Модные медальоны в викторианской англии
В этой статье вместе с Кафебижу вы узнаете об украшениях Викторианской эпохи.
Викторианская эпоха (1837–1901) была временем великих перемен с точки зрения технологий, политики, искусства и моды. Это был период появилось электричество, разработана концепции ванной комнаты в помещении, появляется фотография.
Благодаря технологическому прогрессу, расширению торговли и росту среднего класса, ювелирное производство достигло небывалого уровня по сравнению с предыдущими периодами истории.
Викторианская эпоха названа в честь английского монарха королевы Виктории, которая правила 63 года и 7 месяцев. Как монарх, которого любили, она оказала глубокое влияние на все от политики до моды, включая ювелирное искусство.
Собственные украшения и стиль королевы Виктории повлияли на мир. Она очень любила украшения и носила их в изобилии на протяжении всей своей жизни. Она даже сама разработала несколько предметов, чтобы подарить их родным и друзьям.
С точки зрения стилей ювелирных изделий, есть три отличительных периода, на которые следует обратить внимание в викторианскую эпоху, которая повлияла на производство ювелирных изделий в США и Европе.
Романтический период (1837-1860)
В начале викторианского периода на ювелирное производство повлияли древние сокровища и стили Средневекового периода и Ренессанса. Золото было основным материалом, а основа украшений – драгоценные и полудрагоценные камни.
В начале 1800-х годов камеи, вырезанные из драгоценных камней, считались довольно редкими. В этот период на свет появляются камеи-раковины, которые становятся очень популярными. Их изготавливали вручную, как правило, итальянские ремесленники. Поскольку ракушку было легче вырезать, чем камень, такие украшения были более доступны по цене и весьма популярны.
Ниже кулон в золотой оправе, украшен головой Геркулеса и окружен бриллиантами и жемчугом, создан примерно в конце 18-го начале 19-ого века.
Союз королевы Виктории и принца Альберта сыграл важную роль в формировании дизайна. Ювелирные изделия стали не просто красивыми, они стали символизировать любовь, романтику, дружбу и веру.
Ювелирный дизайн часто включал в себя тайное значение привязанности. Украшения содержали несколько драгоценных камней, установленных таким образом, что первая буква каждого имени драгоценного камня означала сообщение о любви. Например, алмаз, изумруд, аметист, рубин, изумруд, сапфир и топаз будут обозначать «самый дорогой».
Многие изделия украшены сердечными или цветочными мотивами, змеями (которые имеют отношение к вечной любви и вечности), крестами и якорями (которые напоминают надежду). Этот красивый и нежный цветок – брошь Викторианской эпохи, 19-й век.
Медальоны на память и миниатюрные портреты были популярны в Викторианский период. Говорят, что из всех драгоценностей сама королева Виктория хранила медальон в форме сердца, в котором была прядь волос принца Альберта (кстати, об этой подвеске мы писали в статье “Шармики – история маленькой подвески”), а также сапфировая и бриллиантовая брошь, которую он подарил ей перед свадьбой.
Ниже сложный комплект ювелирных изделий, также 19-ого века. Имеет много миниатюрных портретов и, несомненно, был драгоценным подарком на память для его владельца.
Одним из наиболее интересных видов украшений, которые носили в начале викторианской эпохи, были украшения из волос. Человеческие волосы были плотно сплетены и составляли часть ожерелий, браслетов, брошей и серег.
Человеческие волосы не теряют вид и имеют химические свойства, которые помогают сохраняться в течение долгих лет. Волосы использовались в качестве мемориальных или траурных украшений. В этой броши Викторианской эпохи из волос можно увидеть переплетенные пряди в центре украшения.
Великий период (с 1861 по 1880 год)
После неожиданной смерти принца Альберта в 1861 году королева Виктория впала в глубокую депрессию и скорбь. Теперь ее можно видеть только в черном наряде и особых украшениях. Фактически она носила черное всю оставшуюся жизнь.
Королева Виктория вновь оказывается влияние на ювелирные украшения в этот период. Многие украшения были мрачными, приглушенными, темного цвета. В плане ювелирного дизайна возрождались ренессансные и готические стили. Драгоценные камни, используемые для изготовления украшений, это камни темных оттенков, такие как гагат (один из любимых материалов королевы Виктории), оникс, черное стекло и темно-красный гранат.
Траурные украшения были представлены в прошлом веке, но они стали по-настоящему модными только в викторианскую эпоху. Ниже приведен пример траурных украшений – черной броши.
