Модные прически 1917 года
Прошло уже 100 лет с момента, когда в моду впервые вошли короткие женские стрижки.
XX век – эпоха бурных перемен, прогресса, расцвета культуры, войн, открытия ядерной энергии и освоения космического пространства. Первое десятилетие нашего века характеризовалось катаклизмами в общественной жизни, революцией в общественном мнении и, как следствие, изменениями в моде.
В самом ХХ века еще сохранялись прически из длинных волос типа «шлем», «тюрбан», украшенные нитками жемчуга, цветами. В 1904 году в Германии изобрели перманент – долгосрочную завивку, которая могла держаться в течение шести месяцев.
Большое влияние на моду стал оказывать кинематограф, внешность актрис немого кино. В 1909 году появились первые женские короткие стрижки. Эталоном красоты признали актрису французского кинематографа Эве Лавальер, для которой известный французский парикмахер придумал прическу на коротких волосах – модельную стрижку.
Когда началась первая мировая война, многие женщины ухаживали за ранеными в госпиталях. Им не хватало времени на замысловатые сооружения, поэтому волосы все чаще стригли. Короткая стрижка уверенно вошла в женскую моду. Короткие волосы у девушек стали олицетворением перемен, новой жизни. Популярными были признаны стрижки «а-ля гарсон», «буби-копф».
Прическа «буби-копф» выполнялась из коротких, мелко завитых волос. Стриженые волосы служили основой для причесок «фокстрот», «полька», «танго», получивших названия от популярных тогда танцев. Началу XX века обязана своим рождением и всемирно известная стрижка «каре».
Однако длинные волосы тоже не выходили из моды. Они разделялись прямым пробором, связывались узлом или закалывались в пучок на шее. Прически из них стали гладкие. Они украшались бусами, черепаховыми гребнями, шелковыми и бархатными лентами, массивными брошами из полудрагоценных камней и бижутерией, цветами, кружевами.
Освоив и полюбив короткие стрижки, женщины начали сильно красить губы и глаза, использовать накладные ресницы. В 20-е годы распространился тип худенькой женщины-подростка с плоским бюстом и кукольным личиком. Простые люди делали короткую стрижку «под гребенку», «на косой ряд».
Были в моде косы, уложенные в «корзинку» или обвитые вокруг головы. Длинные волосы подвивали на лбу и собирали сзади во всевозможные пучки. Украшения в волосах практически исчезли. Появились шляпы типа «горшок» из фетра. Работницы выбрали для себя красные косынки, небольшие платки и береты. В 1920 году были изобретены филировочные ножницы с зубчиками, которые помогали прореживать волосы.
В тридцатые годы символом красоты и женственности стала киноактриса Грета Гарбо, ее называли «ликом XX века». В это время по-прежнему были модны косы, уложенные разными способами: от уха до уха – «корзиночки», обвитые вокруг головы «короны», «венчики», а также короткие стрижки – «полька», «фокстрот», «буби-копф».
В 40-х годах, во время войны, предпочтение получили прически с валиком. Послевоенная эйфория отразилась на высоте причесок: надо лбом делали волны или продолговатые трубочки, концами внутрь, отдельно друг от друга; челку подвивали, укладывая ее ярусами. Закрывали волосы сеточками.
Нашли распространение прически типа «венчик» или «венок». Вокруг головы завивали локоны в виде «ракушки» или «улитки». Украшения в прическах совсем отошли в прошлое. Они остались только на костюмах (броши, вышивки, аппликации, жабо, воротнички из кружев) и шляпах типа горшков, плотно сидящих на голове, с нарядными бантами, лентами, пряжками. В военные годы пошла мода на светлый цвет волос.
В начале 50-х годов, когда твоя бабушка, наверное, была еще молодой, возможно, и она носила прическу под названием «колокол», которую придумали в Германии. В это время формы укладки волос напоминали листья растений, цветов. Челка, сплошная или разделенная на две половины, вошла в моду вместе с начесом. Благодаря ему волосы выглядели более пышными, а прически – более объемными и будто бы тяжеловесными.
