Модные платья 19 века
Просматривая фильмы о судьбах людей эпохи классицизма 18-19 века, меня всегда удивляли и восхищали красивые платья, а именно, многообразие и фактура декора. Декора платьев и одежды было много, но он был разнаобразный: складки, кружева, перья, бусины, камни. Все это многообразие только подчеркивало изящество, грациозность и красоту женщин. В таких платьях каждая женщина чувствовала себя дамой высшего общества. Изучив костюмы 19 века, я решила поделится с вами небольшим кусочком истории костюма 19 века.
В 1805−1810 годах женская мода не отличается сложностью форм. В это время царит стиль ампир. Дамы носят платья с завышенной талией. Муслин, креп, кружево — самые популярные материалы.
Российские модницы не подражают слепо французскому стилю, их наряды скромнее, изысканнее. Самые смелые модники и модницы включают в свои одеяния элементы народного костюма. Русский стиль постепенно вытесняет с просторов России французскую моду.
В середине 19 века на смену простоте приходят драпировки из тяжелых тканей. В моду вернулся корсет, поднимающий грудь и перетягивающий талию.
В течение XIX века женская одежда медленно менялась в сторону реальных очертаний тела. В двадцатые и тридцатые годы талия вернулась на свое естественно место. Лифы платье стали уже, а юбки, по контрасту, шире. Рукава платьев были самыми разными, но обычно платья с длинными рукавами носили днем, а у вечерних платьев были короткие пышные рукава. Женщины продолжали носить корсеты. Под платьем носили несколько нижних юбок, иногда из конского волоса, чтобы поддерживать пышные верхние юбки. В 1850-60-х стали носить кринолины из стальных обручей.
На улице женщины носили шляпки или капоры, а дома — льняные чепцы. В 1820-х годах прически стали весьма сложными и высокими, шляпки создавались с учетом этого. К середине века прически стали гладкими, с прямым проборам, несколькими завитками волос и узлом сзади. Или все волосы просто зачесывали и убирали в шиньон. Шляпы и капоры носили до 1860-х, когда в моду вошли маленькие шляпки.
Образ светской дамы «пушкинской поры» — открытые плечи и юбка-колокол. Буфы, рюши, бейки, банты — вот отличительные элементы нарядов 1840−1850 годов. Популярны в ту пору были кружевные накидки, заимствованные россиянками у Испании. В холодное время года носили стеганные на вате или меховые манто.
Мода менялась стремительно и к 1870−1890 годам появились новые модели, плотно облегающие бедра. Кринолины сменяют подушки-турнюры. В моду входят костюмы с юбками, мягко облегающими стан и расклешенные к низу. Прослеживается тенденция к упрощению костюма.
Моду первой половины XIX века в стилевом восприятии можно классифицировать следующим образом:
– до 1815 г (Период Ампир);
– 1815-1825 гг (Период Реставрации);
– 1825-30-е гг (Бидермейер);
– 1840-60-е гг (Второе рококо);
– 1840-50-е гг (Период малого кринолина);
– 1850-60-е гг (Расцвет второго рококо);
– 1870-80-е гг (Турнюр);
– 1890-е гг (начало эпохи модерн).
Примечательно, что в столь небольшие временные отрезки внешний облик модников радикально менялся, можно сказать, что подобная смена стилей равнозначна революции.
Вряд ли одежда 19 века могла заслужить эпитет «удобная», особенно если речь идет о женских нарядах. Ведь в эти времена представительницам прекрасного пола приходилось постоянно носить платья с длинными подолами, которые буквально волочились по земле. Кроме того, наряды украшали многочисленными лентами, оборками и бусами. Среди американских женщин модными были кринолины, они также носили несколько нижних юбок. Таким образом, некоторые наряды могли весить более пятнадцати килограммов.
Платье 19 века отличается особой роскошью, женственностью, разнообразием фасонов. Это век перемен различных направлений моды, стилей. Женские платья в начале века были пышными, театрализованными, а в конце — стали более удобными и практичными.
Фасоны
Платья девятнадцатого века откликались на новые направления в искусстве и менялись в зависимости от них.
