Модные цвета в древней греции

Posted on Октябрь 6, 2014
by seveliya

В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение. Античные философы приблизились к представлениям о цвете, которые приняты сегодня. Их теории о цвете сочетают в себе абстрактные символы, научные соображения и эстетические нормы того времени.

Эмпедокл выделял 4 основных стихии (земля, огонь, воздух, вода) и наделял каждую из них своим цветом. Земля – жёлтый цвет, огонь – красный, воздух – белый, вода – чёрный. Эмпедокл, определяя цвета стихий, опирался на зрительные впечатления.

49708798_0d01067[1]Проблемой цвета с большим интересом занимался Демокрит, основоположник атомистического учения. Он написал трактат «О цветах», в котором выделил 4 основных цвета: белый, чёрный, красный и жёлто-зелёный. Другие цвета образуются путём смешивания этих четырёх: золотой и бронзовый получаются смешением белого и красного, пурпурный цвет получается из белого, чёрного и красного, синий – из чёрного и красного и др.

Демокрит утверждал, что белое – это то, что гладко. «Действительно всё, что не является шероховатым, не создает тени и не является непроникаемым, всё таковое является блестящим. А блестящее должно иметь прямые проходы [быть «хорошо просверлённым»] и быть прозрачным…». Чёрное противоположно белому. Оно состоит из шероховатых, неровных и неодинаковых фигур. «Потому-то ведь они и должны вызывать тени и их поры не быть прямыми и не быть легко проходимыми». Красное – из больших фигур, накапливающих тепло. «…Более красными являются [тела], состоящие из значительных [по размеру, по плотности] фигур, как, например, пламя и уголь от зеленого или сухого дерева. [Таковыми же] является и железо и прочее, что подвергается действию огня, ибо то, что обладает наибольшим и тончайшим огнём, то имеет и наибольший блеск, а то, что содержит более густой огонь и в меньших размерах, – то является более красным». Жёлто-зелёное состоит из плотного и густого.

Из таких «странных» утверждений Демокрита можно найти логику. Античность понимает всё бытие как вещественное, как тело. Цвет выделяли из цельной жизненной картины и понимали его как вещество, как осязаемое тело.

Aristotle_Altemps_Inv8575[1]Аристотель использовал экспериментальный метод. Он выделил 3 основных цвета: белый, чёрный и жёлтый. Белый цвет — это вода, воздух, земля; чёрный —  распад, разрушение, неравновесие, переходность состояний.

Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее жёлтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира. Аристотель написал 2 трактата: «О цветах» и «О чувственном восприятии». Он был первым в истории мысли, кто попытался онтологически обосновать феномен света и цвета, и первым стал исследовать теорию смешения цвета.

Plato_Pio-Clemetino_Inv305-197x300[1]Платон в своей философской системе отошёл от зрительного восприятия цветов. У него преобладало отношение к цвету как к мистическому символу.  Платон признавал только естественные цвета и естественную краску. Он считал, что любой цвет – не бесформенный, а обладает определенной фигурой. По его мнению, самый красивый цвет — белый, богам следует приносить белые ткани и им вообще подобает белый цвет.

Белый и золотой (жёлтый) считались божественными цветами, выражали благо, счастье, истину, добро, гармонию. Тёмные и особенно чёрный цвет являлись символами зла, бедствий, сил, враждебных человеку и т.д. Белое разрешает, разжижает цветность, чёрное – стягивает, собирает.

Отношение к цветам в Древней Греции, во многом, определялось не только его значениями как религиозного или философского символа, но и эстетическими канонами и представлениями о прекрасном. Поэтому излишество, отсутствие меры в использовании даже самого «благородного» цвета могло считаться «безобразным».

Цветовая символика в Древнем Риме не выходит за пределы традиционных канонов.  Основными цветами для них по-прежнему считались:

— белый — цвет величия и благородства;

— жёлтый (атрибут Аполлона, бога солнца)  выражал великодушие, интуицию и интеллект;

— красный (цвет Марса, бога войны)  выражал страсть, чувственность и животворные силы;

— синий считался атрибутом Юпитера и Юноны, богов неба) и означал религиозное чувство, преданность и невинность;

— зелёный — цвет Венеры, богини любви и красоты, а также цвет Природы. О символизировал плодородие полей,  симпатию и приспособляемость;

Сочетание белого с красным считалось очень значимым и являлось символом аристократического, знатного происхождения. Пурпурный цвет считался цветом императоров и членов царского дома, означал власть, духовность, величие. Император, выезжающий в пурпурном одеянии на колеснице, запряжённой четвёркой белых лошадей, производил сильное впечатление.

