Модные платья 1940 года

Добро пожаловать в главное хранилище нескольких постов развлекательного характера о женской моде 1940-х годов: характер одежды во время и после войны, прически, макияж и т.д.

Силуэт 1940-х годов

Широкие, квадратные плечи, подтянутая талия и бедра, кудрявые волосы до плеч. Ниже представлен силуэт 1940-х годов.

Силуэт 1940-х годов выше, взят из женского издания 1940-х годов, он представлен с учетом реальных женских форм. Здесь юмористичными являются такие выражения, как «женские выпуклости».

Представленная ниже страница из John Peacocks 20th Century Fashion четко показывает, как развивался силуэт в первой половине 1940-х годов.

Модная линия 1940-х годов

Неважно, было ли это платье, свитер без рукавов, кардиган, шелковый наряд или корсаж, широкие плечи были обязательными.

Ставшие популярными в середине-конце 1930-х годов благодаря дизайнеру Эльзе Скиапарелли и актрисе Джоан Кроуфорд, в 1940-х годах они стали определять женский образ.

Корсаж

Традиционно 2 предмета одежды сшивали вместе. Популярные корсажи 1940-х годов имели объемные плечи с длинными или короткими рукавами.

Линия шеи

Высокие, округлые, милые маленькие воротнички.

Стиль в обуви 1940-х годов

Оксфорды, туфли-лодочки и босоножки были на пике популярности. Посетите страничку «Полное руководство по женской обуви 1940-х годов».

Рукава

Вставные, короткие или длинные, буфами.

Военные годы – Мода 1940-х годов

Во всех странах, вовлеченных в конфликт, дома моды либо были закрыты, либо начали работать на правительство. В Великобритании дизайнер Норман Хартнелл быстро разработал модели, направленные на массовое производство, в то же время они были яркими и женственными.

Во Франции большая часть ведущих домов мод, таких как дом моды Шанель или дом моды Скиапарелли, закрыли свои двери во время оккупации, поэтому автоматически расцвет ориентированной на потребителя и доступной моды произошел в США.

Чулочно-носочные изделия 1940- х годов

Нейлон 1940-х годов! Конечно, нейлон не был доступен каждой женщине с началом войны, так как звучал призыв сдать нейлоновые чулки властям, чтобы они смогли послужить на благо войны, начиная от парашютов и заканчивая головной частью снаряда. В то время как американки ходили без нейлоновых чулок, американская армия выдавала солдатам, идущим в Европу, нейлон, чтобы с его помощью ухаживать за британками и француженками. И все указывает на то, что это работало! Когда война закончилась, продажа нейлоновых чулок выросла до небес. Философия «сделай и почини» вынуждала женщин по обе стороны Атлантики использовать косметику и рисовать чулки, включая и швы.

Военные прически 1940-х годов

На этом очаровательном видео, взятом из архива YouTube, Вероника Лейк демонстрирует, как девушка должна собирать волосы, работая на заводе.

Юбки 1940-х годов

До колена, расклешенные, прямые, в складку клетчатые юбки.

Материал, используемый в 1940-х годах

Шерсть, хлопок, лен, синтетика, не требующая особого ухода.

Декорирование

Ограниченное число пуговиц, контрастирующие по цвету воротники и манжеты, накладные карманы.

Цвета 1940-х годов

Приглушенные, серо-голубой, бутылочно-зеленый, коричневый.

Аксессуары

Маленькие шляпки, большие сумки, обувь на высоком толстом каблуке, иногда с подошвой из дерева.

Источник

В наше время сложно представить эпоху тотального дефицита или нехватки определенной группы товаров.

Но, как не странно, именно сейчас, когда прилавки магазинов ломятся от изобилия товаров, предугадывая и удовлетворяя запросы потребителей, вновь растет популярность на стиль и моду военного времени прошлого века. Вот почему платья 40-х годов снова на гребне популярности.

Сегодня мы расскажем вам о том, каковы принципиальные отличия фасонов платьев в стиле 40-х, почему и как зародился этот стиль, кто шьет и кто носит такие платья в наши дни и кому идет подобный образ.

Мода 40 на платья и этапы её развития

Если обратить внимание на то как развивалась мода 20 30 40 годов фото платья тогдашних десятилетий разительно отличаются между собой. В 20-30 годах отличительными признаками являлись роскошные ткани, вычурные силуэты, непрактичная длина в пол и прямой крой, без явной линии талии.