Эстетический период (1880-1901)
В поздний викторианский период стиль ювелирных украшений снова смещается в сторону милого романтизма, но в меньшем масштабе и более легкой форме. Ювелирные украшения были деликатными, менее формальными и несколько причудливыми.
Среди украшений полумесяцы, звезды, насекомые, рептилии и животные. За это время в Южной Африке были обнаружены алмазы, что породило целый бум алмазных украшений. Другими драгоценными камнями, которые были популярны в этот период, были яркие сапфиры, перидот и шпинель.
Викторианская эпоха, без сомнения, является одним из самых вдохновляющих периодов в истории моды. Это была эпоха помпезности во всем, стиля и романтики — эпоха, ознаменованная долгим правлением королевы Виктории в Англии, которая находилась на престоле 63 года (с 1837 по 1901 год). Ее вкусы оказывали влияние на формирование моды — стоит вспомнить лишь ее белое платье невесты, которое раз и навсегда изменило свадебную моду. Через предметы искусства и украшения находили отражение и некоторые события ее личной жизни.
Кроме того, Викторианская эпоха стала временем существенной трансформации сознания, когда люди стали одержимы такими темами, как смерть и природа, — самой популярной книгой тогда был труд Дарвина “Происхождение видов”. Попытки познания новых областей приводили к интересным экспериментам и в области ювелирного искусства. Украшения тех лет удивляют своей функциональностью, поражают странностью выбранных мотивов, но до сих пор вдохновляют дизайнеров.
В нашем сегодняшнем материале предлагаем вам познакомиться с самыми необычными трендами ювелирного искусства Викторианской эпохи.
Королева Виктория
Украшения с насекомыми
Эта парадоксальная тенденция возникла во время промышленной революции — как способ почувствовать себя ближе к матери-природе, в то время как вокруг бушует индустриализация.
По мере того как города и фабрики становились все больше и шумнее, жители культивировали свою одержимость миром природы, собирая растения в гербарии и убивая животных для занятия таксидермией (создания чучел): оба хобби были необычайно популярны в то время.
Эскиз ожерелья из бразильских жуков
Особым шиком считалось и держать дома коллекцию насекомых — впрочем, аристократки быстро смекнули, что нечего этому добру пропадать под стеклом, когда великолепные панцири и яркие крылышки могут служить украшениями нарядов.
Первоначально ювелиры и правда пытались приспособить натуральный материал к изготовлению украшений и аксессуаров, но слишком уж он был хрупкий. Самым “оптимальным” оказался вариант с засушенными жуками в обрамлении. Их использовали в кольцах или заколках для волос, и считались они невероятно модными, равно как и шляпки, украшенные чучелками птиц.
Но все-таки процесс это был довольно трудоемкий, украшения — не столь долговечными, а вот количество видов благодаря ажиотажному спросу стало уже сокращаться, поэтому скоро перешли к имитации жуков, стрекоз, мух и прочих насекомых из металлов и драгоценных камней.
Впрочем, зародился этот тренд гораздо раньше Викторианской эпохи — броши с насекомыми были популярны еще среди майя. В XX веке дизайн снова популяризировала Эльза Скиапарелли, изготавливавшая броши и ожерелья в виде жуков и мотыльков. Да и современные представительницы британской монархии, похоже, чтят модные традиции своих предков.
Модель Эльзы Скиапарелли
Ожерелье из коллекции Эльзы Скиапарелли, 1938 год
Королева Елизавета II
Камилла Паркер-Боулз
Чехлы на камни
Пожалуй, один из самых практичных аксессуаров, популярных в Викторианскую эпоху, — чехлы для украшений, которые использовались в поездках. Бронированных “Бентли” еще не было, ну а коляски и кареты были слишком уж легкой добычей для разбойников с большой дороги.
Чехлы, датируемые 1882—1885 годами/коллекция Метрополитен-музея
Изготавливались чехлы в виде шара, куда и “заточали” на время большие драгоценные камни, чтобы скрыть их от чужих глаз. Удивительно, но и подобный муляж порой был вполне драгоценным — покрывали такие чехлы не только эмалью, но и 18-каратным золотом. Сегодня такие аксессуары можно встретить разве что в музеях.
Шатлен
Шатлен — это аксессуар в виде цепочки с зажимом, к которому крепятся в виде подвесок различные функциональные предметы: ключи, кошелек, карманные часы, ножницы, печати и так далее. Известен он был еще со Средневековья, но пик популярности пришелся именно на Викторианскую эпоху.
