Модная вещь в 17 веке
Карл I, Генриетта Мария и их двое старших детей, принц Чарльз и принцесса Мария
Когда Яков VI Шотландии (1567-1625) унаследовал английский трон в 1603 году, это означало начало его правления как Якова I (1603-25), и установление династии Стюартов в Англии, которая продлилась до смерти правнучки Якова, королевы Анны (1702-14). События 17 века оказали драматическое влияние на королевский стиль и взгляды на моду, продемонстрировав, как политика и мода могут быть тесно связаны друг с другом.
Король Англии и Шотландии Яков I
Сначала мода двора Стюартов была очень похожа на моду Тюдоров. Супруга Якова I, Анна Датская (1574-1619), похоже, поощряла ношение официальных французских фартингейлов – возможно, для того, чтобы показать преемственность традиций Тюдоров – в то время как стильные мужчины продолжили носить дублеты и штаны-чулки.
К началу правления Карла I в 1625 году, династия Стюартов окрепла, и появилось меньше необходимости следовать предыдущим стилям. Жесткие и тесные формы эпохи Тюдоров уступили место более плавным чертам, а обильно декорированные ткани были заменены на простые, но глянцевые шелка. Дети в эпоху Тюдоров одевались как миниатюрные версии своих родителей, и как можно увидеть на портрете принцессы Марии, эта тенденция продолжилась и в 17 веке.
Мария королевская принцесса, позже принцесса Оранская. Ей было около 6 лет, когда ее нарисовал Антонис Ван Дейк в 1637
Несмотря на то, что век начался относительно мирно, к 1640-м годам влияние сначала религиозной политики Джеймса, а затем Карла и их взаимоотношений с парламентом вызвало трения на Британских островах. Гражданские войны завершились казнью короля в 1649 году, обезглавливание Карла I (1625-49 гг.) ознаменовало собой наступление периода Протектората под властью Оливера Кромвеля, лорда-протектора. В связи с тем, что королевская семья находилась в изгнании на континенте, королевское влияние на моду уменьшилось. Однако, когда Карл II (1660-85) был коронован в 1660 году, снова появился королевский двор, который задал тренды. По сравнению с суровыми годами Протектората, двор Карла II был рассадником экстравагантности и декадентства. Здесь был всплеск моды на просторные рубашки, обилие лент и пышные кудрявые парики
Поэтому к концу века и мужская, и женская одежда значительно отличалась от тех вещей, которые носили Яков I и его придворные. Раф 16-го века превратился в струящийся кружевной воротник и в конечном итоге в шейный платок, короткий дублет, который носили мужчины, был заменен на жилет до колен и пальто, а парик стал завершающим образ аксессуаром. Ключевым событием в женской моде стала эволюция неофициального платья, которое носили дома в противовес более формальным структурированным и костюмированным платьям, которые носили при дворе. Это свободное платье было прообразом “мантуи” – название, данное платью, которое увидело много различных стилей и существовало в 18-ом веке.
Также появились новые способы узнать о моде. До конца 17 века новости о моде обычно распространялись из уст в уста или, в некоторых случаях, через “куклы моды”, которые портнихи и модистки использовали для копирования кроя и построения последних стилей. Однако такие способы были медленными и/или дорогими, поэтому к концу века появился новый формат новостей моды – fashion plate. Это были небольшие, подробные гравюры модного платья, которые печатались в журналах. Многие из них приходили из Франции, которая считалась лидером моды в Европе. Они подробно описывали как мужскую, так и женскую моду, часто комментируя актуальные наряды, которые художники подсмотрели при дворе. По сравнению с сегодняшним днем, когда интернет обеспечивает постоянный доступ к изображениям и новостям моды, эти модные таблички выпускались нерегулярно и были зарезервированы в основном для элитных слоев общества. Тем не менее, это было важным этапом развития информирования о моде по всей стране.
Модная табличка от 1687 года, показывающая платье джентльмена при французском королевском дворе
Женская мода 17 века была яркой, женственной, утонченной, отличалась нежным кроем и богатым внешним видом. Звучит прекрасно, однако вряд ли современные девушки могут себе представить, какие муки приходилось терпеть женщинам того времени, чтобы выглядеть идеально. И корсет был не самым худшим испытанием для светских дам. Не верите? Тогда читайте нашу статью.