Модные платья 1940 годаОднако постепенно всё начинает меняться и если взглянуть на тогдашние фото платьев в моде 30 40 годов, можно заметить разительные перемены в крое, изменения в длине и силуэте.

На протяжении 1940-1947 года мода на платья практически не менялась, однако окончание войны привело к появлению более легких фасонов с расклешенным низом, использованием более яркой цветовой гаммы, применением новых тканей, которые держали силуэт и позволяли усовершенствовать его формы.

Линия плеч постепенно уменьшалась, в то время, как низ платьев конца 40-х неуклонно расширялся. Возросла популярность на легкие пышные модели без рукавов и воротника с овальной лодочкой.

Платья в стиле 40х: ключевые признаки

Работающей женщине приходилось проводить весь день за прилавком магазина, в офисе, у школьной доски, у фабричного станка. Все эти обстоятельства и необходимость посвящать себя обеспечению своей семьи в сложное военное время, привело к упрощению фасонов и появлению практичных и удобных силуэтов.

Ключевыми признаками ретро моды 40 годов на платья можно считать следующие моменты:

  1. Платья в стиле 40-х годовВыраженная линия талии. Практичная деталь гардероба — ремень или пояс позволяла надежно закрепить наряд. Практически все платья того времени фиксировались на поясе с помощью ремешков, пуговиц, крючков, застежек или вытачек.
  2. Отсутствие пышных юбок. В связи с тотальным дефицитом материалов для производства тканей и готовых излелий, во многих странах на законодательном уровне было принято решение об изменении фасонов готовых изделий, с целью сократить расход материалов на 1 единицу. Нижняя часть платья не была пышной, но и не напоминала фасон карандаш, лишь слегка расширялась к низу, напоминая трапецию.
  3. Расширение линии плеч. Для того, чтобы сделать фигуру более пропорциональной, и соблюсти настроение масс в военное время, дизайнеры увеличили ширину линии плечей с помощью подплечников, придав женской фигуре силуэт песочных часов и в то же время сделали платья 40 45 годов похожими на военную форму.
  4. Длина готового изделия — до середины колена или чуть ниже.
  5. Рукава преобладали короткие фасона фонарик, либо длинные расклешенные. Отсутствие рукавов на платьях в стиле 40 годов было заметно среди вечерних моделей и практически полностью отсутствовало в повседневной моде.

Цветовая гамма в платьях 40 годов

В военное время было не до изысков, однако пастельная гамма также не приобрела поплуярность, в виду своей непрактичности. Преобладали простые оттенки:

  • Цвета платьев 40х и примеры тканейнапоминающие цвета национального флага (красный, темно-синий, белый — в США, Франции, Великобритании);
  • оттенки травы и земли (припыленный красный, медовый желтый, травянисто-зеленый);
  • вся гамма военной формы (цвет хаки, светло-коричневые, кофейные, приглушенно зеленые с оттенком желтого, серо-зеленые цвета).

Для шитья платьев в 40-е годы использовали легкую шерсть, костюмные смесовые ткани для холодной поры, хлопчатобумажные материалы, ацетатный шелк для повседневных нужд, а также легкий шифон и тонкие виды искусственного шелка для вечерних нарядов. 

Для выделения выгодных частей фигуры использовались контрастная окантовка, например бежевые или белоснежные банты на однотонном, черном или темно-синем платье. Часто наряды украшались контрастным кантом по линии обтачки изделия, рядом пуговиц контрастного цвета.

Среди узоров тогдашнего времени приветствовались цветочные мотивы с мелким рисунком на нейтральном пепельно-желтом, салатовом, голубом фоне, а также мелкий цветочек или ягодный принт в виде вишенок на темно-синем, бардовом, коричневом, черном фоне. 

Принты в платьях 40-х

Кроме того, вошел в моду гороховый принт. Чаще всего можно было встретить черно-белое, красно-белое сочетание горошин небольшого размера.

Абстракции, геометрия и градиентные переходы были не в моде в виду сложности изготовления и неуместности в то время.

