов.
История мужского костюма и моды XVI века
Основной мужского костюма эпохи Возрождения был кафтан и его производные. В основном их было два вида. Широкий распашной со стоячим воротником, какой можно часто увидеть на портретах испанских грандов, или же сплошной кафтан с квадратным вырезом, который тоже часто присутствует на средневековых портретах. Рукава кафтана у плечей были в виде буф или же широкими и прямыми. Делалось это как раз с целью подчеркнуть ширину мужских плеч, что в то время очень привлекало дам. Это сейчас в моде стало субтильное бесполое нечто, лишь по недоразумению называющееся мужчиной, а в мужественный период царствования Франциска 1 женщины западали совсем на другие типажи.
Те, кто побогаче расшивали кафтан золотом или обычной вышивкой. Под кафтаном же было принято носить белую вышитую рубашку со шнуровкой, которая собиралась вверх в изящные складки.
Что же касается штанов, то обычно мужчины надевали прообразы бриджей с чулками. Постепенно поколенные штаны становились всё пышнее и пышнее (как ты понимаешь, мужские бёдра всегда были привлекательной для женщин частью тела) и в конце концов достигли несколько гротескных форм. На гравюрах того времени можно увидеть, например, ландскнехтов в пышных шарообразных панталонах, да ещё и невообразимо пёстрой расцветки. Чулки же чаще всего делались из шерсти. Ну а если ты богатый гламурный графский или купеческий сын, то можно было себе позволить шелковые.
В холодную погоду или на самые торжественные случаи мужчине полагался сверху плащ или верхний кафтан с ещё более пышными рукавами. Высшая знать украшала накидные кафтаны воротником из ценных мехов. Кстати, мех в те времена был твёрдой валютой, наравне с золотом, серебром и пряностями.
Причёски условно делились на два вида. Дворянство, особенно французское, неохотно расставалось с длинными волосами (наследием славного рыцарства). Мужчины, обладавшие пышными шевелюрами, делали завивки и не чурались украшать волосы бантами и лентами. За облысение можно было особенно не переживать, до 35-40 лет доживало не так уж и много модников. Шанс дворянина (как ты понимаешь, говоря о модниках 16 века, мы говорим не о простолюдинах) погибнуть на войне, дуэли или от простуды был очень высок.
Испания правда пошла своим путём. В этой стране и её сателлитах в моду у мужчин вошла короткая стрижка, к которой отпускались различные варианты бород, усов и их компиляций.
Одним из немногих атрибутов, объединяющих все костюмы XVI века, по крайней мере, западной Европы – это несомненно, шпага, которая пришла на смену мечу, и которая стала частью официального костюма.
Вообще, следует заметить, что о глобализации тогда никто слышать не слышал, и в каждой стране в одежде был свой национальный колорит. Иностранца всегда можно было заметить, прежде всего, по одежде. Достаточно вспомнить картину Иванова «Немец», где иностранный гражданин идёт по русскому городу XVI века в традиционном европейском одеянии того времени, и, мягко говоря, подвергается насмешкам. Испанца, англичанина, русского, итальянца и любого другого можно было опознать именно по одежде.
Венецианский костюм
К XVI веку Италия окончательно растеряла своё былое могущество, доставшееся ей со времён Римской Империи. Под влиянием Франции и Испании, она развалилась на несколько государств и , разумеется, это сказалось и на национальном костюме. Если в начале XV века итальянский костюм был законодателем мод, то к расцвету Возрождения это лидерство было потеряно и попало под влияние испанской моды.
Однако Венеция, бывшая тогда одним из сильнейших и богатейших европейских государств, долгое время сохраняла свою итальянскую самобытность, в том числе и в сфере моды.
Венецианцы того времени носили облегающие камзолы ярких цветов: синий, пурпурный, красный, зеленый и даже розовый с воротником или с капюшоном. Рукава максимально пышные и буфчатые у плеч и тонкие снизу, с вышитыми кружевом манжетами. Пуговицы, желательно, позолоченные или медные, начищенные до солнечного сияния.
Характерным признаком венецианского костюма был золочёный пояс с обязательной сумкой и кинжалом. Головы венецианцев украшали, чаще всего, бархатные береты с пером. Или шляпы с поднятыми вверх полями.
