Модные клубы москвы 2000 годов
Места, где концентрировалась ночная жизнь нулевых.
1. «Шестнадцать тонн»
Модная пивная и модная концертная площадка в одном помещении. Образец стабильности — на протяжении всех 2000-х «Тонны» успешно держали нос по ветру, вовремя переключаясь с построка на дабстеп и со старых русских — на новых. Сейчас уже не все помнят, кто такой Вячеслав Петкун (лидер «Танцев минус» — бессменный арт-директор клуба), — а песня «Sixteen Tons» все так же звучит каждый вечер перед тем, как очередной артист выйдет на сцену.
2. «Дом»
«Дом» открыл Николай Дмитриев — едва ли не главный в России пропагандист свободной музыки, близкий друг Курехина и еще нескольких десятков авангардистов по всему миру, от тувинских горловых певцов до американских композиторов-минималистов. Они здесь и играли. За десять лет «Дом» пережил не одну попытку захвата выгодно расположенного помещения и смерть своего создателя, но позиций не сдал — здесь по-прежнему можно услышать свободный джаз и шумовую электронику и по-прежнему действует запрет на курение в зале. Единственная проблема «Дома» — его одиночество: в любой уважающей себя культурной столице такого рода мест должно быть минимум десять.
3. «Проект ОГИ»
Первый «ОГИ» открылся в квартире журналиста Ольшанского — но в ранге культа утвердился, переехав в подвал в Потаповском. Дмитрий Ицкович и компаньоны придумали совместить рюмочную с литературным кафе, а концертный зал — с книжным магазином, и сюда потянулись поэты, музыканты, студенты гуманитарных вузов и их преподаватели, «ОГИ» стал не менее существенным конституирующим признаком интеллигенции начала нулевых, чем регулярно выступавшие здесь Леонид Федоров, «Ленинград» и пьяные французские оркестрики. И сейчас все по-прежнему: на сцене — все тот же Леонид Федоров, в магазине — все тот же Перес-Реверте, в меню — все та же невозможная еда и дешевая водка.
4. «Пропаганда»
Долгая жизнь «Пропаганды» — случай для Москвы беспрецедентный: при стаже в 13 лет теперь клуб если и не задает тон ночной жизни столицы, то уж планку точно не опускает. Будучи неприметным, но приятным кафе с деревянной отделкой, по ночам «Пропка» превращается в танцпол, облюбованный незолотой молодежью с достатком, тусовщиками со стажем и геями со знанием рамок приличий. Для каждой категории имеется своя ночь — легендарные техно-четверги Сергея Санчеса, отданные на откуп нестыдному хаусу пятницы и субботы, воскресные вечеринки нетрадиционной ориентации — причем аудитория легко пересекается.
5. «Китайский летчик Джао Да»
Московская богема уже перестала прятаться в заведениях «для своих», музыканты еще не разбрелись по корпоративам, гуманитарная публика не успела разделиться по имущественному и/или субкультурному признаку — и всем не хватало заведений с домашней атмосферой, недорогой выпивкой, хорошей музыкой и общим артистическим антуражем. «Летчик» периода расцвета — это первые концерты «Ленинграда», конкурс уличных музыкантов, персональные почтовые ящики для особо ценных гостей, вечный Дибров за угловым столиком, лучшие на свете официантки и ощущение, что все еще будет, — которого стало так не хватать к концу десятилетия.
6. «Красная шапочка»
Главный женский клуб середины нулевых. Все было здорово: и место (Тверская), и мускулистые танцовщики (как выяснилось позже, многие были гомосексуалистами), и аттракционы вроде «лизни — выпей — кусни» (слизнуть соль, рассыпанную на торсе танцовщика, и, выпив текилы, выкусить из его губ лимон). Чего не скажешь о публике. Мужчин в клуб не пускали, а подвыпившие дамы всех возрастов лезли на сцену, совали в трусы стриптизерам доллары, визжали, пытались раздеваться. Воспоминания очевидцев — мол, «приходили чеченки — заплатили огромные деньги за приватный танец» — еще не самые веселые.
7. «Точка»
«Точка» номер один на «Улице 1905 года» была чуть ли не первым большим концертным клубом города — Coil, Tindersticks и Red Snapper играли здесь в те времена, когда сам факт московских гастролей подобных людей казался чем-то из области фантастики. «Точка» номер два, мрачный подвал в закоулках на «Октябрьской», стала главным местом притяжения агрессивно настроенных субкультур — потасовки фа и антифа здесь случаются регулярно (благо ведущий к клубу узкий переулок располагает), но и заслуживающий внимания металл и хардкор возят только сюда.
