Модно в 21 веке быть здоровым человеком внеурочная деятельность
Починковский муниципальный район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пузско-Слободская основная школа
«РАССМОТРЕНО»
на заседании педагогического совета
МБ ОУ Пузско-Слободской ОШ Протокол от 30.08.2016 № 12
«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора
МБ ОУ Пузско-Слободской ОШ
от 31.08. 2016 № 154
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В xxi ВЕКЕ МОДНО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ!»
ДЛЯ 5 КЛАССА
Составитель:
учитель Сергиенкова И.В.
2016 г.
1.Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
2. Содержание внеурочной деятельности
«В XXI веке модно быть здоровым человеком!»
Тема 1. Что такое здоровый образ жизни?
Знакомство с основными понятиями здорового образа жизни, многоаспектность понятий. Анализ отношения учащихся к проблемам здоровья. Формирование ориентации на здоровый образ жизни.
Тема 2. Мое отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
Анкетирование обучающихся на тему здоровья как решающего фактора реализации возможностей человека во всех сферах жизни, в том числе и в обучении. Формирование сознательного отношения к здоровому образу жизни через художественное творчество обучающихся.
Тема 3. Учимся учиться, не забывая бережно к здоровью относиться!
Просмотр фильма с дальнейшим обсуждением с целью организовать обучение так. Чтобы оно, с одной стороны, было максимально эффективным, а с другой стороны, не влияло отрицательно на здоровье.
Тема 4. Живу, учусь и веселюсь – во всем к здоровью я стремлюсь!
Комментарии и советы педагога-психолога по организации режима дня. Создание презентации фоторежима.
Тема 5. Здоровье взять где? В здоровой еде!
Содержание: формирование представления о роли питания в обеспечении здорового образа жизни. Требования к организации питания растущего организма. Советы школьного педиатра по здоровому питанию школьника. Практическое задание «Прежде чем за сол мне сесть, я придумаю что съесть» (рисование продуктов, полезных для здоровья). Коллективная (групповая) презентация по теме.
Тема 6. Спорт – альтернатива вредным привычкам
Спортивно-интеллектуальная игра «Малые Олимпийские игры». Путешествие по станциям: спортивные конкурсы и эстафеты в чередовании с теоретическими вопросами о здоровом образе жизни (представление о вредных привычках, последствия влияния вредных привычек на растущий организм, меры противодействия вредным привычкам). Интеллектуальная игра «Спорт – альтернатива вредным привычкам».
Тема 7. Путешествие в страну Здорового Образа Жизни
Работа в группах. Экскурсия по нарисованной стране Здорового Образа Жизни. Преодоление препятствий. Закрепление ранее полученных знаний
Тема 8. Продукты и их влияние на здоровье человека
Значение кулинарной обработки. Режим питания. Биологические и химические загрязнители продуктов питания. Количество нитратов в овощах и фруктах. Экологически чистые продукты. Пищевое отравление, его предупреждение и первая помощь. Практическая работа «Обнаружение нитратов дифениламиновым методом». Влияние на организм энергетических и газированных напитков, пива, протеиновых продуктов. Последствия анорексии.
Тема 9. Охрана здоровья и экология
Экологический фактор в ухудшении общего состояния здоровья человека. Появление новых болезней, связанных с загрязнением окружающей среды. Экологическая обусловленность мутаций в биосфере. Производство лекарственных препаратов и экология. Понятие о здоровом образе жизни. Практическая работа «Влияние шума на здоровье человека».
Тема 10. Я и мое здоровье
Духовность как основа психического здоровья. Понятие о психике. Сознание и его роль в развитии личности. Нравственное здоровье. Темперамент, виды темперамента. Эмоции и здоровье. Стресс – состояние психического напряжения. Способы преодоления стресса. Эмоциональное состояние и чувства других людей. Проблема свободного времени.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов
«В XXI веке модно быть здоровым человеком!» (5 класс)
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
Что такое здоровый образ жизни?
4
Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
1
За жизнь без табака
1
2
Скажи наркомании «нет»
1
3
Жизнь прекрасна – не губите ее
1
4
Будь здоровым, сильным, смелым
1
Мое отношение к здоровью и здоровому образу жизни
3
5
Анкета «Здоровый образ жизни»
1
6
Анкета «Как здоровье спортсмен»
1
7
Анкета «Что вы знаете о здоровом образе жизни»
1
Учимся учиться, не забывая бережно к здоровью относиться!
