Модное русское народное платье
ÐÐ»Ñ ÑÐµÑ , кÑо Ñ Ð¾Ñел Ð±Ñ Ð²ÑглÑдеÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÑеÑÑвенно, многие дизайнеÑÑкие дома Ñоздали ÑпеÑиалÑнÑе коллекÑии, в коÑоÑÑÑ Ð¿ÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð»Ð°ÑÑÑ Ð² наÑодном ÑÑиле. Ðолее подÑобно Ñ Ð¾ÑелоÑÑ Ð±Ñ Ð¾ÑÑановиÑÑÑÑ Ð½Ð° наÑÑде в ÑÑÑÑком ÑÑиле. ÐлаÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°ÑÐ¸Ñ ÑовÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¸Ñ Ð² ÑÑÑÑком наÑодном ÑÑиле, еÑÑеÑÑвенно пÑеÑеÑпели некоÑоÑÑÑ ÑÑанÑÑоÑмаÑиÑ, они ÑÑали более пÑиближеннÑми к ÑеалÑноÑÑи, ÑÐ¾Ñ Ñанив пÑи ÑÑом ÑдобÑÑво и комÑоÑÑ Ð½Ð°ÑионалÑного коÑÑÑма. ÐоÑмоÑÑиÑе на ÑоÑо модели и ваÑианÑÑ Ð´ÐµÐºÐ¾Ñа Ð´Ð»Ñ Ð²ÐµÑÐ½Ñ Ð¸ леÑа 2019 года:[affegg id=75]
Ðногие, когда ÑÑлÑÑÐ°Ñ ÑÑо ÑловоÑоÑеÑание, навеÑнÑка, ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¿ÑедÑÑавлÑÑÑ ÑаÑаÑан Ñ Ð¸Ñподним и кокоÑник. Ðа Ñамом деле, ÑовÑеменнÑе моднÑе плаÑÑÑ, далеки Ð¾Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¿Ñедков. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ñакие модели â ÑÑо огÑомное колиÑеÑÑво ваÑианÑов иÑполнениÑ. ÐапÑимеÑ, ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÑÑе-ÑÑÑлÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ длинное изделие в пол.[affegg id=75]
Таким обÑазом, ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð²Ñе-Ñаки ÑказаÑÑ, ÑÑо ÑÐ¾Ñ ÑанилиÑÑ ÑолÑко кÑаÑки и пÑинÑÑ ÑÑаÑÑÑ Ð¶ÐµÐ½ÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑÑдов. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð½Ðµ полÑзÑÑÑÑÑ ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð¾Ð² длиннÑе ÑаÑаÑанÑ, заÑо Ð¸Ñ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ заменили легкие плаÑÑиÑа до колена Ñ ÑвеÑоÑнÑм пÑинÑом.
Ð ÑовÑеменнÑÑ Ð¼Ð¾Ð´Ð½ÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑиÑÑ Â Ð´Ð°Ð¶Ðµ пÑиÑÑÑÑÑвÑÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÑÑÑ ÑÑÐ±Ð°Ñ Ð¸, коÑоÑÑе напоминаÑÑ Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½ÑÑ ÑÑбаÑкÑ. Ðикогда веÑи в ÑÑÑÑком ÑÑиле не бÑли одноÑоннÑми и ÑкÑÑнÑми, именно поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ñакие плаÑÑÑ Ð²ÑдеÑÐ¶Ð°Ð½Ð½Ñ Ð² ÑÑÐºÐ¸Ñ ÑвеÑÐ°Ñ Ð¸ инÑеÑеÑнÑÑ ÑзоÑÐ°Ñ .