В 60-е годы большой популярностью пользовалась прическа «бабетта», появившаяся после выхода на экран фильма «Бабетта идет на войну», где в главной роли снялась французская актриса Брижит Бардо. Некоторые женщины наших дней остались ей верны, немного уменьшив размеры и слегка начесывая волосы у корней. Благодаря Бардо завоевал внимание модниц и «конский хвост». Привлекательный образ девушки с шиньоном стал для шестидесятых типичным.
Длинные распущенные волосы утвердились среди дам с подачи актрисы французского кино Марины Влади. Женщины всех возрастов дали свободу волосам и окрасили их в светлые тона после выхода на экран фильма «Колдунья». А уже в конце 60-х годов длинные волосы проиграли сражение за симпатии молодых девушек стрижке типа «гаврош».
В качестве готовых причесок широко использовались парики. 70-е годы привнесли больше романтичности и женственности в прическу. Ступенчатая стрижка сочеталась с завитыми локонами, мягкими волнами. Слышала ли ты, как поет французская певица Мирей Матье? Имеешь представление о ее внешности? После появления на эстраде этой певицы очень модной стала прическа «паж».
А как понравились всем укладка и стрижка , которые придумал французский парикмахер Видал Сассун! Его творение так и стало называться – «сассун». Оно послужило началом появления причесок со строгими геометрическими линиями. Начесы и локоны ушли в небытие. Химическая завивка и пышные «африканские» формы вновь заявили о себе во весь голос. Завитые волосы все чаще располагались на голове шарообразно.
В начале 80-х годов на первое место по популярности вышли спортивные стрижки с асимметричными челками, проборами и завивкой. В прическах на основе короткой стрижки пробовали окрашивать отдельные пряди – «перышки». Понравились модели типа «ежик». Но самый распространенной формой укладки волос стало «каре».
Молодые часто выбирали «ритм»: короткая окантовка на шее с постепенным удлинением волос к лицу, челка, состоящая из двух ярусов. Цвет волос – янтарный, рыжий, медный, светло-золотой, для коротких – черный. В этот период появились новые средства ухода за волосами – красящие шампуни, пастообразные кремы для мытья.
Стали модными пучки, коки, торчащие хвосты, разноцветное окрашивание в несколько цветов, плавно переходящих друг в друга. Цвет волос – бронза, каштановый, оранжевый. Названия причесок – «клер», «коса», «сассун». Украшением для волос служили заколки с фигурками на концах, банты, трикотажные повязки из шерсти.
Макияж делали очень яркий. В начале 80-х годов появились панки – молодые девушки и юноши, которые отличались неординарным поведением и экстравагантными прическами. Эти молодые люди выбривали волосы с одной стороны, собирали их по типу петушиного гребешка, окрашивали в необычные цвета – красный, зеленый, оранжевый, желтый.
В конце 80-х годов в нашу повседневность вернулись парики, шиньоны, накладные косы, их дополняли бантами из шифона, шелка, кружев. Прически последних десяти лет прошлого века можно охарактеризовать как женственные. Мода в мире парикмахерского искусства стала очень демократичной: существует великое разнообразие способов укладки волос – как новых, так и основанных на стрижках прошлых десятилетий дополненных новыми элементами.
Изобретены новые косметические средства для ухода за волосами, краски для волос, закрепители формы. Самой распространенной является стрижка «каре», которая имеет различные варианты. Ее выполняют на волосах самой различной длины. Одним из ее элементов является густая длинная челка, закрывающая лоб. Различают каре классическое, с углом, градуированное, короткое, овальное и другие варианты причесок, основой которых является эта модная стрижка.
Молодых девушек привлекает асимметричная стрижка, в которой «каре» делается на очень коротких волосах, где волосы с одной стороны длиннее, с другой короче. Популярна стрижка «маленькая головка». Волосы при этом укладываются самыми разнообразными способами. Например, их приподнимают надо лбом в виде кока, валика, слегка начесывая и закрепляя лаком. На шее волосы собирают в небольшой узел, который украшают заколкой или бантом, цветной резинкой.