Белый цвет стал первым из божественных цветов, т.к. представлял свет. Также он считался цветом благородства, величия. Также белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте.

4024-original[1]В белом ходили жрецы Древней Греции. Также в Древней Греции и Риме одежду белого цвета надевали при трауре. В Древней Греции женщины, одетые в белое, символизировали жертвенность любви, жизни, переходящей в смерть. В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали.

По древнегреческой легенде, первой на свет появилась белая роза  из морской пены, сопровождавшей выход богини любви и красоты Афродиты из морских глубин. Возлюбленный Афродиты, красивый юноша Адонис, однажды отправился на охоту и был смертельно ранен вепрем. Афродита находилась далеко в тот момент, но услышала стоны своего возлюбленного. Когда она увидела с вышины, что он лежит в луже крови, мгновенно спустилась с неба на своей колеснице. Не остановил богиню даже колючий терновник, преграждавший ей путь. Терновые колючки до крови оцара­пали ей руки и ноги, причинив сильную боль. Из капелек крови Афродиты выросли красные розы.

dionis111[1]Красный — это цвет воинов. Это цвет Марса, цвет смелости и мужества в борьбе. После победы римские полководцы красили лицо (в честь Марса) в красный цвет. Согласно мифологии, от связи Марса и богини любви красоты Венеры, также связанной с красным цветом, рождается «гармония».

В красном изображался и греческий бог Дионис (сын Зевса и Деметры) – бог плодородия, растительности и виноделия.

В Древнем Риме красный цвет символизировал божественность. Это цвет знати, патрициев и императоров Рима.

300-02[1]В Древней Греции очень любили  жёлтый цвет. Одежда этого цвета считалась нарядной и праздничной. Древнегреческий бог солнца Гелиос изображался на солнечной колеснице в жёлтых одеждах. Днём он мчится по небу на четверке огнедышащих крылатых коней, запряженных в золотую колесницу, а ночью склоняется к западу и переплывает море в золотой чаше к месту своего восхода.

В Древнем Риме невесты одевали жёлтую фату. Этот обычай связан с символикой любви и счастья, воплощённых в жёлтом цвете.

В Древнем Риме зелёный цвет одежды был исключительно женским. Поэтому их выражение «зелёный», «зеленоватые нравы» относилось к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации.

Синий цвет в Древней Греции считался мужским цветом. А в Древнем Риме, наоборот, к синему относились враждебно. Для них это был цвет варваров и траура.  По свидетельствам Цезаря и Тацита, варвары (кельты и германцы) раскрашивали свои тела синей краской для устрашения врагов.

Таким образом, в эпоху античности учёные уже пытаются обосновать теорию цвета, а Аристотель стал исследовать теорию смешения цветов.

Ирина Базан


Использованная литература:
Б. Базыма «Цвет и психика». Монография.
Я.Л. Обухов «Символика цвета» (интернет)
Л.Н. Миронова «Семантика цвета в эволюции психики человека. Проблема цвета в психологии».
Е. Монастырская. Символика цвета (интернет).

Источник

Давным-давно, когда люди, одетые в шкуры, с криками бегали по лесам и полям, люди понимали цвет гораздо лучше, чем теперь. Они имели большую связь с природой и потому более умело пользовались удивительной силой цветов и оттенков. Все последующие века люди пытались понять мистические свойства цветов и использовали эти тайные знания. Сегодня они доступны и нам с вами!

Как цвета помогали нашим предкам

Жители первобытных общин связывали абстрактное понятие цвета с естественными цветами знакомых объектов. Красное – кровь, огонь: зеленое – трава; синее – небо, вода; белое – снег и т. д. С годами вокруг человека становилось все больше рукотворных предметов.

