Модное чтение или что читают продвинутые
Среди них как трогательные истории, детективные романы и психологические триллеры, так и нон-фикшн книги на тему истории, отношений и минимализма, поэтому каждый найдет себе что-то по душе.
Совместно с книжным сервисом по подписке MyBook мы составили подборку бестселлеров, которые пользуются особой популярностью в 2020 году.
«Нормальные люди», Салли Руни
Тайный роман одноклассников Марианны и Коннелла неожиданно и болезненно заканчивается. Вскоре ребята переезжают в Дублин, где сталкиваются на вечеринке. Они понимают, что чувства не прошли, и решают дать друг другу шанс. Еще до официальной публикации книга попала в лонг-лист Букеровской премии. А права на экранизацию купили совместно каналы Hulu и BBC. Режиссером стал номинант на «Оскар» Ленни Абрахамсон, снявший фильмы «Комната» и «Фрэнк».
фото: MyBook
«Исчезнувшая», Гиллиан Флинн
Уже несколько лет произведения Гиллиан Флинн пользуются бешеной популярностью. За свое творчество автор была удостоена значимых международных премий. В центре сюжета этой работы — Эми и Ник, они идеальная пара, но однажды она исчезает. Герой обещает награду за информацию о супруге. Но полиция находит дневник исчезнувшей, и Ник становится главным подозреваемым в ее убийстве. Роман входил в список бестселлеров The New York Times и Publishers Weekly, а также был экранизирован Дэвидом Финчером. Роль Ника исполнил Бен Аффлек.
фото: MyBook
«Безмолвный пациент», Алекс Михаэлидес
Успешная художница Алисия Беренсон обвиняется в убийстве супруга. Все улики указывают на ее вину, но героиня молчит с момента ареста. Криминальный психотерапевт Тео Фабер, поклонник ее творчества, решает раскрыть преступление. Каково же будет его удивление, когда он узнает, что скрывает Алисия. Алекс писал «Безмолвного пациента» в то время, как работал над сценарием фильма «Аферисты поневоле» с Умой Турман и Тимом Ротом в главных ролях. Именно Ума Турман предложила Михаэлидесу сделать главную героиню — Алисию — художницей. Права на экранизацию книги принадлежат продюсерской компании Брэда Питта Plan B Entertainment, и Алекс отмечает, что заново пересоберет эту историю в сценарий.
фото: MyBook
«Зулейха открывает глаза», Гузель Яхина
Дебютный роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», впервые изданный в 2015 году, стал одним из самых ярких литературных событий последних лет. Книга получила признание читателей и критиков, автор стала лауреатом престижных литературных премий: «Большая книга», «Книга года» и «Ясная Поляна». Роман переведен и переводится на 32 языка мира. 1930 год. Крестьянку Зулейху выселяют из собственного дома в татарской деревушке и отправляют на каторгу в Сибирь. Пронзительный рассказ об одном из самых жестоких периодов истории нашей страны и о людях, которым пришлось выживать в глухой тайге.
фото: MyBook
«После ссоры», Анна Тодд
Серия книг «После…» молодой писательницы Анны Тодд, проделавшей путь от любительницы до профессионального автора в рекордно кратчайший срок, сумела наделать шума как у нас, так и в Европе. Тесса и Хардин созданы друг для друга. Но в их отношениях чересчур много эмоций: он порой с трудом сдерживается от применения физической силы, а она постоянно делает глупости, пытаясь доказать свою любовь. Выдержат ли герои очередную проверку собственных чувств? Узнаете, если прочтете роман.
фото: MyBook
«Sapiens. Краткая история человечества», Юваль Ной Харари
Израильский историк-медиевист Юваль Ной Харари рассказывает, как в течение тысячелетий формировалось человеческое общество, а также размышляет, как события прошлого повлияли на настоящее и чем обусловлены проблемы современности. Как человек разумный сумел покорить мир? Что стало с другими видами человека? Когда и почему появились деньги, государства и религия? Как возникали и рушились империи? Почему почти все общества ставили женщин ниже мужчин? Как наука и капитализм стали господствующими вероучениями современной эры? Становились ли люди с течением времени счастливее? Какое будущее нас ожидает? Очень увлекательно и неординарно.