Ð ÑÑÑкое плаÑÑе обÑзаÑелÑно должно бÑÑÑ Ð¸Ð·Ð³Ð¾ÑовленнÑм из наÑÑÑалÑнÑÑ Ñканей. ÐÐ»Ñ ÑÑого обÑÑно иÑполÑзÑÑÑ Ð»ÐµÐ½ или Ñ Ð»Ð¾Ð¿Ð¾Ðº. Ðи в коем ÑлÑÑае, не вÑбиÑайÑе плаÑÑÑ Ñ Ð³Ð»Ñбоким деколÑÑе и оÑÐµÐ½Ñ ÐºÐ¾ÑоÑкое, Ñак как Ñ Ñаким пÑинÑом, оно Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑмоÑÑеÑÑÑÑ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»Ñно поÑло.
ÐзÑÑканное и необÑÑное веÑеÑнее плаÑÑе в ÑÑÑÑком ÑÑиле (Ñ ÑоÑо)
Ðногие дизайнеÑÑ Ð² ÑÑом Ñезоне в один Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ ÑÑвеÑждаÑÑ, ÑÑо именно ÑÑÐ¾Ñ ÑÑÐ¸Ð»Ñ ÑÐ´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð²Ð°Ñ Ð½Ðµ забÑваемой на лÑбом веÑеÑнем пÑиеме. ÐоволÑно ÑаÑÑо, девÑÑки вÑбиÑаÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ ÑÑи модели. ÐÑÑеÑÑвенно, Ñакое плаÑÑе обÑзаÑелÑно должно бÑÑÑ Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð¾Ñ Ð² пол и Ñ ÑзоÑами, вÑдеÑжаннÑми в кÑаÑной и белом ÑвеÑÐ°Ñ . ÐзÑÑканное и необÑÑное веÑеÑнее плаÑÑе в ÑÑÑÑком ÑÑиле веÑной и леÑом 2019 года бÑÐ´ÐµÑ Ð²Ð¾ÑÑÑебовано в ÑазлиÑнÑÑ Ð²Ð°ÑиаÑиÑÑ Ð´ÐµÐºÐ¾Ñа. ÐÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð·Ð¾Ð»Ð¾ÑиÑÑÐ°Ñ Ð²ÑÑивка, обÑемнÑе ÑвеÑÑ, ÑаÑклеÑеннÑй подол и многое дÑÑгое.
ÐопÑÑкаÑÑÑÑ Ñакие пÑинÑÑ, как ÑвеÑÑ Ð¸ наÑоднÑе ÑзоÑÑ, коÑоÑÑе подÑеÑкнÑÑ Ð²Ð°ÑÑ ÑигÑÑÑ Ð¸ оÑменнÑй вкÑÑ.
ÐÑли Ð²Ð°Ñ Ð¶Ð´ÐµÑ ÑÑÐ¸Ð»Ð¸Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð²ÐµÑеÑинка в ÑÑÑÑком ÑÑиле, Ñо Ð²Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑе легко вÑбиÑаÑÑ Ð½Ð°ÑÑд ÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ ÐºÑаÑавиÑ. ÐÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð° в клÑб или на Ñвидание оÑдайÑе Ñвое пÑедпоÑÑение плаÑÑÑ, коÑоÑое бÑÐ´ÐµÑ Ñ Ñбкой «мини» и вÑдеÑжанно в кÑаÑно-белой палиÑÑе ÑвеÑов.
ÐеÑеÑний наÑÑд Ñакого плана ÑÑÐ°Ð½ÐµÑ Ð½Ð°ÑÑоÑÑей Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÐºÐ¾Ð¹ Ð´Ð»Ñ ÑÐµÑ , кÑо лÑÐ±Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑалÑноÑÑÑ Ð¸ вÑделиÑÑÑÑ Ð¸Ð· ÑолпÑ. ÐбÑÑно, девÑÑки оÑдаÑÑ Ñвое пÑедпоÑÑение наÑÑдам, вÑполненнÑм Ñ Ð±Ð°Ð»ÑнÑм ÑилÑÑÑом и позволÑÑÑие ÑделаÑÑ Ð¾Ð±Ñаз наÑÑоÑÑей пÑинÑеÑÑÑ.
