Модное ежемесячное издание или библиотека

Журналы для женщин существуют в России более 200 лет. Во все времена дамская пресса рассказывала о моде и стиле. О том, как на страницах изданий менялся образ «идеальной женщины», — в материале портала «Культура.РФ».

XVIII век — романы, благонравие и пышные платья

Журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Часть IV. 1779 год

«Журнал английских, французских и немецких мод». Иллюстрация

«Журнал английских, французских и немецких мод». Иллюстрация

«Журнал английских, французских и немецких мод». Иллюстрация

В конце XVIII века в моде была начитанность и образованность. Аристократки, как и императрица Екатерина II, увлекались науками, писали стихи и переводили произведения с иностранных языков. Первый в России женский журнал появился в 1779 году. Он назывался «Модное ежемесячное издание. Библиотека для дамского туалета» и представлял собой литературный альманах. В нем публиковали любовные женские романы, стихи, сентиментальные рассказы. Среди авторов — популярные писатели Василий Майков и Александр Сумароков, редактором был крупнейший издатель эпохи Николай Новиков. «Доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение» — так Новиков определил предназначение журнала.

Красочных иллюстраций в «Библиотеке» не было, но в каждом номере помещали гравюру-карикатуру на легкомысленных дам. В гравюрах «Щеголиха на гулянье» и «Чепец победы» художник высмеивал чрезмерное внимание к нарядам, а в рисунке «Раскрытые прелести» — излишне кокетливое поведение. Особой популярностью у дам журнал Новикова не пользовался, и через год его закрыли.

Следующий женский вестник — «Журнал английских, французских и немецких мод» — тоже просуществовал недолго. Вышло всего три номера. По своему содержанию он отдаленно напоминал современный глянец: там подробно писали о европейских тенденциях в мире моды. Главными ориентирами были лондонские, парижские и берлинские кутюрье. Российским дамам давали советы по стилю: например, сообщали, что на бал нужно надевать пышное платье из английского или французского шелка, декольте следует украсить кружевами, а юбку — сшить одного цвета с рукавами.

В «Журнале» публиковали цветные миниатюры с изображением модных платьев, шляп и даже предметов мебели, печатали рисунки для вышивки и рукоделия. Несмотря на то что издание культивировало в своих читательницах любовь к роскоши и светскому образу жизни, особое внимание редактор Василий Окороков уделял нравственному воспитанию. В текстах подчеркивали, что особо украшают женщину скромность, доброта и благонравие.

XIX век: нарумяненные журналы и женщины-издатели

«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Часть 17. 1827 год

«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Иллюстрация

«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Иллюстрация

«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Иллюстрация

В начале XIX века у представительниц высшего света были в моде дорогие иностранные издания. Красочные журналы привозили из Европы. В 1823 году в России вышел первый номер «Дамского журнала», который по задумке издателя Петра Шаликова должен был заменить «дорогостоящую выписку из-за границы».

В издании было три раздела: литературный, критический и модный. В первом печатали стихи и прозу, сюда присылали произведения известные поэты — Василий Пушкин, Петр Вяземский, драматург Александр Писарев. В критическом отделе публиковались театральные рецензии и советы, какую постановку лучше посетить. В разделе моды было множество иллюстраций — здесь печатали черно-белые эскизы популярных в Европе платьев, шляп и туфель. Встречались и цветные «рисунки мод».

Авторы «Дамского журнала» превозносили женщин и постоянно осыпали их комплиментами. Похвал удостаивалась не только внешняя привлекательность. В статье «Взгляд на преимущества женского пола в России» говорилось о влиянии дам на развитие общества, на роль в истории. «Без женщин не образовались бы ни мирные села, ни города цветущие: люди навсегда остались бы дикими сынами природы!» — писал автор.

«Дамский журнал» просуществовал более 10 лет. Он пользовался популярностью среди женщин, но мужчины издание критиковали. Ведь чрезмерное увлечение своей внешностью в те годы считалось недостойным занятием — сродни любовным интригам. Кондратий Рылеев и Александр Бестужев саркастически называли «Дамский журнал» «нарумяненным», а министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Голицын был возмущен тем, что в журнале «целью настоящей жизни и счастия поставляют чувственные наслаждения».

В XIX веке произошло важное событие: за издание дамского журнала взялась представительница женского пола. Елизавета Сафонова посвятила этому всю жизнь. В 1836 году она начала выпускать «Журнал новейшего шитья». Он был создан не для светских львиц, а для дам более простого происхождения, поэтому здесь содержались советы и инструкции — как сформировать и разнообразить свой гардероб. Еще одно творение Сафоновой — иллюстрированный журнал «Ваза» — стал долгожителем. Его издавали более пятидесяти лет. Помимо «рисунков мод», в «Вазе» был отдел модных новостей. В нем рассказывали о театральных премьерах, новых романах, открытии «роскошных и великолепных» магазинов в Париже.