фото: MyBook
«Петровы в гриппе и вокруг него», Алексей Сальников
Алексей Сальников родился в 1978 году в Тарту. Публиковался в альманахе «Вавилон», журналах «Воздух», «Урал», «Волга». Автор трех поэтических сборников. Лауреат премии «ЛитератуРРентген» и финалист «Большой книги». Но настоящую славу ему принес роман «Петровы в гриппе и вокруг него». Автослесарь Петров заболевает гриппом, а вместе с ним его жена-библиотекарь и сын. Простая история, казалось бы, только вот герой любит рисовать японские комиксы, а героиня убивает нехороших людей. Роман удостоен премий НОС и «Национальный бестселлер», а также экранизирован Кириллом Серебренниковым.
фото: MyBook
«Город женщин», Элизабет Гилберт
Любимица миллионов читателей Элизабет Гилберт отважно исследует вопросы женской сексуальности, границы вольности нравов и отличительные черты истинной любви. «Город женщин» — роман о молодых героинях в сверкающем и дерзком театральном мире Нью-Йорка 1940-х. Вивиан Моррис приезжает покорять большой город. Ее тетя — владелица небольшого, но популярного театра, и девушка с интересом и удовольствием погружается в богемную, полную скандалов и страстей жизнь Нью-Йорка.
фото: MyBook
«Меньше значит больше. Минимализм как путь к осознанной и счастливой жизни», Джошуа Беккер
Погоня за новыми вещами приводит к захламлению не только вашего дома, но и самой жизни. Так почему бы не избавиться от лишнего? Создатель популярного блога о минимализме Джошуа Беккер считает, что минимализм помогает сделать жизнь более успешной, интересной и гармоничной. В своей книге он делится секретами расхламления пространства, рассказывает, как перестать реагировать на рекламу и накопить на мечту. Каждая страница его книги доказывает, что чем меньше вещей мы имеем, тем счастливее становимся. Это — действенная прививка от бессмысленных покупок и трат.
фото: MyBook
«Прежде чем я упаду», Лорен Оливер
Предположим, вы сделали что-то очень плохое, но поняли это слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Предположим, вам все-таки дается шанс исправить содеянное, и вы повторяете попытку снова и снова, но каждый раз что-то не срабатывает, и это приводит вас в отчаяние. Саманта Кингстон жила весьма успешно и интересно, а потом вдруг умерла. Но что-то идет не так, и девушка проживает свой последний день вновь и вновь. Неужели героиня не выполнила то, для чего была рождена? Книга легла в основу фильма «Матрица времени».
фото: MyBook
«Меган. Принцесса из Голливуда», Эндрю Мортон
Английский журналист Эндрю Мортон написал легкую и интересную биографию современной Золушки. Он рассказывает про детство и юность Меган Маркл, про ее знакомство с принцем Гарри, их роман и о том, как голливудская звезда променяла карьеру на брак с представителем знаменитой королевской семьи. А также повествует о том, как Букингемский дворец принял простолюдинку и чем ей пришлось пожертвовать ради новой роли. Читается на одном дыхании!
фото: MyBook
«Незнакомая дочь», Элена Ферранте
«Незнакомая дочь» — это тонкая и психологически выверенная проза, роман одновременно мрачный и вдохновляющий. Профессор итальянского языка Леда на отдыхе знакомится с молодой семьей. Глядя на мать семейства, она вспоминает детство своих дочерей. Постепенно героиня погружается в пугающее прошлое. Сможет ли она простить себя за ошибки? Автор книги Элена Ферранте — личность загадочная, предпочитающая оставаться в тени своих книг. Неизвестно даже, пользуется ли она псевдонимом или пишет под собственным именем. Ее романы переведены на 40 языков, и в 2016 году она вошла в список 100 самых влиятельных людей мира по версии еженедельника Time.
