Модно ходить в школу детям

Как права ребенка сочетаются с его обязанностями и школьными требованиями?

О том, что у ребенка есть особые права знают даже сами дети. В России действует Конвенция о защит прав ребенка, но кроме нее еще есть Федеральный закон «Об образовании РФ». Как сочетаются между собой два этих документа, и что делать, если у ребенка возникают какие-либо проблемы? Именно в этих нормативно-правовых актах есть ответы на многие вопросы, которые возникают у родителей и учителей. Ознакомимся с основными правами детей подробнее.

Должен ли ребенок ходить в школу?

Все родители знают, что в России действует всеобуч. Это значит, что дети в возрасте с 7 до 8 лет должны приступить к учебе. Если родитель этого не обеспечит, его могут привлечь к административной ответственности, а то и вовсе лишить родительских прав. Но, как оказалось, в школу то при этом можно и не ходить. Именно так сказано в ч.3 статьи 52 Закона об образовании:

Каждый ребенок имеет право на домашнее образование. Родители имеют право выбирать форму обучения детей.

Эта норма никак не связана со здоровьем ребенка. То есть, абсолютно здоровый ребенок имеет полное право не посещать школу и учиться дома. Правда, при этом ему все равно придется проходить промежуточные и итоговые аттестации в школе. То есть, сдавать тесты и экзамены.

Кстати, изменить форму обучения можно в любой момент. Не обязательно решать, нужна ли ребенку обычная традиционная школа перед первым классом. Да и отдать в первый класс ребенка можно и позже 8 лет. Правда, в этом случае только по состоянию здоровья.

Могут ли отказать в переводе в другую школу?

В этом вопросе ситуация двойственная:

  • администрация школы, где учится ребенок, не может возражать против того, чтобы он перешел в другое учебное заведение;
  • администрация другой школы может принять ученика только при наличии свободных мест.

Кроме того, препятствие для такого перехода возможен только в школу соответствующего уровня (например, переход 10-классника из обычной школы в физико-математическую мало вероятен). Кроме того, необходимо согласие директора той школы, куда ребенок хочет перейти, и наличие там свободных мест.

Можно ли оставить ребенка на второй год?

Многих родителей волнует вопрос, на каком основании могут оставить ученика на второй год? Оказывается, это возможно:

  • по инициативе самих родителей;
  • в связи с неусвоением школьного материала, по инициативе администрации школы.

Если ребенок по итогам года имеет две неудовлетворительные отметки, то он может быть оставлен на второй год или переведен в класс коррекции. Как сказано в законе:

Если у ребенка одна двойка, то по согласованию с родителями он может быть переведен в следующий класс.

В этом случае родители отвечают за то, что ребенок исправит оценку в течение года. Для исправления дается две попытки.

Внеурочка обязательна?

По закону нет. В ч.14 статьи 34 ФЗ об образовании сказано, что ученики гражданских школ не обязаны посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом. А это любые кружки, секции и подобные мероприятия. Кроме того, этой же статьей предусмотрено, что принудительное привлечение учащихся в общественно-политические организации не допустимо.

Ребенок имеет право на уважение

Каждый ребенок — личность. Поэтому взрослые не имеют право унижать его достоинство. В статье 15 ФЗ «Об образовании» сказано:

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников и педагогов. Применение методов физического и психического насилия не допускается.

Конечно, учителя не хотят нарушать закон. Но получается далеко не всегда, ведь многие педагоги попросту не думают о законности своих действий. Они, к сожалению, оскорбляют учеников, унижают их и даже иногда применяют физическую силу. Ничего этого делать нельзя. Поэтому. если со стороны учителя присутствует грубость, родителям необходимо вмешаться и поднять вопрос о профпригодности педагога.

Школа несет полную ответственность за учеников

А это значит, что в первую очередь образовательная организация обязана заботится о здоровье учеников. Поэтому:

  • расписание уроков должно быть составлено с учетом медицинских показаний;
  • у детей должен быть перерыв для завтрака, то есть длинная перемена после первого урока;
  • учебная нагрузка должна соответствовать возрасту ребенка.