Их он раскрашивал в соответствии со своим внутренним представлением о характерах цветов. Жизнь цвета в человеческом мире – область обширная и очень интересная. Попробуем затронуть ее в той мере, что будет необходима для раскрытия нашей темы.

Детство человечества и цвет

Вы думаете, что первобытные люди применяли широкую палитру цветов? Напрасно. Ученые заметили, что наиболее часто встречающиеся цвета наскальных рисунков – белый, черный и красный. Те же цвета выбирались и при исполнении важнейших ритуалов повседневной жизни.

Белый всегда нес в себе доброе начало. Этот ясный, «прозрачный» цвет естественным образом символизировал искренность и чистоту помыслов. Белый считался цветом жизни, мира, дружбы, счастья и развития.

Животные белого цвета приносились в жертву самым могущественным богам.

Белый всегда был рядом – он отпугивал злых духов, встречал человека при рождении и провожал в последний путь. Здесь уместно вспомнить и о том, что семенная жидкость и молоко матери, дающие жизнь, имеют белый цвет.

Кроме того, белый – цвет дня, того времени, когда злые духи теряют часть своей силы. Именно поэтому добрые магические свойства белого цвета почитались и широко использовались многими первобытными племенами.

Значение цвета в период зарождения христианства

Шли столетия, и божественный пантеон постепенно уступал свое место Богу Единому. Много было вопросов, споров, войн; новое мировоззрение и новая религия набирали все большую силу. Изменения происходили в самых разных областях знания, морали, философии.

Не избежали этого и представления о свете и цвете. Язычники практически отождествляли цвета с божествами. Христиане же стали рассматривать цвет как одну из ипостасей Бога, как одну из сущностей, Им сотворенных.

Новые цвета и символы

Появилось, конечно же, много новых цветовых символов. При этом цвета порой вызывали самые разные ассоциации.

♦ Например, красный имел позитивное значение (кровь Христа) и по-прежнему считался царственным. И в то же время ему нередко приписывали траурный оттенок.

♦Желтый в раннем христианстве был цветом Святого Духа. Но довольно скоро начал приобретать негативный смысл – предательство, трусость, отступничество. Так, еретиков перед сожжением на кострах облачали в желтые одежды, а Каина и Иуду Искариота церковные художники рисовали с желтыми бородами.

♦Зеленый символизировал поверхность земли, покрытую растениями, и, соответственно, земной путь, пройденный Иисусом. При этом жадность и зависть также были зеленого цвета. Зеленым же был и недобрый глаз сатаны.

♦ Серый и коричневый цвета, скорее всего, чисто ассоциативно означали бедность, убогость, болезни и не были любимы знатью.

Безусловно, позитивным остался лишь белый цвет, символизирующий чистоту, святость и родство с божественным светом.

♦ Черный же, цвет мрака, воспринимался с некоторым страхом и в то же время с должным смирением, поскольку черное также сотворено Богом.

А Творец всегда знает, куда направить свет и какие области этого света лишить. Черный по-прежнему был цветом ухода от жизни, от мира. Он и по сей день остается цветом траура, а также монахов – людей, добровольно отказавшихся от жизни в миру.

Какое значение имели цвета в Древней Греции?

Философские школы Древней Греции с успехом развивали свои учения, подкрепляя абстрактные соображения цветовыми ассоциациями. Так, Эмпедокл, известный философ, оратор, политик и поэт, основал учение о четырех стихиях, образующих корни всех вещей. Этими стихиями являются земля, огонь, воздух и вода.

Они вечны, неизменны во времени, заполняют все сущее и находятся в непрерывном движении, постоянно смешиваясь и снова разъединяясь. При этом каждой из стихий Эмпедокл присвоил свой цвет. Землю он «окрасил» желтым, огонь – красным, воздух – белым, а воду – черным.

«Огненное» упражнение

Вслед за Эмпедоклом воздадим должное красному огню и мы с вами. Давайте наполним себя энергией и теплом, попутно уничтожив проблемы, гнетущие нас.

Закройте глаза и представьте себе большой костер. Красные языки пламени лижут поленья, быстро превращая их в горстки золы. От огня веет жаром, но вы знаете, что он не причинит вам вреда. Вы смотрите на костер, слегка прищурив глаза, и постепенно согреваетесь. В какой-то момент к вам приходит желание действовать.