2
8
Видеолекторий “Я и мое здоровье”
1
9
Видеолекторий «Мы за здоровый образ жизни»
1
Живу, учусь и веселюсь – во всем к здоровью я стремлюсь!
2
10
Презентация «Живу, учусь и веселюсь – во всем к здоровью я стремлюсь!»
1
11
Выставка фотографий «Живу, учусь и веселюсь – во всем к здоровью я стремлюсь!»
1
Здоровье взять где? В здоровой еде!
3
12
Беседа «Секреты здорового питания»
1
13
Презентация «Здоровье взять где? В здоровой еде!»
1
14
Беседа «Пирамида здорового питания»
1
Спорт – альтернатива вредным привычкам
2
15
Спортивно-интелектуальная игра «Малые Олимпийские игры»
1
16
Интеллектуальная игра «Спорт – альтернатива вредным привычкам»
1
Путешествие в страну Здорового Образа Жизни
3
17
Игра « Путешествие в страну Здорового Образа Жизни»
1
18
Обсуждение прошедшей игры
1
19
Закрепление полученных знаний в игре «Путешествие в страну Здорового Образа Жизни»
1
Продукты и их влияние на здоровье человека
5
20
Семинар «Продукты и их влияние на здоровье человека»
1
21
Практическая работа «Обнаружение нитратов дифениламиновым методом»
1
22
Семинар «Режим питания»
1
23
Семинар «Влияние на организм газированных напитков, пива, протеиновых напитков»
1
24
Семинар «Последствия анорексии»
1
Охрана здоровья и экология
5
25
Семинар «Влияние экологии на здоровье»
1
26
Семинар «Охрана здоровья и проблемы здорового поколения в современной России»
1
27
Семинар «Реальная угроза!»
1
28
Семинар «Экология и здоровье»
1
29
Практическая работа «Влияние шума на здоровье человека»
1
Я и мое здоровье
5
30
Беседа «Влияние вредных привычек на психическое и физическое здоровье».
1
31
Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.
1
32
Тест-анкета: эмоциональная направленность (Б.И.Додонов)
1
33
Тест «Подверженность стрессу»
1
34
Анкетирование «Свободное время»
1
ВСЕГО
34
Бельчич Ольга Ивановна
Учитель биологии и химии МАОУ СОШ №1 ст. Новопокровская
Краснодарского края.
Рабочая (авторская программа) по курсу внеурочной деятельности
«Здорово быть здоровым» для 10 класса.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Потребность беречь свое здоровье, как индивидуальную и общественную ценность характеризуется данным курсом. Он направлен на формирование у обучающихся знаний и навыков здорового образа жизни. Курс внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым» разработан с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Программа актуальна тем, что в настоящее время состояние российских школьников вызывает тревогу у специалистов, потому что здоровье школьников ухудшается с каждым годом по сравнению с их сверстниками пяти или десяти лет назад. Увеличение частоты болезней происходит в возрастные периоды, когда учащиеся получают среднее образование. Здоровье человека тема достаточно актуальная во все времена, но в настоящее время она становится первостепенной. Творцом своей судьбы в полной мере может стать только здоровый ученик. Программа « Здорово быть здоровым » является комплексной программой по формированию культуры и здоровья, учащихся. Данная программа включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья и включает в себя, как теоретическую, так и практическую часть.
Целью курса: является формирование культуры безопасной жизнедеятельности, навыков ведения здорового образа жизни и принципов здоровье сбережения.
Задачи курса: формирование у учащихся здорового образа жизни за счет:
формирования навыков и сохранения своего здоровья как общественную и индивидуальную ценность, отрицательного отношения к приему психотропных веществ, профилактики вредных привычек, привычки правильного питания, соблюдения режима дня и личной гигиены, умения бороться со стрессовыми ситуациям, ведения активного спортивного образа жизни.
I.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
При изучении курса внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные, предметные и мета предметные результаты.