В школе обязательно должны проводиться профилактические мероприятия.

Источник

Дорога к знаниям не всегда бывает легкой, как в прямом, так и в переносном смысле.

Когда родители только начинают выбирать школу своему малышу, они уже задумываются, как он будет добираться до школы и обратно?

Как правило, первое время ребенка провожает до школы или обратно кто-то из взрослых: родители, бабушка или дедушка, иногда няня или иной взрослый, которому родители платят за услугу “сопровождения” (сегодня даже появилось такое явление, как “автонянь” – люди, которые подвозят детей прямо до школы на автомобиле).

★ В любом случае, отправлять первоклассника с первого же дня в школу одного неприемлемо. Даже если Вы живете в маленьком городе, где все друг друга знают, а школьное учреждение находится в 5 минутах ходьбы от дома, ребенку необходимо время на привыкание и подготовку к такой самостоятельности и ответственности.

Психологи не рекомендуют отпускать ребёнка в школу одного до достижения им возраста 10 лет (для больших городов), в случае небольших населенных пунктов – как минимум, не ранее 7-8 лет.

Прежде чем начать отпускать ребенка в школу одного, следует провести с ним подготовительную работу (как правило, адаптационный период занимает 2-3 месяца):

  • убедиться в физиологической готовности ребенка к самостоятельным походам в школу: может ли ребенок сам открыть-закрыть дверь, вызвать лифт и т.к. Все эти процедуры необходимо пройти десятки раз так, чтобы Вы точно знали, что у ребенку не потребуется помощь взрослого ни на одном этапе.
  • проверить, насколько хорошо ребенок знает дорогу до школы и ориентируется в пространстве. Если способов добраться до школы несколько, нужно “протестировать” все варианты. Нужно активно проговаривать дорогу и правила поведения с ребенком: что делать на светофоре, если подойдет незнакомый человек (и скажет, что он “от мамы”), если на дороге встретится агрессивная собака, если сел телефон, если пристали старшеклассники и т.д.
  • не отпускать ребенка одного в школу, если недавно он пережил сильный стресс, например, потерю близкого человека или любимого питомца. Ребенок может быть слишком рассеянным и повести себя непредсказуемо.
  • снарядить ребенка полезными гаджетами для безопасности и обучить его ими пользоваться. Например, помимо телефона для связи, сейчас родители пользуются также “умными часами” для контроля местонахождения и связи с ребенком.

Как бы то ни было, каждый случай индивидуален: родителям стоит ориентироваться не на общепринятые нормы и не на то, в каком возрасте самостоятельно ходят в школу дети соседей или знакомых, а оценивать психологическую и физиологическую готовность своего ребенка к такому новому опыту. Некоторые дети не могут быть готовы к этому и в 10-11 лет.

К тому же, следует учитывать и особенности маршрута: если он сложный или опасный (например, придется добираться на общественном транспорте с пересадками), то стоит подождать.

???? Понравилась статья? Палец вверх!

???? ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

???? С какого возраста не стоит брать мальчика в женские раздевалки, а девочек – в мужские?

???? 5 причин заказать своему ребёнку готовый набор игрушек!

???? Ребёнок ударил маму: как правильно реагировать? Пять простых шагов!

???? ВАШИ ДЕНЬГИ –Новый полезный канал о домашних финансах!

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????

???? Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????

Книга 100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя – от 299 руб.!

Источник

И как контролировать его местонахождение

Ваш малыш, вроде недавно мило посапывающий в кроватке, идет в школу. Вместе с беспокойным ожиданием – как отнесется учитель, как вольется в коллектив, встает вопрос: когда его можно одного отправить в школу?! Дорога к знаниям в современном мире терниста и в прямом, и в переносном смысле.

