Модная одежда начало 20 века
Женская мода заката “Прекрасной эпохи” (1908-1914) отличалась от предшествующего периода новым силуэтом с завышенной талией и прямой юбкой. Жанна Пакен в 1905 году создала коллекцию, в которой были представлены платья с завышенной талией, в 1906 году – появляется её коллекция в японском стиле. В 1907 году Поль Пуаре выпустил коллекцию, названную «Платья 1811» или «Платья Директории»… Платья “неогрек” прочно вошли в моду.
В предвоенные годы одежда расцвела новыми красками, чему сильно способствовала выставка фовистов в 1905 году и “Русские сезоны” С. Дягилева в Париже. Выступления, восторженно принятые французской публикой, впечатляли не только балетом, но и удивительными декорациями и костюмами танцовщиков, над которыми работали художники Леон Бакст, Александр Бенуа и Николай Рерих. Поль Пуаре как главный модельер десятилетия первым откликнулся на новое увлечение публики.
Ориентализм с его живыми красками и богатым декором становится новым модным течением начала 1910-х годов.
Вдохновленный восточной тематикой, Поль Пуаре создавал платья-халаты и расшитые туники, которые женщины носили с созданными им же длинными широкими брюками-шароварами. При работе Пуаре использовал эскизы Леона Бакста. Так в моду вошли отороченные мехом платья, пальто, меховые шапки и муфты.
К первому десятилетию XX века относится еще одно «изобретение» Поля Пуаре – знаменитая «хромающая» юбка. Созданная в 1910 году, она получила свое прозвище из-за очень узкого силуэта, заставлявшего женщин передвигаться мелкими шажками. Стянутая манжетой, юбка была неудобна. В моду такая непрактичная модель вошла благодаря актрисе Цецилии Сорель. «Хромающую» юбку Поль Пуаре придумал именно по ее просьбе, а светские дамы, пристально следившие за столичными знаменитостями, не захотели упускать новинку.
В 1913 году в Европе начались выступления эмансипанток, которые протестовали против сковывающей движения одежды, настаивая на появлении простых по крою и удобных моделей. В это же время наблюдалось пока незначительное, но ощутимое влияние спорта на повседневную моду. Начали исчезать обильные нашивки и украшения, сложные аппликации и детали, украшавшие одежду. Женщины позволили себе обнажить руки и ноги. В целом, крой одежды стал гораздо более свободным, в моду вошли рубахи и рубашки-платья.
Все эти тенденции были характерны для повседневной одежды, в то время как нарядные модели все еще были выдержаны в стиле 1910-х годов. В свете по-прежнему были популярны платья с завышенной талией с элементами восточного стиля, модели с узким лифом и широкой юбкой с оборками. В моду вошла юбка-панье, название которой переводится с французского, как “корзина”. Модель отличалась бочкообразным силуэтом – бедра были широкими, но спереди и сзади юбка была плоской. Словом, наряды для выхода отличались большей элегантностью и консерватизмом, а некоторые модельеры стремились сохранить тенденции, наблюдавшиеся в моде 1900-х годов.
Мода на танго, пришедшая из Южной Америки, привела к созданию юбок “танго” с разрезом спереди и туфель “танго” со шнуровкой. В 1910-е годы на моду начинает влиять кино-индустрия, появляются звёзды немого кино и их многочисленные поклонники и подражатели.
—————————————————————
Нижнее бельё.
В начале ХХ столетия был популярен “s” -образный силуэт женской фигуры, который достигался при помощи специального корсета. Платья в стиле “неогрек” с завышенной талией и прямой юбкой, вошедшие в моду после 1907 года требовали другой фигуры, прямой и стройной. Для достижения нового идеала был создан новый корсет, эластичный, но очень длинный, а иногда – даже тесный в бёдрах, такой, что сидеть в нём было затруднительно. В 1911 году появляются первые пояса из эластичной ткани.
———————————————————————-
Платья повседневные и вечерние.
После 1907 года большую популярность завоёвывают цельнокроенные платья. Вырезы на вечерних нардах были глубокими; квадратные, круглые или v-образные, иногда они смягчались воротниками “берта” или фишю. К 1910 году юбки стали прямыми и узкими, стала появляться линия туники.
————————————————————————-
Костюмы и верхняя одежда.
Английские костюмы, состоящие из пиджака или жакета и юбки стали важным элементом в гардеробе каждой женщины. С появлением прямых юбок пиджаки стали длиннее, они могли быть однобортными или двубортными, часто в моделях присутствовала асимметрия, как и в верхней одежде.