Повседневное платье 19 века
В начале XIX века платья в стиле рококо, который был популярен в 18 веке, сменились фасонами в стиле ампир. Они были легкими, с завышенной талией, глубоким вырезом, ленточкой под грудью, свободной юбкой со складками. Платье шили длинными, с рукавами-фонариками или без рукавов. Использовались дорогие ткани: шелк, репс, шерсть, атлас, штоф, бархат. Цвета были преимущественно белыми, синими и красными.
В 1820-1825 году юбка перевоплотилась в форму колокола, талию начали «заковывать» в корсет.
Когда на трон взошла английская королева Виктория, в моду вошел романтизм. Образы женщин стали мечтательными, возвышенными. Платья 19 века отличались юбкой с кринолином, для талии создали изящный корсет, рукава стали пышными, широкими, на каркасе. Кринолин был выполнен из металлических прутьев или конского волоса. С ним женщины даже двигались изящнее, как будто гордо плыли по залу.
Ближе к шестидесятым годам мода опять изменилась: платья начали украшать фестонами, лентами, кружевом, каймой, зубцами — лиф платья заканчивался баской. Рукава были узкими, расширяясь ближе книзу, края украшали манжетами из кружева. Кринолин носили до конца 1860 года, его форма также подвергалась изменению, так как платья занимали большое пространство, обручи стали овальными. Изменился и покрой платья. Излишек длины юбки свободно ложился на кринолин, длина перестала закрывать щиколотки. Юбка имела два-три волана.
В 1870-1880 годах появились платья с турнюром — это такое приспособление в виде подушки, с помощью которого дамы делали ягодицы пышнее. В том же месте платье украшалось рюшами, драпировками, складками. Платья были украшены вышивкой, рюшами, кружевом. Пошитые из тафты, они украшались бантами, шнурочками из шелка. Под платье надевали корсет со шнуровкой. Старинные платья восьмидесятых годов символизировали богатство и благополучие.
В конце XIX века турнюр вышел из моды. Платья шили из бархата, иногда из шелка. В моду вошли S-образные силуэты.
Ткань платья в основном зависела от того, куда нужно его надевать. Летние платья отличались легкостью, их шили из светлых тканей — шелка, батиста. Парадные платья шились из тафты, атласа, бархата. Платья для визитов были пошиты из легкой шерсти.
Свадебное платье 19 века
Платья для детей и юных девушек.
В то время в платья одевали и маленьких мальчиков. А когда они взрослели, то «девчачью» одежду меняли на брюки.
Мода детских платьев была полностью скопирована с моды взрослых нарядов. Отличалась только длиной. Чем старше становилась девочка, тем длиннее шилось платье. Девочки четырех лет носили платья длиной до колен, в двенадцать лет длина доходила до середины икры, а вот в шестнадцать шилось платье до щиколотки. В период, когда был в моде кринолин, девочки также должны были его носить. Для детей были популярны расцветки в клеточку или морской стиль.
Подростковая мода в точности подражала одежде старшего поколения. Девочки также носили корсет, но не сильно затянутый. Платья юных красавиц копировало каждые изменения в моде взрослых. В конце XIX века девочкам разрешалось носить платья из мягких и легких тканей.
Платья для различных случаев
Женщина XIX века меняла свой наряд по несколько раз в день, в зависимости от случаев.
Утренние платья.
В утреннем туалете дамы выходили к завтраку, встречались с родными. Это были платья простого покроя, из гладкой ткани. Платье имело длинные рукава, вырез, расцветки были сдержанными. А также дома носили шлафор — просторную одежда с запахом, поясом, иногда с карманами. Женщины занимались в нем домашними делами.
Для утренних визитов женщины надевали изящные, элегантные платья, но не парадные.
Бальные платья.
Бальные платья девятнадцатого века стали настоящими шедеврами. Они отличались роскошью, великолепием, изяществом. Платья для бала шьются из дорогих тканей: шелка, тафты, атласа, поплина, муара, бархата. Отделка платья придавала ему женственность. Платье украшали:
- рюшами;
- бахромой;
- сутажом;
- драпировкой;
- бантами;
- тесьмой;
- плиссировкой.