Дамы носили обычно миниатюрные вышитые ридикюли, футляры для духов или пахучих солей и прочие дамские мелочи, ну а мужчины, как правило, карманные часы.
Изготавливался этот аксессуар, конечно, тоже из драгоценных металлов, украшался росписями или инкрустациями, а вот пришел в моду среди аристократов из более низких слоев. Изначально такой аксессуар был неотъемлемой вещью среди служанок, которые носили на подобных цепочках швейные принадлежности, ключи и так далее.
Сумочка на цепочке с креплением, 1889 год
Цепочки на поясе периодически можно увидеть и в актуальных коллекциях — вместо солей модницы теперь прячут в миниатюрные футляры помаду и AirPods.
Показ Fendi, сезон осень-зима — 2020/2021
Траурные украшения
Когда принц Альберт неожиданно умер в 1861 году, последствия для Великобритании были огромными. Королева Виктория впала в глубокую депрессию — до конца своей жизни она не снимала траур и спала рядом с портретом мужа. Это событие оказало влияние на общество, повергнув и его в сентиментальные настроения и породив всплеск интереса к памятным аксессуарам.
Колье-чокер, сделанное из человеческих волос, середина XIX века
Сама королева часто носила маленький золотой медальон с волосами принца Альберта на своей шее и даже дарила подобные предметы, которые состояли из портрета с изображением ее и принца и пары прядей волос.
Подобные украшения с волосами стали настоящим трендом и примером чрезвычайно личного и уникального подарка на память. Работа с волосами стала чем-то сродни вязанию крючком, когда мастера делали из них броши, серьги и даже гирлянды для украшения дома.
К 1880-м годам культ траурного стиля в обществе стал сходить на нет, а вместе с этим спал и интерес к подобным украшениям. Но этот период оказал определенное влияние и на будущих дизайнеров. Так, Александр Маккуин, который в принципе с большим интересом относился к истории моды, в своих ранних коллекциях зашивал собственные волосы в ярлыки на одежде в знак личной связи со своими творениями.
Глаз возлюбленного
Говорят, что красота — в глазах смотрящего, и это замечание особенно актуально для ювелирных украшений Lover’s Eye, популярных в Викторианскую эпоху. Как гласит история, принц Георг Уэльский (будущий король Георг IV) влюбился в Мэри-Анну Фицгерберт, вдову-католичку.
Такая связь в то время была, конечно, абсолютно недопустима. Но принц совершенно потерял голову и настойчиво ухаживал за избранницей. Фицгерберт даже бежала из страны, чтобы избежать скандала.
Миниатюрный медальон с глазом, начало XIX века
В качестве клятвы в этой запретной любви принц написал ей страстное письмо с предложением, в котором был также спрятан очаровательный подарок — миниатюрный портрет глаз принца. Вскоре после этого двое незаконно поженились, и теперь уже Фицгерберт подарила принцу портрет своих собственных глаз, скрытый в медальоне. Брак в итоге был аннулирован, но милая вещица стала популярной еще во время правления Георга.
1840 год
Еще более широкое распространение она получила в Викторианскую эпоху: уж очень эта традиция совпала с идеалом того времени — оставить другому частичку себя. Почему именно глаза? Историки считают, что таким образом люди желали воссоздать интимный момент свидания, когда можно посмотреть в глаза любимому, что давало чувство опоры и успокоение в разлуке.
А вы бы смогли носить такие украшения?
В эту эпоху приличная женщина не могла выйти из дому без украшений. Причем они жестко градуировались. Существовали украшения для утра, для дома, для вечернего выхода и для посещения светских мероприятий. И даже во время траура дама не могла показаться на людях без минимального набора украшений. Обычно это были кольца, браслеты и медальоны.
Хотелось бы отметить, что существовали траурные украшения можно разделить на 2 условные группы:
- те, что были сделаны из одобренных для траура материалов;
- те, что были призваны сохранить память об умершем человеке.
Для украшений, которые следовало носить после потери кого-либо из близких, применялся строго очерченный круг материалов. Самым популярным являлся гагат или, как его тогда называли, черный янтарь. Кстати, несмотря на то, что он, по сути, является ископаемым углем, стоимость гагата тогда была достаточно высока. Уже тогда появилась имитация этого минерала — стекло, которое стали называть французским черным янтарем и также активно использовали для изготовления «жалебных» украшений.
