Модные платья на кавказе
Национальная одежда кавказских народов будоражит воображение дизайнеров со всего мира. Размашистый крой, контрастные оттенки, брутальный мех и этническая самобытность не оставили равнодушными Жана Поля Готье, Ральфа Лорена, Карла Лагерфельда. Одежду «с кавказским акцентом» любят модницы со всего света. Мы собрали самые популярные элементы национальной одежды Кавказа, которые нашли свое место в мировой моде.
Кубанка
Как выглядит. Кубанка, как и папаха, шьется из меха, однако она не такая высокая и верх этого головного убора сделан из ткани или кожи. Кубанки шили из каракуля, шкур медведя и волка. Считалось, что такой мех может смягчить удар шашки.
Где появилась. Изначально кубанки появились в Карачаево-Черкесии в XV веке и напоминали традиционные папахи, но не столь высокие. Затем кубанка полюбилась казакам, именно они и дали ей это название. Казаки несколько изменили дизайн, сделав кубанку чуть менее высокой и объемной. Так шапка лучше держалась на голове во время быстрой езды на лошади.
Кто носил. Только мужчины. В Карачаево-Черкесии кубанка считалась праздничным головным убором, а казаки использовали ее как элемент повседневной военной формы. Во время вооруженных противостояний казаки даже вшивали в кубанки металлический каркас.
Как интерпретировали. В 2013 году Джорджио Армани включил кубанки в осенне-зимнюю женскую коллекцию на Парижской неделе моды. Его головные уборы были выполнены из бархата, шерсти и каракуля. Дизайнер обыграл их так, что выглядели они как классические модели, но с элементами французского шика.
Как носят сейчас. Обыкновенным зимним шапкам предпочитает кубанки Кейт Миддлтон. Уже много лет поклонницей этого головного убора остается Софи Лорен. Кубанку можно эффектно сочетать с классическим приталенным пальто или пальто-халатом, а также с шелковыми платками или вязаными шарфами. Чтобы кубанка выглядела современно, модницам стоит сделать акцент на макияже. Отличным дополнением к этому головному убору будет яркая помада.
Папаха
Как выглядит. Папаха — мужской головной убор в виде высокого цилиндра из меха с матерчатым дном, в основном из овчины.
Где появилась. Папаха, пожалуй, самый распространенный национальный головной убор на Кавказе. С давних времен ее носили народы Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и других регионов. С середины XIX века папаха стала головным убором войск Кавказского корпуса, а позже и всей русской армии. В советское время папахи зимой носили полковники, генералы и маршалы.
Кто носил. На Кавказе — исключительно мужчины и юноши, а отношение к этому головному убору было более чем почтительным. Традиции требовали от горца беречь папаху ценой собственной жизни — считалось, что лишиться папахи можно только с головой.
Как интерпретировали. В коллекциях известных дизайнеров папахи появились несколько лет назад, причем именно в качестве женского, а не мужского головного убора. Одним из первых папахи включил в свой показ Жан Поль Готье в 2010 году. В отличие от традиционных, он сделал свои папахи дерзкими и яркими, не побоялся использовать леопардовый принт и длинный мех. Спустя три года в коллекции «А-ля русс» папахи показала Ульяна Сергеенко, известная любовью к национальной одежде Кавказа. В 2013 году Ральф Лорен создал целую коллекцию, посвященную истории России и русской зиме. На подиуме развернулось буквально театральное действо, образы моделей были вдохновлены Мариинским театром, большевиками и персонажами из романов Булгакова. В центре показа были шапки-боярки и великолепные каракулевые папахи. Весьма оригинальные представила в том же году Donna Karan: как бы сдвинутые набок, они придавали образам моделей роскошную небрежность.
