Модное ежемесячное издание или библиотека для дамского туалета 1779
Журналы для женщин существуют в России более 200 лет. Во все времена дамская пресса рассказывала о моде и стиле. О том, как на страницах изданий менялся образ «идеальной женщины», — в материале портала «Культура.РФ».
XVIII век — романы, благонравие и пышные платья
Журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Часть IV. 1779 год
«Журнал английских, французских и немецких мод». Иллюстрация
«Журнал английских, французских и немецких мод». Иллюстрация
«Журнал английских, французских и немецких мод». Иллюстрация
В конце XVIII века в моде была начитанность и образованность. Аристократки, как и императрица Екатерина II, увлекались науками, писали стихи и переводили произведения с иностранных языков. Первый в России женский журнал появился в 1779 году. Он назывался «Модное ежемесячное издание. Библиотека для дамского туалета» и представлял собой литературный альманах. В нем публиковали любовные женские романы, стихи, сентиментальные рассказы. Среди авторов — популярные писатели Василий Майков и Александр Сумароков, редактором был крупнейший издатель эпохи Николай Новиков. «Доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение» — так Новиков определил предназначение журнала.
Красочных иллюстраций в «Библиотеке» не было, но в каждом номере помещали гравюру-карикатуру на легкомысленных дам. В гравюрах «Щеголиха на гулянье» и «Чепец победы» художник высмеивал чрезмерное внимание к нарядам, а в рисунке «Раскрытые прелести» — излишне кокетливое поведение. Особой популярностью у дам журнал Новикова не пользовался, и через год его закрыли.
Следующий женский вестник — «Журнал английских, французских и немецких мод» — тоже просуществовал недолго. Вышло всего три номера. По своему содержанию он отдаленно напоминал современный глянец: там подробно писали о европейских тенденциях в мире моды. Главными ориентирами были лондонские, парижские и берлинские кутюрье. Российским дамам давали советы по стилю: например, сообщали, что на бал нужно надевать пышное платье из английского или французского шелка, декольте следует украсить кружевами, а юбку — сшить одного цвета с рукавами.
В «Журнале» публиковали цветные миниатюры с изображением модных платьев, шляп и даже предметов мебели, печатали рисунки для вышивки и рукоделия. Несмотря на то что издание культивировало в своих читательницах любовь к роскоши и светскому образу жизни, особое внимание редактор Василий Окороков уделял нравственному воспитанию. В текстах подчеркивали, что особо украшают женщину скромность, доброта и благонравие.
XIX век: нарумяненные журналы и женщины-издатели
«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Часть 17. 1827 год
«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Иллюстрация
«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Иллюстрация
«Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым». Иллюстрация
В начале XIX века у представительниц высшего света были в моде дорогие иностранные издания. Красочные журналы привозили из Европы. В 1823 году в России вышел первый номер «Дамского журнала», который по задумке издателя Петра Шаликова должен был заменить «дорогостоящую выписку из-за границы».
В издании было три раздела: литературный, критический и модный. В первом печатали стихи и прозу, сюда присылали произведения известные поэты — Василий Пушкин, Петр Вяземский, драматург Александр Писарев. В критическом отделе публиковались театральные рецензии и советы, какую постановку лучше посетить. В разделе моды было множество иллюстраций — здесь печатали черно-белые эскизы популярных в Европе платьев, шляп и туфель. Встречались и цветные «рисунки мод».
Авторы «Дамского журнала» превозносили женщин и постоянно осыпали их комплиментами. Похвал удостаивалась не только внешняя привлекательность. В статье «Взгляд на преимущества женского пола в России» говорилось о влиянии дам на развитие общества, на роль в истории. «Без женщин не образовались бы ни мирные села, ни города цветущие: люди навсегда остались бы дикими сынами природы!» — писал автор.
«Дамский журнал» просуществовал более 10 лет. Он пользовался популярностью среди женщин, но мужчины издание критиковали. Ведь чрезмерное увлечение своей внешностью в те годы считалось недостойным занятием — сродни любовным интригам. Кондратий Рылеев и Александр Бестужев саркастически называли «Дамский журнал» «нарумяненным», а министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Голицын был возмущен тем, что в журнале «целью настоящей жизни и счастия поставляют чувственные наслаждения».