Начало XX века: женщина-хозяйка и женщина-гражданин

«Журнал для хозяек и женская жизнь». Выпуск №17. 1915 год

«Журнал для хозяек и женская жизнь». Выпуск №15. 1915 год

Литературно-художественный семейный журнал «Женщина». Выпуск №16. 1915 год

Литературно-художественный семейный журнал «Женщина». Выпуск №15. 1915 год

В начале ХХ века в женской журналистике появилась семейно-бытовая тема. Теперь женщина была не только прекрасной дамой и музой, но и властной хозяйкой, хранительницей очага. В журналах начали публиковать советы по уходу за детьми, правильному питанию и физической нагрузке.

В 1912 году вышел «Журнал для хозяек» — многостраничное иллюстрированное издание для дам, которые посвятили себя материнству, заботе о семье и о доме. В нем было четыре раздела: «Общий» — с советами по ведению хозяйства и воспитанию детей, «Модный», «Рукодельный» и «Косметический» с рецептами народной косметики и правилами по уходу за собой. Также здесь выходили фельетоны и эссе. Например, посвященные тому, как хозяйке обойтись без прислуги.

Писали и о том, как женщинам нужно одеваться. Для замужней дамы и матери главным достоинством была скромность: «Преобладающий тон моды — простота. Истинное изящество, настоящая элегантность состоит именно в преследовании этой простоты».

С началом Первой мировой войны роль женщин изменилась. Многие из них стали сестрами милосердия, а некоторые даже пошли воевать. Одним из популярных изданий тех лет стал журнал «Женщина». На обложке первого номера за 1915 год изображена сестра милосердия, которая читает письмо раненому солдату. В одном из подзаголовков журнала авторы отразили новые социальные функции женщины XX века: «Мать — гражданка — жена — хозяйка».

В годы войны выпуски были полны серьезных тем. В журнале публиковали очерки о жизни девушек, чьи женихи уехали на фронт, о тяжелой доле женщин в оккупированных городах. Здесь помещались фотографии беженцев, покидающих свои города, снимки из лазаретов. Но и война не мешала издателям публиковать подробные описания актуальных нарядов с картинками. Автор модного обозрения писала: «На днях видела изящную блондинку в черной бархатной шляпе — треуголке, фасона адмиралтейских шляп». Блузы и платья тоже подчинялись «военной» тенденции. Их советовали шить из ткани цвета хаки, с большим воротником и погонами из пуговиц на плечах.

Накануне революции в России выходило огромное количество модных изданий. Только в Петербурге — около 40 газет и журналов, посвященных стилю, шитью и хозяйству. А с приходом советской власти многие издания для дам превратились в рупор партийных идей.

Автор: Мария Соловьёва

Источник

История модных журналов в Европе начинается ещё в XVII веке, но в России они появляются лишь с момента разрешения деятельности частных издателей, в конце XVIII века.

В 1779 году в Москве выходит журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Впервые в русском названии журнала мы встречаем слово «модный». Картинки мод с весьма забавными подписями на русском языке — «Щеголиха на гулянье», «Чепец победы», «Раскрытые прелести», — выходят в виде приложения и подвергаются издателем легкому осмеянию французского оригинала — нарядов французских модниц того времени. Тем не менее, эти странички считаются образцом русской модной иллюстрации.

Женщин из аристократических семейств весьма порадовало появление в 1827 году «Дамского журнала». Публикации новинок парижской моды, размещение первых цветных иллюстраций — вот, что нужно было светским львицам. «Листок для светских людей», выходящий в Санкт-Петербурге, в 1843 году писал: «Наш листок выписывал картинки прямо из Парижа, картинки большого формата, исполненные с совершенством, отпечатанные на лучшей атласистой бумаге — одним словом, достойные быть вставленными в рамку, под стекло».

В конце 50-х годов XIX века появляются более тридцати изданий, посвященных дамской тематике: «Меркурий мод», «Вестник парижской моды», «Московский телеграф» с публикациями приложений о модных новинках из Парижа и др. Эти журналы могут смело считаться прародителями современных журналов для женщин. В них наряду с воспитательными и образовательными темами, всё большее место отводится курсам женского рукоделия с рисунками в тексте, раскрашенными узорами в приложении и выкройками. Различные возрастные категории могли найти интересующие их инструкции по шитью и вышивке. Особо любимыми за крупные листы цветных картинок с выкройками и вышивками был журнал «Сандрильона» и «Дамский альбом рукодельных работ».