По мнению психологов, обычно ребенок готов к самостоятельным походам в школу к 10 годам (для больших городов). Жители маленьких городов отпускают своих детей уже с 7-8 летнего возраста. 

Ситуации разные – подход един. Во всех случаях этапы подготовки к самостоятельным походам будут одни и те же.

1. Для начала требуется оценка вашей ситуации

  • большой или маленький город проживания;
  • есть помощники или нет, график работы, расписание уроков у ребенка;
  • каким образом добираться: на машине, общественным транспортом, пешком;
  • степень адаптации ребенка к школе и т.д.

Согласитесь, если школа находится прямо во дворе и ее вход виден с вашего окна – это одно, а когда до школы приходится идти пешком минут 15-20 или добираться общественным транспортом – это другое. 

Если вы живете в маленьком городе, где все друг друга знают и школа в 5 минутах ходьбы от дома, то ребенок спокойно может добираться до нее самостоятельно уже с 3 месяца обучения. Почему не с самого начала? У ребенка будет адаптационный период, поэтому важно быть рядом. Его внимание может сосредоточиться на том, что происходит в стенах школы, а не вовне. Он может быть рассеянным по дороге в школу. 

Если вы живете в большом городе и до школы приходится долго добираться, то тут нужно грамотно скоординировать свои действия. Четко понимать, за сколько времени до работы вы будете отводить ребенка, может ли вас кто-то заменить, договоритесь ли с другими родителями отводить детей по очереди и т.д.

После того, как у родителя в голове сложится полное видение ситуации, нужно перейти к анализу психологической и физической готовности ребенка. 

2. Анализ психологической и физической готовности ребенка

Начнем с физической. У многих появятся здесь вопросы – что это за готовность? Оцените следующие моменты: достает ребенок до домофона, нужной кнопки в лифте? Ему реально самому будет открыть дверь, дотянуться ключом до замочной скважины? 

Теперь о психологической готовности: 

  • ребенок хорошо ориентируется в пространстве;
  • уже привык к району, где живет, к школе;
  • знает хорошо дорогу туда и обратно;
  • у него не было пережито никаких стрессов – потерь кого-либо из близких, развода родителей, тяжелой болезни. 

Если ребенок достаточно психологически подготовлен к самостоятельности, то следующий этап у него займет несколько месяцев. Если же ребенку пришлось пережить сильное горе, то он растянется на тот период, пока ребенок не восстановится.

3. Подготовительный этап к самостоятельным походам в школу

Это время, когда вы провожаете ребенка в школу. Но не просто ведете за ручку и несете портфель, но и активно обсуждаете с ним дорогу. Проговариваете правила поведения в лифте, на светофоре; что делать, если рядом окажется собака и т.д. 

После того, как поймете, что ребенок усвоил ваши рекомендации, то приступайте к обсуждению более сложных ситуаций – что будешь делать, если сел телефон/придираются старшеклассники/подошел чужой человек и сказал, что он от мамы? 

Пусть ребенок сначала сам попытается найти выход из ситуации. Потом обсудите варианты: его и предложенный вами. 

Можете дать ребенку несколько «взрослых» способов разрешение проблемы. Например, если придираются старшеклассники, то не бойся просить помощи у учителя, не реагируй на угрозы, а вернись в школу и объясни ситуацию педагогам (пусть даже и не своему учителю). 

Придумайте пароль для чужого: если он говорит, что от мамы, пусть ребенок просит назвать кодовое слово. Которое должно быть известно только вам с ребенком – подметьте, что его должны знать только вы, одноклассникам не надо о нем говорить. 

Также можно сделать карту района, где отметить светофоры, опасные пешеходные переходы и дома повторять маршрут. Иногда в школах такие карты делают для всех первоклашек и вклеивают в дневник. 

4. Самостоятельный поход в школу

На этом этапе ребенок отправляется один в школу. Здесь важно найти подходящий способ контроля. Благо, что современные гаджеты не ограничивают родителей в выборе.

Дадим характеристику наиболее распространенным.