Бальные платья 19 века
Цвета бальных платьев были однотонными, матовыми или блестящими. Платья у замужних дам были с глубоким декольте, у незамужних девушек оно не такое глубокое, но с вырезом, который подчеркивает грудь. Платье дополняли длинные перчатки, веер и обувь на каблуках. Девушки носили бальные платья более светлых тонов, дамы постарше могли позволить себе надевать платья разных цветов. Платья отличались роскошью и великолепием.
1) Свадебные платья.
Свадебные платья стиля ампир были неброского цвета, чаще всего белыми с вышивкой или отделкой. Их шили с завышенной талией.
Они были с большим декольте и короткими рукавами. Такой крой позволял подчеркнуть красивую талию, грудь и помогал скрыть недостатки фигуры. Свадебные платья шились из атласа, поверх которого пускалась прозрачная ткань. Они дополнялись длинными перчатками.
В середине XIX века свадебные платья приобретают более пышную юбку, корсет. Их декорировали бантами, кружевами.
Период турнюров не обошел и свадебные платья. Задняя часть платья украшалась воланами, оборками и шлейфами. В конце девятнадцатого века свадебные платья были элегантными, с немного расклешенной юбкой. Банты, турнюр и вышивка полностью вышли из моды. Свадебные платья подчеркивали женственность невесты, невинность, мечтательность, романтичность.
2) Зимние платья.
Зимние платья дамы надевали для прогулок и дома. Их шили из шерстяных тканей, украшали мехом, вышивкой. Шерстяных тканей было множество: меринос, люкзор, драдедам, бареж, кастор.
3) Платья провинциалок.
Платья живших в провинции были пошиты из недорогих тканей и не меньше декорированы, они носили такие же фасоны, как и столичные женщины. Платья шили изо льна, шерсти или хлопка.
4) Платья для поездок в экипаже.
Для путешествий и поездок в экипаже дамы XIX века надевали платья, которые были практичными и свободным, к тому же короче, чем обычно. Такой вариант платья позволял его хозяйке удобно садиться в экипаж и выходить из него и не загрязнить во время путешествий. Расцветки дорожного платья были сдержанными, ткани — мягкими.
Платье для поездок в экипаже
5) Платья купчих.
Платья купчих отличалось от модных тенденций. Они были пышными, но простыми, поэтому купчихи украшали их перьями, бантами, цветами, расшивали стеклярусом, бахромой, чем перегружали образ.
6) Платья учителей и курсисток.
Курсистки и учительницы носили платья строгого кроя, темных цветов с белым воротником. Длина юбки достигала щиколоток, лиф был украшен баской. Платья таких дам шились из шерсти, льна, хлопка.
7) Платья работающих женщин.
Наряды работающих женщин не отличались от общепринятой моды. Но они были без украшений, драпировок и турнюра. Для работы платья шили из хлопка и ситца, для праздников — из шелка, но более дешевого.
Мода XIX века постоянно менялась, привносила что-то новое, неожиданное. При этом все фасоны отличались элегантностью, женственностью, роскошью и изяществом.
Просматривая фильмы о судьбах людей эпохи классицизма 18-19 века, меня всегда удивляли и восхищали красивые платья, а именно, многообразие и фактура декора. Декора платьев и одежды было много, но он был разнаобразный: складки, кружева, перья, бусины, камни. Все это многообразие только подчеркивало изящество, грациозность и красоту женщин. В таких платьях каждая женщина чувствовала себя дамой высшего общества. Изучив костюмы 19 века, я решила поделится с вами небольшим кусочком истории костюма 19 века.
В 1805−1810 годах женская мода не отличается сложностью форм. В это время царит стиль ампир. Дамы носят платья с завышенной талией. Муслин, креп, кружево — самые популярные материалы.
Российские модницы не подражают слепо французскому стилю, их наряды скромнее, изысканнее. Самые смелые модники и модницы включают в свои одеяния элементы народного костюма. Русский стиль постепенно вытесняет с просторов России французскую моду.
В середине 19 века на смену простоте приходят драпировки из тяжелых тканей. В моду вернулся корсет, поднимающий грудь и перетягивающий талию.
