Модное платье от александра васильева
Александр Васильев — всемирно известный историк моды, декоратор интерьеров, сценограф, автор популярных книг и статей, непревзойденный лектор и коллекционер. В 25 странах мира оформил более 100 постановок балетов и опер на сценах ведущих театров. Преподает историю костюма и моды на четырех языках по всему миру, является ведущим лектором программы «Теория моды» Центра Развития Гуманитарных Технологий Управления ФДО МГУ имени М.В. Ломоносова. Обладатель одной из самых больших частных коллекций костюмов Русского периода (около 10 000 наименований). Награжден за пропаганду русского искусства медалью С.П. Дягилева, медалью В. Нижинского, орденом «Меценат» и Золотой медалью Академии Художеств России. Дважды лауреат премии «Тобаб» в Турции.
Самой большой проблемой славянских женщин, считает Васильев, является вульгарность. Она выражается во всем — одежде, макияже и так далее. Очень много неестественности в облике русских и украинских женщин — много силикона, ботокса и накладных ногтей.
Зачастую нельзя отличить приличную женщину от женщины легкого поведения по внешнему виду, потому что внешний вид может быть одинаково вульгарным. При всей своей естественной красоте славянские женщины, пытаясь выделить ее, используют совершенно неприемлемые методы. В Европе приличная женщина никогда не позволит себе носить неестественно длинные ногти или накачивать до огромных размеров губы. Славянские женщины совершенно не имеют грани дозволенного и разумного.
Самой ощутимой ошибкой русских женщин, по мнению Александра Васильева, является их желание постоянно что-то добавлять к своей внешности, а не удалять недостатки.
Кроме этого русские женщины в погоне за модой иногда забывают про свой физиологический возраст и в желании выглядеть моложе выглядят просто смешно и нелепо. Выглядеть хорошо в любом возрасте можно, главное — четко обозначить границы между дозволенным в разном возрасте и в разной весовой категории.
- Чтобы выглядеть хорошо, нужно иметь в гардеробе черное платье, оно всегда актуально и востребовано. Прекрасно сочетается с черным платьем жемчужная нитка.
- Не стоит зацикливаться на облегающих вещах, они прекрасно смотрятся только на идеальной фигуре. А широкие свободные силуэты выглядят элегантно на любой женщине.
- Еще очень важно выдерживать цветовую гамму, не стоит использовать в наряде более трех разных цветов.
- Каждая женщина прекрасна в своей естественности. Не нужно иметь параметры модели, чтобы быть привлекательной и желанной.
Сидеть на диете или нет — это личное решение каждой женщины. А вот про спорт забывать не стоит, так как занятия спортом прекрасно поддерживают форму и вырабатывают правильную и красивую осанку. Для женщины очень важно иметь красивую прямую спину и подтянутую фигуру, ведь именно от этого зависит, как на ней будет смотреться та или иная вещь.
Надо все время думать не о себе, а о других, надо все время думать о том, чтобы ваши действия не были неприятны или неудобны окружающим. Большой моветон нашего народа — это то, что почти никто ни с кем не здоровается. Поймите, самое дешевое — это вежливость, а для наших людей — это самое дорогое, они не могут сказать «пожалуйста», «будьте любезны», «я Вас очень прошу». То есть главный признак хорошего тона — это уважение к другим. Думайте, что вы не должны наступить кому-то на пятки, должны пропустить кого-то в дверь, помогите другим быть счастливыми и поделитесь вашим счастьем в умеренной дозе, не навязывайте его, когда людям оно не интересно.
Научитесь говорить комплименты. Ведь искусство делать комплименты — это тоже признак хорошего тона и этикета, но их надо делать только в отношении того, что действительно красиво. Когда вы хотите сделать хороший комплимент людям, найдите в них то, что вам нравится. Старайтесь произвести хорошее первое впечатление, помните первое впечатление можно произвести только один раз.
Прекратите красить волосы в яркие неудобоваримые цвета, если вы хотите сойти за парижанку. Одеваться в бренды — это визитная карточка наших людей, это приоритет, это желание сказать, что у меня много денег. Не одевайтесь так вычурно и ново. Сегодняшняя тенденция — одеваться проще, возможно даже менее авантажно (выигрышно) для фигуры, для женственности или мужественности.