—————————————————————————-
Свадебная мода.
——————————————————————————
Траур.
—————————————————————————–
Одежда для спорта и активного отдыха.
————————————————————————–
Головные уборы.
———————————————————————————
Обувь.
Аксессуары.
Гребни для волос.
Сумочки.
Зонтики.
Дж. Нанн. История костюма 1200-2000.
https://news.mail.ru/culture/8505239/
https://www.wmj.ru/moda/istoriya-mody/istoriya-mody-xx-veka-1910-e-gody
https://weekend.ria.ru/lifestyle/20120407/606584454.html
Прошлое столетие было самым красочным и ярким, таким, что до сих пор дизайнеры и дома моды вдохновляются коллекциями прошлого для создания новых. Все, что мы носим сейчас, пришло к нам из моды 20-ого века. Вот сидите вы сейчас дома, читаете эту статью и даже не подозреваете о том, что ваши яркие лосины пришли в моду из 80-х, впервые футболку создали в Америке в 40-х, а фривольный молодежный стиль появился в 60-х годах.
Первый период, мода начала 20 века: 20-е – 30-е годы
Эмансипация оказала большое влияние на одежду людей того времени. Женская мода в начале 20 века – это воплощение стиля модерн и «прекрасной эпохи». Образ женщины нес нечто неземное, казалось будто каждой особе были чуждой земные проблемы, рутина, быт и любая физическая работа. Отличительными особенностями моды были:
- мужские костюмы на девушках;
- применение косого кроя, который делал фигуру идеальной;
- некая вульгарность, вычурность, которая четко прослеживалась в нарядах.
- самым ярким законодателем женской моды начала 20 века стала легендарная Марлен Дитрих – настоящая икона стиля.
Второй период, 30-е – 40-е годы
Вторая мировая война внесла свои коррективы не только в жизнь людей, но и оказала влияние на моду и стиль. Отличительные особенности того времени:
- простота, которая сменила вульгарность;
- удобство и комфорт;
- на смену изысканности и роскоши пришли простые решения, например: колье с легкостью заменяли на элегантные платочки; чулкам предпочитали гольфы.
В этот период вступило ограничение по использованию тканей для изготовления одежды. Была серьезная нехватка тканей и haute couture в Париже были вынуждены несколько снизить активность. Представьте, даже шпильки для волос исчезли из продажи – женщинам даже нечем было заколоть волосы.
Единственная радость того времени – шляпки. Дело в том, что ограничения не коснулись материалов для аксессуаров, потому на пике популярности оказались шляпы и тюрбаны довольно смелого дизайна. Шляпы помогали дамам выделиться и проявить индивидуальность, а также отлично скрывали неприбранные волосы и добавляли одежде элегантности.
Третий период, 40-е – 50-е
Мир был полон надежд на светлое будущее. Эталоном красоты стали девушки с тонкой талией и выделяющимся бюстом. Основные особенности того времени:
- подчеркнутое декольте;
- облегающие талию наряды;
- высокие шпильки;
- украшение одежды стразами и узорами.
Кристиан Диор стал наиболее яркой личностью того времени, он сумел вернуть женщинам их изысканность и чувственность, подарил миру новый стиль и новое видение женского образа.
Период четвертый, 60-е годы
История моды 20 века особо выделяет этот период. За это десятилетие происходит настоящая культурная революция. Основными особенностями 60-х стали:
- Новое явление – молодежная мода. Теперь в качестве основы для коллекций дизайнеры использовали идеи, которые черпали прямо на улицах.
- Мини. Мэри Куант произвел настоящий фурор. Именно ему модницы благодарны за стильные платья, которые идеально подчеркивают длинные ноги. Немногим позднее Пьер Карден внес свою деталь в данный образ – высокие сапоги.
- Руди Гернрайрх – легендарный дизайнер, благодаря которому появился стиль «Унисекс», купальники без верха. Еще одно его достижение – модели, которые демонстрировали прозрачные блузки без бюстгальтера.
- Хиппи. В конце 60-х это течение стремительно набирало обороты. Яркие цвета, комфортная одежда, удобство и свобода.
Период пятый, 70-е годы
В семидесятых мода в 20 веке полностью переворачивается. Молодежная экзотика сменяется итальянской женственностью и оригинальностью. Основные отличия того времени:
- сдержанность в одежде;
- успешные сочетания комплектов: юбок и блузок, пиджаков и брюк;
- стиль «Диско»: оригинальные массивные украшения, яркий макияж, сумасшедшие цвета в одежде.