Некоторым очень идет стильная прическа «ежик», с неровно сделанной стрижкой голова выглядит всклокоченной. Наверное, «ежик» носила одна из героинь Агаты Кристи: «…За соседним столом сидел Давид Ардингли, преподаватель истории в Оксфорде. Он представил нам свою спутницу, прехорошенькую девушку с модной прической – волосы торчали во все стороны, а над макушкой прядки поднимались под невероятным углом. Как ни странно, прическа ей шла…».
Носят и длинные прямые волосы одинаковой длины. Они могут быть ниже лопаток, доходить до плеч и шеи. Из них можно было делать какие угодно прически: завязывать хвостом, скреплять заколкой на уровне шеи, зачесывать назад, подбирать с боков, поднимая вверх и подкалывая красивыми заколками.
Длинные волосы стригут «лесенкой», носили прямыми или завивали. Более подходящая длина волос для такой прически – до плеч. На макушке и вокруг лица они пострижены короче. «Лесенку» делали и на коротких волосах. На макушке волосы стригут до длины восемь-десять сантиметров. Ступени на макушке придают волосам выпуклость и объемность. Волосы зачесывают и вперед, и назад, и набок. При этом используют мусс и гель.
Многие молодые девушки предпочитают «африканскую прическу», которую носили в 70-е годы. Она сделана на основе коротких, очень сильно и мелко завитых волос. В последнее время для усиления эффекта этой прически используют модную в наши дни цветную тушь, которой оттеняют отдельные пряди.
Глава первая. Прически 1917-1930 годов
Общая характеристика
В начале XX века в России назрела революционная ситуация. “Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян”*, – писал В. И. Ленин. К исходу XIX века в России была создана революционная рабочая партия РСДРП – партия большевиков, возглавлявшая борьбу трудящихся. Великая Октябрьская социалистическая революция сокрушила господство капитализма. Было создано первое в мире государство рабочих и крестьян. Победа народа в Великой Октябрьской социалистической революции создала условия для развития всех национальных культур.
* ()
Изменились и представления о моде. С упразднением классового неравенства наступила полная демократизация моды. Новые модели отличаются практичностью’и простотой.
Украшения, одежда и прическа принимают самые простые формы. Оправившись после первых, самых тяжелых лет борьбы, страна начинает восстанавливать хозяйство. С этого времени мода идет новым путем, широко используя в своих моделях элементы народного творчества. Увенчиваются успехами попытки создать пролетарскую моду. Новые образцы охотно принимаются гражданами молодой республики и быстро распространяются по всей стране.
Великая Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения в понятие идеальной человеческой личности. Человек- труженик, сильный духом, любящий свое отечество и готовый в любую минуту защитить его, – эти качества определяют советского человека.
Основные виды и формы причесок
Прически рабочих и крестьян были просты – короткие стрижки. У мужчин распространилась мода на полное выбривание головы. Интеллигенция продолжала носить прически с короткой стрижкой на прямой или боковой пробор. Дополнением причесок были бороды, усы. Бородки были небольшие, типа “клинышка”, “эспаньолки”. Усы носили разных форм: были большие усы с подусниками, усы с завитыми вверх концами, тонкие усы по верхней губе. Появились маленькие усики, которые получили шутливое название “усы бюрократа”. Бакенбарды, носили с более длинными прическами. Они также менялись в зависимости от индивидуального вкуса.