Как носят сейчас. Вдохновившись подиумными показами, носить папахи стали знаменитые модницы во всем мире. Среди них британская актриса Анна Фрил, появлявшаяся в папахе на светских мероприятиях. Рената Литвинова надевала классическую модель папахи, но украшала ее объемной брошью. Современные модницы сочетают папахи с прямыми шерстяными пальто, белыми рубашками, джинсами, ботинками или обувью на толстом каблуке. Носят этот головной убор и с шубами, и с меховыми пальто, но с точки зрения стиля это более опасное сочетание.
Черкеска
Как выглядит. Черкеска — мужской суконный кафтан, бывший обязательной частью одежды кавказцев. Традиционная черкеска однобортная, распашная, без ворота, ниже колен (чтобы греть ноги всадника), с подчеркнутой талией, которую подпоясывали узким ремнем. Рукава широкие и короткие.
Где появилась. Считается, что первые черкески появились у жителей равнинного Дагестана, а уже потом стали популярны и среди других народов Кавказа. В середине XIX века черкески были утверждены в качестве военной формы казачьих войск русской армии на Кавказе.
Кто носил. Мужчины. Надевают они их и сейчас, правда не в повседневной жизни, а чаще по праздникам.
Как интерпретировали. Роскошные черкески продемонстрировала миру в 2009 году компания Chanel. Этот показ дизайнер бренда Карл Лагерфельд посвятил России, а в основу коллекции положил сочетание золота и ярко-красных оттенков. Тогда же эпатажный Джон Гальяно продемонстрировал в своей коллекции этнические кавказские элементы. Дизайнер сшил черкески из ярких тканей, с необычными рукавами и с огромным количеством деталей: от вышивки до металлических цепей. Ульяна Сергеенко в 2012 году представила черкески из разных цветов каракуля и сделала акцент на деталях, обратив внимание на нагрудный карман.
Как носят сейчас. Черкески невероятно популярны у современных модниц. Эту одежду носят Ксения Собчак, Наталья Водянова, Дита фон Тиз, Кети Топурия. Как правило, современные девушки надевают с черкесками кашемировые или шерстяные свитера и зауженные брюки. Идеально впишется в образ обувь на плоской подошве или ботильоны на каблуке. Также подойдут вязаные шапки, шляпы, броши и сумки кросс-боди.
Бурка
Как выглядит. Бурка — безрукавный плащ черного, белого или бурого цвета, сделанный из войлока и козьей шерсти. Первые бурки выглядели как плащ, у которого сшивали плечи и делали вырез для шеи.
Где появилась. Считается, что бурки, которые раньше называли «черными плащами», появились на Кавказе несколько сотен лет назад. Их шили в горных районах Чечни, Дагестана, Черкесии.
Кто носил. Практически все мужчины. Даже новорожденного мальчика сразу заворачивали в бурку. Согласно преданию, именно в ней он становился воином и героем. Бурку носили в любое время года, а если приходилось скакать на лошади в непогоду, против ветра, ее надевали задом наперед — так было теплее. Бурка была хороша и тем, что на ней можно было спать, используя ее как одеяло, или закрыться ею от дождя и снега. Под буркой можно было спрятать оружие. Неудивительно, что эту одежду так любили пастухи и воины.
Как интерпретировали. Две самые яркие коллекции с бурками в главных ролях выпустили малоизвестные дизайнеры. Стилист Седа Джанти из Бельгии в 2014 году на Брюссельской неделе моды представила коллекцию, главной темой которой стал национальный чеченский костюм, украшенный драгоценностями. Модели выходили на подиум в сверкающих камнями бурках разной длины, папахах и роскошных платьях. Тогда же молодой дизайнер из Абхазии Мадонна Аргун выпустила коллекцию стилизованных бурок. Яркие цвета, орнаменты и вышивка придали плащу современность. А в 2015 году Ульяна Сергеенко показала коллекцию, где присутствовали накидки ярких оттенков с перьями и богатой драпировкой, напоминающие кавказские бурки.