фото: MyBook
«Тонкое искусство пофигизма», Марк Мэнсон
Популярный блогер Марк Мэнсон уверен, что зацикленность на успехе делает современного человека несчастным. Автор предлагает нестандартную методику, как следует относиться к происходящему, на что стоит тратить свое время и как реагировать на мнение окружающих. Его жизненная философия проста — необходимо научиться искусству пофигизма. Определив то, до чего вам действительно есть дело, нужно уметь наплевать на все второстепенное, забить на трудности, послать к черту чужое мнение и быть готовым взглянуть в лицо неудачам. Очень бодрит и воодушевляет.
фото: MyBook
«Серьга Артемиды», Татьяна Устинова
Семнадцатилетняя Анастасия Морозова мечтает стать актрисой. На важном вступительном экзамене в театральный вуз девушка знакомится с красавчиком Данилой Липницким, а затем они вместе обнаруживают труп звезды сериалов. Возможно, теперь ребята в большой опасности. Впрочем, опасность угрожает всей семье, состоящей исключительно из женщин! Все три героини проходят испытания, каждая свои, раскрывают тайны и по-новому обретают друг друга. На помощь им приходят мужчины, каждой свой, и непонятно, как они жили друг без друга так долго.
фото: MyBook
«Обними меня крепче», Сью Джонсон
Когда на смену любви и близости приходят неудовлетворенность, ссоры и охлаждение, страдают оба партнера. Эмоционально-фокусированная терапия, которую разработал профессор клинической психологии Сью Джонсон, позволит всем желающим разобраться в запутанном клубке эмоций и восстановить доверительные и близкие отношения. В своей книге Джонсон подробно рассказывает об этом удивительном методе, который помогает улучшить взаимопонимание с партнером, услышать и себя, и другого.
фото: MyBook
MyBook дарит всем новым пользователям 14 дней премиум-подписки по промокоду 15BOOKS, а также скидку 25% на 1 и 3 месяца подписки. Активируйте промокод до 20 сентября 2020 — читайте и слушайте эти и любые из 290 тысяч электронных и аудиокниг совершенно бесплатно.
Читайте также:
10 книг, от которых невозможно оторваться
10 книг, которые стоит взять с собой на отдых
15 книг о любви на все времена
9 легендарных книг, которые мгновенно возвращают в детство
Бросить офис и открыть цветочный магазин: как мечта превратилась в успешный бизнес
Чтение хорошей литературы — это привычка любого образованного человека. Чтение — это основа прогресса, духовного роста, отличный способ расширить кругозор и получить множество новых знаний. Бытует мнение, что в наше время вместо чтения люди тратят время на социальные сети, библиотеки пустуют, а школьники предпочитают читать краткое содержание в интернете вместо длинных романов. Правда ли, что представители нового поколения массово перестают читать? Какие произведения пользуются сегодня популярностью? Нуждается ли школьная программа в реформации? Что об этой проблеме думают учитель, библиотекарь и представитель книжного магазина, а главное, что скажут сами подростки? В новом материале гражданского журналиста ИА «NewTimes.kz» Аурелии Акмуллаевой вы найдете ответы на эти важные вопросы и заодно сможете поделиться своим мнением.
Фото: Pexels / cottonbro
Кто, как не учитель, лучше всех знает, любят ли подростки читать? Поэтому для начала мы обратились к школьному педагогу Ларисе Титовой, которая преподает русский язык и литературу, и задали пару важных вопросов.
Каким образом чтение влияет на общее развитие человека? Для чего нужно читать художественную литературу?
— Я, как преподаватель русского языка и литературы, уже который год убеждаюсь, что необходимость чтения художественной литературы продиктована необходимостью человека разобраться в ряде психологических нюансов, которые возникают у него во взаимодействии с социумом. Наблюдая за героем и его трудностями, каждый из нас стремится сопоставить с тем строем души, который преобладает на данный момент у него. Иногда поведение героев вызывает уважение, иногда — удивление, а иногда — раздражение. Это учит нас относиться бережно к любому проявлению характера человека. Удовольствие, которое мы получаем от общения с книгой, ничуть не уступает удовольствию от общения с интересными людьми.