Конец 20 века: мода 80-е годы
В 2013 и 2014 годах этот уже ретро-стиль копируют многие дизайнеры. Образы молодой певицы Мадонны вновь популярны, и молодежь вновь выбирают ее иконой стиля.
- в это время популярными стали слепящие оттенки;
- стильными были признаны слегка «мешковатые», свободные наряды;
- многие женщины выражали в своей одежде агрессивную сексуальность;
- все увлекаются аэробикой и повсеместно носят яркие боди и лосины;
- необычайно яркий макияж и химическая завивка;
- кроссовки на платформе, туфли с острым носом и ботфорты.
Этот период стал одним из самых веселых и даже можно сказать сумасшедших.
Законодатель моды
Самой значительной фигурой ХХ века признана Коко Шанель. Именно благодаря ей удалось внедрить в женский гардероб строгие мужские брюки. От ее дизайнерских разработок отталкивались все известные личности мира моды ХХ века, а ее «маленькое черное платье» не потеряет своей актуальности никогда.
Запишитесь на онлайн-курсы стилистов и узнайте все о моде и стиле.
Каждое время для истории оставляет свои приметы и свое наследие, со своей особой ценностью. Думая о моде, о моде мировой и европейской , убеждаешься в том, что в становлении Моды, как таковой, огромную роль сыграла история русской народный одежды.
В отличии от Европы, предпочитавшей блеклые, приглушенные тона в одежде, в России были популярны насыщенные глубокие тона малинового, лиливого, всех оттенков красного.
Так захотелось окунуться в эпоху создания русского стиля, создать коллекцию валяных шляп в стилизованном “Russian style”. И в одну ночь Боженька озарил меня, вспомнились кокошники треугольные, напоминающие полумесяц, шишаки(однорогие конусы с северных районов России), двурогие с южных районов, столбунцы, и многое другое. Идея родилась сразу: шляпы в виде кокошника с фрагментами павлово -пасадских платков, красочных, ярких.
И начинаю читать-читать…Вот она история русской моды ХIX-XX веков. Неимоверно интересно, не устаешь читать и восхищаться творчеством знаменитых русских законодателей моды..
Захотелось поделиться хоть какой-то частью прочитанного материала от моего любимого Александра Васильева, апологета российской моды и других источников о моде.
Буду очень рада, если эта публикация подвигнет, хоть немногих вспомнить о нашей русской моде, о русском костюме и поможет в творчестве.
Порой присутствует интересный временной парадокс. Пока в России мода целенаправленно искоренялась и была лишена всяких возможностей развития, весь мир в 1920-е гг. переживал бум русского стиля. Русский стиль бурно развивался, но шел не из России, а, наоборот, с Запада. В первую очередь это связано с массовой русской эмиграцией, которая принесла на Запад свои традиции, элементы костюма и мастерство их изготовления.
![]() |
Фото. Париж, 1922 г. Зимние пальто в русском стиле домов “Уорт”, “Шанель”, “Женни”. Рисунок из французского журнала “Искусство и мода”. |
Русский стиль в одежде выражался, в первую очередь, в косой застежке, а также в вышивках и отделках, имитировавших русский народный орнамент. Вообще русский костюм и, в особенности, головной убор в виде кокошника, вызывал большой интерес. 1920-е гг. стали триумфом головных уборов на основе кокошника. После 1920-го г. в моду входят головной убор ярко-красного цвета, напоминающий по форме кокошник; трикотаж с вышивкой или вывязанным жаккардом в стиле русского орнамента. Еще одной новинкой 1920-х гг. стали платья, расписанные анилиновыми красителями по шелку в стиле русского лубка. Вошедший в большую моду воротник-стойка так и назывался – “боярский воротник”. В верхней одежде русский стиль проявился в популярности длинных объемных пальто, обильно декорированных мехом, вышивкой и т.п.
На волне успеха русской темы в Европе стали открываться ателье и мастерские, работавшие исключительно в русском стиле, которые назывались увруарами (артелями) русских женщин. А после успеха этих ателье стали открываться и первые дома моды, работавшие только в русском фольклорном стиле. Например, дом русской моды “Поль Каре” открыла в Лондоне, а затем и в Париже княгиня Лобанова-Ростовская.