Фасоны платьев 40 годов

Мы собрали 10 наиболее популярных фасонов платья 40 годов фото которых позволяют оценить разнообразие тогдашней женской моды в условиях тотального дефицита, нехватки средств к существованию, не говоря уже о покупке нарядов. И всё же, дамы находили возможность оставаться привлекательными и женственными, перешивая старые вещи согласно формирующимся канонам моды тогдашнего времени.

 Платье 40х с английской блузой

Фото платьев 40 годов в английском стилеОсобенностью такого фасона являлось наличие крупных пуговиц спереди изделия, драпированные рукава, присобранные на манжетах и возможность регулировать уровень декольте, с помощью расстегнутых пуговок.

Также передняя полочка была снабжена драпировками, что позволяло оставлять место для груди, не прибегая к вытачкам. 

Такой фасон оказался настолько удобным и подходящим для любого возраста, что продержался в фаворитах вплоть до 50-х.

Фото платьев 40-х годов в английском стилеОтличительные черты фасона: пуговицы на передней полочке, отложной воротник

Платье в стиле 40 годов на пуговицах

Модные платья 1940 года

В отличие от предыдущего варианта, роль пуговиц в этом фасоне зачастую была декоративной. Платья 40 х годово нередко украшали одним а то и двумя рядами пуговиц по всей длине изделия. Это придавало силуэту большую рельефность, подчеркивая изгибы бедер и груди а также, тонкую талию.  

Юные девушки предпочитали платья с круглыми воротниками в стиле Питера Пена, подчеркивающими кукольный образ, в то время как зрелые дамы выбирали фасоны платьев 40 годов с традиционным рубашечным воротником.

Модные платья 1940 года

Платья 40х с запахом

Модные платья 1940 годаМногие всерьез уверены в том, что платье с запахом ввела в моду Дайан Ферстенберг. однако уже в военное время такой фасон был популярен в повседневном быту.

Чаще всего запах фиксировался боковой застежкой, создавая М-образный вырез на горловине, без воротника.

Некоторые платья 40 годов фасон с запахом имели лишь в верхней части, в то время как юбка оставалась цельной, другие — напоминали по крою халат и застегивались сбоку с помощью пуговиц или пояса.

Модные платья 1940 годаДрапированные платья 40 годов

Присобранные рукава, передняя часть полочки отвлекали взгляд от несовершенных частей фигуры и позволяли сместить акцент на талии, даже если её не было и в помине. Драпировки на рукавах придавали фигуре пропорциональность, складки на груди визуально увеличивали её, скрывая нехватку объемов.

Модные платья 1940 годаВ стиле свинг

На фоне военной обстановки молодежь того времени пыталась всячески отвлечься. И удачным способом являлись танцы в стиле свинг. Зарождение буги-вуги, бальбоа, линди поп пришлось на 40-е годы. Платья для таких танцев должны были привлекать к себе внимание, сохраняя рамки приличий.

Фото платьев в стиле СвингПримеры фото платьев в стиле Свинг из моды 40 годов

Пышный низ и облегающий верх с короткими рукавами — характерный признак платьев в стиле свинг эпохи 40-х годов.

Фото платьев в стиле 40-х фасона СвингОтличительная сообенность платьев 40-х в стиле Свинг: расклешенный низ, короткие рукава или их отсутствие, яркие принты и наличие нижней юбки для создания воздушного силуэта

Платье 40-х фото в морском стиле

1940 год ознаменовался выходом мелодраммы Kitty Foyle с Джинджер Роджерс в главной роли. Одноименная героиня блистала в платьицах темного цвета и контрастной окантовкой в морском стиле. Девушки той эпохи всячески копировали стиль персонажа, что породило название целому стилю платьев 40 годов — Kitty Foyle. У нас подобный стиль ассоциируется с морским флотом, благодаря темно-синему цвету и светлой контрастной окантовке.

Фото платьев 40х годов в стиле NavyСтиль героини одноименного фильма Китти Фойли в платьях 40-х годов: темно-синй цвет, белая окантовка, воротник и пуговицы,

С баской

В 40 е годо платья с баской пользовались популярностью в женщин в формах. Благодаря втаченой короткой юбке поверх платья, именуемой, баской, удачно скрывался животик и подчеркивалась линия талии. Подобный фасон пользовался возрожденной популярностью в начале 80-х прошлого века и не так давно, несколько лет назад.