Кроме гагата, для подобных украшений использовали жемчуг, черный турмалин, агаты, оникс, эбонит, окрашенный рог, обсидиан и гранаты.
Даже выбор материала мог подсказать собеседнику, какую утрату понес человек. Так, жемчужное изделие намекало на смерть ребенку. Украшение с белой эмалью говорило, что умершая была незамужней девушкой.
Что касается второй группы Mourning jewellery, то это была совершенно неповторимая категория женских драгоценностей. Только викторианская эпоха с ее непременным лозунгом — memento mori, и желанием сохранить частичку близкого и любимого человека, могла вызвать к существованию траурные украшения с прядками волос умерших людей.
С учетом, что фотография (или дагерротипия) тогда только зарождалась, и была доступная далеко не всем и не всегда, то украшения с прядями волос были одним из немногих способов пронести память через года. Срезанные пряди волос оставались зримым напоминанием о любимом человеке, обещанием встречи на том свете.
Изготовление изделия с прядками волос было непростым делом. Для начала волосы подвергали обезжириванию в кипящем содовом растворе, затем происходила сортировка по длине. К примеру, для изготовления браслета нужны были волосы в 50-70 см длины.
Волосы сплетали в шнур, косы при помощи специального приспособления. Затем изготовленный шнурок отправляли ювелирам, чтобы те сотворили соответствующую оправу.
Короткие пряди волос использовались по-другому. Из них делали завитки, локоны, которые красиво располагали под стеклом или ювелирным камнем, переплетали их как нити. Иногда из волос делали целые панно, небольшие сценки траурного содержания.
Сегодня большинству из нас трудно воспринять и оценить идею траурных украшений. Чтобы относиться к ним без брезгливости или ненависти, нужно помнить, что смерть тогда подстерегала людей гораздо раньше, чем сейчас. Большинство детей умирало в младенчестве, женщины часто умирали во время родов, а мужчины погибали на войнах. Не существовало антибиотиков, простейших лекарств, поэтому даже простуда уносила людей тысячами.
Королева Виктория в траурном наряде.
При этом отношение к смерти было иным, считалось, что умершие способно незримо присутствовать среди живых, а самым страшным для людей было умереть неоплаканными, попасть в забвение.
Чтобы почувствовать своеобразную красоту этих украшений, нужно попробовать смотреть на них с точки зрения человека эпохи викторианца, когда именно из-за постоянной близости смерти, люди умели ценить каждый миг жизни.
liveinternet.ru/community/3…319569203/
Из истории мировой моды: Дамская мода Викторианской эпохи
Королева Виктория стала настоящим символом Великобритании, дав свое имя огромному периоду в истории страны. Если в начале ее правления в 1837 году мода являла из себя нечто вполне устоявшееся и изменялась раз в десять лет, то к концу царствования королевы в 1901 году быстрое развитие промышленности и технологий привели к возникновению моды как феномена, который меняется ежегодно.
В силе оставалось правило, по которому молодые девушки должны были одеваться значительно скромнее замужних дам. Домашние платья практически ничем не отличались от выходных, в то время и дома было принято быть хорошо одетой. Облегающие лифы домашних платьев сзади застегивали на крючки и шили с небольшим вырезом. Юбки платьев удлинились и расширились в подоле. Их практически не отделывали, оставляли гладкими. Рукава дневных платьев стали делать узкими и длинными, с белыми манжетами или нарукавниками у кисти. На декольте надевали канзу или шемизетки, отделанные рюшем. Особо модным считались белые вставки на цветных и темных платьях. Юбки 40-х гг. отличались от юбок предыдущего десятилетия длиной до полу, мягкими складками на уровне бедер. Рекомендовано, чтобы подол платья был в 5 раз шире верха юбки. К концу 40-х гг. гладкие юбки сменились отделанными воланами, кружевом, плетеным шнуром — аграмантом, фестонами, широкими оборками — фалбалами. Всего на юбках могло быть до 20 оборок и воланов.
Модные тенденции ранневикторианского периода
В ранневикторианский период широкие шляпы потеряли свое былое очарование, сменившись дамскими чепчиками. Столь резкое изменение пропорций головы не могло не повлиять на весь женский костюм. В моду также вошли романтичные прически из двух локонов, которые как бы окружали голову с двух сторон.