![]() |
Фото. Париж, 1925 г. “Прелестные вышивки Китмира”. Рисунок из журнала “Жардан де мод”. |
Русской прерогативой на Западе стала очень модная в тот период вышивка бисером. Крупнейшим домом русской моды, открывшимся в Париже, был дом “Итеб” – сегодня в том помещении, где располагался этот дом, находится известная косметическая фирма Л’Ореаль. Ирина и Феликс Юсуповы открыли в Париже модный дом “Ирфе”. Дом русской вышивки “Китмир”, славившийся высочайшим качеством работы, был основан княгиней Романовой, племянницей последнего российского императора. Например, все вещи Шанель в 1920-е гг. вышивались именно в доме “Китмир”. Сейчас трудно подсчитать точно, сколько всего русских домов моды было открыто на Западе, но, например, только в Париже их было более 20-ти.
Говоря о русских дизайнерах, оказавших заметное влияние на эстетику этого времени, нельзя не упомянуть имени Сони Делоне. Будучи по происхождению еврейкой из Полтавы, она вышла замуж за французского художника Делоне, принадлежавшего к авангардному направлению. Во Франции Соня Делоне стала исключительно популярным иллюстратором моды и создателем дизайнов текстиля. Ей принадлежит заслуга разработки в текстиле абстрактно-конструктивистской темы, инспирированной творчеством Малевича и Кандинского.
![]() |
США. 1925 г. Обложка журнала “Вог” с рекламой “оптического платья” от Сони Делоне. |
Первым западным модельером после Поля Пуаре, ставшим использовать русскую тему в своем творчестве, была француженка Жанна Ланвен. В сезоне 1922 – 1923 гг. она создала коллекцию рубашек и блузок на русскую тему. Сам Поль Пуаре также продолжал разрабатывать русскую тему и в 1920-е гг. Влияния русского стиля не избежал и дом Ворта, основоположника высокой моды – в коллекциях этих лет, например, присутствуют головные уборы, совершенно явственно навеянные формой русского кокошника. Кокошники стали распространенным аксессуаром вечерних костюмов.
Стилизванный русский костюм часто выбирали себе эстрадные актрисы для выступлений. Успех русского стиля был настолько грандиозен, что даже английская королева Мэри выходила замуж в кокошнике и платье прямого покроя, т.к. эта тема “Царевна-лебедь” была очень актуальной.
В 1920-е г. происходит очень существенное для всего женского силуэта событие – в обиход входит лифчик. После того, как корсеты ушли в небытие вместе с Первой мировой войной, был непродолжительный период, когда грудь ничем не поддерживалась, который и окончился в 1920-е гг. распространением лифчиков.
![]() |
Фото, 1926 г. Модели дома “Итеб”. Рисунки из журнала “Пари-элегант”. |
Впервые лифчик был запатентован в 1903 г. под названием “бюстодержатель”, но в тот момент не получил признания и распространения, поскольку тогда носили корсеты, и он попросту не был нужен. Впервые лифчики реально используются в 1910 г. в костюмах Бакста к постановке “Шехерезады”.
Таким образом, лифчик является еще одним русским изобретением, которое стало неотъемлемой частью жизни во всех странах мира. Лифчики той поры были мягкими, они никогда не поднимали грудь, а только поддерживали ее. Тогда в моде была женская фигура без особо женственных форм. Пышная грудь не была актуальной, идеалом красоты того времени считалась женская фигура “ле гарсон”, т.е. мальчикоподобная.
1920-е гг. были периодом очень большого успеха русских актрис в Голливуде – пока кино было немым, определяющими были внешние данные и актерский талант, а акцент не имел никакого значения.
Благодаря представительницам русской эмиграции в мире радикально изменилось представление о манекенщицах и та роль, которую они играют в мире моды и в обществе в целом. До этого момента быть манекенщицей считалось занятием сомнительным, едва ли не неприличным.
![]() |
Фото 1934 г. Нина Твердая, манекенщица дома “Арданс” и одна из финалисток конкурса “Мисс Россия” в 1930 г. в Париже, в черном платье из джерси. |
Русские эмигрантки, блестящие светские красавицы и представительницы аристократических семей, которые вынуждены были зарабатывать на жизнь, стали первыми топ-моделями домов Ланвен, Шанель, Пуаре и др. Публика была поражена их элегантностью, рафинированностью, знанием языков и аристократизмом. Они подняли представление о манекенщицах на совершенно новую высоту и сделали роль модели очень значительной, каковой она и продолжает оставаться по сей день.