В XIX веке произошло важное событие: за издание дамского журнала взялась представительница женского пола. Елизавета Сафонова посвятила этому всю жизнь. В 1836 году она начала выпускать «Журнал новейшего шитья». Он был создан не для светских львиц, а для дам более простого происхождения, поэтому здесь содержались советы и инструкции — как сформировать и разнообразить свой гардероб. Еще одно творение Сафоновой — иллюстрированный журнал «Ваза» — стал долгожителем. Его издавали более пятидесяти лет. Помимо «рисунков мод», в «Вазе» был отдел модных новостей. В нем рассказывали о театральных премьерах, новых романах, открытии «роскошных и великолепных» магазинов в Париже.
Начало XX века: женщина-хозяйка и женщина-гражданин
«Журнал для хозяек и женская жизнь». Выпуск №17. 1915 год
«Журнал для хозяек и женская жизнь». Выпуск №15. 1915 год
Литературно-художественный семейный журнал «Женщина». Выпуск №16. 1915 год
Литературно-художественный семейный журнал «Женщина». Выпуск №15. 1915 год
В начале ХХ века в женской журналистике появилась семейно-бытовая тема. Теперь женщина была не только прекрасной дамой и музой, но и властной хозяйкой, хранительницей очага. В журналах начали публиковать советы по уходу за детьми, правильному питанию и физической нагрузке.
В 1912 году вышел «Журнал для хозяек» — многостраничное иллюстрированное издание для дам, которые посвятили себя материнству, заботе о семье и о доме. В нем было четыре раздела: «Общий» — с советами по ведению хозяйства и воспитанию детей, «Модный», «Рукодельный» и «Косметический» с рецептами народной косметики и правилами по уходу за собой. Также здесь выходили фельетоны и эссе. Например, посвященные тому, как хозяйке обойтись без прислуги.
Писали и о том, как женщинам нужно одеваться. Для замужней дамы и матери главным достоинством была скромность: «Преобладающий тон моды — простота. Истинное изящество, настоящая элегантность состоит именно в преследовании этой простоты».
С началом Первой мировой войны роль женщин изменилась. Многие из них стали сестрами милосердия, а некоторые даже пошли воевать. Одним из популярных изданий тех лет стал журнал «Женщина». На обложке первого номера за 1915 год изображена сестра милосердия, которая читает письмо раненому солдату. В одном из подзаголовков журнала авторы отразили новые социальные функции женщины XX века: «Мать — гражданка — жена — хозяйка».
В годы войны выпуски были полны серьезных тем. В журнале публиковали очерки о жизни девушек, чьи женихи уехали на фронт, о тяжелой доле женщин в оккупированных городах. Здесь помещались фотографии беженцев, покидающих свои города, снимки из лазаретов. Но и война не мешала издателям публиковать подробные описания актуальных нарядов с картинками. Автор модного обозрения писала: «На днях видела изящную блондинку в черной бархатной шляпе — треуголке, фасона адмиралтейских шляп». Блузы и платья тоже подчинялись «военной» тенденции. Их советовали шить из ткани цвета хаки, с большим воротником и погонами из пуговиц на плечах.
Накануне революции в России выходило огромное количество модных изданий. Только в Петербурге — около 40 газет и журналов, посвященных стилю, шитью и хозяйству. А с приходом советской власти многие издания для дам превратились в рупор партийных идей.
Автор: Мария Соловьёва
Журналы для женщин существуют в России более 200 лет. Во все времена дамская пресса рассказывала о моде и стиле. О том, как на страницах изданий менялся образ «идеальной женщины», — в материале портала «Культура.РФ».
XVIII век — романы, благонравие и пышные платья
В конце XVIII века в моде была начитанность и образованность. Аристократки, как и императрица Екатерина II, увлекались науками, писали стихи и переводили произведения с иностранных языков. Первый в России женский журнал появился в 1779 году. Он назывался «Модное ежемесячное издание. Библиотека для дамского туалета» и представлял собой литературный альманах. В нем публиковали любовные женские романы, стихи, сентиментальные рассказы. Среди авторов — популярные писатели Василий Майков и Александр Сумароков, редактором был крупнейший издатель эпохи Николай Новиков. «Доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение» — так Новиков определил предназначение журнала. Красочных иллюстраций в «Библиотеке» не было, но в каждом номере помещали гравюру-карикатуру на легкомысленных дам.
Следующий женский вестник — «Журнал английских, французских и немецких мод» — тоже просуществовал недолго. Вышло всего три номера. По своему содержанию он отдаленно напоминал современный глянец: там подробно писали о европейских тенденциях в мире моды. Главными ориентирами были лондонские, парижские и берлинские кутюрье.
