Модные тенденции в искусстве

Искусство, прежде всего, является формой художественного осмысления действительности. В нем, как в зеркале, отражается окружающий мир. Изменения в обществе, надежды на будущее, технологические прорывы – все это меняет облик современности и вместе с ней наше понимание жизни. Люди искусства, будучи наделены чувствительной натурой, тонко подмечают все эти перемены и запечатлевают свой опыт в предметах искусства. Приближение круглой даты не могло не вдохновить их на поиски новых граней красоты и на размышления о ритмах современной жизни. В этом отношении 2020 год будет весьма интересным для ценителей прекрасного. Уже сейчас это можно понять по наблюдаемым тенденциям.
Основные тренды живописи в 2020 году
Живописцы в следующем году продолжат свой диалог с нестареющей классикой. Стилистические приемы известных художников ХХ века будут активно использоваться во многих мастерских. Но это вовсе не значит, что нас ожидает возврат к старым мотивам и средствам выразительности: произведения будут обладать собственной художественной самодостаточностью. Параллельно некоторые художники будут смело экспериментировать с новыми техниками, искать актуальные колористические решения и развивать собственные стили. Стены домов любителей искусства украсит экспрессивная живопись, созданная в духе эстетики минимализма.
Ключевые направления
Одним из самых трендовых направлений станет Line Art. Успех Пикассо и Матисса вдохновит художников-минималистов на использование штрихов на белом фоне. Пустота пространства на полотне усиливает визуальное восприятие нарисованных фигур. В таком стиле обычно изображают переплетенные фигуры и линейные портреты. Картины отлично вписываются в минималистические интерьеры с подчеркнутым стремлением к простоте и ясности смыслов.
Виктор Иванив, картина “Грехопадение”, ID 5258 и Орест Костив, картина “Kazimi”, ID 11271
Несколько неожиданным для ценителей прекрасного станет возвращение страсти к красивому женскому телу. Нет, это не будет полным разворотом к эпохе Ренессанса или барокко. Художники используют различные техники и стилистические решения ради единственной цели – рассказать историю женщины. На полотнах будут запечатлены трудноуловимые мгновения созерцания, грусти, радости и восхищения. При этом эстетика женского тела не будет подчиняться канонам массовой культуры. Среди картин часто будут встречаться работы, выполненные в минималистическом стиле.
О классике нам будут напоминать не только полотна с изображением женского тела. Картины с отсылкой к прошлым достижениям художественной культуры будут удостоены внимания зрителей. На стенах галерей появятся полотна с аллюзиями на работы известных художников прошлого. Применение новых стилистических решений вдохнет в известные сюжеты новую жизнь и адаптирует их для современных интерьеров.
Анна Булкина, картина “Письмо любимого”, ID 11297 и Ирина Проценко, картина “Нить Ариадны”, ID 7307
Новое дыхание обретет также жанр портрета. Яркие, выразительные лица будут в тренде следующего года. Что же касается технических особенностей исполнения, то здесь будут преобладать авторские стили. Художники постараются воплотить на холсте не столько копии реальных лиц, сколько уникальный образ жизни и мышления. Популярными также будут портреты без четких очертаний лиц. Такие картины позволят зрителям стать участниками творческого акта и самостоятельно дорисовывать в сознании нераскрытые детали.
Наталья Багацкая, картина “Незнакомка-2”, ID 11184 и Екатерина Кулиш, картина “Символы Азии”, ID 10715
В 2020 году сохранится мода на абстрактную живопись. Многокомпонентные объекты, состоящие из множества параллельных и пересекающихся линий, отлично впишутся в современный интерьер. Отсутствие конкретных очертаний с лихвой компенсирует намек на существование границ объекта. Не ограничиваясь формой, художники будут активно использовать цветовые контрасты для освобождения чувствительности зрителя от шаблонов восприятия. Такие картины будут хорошо смотреться не только на стенах галереи, но и в домашнем интерьере. Важно только адекватно оценить сочетаемость полотна с окружением.
