Модные платье от зайцева

Вячеслав Михайлович Зайцев, известный всему миру как Slava Zaitsev — не только модельер, но и художник, скульптор и человек, который всегда опережал своё время. Зайцев, бесспорно, самый известный русский кутюрье второй половины ХХ века, при этом, бесконечно влюблённый в Россию.

Вячеслав Михайлович Зайцев на открытии персональной галереи в Москве. Фото из архива Дома моды Славы Зайцева

Западная Европа влюбилась в русское искусство в начале прошлого века, благодаря художникам-авангардистам и блистательным балетам Сергея Дягилева, а в 1980-х европейская публика снова пришла в восторг от русского таланта — на этот раз модного, от творчества Славы Зайцева, показавшего в Нью-Йорке в 1987 году коллекцию «Тысячелетие Крещения Руси».

Фрагмент выставки 2018 года «Символы моды. Энергия эпохи» с образами Славы Зайцева. Фото автора статьи

Национальная тема и безупречное качество позволили Вячеславу Михайловичу Зайцеву стать обладателем звания «Почётного гражданина Парижа», которое он в конце 1980-х получил из рук самого Жака Ширака, тогда ещё бывшего мэром Парижа, а не президентом Франции. Интересно, что в родном городе Иванове, где Зайцев родился и вырос, он стал почётным гражданином на несколько лет позже.

Фото Михаила Метцеля (ТАСС) с сайта cosmo.ru

«Игрой в народность» Слава Зайцев увлекался всегда, но колористика Павлово-посадских платков и «русскость» далеко не единственное направление его творчества. У Зайцева огромное количество работ уровня «от кутюр», есть изумительные костюмы в классическом стиле и вечерние платья, буквально созданные для красных дорожек!

Фрагмент показа, посвящённого 37-летию с момента создания Дома моды Славы Зайцева. 19 июня 2019. Фото автора статьи

Зайцев был первым, кто ещё во времена СССР открыто и смело заявил, что мода и стиль за железным занавесом ЕСТЬ, и доказал, что в советской России существует даже кутюр!

Фото Анны Салынской (ИТАР-ТАСС) с сайта cosmo.ru

Именно Слава Зайцев создал первый в России Театр моды — уникальный проект, который гастролирует по миру уже не первый десяток лет. Показ Театра моды Зайцева — не только демонстрация одежды, но ещё и яркое, самобытное, очень логичное и великолепно срежиссированное шоу. 

Дизайнеры-выпускники Лаборатории моды Славы Зайцева поздравляют его с 37-летием с момента создания Модного дома. 19 июня 2019. Фото из архива Дома моды Славы Зайцева

Уже больше 30 лет заграницей Зайцева называют «Красный Диор», подчёркивая его родство с одним из величайших кутюрье прошлого века, и отмечая его безупречный вкус. Недаром именно Кристиан Диор и Ив Сен-Лоран — любимые творцы русского мэтра моды.

Выставка «Ностальгия по красоте. К юбилею великого мастера» в Музейно-выставочном центре «Музей Моды» в 2018 году. Фото автора статьи

Верные покупатели и поклонники бренда Slava Zaitsev отмечают, что платья, костюмы и жакеты от Славы Зайцева можно носить десятилетиями — они не только не выходят из моды, но и не теряют форму, оставаясь безупречными во всех смыслах, так что покупка одежды его бренда — это ещё и инвестиция.

Открытие персональной галереи Славы Зайцева в Москве. Фото из архива Дома Моды Славы Зайцева

19 июня в Москве на Проспекте Мира, 21 открылась первая персональная художественная галерея Вячеслава Михайловича Зайцева, где можно приобрести картины, эскизы, постеры, открытки, книги и уникальные художественные произведения великого мастера в единственном экземпляре.

Интерьер галереи Славы Зайцева на Проспекте Мира, 21. Фото из архива Дома Моды Славы Зайцева

Всем, кто неравнодушен к истории русской моды и настоящему таланту, советую посетить галерею и расположенный по соседству с ней бутик — вас ждёт много классных вещей, в том числе роскошные платки из натурального шёлка с принтами Зайцева всего за 3.000₽!

Бутик Славы Зайцева на Проспекте Мира, 21. Фото автора статьи

На сегодня это всё. Подписывайтесь на мой канал, оставляйте комментарии и делайте репосты — больше карма автора, больше интересных статей.