В «Журнале» публиковали цветные миниатюры с изображением модных платьев, шляп и даже предметов мебели, печатали рисунки для вышивки и рукоделия. Несмотря на то что издание культивировало в своих читательницах любовь к роскоши и светскому образу жизни, особое внимание редактор Василий Окороков уделял нравственному воспитанию. В текстах подчеркивали, что особо украшают женщину скромность, доброта и благонравие.
XIX век: нарумяненные журналы и женщины-издатели
В начале XIX века у представительниц высшего света были в моде дорогие иностранные издания. Красочные журналы привозили из Европы. В 1823 году в России вышел первый номер «Дамского журнала», который по задумке издателя Петра Шаликова должен был заменить «дорогостоящую выписку из-за границы».
В издании было три раздела: литературный, критический и модный. В первом печатали стихи и прозу, сюда присылали произведения известные поэты — Василий Пушкин, Петр Вяземский, драматург Александр Писарев. В критическом отделе публиковались театральные рецензии и советы, какую постановку лучше посетить. В разделе моды было множество иллюстраций — здесь печатали черно-белые эскизы популярных в Европе платьев, шляп и туфель. Встречались и цветные «рисунки мод».
«Дамский журнал» просуществовал более 10 лет. Он пользовался популярностью среди женщин, но мужчины издание критиковали. Ведь чрезмерное увлечение своей внешностью в те годы считалось недостойным занятием — сродни любовным интригам.
В XIX веке произошло важное событие: за издание дамского журнала взялась представительница женского пола. Елизавета Сафонова посвятила этому всю жизнь. В 1836 году она начала выпускать «Журнал новейшего шитья». Он был создан не для светских львиц, а для дам более простого происхождения, поэтому здесь содержались советы и инструкции — как сформировать и разнообразить свой гардероб. Еще одно творение Сафоновой — иллюстрированный журнал «Ваза» — стал долгожителем. Его издавали более пятидесяти лет.
Начало XX века: женщина-хозяйка и женщина-гражданин
В начале ХХ века в женской журналистике появилась семейно-бытовая тема. Теперь женщина была не только прекрасной дамой и музой, но и властной хозяйкой, хранительницей очага. В журналах начали публиковать советы по уходу за детьми, правильному питанию и физической нагрузке.
В 1912 году вышел «Журнал для хозяек» — многостраничное иллюстрированное издание для дам, которые посвятили себя материнству, заботе о семье и о доме. В нем было четыре раздела: «Общий» — с советами по ведению хозяйства и воспитанию детей, «Модный», «Рукодельный» и «Косметический» с рецептами народной косметики и правилами по уходу за собой. Также здесь выходили фельетоны и эссе. Например, посвященные тому, как хозяйке обойтись без прислуги.
С началом Первой мировой войны роль женщин изменилась. Многие из них стали сестрами милосердия, а некоторые даже пошли воевать. Одним из популярных изданий тех лет стал журнал «Женщина». На обложке первого номера за 1915 год изображена сестра милосердия, которая читает письмо раненому солдату. В одном из подзаголовков журнала авторы отразили новые социальные функции женщины XX века: «Мать — гражданка — жена — хозяйка».
Но и война не мешала издателям публиковать подробные описания актуальных нарядов с картинками. Автор модного обозрения писала: «На днях видела изящную блондинку в черной бархатной шляпе — треуголке, фасона адмиралтейских шляп». Блузы и платья тоже подчинялись «военной» тенденции. Их советовали шить из ткани цвета хаки, с большим воротником и погонами из пуговиц на плечах.
Накануне революции в России выходило огромное количество модных изданий. Только в Петербурге — около 40 газет и журналов, посвященных стилю, шитью и хозяйству. А с приходом советской власти многие издания для дам превратились в рупор партийных идей.
Автор: Мария Соловьёва
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 сентября 2013;
проверки требуют 15 правок.
Женская пресса в России — российские периодические издания, адресованные женской аудитории, реализующие спектр функций, направленных на поддержание гендерной идентичности читательской среды, удовлетворение её информационных потребностей[1]. В истории развития российской женской прессы выделяется несколько периодов: дореволюционный, советский, постсоветский[2].
Дореволюционный период[править | править код]
1779 — первая половина XIX в.[править | править код]
Первый женский журнал открылся в 1779 г., «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» было основано журналистом, издателем Н. И. Новиковым. Журнал закрылся через год, однако в нём были продемонстрированы основные типологические и тематические особенности женской прессы[3][4]. Первые женские издания ориентировались на развлечение женской аудитории посредством чтения, а также изменение её ментальных, поведенческих характеристик в соответствии с представлениями общества о роли женщины в социуме.