Как носят сейчас. Плащи, выполненные в стилистике бурки, Сергеенко не только показывает на подиуме, но и носит сама. Они очень напоминают облюбованные модницами кейпы, изначально бывшие одеждой средневековых рыцарей и имевшие сходное с бурками предназначение. Такую одежду в современной интерпретации можно сочетать с объемными свитерами, удлиненными рубашками, джинсами, шортами или прямым платьем. К бурке подойдут и ботинки, и кроссовки, и классические лодочки на высоком каблуке.
Чувяки
Как выглядят. Чувяками называют на Кавказе мягкую кожаную обувь без каблука. К ним же относят и открытые туфли с закрытым носом (с ремнями или без).
Где появилась. Такая обувь была распространена практически среди всех народов Кавказа. Первые чувяки делали из кожи буйволов и быков. Носили их с вязаными носками.
Кто носил. Чувяки служили обувью и мужчинам, и женщинам. Их носили и в повседневной жизни, и на праздник. Парадные женские модели были принято украшать богатой фурнитурой: вышивкой, золотой ниткой, шелковыми лентами. Чувяки для торжеств шили из желтого сафьяна или тонкой белой мягкой кожи.
Как интерпретировали. Сегодня чувяки — это по сути любые туфли с круглым носом на низком каблуке. Сюда можно отнести кожаные и матерчатые балетки и даже некоторые модели лоферов. Поэтому можно утверждать, что чувяки присутствуют в коллекциях многих мировых дизайнеров и носят их практически все звезды. Необычные чувяки в 2015 году представили Saint Laurent: отсутствие каблука компенсировали тысячами страз и необычной двойной застежкой.
Как носят сейчас. Современный стиль предполагает, что обувь, прообразом которой выступают чувяки, можно носить с любой летней одеждой, кроме пляжной. Такая обувь отлично выглядит и с прямыми, и со свободными платьями, и с длинными юбками, и с короткими сарафанами.
Национальный узор
Как выглядит. Регионы Кавказа славятся великолепными национальными орнаментами с необычными композиционными и цветовыми решениями. В основе орнамента дагестанских ковров, например, лежат геометрические изображения древних символов, условные силуэты животных и птиц.
Кто носил. Женщины и мужчины. Рисунки и орнаменты всегда украшали не только национальную одежду и обувь народов Кавказа, но и предметы быта. Золотое шитье и вышивка предназначались для праздничной одежды, однако орнамент присутствовал и на повседневных вещах, и на одежде военного толка.
Как интерпретировали. Прекрасный пример — проект компании Hermes. В 2015 году марка выпустила ограниченным тиражом платок-каре по мотивам черкесской культуры. Платок вышел в 12 цветовых решениях под названием «Всадники Кавказа». На каре можно увидеть не только национальный орнамент, но и сюжеты военного и повседневного толка: в рисунках сплетаются узоры, кинжалы, пояса, седла, шлемы, подковы и золотые головные уборы.
Как носят сейчас. Мало какая коллекция современных дизайнеров обходится без обращения к национальным узорам или этническим принтам. Гардероб ни одной девушки, увлекающейся модой, не остается без вещей такого рода. Вопрос лишь в умелом сочетании. Яркие вещи с национальными принтами лучше выбирать простого кроя и сочетать с лаконичными современными аксессуарами.
Фото: Дарья Шомахова
Когда-то она сшила себе свадебное платье в национальном духе — и вызвала у гостей праздника непонимание. Сейчас модный дом Мадины Саральп — один из самых известных на Кавказе, а за этническими нарядами на свадьбу к ней выстраиваются очереди и едут звезды.
Как сделать народное модным, узнала корреспондент «Это Кавказ».