Ваш эксперт и семиотик моды,

Полина УХАНОВА

Источник

В прошлой заметке я писала, что готовлю лекцию об истории советской моды – точнее, об истории моделирования одежды в период с 1919 по 1970-е годы. Спасибо тем, кто заглянул на нее в пятницу! Было круто: я читала на невероятном подъёме, так как знала, что меня слушает множество знакомых:-)

Сегодня остановлюсь на нескольких последних слайдах оттуда и покажу иллюстрации из брошюры Общесоюзного дома моделей за 1968 год.

Два платья авторства Вячеслава Зайцева

Ну, во-первых, даже в таком “обрезанном” виде (когда ног практически не видно) и то создаётся ансамбль. Красное платье дополнено цветными колготками (привет Мэри Куант, она как раз запустила их в производство примерно в эти годы, хотя, конечно же, у нас их не было) и круглыми серёжками (привет Твигги, есть знаменитая фотография, где “лицо 1966-го года” позирует с крупными серёжками-помпончиками)

Но больше всего мой взгляд цепляется за картинки с видом со спины. Красное платье имеет декоративную планку, идущую как спереди, так и сзади. А зеленое – воротник “косую стойку”, который сзади завязывается на длинные ленты.

Следующие две модели тоже невероятно интересны со всех сторон (смотрим мелкую картинку “со спины”)

Снова Вячеслав Зайцев

Сперва в этом платье меня привлек воротник. Здесь уже не стойка, а хомут. И, пишут, скроен по косой.

А потом я вчиталась в описание, и платье оказалось вообще костюмом! Сверху – это жакет. Он застёгивается на спинке. И к нему – узкая прямая юбка. Все вместе – из пальтовой ткани.

Модель Светланы Качаравы

Снова модель из пальтовой ткани – и на этот раз действительно платье. Тут интересный крой: отдельно выкроены ластовицы и бока (видно на основной иллюстрации), а спинка и перед – цельнокроенные, вместе с рукавами. Отделка – шелковым шнуром.

Модель Светланы Качаравы

А вот тут интересно. Любимый сюжет 1960-х годов: платье с летящей спинкой. Спереди пояс видим – а сзади не видим. Куда он делся? Или это иллюзия, и он так, декоративный? Всё в порядке, пояс “продернут в прорези в швах” (читаем в описании), а “переднее полотнище напоминает фартук” (там же). То есть перед, как фартук, прихвачен ремешком, потом ремень уходит ближе к телу, а летящая спинка знай себе летит без всякого ремня.

И последний комплект.

Мне так просто вспомнились эксперименты Пьера Кардена с трикотажными комбинезонами, состоящими из прилегающей (привет колготкам) нижней части и облегающей (привет водолазке) верхней. Соединялись обе части молнией в районе талии. Были у него такие предметы гардероба в коллекции, кажется, 1967 года. Служили нижним слоем одежды, как наше современное тремобелье, поверх них предполагался короткий сарафан. И всё это шло под названием очередной “Космической коллекции”.

В Vogue за октябрь 1970 года эти комбинезоны Кардена – правда, в переработанном виде – названы сенсацией. Переработка заключалась в том, что из нижнего слоя комбинезон превращался в верхний, и было продумано удобство надевания. У нас, понятно, их так и не случилось. Зато Вячеслав Зайцев (а он всегда держал руку на пульсе мировых тенденций) предложил свой вариант.

Слева модель Юлии Денисовой, справа – Вячеслава Зайцева

Зайцев представил сарафан, отрезной ниже линии талии (то есть заниженная она, эта линия, все быстро вспоминаем моду 1920-х) с декоративной отстрочкой. И в комплект – водолазка (и.. это, простите, рейтузы) с орнаментом, имитирующим народную вышивыку. Ах, если б, ах, если бы добрый король открыл бы нам возможность носить колготки с орнаментом – какие в 1968-м уже стояли в витрине Bazar, магазинчика Мэри Куант в Челси! Ведь это о них тут мечтает Зайцев, судя по всему.

Сарафан Юлии Денисовой полуприлегающего силуэта, с застёжкой на молнию и – носится с самым модным предметом рубежа 1960-х – 1970-х, с чёрной-чёрной водолазкой.

