Модная в 19 веке юбка колоколом
Если вас смущает тема – не читайте дальше! А с теми, кого не смущает, обсудим вопрос, который, поверьте, звучит очень часто. “А как же женщин былых времён со своими пышными юбками ходили в туалет?” Это, конечно, тема не менее интимная, чем критические дни, ну так и мы будем деликатны. И не будем углубляться в совсем уж давнее прошлое, нам хватит и XVIII-XIX веков. Итак…
Да, это было не просто
Екатерина II у зеркала, Виргилиус Эриксен, 1762-64. Из коллекции Государственного Эрмитажа
Во-первых, под платьями женщины носили нижние юбки, и количество их колебалось от одной до восьми, в зависимости от периода и от пышности платья. Причём вся эта скрытая от глаз красота могла быть с многочисленными воланами, из плотных тканей вроде шерсти или фланели, простёганной, и т.п. Словом, порой целый ворох ткани – и это не считая самого платья!
Во-вторых, женщины носили под платьями разные каркасы для придания пышности юбкам. В XVIII веке – фижмы, в XIX – кринолины и турнюры.
Однако всё не так страшно
Даже если юбок много, это всего лишь ткань, её можно подобрать. Ну а упомянутые каркасы для юбок – вовсе не монолитные конструкции. Их делали из ткани, китового уса, прутьев, проволоки и т.п. Словом, они были довольно гибкими! Наши прапрапрапрабабушки, конечно, по-другому смотрели на жизнь; с помощью пышных юбок они и подчёркивали талии, казавшиеся тоньше, и демонстрировали, сколько ткани и отделки могут потратить на платье. Но во всём этом им нужно было как-то существовать, так что справлялись, не беспокойтесь. А как справлялись?
Без панталон
Иллюстрация к книге “Жизнь маркизы”, Константин Сомов, 1907-18. (сс) Wikimedia Commons
Вплоть до середины XIX века панталоны не были обязательной частью женского туалета. А, когда появились, то были с разрезом в паху. Это, конечно, облегчало задачу. Особенно если учесть, что корсет прижимал панталоны к телу, и не будь на них разреза, пришлось бы раздеваться полностью (кто сейчас носит комбинезоны, может себе это представить).
Горшки
Вещь элементарная и давно известная. Но, главное, простая в использовании – подставила под юбки и всё. Если же речь идёт о женщине с очень уж обширными юбками, то тут на помощь приходили служанки.
“Интимный туалет”, Франсуа Буше, 1760-е. (сс) Wikimedia Commons
Я думаю, знаменитому в своё время проповеднику Луи Бурдалю, который жил во второй половине XVII века, было бы обидно знать, что его имя осталось в истории не благодаря пылким проповедям. А благодаря горшку продолговатой, что называется, “анатомической” формы, который было весьма удобно подставлять.
Туалетные стулья/кресла
Тот же горшок, но упрятанный внутрь стула или табурета. Если под юбками нет каркаса, то и… проблемы нет! А если есть? См. ниже!
Деталь политической карикатуры “Терпение на монументе”, Джеймс Гилрей, 1791. Из коллекции Университета Мэриленда
Лицом, а не… спиной
В конце XVII – начале XVIII века появилось биде. А знаете, как переводится это слово? “Пони”, “лошадка”. Садишься на деревянное сидение с вставленной в него фарфоровой чашей и приводишь себя в порядок. Внимание – лицом к нему!
“Интимный туалет”, Луи-Леопольд Буальи, вт. пол. XVIII в. Из частной коллекции. Правда, действительно похоже на пони?
И с туалетными стульями, и с ватерклозетами (они появились в середине XIX века приблизительно в том виде, в каком мы знаем их сейчас) женщины могли прибегать к тому же приёму. Садиться лицом к стулу. Тогда громоздкая конструкция – в виде турнюра, например – оказывалась сзади.
Впрочем, не забываем, что все эти конструкции были довольно гибкими. Так что и более привычным нам образом тоже можно было усесться.
Живой пример
Очень милый ролик – правда, с английским текстом, но язык знать необязательно, всё и так очень наглядно. И не беспокойтесь – очень прилично!
Кстати! Если вы надеетесь, что только аристократки должны были справляться с пышными юбками, то напрасно. Легко и просто было разве что крестьянкам. Ну а самим аристократкам – разве что в начале XIX века, когда в моде были лёгкие платья без многочисленных нижних юбок и каркасов под ними.