Но, самым ярким признаком, по которому можно было определить венецианский мужской костюм – это одноногое или разное трико. Да. Мы не оговорились. По венецианскому обычаю одна нога оставалась или голая или штанины трико были разных цветов.
Некоторые модники носили подобие гульфика в виде мешка, которые пристёгивался к бёдрам.
Испанский костюм
Многие знают, что Испания в XVI веке стала законодательницей моды. Случилось это благодаря, в первую очередь, грабежу колоний в Новом Свете. Испания превратилась супердержаву, под властью которой находилась добрая половина Европы. Следует заметить, что в несмотря на смелые тенденции Возрождения, Испания продолжала оставаться страной с весьма жёсткими католическими рамками, что отразилось и в мужском костюме. Испанский костюм был строгим по сравнению с пёстростью венецианского или изяществом и пышностью французского.
Итак, испанский дворянин чаще всего выглядел так: рубашка, штаны-чулки похожие на рейтузы, на которые надевались бриджи «грегескос», делавшиеся максимально пышными на бёдрах. На рубашку надевался узкий жилет, а сверху полагался хубон – куртка с облегающим лифом и стоячим воротником.
Весьма любопытным было использование перчаток. Их не столько надевали на руки, сколько носили в руках, как аксессуар. Наличие перчаток указывало на важность происхождения и достаток.
Как мы сказали выше – испанский костюм характеризовали более суровые штрихи, чем у других европейских национальностей, и в итоге это привело к появлению элементов рыцарской брони в костюме испанских мужчин. Испанский образ того времени на картинах – суровый воин с кроткой стрижкой, в латах. В некоторых костюмах даже существовал каркас, который полностью скрывал формы тела.
Что же касается знаменитого испанского воротника, то с ним история такая. Ранее упоминавшийся хубон, с течением времени стал основной одеждой испанцев. Для пышности его набивали ватой, соломой или пухом. Стоячий воротник хубона с годами становился всё выше и выше, по краям стали появляться рюши, которые, также увеличиваясь, в итоге превратились в тот самый гофрированный воротник, который закрывал шею владельца до самого подбородка.
Кроме того, испанская знать использовала широкий и длинный плащ с капюшоном «фиельтро».
Французский костюм
В XVI веке Франция была противовесом Испании как в геополитике того времени, так и в модных тенденциях. Мужской французский костюм того времени – это смесь дорогих тканей, роскоши и куртуазности.
Обилие разных нарядов и костюмов были признаком светскости человека и его благосостояния. Появление в обществе в одном и том же костюме несколько раз подряд было из разряда непристойного поведения.
Наряды украшались вышивкой, серебряными и золотыми галунами, рюшем и кружевами.
Основным элементом французского костюма был пурпуэн. Это узкая куртка с узкими длинными рукавами, украшенная вышивкой и драгоценными камнями. Чаще всего он делался с широким вырезом из-под которого должен был торчать воротник рубашки c пышным воротником. К пурпуэну полагалась съёмная оборка, пришедшая от рыцарской кольчуги.
Французская мода того времени подразумевала ношение коротких широких штанов со шнуром внизу и трикотажных чулок, что являлось в то время новейшей теологией.
Серьёзное влияние на французский костюм оказали религиозные войны католиков и гугенотов, разразившиеся во второй половине XVI века.
Гугеноты стремились к аскетизму и простоте в одежде. Дворяне-гугеноты носили костюмы преимущественно тёмных оттенков и скромных тканей, верные же католичеству аристократы довели пышность и вычурность своего костюма до того что он стал напоминать женский!
Штаны набивались пухом и ватой до такой степени, что мужские бёдра становились похожими на женские. Колет приобрёл до того странную форму , что стал напоминать лиф женского платья, а стёганные набитые ватой чулки придавали мужским ногам женственность.
И только во времена короля Генриха IV весь этот карнавал вновь стал приобретать более естественные для мужчин очертания. Он ограничил пышность и вычурность придворного костюма, что повлекло за собой и изменение мужской моды в целом в сторону большего аскетизма.
Если статья понравилась тебе, ставь свой средневековый палец вверх и шли гонца, чтобы поделиться ею со своими друзьями.