Ð Ñаком наÑÑде, Ð²Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð¶ÐµÑе на ÑколÑко Ñ Ð²Ð°Ñ Ð¿ÑекÑаÑнÑй вкÑÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð² нем ÑоÑеÑаеÑÑÑ Â«Ð½ÐµÑоÑеÑаемое», ÑÑо доволÑно вÑÑоко ÑениÑÑÑÑ Ð² ÑовÑеменном миÑе модÑ. ÐÑо могÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑниÑеÑкие ÑзоÑÑ Ð½Ð° оÑÐµÐ½Ñ ÐºÐ¾ÑоÑком плаÑÑе, оÑнаменÑÑ Ð¸ ÑзоÑÑ Ð½Ð° клаÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»ÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑадиÑионнÑй Ð»Ð¸Ñ Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑаÑÑнÑм подолом.
Мода – явление переменчивое, однако, есть вещи неподвластные времени. К классике моды можно отнести и национальные костюмы. Особое внимание заслужило платье в русском стиле. Многие модельеры, в том числе и из известных европейских домов моды, используют мотивы русского костюма при создании модных моделей. Интерес модельеров вызывают такие характерные черты, как яркие расцветки, своеобразные узоры, красивые вышивки.
Немного истории
Крой и фасоны национальных костюмов определяются образом жизни того или иного народа. Так, в России, с ее специфическим климатом национальные костюмы северных и южных областей имеют существенные отличия. И такое разнообразие в одежде – это неисчерпаемый источник вдохновения для современных модельеров.
Общей чертой русского женского наряда является его многослойность. Первым слоем обязательно надевалась нижняя рубаха простого кроя, не стесняющая движений. Далее шла нижняя юбка, которая называется понева. И только потом – собственно платье – сарафан или многослойное платье из хлопка или шерсти.
Большим разнообразием отличалась и верхняя одежда. Душегрейки и шубки традиционно изготавливались из меха. Выбор мехов, конечно, же зависел от материальных возможностей. Крестьянки, в основном, носили тулупы из овчины, зайца, белки. Барыни наряжались в собольи и бобровые шубки. Руки грели в меховых муфточках либо носили рукавички.
Обязательным элементом женского костюма являлся головной убор. Девушки могли ограничиться повязкой из ленты, а на праздники надевали кокошники. Замужние женщины прятали волосы под кичку и носили платок. Зимой для тепла использовались шали.
Современный вариант
Модные платья в русском стиле достаточно далеки от традиционного русского костюма. Они представлены в огромном разнообразии фасонов. На фото с модных показов можно увидеть и платья полуприлегающего силуэта, и модели с широкой юбкой в пол.
Но при всем разнообразии вариантов можно выделить некоторые общие черты платьев в русском стиле:
- Используемые ткани. Для создания одежды используются натуральные ткани, платья шьют из льна, хлопка. В последнее время стали очень популярными штапельные платья в русском стиле. Разумеется, можно использовать и смесовые ткани, так как за ними проще ухаживать, но процент синтетических добавок должен быть небольшим.
- Фасоны. Для русского костюма характерна сдержанность. Платья не должны иметь разрезов, большого декольте. А вот с длиной современные модельеры любят эксперементировать. На подиумах можно увидеть и традиционные длинные платья и модели средней длины. Иногда можно увидеть и модели мини, но такая длина для русского платья нехарактерна.
- Отделка. Русский костюм отличается большой выразительностью. В современных платьях в народном стиле активно используют такие детали, как набивной рисунок, прошвы с кружевом, вышивка нитками, бисером и даже жемчугом. Вышивкой может быть украшен лиф или подол юбки. В праздничных вариантах одежды используется шитье золотым нитями.