В течение XIX века женская одежда медленно менялась в сторону реальных очертаний тела. В двадцатые и тридцатые годы талия вернулась на свое естественно место. Лифы платье стали уже, а юбки, по контрасту, шире. Рукава платьев были самыми разными, но обычно платья с длинными рукавами носили днем, а у вечерних платьев были короткие пышные рукава. Женщины продолжали носить корсеты. Под платьем носили несколько нижних юбок, иногда из конского волоса, чтобы поддерживать пышные верхние юбки. В 1850-60-х стали носить кринолины из стальных обручей.
На улице женщины носили шляпки или капоры, а дома — льняные чепцы. В 1820-х годах прически стали весьма сложными и высокими, шляпки создавались с учетом этого. К середине века прически стали гладкими, с прямым проборам, несколькими завитками волос и узлом сзади. Или все волосы просто зачесывали и убирали в шиньон. Шляпы и капоры носили до 1860-х, когда в моду вошли маленькие шляпки.
Образ светской дамы «пушкинской поры» — открытые плечи и юбка-колокол. Буфы, рюши, бейки, банты — вот отличительные элементы нарядов 1840−1850 годов. Популярны в ту пору были кружевные накидки, заимствованные россиянками у Испании. В холодное время года носили стеганные на вате или меховые манто.
Мода менялась стремительно и к 1870−1890 годам появились новые модели, плотно облегающие бедра. Кринолины сменяют подушки-турнюры. В моду входят костюмы с юбками, мягко облегающими стан и расклешенные к низу. Прослеживается тенденция к упрощению костюма.
Моду первой половины XIX века в стилевом восприятии можно классифицировать следующим образом: – до 1815 г (Период Ампир);- 1815-1825 гг (Период Реставрации);- 1825-30-е гг (Бидермейер);- 1840-60-е гг (Второе рококо);- 1840-50-е гг (Период малого кринолина);- 1850-60-е гг (Расцвет второго рококо);- 1870-80-е гг (Турнюр);- 1890-е гг (начало эпохи модерн).
Примечательно, что в столь небольшие временные отрезки внешний облик модников радикально менялся, можно сказать, что подобная смена стилей равнозначна революции.
Вряд ли одежда 19 века могла заслужить эпитет «удобная», особенно если речь идет о женских нарядах. Ведь в эти времена представительницам прекрасного пола приходилось постоянно носить платья с длинными подолами, которые буквально волочились по земле. Кроме того, наряды украшали многочисленными лентами, оборками и бусами. Среди американских женщин модными были кринолины, они также носили несколько нижних юбок. Таким образом, некоторые наряды могли весить более пятнадцати килограммов.
Модный таймлайн
19 век – это полный депешмод: модные тенденции меняются каждые 15-20 лет! Так что держитесь:
Под влиянием эстетических идеалов классицизма в период Французской революции на смену стилю рококо приходит стиль Директории. Он получил название по форме политического правления, сложившейся во Франции в 1795-99 годах, и воплотил в себе новые эстетические идеалы и понимание красоты, вдохновлённое античным искусством.
Новая конструкция платья-шмиза – напоминала греческую тунику с небольшим шлейфом и драпировками, линия талии была значительно поднята, утягивающий талию корсет на время был забыт, парики – тоже. Платье из лёгких полупрозрачных тканей открывало руки и декольте, поэтому моду на шмизы прозвали «голой модой».
Портерт Мадам Рекамье кисти Ф. Жерара
И не зря: дамы стали много и серьёзно болеть, простужаясь. Некоторым спасением от холода для щеголих стали шали. В начале их импортировали с Востока, но потом производство тонких шалей из кашемира было налажено по всей Европе, включая Россию. Модные шмизы появились даже в гардеробе юных великих княгинь – Елизаветы Алексеевны, Анны Фёдоровны и супруги Павла I – Марии Федоровны.
Портрет Павла I с семьёй кисти Герарда фон Кюгельгена, 1800 год
На смену стилю Директории приходит стиль ампир (от фр. слова «empire» – империя), но крой платья практически не меняется. В 1830-х годах вместе с эпохой романтизма в моду возвращается силуэт «рюмочкой»: утягивающий талию корсет-«песочные часы», юбка-колокольчик длиной до щиколотки и накрахмаленные нижние юбки и рукав-буф. В последующее десятилетие буфы уступают место прямым рукавам, а декор платьев становится куда более сдержанным.