Женская пресса конца XVIII в. — первой половины XIX в. подразделяется на литературные женские журналы и журналы мод, домоводства и рукоделий. К первому типу изданий относятся следующие журналы:
- «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (1779),
- «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми» (1804)[5],
- «Кабинет Аспазии» (1815),
- «Дамский журнал» (1823—1883),
- «Лучи» (1850—1860)[6]. Журнал «Лучи» был открыт А. О. Ишимовой, которая до этого выпускала детское издание «Звёздочка».
Второй тип представляют журналы
- «Магазин английских, французских и немецких новых мод» (1791),
- «Модный вестник» (1816),
- «Ваза» (1831—1884),
- «Гирлянда» (1846—1860) и др[7].
Вторая половина XIX — начало XX вв.[править | править код]
Под влиянием ряда социальных и экономических факторов во второй половине XIX — начале XX вв. в женской прессе произошли определенные изменения. Тип женского литературного журнала был заменен литературно-общественным журналом:
- «Рассвет» (1859—1862), с этим изданием сотрудничал Д. И. Писарев,
- «Женский вестник» (1866—1868)[8],
- «Друг женщин» (1882—1884).
Обсуждение женского вопроса в периодических изданиях, зарождение российского феминизма, развитие женского образования отразились на тематике женской прессы. Журналы уже не ограничивалась задачей воспитания аудитории, они были нацелены на изменение менталитета читателей. Открывается педагогическое издание для женщин «На помощь матерям» (1894—1904)[2].
Наблюдались типологические изменения в журналах мод, домоводства, рукоделий и литературы:
- «Русская хозяйка» (1861—1862),
- «Модный магазин» (1862—1883),
- «Русский базар» (1863—1866),
- «Новый русский базар» (1867—1894),
- «Модный свет» (1868—1883) и другие.
Расширилась структура изданий: утвердился отдел фельетона — раздел светской хроники. Литературная часть журнала к окончанию периода приобрела социальный оттенок, в ней появились публикации на общественные темы, связанные с расширением сфер женского образования и труда.
В выпуске женской прессы стали активно участвовать женщины, что было следствием расширения женской профессиональной деятельности. Например, С. Мей, супруга поэта Л. А. Мея, издавала «Модный магазин». А. П. Гоппе выпускала вместе с мужем, Г. Д. Гоппе, журналы «Моды и новости», преобразованный затем в «Модный свет и модный магазин», «Новый русский базар»; после смерти супруга продолжила редактировать издание «Модный свет и модный магазин», «Новый русский базар», открыла журнал «Модистка», «Парижская мода».
1904—1917 гг.[править | править код]
В начале XX века происходит разделение женской прессы на массовую и политическую. Основными причинами, вызвавшими возникновение массовых женских литературно-общественных журналов:
- «Женщина» (1907—1917),
- «Дамский мир» (1907—1917),
- «Женское дело» (1910—1918),
- «Журнал для хозяек» (1912—1918)[9],
- «Мир женщины» (1912—1917),
- «Журнал для женщин» (1914—1918)
стали — капитализация общества, развитие технического прогресса, распространение женского образования, коммерциализация прессы.
Появляются женские общественно-политические журналы:
- «Женский вестник» (1904—1917),
- «Союз женщин» (1907—1909),
- «Работница» (с 1914 г.)[10].
Также в начале XX века были созданы новые издания мод, домоводства и рукоделий, рассчитанные на массовую аудиторию:
- «Ворт» (1905—1913),
- «Домашняя портниха» (1906—1908),
- «Парижанка» (1908—1910),
- «Женский мир» (1909—1911),
- «Белье и вышивки» (1909—1916),
- «Моды для всех» (1910—1914) и другие.
Женская пресса превращается в массовый экономически эффективный тип СМИ, что объясняет её количественный рост, а также увеличение читательской аудитории. Модель массового литературно-общественного журнала учитывала интересы широкой женской аудитории, позволяла освещать различные тематические сферы: общественную жизнь, женское образование, женский труд, воспитание детей, домоводство, моду, религию и др.
Советский период[править | править код]
1917—1928 гг.[править | править код]
В советский период была сформирована система общественно-политической женской прессы. Женская периодика использовалась с целью привлечения женского населения к участию в политических, общественных, производственных процессах. В 1917—1928 гг. наблюдалось зарождение советской женской периодики. Выходили общественно-политические издания:
- для женщин-партработников («Коммунистка» (1920—1930))[11],
- для работниц («Работница» с 1914 г.),
- для крестьянок («Крестьянка» (1922—2015), «Батрачка» (1925—1929)).