«Создавать этническую одежду казалось странным»
Фото: Дарья Шомахова
Мадина Саральп
Арт-центр Мадины Саральп — это относительно новое, построенное всего пять лет назад здание в курортной зоне Нальчика. На цокольном этаже находится сам модный дом, остальное пространство — небольшой магазинчик с дизайнерскими украшениями и аксессуарами, помещения, где иногда выставляются начинающие художники и фотографы и проходят небольшие камерные концерты и встречи: арт-центр стал местом притяжения для творческой молодежи и туристов. А еще — зал с постоянной экспозицией.
В нем манекены наряжены в национальные платья и украшения, в стеклянных витринах разложены старинные шапочки, нагрудники, пояса, с ними соседствуют выполненные по старым технологиям современные изделия. На полу у входа — старинные сундуки, какие видела у своей бабушки, наверное, каждая кавказская девочка. Второй этаж весь про детали — тут и украшения, сделанные руками молодых дизайнеров Кабардино-Балкарии, и сумки от Саральп, и игрушки от художницы Имары Аккизовой, и разные мелкие и не очень вещицы, создающие настроение.
— Это все тянется за мной шлейфом, — смеется Мадина. — Везде обрастаю стариной. И у мамы, и у сестер можно найти старые мелочи, которые принесла я.
«Обрастает стариной» Мадина уже больше 20 лет — ее первая коммерческая коллекция появилась в 1997 году, ей предшествовало несколько лет работы.
— Сегодня создание этнической одежды стало модным, а тогда казалось странным. Многие спрашивали: «А зачем ты это делаешь?»
«Я другая и именно этим интересна»
Мадина рассказывает, как дошивала свое собственное свадебное платье — ночью. Все на празднике в итоге говорили только о нем — причем вопросов было больше, чем слов восхищения. Платье не было в полной мере традиционным, это была стилизация — европейская эстетика, перенесенная на традиционный национальный костюм.
— Когда я повзрослела, такой вариант стал вызывать вопросы даже у меня самой, — признается Саральп. — Традиционный костюм является «точкой опоры», эталоном.
Фото: Дарья Шомахова
Модельер с удовлетворением отмечает, что период, когда девушки предпочитали стилизованные вещи, прошел — теперь заказчицы хотят полностью аутентичный наряд. В нем больше и смысла, и исторической ценности, считает Мадина.
— Моя собственная национальная самоидентификация во многом произошла, когда я уехала учиться, — рассказывает она. — Я осознала, что говорю на русском, а думаю на кабардинском. Я видела модели поведения, этикет, который я не могу принять для себя. За восемь лет учебы в Ставрополе и Санкт-Петербурге я поняла, что я другая и именно этим интересна.
Когда Саральп открыла арт-центр, старшая сестра привезла старые письма, написанные 14-летней Мадиной. Она писала, что хочет быть художником-модельером и создать пространство, где все бы могли увидеть национальное платье и захотеть его надеть.
Фото: Дарья Шомахова
Суббота и воскресенье в модном доме — это примерочные дни для заказчиц из Москвы и Санкт-Петербурга. В будние дни примерки тоже случаются — и для местных, и для приезжих. Пока невесты придирчиво оглядывают себя, сотрудницы модного дома творят магию с сантиметровыми лентами и булавками в руках.
— В регионе мы довольно популярны, — отмечает Саральп. — К нам приезжают заказывать свадебные платья из соседних республик, есть заказчики из Ставропольского края, из диаспор северокавказских народов Москвы и Санкт-Петербурга. Мы стараемся, чтобы платья для чеченских, ингушских, дагестанских невест были узнаваемы в плане национальных особенностей, нюансов, характерных элементов.
Свадебное платье по цене иномарки
Из архива Мадины Саральп
И хотя свадебные наряды — далеко не все, что отшивает модный дом, они занимают особое место. И именно это производство позволяет содержать арт-центр с его выставками и творческими вечерами. На свадьбу на Кавказе не скупятся. Платья от Мадины находятся в сегменте одежды класса люкс — это и хорошая ткань, и качество исполнения, и огромное количество ручной работы. Каждая вещь индивидуальна.
