Модно ли ходить в церковь

Модно ли ходить в церковь     

Крест не лобызать, использовать перчатки, соблюдать социальное дистанцирование — именно такие правила теперь действуют в храмах Русской Православной Церкви. Храмы Подмосковья 3 июня 2020 года открылись для прихожан после вынужденного перерыва из-за пандемии коронавируса. На какие изменения пришлось пойти Церкви из-за эпидемии? Подробнее о том, как работают храмы после выхода из самоизоляции, — в интервью Федерального агентства новостей с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойдой.

— Сегодня свои двери для прихожан снова открыли храмы в Московской области. Какие меры безопасности принимаются для недопущения распространения коронавирусной инфекции?

— Доступ прихожан в храмы со дня открытия будет обеспечен с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических предписаний Роспотребнадзора, в том числе социальной дистанции во время богослужений из расчета один человек на четыре квадратных метра. Еще 17 марта Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом была утверждена инструкция в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции. В ней перечислены правила, составленные с учетом канонической и богослужебной традиции Русской Православной Церкви, которые соблюдаются и будут соблюдаться до улучшения эпидемиологической обстановки.

— Как изменилось проведение религиозных обрядов из-за пандемии?

— Церковные таинства всегда остаются неизменными, и пандемия не сможет поменять их природу. Те временные меры, которые приняты сейчас, ни в коей мере не являются изменением порядка богослужебной жизни.

— Как, например, теперь будет проходить обряд причастия?

— В инструкции перечислены точные рекомендации по совершению таинств в условиях пандемии коронавирусной инфекции. В частности, там говорится, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено. Ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела. С учетом при этом исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий, преподавать святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов. Предписывается также преподавать «запивку» только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде. Для раздачи антидора рекомендуется использовать одноразовые гигиенические перчатки. <…> Для утирания уст по отдельности для каждого причастника — использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. <…> Причастникам рекомендуется временно воздержаться от лобзания Чаши.

— Есть ли позиция Церкви по целованию креста и икон прихожанами сейчас, так как угроза заражения коронавирусной инфекцией все еще не сошла на нет?

— Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан, также рекомендуется регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане. Хочу заметить, что и до пандемии стекло на иконах, к которому прикладывались прихожане, регулярно дезинфицировали.

— Прихожане долгое время не могли посетить церкви. Обращались ли они за консультациями и психологической помощью дистанционно? Какие темы больше всего беспокоили людей в это непростое время?

— Православная служба помощи «Милосердие» во время пандемии активно помогает больным коронавирусом, их близким и всем, кто страдает от сложившейся эпидемиологической ситуации. Работает круглосуточная горячая линия «Милосердие». По телефону +7 (495) 542-00-00 можно получить психологическую помощь, оставить заявку на получение помощи, если вы относитесь к группе риска и вам некому доставить продукты и предметы первой необходимости, если вы попали в другую экстренную ситуацию из-за эпидемии коронавируса… Горячие линии организованы и в епархиях по всей стране. В конце марта социальная сеть «Одноклассники» при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата запустили группу «Поговори со священником». Сейчас в группе больше 20 тысяч участников. Десять священников в режиме онлайн отвечают на звонки, ведут прямые эфиры. За это время поступило более 5 000 звонков. Можно определенно сказать, что людям очень не хватает мудрого пастырского слова, успокоения, радости от возможности помолиться в стенах своего храма.

— Планируете сохранить этот формат взаимодействия с верующими после пандемии?

— Церковь давно взаимодействует с прихожанами в режиме онлайн, но, разумеется, это не заменяет и, уверен, никогда не заменит молитвы в храме, разговора со священником, не говоря уже о таинствах, которые просто невозможно проводить дистанционно.

— Есть ли примерные сроки открытия храмов в других регионах?