1. Глубокое декольте на грани приличия
Фаворитки короля ввели моду на глубокое декольте
Во второй половине 17 века законодательницей моды была Франция, а сильнее всего дамы ориентировались на многочисленных фавориток Людовика XIV. Впрочем, у нарядов всех женщин при дворе была одна общая черта – скандально глубокое декольте. Учитывая тот факт, что девушки старались как можно дольше продержаться на вакантном месте королевской любовницы, неудивительно, что они пытались представить взору окружающих лучшие части своего тела. Чтобы внести некую интригу в образ, декольте прикрывалось кружевом тончайшей работы. Цвет мог быть любым: черным, белым, серебряным, золотым, встречались даже разноцветные варианты.
Что касается формы и глубины выреза, то они часто менялись, так как все зависело от прихоти очередной королевской фаворитки. Сначала вырез был овальным, затем стал оголять плечи, а к концу 17 века трансформировался в неглубокий и неширокий квадрат. Этот тренд ввела последняя фаворитка Людовика XIV, умная, властная и невероятно красивая маркиза Ментенон.
2. Скромница, шалунья и секретница
Нижние юбки 17-19 веков. / Фото: diar.ru
Во второй половине 17 века женские платья шили преимущественно из дорогих тяжелых материалов. В цветовой гамме преобладали насыщенные и темные оттенки: темно-синий, вишневый, изумрудный. Ниспадающие юбки разрезали по бокам и немного приподнимали, чтобы была видна не только нижняя юбка, но и подшивка верхней. В то же время появляются игривые названия для дамских юбок: верхнюю дамы называли «скромницей», среднюю – «шалуньей», а нижнюю – «секретницей».
3. Корсет или орудие пыток?
Корсет из китового уса. / Фото: zen.yandex.ru
Если в 16 веке корсеты изготавливались из металлических пластин и буквально впивались в тело, сковывая движения и доставляя массу неудобств, то в 17 веке мода немного сжалилась над придворными красавицами. Основой корсета того времени стал китовый ус, поэтому жесткость корсета формировалась за счет плотности материала. Застежка или шнуровка могла располагаться как сзади, так и спереди. Несмотря на то, что эти изделия были значительно легче и удобнее своих предшественников, из-за сильной утяжки девушки становились «счастливыми» обладательницами различных болезней. Дело в том, что мода 17 века диктовала свои правила, в частности, объем талии не должен был превышать 33 см. Для плотного затягивания приходилось прибегать к помощи нескольких служанок. В результате у женщин нарушалось кровообращение, диагностировались заболевания органов желудка, малого таза и так далее.
А вы знали? Тугой корсет приходилось носить даже замужним беременным дамам. Это продолжалось вплоть до шестимесячного срока, когда округлый живот уже невозможно было скрыть.
4. Два платья вместо одного
Верхнее платье – роб, а нижнее – котт
В этот период дамы продолжали носить одновременно два платья. Верхнее называлось роб и шилось со шлейфом, длина которого зависела от знатности дамы (шлейф королевы – одиннадцать локтей, принцесс – пять локтей, герцогинь – три локтя и так далее). Верхнее платье с широкими укороченными рукавами и высокой линией талии изготовлялось из очень плотных тканей, обшитых золотом и серебром. Из-за этого оно было невероятно тяжелым и требовала от своей обладательницы максимально плавной и осторожной походки.
Юбка робы всегда была распашной и подбиралась по бокам в виде валиков. К лифу она цеплялась при помощи бус, шнурков, подвесок из драгоценных камней. Благодаря разрезу было видно нижнее платье светлого оттенка, сшитое из дорогой ткани, например, атласа или парчи. Оно называлась котт и состояло из лифа или корсажа и юбки, отделывалось дорогим кружевом либо воланчиками. Нижнее платье не имело жесткой основы, но за счет нескольких накрахмаленных юбок оставалось объемным. Обязательной деталью образа был отложной воротник. Он шился вручную и украшался кружевными деталями.
5. Туфли на 50-сантиметровом каблуке
Чопины и туфли с «французским» каблуком
Вы боитесь надевать 15-сантиметровые шпильки и удивляетесь, как некоторые знакомые девушки умудряются ежедневно бегать в них по городу? Мы думаем, что после того, как вы взглянете на чопины, ваше мнение кардинально изменится. Эти туфли также называли цокколи или пьянелле. Они были в моде начиная с 14, и заканчивая 17 веком. Изначально чопины появились в Венеции, а уже потом мода на них стала распространятся и по другим городам.