Мысленно положите перед собой несколько сухих поленьев. Свяжите каждое из них с одной из проблем, которые мучают вас в настоящий момент. А теперь начинайте по очереди подбрасывать «проблемные» поленья в огонь. Вот уже первое полено тронуто пламенем.

Оно чернеет, обугливается, начинает распадаться на части. Вы чувствуете, как узел, завязанный внутри вас, начинает распускаться. Вам становится легче, легче, легче… Эта проблема больше не существует – вы знаете, как справиться с ней.

Когда первое полено догорело, беритесь за следующее. Я не советую вам сжигать более трех проблем за один раз. Но с двумя-тремя вы вполне можете справиться. По окончании упражнения поблагодарите огонь и медленно вернитесь в обычное состояние.

Цвета в Древней Индии и Древнем Египте

Любимые цвета в Индии

Индия – одна из стран, в которой обряды сегодня имеют такое же значение, как и многие тысячелетия назад. Основными цветами индийской свадьбы являются желтый, цвет верности, и красный. Дом, в котором проходит бракосочетание, украшают желтыми цветами.

Гости красят себе лбы желтой краской и осыпают друг друга желтым порошком. Невесту наряжают в ярко-красное сари, а одежду жениха расшивают золотом. В процессе церемонии жених наносит красную краску на лоб и волосы невесты, и только после этого молодые становятся мужем и женой.

Любимые цвета египетских богов

В Древнем Египте с особым почтением относились к солнечному свету, который виделся желтым, золотым или белым. Эти цвета считались божественными, в них облачались служители культа. Животные таких цветов, конечно, были священными.

Цветовые предпочтения древних египтян во многом связаны с Осирисом, богом мертвых, владыкой подземного царства. Легенда гласит, что некогда Осирис был божественным земным царем. Но происки брата-предателя привели его к смерти. Осирис обычно изображался с зеленоватым цветом кожи.

Для египтян это цвет земли и растений, необходимых для полноценной жизни. Красный также был священным в Египте, поскольку символизировал цвет крови, некогда пролитой Осирисом.

Школы и излагали небывалое знание. Языческие понятия уходили в прошлое, взамен возникали новые представления о мире и человеке.

В таких обстоятельствах, конечно же, многие былые цветовые символы утратили свое значение. Их место заняли новые, все еще с магической сущностью, но уже с естественнонаучной основой. Можно сказать, что античные философы приблизились к представлениям о цвете, которые приняты сегодня. Их теории о цвете сочетают в себе абстрактные символы, научные соображения и эстетические нормы того времени.

Немалое символическое значение имел и синий цвет, принадлежащий Ра, верховному богу солнца. Ведь Ра живет на небе, которое в большинстве случаев окрашено синим или оттенками синего. Черный же цвет у египтян, как и у многих других народов, имел негативное значение – смерть, грех, предательство, нечестивость.

Цвета в античные времена

В античные времена умы людей были заняты созданием новых философских идей. Где-то шли кровопролитные войны, а совсем рядом ученые мужи открывали свойства цветов.

Древняя Греция

Греция прославилась своими великими философами. Развивая учения друг друга, вступая в споры, разрешая противоречия, они создавали греческие (да и не только греческие) культуру и науку на протяжении столетий. Цвет все это время стоял на службе у философии. А может быть, философии это просто казалось?..

Демокрит, основоположник атомистического учения, с большим интересом занимался проблемой цвета. Он даже написал трактат «О цветах», в котором выделил четыре основных цвета: белый, черный, красный и желто-зеленый. Белое – это то, что гладко, как внутренняя поверхность морской раковины, то, что прозрачно и не создает теней.

Черное противоположно белому. Оно шероховато, неровно, беспорядочно и вызывает тени. Красное – нечто густое и большое, накапливающее тепло. Желто-зеленое – это смесь плотного и пустого. При смешении основных простых цветов получаются иные, более сложные. Так, золотистый – это смесь белого и красного.

А при смешении красного, белого и черного (при большой доле красного и малых долях белого и черного) получается пурпурный цвет. Как видите, теория Демокрита во многом лишена материальных опор и в целом не связана с миром реальных объектов.