Личностные результаты направлены:
– формирование ценностного отношения к своему здоровью; активной жизненной позиции и мотивации в отношении ведения здорового образа жизни, целеустремленности и настойчивости в достижении поставленных целей;
-формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды и организма человека в целом.
Предметные результаты:
В результате реализации программы внеурочной деятельности обучающиеся должны:
– знать факторы, отрицательно влияющие на организм человека, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте ведения физически активного образа жизни в организации здорового образа жизни;
– воспитать в себе ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
-сформировать культуру поведения в окружающей среде,
– уметь соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни;
– уметь оценивать последствия своей деятельности по отношению к здоровью других людей и собственному организму;
– уметь организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития, вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их.
Мета предметные результаты.
– выработать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
– уметь самостоятельно составлять и определять план и цели деятельности;
– понимать значение физической культуры как явления культуры для, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
– поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности, использовать активно занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления;
– владеть способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой;
– извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях строения организма, обсуждать полученные сведения, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
– уметь с достаточной четкостью выражать свои мысли; проводить опросы; проводить самооценку; осуществлять презентацию результатов и публичные выступления;
-регулировать учебную деятельность, направленную на познание закономерностей человеческого организма;
– осваивать правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.
II. Содержание курса внеурочной деятельности.
Тема 1. Что мы знаем о себе? (5 часов)
Здоровье – основное право человека. Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Что такое режим дня? Во сне и наяву. Факторы риска здоровью. Правила безопасности в быту. Знакомство с собой. Встречают по одежке. Три правила красоты. Всегда ли наше впечатление о себе является правильным? Мы такие разные, и всё же. Как управлять эмоциями.
Виды деятельности: беседа, практико – ориентированные занятия, тестирование, арт-технологии, игровые занятия. Викторина « Кожа – зеркало здоровья».
Тема 2.Окружающая среда и здоровье человека (5 часов)
Антропогенное влияние на среду обитания и здоровье человека. Понятие окружающей среды. Взаимосвязь среды и организма. Вода как фактор биосферы. Качество питьевой воды и ее связь с состоянием здоровья. Почва и здоровье. Особенности действия физических и химических факторов, атмосферного воздуха на организм человека. Световой фактор, освещенность. Источники загрязнения среды. Формирование потребностей в сохранении природной среды обитания. Понять и принять себя (о самооценке, управлении эмоциями).Понять и принять других (о толерантности, субкультурах, разрешении конфликтов). Социальные сети и компьютерные игры.
Виды деятельности: практические занятия, выполнение профилактических тестов, решение ситуативных задач, оценка результатов подготовки.
Тема 3. Принципы здорового питания (7 часов)
Научись управлять своими пищевыми привычками – и со временем сможешь управлять своей жизнью. Растительная и животная пища. Причины предпочтения в питании. Психология питания: эмоции, мотивационные и смысловые основания приема пищи. Формирование индивидуального стиля (способа) пищевого поведения. Энергия и ее расход. Масса тела и калорийность рациона. Физическая нагрузка. Водный режим. Правила здорового питания. Вкусное и полезное меню на неделю. Диета. Режим питания. Питание при болезнях. Маркировка продуктов.
Виды деятельности: практические занятия, лабораторно – исследовательские мероприятия, решение ситуативных задач, составление меню. Выпуск стенгазет. Проект « Мир вокруг меня». Викторина « Корзина грецких орехов». Ролевая игра-конференция « Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни».
Виды деятельности: лекции, семинары, тренинг: «Если захочу, то смогу победить», «Моя формула здоровья», «Урожай вредных привычек», «Право выбора», тестирование.
Тема 5. Здоровье -богатство во все времена (8 ч)
В движении – жизнь. Культура здорового образа жизни и народные традиции. Различные методики оздоровления. Творческая активность, здоровье и долголетие. Возможности вашего организма. Спорт и жизнь. Опора и движение. Что такое правильное дыхание? Как улучшить спортивный результат (о естественных, медикаментозных стимуляторах, о допинге). Опасности малоподвижного образа жизни. Развиваем основные физические качества. Спорт в нашей станице. Готовимся сдавать ГТО.
Виды деятельности: интерактивная лекция, практические занятия, решение ситуативных задач, замеры собственной физической подготовленности, оценка результатов подготовки.