Многие женщины совершают огромную ошибку, когда побывав в браке несколько лет, родив детей, они уверены, что тем самым сцементировали их брак навечно и теперь распаду уже ничто не грозит. Они забывают о женском соблазне, о сексуальном белье, забывают о домашней одежде, которая всегда должна быть элегантна, опрятна и хорошо пахнуть. Старайтесь носить вещи домашнего, не уличного обихода, но которые идут вам, не забывайте никогда об ароматах духов, не забывайте никогда о косметике.
Лучшее украшение и для женщины, и для мужчины — улыбка, будьте всегда любезны. Не забывайте, что халат — это только то, что вы носите от кровати до туалетного столика. Старайтесь быть на высоте всегда, не снижайте планку. Избегайте рутины и банального.
10 поводов для размышления, или Как не стать жертвой моды.
1. Мода не для всех, она для богатых, бездельников и молодой хорошей фигуры. Остальным попросту нужен свой стиль и качественная одежда.
2. С одной стороны, мода — это коллективное сумасшествие, и нельзя быть вне этого. С другой, следить за модой смешно, а не следить — глупо. Умение почувствовать эту тонкую грань и есть чувство стиля.
3. Известная марка — реклама для неразвитого вкуса потребителя, который свято верит в диктат моды. И если вы обрядились в одежду с нашитыми лейблами известных марок, это означает лишь то, что вы стали обеспеченной, витриной богатства мужа или любовника и выглядите как реклама модных домов.
4. Не обращайте серьезного внимания на тенденции. Они рождаются раз в шесть месяцев и долго не удерживаются. Мода создана для того, чтобы выйти из моды. Она направлена на забвение, а стиль — вечен!
5. Чтобы стать иконой стиля, мало быть усыпанной бриллиантами, ездить на дорогой машине и быть замужем за миллиардером. Нужно заслужить мировую славу. Например, как Сара Бернар, которая спала в гробу под одеялом, вышитым цветами, или как дочка портного Теда Барра, которая утверждала, что родилась в египетской пирамиде. Конечно, не обязательно входить в крайности, да и вообще — не нужно стремиться стать иконой стиля, это не каждому дано, но научиться быть элегантной — можно.
6. Всегда адекватно оценивайте свои внешние данные и выбирайте крой одежды, который подходит вашему телосложению. Не открывайте одновременно и грудь, и ноги. Следите за цветом волос — избегайте слишком ярких оттенков, тщательно подбирайте парфюм и макияж. Не забывайте о чувстве меры, не смешивайте больше трех цветов — четвертый вашем костюме обязательно будет лишним. Следите за тем, как Вы себя ведете. Стиль — это не только внешняя, но и внутренняя красота.
7. Женщина должна всегда ориентироваться на свой социальный статус, возраст, свои возможности. И стараться не выглядеть смешной, потому что это убивает женщину. Лучше быть гламурной старушкой, чем старой девочкой.
8. Россия — это страна, где традиции не только не берегут, но даже борются с ними. Здесь стыдятся платка, косы и сарафана, а ведь это и есть своего рода константы русской моды. Современная российская мода поднимается со «дна», а не спускается сверху: элита, которая диктовала моду, у нас уничтожена.
9. Мода на стиль «порношик», когда женщины готовы раздеваться постоянно, объясняется тем, что мы живем в полном бабьем царстве, где объективно на каждого мужчину приходится 2,7 женщины. Поэтому дама у нас всегда одета вызывающе сексуально, а мужчина, напротив, не обращает почти никакого внимания на свою внешность. Он уверен: его возьмут в любом виде.
10. Если вы спросите, что сейчас модно, отвечу: для женщин — ходить с голым животом, носить накладные ногти и высокие каблуки, краситься в блондинку и выглядеть вульгарно. Для мужчин — иметь пивной живот, пить пиво, ходить в сауну, изменять жене. А если серьезно: поменьше вульгарности — голого живота, силикона в груди и губах… Сохраните загадочную русскую душу, а не разгадочную саратовскую девушку.
Предлагаю заглянуть и почитать интерестый рассказ и интервю с А. Васильевым про югенстиль в одежде.