Модели, представляемые в коллекциях ОДМО, предполагались для массового производства. Но не сразу – а в течение двух лет. А пока эти два года идут (и выпускаются новые и новые коллекции того же ОДМО), с моделями можно было знакомиться на модных показах (на дефиле) или приобретать буклеты с описаниями для самостоятельного пошива. Выкроек в буклете нет, есть схемы (и то не на кажду модель). Пляшите, короче, как можете. А сколько прекрасных идей!

Обзор нарядных платьев продолжим в следующий раз. Там вообще-вообще феерия и волшебство от Зайцева!

Источник

Вчера я имела удовольствие побывать на замечательном мероприятии — показе Славы Зайцева. Хочу поделиться с вами эмоциями и впечатлениями.

Мы приехали в Дом моды заранее, чтобы успеть встретиться с Вячеславом Михайловичем и поздравить его. Он, как и всегда, с радостью встречал гостей, общался и фотографировался с поклонниками своего творчества.

Показ в доме моды Вячеслава Зайцева, фото № 1

Была тёплая дружеская атмосфера, люди рассматривали и примеряли одежду в бутике Дома моды. Модные цвета и необычные узоры поразительно гармоничные. Одежда исполнена совершенства, выполненная рукой мастера не могла не привлечь внимания посетителей. Люди были самые разные: молодые девушки, женщины в возрасте, юноши и солидные мужчины. Я сама попробовала надеть несколько пальто, в очередной раз убедившись, что у Зайцева можно найти модель подходящую под любой типаж внешности. Я просто влюбилась в одно пальто.
Затем нас пригласили на фуршет и торжественное открытие памятника Вячеславу Михайловичу. В Доме моды установили бюст модельера, выполненный специально ему в подарок. Мы на фото с Лией Гуреевой.

Показ в доме моды Вячеслава Зайцева, фото № 2

А теперь — к самому интересному!
Гости проследовали в зал, и начался показ.
Первой была представлена детская коллекция нового бренда Вячеслав Зайцев бай Мирафэйм.

Показ в доме моды Вячеслава Зайцева, фото № 3

Самые маленькие модели ходили по подиуму как взрослые профессионалы. Зрители были в восторге. Чудесные длинные платья свободного фасона на девочках. На мальчиках — яркие элегантные пиджаки, в которых они смотрелись, как настоящие джентльмены. Мастерство и вкус — в каждой детали костюмов.

Показ в доме моды Вячеслава Зайцева, фото № 4

После детского показа на подиум вышли артисты. Они исполняли любимые песни Вячеслава Михайловича.
Поздравить мэтра русской моды пришёл ещё один уважаемый дизайнер — Валентина Аверьянова. Она продемонстрировала свою коллекцию Русь самодержавная православная. На подиум вышли девушки и женщины в платьях, стилизованных под традиционные русские костюмы. Валентина удивила нас необычной, не свойственной для неё цветовой гаммой и разнообразными головными уборами. Коллекция получилось яркой и смелой.
И все это было прелюдией перед самым главным событием вечера — показом коллекции Вячеслава Михайловича. Погас свет, все замерли в ожидании…
И вот, на подиуме появились первые модели. Зайцев, как всегда, поразил нас элегантностью фасонов, по уровню сравнимой, наверное, только с вещами Карла Лагерфельда. Удивительно именно то, насколько художник совмещает элегантность с русским стилем, насколько чувствует его. Он не копирует традиционный костюм, а создаёт новый самобытный и очень элегантный образ, имеющий русские истокам. Внимательно продуманна каждая деталь.

Показ в доме моды Вячеслава Зайцева, фото № 5

Кроме того, одежда была подана очень интересно: это был не просто показ, а целое театральное шоу. Сначала автор дал нам прочувствовать дух средневековой Руси, а затем мы перенеслись в ХIX век и наблюдали великолепно скроенные мужские костюмы и женские платья. Что тут сказать? Это настоящий высокий русский стиль, который ещё никому не удалось увидеть и выполнить так тонко.

Показ в доме моды Вячеслава Зайцева, фото № 6

Я вышла из зала невероятно довольной. Ощущение, наполненности красотой, и новым смыслом, подобное тому, что человек испытывает соприкасаясь с великим искусством.
Каждый год я жду это впечатление, и каждый год это происходит. Спасибо Вячеслав Михайлович!