А ещё… человек ко всему привыкает. 🙂
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И… чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!
Просматривая фильмы о судьбах людей эпохи классицизма 18-19 века, меня всегда удивляли и восхищали красивые платья, а именно, многообразие и фактура декора. Декора платьев и одежды было много, но он был разнаобразный: складки, кружева, перья, бусины, камни. Все это многообразие только подчеркивало изящество, грациозность и красоту женщин. В таких платьях каждая женщина чувствовала себя дамой высшего общества. Изучив костюмы 19 века, я решила поделится с вами небольшим кусочком истории костюма 19 века.
В 1805−1810 годах женская мода не отличается сложностью форм. В это время царит стиль ампир. Дамы носят платья с завышенной талией. Муслин, креп, кружево — самые популярные материалы.
Российские модницы не подражают слепо французскому стилю, их наряды скромнее, изысканнее. Самые смелые модники и модницы включают в свои одеяния элементы народного костюма. Русский стиль постепенно вытесняет с просторов России французскую моду.
В середине 19 века на смену простоте приходят драпировки из тяжелых тканей. В моду вернулся корсет, поднимающий грудь и перетягивающий талию.
В течение XIX века женская одежда медленно менялась в сторону реальных очертаний тела. В двадцатые и тридцатые годы талия вернулась на свое естественно место. Лифы платье стали уже, а юбки, по контрасту, шире. Рукава платьев были самыми разными, но обычно платья с длинными рукавами носили днем, а у вечерних платьев были короткие пышные рукава. Женщины продолжали носить корсеты. Под платьем носили несколько нижних юбок, иногда из конского волоса, чтобы поддерживать пышные верхние юбки. В 1850-60-х стали носить кринолины из стальных обручей.
На улице женщины носили шляпки или капоры, а дома — льняные чепцы. В 1820-х годах прически стали весьма сложными и высокими, шляпки создавались с учетом этого. К середине века прически стали гладкими, с прямым проборам, несколькими завитками волос и узлом сзади. Или все волосы просто зачесывали и убирали в шиньон. Шляпы и капоры носили до 1860-х, когда в моду вошли маленькие шляпки.
Образ светской дамы «пушкинской поры» — открытые плечи и юбка-колокол. Буфы, рюши, бейки, банты — вот отличительные элементы нарядов 1840−1850 годов. Популярны в ту пору были кружевные накидки, заимствованные россиянками у Испании. В холодное время года носили стеганные на вате или меховые манто.
Мода менялась стремительно и к 1870−1890 годам появились новые модели, плотно облегающие бедра. Кринолины сменяют подушки-турнюры. В моду входят костюмы с юбками, мягко облегающими стан и расклешенные к низу. Прослеживается тенденция к упрощению костюма.
Моду первой половины XIX века в стилевом восприятии можно классифицировать следующим образом: – до 1815 г (Период Ампир);- 1815-1825 гг (Период Реставрации);- 1825-30-е гг (Бидермейер);- 1840-60-е гг (Второе рококо);- 1840-50-е гг (Период малого кринолина);- 1850-60-е гг (Расцвет второго рококо);- 1870-80-е гг (Турнюр);- 1890-е гг (начало эпохи модерн).
Примечательно, что в столь небольшие временные отрезки внешний облик модников радикально менялся, можно сказать, что подобная смена стилей равнозначна революции.
Вряд ли одежда 19 века могла заслужить эпитет «удобная», особенно если речь идет о женских нарядах. Ведь в эти времена представительницам прекрасного пола приходилось постоянно носить платья с длинными подолами, которые буквально волочились по земле. Кроме того, наряды украшали многочисленными лентами, оборками и бусами. Среди американских женщин модными были кринолины, они также носили несколько нижних юбок. Таким образом, некоторые наряды могли весить более пятнадцати килограммов.
Áûòóåò ìíåíèå, ÷òî ðàç XIX âåê òî íà æåíùèíå íåïðåìåííî íåîáúÿòíîå ïëàòüå ñ êðèíîëèíîì. Â äåéñòâèòåëüíîñòè ìîäíûé ñèëóýò â XIX âåêå ïîñòîÿííî èçìåíÿëñÿ, à êðèíîëèí áûë â ìîäå ñòðîãî ñ 1851 ïî 1867 ãîäû (ïî äâóì Âñåìèðíûì âûñòàâêàì).