Фасон платьев 40-х с баской

В стиле дирндль 

Платья в стиле 40-х - ДирндльИменно так называется национальный женский костюм Баварии. Он являет собой присобранную блузку светлого оттенка, с длинными или короткими рукавами фонариками и контрастную по цвету нижнюю часть, иногда являющуюся сарафаном. В таком платье можно было щеголять по выходным, прогуливаться с молодым человеком и заниматься домашними делами.

Платье сарафан с воланами

Еще одна разновидность платья с сарафаном,  напоминающим фартук, была прерогативой домохозяек. В таком виде женщины проводили большую часть свободного времени у себя дома. Фартук декорировался воланами и позволял сочетать различные образы, чередуя цвета блуз.

В стиле пин ап

Во времена, когда фасон карандаш еще не приобрел всеобщую популярность, женщинам всё же хотелось выглядеть соблазнительно и подчеркнуть красоту изгибов собственного тела. Платья в стиле пин ап успешно справлялись со своей задачей, благодаря облегающему крою нижней части, жесткому каркасу, позволяющему втянуть излишки в талии и животе в облегающий верх, подчеркнув грудь и красоту рук.

Облегающие платья в стиле пин-ап 40-х годовОтличительные особенности платьев 40-х в стиле пин-ап: сочетание белого, красного, темно-синего, облегающий фасон, комбинации контрастных цветов в нижней и верхней части.

Чаще всего, платья в стиле пин ап выполнялись двухцветными, напоминая блузку и юбку, визуально разделяя фигуру на верхнюю и нижнюю часть.

Как можно заметить, фасон платьев 40 годов не слишком разнообразен в нижней части, в то время как верхняя часть имела немало вариаций в дизайне, что позволяло обеспечить спрос среди женщин различного возраста и комплекции.

Вечерние платья 40 годов фото

Невзирая на тяжелое экономическое положение по обе стороны Атлантического океана, среди покупателей всегда оставались люди, имеющие возможность покупать дорогие вечерние платья в 40 годах.

Вечерние платья 40-х годовВечернее женское платье 40 х годов чаще всего имело удлиненный слегка расклешенный силуэт, с выраженным декольте, зачастую, обнаженной спиной. Такой наряд отлично дополняли натуральные меха, длинные перчатки и надежное мужское плечо, в компании автомобиля и личного водителя.

На фоне повседневных фасонов, вечерние наряды тогдашнего времени оставались роскошными и недосягаемыми для обычных модниц.

Чаще всего их приобретали и заказывали жены высокопоставленных чиновников, воротил тяжелой военной промышленности, медиа-магнатов и политиков. Однако выбор коллекций в военное время всё же не мог похвастаться великолепием 30-х и буйством фантазии дизайнеров начала 50-х.

Надеемся, наша статья помогла вам разобраться в моде 40 х годов на платья фото которых мы бережно и скрупулезно собирали со множества винтажных ресурсов, чтобы внести ясность в данную тему раз и навсегда.

Источник

История советской моды. Часть третья – 1940-е



Война!

В конце 1930-х годов мир находился на пороге Второй мировой войны. Милитаризация общества вновь оказала влияние на моду. Также как и во времена Первой мировой, силуэты одежды стали заметно меняться. С конца 30-х главной стилеобразующей деталью становятся подкладные плечи, увеличивающиеся с каждым годом. В 1940-е годы массивные подплечики обязательны как для женской, так и для мужской модной одежды. Кроме того, в одежде появляются детали, характерные для стиля милитари  и спортивного направление – накладные карманы, кокетки и глубокие складки на спине, хлястики и погончики, в моде перепоясанная талия. Женские юбки становятся короче, чем в 1930 е годы, преобладают слегка расклешенные и заложенные складками модели.

В европейской женской моде 1940-х годов очень популярны элементы тирольско-баварского костюма и карибо-латинские и испанские мотивы. В моде рукава фонарики, характерные для тирольских и баварских платьев, тирольские шляпы, напоминающие охотничьи, андалузский горошек, маленькие жакеты болеро, миниатюрные шапочки, в стиле испанских тореадоров, баскские береты, тюрбаны как у кубинских работниц с плантаций сахарного тростника.