“Былое и дамы”
Автор: Людмила Анисимова
Фото: В. Старков
“Вести”, Латвия
Времена охоты на женщин
Знаменитого Александра ВАСИЛЬЕВА теперь можно причислить к создателям модного детектива
Время далекое и близкое — власти стиля югенд или, на русский манер, модерн, нам, жителям Риги, скорее близкое, потому что его приметы разбросаны по всей Риге. И в первую очередь это великолепные дома в центре города, благодаря которым столица Латвии прославилась на всю Европу как столица югендстиля. Несомненно, славы добавит нам и выставка из коллекции Александра ВАСИЛЬЕВА “Мода югендстиля”, открывшаяся, по традиции, в Музее декоративного искусства и дизайна. Эта выставка нигде раньше не показывалась! Мода в стиле югенд будет “царить” у нас до 28 октября.
Бабушкин сундук
Из огромной коллекции русского парижанина — около 10 тысяч платьев, которые постоянно путешествуют по миру, в Риге “гостят” около ста. Изумительные наряды — один лучше другого! Публика всегда хочет блеска, уверен Александр Александрович. И у него это всегда получается. А уж как Васильев рассказывает о своих моделях! Соловей замолкает…
Каждое платье, помимо того, что оно — непревзойденный шедевр, имеет свою историю. Иногда это история с явной детективной интригой. К примеру, вот такая.
— Уникальная коллекция платьев, — рассказывает Васильев, — поступила ко мне в Париже от одной семьи — семьи белых эмигрантов Самсоновых, чья бабушка приехала в Париж в 1914 году, будучи в России миллионершей и хозяйкой заводов “Петровской водки”. Ее звали Татьяна Никитишна, урожденная Налбандова, из армян. Обладая несметными богатствами, она щедро тратила деньги на приобретение нарядов. И в Париже она их заказала множество. Но тут началась война, потом революция — и пути в Россию были отрезаны. Все свои наряды она сложила в сундук в ожидании лучших времен. Они не наступили, да и мода после войны изменилась. Корсетные платья перестали носить вообще.
Госпожа Самсонова отказалась переделывать свои шедевры, и они так и остались в сундуке (она умерла в 30–е годы). Никто из родных не поднял на них руку, даже сундук не открывали. И только в 1992 году ее внуки открыли бабушкин сундук вместе со мной, откуда мы извлекли платья, туфли, чулки, белье и даже шубы, съеденные молью. Их никто не носил! А на дне сундука обнаружились бриллианты Самсоновой! Семья нуждалась всю жизнь, и даже ни разу не подумала поискать в сундуке чего–либо ценного. И только в 90–е годы внуки разбогатели, оказавшись хозяевами драгоценностей и сервизов из позолоченного серебра. Вот такая “модно–детективная” история! К слову, за стоимость одного такого югенд–платья в начале века всей семьей можно было жить три месяца или купить лошадь.
Опасная булавка
А теперь на время забудем о детективе и обратимся к истории. Югендстиль или модерн одинаково интернационально служил всем с 1890 по 1914 годы, проявляясь в творчестве знаменитых архитекторов, скульпторов, дизайнеров. Особенно ярко он проявился в женской моде.
От югендстиля нам достались: интерес к пастельным тонам, кружева, вышивки стеклярусом и бисером, декоративные цветы из шелка, очень сейчас популярные небольшие бисерные сумочки. Но есть такие вещи, которые многим даже неизвестны, например, шляпная булавка. И вот здесь опять начинается детектив с элементами триллера.
— Раньше шляпы не натягивались на голову, как сейчас, — продолжает рассказ Александр Александрович, — а прикреплялись булавками к прическе. Сегодня у женщин причесок нет, есть стрижка. Стрижка — это волосы разного покроя. Зато прическа — это гнездо на голове! И булавкой длиной 20–25 см надо было проколоть волосы через всю шляпу, чтобы она не улетала от ветра.