Мобильный телефон

Многие опытные родители отмечают, что ребенку лучше на этом этапе купить недорогой и простой в использовании телефон. Дети младшего школьного возраста часто теряют свои вещи, телефоны, дорогие, в том числе. Поэтому не стоит создавать лишних стрессовых ситуаций – отдайте свой старый или купите недорогой. Чтобы не страшно было потерять, разбить. 

Занесите необходимые номера. ВНИМАНИЕ! Если сим-карта ваша старая – проверьте, чтобы на ней не остались старые номера. Должны быть только основные: родителей, учителя. 

Убедитесь, что ребенок умеет пользоваться именно этой моделью. 

Такой вариант подойдет, если с ребенком будете связываться с помощью звонков.

Но современные технологии не стоят на месте и выпущены специальные приложения для смартфонов, которые способны «отследить» местоположение ребенка. Они позволят определить, пришел ли он домой, его местонахождение, а также уровень зарядки устройства. Некоторые платные приложения имеют тревожную кнопку: нажав на нее, ребенок может сообщить о проблемах. 

Тут важно помнить, что данные приложения могут быстро разряжать смартфон. 

Кроме того, сотовые операторы предлагают подобные услуги. О местонахождении ребенка вам на телефон будут приходить смс. Подробно о стоимости услуги и способах ее оказания нужно узнавать у представителей операторов. 

Умные часы

Часы, которые синхронизируются с любым смартфоном и управляются дистанционно. С помощью них вы сможете узнать, где находится ваш ребенок. Современного помощника можно настроить так, что к вам будут приходить уведомления, когда он вернулся из школы (зашел домой). 

Правда, следует учесть, что рынок предлагает множество моделей умных часов. Поэтому нужно определиться с какой конкретной целью покупаете их и, уже исходя из этого, выбирать модель. 

GPS-трекер

Специальный прибор, который на основе полученных от спутников сигналов, определяет свои координаты и передает их на сервер, где они обрабатываются. Родители, в свою очередь, получают уведомления о том, где находится ребенок с трекером.

При покупки данного гаджета, следует учесть, что если самостоятельно его заказать с иностранного сайта, то при доставке в Россию могут возникнуть проблемы на таможне. Существуют специальные фирмы по продаже и обслуживанию данных приборов. Воспользоваться их услугами будет рациональней. 

Советы бывалых

А что же говорят по этому поводу родители, дети которых уже школьники и сами дети? 

Вот их ответы из соцсетей: 

Геннадий Горожанкин

Надо смотреть по ребенку, некоторых и в 10 опасно отпускать. Отслеживать, есть же много устройств. Часы, телефоны, отзвонился. Либо отписался

Сергей Кузакин

С 12 лет, контролировать можно, либо по телефону, либо специальными приложениями с телефона, либо чтобы в школах были онлайн-камеры в каждом классе, чтобы родитель смог зайти на сайт школы, и посмотреть, что да как…

Наталья К.

Первое время вам все равно придется провожать и встречать первоклашку, того требует школа, вот за этот период выучите с ребенком наиболее оптимальный маршрут и пусть ходит сам, а водить можно и до одиннадцатого класса!

Родион Зачинов

Мне 16. Школа в своем микрорайоне, сам хожу с 1 класса. Следить можно через оператора связи

Советы бывалых не противоречат нашим рекомендациям. Позаботьтесь о безопасности ребенка, тогда и адаптация в школе пройдет спокойней и быстрее. И у вас, и у вашего ребенка.

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.

Источник

Если ваш малыш родился осенью или зимой, вы наверняка уже задумывались, в каком возрасте отдать его в школу — в 6 или почти в 8 лет. Когда и как понять, стоит ли торопиться, или, наоборот, лучше продлить беззаботную жизнь ребенка еще на год — расскажем в этом материале. А также узнаем, что по этому поводу думают эксперты.

