Модно быть здоровым для дошкольников
Консультация для родителей
(Детей старшего дошкольного возраста)
«Быть здоровым – стильно, модно!»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия : миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим человеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности.
Реализация ФГОС дошкольного образования призвана решить множества накопившихся вопросов и несоответствий. На федеральном уровне ФГОС определяет, какой должна программа дошкольной организации, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития, с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
Здоровьесбережение ребенка – эта одна приоритетных задач в педагогике. Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания зож, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета – все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации – с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений – как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации».
«Берегите здоровье смолоду!» – эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
- Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.
- Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.
- Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;
- В-третьих, , культура питания.
- Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
– Витамин А – морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
– Витамин В – мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
– Витамин С – цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
– Витамин Д – солнце, рыбий жир (для косточек).
- В-четвертых, это гимнастика, физ.занятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. “Береги здоровье смолоду”. Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.
** В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
** Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
** Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
** Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.
Я как педагог хочу дать вам несколько полезных советов по формированию здорового образа жизни.
1. Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении.
2. Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:
– знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
– умение правильно строить режим дня и выполнять его;
– умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;
– умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
– знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
– понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
– знание основных правил правильного питания;
– знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
– умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
– знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
– понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
3.Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.
Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:
- осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
- повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.
- развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др.
Изменение условий игры способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.
Например:
«Черепаха» – ребенок имитирует медленное движение головы черепахи.
«Рисуем круги» – ребенок сидит на стуле , поднимает ногу и вращает коленом , как будто рисует круги
«Волшебная мельница»- ребенок представляет, что его руки лопасти волшебной мельницы, которые могут, скалываться и распрямляться ,вращаться в разные стороны.
По данным Министерства образования и науки РФ, самой острой проблемой остается низкий уровень физической подготовленности, физического развития детей и высокий уровень заболеваемости. В нашем саду для улучшения показателей ведется планомерная работа.
Разработана оздоровительно – профилактическая программа «Здоровый дошколенок»; побудки, корригирующая гимнастика, ходьба по массажным коврикам, утренняя гимнастика, физкультурные занятия в зале и на свежем воздухи, посещение детьми спортивных кружков и секций.
Внедряются педагогические проекты направленные на формирование культуры ЗОЖ.
Здоровье – это ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезни и укрепления здоровья.
Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Мы желаем Вам быть здоровыми!
Литература:
«Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС»
Авторы – составители
А.Я Витохина, Л.Ю Крылова
Издательство «Учитель -2013 год»
«Родительские собрания в детском саду»
Авторы – составители
С.В Черкова
Москва «ВАКО» 2010 год.
Сайт «Социальная сеть работников образования»
Консультация для родителей
(Детей старшего дошкольного возраста)
«Быть здоровым – стильно, модно!»
Составил :
Воспитатель СП ГБОУ СОШ № 12
г.Сызрань
Каргина Людмила Алексеевна.
2014 год
Светлана Реутова
Педагогический проект «Здоровым быть модно»
Программное содержание:
1. Расширять и закреплять знания детей о здоровом образе жизни.
2. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
3. Повышать профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме «здоровый образ жизни всегда в моде»
4. Формировать у детей убеждение о необходимости беречь свое здоровье
5. Научить детей элементарным приемам сохранения здоровья.
Актуальность проекта
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Педагоги ДОУ очень обеспокоены состоянием здоровья дошкольников, их физическим развитием. Известно, что дошкольный возраст – решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки ЗОЖ, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Следовательно, именно ДОУ необходимо активно использовать здоровьесберегающие технологии, их оптимальную и рациональную организацию в решении воспитательных, развивающих, оздоровительно-профилактических задач.
Цели и задачи:
-создание благоприятных условий для воспитания у детей устойчивых навыков здорового образа жизни, формирование гармоничной личности с активной жизненной позицией.
-прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
-формировать осмысленное и осознанное отношение к физической культуре и к здоровому образу жизни.
-воспитывать общую культуру поведения и потребность зож.
-совершенствовать физические качества детей.
-повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей.
Паспорт проекта:
продолжительность: краткосрочный (сентябрь – октябрь-ноябрь,)
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, инструктор по физической культу,родители.
Вид проекта : практико-ориентируемый, групповой.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение у детей и родителей представлений о здоровом образе жизни.
2. Выработка новых форм работы с родителями.
3. Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния.
4. Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение полгода; изменение группы здоровья в благоприятную сторону.
5. Формированиеу детей и родителей желания и стремления вести здоровый образ жизни.
6. Формирование у родителей желания изготовить физ. оборудование для группы.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду
2. Белая К. Ю., Зимонина В. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 3. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС,2003
4. Каштанова Т. В, Организация оздоровительногоцентра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
5. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях.
6. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005
7. Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников.
8. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
9. Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве»
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (15.09.2015 – 01.10.2015)
Цель: ознакомление и изучение теоретических материалов инновационных методик и педагогических технологий по зож;
– подбор пособий и инвентаря по физическому развитию;
– подбор художественной литературы и иллюстративного материала по данной теме;
– подбор музыки для релаксации и отдыха;
– провести сравнительный анализ заболеваемости детей в группе за последние 2 года;
– разработка серии конспектов, комплекса мероприятий по оздоровлению детей, методических рекомендаций для родителей по формированию здорового образа жизни детей;
2 этап- основной (01. 10.2015-15.11. 2015)
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ (ответственные: воспитатель, инструктор по физ. культуре)
Ежедневная профилактическая работа с детьми в доу :
– Утренняя гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).
– Гимнастика пробуждения.
– Облегченная одежда в группе.
– Прогулки каждый день с подвижными играми.
– Психогимнастика.
– Игровой самомассаж.
– Коммуникативные игры
– Пальчиковая гимнастика.
– Физкультминутки.
– Подвижные и спортивные игры со всей группой.
– Самостоятельная двигательная деятельность.
Сентябрь: (ответственный : воспитатель)
Работа с детьми
Беседы:
– «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»;
– «Мой любимый сок»
–«Зачем нужно мыть руки»
– чтение потешек, используемые при мытье рук, умывании.
– рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.
НОД:- ЗОЖ «Где прячется здоровье?»
– Рисование «Как мы играем на прогулке».
-Аппликация «Блюдо с овощами и фруктами»
-Лепка «Овощи в корзинке»
Сюжетно ролевые игры:
«Поликлиника»
Экспериментальная деятельность:
-Вода и ее свойства.
Работа с родителями:
-анкетирование «Ваши дети и их здоровье»
-Оформление папки – передвижки «Здоровый образ жизни семьи».
-Беседа «Что такое зож».
-презентация «Если хочешь быть здоров»
-составление памятки «Здоровье- главное богатство человека»
-физкультурный праздник «Я здоровье сберегу,сам себе я помогу» (ответственный: инструктор по физ. культуре)
Октябрь:: (ответственный : воспитатель)
работа с детьми:
Беседы:
– «Почему мы любим прогулки»
– «О пользе витамина С»
–заучивание пословиц и поговорок о здоровье.
Нод:
-экология «Во саду ли,в огороде мы нашли дары природы»
-рассказывание «Такие разные овощи и фрукты.»
– лепка «Осенний урожай овощей»
– аппликация «Фрукты на тарелочке»
Сюжетно- ролевые игры : «Овощной магазин»
Экспериментальная деятельность:
– Значение воздуха для организма.
Работа с родителями:
-оформление папки- передвижки «Питание детей старшего дошкольного возраста»
-семинар – практикум «Игры на кухни»
-презентация «Целебные свойства овощей и фруктов»
-спортивный праздник «Быстрее, выше, сильнее»(ответственный: инструктор по физ. культуре)
-консультация «Безобидные сладости»
Ноябрь :: (ответственный : воспитатель)
Работа с детьми:
Беседы:
–«Для чего нужно делать зарядку»
–«Прогулки в выходные всей семьей»
–«Что такое болезнь.»
– рассматривание плаката «Строение тела человека»
Нод :
-ЗОЖ «Что мы знаем о гигиене»
-ЗОЖ «Кожа, ее строение и значение»
-составление рассказа на тему «Как мы ходили на стадион»
-рисование «Витамины на нашем столе»
-лепка «Гроздь винограда»
Сюжетно- ролевые игры: «Аптека»
Экспериментальная деятельность:
– Значение воздуха для организма.
Работа с родителями:
-оформление папки- передвижки «Наши занятия физкультурой.»
-консультация «Закаливание детей»(ответственный мед. сестра)
-фото- выставка «Как мы закаливаемся в детском саду»
-составление памятки «Нетрадиционные методы закаливания».
Чтение художественной литературы (сентябрь- ноябрь)
К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Правила поведения для воспитанных детей» Г. П. Шалаева, О. М. Журавлёва, Ю Тувим «Овощи», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»,И. Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной», А. Крылов «Как лечили петуха», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Прокофьев «Как на горке, на горе», Л. Н Толстой «Косточка», К. Ушинский «Лекарство» и др.
3 этап- заключительный (23. 11.2015.-30.11.2015)
Цель: анализ достижения поставленных целей и получаемых результатов -обобщение результатов работы.
-итоговое занятие «Азбука здоровья»
-презентация «Приобщение детей к здоровому образу жизни».
-подведение итогов реализации проекта.
Рекомендации для детей:
– проводить регулярные экскурсии на стадион «Редуктор»
-просмотр презентаций
-проведение занятий по данной теме
Рекомендации для родителей:
-посещение дней открытых дверей в доу.
-посещение консультаций по данной теме.
-принимать активное участие в совместных мероприятиях по зож совместно с детьми и педагогами доу.
-составление памятки по данной теме.
Рекомендации для педагогов:
-продолжать работу по данному проекту.
-проводить консультации для педагогов и родителей.
-создание презентаций по данной теме.
Дальнейшее развитие проекта.
Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя все направления.