Шляпы в эпоху югенд были конструкциями, которые дама гордо несла на голове. А шляпная булавка была средством защиты от мужчин: за женщинами охотились на улицах. Это сейчас вы ходите спокойно. А раньше, если женщина появлялась одна на улице, на нее тут же нападали мужчины: сначала с разговорами, потом — с нескромными предложениями. Женщина одна никогда не ходила в кафе — или с мужчиной, или с подругой. Если женщина идет одна, значит, она в поиске (сейчас она в “вечном” поиске — Л.А.). Порядочная женщина, почувствовав опасность, оборонялась булавкой. Булавка из стали, она не гнется.
Кстати, я читал криминальную хронику тех лет: нередки были случаи убийства мужчин во время сна именно шляпной булавкой. Ее втыкали в серде с запиской — “Тебе, неверный…” Распространенное по тем временам типично женское убийство. Полиция, найдя труп с булавкой и запиской, сразу начинала искать преступницу среди близких подруг ветреного любовника (скромность не только украшает человека, особенно мужчину, но и продлевает ему жизнь — напрашивается вывод — Л.А.).
Заоблачные цены
А вот деталь из модного быта, уже не столь печальная — щипцы для юбки. Зачем они нужны? Очень даже нужны! В то время машин на улицах не было, были лошади, а значит, — моча и навоз. Конечно, дворники улицы подметали. Но и длинные дамские юбки подметали их тоже исправно. Потому требовались щипцы, которыми подхватывали длинный край юбки, чтобы не собрать всю грязь с улицы в первый день, а оставить и на второй. Прачкам в то время хватало работы с лихвой.
Зато женщина из общества (небедная по–нашему — Л.А.)не работала, что позволяло ей уделять своей внешности огромное время, о чем современная эмансипированная femina и помечтать не может. Чтобы надеть только одно платье на себя, требовалось не менее 20 минут, снять — до 15 минут. С учетом того, что женщина переодевалась по шесть раз в день, получалось, что она полдня проводила исключительно у зеркала. И ведь было на что посмотреть! В этом убеждаешься, гуляя среди нарядной одежды и разглядывая портреты и фотографии в зале музея.
— Это была эпоха изящных женщин, — с неподражаемой интонацией говорит Васильев, — с объемом талии 52–53 см, у полной женщины она была 60–65 см, у толстухи — 70 см. Размер обуви в среднем 35–36. Тогда женщина могла уделить максимум времени своей внешности. Но она была ограничена в своих правах: не имела права голоса, не могла учиться во многих высших учебных заведениях, курить в обществе. Теперь у вас, дамы, есть все права, радуйтесь этому! Но о таких платьях вы можете только мечтать. Требовалось порой полгода работы, чтобы создать один наряд для визитов или для бала. Все материалы — натуральные, с богатой отделкой. Цены были заоблачные!
И мы по сей день знаем дизайнеров и дома моды, которые тогда творили: Worth, Doucet, Paguin, Rouff, Babani, Henriette Flore… Дизайнер, придумывая модель, прежде всего ориентировался на темперамент и цвет глаз женщины. Голубоглазым подбирали ткани голубой тональности, кареглазым — более темные тона. Обращали внимание на цвет волос и тон кожи.
Хороший вкус проявляется в том, как одежда соотносится с вашими чертами лица и с вашей индивидуальностью. А плохой вкус — когда никак не соответствует! Но безвкусица у женщин всегда встречалась, особенно, если они шли работать в шоу–бизнес. В эпоху югендстиля были популярны кабаре, варьете, где любили сверкать блестками на платьях и глубоким декольте. Но сегодня, в сравнении с ужасом, который мы видим, те платья — шедевр!
Показатель красоты
“Под занавес” — ода в честь женщин в исполнении того же атора:
— Мужская мода здесь представлена лишь двумя костюмами. Она была не столь интересна, поскольку мужчины были сплошь сосредоточены на работе, чтобы обеспечить любимых женщин. Потому что они боготворили женщин! В Европе до войны только 45% составляло женское население, остальное мужчины. И гонка за женщинами была в ту пору невероятная, они были почти на вес золота (сегодня на вес золота мужчины — и в Европе, и в Латвии. — Л.А.).
В эпоху югендстиля женщины сравнивались с божеством, с музой, с ангелом, нимфой (вспомните, с кем сегодня сравнивают вас, милые дамы, — почувствуйте разницу — Л.А.) и была предметом вожделенного интереса со стороны мужчин, которые хотели себя окружать этими красавицами.
