Модно в 21 веке быть здоровым человеком внеурочная деятельность

Починковский муниципальный район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пузско-Слободская основная школа

«РАССМОТРЕНО»

на заседании педагогического совета

МБ ОУ Пузско-Слободской ОШ Протокол от 30.08.2016 № 12

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора

МБ ОУ Пузско-Слободской ОШ

от 31.08. 2016 № 154

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В xxi ВЕКЕ МОДНО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ!»

ДЛЯ 5 КЛАССА

Составитель:

учитель Сергиенкова И.В.

2016 г.

1.Планируемые результаты

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

2. Содержание внеурочной деятельности

«В XXI веке модно быть здоровым человеком!»

Тема 1. Что такое здоровый образ жизни?

Знакомство с основными понятиями здорового образа жизни, многоаспектность понятий. Анализ отношения учащихся к проблемам здоровья. Формирование ориентации на здоровый образ жизни.

Тема 2. Мое отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

Анкетирование обучающихся на тему здоровья как решающего фактора реализации возможностей человека во всех сферах жизни, в том числе и в обучении. Формирование сознательного отношения к здоровому образу жизни через художественное творчество обучающихся.

Тема 3. Учимся учиться, не забывая бережно к здоровью относиться!

Просмотр фильма с дальнейшим обсуждением с целью организовать обучение так. Чтобы оно, с одной стороны, было максимально эффективным, а с другой стороны, не влияло отрицательно на здоровье.

Тема 4. Живу, учусь и веселюсь – во всем к здоровью я стремлюсь!

Комментарии и советы педагога-психолога по организации режима дня. Создание презентации фоторежима.

Тема 5. Здоровье взять где? В здоровой еде!

Содержание: формирование представления о роли питания в обеспечении здорового образа жизни. Требования к организации питания растущего организма. Советы школьного педиатра по здоровому питанию школьника. Практическое задание «Прежде чем за сол мне сесть, я придумаю что съесть» (рисование продуктов, полезных для здоровья). Коллективная (групповая) презентация по теме.

Тема 6. Спорт – альтернатива вредным привычкам

Спортивно-интеллектуальная игра «Малые Олимпийские игры». Путешествие по станциям: спортивные конкурсы и эстафеты в чередовании с теоретическими вопросами о здоровом образе жизни (представление о вредных привычках, последствия влияния вредных привычек на растущий организм, меры противодействия вредным привычкам). Интеллектуальная игра «Спорт – альтернатива вредным привычкам».

Тема 7. Путешествие в страну Здорового Образа Жизни

Работа в группах. Экскурсия по нарисованной стране Здорового Образа Жизни. Преодоление препятствий. Закрепление ранее полученных знаний

Тема 8. Продукты и их влияние на здоровье человека

Значение кулинарной обработки. Режим питания. Биологические и химические загрязнители продуктов питания. Количество нитратов в овощах и фруктах. Экологически чистые продукты. Пищевое отравление, его предупреждение и первая помощь. Практическая работа «Обнаружение нитратов дифениламиновым методом». Влияние на организм энергетических и газированных напитков, пива, протеиновых продуктов. Последствия анорексии.

Тема 9. Охрана здоровья и экология

Экологический фактор в ухудшении общего состояния здоровья человека. Появление новых болезней, связанных с загрязнением окружающей среды. Экологическая обусловленность мутаций в биосфере. Производство лекарственных препаратов и экология. Понятие о здоровом образе жизни. Практическая работа «Влияние шума на здоровье человека».

Тема 10. Я и мое здоровье

Духовность как основа психического здоровья. Понятие о психике. Сознание и его роль в развитии личности. Нравственное здоровье. Темперамент, виды темперамента. Эмоции и здоровье. Стресс – состояние психического напряжения. Способы преодоления стресса. Эмоциональное состояние и чувства других людей. Проблема свободного времени.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов

«В XXI веке модно быть здоровым человеком!» (5 класс)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Что такое здоровый образ жизни?