Помимо центральных политических женских журналов стали выходить местные женские издания, они открывались в крупных российских городах[12] и столицах союзных республик.
Массовые литературно-общественные журналы («Журнал для женщин», «Журнал для хозяек» (1922—1926), «Женский журнал» (1926—1930)[13] были закрыты по политическим соображениям.
1928—1945 гг.[править | править код]
В 1928—1945 гг. происходит формирование системы советской женской периодики. Женская пресса принимает активное участие в индустриализации[14], коллективизации, общественной жизни. Открывается журнал для жен-общественниц (жен инженерно-технических работников) «Общественница» (1936—1941)[15][16].
1945—1991 гг.[править | править код]
В 1945—1991 гг. сформировались основные типологические черты системы советской женской прессы. В её основу был положен принцип территориального деления партийного аппарата, выходили центральные журналы для женщин: «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина» (с 1945 г.), выступавшие примером для периодики нижестоящих звеньев. Издавались республиканские женские журналы и женские издания автономных республик.
Постсоветский период[править | править код]
90-е гг. XX в.[править | править код]
С начала 90-х гг. начинается новый этап в развитии женской периодики, чему способствовали политические, экономические и социальные факторы[17][18][19]. По сравнению с предыдущим периодом структура прессы для женщин претерпела качественные изменения. В роли издателя смогли выступать коллективы редакций, издательства, акционерные общества, фирмы, объединения и организации. Основное целевое назначение изданий — оказание помощи женщине и её семье в социальной и бытовой сферах. Содержание стало ограничиваться личными, реже профессиональными интересами. Стали выходить следующие типы журналов:
- социально-бытовые («Работница», «Крестьянка»),
- семейно-бытовые («Лиза», «Домашний очаг», «Натали»),
- элитарные («Cosmopolitan», «Elle», «Harper’s Bazaar», «Marie Claire»),
- феминистские («Женское чтение», «Преображение»),
- профессиональные («Сестринское дело», «Секретарь», «Секретарь и офис»),
- религиозные («С Верой, Надеждой, Любовью», «Сестра»),
- журналы для девушек («Штучка», «Cool Girl», «Маруся»),
- специализированные по интересам («Бурда Моден», «Диана моден», «Золушка вяжет», «Валентина»)[20].
Начало XXI в.[править | править код]
На современном этапе основными тенденциями развития российской женской прессы являются информационная глобализация, коммерциализация СМИ, совершенствование информационных технологий.
В роли издателя выступают международные и российские издательские дома, специализирующиеся на выпуске массовой прессы. . В настоящий момент лидерами в выпуске женских журналов являются ИД «Sanoma Independent Media», ИД «Hearst Shkulev Media», ЗАО «Издательский дом „Бурда“», ИД «Conde Nast».
Система современных российских женских журналов представлена следующими типами изданий:
- семейно-бытовыми («Лиза», «Домашний очаг», «Крестьянка»),
- элитарными («Cosmopolitan», «Elle», «Harper’s Bazaar», «Marie Claire», «Vogue»),
- для женщин с невысоким достатком («Даша», «Дарья», «Все для женщины»),
- литературными («Караван историй», «Gala. Биография»),
- для девушек («Лиза. Girl», «Elle Girl»),
- для матерей («Лиза. Мой ребёнок», «Самая. Мама, это я!»),
- посвященными женскому здоровью («Женское здоровье», «Красота & здоровье»),
- религиозными («Славянка», «Мусульманка»),
- профессиональными («Медицинская сестра», «Хороший секретарь»),
- специализированными по интересам («Burda», «Сабрина»)[21].
Расширение информационного интернет-пространства обусловило изменения в системе женских журналов: разделение сегмента женской журнальной периодики на традиционные и интернет-издания.
Женские сетевые журналы, издания функционирующие только в сети Интернет, на современном этапе дифференцированы на следующие типы: универсальные, модного стиля жизни, медицинские, религиозные, шитья, рукоделий, литературы[22].
Примечания[править | править код]
- ↑ Смеюха В. В. Феномен гендерной идентификации в медийном пространстве (на материале отечественных женских журналов). Автореф. дис. … доктора филол. наук. Краснодар, 2012. 43 с.