На рубеже XIX и XX веков, благодаря шагнувшим вперед полиграфическим технологиям, было создано множество новых журналов мод, в которых использовались фотографии и высококачественные репродукции. Наиболее известными в то время стали журналы «Дамский мир», «Домашняя портниха», «Модный свет», «Модный магазин», модные приложения к журналам «Новь» и «Нива».

Ошибочно считать, что в России в советское время моды не было. Существовали ателье и Дома мод, специализированная литература и журналы. Только и в этой сфере чувствовалась авторитарность управления, модельеры обезличивались. Массовое производство одежды определило характер изданий 30-х годов («Альбом моделей одежды швейной промышленности РСФСР»), а железный занавес, опустившийся в конце десятилетия, перекрыл свежий ветер из Европы.

В 1944 году правительство поручило открывшемуся Московскому дому моделей разработать новые модели одежды для послевоенного времени. И вновь авторитарность власти ощущается в самом названии: «Альбом моделей верхнего платья, принятых на всесоюзном просмотре» (1945).

С оттепелью 60-х годов увеличилось число изданий, посвященных теме моды, шитья, рукоделия. Как и в XIX веке выходили приложения с выкройками и чертежами к женским журналам. В 70-е — 80-е годы появились самостоятельные издания ГУМа – «Модели ГУМа», — альбомы сезонной одежды. В последующие годы стала возможной интеграция европейских модных тенденций посредством западных журналов, издаваемых на русском языке («Бурда», «Харпер базаар», «Вог» и др.)

На выставке представлена ретроспектива изданий, которые выходили в царской России, СССР и РФ, и эти издания во все времена помогали миллионам людей освоиться с новой модой, потому что она существует не только для подиумов и фотосессий, а прежде всего для человека. Особенность экспозиции состоит в том, что она даёт возможность проследить не только развитие модных тенденций, но и изменения отношения к моде в периодических изданиях перечисленных эпох.

См. также Журналы мод в электронной библиотеке РНБ

Кураторы выставки

Н. Малышева, Е. Пугина.

Источник

Пресса «для дам» родилась в России вместе с выходом в свет в 1779 году журнала «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Впервые в русском названии журнала появилось слово «модный». О женских дореволюционных журналах мод, домоводства и рукоделий пойдет сегодня речь.

Журналы, адресованные женской аудитории, появились в России в конце XVIII века, когда была разрешена деятельность частных издателей. «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» — журнал, издаваемый Н.И. Новиковым, — был литературным изданием, на страницах которого размещались анекдоты, эпиграммы, загадки, шарады, сочинения российских авторов и переводные произведения. В виде приложения выходили картинки мод с подписями на русском языке: «Щеголиха на гулянье», «Чепец победы», «Раскрытые прелести». В подписях мы можем уловить ироничный тон издателя — наряды французских модниц (а именно с французского оригинала были скопированы эти картинки) подвергались легкому осмеянию. Эти странички, однако, считаются образцом русской модной иллюстрации того времени. Целью появления подобного журнала было «доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение».

Рекламные страницы из дамских журналов. Начало XX

 «Приятность с пользою» — девиз журнала «Аглая», выпускавшегося князем П.И. Шаликовым в начале XIX века (1808). Вот отрывок из программного заявления издателя: «Не всем надобно важное, учебное, многие желают приятного и только. Журнал имеет то преимущество, что в нем показывают ежедневные произведения старых и новых писателей». Вновь позиционируется литературная направленность журнала — печатаются стихи, басни, эпиграммы, проза, появляются ноты и зарисовки о моде.

В 1827 году выходит в свет «Дамский журнал», издателем которого был также князь Шаликов. Публикации новинок парижской моды, размещение первых цветных иллюстраций — вот что привлекало в этом издании женщин из аристократических семейств. Как и сегодня, ранг и престиж светских дам определялся способностью следовать моде из Парижа.

И вполне объяснимо то, что зачастую журнальные статьи на «немодные» темы оставались непрочитанными.

Вот пример коммерческого расчета издателей, которые считали, что достаточно поместить картинку с изображением парижских женских мод с комментариями — и прибыль обеспечена! Так, в 1827 году издатели писали о головных уборах: «Испанские головные уборы из ленточных бантов с разниченными концами — уборы, которых образец дала прекрасная девица Зонталь, — все еще в большой моде».

Между тем среди публикаций «Дамского журнала» можно встретить интересные статьи, касающиеся вопросов положения женщины и ее роли в истории. Например, в статье «Взгляд на преимущества женского пола в России» говорилось: «Прелестный пол — краса природы, душа земного мира! Не ты ль создание столь изящное, столь очаровательное, не ты ль для смертных источник благ возвышенных!.. Без женщин не образовались бы ни мирные села, ни города цветущие: люди навсегда остались бы дикими сынами природы!»