- Цветовая гамма. В русском костюме применяются природные оттенки – белый, кремовый, песочный, в сочетании с яркими брусничными, рябиновыми тонами. Используются набивные ткани и вышивка, имитирующие национальную роспись – гжель, хохлому.
Повседневные варианты
Модные современные платья в русском народном стиле отличаются функциональностью и удобством. Покрой, как правило, свободный, не стесняющий движений.
Традиционное платье-рубаха в русском стиле имеет очень простой крой, но за счет отделки вышивкой оно выглядит празднично. Обязательной деталью этого платья является пояс. Это может быть витой пояс-веревка или широкий кушак. Цвет пояса должен совпадать с основным оттенком вышивки на платье. Иногда вместо вышивки используется отделка жаккардовой тесьмой.
В современном варианте платье-рубаха может иметь и длину мини. В этом случае его носят с однотонными легинсами.
Большой популярностью пользуется платье в стиле русского сарафана. Дело в том, что фасон этого наряда является универсальным. Он отлично подходит, как стройным, так и девушкам с формами.
Платье в силе русского сарафана может выглядеть разнообразно. Классический крой предполагает завышенную линию талии, широкие бретели и расклешенную юбку. Однако не менее актуальными являются модели с зауженной юбкой, либо с прямой юбкой с оборками
Как правило, модели шьются из тканей ярких цветов, предпочтительными являются оттенки красного. Но можно выбрать и платье спокойной расцветки, в пастельных тонах. Длина модели может быть разной, но для повседневной носки чаще выбираются сарафаны средней длины. Основной вариант отделки – вышивка по подолу и на лифе.
Приталенные платья с расклешенной юбкой и рукавами фонариками – еще одна разновидность моделей в русском стиле. Такие платья шьют, как правило, из набивных тканей – и штапеля, хлопка.
Платья с облегающим лифом и широкой юбкой делают женственной любую фигуру, а яркая расцветка делает платье нарядным.
С чем носить?
Платья в русском стиле смотрятся неординарно, поэтому нужно с особым вниманием подбирать к ним аксессуары. Для летних сарафанов и платьев хорошо подходят плетеные сандалии или босоножки на небольшой танкетке. Можно использовать балетки. В холодный период года стоит подобрать к платью яркие сапожки, подходящие к основному тону платья.
Сумка должна быть максимально простой формы, идеальный вариант – сумка из мешковины или рогожки. Украшения также нужно подбирать стилизованные – крупные бусы и серьги, деревянные браслеты.
Хорошо дополняют наряды в русском стиле платки. Не обязательно повязывать платок на голову, можно просто набросить на плечи. Летом стоит использовать яркие, набивные платки, зимой – вязаные пуховые шали.
Вечерние платья
Девушке, которая хочет выделиться из толпы и продемонстрировать свою индивидуальность, стоит выбрать вечернее платье в русском народном стиле. Вариантов такого наряда существует немало. Это может быть и традиционный сарафан, и модель бального силуэта, и платье покроя «принцесса» с завышенной талией и широкой юбкой. Приветствуются яркие цвета, отделка кружевом и вышивкой.
Создавая вечерний образ в русском стиле важно соблюдать умеренность. Иначе вместо запоминающегося образа может получиться вид «а-ля матрешка». Вот несколько достаточно удачных луков:
- Длинный сарафан классического покроя с вышивкой по подолу и линии лифа. Туфли и сумочка простой формы подбирается в цвет вышивки. Из украшений следует использовать длинные серьги.
- Если хочется создать фольклорный образ, то сарафан следует надеть на белоснежную рубашку с широкими вышитыми рукавами (вышивка в цвет сарафана). Шею украшают длинными бусами в несколько рядов, а вместо модельных туфель надевают сандалии на плоской подошве или балетки.
- Для создания образа в русском стиле не обязательно использовать платья особого покроя. Так, если надеть простое платье-футляр пастельного цвета и набросить на плечи Павлопосадский платок, то получится стильный образ. Дополнят наряд классические туфли, плетеная сумка и разноцветный широкий браслет.