8. Zeppelin
В клубе была стеклянная дверь, отгораживающая тайный танцпол от посторонних глаз, чилл-аут с полосатыми диванами и домашним кинотеатром, парикмахерская и сауна. Танцпол и чилл-аут действовали каждый день, чтобы попасть в сауну, нужно было дождаться выходных. Многие считали «Цеппелин» клубом закрытым (не исключено, что в этом виновата дверь на задах Олимпийского проспекта, обнаружить которую даже с пятого раза было непросто), однако вход был открыт для всех. Девушки посещали «Цеппелин», чтобы посмотреть на брутального красавца Диму Ашмана, совладельца клуба и бас-гитариста группы «Браво», юноши — чтобы этих девушек снять.
9. Mix
Крошечный клуб на Новинском бульваре, открывавший двери поздним вечером и закрывавший их столь же поздним утром, привил Москве вкус к слову «афтепати». В периметре двух комнат за 7 лет жизни «Микса» чего только не происходило: жители клуба специально высыпались перед утренней танцзарядкой, одевались в самые чудные наряды, спаивали заезжих гастролеров, употребляли редкие наркотики и занимались сексом, но чаще — просто целовались и обнимались напропалую. Столь благодарной, единой духом публики у диджеев, ставших благодаря «Миксу» настоящей клубной элитой, больше не будет.
10. «Галерея»
Клуб на углу Страстного бульвара и Петровки был вроде негласного подиума: без туфель от Manolo Blahnik и платья от Тома Форда туда нечего было даже соваться. Первоначальная идея, конечно, была про искусство, и время от времени стены клуба даже завешивали репродукциями, но на них никто никогда не обращал внимания. С «Галереи» началась мода на слово «гламурный» и карьера DJ Листа. Спустя годы клуб успешно мутировал в ресторан, а завсегдатаи, вздохнув с облегчением, перебрались в менее «гламурные» места.
Фото из открытого источника
В начале XXI века отечественная рок-музыка переживала очень интересный и благоприятный период. Как раз тогда сложилось, пожалуй, наиболее комфортное соотношение факторов для развития и раскрутки молодых рокеров.
На пике популярности находилась радиостанция Наше Радио, которая на тот момент, ко всему прочему, активно продвигала в эфир и на сцену молодые дарования.
Музыкальные инструменты перестали быть дефицитом, и найти их можно было без проблем, и по вполне доступным ценам.
Интернетизация страны только-только набирала обороты, и так совпало, что сидеть на форумах могли практически все, а вот скачать музыку – проблематично, так как многие были ограничены в траффике и в скорости.
Поэтому Всемирная паутина играла на руку группам в плане раскрутки, но не так сильно вредила продажам альбомов.
На этой благодатной почве произросло немало интересных и амбициозных коллективов, у которых, само собой, была потребность давать концерты.
И я предлагаю вспомнить самые знаковые и востребованные площадки середины нулевых, а так же посмотрим, что с ними стало сейчас.
СДК МАИ
Фото из открытых ресурсов
Лично для меня Студенческий Диско-Клуб Московского Авиационного Института значит особенно много. Мало того, что он мне просто нравился, пожалуй, больше всех, так еще и посещал я его, волею судеб, едва ли не чаще остальных концертных заведений.
Фото из открытых ресурсов
Находился клуб в здании БКЗ МАИ, сам танцпол располагался на втором этаже, вмещал, по данным Википедии, 1500 человек, плюс 100 человек могли расположиться на балконе.
Фото из открытых ресурсов
Выступали тут группы самого разного масштаба, вплоть до российских «стадионников» Арии (кстати, именно здесь они провели свой первый концерт в 1986 году) и Алисы. Ну а концерты «Наш/Ваш Выбор» в 2005 и в 2006 году вызвали такой интерес, что их пришлось проводить аж в три дня!
Те концерты до сих пор запомнились алисаманам, как «тройной маевник».
Из приятных особенностей клуба мне вспоминается, что на танцпол было два входа – со стороны сцены, и со стороны противоположной стены (менее востребованный). И если идти по коридору от второго входа, можно было наткнуться на очень уютный бар, в котором и музыку слышно, и поговорить при этом можно было спокойно.