— Мы очень ждем открытия храмов по всей стране. Нам известно о письме Анны Поповой от 23 мая в региональные структуры Роспотребнадзора с рекомендациями, какие меры должны приниматься в плане постепенного снятия ограничений на посещение храмов на каждом из трех обозначенных этапов выхода из текущей ситуации. Рабочая группа при Патриархе обсуждала эти меры с представителями ведомства. Они представляются вполне приемлемыми. В зависимости от того, какой этап сейчас в том или ином регионе, епархия по согласованию с местной властью будет вводить указанные меры. В ряде регионов процесс уже идет, в некоторых ограничения с самого начала не были такими сильными в связи с эпидемиологической обстановкой.

— Совсем скоро день Святой Троицы, в который верующие традиционно стремятся в храмы. Будут ли двери храмов открыты в этот день для прихожан?

— Повторюсь, все зависит от эпидемиологической обстановки в регионе и решения санитарных властей. Как я уже говорил, доступ в храмы будет обеспечен с соблюдением всех пунктов инструкции в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции и, разумеется, с соблюдением санитарно-эпидемиологических предписаний Роспотребнадзора. Патриарх Кирилл благословил открытие всех храмов Московской епархии для прихожан с субботы. Уже открыты для посещения Храм Христа Спасителя и Богоявленский собор в Елохове, где соблюдаются все санитарные нормы. Недавно митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий сообщил, что главный государственный санитарный врач Подмосковья Ольга Михайловна Микаилова сообщила ему о первом этапе снятия ограничительных мероприятий в связи с эпидемией коронавируса. Согласно этому решению, верующим разрешается посещать храмы на территории Московской области в небогослужебное время, а богослужения можно совершать на воздухе, около храмов, также при соблюдении всех санитарных предписаний.

Федеральное агентство новостей

Источник

Модно ли ходить в церковьфото: pravmir.ru

Пандемия коронавируса бросила вызов даже человеческой вере. Во всяком случае, так думают верующие, которые несмотря на рекомендации самоизоляции и запрет не собираться больше 40 человек, все равно идут в храмы.

Сам патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно выступил с обращением и призвал временно воздержаться от посещения храмов и молиться дома.

Но церкви в России не закрыты нигде, кроме Санкт-Петербурга. 

А верующие, среди которых много пожилых людей из группы риска, говорят, что «не могут предать Бога» и продолжают ходить в церковь.

О том, что такое вера и благоразумие, рассказал сайту «Правмир» настоятель домовой церкви великомученицы Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове в СПб протоиерей Александр Степанов. 

Мы делимся некоторыми важными мыслями священника.

Про панику

– Церковная жизнь как была, так и есть. Вообще я совершенно не склонен к той панике, которая охватила мир. Это как лавина, процесс с обратной связью: когда кто-то испугался, власти приняли меры и народ испугался еще сильнее.

 – В конце концов, все мы умрем. Не надо этот процесс торопить, не надо быть легкомысленным, здоровье надо беречь.

– Все-таки в целом христиане меньше подвержены панике. Но здесь есть и обратная сторона, другая крайность: дескать, все в руках Божиих, поэтому не нужны никакие меры предосторожности, все это ерунда, Бог сам все устроит, только помолимся.

– Мне кажется, предложенные сегодня меры предосторожности вполне благоразумны. Лжица протирается спиртовым раствором. Наверное, не на сто процентов это убережет, но по крайней мере снизит опасность.

Про разум и риск

– Биологические свойства веществ сохраняются: если муха упадет в Кровь Христову — станет ли она плотью Христовой? Нет, она останется мухой. Так и с бациллой. Ее вредоносные свойства сохранятся, хотя сама по себе природа вина как спиртосодержащего продукта может ослабить активность.

-Прямо сказано: «Не искушай Господа Бога твоего». Когда Христу сатана предлагает броситься с крыла храма: «Прыгай — ангелы подхватят», — Христос это отвергает. 