Какие книги, не входящие в школьную программу, на ваш взгляд, должен прочитать каждый ученик?
— Первое — это «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. Эта книга отвечает на ряд вопросов, необходимых каждому из нас: первый — формирование себя, второй — формирование семьи. Этот роман подготовит читателя к реальной жизни в семье.
Второе обязательное для прочтения произведение — роман Достоевского «Братья Карамазовы». В романе описываются многочисленные испытания и искажения сознания, которым подвержен каждый из нас. Все мы имеем опасность попасть в психологический тупик. Как не попасть в него? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо читать «Братьев Карамазовых».
Какие книги в школьной программе пользуются наибольшей популярностью, а какие не хочет изучать никто?
— Популярностью пользуется короткая проза: притчи, фантастические сказки, психологическая литература, ребята с удовольствием читают Горького, Куприна, Бунина. Не сразу понимают гуманистическую направленность Достоевского и очень интересно реагируют на роман «Преступление и наказание». Поэзия идет с трудом: форма поэтического высказывания очень часто оказывается слишком доверительной и «обнаженной» для сегодняшних детей.
Как думаете, нуждается ли школьная программа в реформации?
— Я очень позитивно отношусь к реформам и изменением, однако такое количество реформ, которое мы уже претерпели в последнее время, нас настолько замучило, что, думаю, нужно их остановить и найти позитивное зерно в том, что уже есть.
«Большое заблуждение — считать, что нынешняя молодежь не читает»
Руководитель книжного отдела сети магазинов «Меломан» Ксения Семенова солидарна с учителем: молодежь читает, и куда больше, чем взрослые.
«Думаю, большое заблуждение — считать, что нынешняя молодежь не читает. На самом деле читает, и больше взрослых. Зайдите в любой из наших магазинов вечером, обратите внимание на покупателей: подавляющее большинство будут именно молодые люди. Да и продавцам в среднем по 18-25 лет, и уж они-то умеют порекомендовать сверстникам что-то действительно близкое и интересное. А классика? Большинство покупателей классической литературы — именно молодежь. И речь здесь о любой классике — мировой, казахской, русской. Огромный спрос, и он не падает именно на нашу, казахскую классику. Не стыдно не прочесть «Войну и мир» или «Путь Абая», нужно читать то, что интересно именно вам, и тогда у вас появятся и любовь к чтению, и желание поскорее начать новую книгу», — считает Ксения Семенова.
Порой старшее поколение сетует на преобладание современных трендов и считает, что они мешают подросткам увлекаться литературой. Однако представитель книжной индустрии уверена: одно другому не то что не мешает, а даже может поспособствовать.
«Развитие за последние несколько лет различных околокнижных фестивалей («Китап фест», «Гик-пикник» и др.) с каждым разом привлекает все больше людей. Прежде всего, нужна социальная реклама — на уровне сотрудничества с министерством культуры. Пересмотреть базовую литературную программу. В школах и колледжах должен быть не условный набор классики, которую должны все прочитать, а живые дискуссии с актуальными книгами. В наших магазинах мы пытаемся передавать эту взаимосвязь культур — литература, кино, музыка, видеоигры, потому что все взаимосвязано.
Актуальность — одна из важных составляющих популярности. Читать о том, что происходит здесь и сейчас. Интернет, социальные сети — это отдельный мир, и они в плане продвижения чтения важны. Интеграция литературы в контентное инфопространство, тик-ток-челленджи, упоминание любимых и прочитанных книг лидерами мнений, на которых ориентируется молодое поколение, — это работает», — подытожила Ксения Семенова.