Аристотель подошел к цвету с практической точки зрения. Он провел ряд экспериментов, таких, например, как прокаливание земли или сжигание различных материалов. На основе наблюдений он выделил три основных цвета и придал им символические значения. Таким образом, к белому цвету были отнесены земля, воздух и вода, к желтому – огонь, а к черному – распад, неравновесие, переходность состояний.

Платон в своей философской системе отошел от зрительного восприятия цветов. Он говорил об их умозрительном происхождении и абстрактной сущности. Так, синий цвет представлялся ему божественным, красный – мужественным, а желтый – женственным.

Древний Рим

Древние римляне не слишком расширили диапазон почитаемых прежде цветов. Основными по-прежнему считались белый (цвет величия и благородства), желтый (цвет Аполлона, бога солнца), красный (цвет Марса, бога войны) и синий (цвет Юпитера, повелителя неба). Значимым считалось сочетание белого с красным.

Император, выезжающий в пурпурном одеянии на колеснице, запряженной четверкой белых лошадей, производил сильное впечатление. Тепло относились римляне к зеленому – цвету Венеры, богини любви и красоты. Однако зеленый считался чисто женским и в мужской одежде являлся признаком излишней изнеженности.

Цвета одежды римской знати

Римская благородная тога – своего рода плащ. Это кусок материи приблизительно 6 метров в длину и 1,5-2 в ширину, оборачиваемый вокруг тела. Один свободный конец тоги перекидывали через плечо.

Руки и ноги до колен оставались открытыми. Носить тоги позволительно было лишь людям высокого происхождения. До сегодняшнего дня бытует выражение «рядиться в тогу», то есть выдавать себя за того, кем ты нам самом деле не являешься.

Цвет тоги был очень важен, поскольку сразу указывал на принадлежность человека к тому или иному сообществу. Так, император, и только он, носил пурпурные тоги, порой расшитые золотом. Граждане, имевшие высшие государственные должности, надевали белые тоги с пурпурной полосой по краю.

Простые белые тоги, «кандиды», позволительно было носить тем, кто ожидал утверждения в должности. Именно отсюда и произошло известное нам сегодня слово «кандидат».

Значение цветов в средневековье

Позднее Средневековье отмечено Войной Алой и Белой розы. А вы знаете, при чем здесь розы? Оказывается, почти ни при чем. В 1455-1487 годах в Англии две ветви могущественной династии Плантагенетов, Ланкастеры и Йорки, начали борьбу за власть и корону.

Ланкастеры избрали для себя в качестве эмблемы красную розу, а Йорки – белую. Розы были лишь символами и носились в виде значков и нашивок. Известно, правда, что Йорки с давних пор уважали белую розу, знак Богородицы. Не исключено, что Ланкастеры выбрали свою эмблему в противовес эмблеме врагов.

В средневековье алхимики стремились найти, выделить, сотворить удивительный материал – философский камень. С помощью философского камня, по их представлению, неблагородные металлы можно превращать в благородные, совершенные (например, получать золото из свинца).

Безусловно, это лишь практическая сторона алхимии – науки, которая имеет весьма глубокие философские корни. Нас же интересует ее магическая сторона, тесно связанная с представлениями о цвете. Главными, важнейшими цветами считались, как и прежде, белый, черный и красный.

Черный символизировал начальную стадию превращения и первичную материю. Белый связывался с ртутью и означал просветление, преобразование, откровение. Красный же был приближен к конечной, «золотой» цели. Его ассоциировали со страданием и одновременно с возвышением, которые и приводят к получению камня.

Упражнение «золотое литье»

Ну, что же… Алхимики искали способ превращения металлов в золото. Женщины, да и мужчины тоже, стремились владеть золотыми драгоценностями. За золотые монеты шла борьба – от уличных боев до настоящих войн. А золотой цвет жил своей жизнью, излучая счастье, независящее от рыночных цен…

Попробуем и мы приобщиться к золотому сиянию счастья. Представьте себе слиток золота. Он лежит перед вами, излучает золотистую энергию, притягивает взгляд. Думайте об этом слитке не как о куске металла, а как о высокой субстанции…

Излучаемые лучи доходят до вас, обволакивают. Вам становится тепло, хорошо, очень хорошо. Вы чувствуете потребность быть счастливым и понимаете, что эта потребность вот-вот будет удовлетворена.