Точно не знаю, каким годом датирован последний концерт в СДК (по ощущениям – примерно 2007-й), но запрос в поисковике выдаёт, что сейчас по этому адресу находится Live Music Hall – вроде как музыкальный клуб,но, кроме спектаклей мьюзикла Тодд, информацию о мероприятиях найти не удалось.
ТОЧКА
Фото из открытых ресурсов
Легендарная Точка успела побывать в разное время по двум разным адресам. На Звенигородском шоссе мне побывать не довелось, зато на Ленинском проспекте я посетил достаточное количество культурно-массовых мероприятий.
Особо большой вместимостью клуб не выделялся – танцпол, по ощущениям, вряд ли мог вместить больше тысячи человек. Поэтому клуб в свои стены мог пригласить не всех – ДДТ, Алису, Арию, например, локация бы попросту не «вытянула».
Фото из открытых ресурсов
Зато в 2008-м году, в мае, тут прошел благотворительный фестиваль «Будем жить», на котором выступали, пожалуй, самые кассовые группы второго эшелона – Тараканы, Пилот, Кукрыниксы, Элизиум, Кирпичи, Приключения Электроников.
В последний раз мне довелось попасть в Точку в 2011-м году на выступление группы Пеп-Си.
Фото из открытых ресурсов
В 2016-м году на странице клуба в вк один из пользователей разместил фотографию, на котором изображено то, что когда-то было эпицентром рок-н-ролльного угара.
Фото из сообщества клуба в ВК
Текст к картинке оповещал о том, что теперь тут будет находиться научный центр.
АПЕЛЬСИН
Фото из открытых ресурсов
Клуб на Малой Грузинской вмещал в себе боулинг, немного бильярда, ну и дискотечный танцпол.
В историю рок-концертов цитрус ворвался в середине 2000-х, и, попылив года 3-4 так же стремительно скрылся с рокерских радаров.
Хороший, вместительный танцпол примерно на 2000-2500 человек, всегда хороший звук, и минимальные очереди на вход и на выход делали Апельсин одним из самых приятных мест для посетителей рок-концертов.
Тут даже Летов успел выступить!
А в 2008-м году в клуб занесло группу Би-2.
Сейчас же, судя по странице в Инстаграмм, клуб вернулся к размеренной дороковой жизни – боулинг, дискотеки, тематические вечеринки. И лишь изредка попадаются афиши, гласящие о выступлениях артистов, но это уже, как говорится, совсем другая история.
Б2
Фото из открытых ресурсов
Это был клуб-наследник Бункера.
История клуба началась в 2001-м году.
Клуб был реально громадный, и это было то самое место, которое на одной территории вмещало субкультурных рокеров и тусовых найтлайверов. Зачастую, катаясь в пятницу-субботу по Садовому кольцу, попадал в пробку перед Маяковкой. Почему? Да потому что перед Б2 таксисты в три ряда толкались!
Фото из открытых ресурсов
У клуба до сих пор почему-то работает сайт. Причем работает как-то странно – в разделе афиша даже почему-то высвечивается 2020-й и 2021-й год, с датами концертов, и даже активная (правда ведущая в никуда) кнопка «купить билет». Это при том, что клуб закрылся в 2015-м году, 1 марта.
Говорят, что у здания сменился собственник, который всех арендаторов выставил за дверь.
Ну а организаторы концертов в Б2 взялись за клуб «Союз композиторов».
Ну а на сайте клуба мы можем узнать, что в клубе выступали, помимо практически всех российских рок-групп, небезызвестные мировые звезды: Rammstein, Nina Hagen, Dead Kennedys, Franz Ferdinand.
Б1 Maximum
Фото из открытых ресурсов
Клуб открылся в 2006-м году. Эта площадка стала той, которой в Москве не хватало – больше Горбушки, но меньше ДС Лужники и Олимпийского.
Вместимость танцпола – 3000 человек.
Практически сразу клуб взял курс на приглашение зарубежных рок-звезд, среди которых оказались Marlyn Manson, Alice Cooper, Chuck Berry, Noel Gallagher, Evanescense, Chemical Brothers, Avril Lavigne, Iggy Pop, и другие.
Фото из открытых ресурсов
Естественно, не обошел клуб вниманием и отечественных музыкантов. И с одним из таких концертов связан весьма крупный скандал.
В самом начале 2008-го года в клубе состоялся концерт группы Алиса. Как оказалось, администрация заведения придерживалась политики нулевой терпимости к использованию зрителями в зале пиротехники. И, как говорится, нашла коса на камень.