Главный показатель красоты был объем талии. Например, Клео де Мерод, знаменитая парижская балерина и красавица, была обладательницей талии 48 см. Мужчины сравнивали объем своей шеи с объемом талии своих женщин, и они должны были совпадать. Это удивительно!
Этого человека знают все, но о нем неизвестно ничего. Он судит людей модным судом, но сам равнодушен к модным условностям. Он может поселиться в любой точке земного шара, но при это живет в самолете. Историк моды, театральный художник, коллекционер, ценитель красоты и любитель богатых женщин Александр Васильев – мой собеседник.
– Вы замужем?
– Да.
– Жаль, а то я бы женился. Такая кулинарка!
– Увы, я уже занята.
– Да, не повезло мне.
– Ну давайте теперь серьезно. Вы помните такую фразу: «Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом весьма крупно». Это Булгаков, «Мастер и Маргарита». Вы согласны?
– Ну, в общем-то, да. Внешность ничего не говорит о человеке. Поверьте, любого человека можно приукрасить с помощью одежды, украшений, макияжа, прически. И когда мы говорим, что сразу видно, кто перед нами, – то это видно по речи, по походке, по манерам, но никак не по внешнему виду. Единственное зеркало души человека – это интерьер. Только побывав дома у человека, вы можете составить себе верное впечатление о его внутреннем мире. Как вы живете, в чем вы живете, с кем вы живете – вот единственно верное зеркало вашей души. Цветы, картины, книги, ароматы – это все видно в доме.
– А вы к себе домой пускаете?
– Конечно, я даже экскурсии вожу. К шестидесяти годам я так много работал, что заработал на шесть домов.
– Ого!
– Вот! Это неожиданно, правда? И мне самому это как-то неожиданно, потому что логистически это дико сложно. У меня квартира в Париже, небольшое имение из трех домой в деревне в центре Франции, квартира в Москве, имение в Литве, квартира в Антальи и три квартиры о двух этажах в Восточной Пруссии, на берегу Балтийского моря.
– А зачем вам столько квартир?
– Не могу объяснить.
– Вы их коллекционируете?
– Да, это такая своеобразная коллекция. И это страсть к антиквариату, которая требует стен для размещения.
– То есть для того, чтобы разместить все ваши английские комоды, вам требуются все новые и новые дома и квартиры?
– Английские комоды, я, как раз, не покупаю. В основном, я коллекционирую диваны и кресла. Но основную часть моей коллекции составляет не мебель, а живопись. Я собираю старинные портреты от семнадцатого до конца двадцатого века, у меня очень крупная коллекция, которая насчитывает около двух тысяч портретов.
– А как вы физически успеваете побывать во всех этих местах?
– Физически это невозможно, поэтому в каждом из своих домов я бываю максимум раз в год.
– А где вы живете?
– В самолете.
– Имея столько недвижимости, вы живете в самолете.
– Да, и я считаю, что это такая феноменальная форма моей жизни. При этом я еще многим помогаю и очень многих содержу, не скрою. В моем фонде работает двадцать семь человек, это значит, что я должен каждый месяц выплатить двадцать семь зарплат.
– А что они там делают?
– Это реставраторы, секретари, водители, кураторы выставок, одевальщицы платьев. Кроме того, это помощники по хозяйству в каждом из моих домов. Так что работы мне хватит до конца дней, и дай Б-г, чтобы я мог и дальше всех содержать и всем помогать. Это вовсе не жалоба. Это результат работы одного человека, историка моды и мецената в одном лице.
– Вам не позавидуешь.
– Таков мой стиль жизни. Когда я просыпаюсь, я должен себя причесать и нарядить в Александра Васильева, потому что я знаю, что меня увидят люди. Меня буду фотографировать, ко мне будут подходить, чтобы поздороваться. И я всегда к этому готов. Я не могу отказать людям.
– А бывают такие моменты, когда вы не наряжаетесь в Александра Васильева?
– Да. Когда я, например, на даче во Франции, то могу ходить в комбинезоне и футболке и копаться в саду.