Игорь Мельник, картина “Контраст солнца”, ID 11062 и Илья Вайсбург, картина “Живое”, ID 9473
Отдельного внимания заслуживают эклектические коллажи и творческие фотографии. Основной акцент здесь делается на провокации. Сочетание несочетаемого, сюрреалистические ансамбли объектов из разных миров, картины полные философских размышлений – все это становится отличной основой для увлекательных сюжетов. Подобные произведения соответствуют духу нашей эпохи и бесконечному желанию человека к новому прочтению знакомых историй.
Любовь Мирошниченко, картина-коллаж “Фантастические зарисовки 1”, ID 11048 и Оксана Корниенко, картина “Тюльпанное трио”, ID 9885
Растительная тематика Botanicals начала «расти» еще несколько лет назад, но ее стилистическое и смысловое содержание не утратит актуальности и в 2020 году. Безмятежные образы зарослей, цветов и сложных переплетений веток настраивают на позитивный лад. После выступлений Греты Турнберг экологическая тематика получила новый стимул к развитию, поэтому Botanicals имеет все шансы стать самым трендовым направлением.
Людмила Костив, картина “Ромашки”, ID 11308 и Ольга Лаптева, картина “Кактус”, ID 11084
Не забудем также об эпатажном Engaged art. В центре внимания мастера оказываются политические идеи, философские смыслы и образы эмансипированных женщин. Эта живопись провоцирует, волнует, иронизирует, но всегда обращается к сердцу зрителя. Engaged art – отличный выбор для эклектики и других современных стилей.
Владимир Титуленко, картина “План захвата Майдана”, ID 6323
Трендовые цвета в картинах в новом 2020 году
В Engaged art и портретной живописи выбор цветов будет ограничен стилистической целесообразностью и фантазией автора. Зато в других направления прослеживается весьма устойчивый экологический тренд. Мягкие, естественные цвета снова войдут в моду не только в Botanicals, но и в абстрактной, и в других направлениях живописи. Палитра самых популярных цветов включает 5 нейтральных оттенков:
Сергей Декалюк, картина “Гроза”, ID 10373 и Михаил Тимчук, картина “Серый”, ID 11220
- Французская ваниль. Полотна с преобладающим желто-кремовым цветом создают эффект присутствия солнечного света. В живописи оттенок используют в абстракции, в пейзажах и в коллажах. Трендовым цвет становится за счет позитивного воздействия на эмоциональное состояние человека. К тому же он проявляет «гибкость» в разных цветовых схемах и не провоцирует сильных переживаний.
- Мята. Приглушенный зеленый цвет всегда ассоциируется с экологической тематикой. Он чаще всего встречается на полотнах Botanicals и в пейзажах. Помимо очевидной отсылки к теме защиты окружающей среды мята обладает ярко выраженными терапевтическими свойствами. Длительное созерцание картин с обилием этого цвета умиротворяет.
- Лесной орех. Светло-коричневые тона визуально увеличивают пространство и придают плоским объектам глубину. Лесной орех сочетается с различными оттенками, но чаще всего его можно будет встретить на полотнах умеренной цветовой гаммой.
- Серо-зеленый. Трендовый в 2019 году цвет не теряет свою актуальность. В пейзажной живописи его используют для изображения хвойных деревьев в утреннем тумане и другой растительности. Серо-зеленый успокаивает, снимает стресс, вызывает ощущения спокойствия.
- Теплый серый. Является нейтральным цветом. Его используют для гармонизации колористических схем на полотнах разной стилистической направленности.
Краски и художественные материалы
Здесь можно говорить скорее о росте популярности отдельных материалов, нежели о полной смене трендов. Например, в связи с появлением моды на коллажи, растет спрос на предметы искусства, изготовленные из натуральных материалов. Дизайнерская фактурная бумага становится основой для произведений экологической тематики. Наравне с масляными, акриловыми и акварельными красками популярностью будут пользоваться натуральные пигменты. В комбинации с другими художественными материалами будет активно использоваться пастель.
Мария Дроздова, картина “Отдых”, ID 10559
Главные тренды в скульптуре 2020 года
Прошло уже несколько десятилетий с тех пор, как скульптура вышла из тени архитектуры. В 2020 году сохранится прежняя тенденция к концептуализации искусства. Среди самых актуальных трендов развития скульптуры наблюдается сохранение высокой смысловой нагрузки, снижение количества материалов и эксперименты с движущимися элементами.