Показ в доме моды Вячеслава Зайцева, фото № 7

Источник

Известному модельеру 80 лет.

Россия за ее пределами смотрит на его замечательный подъем.

Начал с изготовления рабочей одежды

После окончания Московского текстильного института в 1962 году Зайцев нашел работу на фабрике в Московской области, которая производила женскую одежду, продаваемую в российской столице и окрестностях.

Русский кутюрье Слава Зайцев за работой

Первые разработанные им модели не очень понравились фабричным начальникам: вместо тусклых нарядов для деревенских работниц он предложил цветные ватники, сапоги и юбки с павлово-посадскими мотивами.

Коллекция не вышла за рамки художественного совета.

Дизайнера критиковали за то, что он плохо влияет на советских людей.

Но на самом деле Зайцев только и делал, что раскрашивал гуашью уродливую тусклую одежду.

Однако французский журнал Paris Match написал о коллекции в статье под названием ” Он диктует моду Москве.”

Стал известен на Западе несмотря на железный занавес

Через несколько лет после публикации статьи модельеры Марк Бохан (Dior), Гай Ларош и Пьер Карден приехали в Москву, чтобы встретиться с отважным россиянином.

Они были впечатлены его работой и осыпали его комплиментами.

Карден сказал, что он был” равным среди равных“, в то время как французская пресса приветствовала его как “Красный Диор”.

Слава Зайцев с французским модельером мадам Карвен и моделями, одетыми в его вечерние платья от кутюр

Впоследствии его имя произносили повсюду на Западе, а его коллекции демонстрировались на Неделях моды в Париже и Флоренции.

В 1989 году Зайцев получил первую премию на конкурсе пяти лучших мировых дизайнеров: ему противостояли Донна Каран, Клод Монтана, Хана Мори и дизайнеры из Библоса.

До 1988 года не покидал СССР

Несмотря на свою популярность за рубежом, до перестройки Зайцев не мог путешествовать со своими коллекциями на Запад.

Он смог посетить Чехословакию только в 1968 году, когда советские войска вошли в Прагу.

Три фотомодели в коктейльных платьях от кутюр и шляпках от Slava Zaitsev

Все изменилось в 1980-е годы: в 1987 году он представил в Нью-Йорке коллекцию “Тысяча лет со Дня Крещения Руси“, а в 1988 году по приглашению мадам Карвен показал свою коллекцию” Русские сезоны ” в Париже.

Его работы хранятся в мировых музеях

Не каждый модельер может похвастаться тем, что его коллекции были представлены в Музее Гуггенхайма.

Костюмы, созданные Зайцевым, сами стали музейными экспонатами.

Его наряды также можно найти в Музее Метрополитен и технологическом институте моды в Нью-Йорке.

Разработанные костюмы для театра

Зайцев создал не только коллекции pret-a-porter и haute couture, но и разработал костюмы и декорации к спектаклям.

Сцена из спектакля “Женитьба Фигаро, или День безумия” в Московском академическом театре Сатиры

Одной из самых известных его работ для театра была сценография к спектаклю “Безумный день” или “Женитьба Фигаро” в Театре Сатиры.

Он также выпускал костюмы для спектаклей в Малом театре, МХАТе и “Современнике”.

Единственный дизайнер, у которого есть модный дом, названный в его честь

В 1982 году Зайцеву, работавшему в ателье на фабрике “Мос-швея”, было предложено принять участие в создании модного дома на проспекте Мира в Москве.

Вскоре студия Славы Зайцева превратилась в настоящий бренд, нечто уникальное для того времени.

Модели носят одежду от Славы Зайцева на Mercedes-Benz Fashion Week в Москве

До этого ни одному советскому модельеру не разрешалось иметь свой собственный бренд одежды.

Этот модный дом и сегодня стоит по тому же адресу.

Разработаны наряды для полиции и олимпийской сборной страны

Помимо повседневной одежды, кутюрье также создавал униформу для полицейских и спортсменов.

Например, на Олимпиаде 1980 года в Москве он проектировал парадную форму для советской делегации.

Советская команда марширует во время церемонии открытия Зимних Олимпийских игр 1984 года в Сараево

Четыре года спустя он одел сборную СССР на Игры в Сараево.

Имея ограниченный бюджет, кутюрье решил использовать овчину вместо меха.