В 1940-м году советская мода сближается с европейской. Политики боролись за сферы влияния и делили между собой мир, отнимая территории у одних государств и, отдавая их другим, а мода, как ни странно, извлекала пользу из этого жестокого процесса, в очередной раз, доказывая, что она является частью глобального мирового процесса, и ей не нужны границы. Благодаря присоединению к СССР Западной Белоруссии, Западной Украины, входивших в состав Польши, возвращению Бессарабии, являющейся в тот момент частью Румынии, Выборга, являвшегося территорией Финляндии, стран Прибалтики, на советском пространстве произошло обновление и расширение такого понятия как мода.

Для СССР государства, в которых лёгкая промышленность была достаточно высоко развита, в области моды явились своеобразной струёй свежей крови, советские люди получили больший доступ к информации о модных мировых тенденциях. Во Львове, славящемся отличными портными и обувщиками, в Вильно, и особенно в Риге, которую в то время даже сравнивали с западноевропейскими городами, называя «маленьким Парижем», можно было свободно купить хорошую модную одежду. Рижанки всегда славились особой элегантностью. В Риге было немало модных салонов, издавались качественные журналы мод, информирующие о модных мировых тенденциях. В Прибалтику приезжали за хорошей обувью, бельем, мехами и французскими духами. Советские актрисы везли с гастролей модные вещи. Львов также был наполнен товарами. Оттуда привозили великолепные ткани, меха, драгоценности, кожаные сумки и обувь.

В этот период советские модницы шагали наравне с европейскими модами и носили подкладные плечи, сильно расклешенные вещи в талию, длиной чуть за колено, блузки с рукавами-фонариками, надетые с сарафанами, высокие шляпы в тирольско-боварском стиле, а в подражании стилю испанскому и латиноамериканскому – безумно популярные платья и блузки в горошек, береты и тюрбаны. Тюрбан настолько пришелся по вкусу советским женщинам, что те, кто не могли купить готовое изделие, просто-напросто подвязывали сложенную полоской косынку на особый манер, кончиками наверх, сооружая на темени крупный узел, таким образом, получалось нечто, имитирующее подобие вышеупомянутого головного убора. Также в моде разнообразные фетровые шляпы и шляпки с вуалями, миниатюрные кожаные или шелковые сумочки-конверты, в 40-е годы стали носить небольшие сумочки через плечо на длинном тонком ремешке.

В СССР в это время очень популярны оригинальные или стилизованные испанские и латиноамериканские песни в исполнении Клавдии Шульженко, Изабеллы Юрьевой, Петра Лещенко. И хотя песни в исполнении Петра Лещенко в Советском Союзе не звучали, так как бывший подданный Российской Империи после революции оказался на территории, отошедшей к Румынии, его пластинки окольными путями попадали на отечественные просторы, в основном из Бессарабии, с Западной Украины и Прибалтики, включенной в 1940 году в состав СССР.

В вечерней моде главенствовало романтическое направление. Для модных вечерних и нарядных платьев 40-х годов характерны слегка расклешенные юбки, декольте, плотно прилегающий лиф, или лиф с драпировкой, небольшие рукава фонарики. Чаще всего вечерние туалеты шились из креп-сатина, файдешина или плотного шелка, креп-жоржета, креп-марокена, бархата, панбархата и паншифона, отделывались кружевом и аппликациями из цветов, бисером. Очень распространены белые кружевные воротнички. Главным дополнением выходного туалета считалась горжетка из чернобурой лисы. Из украшений особенно популярны были бусы и крупные брошки.

В начале 1940-х годов очень модными становятся расширяющиеся книзу пальто из габардина с большими подкладными плечами, часто с рукавом реглан. Кроме того, популярны двубортные пальто и пальто приталенных силуэтов с поясом. Советские модели верхней одежды того периода соответствовали мировым модным тенденциям. Кроме габардина в СССР пальто шили из шерсти бостон, корда, коверкота и из самых распространенных тканей тех лет – фуле, драпа, драп-велюра, ратина, сукна и бобрика.

1940-е – это время обуви на платформе и танкетке. Женщины всего мира предпочитали носить подобную обувь. Очень модной моделью были туфли с открытыми носком и пяткой, на высоком каблуке, имеющие платформу под носочной частью. В СССР такой обуви практически не было, носить модную «платформу» могли лишь избранные, большинство платформ в те времена выстругивались кустарным способом из дерева, а затем на них набивались хлястики или союзки из ткани или обрезков кожи. Получалось что-то наподобие модной обуви. Одной из самых распространенных моделей женской обуви 1940 х годов в нашей стране были полуботинки со шнуровкой на небольшом каблучке и туфли лодочки.