4

Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

1

За жизнь без табака

1

2

Скажи наркомании «нет»

1

3

Жизнь прекрасна – не губите ее

1

4

Будь здоровым, сильным, смелым

1

Мое отношение к здоровью и здоровому образу жизни

3

5

Анкета «Здоровый образ жизни»

1

6

Анкета «Как здоровье спортсмен»

1

7

Анкета «Что вы знаете о здоровом образе жизни»

1

Учимся учиться, не забывая бережно к здоровью относиться!

2

8

Видеолекторий “Я и мое здоровье”

1

9

Видеолекторий «Мы за здоровый образ жизни»

1

Живу, учусь и веселюсь – во всем к здоровью я стремлюсь!

2

10

Презентация «Живу, учусь и веселюсь – во всем к здоровью я стремлюсь!»

1

11

Выставка фотографий «Живу, учусь и веселюсь – во всем к здоровью я стремлюсь!»

1

Здоровье взять где? В здоровой еде!

3

12

Беседа «Секреты здорового питания»

1

13

Презентация «Здоровье взять где? В здоровой еде!»

1

14

Беседа «Пирамида здорового питания»

1

Спорт – альтернатива вредным привычкам

2

15

Спортивно-интелектуальная игра «Малые Олимпийские игры»

1

16

Интеллектуальная игра «Спорт – альтернатива вредным привычкам»

1

Путешествие в страну Здорового Образа Жизни

3

17

Игра « Путешествие в страну Здорового Образа Жизни»

1

18

Обсуждение прошедшей игры

1

19

Закрепление полученных знаний в игре «Путешествие в страну Здорового Образа Жизни»

1

Продукты и их влияние на здоровье человека

5

20

Семинар «Продукты и их влияние на здоровье человека»

1

21

Практическая работа «Обнаружение нитратов дифениламиновым методом»

1

22

Семинар «Режим питания»

1

23

Семинар «Влияние на организм газированных напитков, пива, протеиновых напитков»

1

24

Семинар «Последствия анорексии»

1

Охрана здоровья и экология

5

25

Семинар «Влияние экологии на здоровье»

1

26

Семинар «Охрана здоровья и проблемы здорового поколения в современной России»

1

27

Семинар «Реальная угроза!»

1

28

Семинар «Экология и здоровье»

1

29

Практическая работа «Влияние шума на здоровье человека»

1

Я и мое здоровье

5

30

Беседа «Влияние вредных привычек на психическое и физическое здоровье».

1

31

Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.

1

32

Тест-анкета: эмоциональная направленность (Б.И.Додонов)

1

33

Тест «Подверженность стрессу»

1

34

Анкетирование «Свободное время»

1

ВСЕГО

34

Источник

                                                                                      Бельчич Ольга Ивановна

                                                                                   Учитель биологии и химии                                      МАОУ СОШ №1  ст. Новопокровская

Краснодарского края.

Рабочая (авторская программа) по курсу внеурочной деятельности  

«Здорово быть здоровым» для 10 класса.

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

           Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Потребность беречь свое здоровье, как индивидуальную и общественную ценность характеризуется данным курсом.  Он направлен  на формирование у обучающихся знаний и навыков здорового образа жизни.  Курс внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым» разработан с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Программа актуальна тем, что в настоящее время состояние российских школьников вызывает тревогу у специалистов, потому что здоровье школьников ухудшается с каждым годом по сравнению с их сверстниками пяти или десяти лет назад.  Увеличение частоты болезней происходит в возрастные периоды, когда учащиеся получают среднее образование.  Здоровье человека  тема достаточно актуальная во все времена, но в настоящее время она становится первостепенной. Творцом своей судьбы  в полной мере может стать только здоровый  ученик. Программа « Здорово быть здоровым »  является комплексной программой по формированию культуры и здоровья, учащихся. Данная программа включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья и включает в себя, как теоретическую,  так и практическую часть.

Целью курса: является формирование культуры безопасной  жизнедеятельности, навыков ведения здорового образа жизни и принципов здоровье сбережения.

Задачи курса: формирование у учащихся здорового образа жизни за счет:

  формирования  навыков и сохранения своего здоровья как общественную и индивидуальную ценность, отрицательного отношения к приему психотропных веществ, профилактики вредных привычек, привычки правильного питания, соблюдения режима дня и личной гигиены, умения бороться со стрессовыми ситуациям, ведения активного спортивного образа жизни.