На церемонии открытия советские спортсмены предстали в стильных дубленках и меховых шапках.

В женской одежде также были яркие павловопосадские платки, аксессуар, который Зайцев очень любит и часто использует в своих коллекциях сегодня.

Платья для жен политиков

В советское время наряды Зайцева пользовались большим спросом среди высокопоставленных чиновников.

Среди его клиентов: жена тогдашнего министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе, семья генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Сегодня в Российской Федерации бренд Дома моды Зайцева также высоко ценится.

В 2003 году Людмила Путина выбрала несколько нарядов от известного кутюрье, когда сопровождала Владимира Путина с официальным визитом в Великобританию, в том числе платье для приема у королевы Елизаветы II.

Также читайте на нашем канале:

1. От поста до рыбьего жира: секреты красоты русских женщин-звезд..

2. На ком “сидит” один и тот же наряд лучше: русские звезды против западных..

3. Мода криминального мира 90-ых

4. После слов:”Моя любимая черепашечка…” я решила взять кредит

А Вы как думаете?

Вы как относитесь к Славе Зайцеву?

Вам нравятся его модели?

Дорогие читатели, оставляйте свои комментарии и дополнения к статье.

Понравилась статья? Ставьте лайки!

Подписывайтесь на канал Fashion Club (FC)! Спасибо!

Источник

У русского кутюрье Вячеслава Зайцева проблемы: арбитражный суд назначил слушания по иску Департамента городского имущества Москвы о взыскании 58,4 миллиона рублей с Дома моды Зайцева. Основанием стал долг по арендной плате. Не исключена вероятность, что один из самых известных российских домов моды с почти 40-летней историей в ближайшее время прекратит свое существование. О Вячеславе Зайцеве и судьбе его детища размышляет главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич

Модные платье от зайцеваФото: Александр Авилов/Агентство городских новостей «Москва»

Он на самом деле абсолютный стоик. Есть такие железобетонные люди, которых как будто бы ничего не берет. Ни годы, ни кризисы, ни автокатастрофы. В 33 года Зайцев попал в тяжелую аварию — из автомобиля его вырезали автогеном. Девять дней провел в реанимации между жизнью и смертью. После этого неутешительный вердикт врачей: ногу спасти не удастся, надо ампутировать. Много лет спустя он рассказывал, что мысленно представлял, как будет ковылять по Кузнецкому мосту в белом и черном. Котелок, жилет, широкие брюки, черные очки, палка — шикарный лук. Почему нет? Но потом решил, что надо бороться до конца. Отказался от всех анестезирующих средств. Терпел такую боль, от которой другие теряли сознание. Все преодолел, всех победил и через полгода снова летал по Кузнецкому без всякой палки. Вверх — вниз. 

Помню его молодым, чуть за 30. В развевающемся на ветру кремовом плаще до самого пола. Все вокруг бредут, скрюченные от холода и вечной зимы, закутанные в свои пальто, мохеровые шарфы и кроличьи шапки. А тут Слава с румянцем во всю щеку, царевич-королевич. Грудь нараспашку, жизнь нараспашку. Весь в замыслах, планах, мечтах. Он жил модой, творил моду, обожал моду. Ему все равно было, где и с кем. Можно у себя дома на кухонном столе или в студии Всесоюзного дома моделей, или на сцене «Современника». Какие были платья у Татьяны Лавровой в «Вишневом саду»! А пунцовые шелка Марины Нееловой для «Лоренццачо»! Или эпохальный балахон Аллы Пугачевой, как цветной, необъятный парашют, накрывший всю родимую эстраду. Это ведь тоже придумал и сшил он, Слава Зайцев, кутюрье номер 1 Советского Союза.

Никого до него у нас не было. Какие-то скучные дамы в одинаковых английских костюмах и газовых косынках с длинными указками в руках, как у учительниц в старших классах. А тут вдруг Слава в своих косоворотках a’la russe, цветных брючках в облип, со cтихами собственного сочинения вместо заученных унылых текстов про «тенденции нынешнего сезона». Ему удавалось все эти годы существовать вне этих тенденций, вне коммерческих расчетов и неизбежных интриг. Оставаться всегда собой, быть верным раз и навсегда избранному стилю и своим представлениям о прекрасном. В этом была его несомненная сила, но и уязвимость.