– Не надо испытывать Бога, ставить эксперименты и показывать фокусы. Тебе даны законы природы, закон тяготения, законы биологического функционирования. Живи той жизнью, которую предусмотрел для тебя Господь Бог. В ситуации, когда есть реальная потребность исполнить заповедь о любви к ближнему, можно и жизнью своей пожертвовать, но это должно быть оправдано.

– Человеку дана голова, чтобы различать, какой риск духовно оправдан, какой — нет.

Про закрытие храмов

– Церковь все-таки имеет серьезный мистический момент. В то же время надо иметь в виду, что многое, что происходит в храме, не является таким уж обязательным: утрени, вечерни, всенощные — их можно молитвенно слушать по радио, смотреть в прямой трансляции.

– Всякая скорбь — повод задуматься над своей жизнью. Лишение возможности участия в Евхаристии — особый повод поразмыслить над характером своего участия в нем, соответствии жизни высоте того, что дает нам Господь, внятности понимания смысла Таинства, почитать книжки о Литургии. Часто что-то теряя, мы начинаем это больше ценить.

– Если закрытие храмов продиктовано понятной целью — обеспечить безопасность людей, я не вижу здесь повода для гражданского неповиновения верующих. Искать в этом происки врагов веры – мягко говоря, проявление нетрезвенности. В любом случае, никто не лишает нас возможности посещать храмы навсегда. Это исключительно временная мера.

Что такое быть благоразумным верующим

– Быть благоразумным: не впадать в истерику от того, что можешь заразиться. Да, можешь. Кто-то из нас умрет. Ну что же… Все мы умираем. Главное, постараться не стать причиной заболевания и смерти близких, других людей. 

– Вполне можно посодействовать пожилым людям, которым не рекомендовано посещать людные места, ходить в те же магазины. Это касается родственников, соседей, прихожан своего храма.

– Что касается доверия к Богу, то Все может быть (в жизни), но необходимо базовое доверие к тому, что все это происходит мне во благо. Чтобы что-то еще для меня открылось, чтобы я к чему-то еще пришел. За каждой далью откроется еще одна даль.

– Каждое жизненное событие, будь то событие радостное или трагическое, рождение ребенка или смерть близкого человека, или глобальная неудача — разорение, например, открывает за собой новую страницу, новый опыт, который Бог посылает для того, чтобы я его прошел. 

Очень важно быть внимательным и неустанно осмысливать свою жизнь. Именно на этом пути возникает настоящее доверие к Богу, что никак не сводится к примитивной уверенности, что я буду всегда здоров, отличник и все у меня будет хорошо.

Читайте также:

Патриарх Кирилл призвал воздержаться от посещения храмов из-за коронавируса 

Источник

Протоиерей Александр Балыбердин, клирик Успенского собора Трифонова монастыря г. Кирова (Вятки), член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат исторических наук:

facebook.com

Мы не можем не пере­жи­вать за судь­бы людей, пото­му что коро­на­ви­рус — опас­ная болезнь, про­те­ка­ет тяже­ло, осо­бен­но у пожи­лых людей. А имен­но они, как пра­ви­ло, состав­ля­ют боль­шую часть наших прихожан.

Я бы обра­тил вни­ма­ние, что состо­я­лось засе­да­ние Сино­да, где было при­ня­то разум­ное и взве­шен­ное реше­ние о том, что надо оза­бо­тить­ся состо­я­ни­ем сани­тар­ных норм на любом при­хо­де. Это ни в коем слу­чае не свя­за­но с лише­ни­ем цер­ков­ных таинств. Это зна­чит надо при­би­рать­ся вовре­мя в хра­мах, дез­ин­фи­ци­ро­вать руч­ки вход­ных две­рей, поль­зо­вать­ся одно­ра­зо­вой посу­дой в тра­пез­ных хра­ма, одно­ра­зо­вы­ми ста­кан­чи­ка­ми для запив­ки. Мы видим мно­го фак­то­ров рис­ка, кото­рые не свя­за­ны с таин­ством Евхаристии.