— Я чувствую, что уже стала бабушкой, потому что у многих невест из первого альбома, который у нас вышел в 2004—2005 году, есть дети, они пошли в школу, — смеется Мадина. — За эти 10−15 лет выросло поколение женщин, не без нашего участия полюбивших вещи с этническим духом. Они будут передавать эти изделия в семье, они диктуют моду.
Желание в день свадьбы быть в традиционном наряде — выбор не свекровей и родителей, а самих девушек, говорит модельер. Национальное в тренде. Порой выходящая замуж девушка даже просит оставить кусок материала от ее свадебного платья, чтобы сделать национальное платье ее будущей маленькой дочери.
Про цены на изделия Мадина говорить не любит, но определяет верхний порог стоимости платья как цену средней иномарки. На официальном сайте модного дома более конкретные цифры: это три ценовые категории — 80−120 тысяч рублей, 150−170 тысяч рублей и 200−350 тысяч рублей. Все зависит от ткани и количества ручной работы.
Фото: Дарья Шомахова
Работа — авторская, кропотливая; в месяц тут создают не больше четырех платьев.
В ответ на просьбу вспомнить самый необычный заказ Мадина пожимает плечами. Так же отстраненно говорит о звездных заказчиках, которых бывает немало.
— Из особенно приятных воспоминаний назову невесту принца Иордании Рим (предки принца Али бен Аль-Хусейна по материнской линии адыги. — Ред.). Она до сих пор при случае с благодарностью отзывается о нас, — делится Мадина.
А совсем недавно в свадебном наряде от Саральп вышла замуж певица Сати Казанова.
Мода как способ спасти культуру
Мода на национальное началась со свадеб, но постепенно перебралась в повседневность. Женщины все чаще заказывают национальные платья не свадебного характера. Как правило, это девушки, живущие за пределами своей исторической родины.
Из архива Мадины Саральп
Аксессуары и украшения для них в нальчикском модном доме сначала делали сами. Теперь пропала необходимость: появилось много мастеров декоративно-прикладного искусства, работающих в национальном стиле.
— Кабардино-Балкария в хорошем смысле прошла точку невозврата, — говорит модельер. — Когда мы начинали, мы работали только с ювелиркой, с серебром, с позолотой. Это было очень дорого, требовало специальных документов. Сейчас появились умельцы, работающие в разной технике — стало проще покупать у них по желанию клиентов. Это могут быть изделия и от Аси Еутых, известной во всем мире, и от начинающих мастеров.
Но изделий дизайнеров не всегда достаточно. Когда Мадина создает «музейные» национальные платья, в ход идут настоящие старые украшения и аксессуары.
— Для платьев, близких к тому, что мы называем эталоном, я предпочитаю использовать аутентичные вещи, потихоньку приобретая пояса и нагрудники, потому что их можно смело назвать исчезающим видом, — объясняет Мадина. — Рядом с таким нарядом мы часто помещаем платье, которое дополнено аксессуарами современного мастера, сделанными в духе традиций старых мастеров. Это делается для того, чтобы любой мастер или простой посетитель арт-центра мог сравнить и попытаться уловить разницу.
Фото: Дарья Шомахова
Нередко люди сами приносят Мадине предметы одежды или украшения, чтобы показать, дают сфотографировать. Многие хранят их в своих домах, но есть и те, кто продает в силу жизненных обстоятельств — или просто не видит смысла хранить. «Эталоны», как говорит Мадина, в модном доме изучают по архивам, фотографиям из семейных коллекций, помогает и интернет, дающий огромное количество интересных кадров, неожиданных интерпретаций, деталей, нюансов, тканей, структур, кроя.
Мода на национальные платья в ближайшие десятилетия только укрепится, считает Мадина.
— Язык мы, к сожалению, постепенно теряем. А материальную культуру сохранить проще. Наверное, именно поэтому популярность национального костюма растет.
Дарья Шомахова