Платформа этих туфель, которые внешне больше напоминали копыта, была изготовлена из пробки или дерева, а их высота составляла 50 см! Без посторонней помощи передвигаться в них было невозможно, поэтому знатных дам всегда сопровождали служанки. Такая обувь была призвана не только подчеркнуть статус леди, но и защитить платье и ноги от грязи, а также городских нечистот.
Ближе к концу 17 века в моду вошли туфли на высоком выгнутом каблуке, которым называли «французским», с узким и заостренным носком. Так же, как и цокколи, они были очень неудобными и требовали максимальной осторожности при ходьбе. Наверное, именно поэтому во Франции стала популярна медленная, плавная походка с высоко поднятой головой. Обувь шили из бархата и парчи – достаточно дорогих тканей на тот момент. Однако дамы не боялись их испачкать – большая часть жизни светских леди проходила в помещении, а в остальное время они передвигались на каретах.
6. Шлейф – признак аристократизм
elle.ru
Новой деталью женских платьев стала съемная распашная юбка со шлейфом. Он имел не только декоративное значение, но и являлся отличительной чертой одежды знатных дам. Чем длиннее был шлейф, тем родовитей была его обладательница. Со временем эта деталь появилась даже на бальных платьях. И вот здесь начались настоящие проблемы. Танцуя, девушки наступали на чужие «дамские хвосты», запутывались в своих, что приводило к падениям и травмам. Впоследствии портнихи приняли решение ввести в моду отстегивающийся шлейф – он присутствовал на нарядах в обычное время, но как только начинался бал его отстегивали, дабы не омрачать праздник синяками и ссадинами. Порой шлейфы прятали с карманы, замаскированные в юбках, или поручали их пажам. Особо престижно было иметь пажей-негритят – это говорило о высоком статусе дамы.
7. Черные мушки с подтекстом
Черные мушки имели свое значение в зависимости от расположения
Косметика была невероятно популярна среди дам 17 века, причем зачастую ею пользовались сверх меры. Учитывая тот факт, что галантный век называли еще эпохой флирта, особую популярность приобрели черные мушки из черного бархата, которые представляли собой геометрические фигуры или двусмысленные сцены.
Дамы клеили их на лиц, грудь, шею, причем значение этого элемента напрямую зависело от места расположения. Так, например, мушка над губой означала кокетство, в углу глаза – страстность, а на лбу – величественность. Зная «язык мушек», кавалер мог понять, благосклонная к нему избранница или нет. Воспитанная леди должна была уметь флиртовать сразу с несколькими мужчинами, но при этом оставаться в рамках приличия.
Возвращаясь к современной моде, предлагаем изучить 8 модных модных уловок, которые помогут выглядеть дорого и роскошно
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
На сайте “Лебединая песня реконструктора” есть уже несколько статей именно о 17 веке-эпохе барокко,
где описываются от красоты и изящества вышивки на нательных рубахах, до как сшить плащ мушкетера и история костюма в некоторых странах Европы на тот момент.
Т.к. XVII век – это уже расцвет социума по всем направлениям науки, искусства и проч. развития, то одной-двумя статьями на этот период просто не обойтись,увы…
Эта страница будет дополнением в картинках и по картинам к истории костюма и моды европейского общества, ведь вслед уже пойдет и XVIII век , где уже и Россия переходит от национального славянского костюма к европейскому виду одежды…
———————
Из истории европейского костюма XVII века.
На протяжении XVII в. европейское общество осуществляет переход от феодализма к буржуазным капиталистическим отношениям.
Этот переход полон борьбы и противоречий.
Костюм первой половины XVII века
В начале века Голландия становится крупнейшей колониальной и торговой державой,Испания и Италия переживают экономический и политический кризис. Во второй половине 17 века Голландия уступает первенство Франции и Англии.
Костюм меняется в течении всего XVII века в соответствии с историческими событиями.
Перемены начинаются с Нидерландов, воюющих с Испанией за независимость,затем Франция вступает в Тридцатилетнюю войну (1618-1648), по-этому на характер костюмов этого времени влияют,главным образом, военные.
В начале века чопорная испанская мода отступает, Европа перестает подражать вкусу испанцев.
Накануне войны “испанский костюм” постепенно теряет жесткость, появляются более удобные формы, обеспечивающие свободу движений, необходимых для боевых действий.