Òðè ïëàòüÿ àìïèðíîé ýïîõè, 1810 ã.  öåëîì ïëàòüÿ 1790-õ ïåðâîé ïîëîâèíû 1820-õ ðàçëè÷àëèñü ïî êðîþ íåçíà÷èòåëüíî. Ýòî ñâîáîäíûå ëåãêèå ïëàòüÿ, ñ âûñîêîé òàëèåé, óçêîé þáêîé, ðóêàâàìè-ôîíàðèêàìè èëè ïðÿìûìè äëèííûìè. Âûðåç îòíîñèòåëüíî íèçêèé, êâàäðàòíûé èëè ñêðóãëåííûé. Ðàñöâåòêè ïðåèìóùåñòâåííî ñâåòëûå, ïàñòåëüíûå, íî âñòðå÷àþòñÿ è ÿðêèå.
Ïëàòüÿ 1830-õ óêîðà÷èâàþòñÿ (ñòàíîâÿòñÿ äëèíîé ïðèìåðíî äî ùèêîëîòîê) è îáçàâîäÿòñÿ ðóêàâàìè-áóôàìè. Äëÿ ýòîãî ïîä ïëàòüå íàäåâàëèñü ñïåöèàëüíûå ïîäêëàäêè. Âûðåç ñòàíîâèòñÿ ñêðîìíåå. Ðàñöâåòêè âñå åùå àìïèðíûå, ïðåèìóùåñòâåííî ñâåòëûå. Òàëèÿ âûñîêàÿ, íî óæå íå ïðÿìî ïîä ãðóäü, þáêà ÷óòü ïîøèðå, ïîäñáîðåííàÿ ñêëàäî÷êàìè.
 1840-å íàñòóïàåò ýïîõà ðîìàíòèçìà. Ïëàòüÿ òåïåðü ïðåèìóùåñòâåííî öâåòíûå, òåìíûõ èëè ÿðêèõ öâåòîâ. Áåëûé îñòàåòñÿ äëÿ ñâàäüáû, à ñâåòëûå äëÿ òîðæåñòâåííûõ ñëó÷àåâ. Þáêà ñíîâà óäëèíÿåòñÿ â ïîë, áóôû ïîñòåïåííî èñ÷åçàþò ñ êîíöàìè. Òàëèÿ ÷åòêî âûðàæåíà, ôèãóðà ñáàëàíñèðîâàíà è íå ïåðåãðóæåíà.
 1850-å íàêîíåö-òî ïîÿâëÿåòñÿ êðèíîëèí. Ïåðâîíà÷àëüíî ýòî áûëà æåñòêàÿ þáêà èç êîíñêîãî âîëîñà, îáèëüíî íàêðàõìàëåííàÿ äëÿ ïðèäàíèÿ ôîðìû. Ðóêàâà øèðîêèå, ñ îáîðêàìè, êðóæåâàìè.  ñåðåäèíå 50-å êðèíîëèí ïðèîáðåòàåò âèä ñòàëüíîãî êàðêàñà ñ îáðó÷àìè.  ìîäó âõîäÿò îáîðî÷êè (â íåêîòîðûõ ìîäåëÿõ îíè ïîêðûâàþò ïëàòüå ïîëíîñòüþ) è áàõðîìà. Íà÷èíàþò ïîëüçîâàòüñÿ ïîïóëÿðíîñòüþ êëåòêà è ïîëîñêà.  ýòî æå âðåìÿ ïîÿâëÿþòñÿ èñêóññòâåííûå êðàñèòåëè, â íàðÿäàõ öàðèò ìíîãîîáðàçèå ÿðêèõ öâåòîâ.
 1860-å ïëàòüÿ íà êðèíîëèíå, ðóêàâà óçêèå. Ïëàòüÿ øüþòñÿ ñ ðàçíûìè ñìåííûìè ëèôàìè ïîëíîñòüþ çàêðûòûì äíåâíûì, ñ îòêðûòûìè ðóêàìè è ïëå÷àìè äëÿ âå÷åðà. ×àùå âñåãî ïîä ìîäîé XIX âåêà ïîíèìàþò èìåííî ìîäó çðåëîãî ðîìàíòèçìà, 1850-60-õ. Ýòî ïåðèîä Ãðàæäàíñêîé âîéíû â ÑØÀ, êîòîðûé ïîäàðèë íàì ìíîæåñòâî øèêàðíûõ êîñòþìèðîâàííûõ ôèëüìîâ. (Íàïðèìåð, ñîâåðøåííî øèêàðíûå êîñòþìû â “Óíåñåííûõ âåòðîì” è â ìèíè-ñåðèàëå “Ñåâåð è Þã”).