– А чем отличается Александр Васильев, который на публике, от Александра Васильева, который копается в саду?
– Когда я на отдыхе, то не ношу шарфики, украшения и прочие фотогеничные вещи. Потому что я знаю, что вещь, кроме того, что она красивая, должна еще быть фотогеничной. У меня, кстати, нет лишних деталей, все мои образы тщательно продуманы. Но я не могу себе часто позволить такой отдых, потому что даже во Франции, в деревне, меня разоблачили. Когда я купил это имение, я никому не признался, что я телезвезда и у меня сотни тысяч фанатов. Мои соседи думали, что я парижанин. Но мой садовник, который любит со мной фотографироваться, как-то заболел и поехал в соседний город лечиться. И решил похвастаться фотографией со мной перед медсестрой. А та оказалась русской и, конечно, моей поклонницей. Она раструбила всем, включая мэра нашей деревни, от том, что я такой знаменитый, и наш мэр теперь снимает шляпу при встрече со мной. Там, в этой французской деревне, я могу себе позволить жить тихо и без всяких тревог. В отличие от Литвы, например, где меня все узнают. Телевидение делает тебя звездой, особенно, если показывают каждый день.
– Вам это нравится?
– А это условия жизни. Если все это отменить, моя жизнь станет лучше? Нет, конечно.
– Тогда у меня такой вопрос. На передачу «Модный приговор» приходят женщины, которых ваши стилисты переодевают, стригут, красят. В общем, делают из них красавиц. А потом эта условная женщина возвращается в свой условный колхоз и доит там своих условных коров. То есть возвращается к привычному образу жизни. Ну, и зачем тогда нужны были эти переодевания?
– Это зависит от ее ума. Если она понимает, что то, что сделано для нее, – это социальный лифт, то она может извлечь из этого большие выгоды. Повышение по должности, улучшение отношений с мужем, изменение отношения к ней окружающих.
– И все это из-за нескольких нарядов?
– Нет, это с одеждой не связано. Сам факт, что она побывала на телевидении, повышает ее социальный статус. На нее обратили внимание, значит она стоящий человек. Есть люди, которые один раз в жизни попали в телевизор или сфотографировались со знаменитостью и хранят это всю жизнь. Для них это – стержень, это напоминание о том, что они чего-то стоят. Но самая главная перемена происходит не в одежде, моя дорогая. А в макияже и прическе. Потому что любого человека можно облагородить. Вот у вас, например, татуаж бровей, подкрашенные ресницы, подчеркнутые губки, пудра, подобранная в тон кожи, модная стрижка, укладка и маникюр. Я все правильно сказал?
– Кроме татуажа бровей.
– Ну, значит, подкраска бровей. Это сути не меняет. Это все делает ваш образ привлекательным, женственным, изящным. Многие женщины этим пренебрегали годами, и один раз, увидев себя в зеркале в таком антураже, они понимают, что не все потеряно. Что они еще очень даже ничего, и в глазах окружающих они расцветают.
– Но все, что вы перечислили, стоит денег. И немалых. А если у женщины их нет?
– Согласен. Но вы не думаете, что женщина, потратив деньги на помаду, карандаш и румяна, сидя дома перед зеркалом, может сделать себя лучше? Ведь для этого стоит всего лишь научиться нескольким приемам.
– Ну, допустим, помада не стоит слишком дорого. А сумочка брендовая стоит дорого. И что делать, если нет денег на сумочку?
– Я верю в то, что женщина со вкусом может из любой сумочки секонд-хенд сделать шедевр. Есть люди, которых можно переодеть в самые дорогие бренды, и они будут выглядеть нелепо. А есть люди, которые в мешке из-под картошки выглядят потрясающе стильно.
– А вкус – это талант, с которым нужно родиться или же это навык, который можно освоить?
– Я считаю, что это генетика. Мне пытались объяснить, что не существует гена, который отвечает за вкус, и я это все выдумал. Но тогда я задам вопрос: а ген музыкального слуха существует? Почему некоторые дети рождаются с музыкальным слухом, а другие нет? Какой ген за это отвечает?
– Кровь.