Согласно букве закона

Закон трактует мучающий многих родителей вопрос однозначно — согласно ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» дети должны идти в школу не раньше 6,5 лет и не позже 8. Т. е. если к 1 сентября ребенку меньше шести с половиной лет, то, каким бы умным и развитым он ни был, со школой придется повременить. Если же возраст ребенка укладывается в допустимые законом рамки, то решение о начале учебы принимают сами родители.

«Школьная зрелость»

6 или почти 8: во сколько лет отдавать ребенка в школу?

Чтобы не навредить ребенку, сделав неверный выбор, следует правильно оценить степень его «школьной зрелости», которая складывается из нескольких компонентов:

уровень подготовки — умеет ли малыш читать и писать, аккуратно ли раскрашивает и рисует, насколько развита мелкая моторика (лепка, обращение с ножницами, нанизывание бусин и пр.);

уровень подготовки — умеет ли малыш читать и писать, аккуратно ли раскрашивает и рисует, насколько развита мелкая моторика (лепка, обращение с ножницами, нанизывание бусин и пр.);

здоровье — не слишком ли часто ребенок болеет («часто» — это раз в полтора-два месяца), есть ли хронические болезни, в норме ли состояние «трех китов» организма будущего школьника — зрения, позвоночника и желудка, быстро ли устает, нуждается ли в дневном сне;

темперамент — непоседлив малыш или усидчив, способен ли сосредоточиться на одном занятии дольше 15 минут, проносится ли вихрем по детской площадке, расталкивая других детей, или предпочитает спокойно играть со сверстниками;

мотивация — хочет ли ребенок поскорее сесть за парту, охотно ли отзывается на предложение почитать или решить простой пример, расстраивается ли при мысли о расставании с детсадом.

Пол имеет значение

6 или почти 8: во сколько лет отдавать ребенка в школу?

Как правило, девочки-шестилетки быстрее и успешнее адаптируются к школе, чем их ровесники-мальчишки. Кроме того, девочки быстрее развиваются, им становится неинтересно учиться в окружении «малышни», если в классе они самые старшие. Поэтому, если вернуться к «законному» диапазону возраста первоклассника — от 6,5 до 8 лет — то девочек рекомендуется отдавать в школу ближе к его нижней границе, а мальчиков — к верхней. Но, разумеется, все дети разные и решение в каждом случае принимается индивидуально.

Если все же сомневаетесь

6 или почти 8: во сколько лет отдавать ребенка в школу?

Если определить готовность ребенка самостоятельно вы затрудняетесь, вам на помощь всегда придут:

Важно!

Если вы сами замечаете, что ребенок в целом развит, но не «дотягивает» до школы по отдельным параметрам, например, не может долго усидеть на одном месте, теряется в незнакомой обстановке, не может справиться с письмом, чтением или счетом, не стоит уповать, что «в школе со всем разберутся». Лучше не подвергать ребенка стрессу и подождать еще год.

Наталья Волошина

Комментарии специалистов

Ольга Веденеева, психолог

Каждый ребенок индивидуален, но, если обобщать, то лучше отдать ребенка в школу в 8 лет, чем в 6. Идеального возраста для поступления в целом нет, т.к. каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому и говорят про психологическую готовность к школе. Психологическая готовность школе складывается из двух аспектов. Во-первых, личностной готовности, т.е. ребенок должен хотеть ходить в школу, приобрести новый социальный статус. И, во-вторых, из интеллектуальной готовности. В 6 лет ведущей деятельностью пока еще остается игровая, а не учебная, поэтому познавательная мотивации пока еще неустойчива. В возрасте 6 лет преобладает непроизвольная память, концентрировать внимание ребенок может максимум 10-15 минут, поэтому возможны проблемы с заучиванием материала и усидчивостью. Кроме того, примерно до 7 лет ребенок воспринимает оценки как характеристику всей его личности, а не просто оценку за какое-то конкретное задание. Поэтому в 1 классе ставить оценки нельзя, но учителя не всегда следуют этому правилу.