В 1850-е годы начинается эпоха огроооомных кринолинов! Конструкция состояла из каркаса со стальными обручами, поверх которого надевались юбки. В моде были широкие рукава, бесконечные рюшечки, оборочки, бантики и бахрома. Постепенно возникает тренд на клетчатую и полосатую ткани.
Как надевали кринолин и юбки
Платья 1850-х годов
В 1870-х годах кринолин уступает место турнюру, который задержался вплоть до конца 80-х годов, когда платья стали носить вовсе без конструкций, придающих объём.
Как мы уже рассказывали в предыдущих статьях, в течение 19 века корсет постепенно исчезает из обихода, так как было доказано, сколь он вреден для женского здоровья. Одновременно с этим выдающиеся женщины своего времени, например, писательница Жорж Санд, стали выступать против этого предмета гардероба не только по медицинским, но и по морально-этическим соображениям. Короче, к концу века корсет стал выглядеть вот так:
Или вот так:
Корсет для беременных женщин, 1890-е годы
А затем, когда женщины стали вести заметно более физически активный образ жизни (кататься на велосипедах, играть в теннис и проч.), корсет вовсе перестал быть постоянной деталью костюма. Появилась гениальная вещь под название бюстгальтер или bust improver:
Модели 1880-х годов
В начале 20 века женский костюм и вовсе совершил впечатляющий акробатический прыжок в светлое эмансипированное будущее!
Первые предметы женского гардероба (пальто, платье-пеплос и проч.), не требующее корсета, были представлены королём моды Полем Пуаре еще в 1903 году. В моде снова античный силуэт и экстремальный ориентализм, брюки и узкие “хромые” юбки.
Эволюция придворного костюма, между тем, происходила гораздо медленнее: французские робронды при русском дворе задержались аж до николаевской эпохи. Им на смену пришло увлечение «русским» платьем, но вплоть до 1834 года оно не было обязательным церемониальным костюмом.
В конце 1820-х годов Николай I поручил разработать единообразный придворный женский костюм в «русском» стиле, который был призван проиллюстрировать теорию официальной народности, с одной стороны, и создать уникальный стиль императорского двора – с другой.
Портрет императрицы Александры Фёдоровны кисти А. Малюкова
С 1834 года женское придворное платье было регламентировано по фасонам, цветам и отделке. Костюм состоял из лифа, юбки, верхнего распашного платья с длинными откидными рукавами и шлейфом, головного убора в виде «повойника или кокошника произвольного цвета с белым вуалем» для дам и «повязки произвольного цвета с вуалем» для девиц. Лиф имел рукава-фонарики и длинные рукава из газа, а перед платья оформлялся застежкой на пуговицах по аналогии с распашным сарафаном. Нижнее платье шилось на лямках, как сарафан, а поверх него надевалось верхнее. К задней части проймы прикреплялись довольно широкие, но плоские откидные рукава, свисавшие по бокам.
Портрет фрейлины М. Кикиной в придворном платье
С незначительными изменениями этот «офранцуженный сарафан», как его прозвали современники, сохранился в качестве официального придворного костюма вплоть до свержения монархии в 1917 году.
Цвет бархата и шитья определялся рангом придворной дамы. Зеленое с золотым шитьем носили статс-дама и камер-фрейлина, серебряное шитье – фрейлина великих княгинь, синее с золотом – наставницы великих княжон, пунцовое – фрейлины ее величества, светло-синее – фрейлины великих княжон, малиновое – гофмейстер при фрейлинах. Все прочие дамы, имевшие приезд ко двору, обязаны являться в торжественные дни в платьях того же фасона, но различных цветов, с различным шитьем.
Княжна Мария Борисовна Щербатова в придворном платье
Платье аналогичного кроя из гладкой золотой или серебряной парчи с отделкой горностаевым мехом – привилегия членов императорской семьи.
Императрица Александра Фёдоровна
“Русское” придворное платье второй половины 19 века, Музеи Московского Кремля