 1870-å êðèíîëèí ñìåíÿåòñÿ òóðíþðîì. Þáêà ñïåðåäè è ñ áîêîâ óçêàÿ, ñçàäè â îáëàñòè ÿãîäèö íà ìàëåíüêîì êàðêàñå êðåïèòñÿ ìàëåíüêàÿ ïîäóøå÷êà ýòà êîíñòðóêöèÿ è åñòü òóðíþð.  ìîäå îùóùàåòñÿ âåÿíèå ìîäû XVIII âåêà ñòèëü íåîðîêîêî. Òóðíþðíûì ïëàòüåì ïðèäàåòñÿ ñõîäñòâî ñ ïîïóëÿðíûì â XVIII âåêå ïëàòüåì ïî-ïîëüñêè. Ðóêàâà óçêèå, âûðåç êâàäðàòíûé, ïîäðàæàþùèé ìîäå ïðîøëîãî âåêà.  îòäåëêå èñïîëüçóþòñÿ ëåíòû è îáîðêè.
 1880-å ïëàòüå ñòàíîâèòñÿ ìàêñèìàëüíî çàêðûòûì, òóðíþð ñòàíîâèòñÿ áîëüøå, ñèëóýò ñïåðåäè åùå áîëåå ñòðîãèì è óçêèì. Æåíñêîå òåëî ïî÷òè ïîëíîñòüþ ñêðûâàåòñÿ ïîä îäåæäîé: êîðîòêèå ðóêàâà è òåì áîëåå äåêîëüòå äîïóñòèìû òîëüêî â âå÷åðíèõ òóàëåòàõ, â òî âðåìÿ êàê âñå îñòàëüíûå ëèôû íàäåæíî çàêðûâàëè êîæó îò êèñòåé ðóê äî ïîäáîðîäêà.  ìîäå òåìíûå îòòåíêè: ñèíèé, ôèîëåòîâûé, êîðè÷íåâûé è ò.ä. (õîòÿ ýòî çàâèñèò îò âðåìåíè ñóòîê, âå÷åðîì ìîãëè îäåòüñÿ ïîÿð÷å).
 1890-å ïîëíîñòüþ è îêîí÷àòåëüíî èñ÷åçàåò òóðíþð, òåïåðü ïëàòüå ñâîáîäíî íèñïàäàëî âäîëü áåäåð, ðàñøèðÿÿñü ê íèçó è îáðàçóÿ ôîðìó êîëîêîëü÷èêà. Íåèçìåííîé îñòàâàëàñü ëèøü òÿãà ê ñòðîéíîé çàòÿíóòîé â êîðñåò òàëèè, êîòîðàÿ, âïðî÷åì, òîæå ê êîíöó âåêà ïîñòåïåííî ïîéäåò íà ñïàä. Òàêæå àêöåíòû ïîäíèìàþòñÿ ê âåðõíåé ÷àñòè æåíñêîé ôèãóðû: â ìîäå ñíîâà øèðîêèå ðóêàâà ó ïëå÷à, ñóæàþùèåñÿ ê ëîêòþ, ò.í. «áàðàíüÿ íîæêà».
Поговорим о юбках!
Ю́бка — от слова «jupe», имеет французское происхождение — предмет ныне чисто женского гардероба, который, как и брюки, покрывает тело ниже талии, но не закрывает промежность. (Wikipedia)
Юбка, согласно историческим фактам, произошла от набедренной повязки, а позже эволюционировала и приобрела современный свой вид.
Юбки носили еще на самой на заре цивилизации, причем не только женщины, но и мужчины, а назывался такой наряд каунакес (одежда из длинношерстного меха, которую с III тысячелетия до н. э. носили шумеры и жители Маргианы). Правда, выглядели они не так, как сейчас.
В древности, в теплых странах, мужчины надевали в качестве одежды простые набедренные повязки или передники из пальмовых листьев, отдаленно напоминающие современные юбки.