Побеседовав с человеком, работающим в книжной индустрии, мы решили узнать, как дела обстоят в библиотеках. Сотрудница библиотеки Satbayev University Анжела Сарсенбекова согласилась ответить на вопрос о тяге молодежи к книгам и даже кратко сформулировала основные интересы студентов.
Ну и раз уж мы заговорили о подростках, я решила обратиться с этим вопросом, собственно, к героям материала — моим ровесникам, тем, кого вечно подозревают в нелюбви к чтению и предпочтении интернета. Семь ребят ответили на следующие вопросы: сколько книг прочитал(-а) в этом году? Какой жанр предпочитаешь? Какие книги можешь назвать любимыми? И вот что мы услышали в ответ.
Рита, 16 лет: «Около 10 книг. Нет чего-то определенного, обычно выбираю по аннотации. «Вино из одуванчиков» (Рэй Брэдбери)».
Олег, 16 лет: «Около шести книг. Предпочитаю в основном детективы, фэнтези, романы. «Стигмалион» и «Крылья» (Старк)».
Алиса, 19 лет: «Наверное, 20-25. Больше всего люблю философию в художественном формате. «Калигула» (Камю), «Тошнота» (Сартр), «Сто лет одиночества» (Маркес) и «Маяк» (Вирджиния Вульф)».
Нелли, 16 лет: «Наверное, около четырех. Многие я не дочитываю. Романы, романы-эпопеи. «Повелитель мух» (Голдинг), «Портрет Дориана Грея» (Уайльд)».
Дайана, 16 лет: «Около 10. Думаю, у меня нет предпочтений в литературе. «Портрет Дориана Грея» (Уайльд) и «Темные аллеи» (Бунин)».
Марк, 16 лет: «Полностью — две, еще около трех забросил на середине или далее. Драма или психологическая драма/триллер. «Над пропастью во ржи» (Сэлинджер), «Черный обелиск» (Ремарк), «1984» (Оруэлл), «Generation П» (Пелевин)».
Саша, 17 лет: «7-10 книг. Люблю книги о саморазвитии, по психологии, также люблю читать фэнтези, мистику, приключения и мелодрамы. «Отбор» (Касс), «Герои Олимпа» (Риордан) и «Клеймо» (Ахерн)».
Книжная полка Саши
Напоследок мы предлагаем вам ответить на вопрос: «Верите ли вы, что казахстанская молодежь любит читать или до сих пор придерживаетесь позиции о том, что наши подростки исключительно поклонники соцсетей и смартфонов?»
Фото: pan demin / Shutterstock, hannah grace / Unsplash
От репрессий до харассмента: что young adult литература рассказывает об истории и современном мире и почему такие книги могут быть интересны взрослым — в подборке РБК Тренды
Young adult (YA) литература в России сегодня переживает расцвет: не только активно переводятся лучшие образцы жанра, но создаются и оригинальные произведения на русском языке. YA-литература может быть интересна не только подросткам, но и взрослым читателям. Дело не только в том, что мы узнаем в героях вчерашних себя — на поверку оказывается, что описываемые трудности универсальны, с той лишь разницей, что в YA-литературе они ярче выделяются. Мы выбрали девять интересных книг, вышедших на русском языке за последние несколько лет.
YA-литература рассчитана на молодых людей от 12 до 20 лет, хотя четких возрастных рамок нет. Это довольно размытый жанр, однако можно выделить некоторые характерные черты: героями обязательно являются подростки (часто — девушки), которые сталкиваются с самыми разными трудностями — от неразделенной любви и абстрактного бунта против взрослых, до неприятия политического режима. Часто авторы в той или иной форме обращаются к историческому прошлому, чтобы осмыслить настоящее или рассказать о трудном опыте своим читателям. Для жанра характерно то, что young adult не использует назидательные конструкции, не рассказывает, как надо жить. Ее месседж заключается скорее в том, что «ты не один в этом мире, кто столкнулся с трудностями. Нас много».
Лариса Романовская. «Слепая курица». А и Б, 2019 год
О том, как трудно быть подростком в эпоху перемен. Возможно, многие взрослые читатели, чье детство пришлось на 1990-е годы, узнают в главной героине себя.