Надо пом­нить, голо­ва нам дана не толь­ко для того, что­бы шап­ку носить, а думать. Есть эле­мен­тар­ная куль­ту­ра чело­ве­че­ско­го обще­ния, кото­рая гово­рит о том, что если ты болен, то надо идти в боль­ни­цу или вызы­вать вра­ча на дом, а не под­став­лять дру­гих людей, под­вер­гать их опас­но­сти. Это каса­ет­ся всех слу­ча­ев, а не толь­ко посе­ще­ния хра­ма. Каса­ет­ся не толь­ко коро­на­ви­ру­са, но и любой дру­гой болезни.

У нас поче­му-то люди при пло­хом само­чув­ствии идут на рабо­ту и ещё гор­дят­ся этим. В шко­лу, садик отправ­ля­ют детей, когда те каш­ля­ют, чиха­ют. Так­же и в хра­мы идут, когда боле­ют. Поче­му бы не заду­мать­ся: если чув­ству­е­те себя неваж­но, если есть подо­зре­ние на вирус­ное или респи­ра­тор­ное забо­ле­ва­ние, не надо иску­шать Бога, не надо под­вер­гать окру­жа­ю­щих опас­но­сти. Луч­ше остать­ся дома. А если веру­ю­щий хочет при­ча­стить­ся в таком состо­я­нии, надо при­гла­сить домой свя­щен­ни­ка. Это не какое-то ново­вве­де­ние, извест­ная прак­ти­ка, когда к боль­но­му при­ез­жа­ет батюш­ка. Свя­щен­ник при­е­дет, испо­ве­ду­ет, при­ча­стит. Не под­вер­гать близ­ких опас­но­сти – это ува­же­ние, любовь к ним.

Иеромонах Феодорит Сеньчуков, врач-реаниматолог:

facebook.com

Сле­ду­ет раз­де­лить воз­мож­ность зара­же­ния в хра­ме и воз­мож­ность зара­же­ния через При­ча­стие. В хра­ме зара­зить­ся, есте­ствен­но, мож­но и не толь­ко коро­но­ви­ру­сом, но и грип­пом, и любой дру­гой воз­душ­но-капель­ной инфек­ци­ей. Так же, как в хра­ме может обва­лить­ся пото­лок и поуби­вать или пока­ле­чить людей. Дру­гое дело — При­ча­стие. В Чаше — Кровь и Тело Хри­сто­во. Мы в это верим, ина­че При­ча­стие бес­смыс­лен­но. Но Бог не может нести зла, а болезнь в любом слу­чае явля­ет­ся злом, даже если Гос­подь обра­ща­ет её к вящей сла­ве Сво­ей (ина­че не нуж­ны были бы вра­чи, кото­рые, как ска­за­но в Свя­щен­ном Писа­нии, “от Бога” — Сир.38). Здесь часто воз­ни­ка­ет недо­по­ни­ма­ние — мы зна­ем, что Свя­тые Дары сохра­ня­ют свои физи­че­ские свой­ства. На осно­ва­нии это­го мно­гие пред­по­ла­га­ют, что они так­же могут являть­ся пере­нос­чи­ком виру­са. Но дело не в том — живёт вирус в Чаше или нет. Он там вполне может ока­зать­ся. Но его зло­твор­ная спо­соб­ность (соб­ствен­но воз­мож­ность зара­жать) не реа­ли­зу­ет­ся. Виру­сы и в раю были, и нико­го не зара­жа­ли. При­ча­стие — это соеди­не­ние Бога и чело­ве­ка, при­чём соеди­не­ние физи­че­ское, поэто­му зла оно не приносит.