Женские прически были довольно разнообразными. Трудящиеся женщины, работницы стали носить короткие стрижки типа “под гребенку”, на косой ряд. Носили косы, уложенные в “корзинку” или обвитые вокруг головы. Многие еще не решались обрезать длинные волосы, подвивали их надо лбом и сзади укладывали во всевозможные пучки. Самой распространенной прической была прическа с крупной завивкой надо лбом и волосами, завернутыми сзади наподобие “пирожка”. В период нэпа с оживлением частного сектора торговли распространяются западноевропейские моды. Женщины начинают носить прически типа “буби-копф”, “а-ля гарсон”, “полька”, “фокстрот”, типа “тюрбана”. Постепенно начинает распространяться прическа из завитых волос (перманент).
Головные уборы, украшения, косметика
Дополнением причесок работниц и активисток стали красные косынки, небольшие платки, береты. Но женщины не отказались и от шляпок. Появились небольшие горшкообразные фетровые шляпы. Косметику употребляли умеренно. Украшения почти не носили.
Считают, что первую короткую женскую стрижку сделал французский парикмахер Антуан де Пари ещё в 1909 году. Вдохновил его на это образ Жанны Д’Арк, которая, как известно, подстриглась под юношу, чтобы было удобнее воевать с английскими оккупантами.
Однако настоящий фурор произвела спустя год американская танцовщица Ирен Касл. Она появилась на публике с причёской, которую позже назовут «боб» — округлой и такой короткой, что была видна шея. Хотя Касл потом призналась, что настоящей причиной «пострига» было пребывание в больнице, вскоре за ней последовали и другие прогрессивные модницы того времени (вроде Габриэль Шанель, у которой тоже была своя история про локоны, опалённые у газовой плиты).
В 1917 году французский поэт Поль Моран записывает в своём дневнике: «Вот уже три дня в моде короткие прически для женщин. Все ей следуют, вдохновляемые мадам Летейе и Шанель…».
Тяжёлые будни Первой Мировой вообще сильно изменили женщин. Заменив воюющих мужчин на производстве, они стали всё чаще обрезать свои длинные волосы — поначалу исключительно в практичных целях. Одновременно женщины становились всё более самостоятельными и самоуверенными.
А в 1920-х годах стало казаться, что газовая колонка Шанель опалила весь мир. Вместо изнеженных и фигуристых дам-цветов на улицах появились худощавые и плоские девушки с короткими стрижками. Они были активны и сексуально раскованны, курили и энергично танцевали новые модные танцы вроде чарльстона и фокстрота. Об этом эмансипированном поколении и была написана повесть В. Магеритта «Le Garcon» (фр. «Мальчик»).
В результате слово «Гарсон» стало нарицательным для всего стиля, в первую очередь — для причёски (в Германии её называли «бубикопф» — «голова мальчика»). Короткие волосы могли быть слегка завиты, а могли иметь чёткие геометрические линии и низкую чёлку (такая чёлка позволяла ярче выделить глаза — основной акцент облика того времени). В итоге причёска иногда напоминала надетый на голову шлем (как у Луизы Брукс — звезды немого кинематографа).
Сначала короткие причёски носили только юные девушки, но потом подтянулись и барышни постарше (тем более что такая стрижка изрядно их молодила). Страдали разве что натуральные блондинки — ведь в 1920-е годы модным цветом волос был только тёмный.
Часть общественности поначалу очень болезненно отреагировала на исчезновение длинных волос. Поэтому борьба женщин за право носить короткую причёску была не менее яростной, чем борьба за избирательные права. Короткие стрижки объявляли безнравственными и уродливыми, писали, что они разрушают семьи и даже приводят к облысению и головным болям.
Ф. Скотт Фицджеральд «Волосы Вероники»:
«- Как по-вашему, мистер Чарли Полсон, не обрезать ли мне волосы?
Чарли оторопело поглядел на нее.
— Почему вы спрашиваете?
— Я как раз подумываю об этом. Нет проще и вернее способа обратить на себя внимание. …Видите ли, я хочу стать роковой женщиной, — невозмутимо заявила она, а далее сообщила, что короткая стрижка — первый, но необходимый шаг на пути к этой цели.
…- Вы так верите в короткую стрижку? — спросил Д. Рис по-прежнему вполголоса.