Полоса ткани, именуемая схенти, которая оборачивалась вокруг бедер и закреплялась веревкой, была для египтян основной одеждой. Одежда простых людей и богатых фараонов отличалась лишь качеством материала, из которого делали схенти. А фараоны к тому же поверх такой повязки надевали плиссированный передник.
Со временем схенти становились длиннее. А затем появился новый вид одежды, называвшийся калазирис, имеющий вид длинной рубашки. Поверх калазириса надевали драпированные схенти. В то время появление новых видов легко драпируемых тканей позволяло создавать подобные сочетания в одежде.
До наших дней сохранились изображения женщин древности, одетых в меховые, так сказать, юбки. Были найдены и изображения женщин в юбках с клиньями и даже с оборками.
Средние века ознаменовались появлением юбок «со шлейфами». Заднее полотнище постепенно удлинялось в зависимости от значимости владельца юбки. Эти шлейфы богато украшались: золотое шитье, драгоценные камни, – всё, что могло обозначить степень богатства и значимости владельца.
Так коронационный шлейф Екатерины Великой был настолько тяжёл из-за богатого убранства, что его могли поднять и нести не один десяток пажей!
Юбки подобных платьев в России носили на огромных фижмах, и практически всегда с пристежным шлейфом.
В 14-м веке, во времена господства готики, одежда становится очень живописной. Одежда и, в частности, юбка становится несколько преувеличенных размеров. Также неимоверной длины шлейфы, юбка крупными складками до земли от линии груди.
В 15-м веке шлейфы «уходят», а юбки становятся неохватных размеров. Они теперь так тяжелы, что носить их можно только при помощи специально изобретенного металлического каркаса. Стоила такая юбка очень дорого, а надевали её, поставив на пол, войдя в неё и пристегнув затем к корсету.
В 16-м веке юбки продолжали расширяться и дошло до того, что на них можно было лежать.
С наступлением 17-го века — эпохи Барокко — юбка, например, в Испании становится подобна пьедесталу. А во Франции, всегда отличавшейся некой фривольностью, юбки стали походить на юбки прачек, которые подтыкали подол за пояс, чтобы не мешал работе. Такая уловка позволяла показать и ножки, и дорогие чулки.
Теперь нижняя юбка стала предметом едва ли не больших затрат, чем верхнее платье. К тому же нижняя юбка стала состоять из нескольких разной длины нижних юбок, которые заманчиво шуршали при ходьбе.
В 18-м веке состоялся, как это нередко бывает, возврат к прошлому. Вернулись куполообразные юбки на каркасе. В моду вошла походка, при которой юбка, похожая на корзинку, покачивалась из стороны в сторону, открывая щиколотки. Такие юбки создавали много шума, так как детали каркаса юбки при ходьбе раскачивались, терлись друг о друга, скрипели и шумели.
К концу 18-го века для этих гигантских юбок был изобретен складной каркас, что смогло облегчить страдания модниц. Его конструкция напоминала зонтик, а дама могла теперь сесть в карету и пройти сквозь дверной проем с меньшими трудностями.
С наступлением эпохи Рококо вошло в моду расширять линию бедер специальными небольшими боковыми поддержками. Это выглядело как короткая, облегающая бедра юбочка, которая спереди застегивалась на пуговицы и к которой по бокам крепились спрятанные в кулиски полукруги из китового уса. Называлась такая конструкция «панье».
Юбка имела форму колокола в верхней части, а ниже колен ниспадала мягкими складками.
Практически до самого конца восемнадцатого века в Европе продержалась мода на широкие, надетые на каркас юбки.
19-й век ознаменовался полным разворотом от рококо и барокко к строгой античности — полупрозрачные платья туники, перехваченные под грудью лентой.
А после 1815 года появляется разделение дамских нарядов на вечерние и дневные. Возвращается корсет, а юбка снова «распухает» во все стороны.
В середине девятнадцатого века каркас сменяется кринолином — плотным льняным чехлом для юбки, укрепленным конским волосом, пропущенным сквозь ткань.
Название «кринолин» остается, даже когда юбки снова начинают держаться на легком металлическом каркасе.
В 20-м веке проволочные кринолины выпускались огромными партиями.
Но появилась великая Габриэль Шанель, которая ввела моду на одежду без корсета и кринолина!
А спустя полвека талантливый Кристиан Диор снова предложит женщинам носить кринолины.