В 30-е гг. пояса платьев было модно застегивать на пряжки и броши — эмалевые, золотые и с камнями. Брошами закалывали также косынки из кисеи, вышитые гладью, концы которых сходились у пояса. Визитные платья дополняли фероньерки с драгоценным камнем, жемчужные серьги, золотые и бархатные браслеты с камнями. В моде были большие серьги, браслеты и перстни. В середине 30-х гг. были модны кораллы и гранаты, миниатюрные мозаики, мода на которые пришла из Италии. В 40-е гг. с дневными платьями носили очень мало украшений. В моде были скромные черепаховые кольца, медальоны с миниатюрами на шее. Эти скромные украшения делали из эмали, агата, черепахи и бирюзы. На полудлинные перчатки надевали парные украшения. Популярным был и бисер. Для дневного туалета были пригодны золото с чернью, эмаль, бархатные браслеты, полудрагоценные камни.
В викторианские времена и в Англии и на Руси были популярными домашние вечера — рауты. Хозяйка обычно надевала темное вечернее платье, блондовый или тюлевый чепец, черные кружевные митенки — перчатки без пальцев. Надевали и длинные шелковые или лайковые светлые перчатки, отделанные по краю рюшем или кружевом. К бальному туалету полагался и кисет — дамская сумка в виде мешочка, затягивающегося шнурком, расписной черепаховый или деревянный из павлиньих перьев веер.
В 30-е гг. бальные туалеты шили из атласа, крепа, розового, голубого, салатного и сиреневого цветов, тафты, бархата и муара темных тонов. Светлые платья отделывали блондой и страусовыми перьями, темные — золотой блондой, боа, бархатными эполетами и светлыми газовыми рукавами, драпированными лифами, бантами на плечах. Юбки украшали бантами, оборками и гирляндами мелких цветов. Те же цветы были и в волосах. Длинные прозрачные рукава пришивали сверх основного рукава из плотной ткани.
В Петербурге на балах одевались по английской манере в белые туалеты, в Москве — пестрее и свободнее. В 40-е гг. верхнюю юбку на бальных платьях стали приподнимать, делать драпировку и украшать драгоценной пряжкой. Особо модной отделкой считались букетики скромных цветов — незабудок и фиалок. Ими отделывали платья и наколки причесок. Накидка для бального платья из тюля называлась иллюзион, а из бархата с мехом — сорти-де-баль.
В одном варианте бальная прическа представляла собой прямой пробор и взбитые локоны по бокам. В центре прически делалось высокое нагромождение лент на каркасе. В другом варианте волосы спереди взбивались, сзади гладко зачесывались наверх, косу укладывали корзинкой и украшали бантами. Бант в прическе был обычно одного цвета с поясом платья. В 30-е гг. в нарядной прическе непременно носили белые или цветные (в цвет платья) эспри со страусовыми перьями и перьями марабу, райскую птичку, венки из цветов, колосья из листьев.
К концу 40-х гг. стало модным с бальными прическами носить наколки из кружева, лент и мелких цветов. Наколки закрывали пучки, и концы могли спускаться до плеч. Наколки носили те женщины, у которых отсутствовали английские локоны. В 40-е гг. также модно было нарядную прическу украшать большими гребнями сзади, шпильками, усыпанными драгоценными камнями и жемчугом. На большие гребни набрасывали вуаль. Также голову украшали фероньерками на цепочке или бархатной ленте.
Головными уборами для выездов были навеянные Востоком тюрбаны из вишневого бархата с драгоценностями и перьями, называемые чалмой, береты и чепцы. Тюрбаны также были модны белые атласные, кисейные с золотыми аграфами, перевитые жемчугом, бусами и золотыми лентами или цепочками. Береты были более скромные из цветного атласа или бархата, их украшали перьями. Из украшений в это время носили жемчужные нити. Поверх перчаток надевали парные браслеты и крупные перстни. Лиф закалывали брошью с подвесками, на поясе делали пряжки. Фероньерка, серьги и брошь обычно на женщине были из одинаковых камней. Для балов использовали портбукеты. В 40-е гг. бальные украшения делали из голубого бисера, гагата — бурого угля и бирюзы.