Алисаманы, естественно, жгли. А потом давали отпор охранникам, которые пытались вытащить поджигателей из толпы.
Привело это к тому, что после концерта охранники, встав на выходе из клуба, случайным образом выхватывали выходящих, затаскивали в служебное помещение, и… били! При этом вершители «правосудия» не особо различали возраст, пол, комплекцию и заслуги своих жертв. То есть под замес попало немало пар мальчик-девочка, весь концерт простоявших у бара.
Да, их просто били!
Я сам был на том концерте, так что знаю, что это не выдумка и не преувеличение сотрудников СМИ.
Данный инцидент попал в выпуски новостей, так что определенный ущерб имиджу клуба был нанесен. Но не фатальный.
Закрыт клуб был 1 сентября 2010 года после проваленной проверки пожарной безопасности.
Фото из открытых ресурсов
Позже здесь же был открыт ГлавClub Green concert. Под этим названием клуб существует и по сей день, но с 2014 по 2017 год назывался он Yota Space.
ДК ИМЕНИ ГОРБУНОВА
Фото из открытых ресурсов
Вот я и добрался до бальзама на сердце любого любителя живой музыки, который хоть раз бывал в Горбушке! Сейчас понимаю, что, пожалуй, ради нее я статью и затеял!
Да, именно здесь с 1986 по 1990 год функционировала Московская Рок-Лаборатория.
Фото из открытых ресурсов
Всех здесь выступавших пытаться перечислить смысла нет, можете почитать статью в википедии, она достаточно полная.
Казалось бы, что в этом ДК такого особенного?
Обычное советское строение из бетона и стекла. Сам зал раньше был сидячим, как и все типовые советские дома культуры.
А затем этот зал превратился в танцпол. Причем самым простым способом – из него просто вынесли все кресла!!!
В наследство от «театралов» любителям оторваться на танцполе остались характерные ступеньки. Так что традиция любителей фолк-рока запускать по залу живой «паровозик» в ДКГ приобретает новые краски с легким налетом экстрима.
Февраль, 2020-й год. Рок-поэма Моби Дик с участием Группы Театр Теней! Восторженный шок от качества звука! Вопрос с сидячими местами решен при помощи простых стульев!
В 2003-м году в Горбушке прошел двойной концерт легенды мирового брит-попа группы Blur.
Как же было удивительно прочитать в интервью Деймона Албарна (вокалиста коллектива), что ДК Горбунова – это лучшее место, где им доводилось играть!
Да, я понимаю, возможно, это всего лишь влияние Рашн Водка, ну или России в принципе, но, черт возьми, он же не после каждого концерта такие вещи говорит! А уж Blur – где только не поиграли!
Так что мелочь, а приятно!
Да, именно Горбушка приняла первый фестиваль Нашествие в декабре 1999-го года.
В 2006 году руководство ДК принял решение о ремонте, так как рокеры и их фанаты способствовали быстрому износу здания, построенного аж в 30-х годах прошлого века.
Но концерты продолжались еще 4 года, прекратившись в 2010-м.
В тот момент я был почти уверен, что любимая Горбушка – всё!
Тем более, что в 2012-м сюда снова затащили кресла, и на смену рок-угару пришли постановки Театра Мюзикла Михаила Швыдкого.
Фото из открытых ресурсов
Однако, как оказалось, судьба этого места – гитарные риффы и прыгающие толпы. В 2017 году Михаил Швыдкой со своим театром съезжает в помещение бывшего Кинотеатра Россия, а в апреле 2019-го атмосфера рок-н-ролла торжественно возвращается в стены Легенды ДКГ усилиями Юрия Юлиановича и его легендарного ДДТ!
Кстати, Горбушка является неоспоримым рекордсменом по количеству записанных в ней и изданных на видеоносителях концертов. Уж в России-то точно. Интересно, есть ли в мире площадка, способная конкурировать с ДКГ по своей видеомедийности?
Немалая часть концертных площадок, запомнившихся фанатам рока, больше не проводят концертов, либо вообще уже не существуют. Наверное, виною тому два существенных удара – финансовый и административный.
Жуткая трагедия в Перми логичным образом вынудила закрутить по-максимуму противопожарные гайки, к чему многие оказались не готовы.
Второй удар, а по хронологии первый, – кризис’2008.
Организация рок-концертов – это всегда бизнес-затея, что называется, «на тоненького». Далеко не всегда удается организовать мероприятие «в плюс». Поэтому двигать рок-движуху не представляется возможным без абсолютной любви к этому делу и без бешеного энтузиазма. Но и они зачастую выбрасывают белый флаг перед чувством голода. И с этим ничего не поделаешь.