– Вот! Есть люди, способные к языкам, и люди, которые не в состоянии выучить иностранный язык. Есть люди, способные к танцам, и люди, которые не могут выучиться элементарным танцевальным шагам.
– Ну а как же воспитание? Вкус можно привить?
– Человек, у которого от рождения прекрасный музыкальный слух, еще не становится музыкантом. Ему нужно пройти специальную подготовку. То же самое и со вкусом. Совершенствование вкуса может происходить через музеи, выставки, семинары, книги о моде и так далее. Вкус можно утончать и рафинировать. Ведь у вкуса очень много граней. Вы согласны, что есть цыганский вкус?
– Да, очень красивые золотые зубы во рту.
– Браво! А есть еще и английский вкус, и французский, и израильский. Вкус бывает очень разный. Поймите, в каждой национальности, в каждой социальной прослойке есть свой вкус. Поэтому существует столько дизайнеров, которые удовлетворяют все возможные вкусы. Вместе существуют и Армани, и Долче Габана, и Версаче, и Шанель.
– Тогда, если нет понятия хорошего вкуса, то и понятия безвкусицы не существует.
– В принципе, не существует, и я вам скажу, почему. Потому что представления о безвкусице имеют отношение только к определенному времени. Например, безвкусица 18-го века – это высочайший вкус в 19-м; безвкусица в 19-м – это красота в 20-м. И сейчас мы живем в мире, где безвкусица на первом плане. Сейчас мода уродлива и безвкусна.
– А что вы подразумеваете под словом «уродливость»?
– Имплант в попу – это не уродливость? А надутые губы – это не уродливость? А татуаж и пирсинг – это не уродливость? А мода на третью грудь? А наклеенные ресницы? То есть представления о том, что такое красиво, постоянно меняются. Эстетика находится в непрерывном движении.
– А почему высокая мода настолько отличается от уличной?
– Дорогая моя, высокая мода – это реклама парфюмерии. Это делается для того, чтобы вы поразились спектаклем. Чтобы вы посмотрели и запомнили имя бренда. Это делается для того, чтобы вызывать у вас интерес. Финансово вы не можете приобщиться к высокой моде, потому что это безумно дорого. Но пудру от Dior или Chanel вы себе купите.
– То есть это исключительно рекламный трюк?
– Исключительно. Маркетинговый ход.
– Вот так нас разводят, как лохов.
– Это бизнес, как и любой другой.
– А это правда, что фабрики топовых фирм находятся в Китае?
– Не все, но многие фабрики находятся в Китае.
– Есть смысл переплачивать за сумочку от Dior или Chanel?
– Честно? Нет. А не честно – да. А вообще, зачем вам она?
– Ну там качество, красота, дизайн.
– Не обманывайте себя. Это исключительно тщеславие. Покупая сумочку от Hermes за несколько тысяч евро, вы хотите показать всем остальным, что они вам не ровня. Что вы находитесь намного выше по социальному статусу, чем другие люди.
– Но если у меня нет денег на последнюю коллекцию, то покупая на ebay поношенную сумочку от Hermes или ее китайскую копию, я пытаюсь доказать, что я не такая…
– А жду трамвая.
– Ага, именно так.
– Да. Очень многие люди именно так и делают. Для них важно то, что они транслируют вовне, то, что о них подумают окружающие.
– Поэтому я лично покупаю вещи, которые могу себе позволить.
– Вы прелесть!
– Я стараюсь!
– А у вас есть брендовая одежда?
– В моем гардеробе, а он у меня огромный, практически нет брендов. Я совершенно брендо-независимый человек. Мне это до лампочки. Понимаете, бренд выполняет две функции: во-первых, вы транслируете окружающим, что вы чего-то стоите; во-вторых, это щит для людей, которые не очень уверены в своем вкусе, от обвинений в безвкусице. То есть Dior не может быть безвкусным, так они считают. Когда у человека нет собственного стиля, он идет в магазин известной марки и покупает вещь, которая на нем может выглядеть очень нелепо. Но на ней написано, что это знаменитая фирма. То есть это покупка индульгенции в собственной модной несостоятельности.
– А что означает ваша знаменитая фраза «Следовать моде смешно, а не следовать глупо»?