В 30-х годах 17 века в салонах Европы становятся популярны элементы немецко-шведской военной формы, сформировавшееся в период войн.
Идеалом первой половины XVII века служит смелый молодцеватый мужчина, зрелый и опытный создатель своей судьбы галантный.
У каркасного испанского костюма линии становятся более плавными и естественными, он становится более подвижный с декоративными отделками.
Силуэт – завышенная талия, длинные панталоны, распущенные волосы заканчивается широкополой шляпой.
Из одежды уходят подбивки и всякие внутренние прокладки.
К 20-м годам куртка становится более легкой и удобной,а штаны – широкими.
На смену длинным сапогам приходят сапоги с мягкими голенищами средней высоты…
Появляется первая перевязь для ношения шпаги. Это широкая лента из парчи, частенько богато украшенная, и какое-то время являющаяся неизменной частью форменной одежды.
В 17 веке впервые в Европе начинают изготавливать обувь на левую и правую ногу.
Материалом для подошвы и каблуков(каблуки становятся высокими) становится пробка, обтянутая кожей или тканью…
Существенный вклад с моду привносит Германия – своей воинственностью и вызывающимся характером.
В женском костюме начала 17 века изменения касаются прежде всего юбки, из которой пропадает толстая прокладка на бедрах.
Сам каркас которой меняется на более широкий и округлый, юбка ниспадает до пола мягкими складками.
В 30-е годы XVII столетия появляется само понятие “мода”.
Тон в одежде начинают задавать более мягкие и сдержанные французские нравы, бесформенность и экстравагантность уходят на второй план.
В послевоенной Германии идеальными считаются образы умеренного поведения – образцовый кавалер и элегантная дама – основные персонажи моды на долгое время, на смену испанской моде окончательно приходит мода французская…
Английский двор Карла 1 по роскоши и элегантности опережает двор Людовика XIII, который приходит в упадок.
Французские короли и придворные остаются основными законодателями моды в тот период.
Французские манеры быстро распространяются по всей Европе и довольно часто меняются.
В начале 17 века происходят первые попытки систематизировать эволюцию костюма,что наглядно отражается в изобразительном искусстве – картинах того времени.
Гравюры с изображением мод демонстрируют не только примеры внешнего вида представителей высшего общества, но и их умение держаться…
———————
Вторая половина XVII века
Мужской костюм.
В мужском костюме середины XVII в. продолжается влияние мушкетерской одежды со свойственной ей подтянутостью и военной выправкой.
В начале второй половины столетия формируется новый идеал мужской красоты, связанный с подражанием Людовику XIV.
Для женщин идеалом становится надменный мужчина с тонкими чертами лица и мелодичным голосом, с элегантными и изысканными манерами, ловкий наездник и танцор.
В костюме мужчин преобладает много элементов оборок, вышивки(рубашки), кружев(воротники,оборки и проч) и прочей роскоши в отделке.
В этот период появляются широкие штаны – ренгравы длиной до колен.
Жюстокор (позднее упрощенное название- камзол, кафтан)
К концу 17 века появляется жюстокор (камзол), новый вид придворной одежды, заимствованный из военной униформы.
Эта одежда прилегающего силуэта, длиной до колен и расширяющаяся к низу.Этот вид костюма становится наиболее популярным у аристократов.
Он шьется из парчи и украшается лентами и вышивкой золотой и серебряной.
Впервые появляются на камзолах прорезные карманы с большими клапанами…
Позднее жюстокор (камзол,кафтан)становится неотъемлемой частью военной униформе,где его различие в покрое, цвете и отделке показывают принадлежность к роду войск.
В сочетании с ним носят кюлоты, которые закреплялись над коленом и удерживали чулки различных цветов- красные или голубые, но наиболее распространенные – белые.
Чулки украшались вышивкой.
Кюлоты шьют из бархата, шелка и шерсти, по цвету они согласуются с камзолом-жюстокором.
Внизу у коротких штанов на парчинах разрез-застежка и манжета.
Кюлоты так же имели различные виды карманов : как во вше,так и прорезные.
Таким образом к концу XVII-началу XVIII веков постепенно сформировывался единый вид мужского костюма: камзол(кафтан, сюртук), жилет, рубашка и штаны.
На голове – парик, шляпа с перьями, дополняет образ – кружевной воротник.