Список еще можно дополнить ДС Лужники и Олимпийским, который недавно полностью вытряхнули внутри, оставив лишь фасад – там сейчас ведется глобальная реконструкция. Но из-за своей специфики концерты в этих дворцах проводились редко, хоть и весьма метко!
Всем дочитавшим – огромное спасибо, с нетерпением жду лайков и комментов!
Всем ????????
23 ноября 2012
Двадцать с лишним лет клубы были важной частью городского пейзажа — в них ходили все: школьники и олигархи, бандиты и поэты, фрики и депутаты Госдумы. БГ поговорил с владельцами, диджеями, промоутерами и завсегдатаями и составил историю московской клубной жизни — от «Третьего пути» до Gipsy
- 663371
2000

Все места, которые открылись в 1999-м, были запущены до кризиса. Теперь город накрывает посткризисная волна: промоутеры и владельцы клубов в растерянности, денег нет ни у кого. Открывается только гламурный клуб Circus в здании цирка на Цветном, а по Москве-реке начинает плавать техно-кораблик
«Circus» Цветной б-р, 13
Клуб в специально выкопанном помещении под цирком на Цветном, организаторы которого «стали больше думать о деньгах»

![]() | Синиша Лазаревич тогда: промоутер, сейчас: арт-директор Maxim Bar |
«Циркус» открылся на новый, 2000-й год. Я проработал там меньше года. Клуб существовал без меня еще некоторое время, но я туда никогда больше не заходил — я не возвращаюсь в места, к которым имел отношение.
Когда мы задумывали «Циркус» в помещении цирка, я обнаружил, что реставрацией здания в начале 1990-х занималась одна финская фирма, хозяин которой был хорошо знаком с моим отцом. Я связался с ним, он показал чертежи проекта, и мы обнаружили интересную вещь — планировка здания позволяла выкопать подземную площадь. Копали мы втихаря от всех где-то год.
В «Циркусе» были впервые применены идеи, ставшие впоследствии классикой в московской клубной индустрии — например, ложи с отдельными туалетами. По сравнению с «Джаз-кафе» это был уже проект с серьезными инвестициями и бизнес-планом. У «Джаз-кафе» была площадь 120 м², у «Циркуса» — 600 м², и если «Джаз-кафе» занимались люди помоложе и холостые, то в «Циркусе» все уже были с женами и детьми. Пришлось больше думать о деньгах — обстановку и музыку на хлеб не намажешь. На стенах были обои с репродукциями итальянских художников эпохи Возрождения, а играл в «Циркусе» не только хаус, но и русская попса. Это было уже другое, более пышное время, двухтысячные, эпоха стразов и нарождающегося гламура».
«Рында» постоянного адреса нет
Самый необычная клубная находка начала нулевых: пользовавшиеся невероятной популярностью плавучие вечеринки на речном трамвайчике. они были во всех смыслах нелегальные, существовали в тесном симбиозе с диджеями и посетителями клуба «Микс» и завершились СРАЗУ после нескольких рейдов госнаркоконтроля в 2004 году

![]() | Станислав Кардонов (DJ Cross) диджей |
«Это был обычный речной кораблик, на который вечером оперативно затаскивали аппаратуру. Никто эти вечеринки не афишировал — нужно было прийти на причал в нужное время и в нужное место. Вмещалось на него человек 200 максимум. Понятно, что никаких разрешений никто не получал, все это было совершенно нелегально, поэтому, собственно, все в какой-то момент и прекратилось, но никто об этом не задумывался — и даже не знал, в общем. Тогда устроить вечеринку было не слишком сложно, достаточно было лично знать капитана. Битком корабль бывал частенько, но о том, что потонем, мы не думали. Слава богу, капитан следил, чтоб не перегружали судно. Как он все это выносил, понять не могу. Плавала «Рында» в черте города, но маршрут был такой, чтобы никому не мешать. К тому же по Москве-реке плавало довольно много кораблей, да и в городе даже ночью настолько шумно, что наш кораблик совершенно не выделялся со стороны. Люди почти все были из тусовки «Микса» — когда кораблик причаливал, все по большей части в «Микс» и ехали: получалось сразу две вечеринки за ночь.
А этот кораблик, «Москва-28», так и плавает до сих пор».
- Спецпроект