Зимой модницы мечтали достать ботиночки, именуемые «румынкими», опять-таки на небольшом каблуке, со шнуровкой, но внутри на меху, а снаружи отделанные меховой оторочкой. Почему их называли «румынками» неизвестно, возможно, в 1940е годы, такая модель обуви пришла в советскую страну из присоединенной Бессарабии. Но, зачастую, и женщинам и мужчинам приходилось довольствоваться валенками, или популярными в это время бурками – теплыми высокими сапогами с голенищем из тонкого войлока и низом отделанным натуральной кожей.

Хорошая обувь была дефицитом, да и стоила недешево, поэтому на ногах у советских женщин часто можно было увидеть грубоватые модели, мало похожие на элегантные туфельки из журналов мод. Фильдеперсовые чулки со швом, фетиш 40-х годов, достать было очень трудно, а цены на эти чулки были просто нереальными. Чулки являлись таким дефицитом, и таким объектом мечтаний, что женщины рисовали на ногах карандашом шов и пятку, имитируя чулок на голой ноге. Правда, во время Второй мировой войны, такие проблемы были во многих Европейских странах. В СССР альтернативой вожделенным чулкам стали белые носочки. Девушка в платье с подкладными плечиками или рукавами-фонариками в белых носочках и лодочках на маленьком каблучке или босоножках – своеобразный символ эпохи 40-х.

Короткие, уложенные волнами волосы, столь популярные в 1930-е годы, в 1940-е постепенно выходят из моды, делать их самостоятельно было сложно, многие парикмахерские в этот период закрылись. Женщины стали отращивать волосы, потому что из длинных волос сделать прическу без посторонней помощи было проще. В мировой моде утвердились завивки из длинных волос, валики и укладки кольцами, выложенные надо лбом, а также всевозможные прически с косами. Самыми распространенными прическами военных лет у советских женщин были – валик надо лбом и пучок сзади, часто покрытый сеткой, или валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы, а также, так называемые, бараночки из кос и корзиночка – две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой. Модными запахами 40-х годов, являлись всё те же «Красная Москва», «Ландыш серебристый» и «Кармен», а косметическая продукция ТЭЖЭ, неизменно пользовалась огромным спросом.

Журналы мод в СССР продолжали выпускать и в военные годы. Модную одежду сороковых годов можно было увидеть в «Журнале мод», «Моделях сезона», «Модах» и пр. Но, если говорить именно о моде, то эта грань присутствовала в жизни сравнительно небольшого круга людей, мода была доступна далеко не всем, да и проблема «модно или не модно» не очень-то волновала советских граждан. Большинство было озабоченно мыслями о том, чтобы достать хоть какую-то одежду, скопить денег на покупку насущных вещей. Быт был очень тяжелым и неустроенным. Если жители столицы и крупных городов, жили в условиях дефицита и преодолении трудностей, мало интересуясь модой, то для глубинки понятие моды было чем-то непонятным, далеким и малозначимым.

С середины 1930-х годов магазины в крупных городах стали более-менее наполняться товарами, но в мелких населенных пунктах изобилия по-прежнему не наблюдалось. Уровень товарного дефицита в различных местностях СССР сильно различался. Наименьшим дефицит был в Москве и Ленинграде, из союзных республик – в Прибалтике. Каждый населённый пункт СССР был отнесён к определенной «категории снабжения», а всего их существовало 4 (особая, первая, вторая и третья). Поток иногородних покупателей в Москву постоянно нарастал. У крупных универмагов вырастали огромные очереди.

В советской периодике 1930-х можно было прочитать статьи представителей розничной торговли, сетовавших на то, что покупатели в основном интересуются недорогой продукцией, а, например, шелковые платья, которые фабрики поставляют в магазины, им не по карману, а также рассказывающих о проблемах некачественного шитья на швейных предприятиях, из-за чего нередко приходилось отдавать полученные магазином вещи на доработку в кооперативные артели. Кроме того, из публикаций следовало, что продавцы самостоятельно заказывали партии одежды в кооперативах и лично договаривались о фасонах, заказываемых моделей.