Верхней одеждой служили различные плащи : с рукавами и без на яркой шерстяной
подкладке.
Мужской костюм завершается плотными туфлями или полусапожками на высоких ,чаще красных каблуках…
——————————————–
——————————————————————————–
В целом, в интеренете дано очень много инфы по вопросу костюмов 17 века.
например,из литературы -источника есть книга Анна Блейз
История в костюмах – от фараона до денди
из неё:
———————————————————————————-
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ второй половины XVII века.
История женского костюма эпохи XVII века состоит из 4-х периодов, каждый из которых соответствует четырем наиболее влиятельным фавориткам короля, начиная от мадам де Лавальер и заканчивая мадам де Ментенон.
Дамский костюм меняется очень часто.
Тон в одежде задают наряду с фаворитками смелые придворные дамы, изобретающие новые оригинальные костюмы и появляющиеся в них в высшем свете.
Мода на новинки в одежде частенько приобретает характер ажиотажа.
Изменения в силуэте женского костюма во второй половине XVII в. начинаются с уменьшения объема рукавов, вместе с тем длина его укорачивается до локтя, снизу украшаясь оборкой и проч. отделками.
В моде дорогие и тяжелые ткани темных тонов,для живописных летних платьев используют тончайшую газовую ткань и изящные кружева, атласные ленты.
Эпоха барокко в самом разгаре…
Украшения лифа платья от выреза декольте до талии часто представляет собой непрерывную линию из плавно уменьшенных бантов, которую называют – лестницей.
И в женском и мужском костюме отделки находятся именно спереди костюма, что знаменуют,что к королевским особам нужно всегда стоять лицом.
К концу столетия женский костюм опять подвергается сильной стилизации и искусственности.
Формы одежды приобретают неподвижность, появляется железный каркас, состоящий из обручей для юбки.
Верхняя юбка разрезается и поднимается на боках, показывая этим подшивку и нижнюю юбку.
Низ платья состоит из трех отдельных юбок, каждая из которых имеет свое кокетливое название.
Самая нижняя – секрет, называется “тайная”, поверх неё надевалась фрипон – “шалунья”, верхняя – модест обозначалась как “скромная”.
Корсет лифа состоял из китового уса, весил около кг и сильно зашнуровывался , аж до 40 см.
Красота требовала жертв…увы…)
В этот период появляется особое искусство – демонстрация изящной ножки в туфельке…
В 90-х годах 17 века профиль силуэта изменяется благодаря волосяной прокладке, расположенной сзади ниже талии и высоко поднимающей драпировку юбки.
Драпировки фиксируют сзади и по бокам с помощью заколок и специальных украшений.
——-
*
О женском костюме можно писать поэмы…Однако, на этой странице закончу свое краткое путешествие в историю костюма Европы в XVII века.
Дополнительно читайте дальше в блоге…
*
———————————————
костюм XVII века различных стран Европы.
Гравюры немецких авторов Брауна и Вильгельма фон Дица из книги “Об истории костюма” (Louis Braun, Wilhelm von Die “Zur Geschichte der Kostüme” Мюнхен, 1880)
——————————
Читайте так же:
Костюмы XVII в. Часть 1: История.Ткани. Мода.Стилизация.Крой.Подлинники.
Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX вв.Часть 2:XVIII-нач XIX вв
Рубахи нательные и праздничные 13-17 вв.Подлинники. Крой.История.
ВОРОТНИК. Часть 1: фреза,брыжи,раффы, оплечье и др. МК, подлинники
Костюмы 17 в.история,мода,стилизация,крой.
Крой мужского костюма 1600-1900 гг. Подлинники,гравюры,картинки
Мужская ОБУВЬ 13-19 вв.История.подлинники.Гравюры
Костюм в России XV-нач – XX в. Книга.Иллюстрации из неё.
Выкройки моды 1660 г по 1860 г. Крой, Подлинники,Реконструкция
Костюм XVI в.: История и картинки по рукописи 1580 года.
Старинное кружево,шитье,вышивка в одежде.Часть 1:История, подлинники.
ЖИЛЕТЫ 17-20 в:История, подлинники, реконструкция, крой
Плащи с пелериной, пальто с пелериной и др, Часть1: история,крой, реконструкция
ПЛАЩ- накидка XVIII-XIX вв.Крой, пошив, МК
История Российской гвардии 1700-1800 гг. Книга.