Там, где надо ошеломить, очаровать, потрясти воображение, у него нет конкурентов. Там, где начинается бизнес-стратегия, маркетинг, индустрия, он скучнеет на глазах

Зайцев — типичный кустарь-одиночка. Художник-самоучка. Там, где надо ошеломить, очаровать, потрясти воображение, у него нет конкурентов. Там, где начинается бизнес-стратегия, маркетинг, индустрия, он скучнеет на глазах. Его никогда это не интересовало. Даже легендарные духи «Маруся», которые он придумал в апогее своей славы и моды на все русское, теперь, как выясняется, принадлежат не ему, а каким-то западным фирмачам. 

Долгие годы Зайцева спасало то, что модной индустрии в СССР не было. Почти как секса, по памятному заявлению середины 80-х годов. Хотя, конечно, все было, но говорить об этом вслух не полагалось. «Моды не может быть там, где есть дефицит» — за эти слова в 1979 году Зайцева выставят из Всесоюзного дома моделей. Заодно ему припомнят дружбу с Пьером Карденом, любовь к Франции, культ яркого, звонкого цвета посреди всеобщей серости и безликости. Он уйдет в никуда. В какое-то районное ателье. Великий Зайцев — в ателье, куда отдают перелицовывать старые пальто.

Но он и тут победил. Когда список его сановных клиенток пополнился именем Раисы Максимовны Горбачевой, появился реальный шанс изменить свою жизнь. В 1982 году ателье было переименовано в Московский дом моды, а в 1988-м Зайцев стал его бессменным директором.

«Стекляшка» на проспекте Мира досталась Зайцеву с легкой руки Горбачевой, как долгожданный жест признания, награда за терпение во время их многочасовых примерок и годы бездомности. В лице Славы Зайцева отечественная мода обрела статус дела государственной важности. И долгое время казалось, что вот сейчас начнется что-то всерьез и надолго. Но, как это часто бывает, вскоре выяснилось, что проще сдавать квадратные метры в аренду, чем корпеть над новыми коллекциями, которых никто не покупает, — а иначе с этой многоэтажной стеклянной махиной просто не совладать. Да и конкурировать с западными брендами, заполнившими все столичные прилавки и подиумы, отечественному дому моды без господдержки хотя бы в виде налаженной отрасли легкой промышленности было невозможно. 

Модные платье от зайцеваФото: Сергей Ведяшкин/Агентство городских новостей «Москва»

Сегодня русская мода, несмотря на отдельные успехи, так и остается прибежищем маргиналов и энтузиастов. Дефицита больше нет, но нет и налаженной индустрии. И даже на местном поле, где уверенно обосновались такие признанные гранды, как Валентин Юдашкин, Игорь Чапурин или Татьяна Парфенова, Дом Зайцева смотрится памятником 80-х годов.

Чтобы стать совсем уже музеем, еще рано, чтобы быть по-настоящему актуальной модной институцией, требуется другая хватка, энергия, обороты и рекламные бюджеты. А где их взять?

Сухие факты выглядят так: Дом моды 81-летнего российского модельера Вячеслава Зайцева уже год находится на грани разорения. Сначала Зайцев жаловался, что работает «практически по нулям» — нет клиентов, и аренда дома в центре Москвы слишком дорогая. Потом выяснилось, что долг по арендной плате значительный — 58,4 миллиона рублей. Официальная страница Дома моды в инстаграме не ведется с 2017 года, последние посты в фейсбуке и во «ВКонтакте» вышли в 2018 году. В июне Дом моды отметил свое 37-летие. При этом из-за долгов перед московской теплоснабжающей организацией в здании еще весной отключили горячую воду.

Знаю, что какие-то надежды связывались с приходом в Дом моды Егора Зайцева, но окончательная передача власти кронпринцу так и не состоялась: начались какие-то разборки, обиды, интриги. Вникать в это сейчас так же неприятно, как и в иски Мосгоримущества на фантастические многомиллионные суммы. Кажется, что теперь кому-то очень надо заполучить недвижимость в центре столицы. Ясно, что после двух инсультов Зайцев уже не тот боец, что раньше.

В черном котелке, тяжело опирающийся на палку, он вернулся к тому самому облику, который примерял на себя после аварии больше 40 лет тому назад. Тогда он победил. Сегодня ему предстоит новый, не менее тяжелый бой.

Источник