Фото: А и Б
Рефлексия на тему 1990-х не прекращается. «Слепая курица» — это повесть о девочке Рите, тонкой и восприимчивой к литературе, чья пора взросления пришлась на эпоху перемен. Всюду узнаваемые приметы времени: балет по телевизору, очереди, упоминание о ком-то, кто покончил с собой из-за смерти Цоя, появившиеся в магазине батончики «Сникерс» и «Марс». На портрет эпохи аккуратно накладывается личная история Риты: развод родителей, вечные тычки старшего брата, первая сигарета, песни Янки и Гражданской Обороны и, конечно, любовь. Романовская не стремится романтизировать 1990-е. «Слепая курица» — это не столько рефлексия по поводу времени (хотя без нее, разумеется, не обходится), сколько честный рассказ о трудностях, с которыми сталкивается подросток в любую эпоху. Иногда повесть очень поэтична, чего стоит хотя бы одна сцена, когда Рита вместе с отцом и братом едет на чужую дачу воровать яблоки: «За чужими черными дачами едет поздняя электричка. Она гудит, свистит и грохочет». Читатель сам проваливается в поздний августовский вечер, смотрит на звезды и вдыхает запах ворованных яблок. А еще «Слепая курица» снабжена подробным комментарием — современный подросток поймет далеко не все реалии тридцатилетней давности.
Николетта Бартолотти. «Матч смерти». Пешком в историю, 2020 год
О детстве в оккупированном городе и постоянном страхе за своих близких.
Фото: Пешком в историю
В основу этой книги легло реальное событие — так называемый матч смерти, произошедший в Киеве, 9 августа 1942 года. Киевская команда «Старт» выиграла у немецкого «Руха», после чего советские футболисты были подвержены различным репрессиям: отправлены в концлагеря или убиты.
Главная героиня повести — девочка Саша, живет в оккупированном немцами Городе, в котором есть Яма, где убивают евреев. Ее папа — профессиональный футболист, который теперь, правда, работает в пекарне (но ему еще повезло, и вся семья это прекрасно понимает). Да и сама она больше всего на свете обожает футбол. Саша витает в облаках на уроках литературы, гоняет мяч с мальчишками на переменах, дружит с Аней и Максом, в которого она немножечко влюблена. Мама не очень приветствует Сашино увлечение футболом, и самое частое, что она слышит от нее: «Ты же девочка…». Папа станет вратарем в том самом печально знаменитом матче. Она будет смертельно бояться за него и гордиться им. Весь город будет гордиться им. Несмотря на то, что повесть основана на реальном событии, ее финал можно считать счастливым: в «Матче смерти» все остались живы. «Наши победили, и — ничего не случилось», но в книге есть послесловие, которое напоминает читателю о том, как все обстояло на самом деле.
Изабель Пандазопулос. «Три девушки в ярости». Самокат, 2019 год
О юношеском бунте, совпавшем с бунтом остального мира.
Фото: Самокат
Вторая половина 1960-х. В 1967 году в Греции установится режим «Черных полковников», в 1968-м в Париже пройдут студенческие волнения, а в Восточной Европе прогремит «Пражская весна». Кажется, что привычный мир ускользает от тебя. Именно в эти годы жизнь сводит трех девушек: парижанку Сюзанну, дочь респектабельных родителей, немку Магду, только что переехавшую с отцом из ГДР в Западный Берлин, и гречанку Клеомену, коммунистку, бегущую в Париж от «Черных полковников». Роман имеет эпистолярную форму, автор предуведомляет, что она «нашла» эти письма в старом чемодане и поправила лишь мелочи. Вместе с письмами в книгу закрались карты, стихи, переписанные «от руки». Все повествование разделено на четыре «периода»: август—декабрь 1966 года, январь—апрель 1967 года, май—декабрь 1967 года и 1968 год. Девушки бунтуют против окружающей их действительности. Их переполняют неподдельные, взрывные эмоции, иногда они бывают наивны: «…что ж ты, в конце концов, делаешь, Дебора, в своей бретонской глуши, когда мы стараемся изменить мир в Париже, в Лионе, в Марселе и далее везде?». Но они прекрасны в своей ярости.