Скульптура как концепт
Популярность концептуального искусства продолжает расти. Основной причиной его востребованности становится перенасыщенность нашего информационного пространства пустым содержанием. Ощущение неудовлетворенности заставляет зрителя искать утешение в предметах искусства, выражающих важные смыслы эпохи. В последнее время этим средством кросс-культурной коммуникации все чаще пользуются мастера, работающие с тематикой защиты окружающей среды. Скульптуры животных, деревьев и абстрактных объектов, напоминающих нам о проблеме глобального потепления, будут в тренде ближайшие несколько лет.
Назар Симотюк, скульптура “Уборка”, ID 106
Уменьшение материальности
Еще один устойчивый тренд – дематериализация скульптур. Создание объемных объектов при помощи плоскостей дает мастеру возможность напомнить о потери ощущения материальности пространства в эпоху виртуальных технологий. Арт-объекты такого типа удивляют, будоражат сознание и погружают в стихию размышлений. Скульптуры отлично сочетаются со всеми современными интерьерами и порой становятся наглядной демонстрацией фундаментальных изменений в коллективном сознании.
Кинетическая скульптура
В 2020 году популярными также будут кинетические скульптуры. Подвижные элементы открывают дополнительные возможности увеличения качества и количества пространственных характеристик арт-объекта. Кроме того, кинетической скульптуре удается преодолеть типичную для статуй статичность. Динамика более точно выражает сложные отношения между элементами объекта. Как и прежде основная часть кинетических арт-объектов будет предназначена для наружной установки.
Техники и материалы для скульптуры
Наравне с традиционным камнем в тренде различные виды металла и композитные материалы. Практически все кинетические скульптуры будут изготовляться из бронзы, нержавеющей стали, меди и латуни. Для арт-объектов наружной установки также будет востребована кортеновская сталь с характерным охристым оттенком. Ее естественная бархатистая фактура увеличивает цветовое разнообразие поверхностей и пробуждает интерес у зрителя. В моду также войдут различные полимеры для скульптур на приусадебных территориях и в садах.
Михаил Костив, скульптура “Двое”, ID 73
Такими будут тренды живописи и скульптуры в 2020 году. Разумеется, другие направления хоть и будут развиваться мене интенсивно, но все же порадуют своих поклонников новыми шедеврами.
Искусствовед KyivGallery
Международный фотобанк Depositphotos опубликовал прогноз визуальных тенденций на будущий год. Нас этот обзор заинтересовал прежде всего потому, что иллюстрирует важную и уже бесспорную истину: живопись, архитектура, кураторские проекты, дизайн, популярная культура, идеи видеоблогеров и ритейлеров, и тем более инстаграм и компьютерные игры в XXI веке создают единую визуальную культуру, общий набор тем, идей, стилей.
Проект «Визуальные тренды — 2020: будущее близко» задает вектор движения и развития прежде всего для фотографов, дизайнеров, специалистов по визуальным коммуникациям. И даже если вы не связаны ни с одной из этих профессий, вам будет интересно узнать, какой визуальный контент будет в следующем году сопровождать вас в соцсетях, в рекламных роликах, на уличных бордах, в музеях. Везде, одним словом. Ну и какое отношение к этому всему имеют Мона Лиза, Кандинский и архитектурный .
Программу «Мона Лиза. По ту сторону стекла», которая использует виртуальную реальность, Лувр запустил одновременно с юбилейной выставкой Леонардо да Винчи. Фото: magazine.artland.com
Расширенная реальность
Этот тренд в обзоре Depositphotos занимает первое место не зря. Виртуальная реальность чем дальше, тем больше будет влиять на все сферы жизни человека: отдых, работу, развлечения. А если вы следите за новостями лучших художественных музеев мира и самыми ожидаемыми выставками, то, конечно, знаете, что расширенная (или же «дополненная») реальность для кураторов становится одним из самых мощных инструментов организации важного музейного события.
Лувр использовал новейшие технологии, чтобы позволить посетителям увидеть 3D-модель «Моны Лизы». Специалисты изучили перспективу, за спиной Моны Лизы, фактуры и складки на ее одежде, чтобы воссоздать объемную модель самой героини и окружающего ее пространства. В специально обустроенной комнате Лувра можно провести 7 минут наедине с Джокондой.