С началом войны в СССР стали закрываться, магазины, модные ателье и другие учреждения, связанные с индустрией моды и красоты. Вскоре на территории СССР вновь была введена карточная система распределения товаров, обусловленная военным временем. Масштабы разрушений и бедствий были такими, что казалось, зарождающаяся советская мода больше не возродится. Война быстро наложила отпечаток на внешний облик людей. Сотни тысяч девушек и юношей, попавших со школьной скамьи на фронт, просто не успели узнать, что такое мода, им пришлось облачиться в военную форму. Многие оставшиеся в тылу женщины выполняли тяжелую и грязную работу вместо ушедших на фронт мужчин – рыли окопы, работали в госпиталях, тушили зажигалки на крышах домов. Вместо модной одежды в женскую жизнь вошли брюки, телогрейки и кирзовые сапоги.

На исходе войны, в 1944 году, советское правительство решило содействовать возрождению моделирования модной одежды в стране и открыло в Москве дом моделей на знаменитой еще с ХVIII века «улице моды» — Кузнецкий Мост, дом № 14. Начался новый важный этап в истории советской модной индустрии. Разрабатывать новые модели одежды для советских людей должны были лучшие художники-модельеры страны, а швейные фабрики собирались обязать производить продукцию не по собственному усмотрению, а только по лекалам самых успешных модельных образцов. Такое намерение было еще в конце 1930-х годов, но война помешала осуществить все это на практике в масштабах страны.

СССР намеревался продемонстрировать миру преимущества централизованной социалистической экономики. Было решено, что перспективное развитие моды должно быть связано с ансамблевым моделированием, предполагавшим создание единой концепции костюма. В те тяжелые военные годы, когда весь мир испытывал трудности в сфере легкой промышленности, идея ансамблевого моделирования была крайне странной, так как её реализация требовала значительных финансовых вложений. Государственный подход к развитию моды в стране открывал перед властью перспективу контролировать, во что одевается население, регулировать модные тенденции, противопоставляя советскую моду буржуазной. Перевод на мирные рельсы легкой промышленности страны, работавшей почти целиком на нужды армии, был неизбежен. Нужно было начинать осваивать выпуск швейными фабриками бытовых вещей.

Единая централизованная система моделирования одежды в СССР создавалась постепенно и прошла в своем развитии несколько основных периодов. На первом этапе, в 1944 – 1948 годах, функционировало лишь несколько региональных Домов моделей в крупнейших городах, среди которых ведущее место занимал Московский Дом моделей (МДМ). Кроме Москвы, в 40е годы Дома моделей были открыты в Киеве, Ленинграде, Минске и Риге. В конце войны у государства, ратовавшего за возрождение моделирования одежды, не было средств на моду. Поэтому Московский Дом моделей (МДМ) был обязан работать на принципах самоокупаемости. Планировалось, что швейники будут заказывать и оплачивать МДМ конструирование моделей модной одежды, внедряемых на фабриках. Но предприятия не хотели что-либо заказывать, им было выгодней пускать на поток допотопные модели собственного изготовления, сделанные по старым лекалам, тиражируя тем самым вышедшую из моды, некачественную продукцию. Ситуация усугублялась высоким спросом – любая более-менее дешевая и практичная одежда раскупалась мгновенно. Кроме швейных фабрик пошивом одежды занимались многочисленные артели, выпускавшие дешевую продукцию невысокого качества, которая из-за дефицита пользовалась неизменным спросом. Так что преимущества централизованной социалистической экономики перед капиталистической, были весьма сомнительны.

Московский дом моделей был обязан в инициативном порядке разрабатывать и предлагать швейникам новые модели одежды, работая себе в убыток. Поскольку моделирование оказалось убыточным, главным источником существования стали заказы структуры под названием Главособторг. МДМ не только разрабатывал новые модели модной одежды, но и шил их малыми партиями, которые затем успешно реализовывались через коммерческие магазины столицы и образцовые спецунивермаги, появившиеся в стране ещё в 1930е годы. Постановление о широком развертывании сети коммерческих продовольственных магазинов, промтоварных универмагов и ресторанов Главособторга было принято СНК СССР 18 марта 1944 года. Необходимость этой меры объяснялась заботой об улучшении снабжения советских трудящихся, а точнее, отдельных их представителей. В постановлении говорилось, что работники науки, техники, искусства, лите