Именно с 1920-х гг. быть моделью стало престижно и модно, и именно русские подарили миру эту профессию в ее современном качестве. Русские красавицы имели грандиозный успех в мире. Начиная с 1928-го года, в Париже был организован конкурс “Мисс Россия”. В том же 1928 г. титул “Мисс Нью-Йорк” получила русская красавица Валентина Кашубо, бывшая дягилевская балерина. На конкурсах красоты, проходивших в эти годы в Берлине, Гамбурге, Лондоне и других городах, очень часто победительницами становились русские красавицы.
![]() |
Петроград, 1918 г. Чета революционеров в верхней одежде. Супруга в черной кожанке, ее муж в двубортном шерстяном пальто и фуражке. |
После революции 1917 г. и по окончании Гражданской войны были предприняты многочисленные попытки создания советского стиля в моде. В частности, в 1919 г. в Москве, новой столице Советской России, были созданы мастерские так называемой прозодежды, т.е. одежды для производства и повседневной носки. Что такое советский стиль и как именно должна выглядеть одежда нового советского человека, никто толком не знал.
Основной проект сводился к идее переодевания всего населения страны в униформу, состоящую из жакета и прямой юбки для женщин и брюк и жакета для мужчин. Этот вариант серьезно обсуждался, и в 1921 г. даже была попытка его осуществления, но воплощению его в жизнь помешало то обстоятельство, что на складах не обнаружилось необходимого для переодевания всей страны количества темно-синей ткани.
После 1949 г. в дружественном Китае подобный проект все-таки был воплощен в жизнь, поскольку ничто не могло наглядней продемонстрировать идею всеобщего равенства всех людей – равенства имущественного, социального, интеллектуального и любого другого.
![]() |
Фотография С.Кузнецова, Москва, 1927 г. Модница эпохи нэпа Галина Ростовцева в коротком летнем платье нового прямого силуэта. |
С какими бы то ни было проявлениями индивидуализма советское правительство вело беспощадную борьбу. Однако во все времена оставались люди, стремившиеся выглядеть и одеваться красиво, и в качестве ориентира этим людям служил Запад. Поэтому кардинальных перемен в азиатскую сторону в этот период все же не произошло. Люди стремились следовать общемировым модным тенденциям, используя для этого доступные им подручные средства.
В послереволюционные годы в России женщины практически не носили длинных волос – короткая стрижка стала символом новой России. Во-первых, это было обусловлено бытовыми трудностями времени, а, во-вторых, соответствовало общей модной тенденции – после окончания Первой мировой войны короткая стрижка навсегда утвердилась как полноправный элемент женского образа.
Поскольку средства для осветления волос стали широко доступны только после 1929 г., а природных блондинок было не слишком много, в моде были брюнетки. Даже натуральные блондинки красились в более темные цвета, используя хну и басму.
![]() |
Фото М.Сахарова, Москва, 1916 г. Балерина Большого театра и киноактриса Вера Каралли в пальто, стилизованном под военную форму. |
Серьезное влияние в послереволюционные годы имел новый взгляд на сексуальность и вопросы взаимоотношений полов. Советским правительством декларировался классовый подход к сексу, считалось, что секс должен иметь пролетарскую направленность. Характерной для этого времени является “Теория стакана воды”, которую проповедовала Александра Коллонтай. Суть этой теории сводилась к тому, что любовь признавалась буржуазным пережитком, а сексуальный контакт между людьми объявлялся простой физиологической потребностью, для осуществления которой требуется не больше оснований, чем для того, чтобы выпить стакан воды.
Другим уникальным явлением, не имевшим аналогов в мире, было общество “Долой стыд”, организованное в 1925 г. при содействии Наркома здравоохранения под эгидой доктора Семашко. Целью этого общества была борьба со стыдом, как с буржуазным предрассудком. Члены общества должны были ходить по улице голыми и участвовать в манифестациях под лозунгами “Долой стыд!” и “Стыд – это буржуазный предрассудок”. До нас дошли свидетельства иностранцев, оказавшихся в этот период в России и шокированных подобным зрелищем, а также многочисленные кадры фото и кинохроники. Деятельность общества прекратилась естественным путем в связи с наступлением заморозков.
![]() |
Фото, 1924 г. Сестры Нина и Лена Кроль в домашних платьях, перешитых из рясы священника. |
Главным признаком моды послереволюционных лет и отличием ее от моды царского времени является ее “самодельность”. Если дореволюционная мода изготавливалась из хороших материалов, профессиональными портными, с использованием дорогой отделки; то “новая мода” вынуждена была обходиться подручными, порой самыми невероятными, материалами и непрофессиональным изготовлением.