Теперь представьте, что золото начинает нагреваться. Вот оно уже плавится и очень скоро потечет. Вообразите образ своего счастья и приготовьте для расплавленного золота соответствующую форму. Когда золото станет жидким, вылейте его в форму.

Подождите, пока металл остынет. Во время ожидания вы почувствуете расслабление и огромную радость. Еще бы! Вот он перед вами – золотой образ вашего счастья… Зафиксировав его в своем сознании, возвращайтесь в обычное состояние.

Какое значение имели цвета в эпоху Возрождения

Как цвет становился популярным в жизни человека того времени

Прекрасное время! Период обращения к личности человека, стремления к развитию и нравственному совершенствованию. В этот период цвет становится куда более свободным. Его начинают применять явно, открыто, осознанно, творчески.

Цвет делается неотъемлемой частью науки и искусства. Постепенно он теряет свой мистический оттенок и становится предметом изучения и практического применения. Рождаются новые понятия и даже целые теории об использовании цветов и гармонии цветовых сочетаний.

Разодетые в наряды ярких цветов буржуа вызывают смех. Дворяне же постепенно приходят к тому, что «низменные» цвета Средневековья, серый и коричневый, иногда могут быть и весьма полезными. Куда практичнее отправляться в далекое путешествие в темном неброском одеянии, чем в светлых одеждах, которые дорожная пыль очень быстро превратит в серые тряпки.

При этом светские мероприятия устраиваются с большим изяществом. Наряды тщательно подбирают. Появляются известные и любимые всеми портные – те, которые владеют умением сочетать ткани разных цветов.

Наряды дам и кавалеров из высшего общества были самыми разнообразными по покрою и цвету. Большим спросом пользовались орнаменты из природных элементов – цветов, листьев, фруктов, птиц, животных. В рисунке фона также широко применялись растительные детали.

Праздничные платья имели насыщенные красивые тона. Наибольшей любовью пользовались голубой, изумрудный, золотистый, холодный красный. Траурные же платья были не только черными, но также фиолетовыми или коричневыми. Кстати, отношение к фиолетовому как к траурному, печальному сохраняется и по сей день.

Какие имена присваивали цветам в пятнадцатом веке

Забавно, что в XV веке и позже тонам и полутонам известных цветов начали давать новые милые имена. Они носили ассоциативный, а возможно, и иронический характер. Так, среди розовых оттенков можно было встретить «бедро испуганной нимфы», «расцарапанное лицо», «обычный окорок» и «веселую вдову».

Красно-оранжевый называли цветом «адского пламени». Светло-коричневый или рыжевато-желтый именовали «брюхом жирафа» или «жирафом в изгнании». Зеленовато-серый – «влюбленной жабой», темный фиолетово-синий – «аметистовой ночью», а красно-коричневый – «пьяной вишней». Примерно тогда же появилось и название любимого нами сегодня цвета морской волны.

Какое значение цвета имеют в восточных культурах

Триада «белый, черный, красный» имела большое значение и для жителей Востока. В Индии эти цвета соответственно интерпретировали как воду, землю и огонь или же как бытие, покой и активность. Красный повсеместно считался цветом военных действий.

В то же время в Китае его воспринимали как праздничный и радостный. Японцы красным «окрашивали» гнев и любовь, а народы Среднего Востока – порочные наклонности. Черный цвет имел двойственное значение – в зависимости от обстоятельств он нес в себе зло или радость.

Сине-зеленый и желтый цвета на Востоке

К основной бело-черно-красной триаде восточные культуры добавили еще два символически важных цвета – сине-зеленый и желтый. В китайской философии желтый отождествлялся с энергией ян, в то время как синий или черный – с энергией инь. Желтый цвет всегда считался атрибутом императорского дома и потому особо почитался.

Позитивное значение желтый имел также в Индии и Японии. Синий цвет в Китае означал мужество, силу и власть, а в Японии – низкие помыслы и измену. Зеленый же обладал положительной аурой в большинстве восточных культур. Для китайцев он означал молодость, для японцев – энергию и надежды на счастливое будущее.

© Людмила Муравьева, астролог

Источник