В 30-е гг. обувь была по-прежнему без каблуков, из атласа белого, розового и голубого цветов. Также обувь изготовляли из бархата и сукна. Материалом для изготовления обуви служила тонкая и плотная ткань саржевого переплетения — прюнель. Она была гибкой, прочной и достаточно ноской. Плоские открытые туфли на узкой подметке с квадратным носком держались на ноге с помощью завязок из того же материала
Для балов их расшивали золотом и серебром. К туфлям полагались шелковые белые чулки. Зимой носили невысокие ботинки из сукна или плиса на шнуровке или маленьких перламутровых пуговицах. Для их застегивания существовал специальный сапожный крючок. Теплые зимние ботинки оторачивали мехом. Башмаки и ботинки делали из фетра. С удлинением юбок в конце 30-х гг. появился средний, а затем и высокий каблук, а в конце 40-х гг. — обувь с лакированным носком. Башмачки могли быть сшиты из шелка или бархата, а носок и каблук непременно лакированные черные. До середины 40-х гг. носок женских туфель был острым, затем стал квадратным. Для балов использовали атласные и парчовые ботинки со шнуровкой на внешней стороне.
К 1845 году корсет удлинился настолько, что возник классический V-силуэт, дополняемый широкими рукавами. В результате модницы с трудом могли двигать руками, а их возможность передвижения была серьезно ограничена. Беспомощность и зависимость от мужчины делали дам викторианской эпохи еще более привлекательными в глазах их кавалеров. Цветовая гамма стала более приглушенной, на первый план вышли небольшие детали, которые позволяли коренным образом изменять внешний вид. Женская скромность подчеркивалась и белыми шарфиками вокруг шеи, а также белыми подрукавниками – «engageantes».
После почти десятилетнего отсутствия в моду вновь вернулись изысканные кашемировые шали. Однако на этот раз они были гораздо шире и почти полностью закрывали обнаженные женские плечи. Верхняя юбка постепенно утратила свою былую круглую форму, став гораздо шире и приняв вид колокола. К 1850 году в моду вошло словечко «кринолин» обозначавшее верхнюю женскую юбку. Разумеется, и кринолин и открытая женская грудь были обязательны для высшего класса, тогда как представительницы низшего общества никогда не могли себе позволить настолько обнажиться на публике.
И без того длинный, корсет ( начинаясь под грудью, он на четверть прикрывал ягодицы, утягивая их) к 1845 году удлинился настолько, что возник классический V-силуэт, дополняемый широкими рукавами. В результате модницы с трудом могли двигать руками, а их возможность передвижения была серьезно ограничена. Беспомощность и зависимость от мужчины делали дам викторианской эпохи еще более привлекательными в глазах их кавалеров. Цветовая гамма стала более приглушенной, в отличие от пестроты тканей, присущей началу века, на первый план вышли небольшие детали, которые позволяли коренным образом изменять внешний вид. Обычно это были широкие пояса с пряжками. Женская скромность подчеркивалась и белыми шарфиками вокруг шеи, а также белыми подрукавниками – «engageantes». После почти многолетнего отсутствия в моду вновь вернулись изысканные кашемировые шали. Однако на этот раз они были гораздо шире и почти полностью закрывали женские плечи. Верхняя юбка постепенно утратила свою былую круглую форму, став гораздо шире и приняв вид колокола. К 1850 году в моду вошло словечко «кринолин» обозначавшее верхнюю женскую юбку. Чем шире был кринолин, тем лучше. Носить его было довольно прблематично, поэтому вскоре от этого аксессуара пришлось отказаться.
Женская одежда среднего викторианского периода была одним из самых неудобных костюмов: жесткие корсеты, длинные тяжелые юбки с многочисленными складками, высокие, подступающие к горлу воротнички. Мужская одежда была намного более комфортной.
Тем не менее, даже тогда, когда в Англии велась борьба за реформу женской одежды, женщины-путешественницы упорно продолжали носить корсеты и шляпы и тщательно заботились о поддерживании надлежащей женщине внешности, как бы ни было это трудно. Более того, по их словам, только эта одежда была единственно подходящей и уместной для женщины в непривычных условиях.
Канула в лету знаменитая куполообразная юбка-кринолин, ей на смену пришла гораздо более элегантная вытянутая форма. Впрочем, само понятие «кринолин» задержалось в моде на достаточно продолжительный срок благодаря необычайной популярности создателя высокой моды Чарльза Ворта. Сам Ворт считал кринолин достаточно громоздким и непривлекательным сооружением, но поскольку его имя прочно ассоциировалось именно с этим аксессуаром, он продолжал экспериментировать с формой, создавая все более изысканный образ. В результате через несколько лет верхняя юбка значительно приподнялась и была собрана в элегантные складки чуть ниже пояса.
К 1867 году кринолин окончательно исчез с модного горизонт?