Например, в воспоминаниях известной писательницы того времени Надежды Тэффи можно прочесть о том, из чего женщины шили себе одежду – в ход шли портьеры и занавески, простыни и другое постельное и столовое белье, скатерти и покрывала. Очень популярен был полосатый матрасный тик, как впрочем, и любые другие ткани, использовавшиеся в домашнем обиходе.
![]() |
Фото. Реклама Ленинградского Торгсина, 1933 г. |
Текстиль стал продаваться в свободной продаже только после 1936 г., к тому моменту, когда весь подручный материал был уже переработан населением, и не по одному разу. До этого момента текстиль нельзя было купить, его, как и многие другие необходимые вещи, можно было только обменять.
С целью изымания у населения последних припрятанных ценностей были открыты так называемые “Торгсины” (Торговые синдикаты), где в обмен исключительно на драгоценные камни, золото, серебро и платину можно было получить различные товары повседневного спроса, такие как текстиль, детскую обувь, женское нижнее белье и т.п.
![]() |
Фотография Кадысона, 1916 г. Молодая дама в темном шерстяном пальто с матросским воротником из шитья. Шляпа-каска из соломки и шелка украшена аппликацией и вышивкой. |
Чуть ли не единственной отдушиной для модниц того времени являлись шляпки. Поначалу они были подвергнуты остракизму, как явный признак буржуазности, и полностью вытеснены “пролетарскими” косынками; но после 1924 г., с приходом НЭПа, они вернулись, вновь обрели популярность и продержались в моде до 1928 г. Их изготовлением занимались шляпницы-профессионалки и полупрофессионалки, часто перешивая сохранившиеся головные уборы, покупая подручный фетр и используя всевозможные подручные материалы. Многие изготавливали вязаные или вышитые головные уборы, подражая западным модам.
Главной тенденцией головных уборов того времени была высокая тулья, облегающая голову; маленькие поля или их отсутствие. Шляпы напоминают каску или колокол, они так и назывались – шляпа-клош, что значит колокол по-французски. В элементах декора головных уборов находили отклик темы индустриализации и конструктивистские мотивы – например, шляпка могла быть украшена крылом, намекающим на авиацию, и т.п. Такие конструктивистские мотивы были характерны и для западной моды этого периода.
Большую проблему в это тяжелое время представляли и меха, отказаться от которых полностью не позволял суровый российский климат. Помимо упоминавшихся уже кошек, стали использоваться дешевые меха – кролик, цигейка, битые молью меха “из прошлой жизни”. Крашеный кролик – самый распространенный мех этого времени.
![]() |
Фото, Стамбул, середина 30-х годов. Реклама русского шляпного ателье “Мод Ольга” из турецкого журнала “Мода”. |
Уже после 1920-го г., на первой остановке русского беженства, в Константинополе, стали открываться профессиональные и полупрофессиональные ателье русской моды. Сохранились объявления того времени об открытии меховых ателье московских и петербургских меховщиков, шляпные мастерские и др. Открывались также т.н. “магазины взаимопомощи”, т.е. комиссионные магазины.
Появление русских женщин на Востоке произвело фурор, поскольку мусульманский Восток того времени прятал женщину под паранджой и чадрой. Русские женщины подарили Оттоманской империи моду на платья, короткие стрижки и открытое лицо. В эту же пору впервые распространилась мода на загар.
![]() |
Фото. Вена, 1924 г. Русские танцовщики-эмигранты в “Русской пляске” в костюмах работы Г. Пожедоева. |
Загар как таковой, разумеется, не был русским изобретением. Однако именно благодаря нему появилась такая популярнейшая до сих пор во всем мире косметическая процедура, как пилинг. Московский косметолог Анна Пегова, прибыв в Константинополь, обгорела на солнце настолько сильно, что кожа сходила с ее лица пластами. Увидев, что это дает заметный омолаживающий эффект, она запатентовала способ пилинга и до сих пор пилинг является патентом Анны Пеговой.
Эмигранты первой волны, для того чтобы заинтересовать общество своими изделиями, стали проводить выставки кустарного творчества. Женщины-эмигрантки делали всевозможные изделия – вышитые скатерти, рубахи, деревянные бусы, портсигары и многое другое, и продавали на таких выставках. Поскольку это были изделия высокого качества и отмеченные тонким вкусом, люди в Европе стали интересоваться русским стилем и изделиями русской работы.
Русские дамы, поселившиеся за границей, выбрали для себя сарафан, душегрею и кокошник в качестве парадной одежды для праздников и выходов, что, несомненно, также способствовало популяризации русского стиля.