Подобного рода литературные женские журналы — это один из типов женской прессы первой половины XIX века. Второй тип — женский журнал мод и домоводства, рукоделий и литературы, ориентированный на практические советы и семейно-бытовые вопросы. Такие журналы, как «Модный вестник» (1816), «Ваза» (1832), «Гирлянда» (1846), имели широкую читательскую аудиторию.

Расцвет женских журналов приходится на вторую половину XIX и начало XX веков. В содержании и направленности прессы отразились зарождение в России феминизма и развитие женского образования: менялся социум, менялся женский мир, а с ним — и дамский журнал.

В конце 50-х годов XIX века появляется более тридцати изданий, посвященных женской тематике. Среди них уникальные в своем роде журналы: «Мой журнал» — для девочек, «Лучи» — для девиц, журнал «Рассвет» — для взрослых девиц. Такое разграничение читательской аудитории способствовало своевременному воспитательному и образовательному процессу каждой возрастной категории читательниц.

«Дамский журнал». Москва. 1827

Вот самохарактеристика петербургского издания «Мой журнал»: «Единственный в России журнал для девочек имеет задачей дать детям интересное, полезное и вполне доброкачественное чтение и научить будущих членов семьи всем рукоделиям, знание которых необходимо каждой женщине. Программу издания составляют: исторические и бытовые повести, рассказы и очерки, сцены для детского театра, стихи, статьи по истории и географии, естественным наукам и искусствам; статьи нравственного и религиозного содержания; систематический курс всех женских рукоделий с рисунками в тексте, раскрашенными узорами в приложении и выкройками».

Каждый год журнал проводил конкурс рукоделия для подписчиц с наградами за лучшие работы. «Маленькие дамы» могли прочитать, как правильно сшить платье для маленькой куклы, жакет и панталоны для большой, стенной кармашек для детской комнаты и множество других вещиц. Нельзя не упомянуть журнал «Сандрильона» (1858), особо любимый за крупные листы цветных картинок с выкройками и вышивками, и «Дамский альбом рукодельных работ», специальное периодическое издание, посвященное шитью и вышиванию (1855).

Дамский журнал становится все насыщеннее и богаче: помимо основных разделов большинства изданий — словесность, наука, обзор книжных новинок — возникает множество сопутствующих рубрик, освещающих вопросы воспитания, социальные события, светскую и криминальную хронику внутри страны и за рубежом, появляется отдел писем, отдел фельетона.

Читательниц все больше интересуют педагогические вопросы, в результате чего начинает выходить отдельное издание «На помощь матерям» (1894). Журнал дает практические указания и советы по уходу, воспитанию и обучению детей, обзор игр, физических упражнений, образовательных прогулок, а также обзоры выдающихся книг по воспитанию и чтению. На страницах журнала печатались отчеты о лекциях и докладах, прочитанных в разных собраниях и кружках.

На рубеже веков были созданы новые журналы мод, домоводства и рукоделия, рассчитанные на массовую аудиторию. Благодаря шагнувшим вперед полиграфическим технологиям, издания получили богатое оформление, в котором использовались фотографии и высококачественные репродукции. Наиболее известными в то время были журналы «Дамский мир» (1907), «Журнал для хозяек» (1912), «Хозяйка дома» (приложение к журналу «Новь», 1908), «Домашняя портниха» (1906), «Моды для всех» (1910).

Журнал «Дамский мир» предлагал следующие рубрики: «Хроника моды», «Театр и музыка», «Стильность в обстановке», «Кухня народов мира», «Мой секрет нравиться, доступный всем женщинам» и другие. «Женщина, — советует журнал, — обязана следить за своей красотой не только ради побед, которые удовлетворяют наше самолюбие, но для того, чтобы радовать взор окружающих и давать счастье любимому человеку». А что давало женщине возможность сохранить и усилить свою красоту и привлекательность? Парфюмерные и косметические средства, изысканные предметы туалета и прочие женские штучки.

Конечно, рекламы в дамских журналах было много; даже в серьезных изданиях именно женщинам была адресована половина рекламы. Ее результативность в ведущих журналах, к примеру в «Ниве», напрямую зависела от качественного иллюстративного материала. Изображались не только отдельные товары, но и те, кто уже ими воспользовался. Против веснушек и прыщей — одно средство, против выпадения волос — другое, пилюли — для красивой груди, березовый бальзам — для гладкости и белизны кожи.

Дамы следили за своей красотой, воспитывали детей, украшали дом, учились готовить и рукодельничать, и в этом им помогали журналы, создавая образ идеальной женщины, матери, спутницы. Но подул ветер перемен, и образ начал меняться, и мода стала другой, и журналы сменили аудиторию…

В начало раздела “Букинистика”>>>

Источник