- ↑ 1 2 Смеюха В. В. Отечественные женские журналы. Историко-типологический аспект: Монография. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. 188 с. URL:https://www.gender.ru/publications/otechestvennye-zhenskie-zhurnaly-istoriko-tipologicheskij-aspekt Архивная копия от 3 ноября 2016 на Wayback Machine
- ↑ Пирожкова Т. Ф. Журнал для «прекрасного пола» // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1994. № 6. С. 26-37.
- ↑ Смеюха В. В. Первый российский женский журнал: история и типология // Lingua mobilis. 2011. № 2. URL: linguamobilis.ucoz.ru›2011/28.pdf
- ↑ Ершова В. Н. «Журнал для милых»: из истории женских журналов в России в начале XIX века // Российский государственный гуманитарный университет. 2008. № 11. С. 29-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14982417
- ↑ Стыкалина О. С. К истории создания журналов для детей А. О. Ишимовой «Звездочка» и «Лучи» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 6. С. 51-61.
- ↑ Смеюха В. В. Развитие отечественной женской прессы в конце XVIII первой половине XIX веков // Филологический вестник Ростовского университета. 1998. № 1. С. 64-67. URL:
- ↑ Рейфман П. С. Журнал «Женский вестник» // Уч. зап. Тартус. гос. ун-та. XVIII. Литературоведение. Вып. 266. 1971. С. 71-123.
- ↑ Симонова О. А. Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов. Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2008. 23 с.
- ↑ Смеюха В. В. Женская пресса в России начала XX века (типологический и проблемно-тематический обзор) // Филологический вестник Ростовского университета. 1999. № 1. С. 53-56. URL:
- ↑ Пода О. Ю. Журнал «Комуністка» (1920—1930) про розвиток преси для жінок // Держава та регіони: Серія: Гуманітарні науки. 2010. № 1-2. С. 121—130. URL: https://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Dtr_gn/2010_1-2/files/GN110_24.pdf
- ↑ Смеюха В. В. Становление и развитие местной женской прессы на Северном Кавказе в 20-30-е гг. XX в. // I-формат. Журналистика провинции: альманах. Вып. 7. Ставрополь. 2011. С. 152—161. URL:
- ↑ Смеюха В. В. Советский журнал для домохозяек //Релга. № 6 [108]. 02 мая 2005. URL: https://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=479&level1=main&level2=articles
- ↑ Минаева О. Д. «Неженские» профессии советских женщин 1930 гг. (по материалам журнала «Работница») // Медиаскоп. 2009. № 2. URL: https://www.mediascope.ru/node/346
- ↑ Смеюха В. В. Освещение деятельности женского общественного движения в советских женских журналах 30-х гг. XX в. // Современная филология. Международная заочная научная конференция. Уфа, 2011. С. 263—266. URL:https://www.moluch.ru/conf/phil/archive/23/499/.
- ↑ Пода О. Ю. Журнал «Общественница» (1936—1941) i рух громадських правцівниць // Держава та регіони: Серія: Соціальні комунікації. 2010. № 3. С. 50-61. URL: https://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/Dtr_sk/2010_3/index.html.
- ↑ Альперина С. И. Адаптация женских иностранных изданий к российскому медиарынку (на примере журналов «Космополитен» и «Эль»). Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2003. 26 с.
- ↑ Пленкина Е. А. Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности. Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2004. 20 с.
- ↑ Черменская С. М. Зарубежные женские глянцевые журналы в информационном пространстве России: трансформация коммуникативных моделей в условиях глобализации. Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2006. 20 с.
- ↑ Смеюха В. В. Отечественные женские журналы. Историко-типологический аспект: Монография. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. 188 с. URL:https://www.gender.ru/publications/otechestvennye-zhenskie-zhurnaly-istoriko-tipologicheskij-aspekt Архивная копия от 3 ноября 2016 на Wayback Machine
- ↑ Смеюха В. В. Процессы идентификации и женская пресса. Ростов-на-Дону, 2012. 318 с. URL: https://www.gender.ru/publications/proczessy-identifikaczii-i-zhenskaya-pressa-monografiya Архивная копия от 4 ноября 2016 на Wayback Machine
- ↑ Смеюха В. В. Женские сетевые журналы: теоретико-типологическая характеристика // Вестник Адыгейского государственного университета 2011. № 4. С. 95-101. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=17340800
Ссылки[править | править код]
- Женский журнал «Женское мнение»
- Овсепян Р. История новейшей отечественной журналистики
- Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа
- Статьи о женской прессе