— Я думаю, что она подрывает устои, — серьезно подтвердила Вероника”.
В ответ на критику некоторые дамы писали целые трактаты.
Певица Мэри Гардэн, из статьи «Зачем я постриглась»:
«Стрижка — это состояние ума, а не просто способ что-то делать с волосами… Я думаю, что длинные волосы — это еще одни оковы, которые сбросили женщины на пути к свободе».
Были среди женщин и оппоненты короткой стрижки. Актриса немого кино Мэри Пикфорд в пику своей тёзке опубликовала в 1929 г. статью «Почему я не стригусь», но вскоре после этого… тоже постриглась.
В 1930-х мода вновь становится более женственной, а волосы постепенно удлиняются, закрывая шею и спускаясь до плеч. Большинство женщин делает косой пробор и завивает локоны чёткими зигзагообразными волнами (благо, перманентная завивка уже вошла в обиход). На смену темноволосым «девочкам-мальчикам» приходят шикарные платиновые блондинки, активно пропагандируемые кинематографом.
Первой знаменитой «блонди» Голливуда стала Джин Харлоу. Говорят, так сильно осветлять волосы она стала, чтобы увеличить высоту низкого от природы лба. «Платиновый» цвет и уложенная аккуратными мягкими волнами чёлка стали образцом для подражания. Вскоре ряды киноблондинок пополнили Марлен Дитрих, Мэй Уэст, Любовь Орлова и прочие «звёзды» 1930-х.
Не отставало и остальное население. Владелец кинокомпании и опекун Харлоу — Говард Хьюз — даже открыл в США клубы «Платиновая блондинка» и назначил приз в 10 тыс. долларов тому парикмахеру, который сможет создать краску для волос такого же оттенка, как у Джин. В результате многие дамы в попытках соответствовать моде напрочь испортили свои волосы гидроперитом (при большой концентрации он приводил не к осветлению, а к облысению).
К началу 1940-х в моду снова входят длинные пряди волос. Их то завивают в локоны «а-ля Мальвина», то заплетают в косы, которые затем обвивают вокруг головы или укладывают от уха до уха «корзиночкой».
Ещё одна длинноволосая причёска обязана своей популярностью Веронике Лейк — американской кинозвезде сороковых годов (именно с неё частично срисован образ мульти-пульти-секси-красотки из к-ф 1988 года «Кто подставил кролика Роджера»). Свои роскошные белокурые волосы актриса слегка завивала на концах и расчёсывала на боковой пробор. Как-то во время одной из фотосессий непокорные пряди упали и закрыли Веронике один глаз. Вышло очень игриво.
Новую причёску прозвали «пикабу» (от англ. «Peek a boo» — игра в прятки), и она стала столь популярна, что во время войны правительство США даже попросило актрису сняться в специальной соцрекламе. Там Вероника недвусмысленно показывала, как длинные волосы работницы завода застревают в станке.
Восторг вызывали и роскошные крупные локоны рыжей красавицы Риты Хейворт, эффектно продемонстрированные в к-ф «Джильда» (1946). Некоторые даже считали, что следующий фильм с участием актрисы — «Леди из Шанхая» — провалился именно из-за того, что режиссёр убедил её подстричься и перекраситься в блондинку.
Однако самая характерная причёска 1940-х выглядела так: надо лбом делался валик, букли или завивка, а остальная масса волос собиралась сзади в пучок, который иногда укладывали в сетку.
Взять хотя бы «Завитки Победы» («Victory Rolls»), которые популяризовала в середине сороковых Бетти Грейбл — актриса, танцовщица и звезда «пин-апа». Её чёлка была высоко поднята и завита в две трубочки — концами внутрь. Создавалось впечатление, что внутри завитков до сих пор находятся бигуди. Остальные волосы тоже завивались, убирались назад и либо частично распускались, либо прихватывались яркой заколкой или бантом.
Причёски с обилием завитков, поднятых надо лбом, продержались вплоть до конца 1950-х.
Продолжение следует…