Протоиерей Андрей Ефанов, благочинный Родниковского округа, секретарь епархиального совета Кинешемской епархии, настоятель храма Воскресения Христова села Болотново:

facebook.com

Тело и Кровь Гос­под­ня, кото­рым мы при­ча­ща­ем­ся, — свя­ты­ня, побеж­да­ю­щая всё, и остав­лен­ная нам Гос­по­дом. Вер­нее, свя­ты­ня, кото­рая каж­дый раз пода­ёт­ся нам Гос­по­дом для здо­ро­вья наших душ и телес.

И мы, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, верим в то, что инфек­ция через При­ча­стие пере­да­вать­ся не может, пото­му что хлеб и вино на литур­гии таин­ствен­ным, непо­сти­жи­мым для чело­ве­ка обра­зом пре­тво­ря­ют­ся в Тело и Кровь Гос­под­ни,  а в них ника­кая зара­за и ника­кой вирус не могут жить.

Так­же сле­ду­ет пом­нить, что попе­че­ние Бога о нас про­сти­ра­ет­ся даже до, каза­лось бы, мело­чей: “Не пять ли малых птиц про­да­ют­ся за два асса­рия? и ни одна из них не забы­та у Бога. А у вас и воло­сы на голо­ве все сочте­ны. Итак, не бой­тесь: вы доро­же мно­гих малых птиц”(Лк. 12:6–7). Неис­чис­ли­мо коли­че­ство слу­ча­ев исце­ле­ний и даже пре­кра­ще­ния эпи­де­мий при обра­ще­нии веру­ю­щих к Богу, мно­же­ство чудо­твор­ных икон, преж­де все­го Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, помо­га­ли во вре­ме­на “повет­рий и моро­вых язв”.

За годы сво­е­го слу­же­ния я мно­го кого при­ча­щал, эти люди име­ли раз­ные болез­ни, что не меша­ло мне потреб­лять Чашу. Но утвер­ждать, что свой­ства вина и хле­ба, став­шие Телом и Кро­вью, совер­шен­но лише­ны спо­соб­но­сти испор­тить­ся, я не стану.
Когда я при­е­хал на пер­вый свой при­ход, мне при­шлось при­ни­мать храм от свя­щен­ни­ка, кото­рый был изгнан сво­ей старостой.
Исто­рия была весь­ма печаль­ная и непра­вы были обе сто­ро­ны. Но так уж слу­чи­лось, что свя­щен­ник не потре­бил Чашу после сво­ей послед­ней служ­бы, и её содер­жи­мое на момент при­ё­ма мною при­хо­да пре­вра­ти­лось в комок пле­се­ни. Епи­скоп бла­го­сло­вил сжечь то, что было в потире.
Когда я слы­шу и читаю кри­ти­ку тех мер, кото­рые пред­пи­са­ны Сино­дом в свя­зи с пан­де­ми­ей, я думаю о том, что, хотя хри­сти­а­ни­ну не нуж­но боять­ся зара­зить­ся от При­ча­стия, но и при­ду­мы­вать для себя то, чего нет, тоже не стоит.
Напри­мер, что в хра­ме мож­но забыть обо всех предо­сто­рож­но­стях. Да, Бог печет­ся о каж­дом мгно­ве­нии жиз­ни чело­ве­ка. Но и разум чело­ве­ку тоже даро­вал Бог. Как и чув­ство осторожности.
Нам не запре­ще­но при­ча­щать­ся. Но даны реко­мен­да­ции, как пра­виль­но посту­пать в пери­од эпи­де­мии. И при­слу­шать­ся к мне­нию того, кого мы име­ну­ем Вели­ким гос­по­ди­ном и отцом, думаю, совер­шен­но логично.

В тех хра­мах, где я несу послу­ша­ние насто­я­те­ля, вве­де­ны меры без­опас­но­сти. Закуп­ле­на одно­ра­зо­вая посу­да, более тща­тель­но про­ти­ра­ют­ся ико­ны, поме­ще­ния про­вет­ри­ва­ют­ся. Но мы пом­ним, что “если Гос­подь не охра­нит горо­да, напрас­но бодр­ству­ет страж” (Пс 126:1), поэто­му мы, пред­при­ни­мая меры без­опас­но­сти, всё своё упо­ва­ние воз­ла­га­ем на Бога.

Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора, председатель Комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии:

facebook.com

Эпи­де­мии, эко­но­ми­че­ские кри­зи­сы и даже вой­ны — это всё вре­мен­ные явле­ния. А есть то, что при­бли­жа­ет к веч­но­сти — это молит­вы, бого­слу­же­ния и таин­ства, кото­рые явля­ют­ся для пра­во­слав­ных хри­сти­ан меро­при­я­ти­я­ми без­от­ла­га­тель­но­го харак­те­ра, подоб­ные похо­ду в поли­кли­ни­ку, лече­нию в боль­ни­це. Веру­ю­щие люди опыт­ным путем зна­ют, что после таинств мно­гие полу­ча­ют исце­ле­ние души и тела. И для мно­гих хри­сти­ан это жиз­нен­но необ­хо­ди­мые вещи.
Кста­ти, даже во вре­мя бубон­ной чумы, при­шед­шей в Рос­сию в XIV веке, пра­во­слав­ные хра­мы не закры­ва­лись. Пото­му что вера для людей в таких ситу­а­ци­ях явля­ет­ся силь­ным моти­ви­ру­ю­щим фак­то­ром, вплоть до укреп­ле­ния имму­ни­те­та, посколь­ку меди­ки зна­ют, что мно­гие болез­ни при­хо­дят из-за нерв­ных сры­вов и стрес­сов. Уже не гово­рю про укреп­ля­ю­щую силу цер­ков­ных таинств.
И в те ста­ро­дав­ние вре­ме­на, когда по стране ходи­ли эпи­де­мии оспы, диф­те­рии и брюш­но­го тифа – Цер­ковь нико­гда не пре­не­бре­га­ла сани­тар­ны­ми мера­ми. Дела­ет­ся это и сей­час. Более того, извест­но, что в Бла­го­ве­щен­ске в нача­ле XX века во вре­мя эпи­де­мии тифа, когда над дома­ми рея­ли чер­ные фла­ги, ука­зы­ва­ю­щие на зара­же­ние, после крест­но­го хода с Алба­зин­ской ико­ной Божи­ей Мате­ри – болезнь лока­ли­зо­ва­лась и сошла на нет. И пра­во­слав­ные бла­го­ве­щен­цы верят, что это про­изо­шло помо­щью свыше.
А еще мы верим, что вся наша жизнь в руках Бога. Но так­же пом­ним запо­ведь: на Бога надей­ся, а сам не плошай.

Протоиерей Владимир Новицкий, настоятель храма свт. Николая Мирликийского на севере Москвы, врач-психиатр:

severstolici.ru

Коро­на­ви­рус не суще­ству­ет сам по себе, всем управ­ля­ет Гос­подь! И если попус­ка­ют­ся эпи­де­мии и дру­гие скор­би, то, веро­ят­но, цель одна – оста­но­вить рас­про­стра­ня­ю­ще­е­ся без­бо­жие, при­ве­сти людей к пока­я­нию. Поэто­му и эпи­де­мию коро­на­ви­ру­са хоро­шо бы встре­тить с пока­ян­ной молит­вой, поста­рать­ся оста­вить гре­хов­ные при­выч­ки. В Таин­ствах дей­ству­ет Гос­подь, верим, что Он и сохра­нит от вся­ко­го зара­же­ния! Но что­бы не иску­шать Гос­по­да Бога наше­го, сле­ду­ет при­нять неко­то­рые меры в хра­ме – напри­мер, луч­ше мыть посу­ду в тра­пез­ной, вве­сти одно­ра­зо­вые поло­тен­ца, запи­вать после При­ча­стия из одно­ра­зо­вых стаканчиков.

Собра­ла мне­ния Алек­сандра Грипас

Источник