 I.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

При изучении курса внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные, предметные и мета предметные результаты.

 Личностные результаты направлены:

 – формирование ценностного отношения к своему здоровью; активной жизненной позиции и мотивации в отношении ведения здорового образа жизни, целеустремленности и настойчивости в достижении поставленных целей;

-формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды и организма человека в целом.

Предметные результаты: 

В результате реализации программы внеурочной деятельности  обучающиеся должны:

– знать факторы, отрицательно влияющие на организм человека, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте ведения физически активного образа жизни в организации здорового образа жизни;

 – воспитать в себе ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;

-сформировать культуру  поведения в окружающей среде,

 – уметь соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни;

 – уметь оценивать последствия своей деятельности по отношению к здоровью других людей и собственному организму;

– уметь организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития, вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их.

 Мета предметные  результаты. 

– выработать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

 – уметь самостоятельно составлять и определять план и цели деятельности;

– понимать значение физической культуры как явления культуры для, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

  – поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности,  использовать активно занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления;

– владеть способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой;

– извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях строения организма, обсуждать полученные сведения, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

 – уметь с достаточной четкостью выражать свои мысли; проводить опросы; проводить самооценку; осуществлять презентацию результатов и публичные выступления;

-регулировать учебную деятельность, направленную на познание закономерностей человеческого организма;

– осваивать правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

II. Содержание курса внеурочной деятельности.

         Тема 1. Что мы знаем о себе?  (5 часов)

Здоровье – основное право человека. Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Что такое режим дня? Во сне и наяву. Факторы риска здоровью. Правила безопасности в быту. Знакомство с собой. Встречают по одежке. Три правила красоты. Всегда ли наше впечатление о себе является правильным? Мы такие разные, и всё же. Как управлять эмоциями.

Виды деятельности: беседа, практико – ориентированные занятия, тестирование, арт-технологии, игровые занятия. Викторина « Кожа – зеркало здоровья».

   Тема 2.Окружающая среда и здоровье человека (5 часов)

  Антропогенное влияние на среду обитания и здоровье человека. Понятие окружающей среды. Взаимосвязь среды и организма. Вода как фактор биосферы. Качество питьевой воды и ее связь с состоянием здоровья. Почва и здоровье. Особенности действия физических и химических факторов, атмосферного воздуха на организм человека. Световой фактор, освещенность. Источники загрязнения среды. Формирование потребностей в сохранении природной среды обитания. Понять и принять себя (о самооценке, управлении эмоциями).Понять и принять других (о толерантности, субкультурах, разрешении конфликтов). Социальные сети и компьютерные игры.

 Виды деятельности: практические занятия, выполнение профилактических  тестов, решение ситуативных задач, оценка результатов подготовки.  

Тема 3.  Принципы здорового питания (7 часов)

Научись управлять своими пищевыми привычками – и со временем сможешь управлять своей жизнью. Растительная и животная пища. Причины предпочтения в питании. Психология питания: эмоции, мотивационные и смысловые основания приема пищи. Формирование индивидуального стиля (способа) пищевого поведения. Энергия и ее расход. Масса тела и калорийность рациона. Физическая нагрузка. Водный режим. Правила здорового питания. Вкусное и полезное меню на неделю. Диета. Режим питания. Питание при болезнях. Маркировка продуктов.

 Виды деятельности: практические занятия, лабораторно – исследовательские мероприятия, решение ситуативных задач, составление меню. Выпуск стенгазет.  Проект « Мир вокруг меня».  Викторина « Корзина грецких орехов». Ролевая игра-конференция « Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни».

Виды деятельности: лекции, семинары, тренинг: «Если захочу, то смогу победить», «Моя формула здоровья», «Урожай вредных привычек», «Право выбора», тестирование.

Тема 5. Здоровье -богатство во все времена (8 ч)

 В движении – жизнь.  Культура здорового образа жизни и народные традиции. Различные методики оздоровления. Творческая активность, здоровье и долголетие. Возможности вашего организма. Спорт и жизнь. Опора и движение. Что такое правильное дыхание?  Как улучшить спортивный результат (о естественных, медикаментозных стимуляторах, о допинге). Опасности малоподвижного образа жизни. Развиваем основные физические качества. Спорт в нашей станице.  Готовимся сдавать ГТО.