Юлия Яковлева. «Дети ворона: 1938 год». Самокат, 2015 год
О том, как государство отбирает родителей, и ты остаешься один на один с враждебным миром.
Фото: Самокат
Страшные приключения Шурки, его старшей сестры Тани и младшего брата Бобки в призрачном Ленинграде: родной и любимый город вдруг стал чужим. Однажды ночью Ворон унес их родителей, а теперь пытается заполучить в свои когти и детей. Горе сделало их невидимыми для «обычных» людей, только такие же, как они сами, могут видеть друг друга. Шурка попадает в детский дом, но сбегает оттуда, а из другого крадет своего младшего брата. Это лишь канва реалистических событий. Роман написан в традициях магического реализма и русской абсурдистской литературы. Да и побег из детского дома так уж ли реалистичен в 1938 году? Герои разговаривают с птицами, им помогают крысы, но в целом мир враждебен для маленьких детей. В романе очень тонко показан переход от мысли «раз арестовали, значит, виноват», через «мой близкий человек попал туда по ошибке», до «они арестовывают невиновных людей»: «Это не ошибка, раз хватают тысячи невиновных, тысячи честных людей. Тысячи — это не ошибка. Они хватают невиновных. И знают это!» В начале повествования Шурка, как и тысячи советских детей, верит, что повсюду шпионы, но этот образ никак не вяжется с добрыми и любящими мамой и папой. «Дети ворона» — это первая часть цикла «Ленинградские сказки» о судьбе советской семьи в 30–40-е годы ХХ века.
Максим Сонин. «Письма до полуночи». АСТ, 2019 год
О робких исследованиях собственной сексуальности и харассменте со стороны взрослого.
Фото: АСТ
Небезынтересный пример жанра young adult, но не очень хорошо написанный и немного неловкий в стремлении автора попасть во все болевые точки современности сразу, хотя именно поэтому на него и стоит обратить внимание. Главные героини, Ана и Таня, учатся в продвинутой московской школе. Тут и робкая лесбийская влюбленность, и харассмент со стороны навязчивого учителя математики (конечно, здесь сразу отзывается относительно недавний скандал, связанный с московской 57-й школой). Современные школьники постоянно прогуливают школу, встречая при этом полное понимание взрослых, пьют пиво в модных хипстерских барах и даже курят за «Кофеманией», а не за гаражами, как раньше, и равнодушно смотрят порно. Тем не менее, это не отменяет важности поднимаемых в романе тем, пусть и обыгранных неудачно. В «Письмах до полуночи» представлены две точки зрения на происходящее: Аны и Тани. То, о чем читатель догадывался в первой части, получает свое подтверждение во второй. Что автору удается, так это то, как в принципе меняются рамки допустимого: если вчера, кажущийся невинным комментарий учителя под фотографией ученицы в купальнике, казался приемлемым, то сегодня всем понятно, что это тревожный звонок для всех.
Дженифер Доннели. «Революция». Розовый жираф, 2014 год
О подростковой депрессии и утешении историей.
Фото: Розовый жираф
Анди учится в выпускном классе школы для одаренных детей, обожает музыку и играет на гитаре. Ей всего 17 лет, но она уже страшно разочарована в жизни, отец уехал заведовать отделением генетики в Гарвард, мать «потеряла рассудок», девушка чувствует себя одиноко, пьет таблетки, от которых иногда приключаются «глюки». Анди пытается свести счеты с жизнью, попав под машину, но женщина за рулем сумела вовремя затормозить (потом будут другие попытки). Перед читателем типичная ситуация: внешне благополучное существование и недетская драма внутри. Анди рассуждает о Бетховене и Pink Floyd и тянется к тем, кто также, как и она, живет музыкой. Все меняется во время поездки в Париж, которую ей навязал отец. Девушка находит дневник времен Французской революции и погружается в жизненные перипетии своей ровесницы Александрины. Между ними, несмотря на время и пространство, устанавливается тесная связь. Анди утешается историей и, если не находит ответы на волнующие ее вопросы, то понимает, что хоть весь мир изменить нельзя, можно начать с собственной жизни.