Практическая работа «Определение степени закаленности».
Проект «Как стать долгожителем?».
Тренинги: «Хочешь быть здоровым – будь им», «Взгляни на одни и те же события по-разному», «Счастливое или ужасное завтра».
Конкурс рисунков. Викторина « О пользе закаливания».
Тема 6. Вместилище мудрости человеческой (5 часов)
Развиваем свои способности. Интерес к делу и склонность к нему – это одно и то же? Творчество – уникальная человеческая способность. Движение к достижениям. Преодолевая трудности в учёбе, постигаем свои возможности. Создаем портфолио. Правильная мотивация – залог успеха. Применение биологических знаний в медицине. Профессия врач. Профессия биолог и эколог, аграрные профессии. Как подготовиться к ЕГЭ. Алгоритм выбора профессии.
Виды деятельности: беседа, тестирование, арт-технологии, практические занятия, исследовательские мероприятия, решение ситуативных задач, оценка результатов подготовки.
III. Тематическое планирование.
№ П/П | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
34 | 23 | 11 | ||
Тема 1. Что мы знаем о себе? | 5 | 3 | 2 | |
1 | Здоровье – основное право человека. | 2 | 1 | 1 |
2 | Во сне и наяву. | 2 | 1 | 1 |
3 | Как управлять эмоциями? | 1 | 1 | – |
Тема 2. Окружающая среда и здоровье человека. | 5 | 4 | 1 | |
4 | Понятие окружающей среды. | 2 | 2 | – |
5 | Вода как фактор биосферы. | 2 | 1 | 1 |
6 | Социальные сети и компьютерные игры. | 1 | 1 | – |
Тема 3. Принципы здорового питания. | 7 | 5 | 2 | |
7 | Пищевые привычки. Растительная и животная пища. | 1 | 1 | – |
8 | Психология питания. | 1 | 1 | – |
9 | Энергия и ее расход. | 2 | 1 | 1 |
10 | Правила здорового питания. | 1 | 1 | – |
11 | Диета. Режим питания. | 2 | 1 | 1 |
4 | 3 | 1 | ||
12 | Образ жизни. | 2 | 1 | 1 |
13 | 2 | 2 | – | |
Тема 5. Здоровье – богатство во все времена. | 8 | 6 | 2 | |
14 | Культура здорового образа жизни. | 4 | 3 | 1 |
15 | Спорт и жизнь. | 4 | 3 | 1 |
Тема 6. Вместилище мудрости человеческой. | 5 | 2 | 3 | |
16 | Развиваем свои способности. | 2 | 2 | – |
17 | Применение биологических знаний в медицине. | 1 | – | 1 |
18 | Алгоритм выбора профессии. | 1 | – | 1 |
19 | Создаем портфолио. | 1 | – | 1 |
Список литературы и интернет – ресурсов.
1.Книга Зожника. Физкультура, питание и здоровый смысл –М. Кудеров,
Ю. Кудерова, А. Максименко. Москва. ООО «Манн, Иванов и Фербер» 2019
2.Здоровые привычки – Л. Ионова. Москва. «Альпина Бизнес Букс» 2013
3.Ешь правильно, беги быстро – С. Джурек. Москва. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014 -(Yesh_pravilno_read. pdf)
4. Еда и мозг на практике – Д. Перлмутер, К. Лоберг- (eda-i-mozg-na-praktike-read_stamped. pdf)
5. Скажи «да» своему здоровью – Л. Никсон (rastit-dieta-read_stamped. pdf )
6. Здоровый сон без стресса. – Ш. Стивенсон (bez-stressa-read_stamped. pdf)
7. Рецепты здоровья и долголетия – Л. Кемпбелл. Москва. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014
8. Ешь, двигайся, спи. Год прожитый правильно –
Бретт Блюменталь – (https://ru.bookmate.com/books/UmE7d3bx)
9. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. Москва. ООО «Глобус»,2008
10. Игровые технологии в преподавании биологии 8-11 классы. Москва. ООО « Планета»,2016
11. Предметные недели в школе: Биология, Экология, Здоровый образ жизни.
В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Волгоград. Издательство «Учитель» 2001.