 Виды деятельности: интерактивная лекция, практические занятия, решение ситуативных задач, замеры собственной физической подготовленности, оценка результатов подготовки.

Практическая работа «Определение степени закаленности».

Проект «Как стать долгожителем?».

Тренинги: «Хочешь быть здоровым – будь им», «Взгляни на одни и те же события по-разному», «Счастливое или ужасное завтра».

Конкурс рисунков. Викторина « О пользе закаливания».

Тема 6.  Вместилище мудрости человеческой (5 часов)

Развиваем свои способности. Интерес к делу и склонность к нему – это одно и то же? Творчество – уникальная человеческая способность. Движение к достижениям. Преодолевая трудности в учёбе, постигаем свои возможности.  Создаем портфолио. Правильная мотивация – залог успеха. Применение биологических знаний в медицине.  Профессия врач. Профессия биолог и эколог, аграрные профессии. Как подготовиться к  ЕГЭ. Алгоритм выбора профессии.

 Виды деятельности: беседа, тестирование, арт-технологии, практические занятия, исследовательские мероприятия, решение ситуативных задач, оценка результатов подготовки.

                          III. Тематическое планирование.

 № П/П

                 Тема занятия

Количество  часов

Всего

Теория

Практика

34

23

11

Тема 1. Что мы знаем о себе?

5

3

2

1

Здоровье – основное право человека.

2

1

1

2

Во сне и наяву.

2

1

1

3

Как управлять эмоциями?

1

1

  Тема 2.  Окружающая среда и здоровье человека.

5

4

1

4

Понятие окружающей среды.

2

2

5

Вода как фактор биосферы.

2

1

1

6

Социальные сети и компьютерные игры.

1

1

Тема 3.  Принципы здорового питания.

7

5

2

7

Пищевые привычки. Растительная и животная пища.

1

1

8

Психология питания.

1

1

9

Энергия и ее расход.

2

1

1

10

Правила здорового питания.

1

1

11

Диета. Режим питания.

2

1

1

4

3

1

12

Образ жизни.

2

1

1

13

2

2

Тема 5. Здоровье – богатство во все времена.  

8

6

2

14

Культура здорового образа жизни.

4

3

1

15

Спорт и жизнь.

4

3

1

Тема 6. Вместилище мудрости человеческой.  

5

2

3

16

Развиваем свои способности.

2

2

17

Применение биологических знаний в медицине.  

1

1

18

 Алгоритм выбора профессии.

1

1

19

Создаем портфолио.

1

1

Список литературы и интернет – ресурсов.

1.Книга Зожника. Физкультура, питание и здоровый смысл –М. Кудеров,

Ю. Кудерова, А. Максименко. Москва. ООО «Манн, Иванов и Фербер» 2019

2.Здоровые привычки – Л. Ионова. Москва. «Альпина Бизнес Букс» 2013

3.Ешь правильно, беги быстро – С. Джурек. Москва.  ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014 -(Yesh_pravilno_read. pdf)

4. Еда и мозг на практике – Д. Перлмутер,  К. Лоберг-   (eda-i-mozg-na-praktike-read_stamped. pdf)

5. Скажи «да» своему здоровью – Л. Никсон (rastit-dieta-read_stamped. pdf )

6.  Здоровый сон без стресса. – Ш. Стивенсон (bez-stressa-read_stamped. pdf)

7. Рецепты здоровья и долголетия – Л. Кемпбелл. Москва. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014

8. Ешь, двигайся, спи. Год прожитый правильно  –

Бретт  Блюменталь – (https://ru.bookmate.com/books/UmE7d3bx)

9. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. Москва.  ООО «Глобус»,2008

10. Игровые технологии в преподавании биологии 8-11 классы. Москва.  ООО « Планета»,2016

11. Предметные недели в школе: Биология, Экология, Здоровый образ жизни.

В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Волгоград. Издательство «Учитель» 2001.

Источник