Светлана Левченко, учитель начальных классов первой категории

В вопросе решения дилеммы «когда отдавать ребенка в школу» решающим фактором, все-таки, должен быть именно аспект психической и эмоциональной готовности. На мой взгляд, даже сформированности первоначальных предметных умений («счет в пределах 10» или «слоговое чтение») родители часто уделяют незаслуженно больше внимания. Помимо этого, в моей практике были случаи, когда родители ориентировались на совершенно посторонние вещи, например, на то, что именно у желаемого учителя в этом году набор, или на то, что все одногруппники с детского сада идут в один класс, и им непременно надо попасть к ним. Я считаю, родители в этом вопросе должны проявить особую чуткость и ответственность, ведь именно от первых лет в школе зависит познавательная активность ребенка, которая пройдет с ним через всю жизнь. Универсального совета тут не может быть. Если ребенок в 6 лет в должной степени осознает свою новую социальную роль «ученик», если он понимает, что такое школа, если у него сформирован интерес к процессу обучения — нет смысла тянуть еще год, жалея его детство. Потому что со временем интерес может угаснуть, еще один год с бабушкой или в садике затормозит его естественное развитие. Однако если время, казалось бы, подошло, но у малыша, пусть даже в 7 лет, нет эмоциональной готовности, он еще не перешел эту психологическую границу, то без работы со специалистами приводить такого ребенка в школу — это насилие над его личностью, которое впоследствии даст негативные плоды в старших классах. Не нужно рассчитывать на то, что за лето ребенок «подтянется», или, тем более, что он «втянется» в процессе. Такие дети, независимо от их возраста, тяжело адаптируются, плохо концентрируются, как следствие — у них формируется «ситуация неуспеха», снижается самооценка. Сейчас при детских садах есть кабинеты психолога и логопеда, в которых проводятся диагностики. Родители могут обратиться к ним или в многочисленные детские центры за консультацией, если сомневаются в том, что их ребенок готов к школе. Предметные знания можно будет подтянуть, если есть главное — психологическая и эмоциональная готовность. Именно этот фактор, а не возраст будущего ученика, должен оставаться главным.

Наталья Гриценко, врач-педиатр детской поликлиники «Клиники доктора Кравченко»

Существует понятие «школьная зрелость» — физиологическая и психологическая. И именно она, а не паспортный возраст ребенка должна определять готовность малыша к школьному обучению. Например, ребенок родившийся глубоко недоношенным, физиологически может быть не готов к школе. Но чаще оказывается так, что недозревает к школе только нервная система. Это так называемая минимальная мозговая дисфункция, когда неврологический диагноз у ребенка снят, но полностью функции зрелой нервной системы он выполнять еще не может. Это встречается у детей, перенесших в родах острую гипоксию мозга, родовые травмы, имеющих нарушения мозгового кровообращения на первом году жизни. Мозг такого ребенка будет быстрее утомляться во время урока, нуждаться в более длительном периоде отдыха, к 3-4 уроку способность концентрировать внимание будет резко падать. Есть дети психологически неготовые к школе. При этом ребенок может прекрасно читать и считать, но не понимать, что такое школьная дисциплина, не выполнять просьбы учителя, ходить по классу во время урока, носить в школу игрушки. Очень важно отправить в школу зрелого ребенка, как физиологически, так и психологически. Потому что при сниженной работоспособности мозга, малыш будет чувствовать себя менее успешным, он не будет соответствовать ожиданиям учителя, чаще будет слышать негативные оценки в свой адрес. Вследствие чего его школьная мотивация будет падать. То есть новоиспеченный школьник смирится с тем, что у него не получается хорошо учиться, соответствовать ожиданиям родителей и учителя, и он просто опустит руки, желание стараться, чтобы получать хорошие оценки пропадет. Очень важно получить перед школой серьезную консультацию невролога и детского психолога. И при необходимости дать ребенку возможность созреть для школы, чтобы в дальнейшем он мог чувствовать себя успешным!

Источник