Между Первой и Второй мировыми войнами женщины носили юбки, в которых удобно было двигаться и радоваться жизни: танцевать танго и чарльстон. Юбки стали сексуальными с разнообразными разрезами и разной длины.
Последнее возвращение куполообразной юбки состоялось в восьмидесятых годах 20-го века. Единственным и очень приятным отличием стала замена кринолина на большое количество пышных нижних юбок. По сути это опять была всё та же куполообразная юбка.
Какие юбки мы носим сейчас? Самые разнообразные!
Периоды «модности» очень краткосрочны, и, как было всегда, мода имеет свойство возвращаться!
Просматривая фильмы о судьбах людей эпохи классицизма 18-19 века, меня всегда удивляли и восхищали красивые платья, а именно, многообразие и фактура декора. Декора платьев и одежды было много, но он был разнаобразный: складки, кружева, перья, бусины, камни. Все это многообразие только подчеркивало изящество, грациозность и красоту женщин. В таких платьях каждая женщина чувствовала себя дамой высшего общества. Изучив костюмы 19 века, я решила поделится с вами небольшим кусочком истории костюма 19 века.
В 1805−1810 годах женская мода не отличается сложностью форм. В это время царит стиль ампир. Дамы носят платья с завышенной талией. Муслин, креп, кружево — самые популярные материалы.
Российские модницы не подражают слепо французскому стилю, их наряды скромнее, изысканнее. Самые смелые модники и модницы включают в свои одеяния элементы народного костюма. Русский стиль постепенно вытесняет с просторов России французскую моду.
В середине 19 века на смену простоте приходят драпировки из тяжелых тканей. В моду вернулся корсет, поднимающий грудь и перетягивающий талию.
В течение XIX века женская одежда медленно менялась в сторону реальных очертаний тела. В двадцатые и тридцатые годы талия вернулась на свое естественно место. Лифы платье стали уже, а юбки, по контрасту, шире. Рукава платьев были самыми разными, но обычно платья с длинными рукавами носили днем, а у вечерних платьев были короткие пышные рукава. Женщины продолжали носить корсеты. Под платьем носили несколько нижних юбок, иногда из конского волоса, чтобы поддерживать пышные верхние юбки. В 1850-60-х стали носить кринолины из стальных обручей.
На улице женщины носили шляпки или капоры, а дома — льняные чепцы. В 1820-х годах прически стали весьма сложными и высокими, шляпки создавались с учетом этого. К середине века прически стали гладкими, с прямым проборам, несколькими завитками волос и узлом сзади. Или все волосы просто зачесывали и убирали в шиньон. Шляпы и капоры носили до 1860-х, когда в моду вошли маленькие шляпки.
Образ светской дамы «пушкинской поры» — открытые плечи и юбка-колокол. Буфы, рюши, бейки, банты — вот отличительные элементы нарядов 1840−1850 годов. Популярны в ту пору были кружевные накидки, заимствованные россиянками у Испании. В холодное время года носили стеганные на вате или меховые манто.
Мода менялась стремительно и к 1870−1890 годам появились новые модели, плотно облегающие бедра. Кринолины сменяют подушки-турнюры. В моду входят костюмы с юбками, мягко облегающими стан и расклешенные к низу. Прослеживается тенденция к упрощению костюма.
Моду первой половины XIX века в стилевом восприятии можно классифицировать следующим образом:
– до 1815 г (Период Ампир);
– 1815-1825 гг (Период Реставрации);
– 1825-30-е гг (Бидермейер);
– 1840-60-е гг (Второе рококо);
– 1840-50-е гг (Период малого кринолина);
– 1850-60-е гг (Расцвет второго рококо);
– 1870-80-е гг (Турнюр);
– 1890-е гг (начало эпохи модерн).
Примечательно, что в столь небольшие временные отрезки внешний облик модников радикально менялся, можно сказать, что подобная смена стилей равнозначна революции.
Вряд ли одежда 19 века могла заслужить эпитет «удобная», особенно если речь идет о женских нарядах. Ведь в эти времена представительницам прекрасного пола приходилось постоянно носить платья с длинными подолами, которые буквально волочились по земле. Кроме того, наряды украшали многочисленными лентами, оборками и бусами. Среди американских женщин модными были кринолины, они также носили несколько нижних юбок. Таким образом, некоторые наряды могли весить более пятнадцати килограммов.