– Это не моя фраза, а Бернарда Шоу. Это значит, что за модой угнаться невозможно. Как только вы вышли из магазина с новой кофточкой, она уже устарела. Но при этом не следовать моде, то есть не знать последних тенденций – значит, стать старомодным. Я считаю, что мода – удел богатых бездельников. Для того, чтобы реально быть модным и следовать всем модным тенденциям, нужно иметь кучу свободного времени и свободных денег.
– А вас можно переодеть?
– Нет, меня вообще невозможно переодеть. На «Модном приговоре» пытались это сделать. Меня переодели в джинсы, кроссовки, в роскошную косуху. Я помолодел на двадцать лет. Но я это никогда не буду носить. По одной простой причине: эта кожаная куртка, сделанная из хорошей кожи, весит так много, что я никогда не соглашусь носить на себе такой вес, даже ради красоты.
– А это правда, что первый ваш спектакль вы поставили в двенадцать лет?
– Да. Это был «Волшебник Изумрудного города», кукольный спектакль. Я же родился в очень состоятельной и известной семье. Папа – театральный художник, Народный художник РСФСР, мама – актриса. Мои родители сделали мне небольшой кукольный театр, и там я, с помощью кукол-марионеток, поставил этот спектакль.
– А как вам удалось, приехав в Париж в возрасте двадцати трех лет, стать одним из ведущих театральных художников Европы?
– Это было непросто. Я был и остался, кстати, способным человеком. Я хорошо рисовал, быстро выполнял заказы. Я нес в себе русскую школу, которая имела очень хорошую репутацию. И, кроме того, я встретил Валерия Панова, хореографа, израильтянина. Он, можно сказать, привил мне любовь к моей работе, можно сказать, благословил на творчество. С ним мы работали очень долго, и это для меня был величайший опыт. Он и его жена сделали для меня очень много. Мы дружим, я им очень благодарен и до сих пор помогаю. Я могу сказать, что профессионально я полностью состоялся, и во много, благодаря нему.
– Теперь давайте поговорим про вашу выдающуюся коллекцию.
– Вся коллекция текстиля, включая печатные материалы, обувь, аксессуары, насчитывает шестьдесят пять тысяч. Я очень ценю ручную работу и совершенно не признаю штамповку.
– И я знаю, что у вас есть совершенно уникальные экземпляры. Например, гардероб советской, а потом израильской, актрисы Этель Ковенской.
– Тетя Эта, так мы ее называли, была подругой моих родителей и нашей соседкой. Это была красивейшая и интеллигентнейшая женщина из числа еврейских аристократов. Очень тонкая, одухотворенная. Знала иврит и идиш. Это была женщина высокого полета. И, кстати, большая модница..
– Насколько я знаю, с Этель связана одна интересная история.
– Вы про туфли?
– Да-да, про туфли Любови Орловой.
– О, это прекрасная история. Я давно знал об их существовании. Эти туфли были сделаны из серебряной парчи в конце 60-х годов в Москве под заказ для Любови Орловой, которая была соседкой по гримерной с Этель Ковенской. Когда Этель объявила о том, что она эмигрирует с молодым мужем в Израиль, естественно, ей устроили общественное порицание. И во время этих обличительных выступлений о том, «как она может, артистка, покинуть Родину» и все такое прочее, хотя родилась-то она в Польше, а во время войны чудом спаслась от Холокоста и попала в СССР. И вот, во время этой сцены, в холле театра появилась Любовь Орлова и громко, чтобы все слышали, сказала: «Эта, вы уезжаете в Израиль? Какой ужас!» А потом обняла ее и на ушко сказала: «Как я рада за вас! Будьте там счастливы». И, уезжая, Этель получила от Любови Орловой эти туфли в подарок. И двадцать лет не хотела с ними расставаться. А уже перед смертью она мне позвонила и сказала: «Туфли твои, прилетай!». И я купил билет, и при первой же возможности вылетел в Израиль.
– И ее сценический гардероб тоже хранится в вашей коллекции?
– Да, после смерти Этель все ее вещи перешли ко мне. И я часто использую их в выставках и разных коллекциях.
– Ну вот, мы заговорили об израильской моде. Мне кажется, что в Израиле не хватает европейской утонченност