Свадебные платья
Современные невесты вряд ли согласятся надеть на себя традиционный венчальный наряд русской девушки. Вес такого платья был весьма значительным (не менее 10 килограммов) из-за богатого убранства. Одежду расшивали золотыми нитями, жемчугом, драгоценными камнями, украшали мехом. Ценность такого платья была очень высока, поэтому даже в богатых семьях венчальный наряд передавался из поколения в поколение.
Современные свадебные платья в русском народном стиле носить намного комфортнее, но, при этом, они не стали менее красивыми. Вот основные черты свадебного наряда в русском стиле:
- Фасон. Крой платья для свадьбы может быть разнообразным. Оно может напоминать и русский сарафан, и бальное платье. Но если планируется венчание в церкви, то нужно помнить, что венчальное платье в русском стиле не должно иметь глубокого декольте, лучше выбрать максимально скромный фасон.
- Обязательным элементом праздничного наряда в русском стиле является вышивка. Узоры следует выбирать традиционные, а цвета вышивки могут быть любыми, преимущество отдают золотым и красным оттенкам.
- Платье не обязательно должно быть белым, но и слишком пестрый наряд для свадьбы не подходит. Идеальным решением будет сочетание двух цветов – белого и синего, красного и золотого и пр.
- Фата к платью в русском стиле может быть многоярусной или одинарной, но желательно, чтобы она не была слишком короткой. Красиво смотрится и венок из цветов. Оригинальным украшением может послужить кокошник, к которому крепится фата.
- Если свадьба запланирована на зимние месяцы, то удачным дополнением наряда станет короткая шубка-душегрейка из натурального меха, меховая муфточка.
- Аксессуары к наряду нужно выбирать в русском стиле. Это могут быть длинные серьги, ожерелья из жемчуга.
- Лучшим вариантом свадебной прически для такого платья является коса. Можно использовать разнообразные варианты плетения, украшать косу лентами и цветами. Если невеста в жизни носит короткую стрижку, то можно воспользоваться процедурой наращивания или прикрепит шиньон. Макияж должен быть в естественной гамме, обязательным элементом является акцент на глаза и яркий здоровый румянец.
На сегодняшний день платье в русском стиле – это уникальная комбинация мотивов национального костюма и современных модных тенденций. Поэтому стоит обязательно обзавестись таким нарядом.
Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.
«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».
В русских костюмах. Муром, 1906–1907 годы. Частное собрание (архив Казанковых)
Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.
Рубаха
Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.
Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.
Рубаха-«рыболовка». Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское.
Покосная рубаха. Вологодская губерния. II половина XIX века
Рубаха из авторской коллекции художников Карелиных
Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.
Сарафан
Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.
Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.
Костюм из авторской коллекции художников Карелиных.
Сарафаны с душегреями
Воссозданные праздничные сарафаны
Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.
«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».
Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли
Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена
Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 годjavascript:void(0)
На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».
Понева
Женский костюм. Понева
Женский костюм. Понева
Костюм из авторской коллекции художников Карелиных
Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.
Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.
Пояс
Женские пояса из шерсти
Пояса со славянскими узорами
Станок для ткачества поясов
На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.
Передник
Костюм из авторской коллекции художников Карелиных
Женский городской костюм в народном стиле: кофта, передник. Россия, конец XIX века
Женский костюм Московской губернии. Реставрация, современная фотография
Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.
Головной убор
Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных
Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных
Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных
Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.
Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.
Красный
Костюм из авторской коллекции художников Карелиных
Женский костюм. Красный цвет
Женский костюм села Сумерки Пронского уезда Рязанской губернии и костюм крестьянки села Ветчаны Касимовского уезда. Конец XIX — начало XX века. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.
По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.
Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.
Стиль «капуста»
Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.
Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.
Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных – лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.