Роберт Шареноу. «Берлинский боксерский клуб». Розовый жираф, 2019 год
О противостоянии обществу, которое считает, что твоя жизнь не имеет ценности.
Фото: Розовый жираф
Четырнадцатилетний Карл Штерн — еврей, но об этом мало кто знал, он — обладатель светлых волос и прямого носа. В его семье никогда не соблюдали традиций иудаизма, а папа недолюбливал остальных евреев. Но все изменилось с приходом к власти Гитлера. Юные штурмовики сразу вычислили Карла и начали его преследовать. Чтобы защитить себя, мальчик занялся боксом со знакомым своего отца Максом Шмелингом (реально существовавший боксер, гордость Третьего рейха). Тем временем, мир вокруг становился все мрачнее и страшнее. Карла отчисляют из школы, вместе с тремя другими евреями, и он до последнего не понимает, что он делает рядом с ними, ведь он — не они. Но благодаря занятиям боксом Карл не только стал сильнее и обрел веру в себя, он обратился к своей национальной идентичности. Мальчик совершенно случайно узнал о том, что были великие боксеры — евреи, а ведь ему внушали, что его народ сплошь состоит из слабаков и трусов. Боксерский ринг становится метафорой происходящего в стране, а спорт становится игрой на выживание.
Алексей Олейников, Тимофей Яржомбек. «Соня из 7 «Буээ», Белая ворона, 2019 год
О школьной травле и как ей противостоять.
Фото: Белая ворона
Одна из тех книг, о которой думаешь: «Ну почему в мое время такого не было». Это рэп-комикс, рассказывающий о девочке Соне в больших очках, прячущейся от внешнего мира в наушники, в которых гремит рок. Она ироничная и остроумная, и лишь во второй половине книги читатель узнает, что Соню травят. Проблема буллинга в российской школе была и остается очень острой, нет эффективных инструментов ее решения. И даже странно, что «Соня из 7 «Буээ» вызвала неоднозначную оценку педагогов, ведь все довольно очевидно. Очень важное послесловие автора, где он говорит о том, что каждый человек ценен сам по себе, не надо никого слушать, а нужно ценить себя и свою жизнь. Книгу полезно прочитать всем: и тем, кто привык отпускать едкие шуточки в адрес одноклассников, чем-то неугодных большинству, и тем, кто оказался их мишенью. Первым полезно задуматься над ситуацией в целом, а вторым — понять, что они не одни.
Йессика Баб Бунде, Петер Бергтинг. «Когда я вернусь». Белая ворона, 2019 год
Чужой опыт, о котором важно знать.
Фото: Белая ворона
Еще одно высказывание на тему Холокоста, на сей раз — в виде комикса. Комикс вообще оказался удобным форматом, для того чтобы говорить с детьми и подростками на сложные темы. «Когда я вернусь» тому подтверждение. В книге рассказывается о пяти людях, в детстве переживших ужасы Холокоста, и оказавшихся после освобождения в Швеции, «Тобиас, Ливия, Сельма, Сусанна, Эмерих и Элисабет рассказали свои истории, чтобы у тебя появилась возможность понять и пережить то, что случается, когда люди перестают беречь свободу». Йессика Баб Бунде собрала свидетельства очевидцев, а художник Петер Бергтинг сделал иллюстрации. В результате получается интересный эффект: читатель ни на секунду не сомневается в документальности прочитанного, но рисунки немного смягчают эффект. Чтение «Когда я вернусь» — повод не только поговорить об истории, но и о том, к чему может привести нетерпимость к тому, кто не такой как ты.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.