К ретроспективе Амедео Модильяни в лондонской галерее Тейт в 3D была воссоздана парижская студия художника, в которой дымит незатушенная сигарета, ветер играет листами бумаги, падает ткань с недавно законченного холста, солнечный свет играет на полу.
Студия Модильяни, воссозданная в виртуальной реальности для выставки в галерее Тейт . Фото: www.tate.org.uk
Наконец, два года назад открылся первый полноценный виртуальный музей. В личной коллекции голландца Джорджа Кремера — 70 полотен фламандских и голландских художников XVII века. Поначалу он собирался построить музей и сделать коллекцию доступной зрителям, но потом решил, что еще больше людей во всем мире смогут наслаждаться картинами, если для этого нужно будет заплатить всего 10 долларов и надеть VR-очки. Для виртуального Музея Кремера был создан специальный архитектурный проект, установлено оптимальное освещение. Картины можно рассматривать очень близко, заглядывать на обратную сторону холста и послушать экскурсию, которую ведет сам Кремер.
Словом, лучшие музеи мира не только используют новейшие технологии в кураторских проектах. Они и есть генераторы и популяризаторы тех идей, которые в будущем году выходят на первый план в визуальных коммуникациях. Самые оптимистичные пророки из мира IT предсказывают совсем уж идеальное будущее, в котором собственное виртуальное пространство появится у каждого музея — как альтернатива живого музея. И через каких-то пару лет мы сможем по вечерам ходить по виртуальному музею Орсе или МЕТу, подкручивать свет, если ярко, и пить чай у себя на кухне в перерывах между залами.
Опасности технического прогресса
Признайтесь, вам стало немного страшно от предыдущего пророчества. То-то же. Это как раз следующий визуальный тренд: доступность технологий и опасности, которые она за собой влечет. Технологии меняют многое: то, как мы смотрим выставки, то, как художники и отдельные работы становятся известными и продаваемыми, то, наконец, как создаются произведения искусства. И хотя, например, первый опыт продажи на аукционе Christie’s произведения, созданного искусственным интеллектом, был неожиданно успешным (картину планировали продать за 10 тыс. долларов, а продали более чем за 432 тысячи), запрограммированные шедевры до сих пор почему-то не захватили арт-рынок. Так что рано бить тревогу.
На самом деле, противостояние и диалог художника и технологий — история не новая. На каждом новом витке развития она повторяется. Возможно, именно поэтому вслед за футуристическими визуальными трендами в списке на 2020 год идут сразу несколько рефлексий над художественным опытом прошлого.
Баухауз: назад в будущее
Интерес к эстетике Баухауза в уходящем 2019 году был разогрет, конечно, грандиозным празднованием столетия школы. В течение года по обе стороны океана проходили художественные выставки, реанимировались театральные постановки Оскара Шлеммера, в кинотеатрах шли фильмы, к знаменательной дате издавали книги главных теоретиков Баухауза и реставрировали знаковые здания, даже фуд-стилисты выкладывали еду на тарелки, вдохновляясь Кандинским и Гропиусом. Страсть к геометрии, , основные цвета, новаторская типографика Баухауза оказались неожиданно актуальными и убедительными в дизайне.
оказался тем необходимым шагом назад для настройки визуальных компасов современности: ровно сто лет назад основатель Высшей школы строительства и художественного конструирования Вальтер Гропиус заложил основу современного дизайна, ровно сто лет назад здание самой школы, дома преподавателей, выставочный дом Haus am Horn изменили представление об архитектуре. стал первым художественным учебным заведением Германии, в котором девушек в первый же год обучения приняли больше, чем юношей. Впервые именно в стенах этой школы студенты не просто разрабатывали дизайн и проекты, но и самостоятельно изготавливали посуду, системы освещения, текстиль в собственных мастерских.
Кабинет директора Баухауза Вальтера Гропиуса
Гунта Штёльцль. Красно-зеленый гобелен, 1927
Марианна Брандт. Чайный сервиз, 1924
Опыт Баухауза в 2020 году будет полезен не только как визуальное вдохновение и источник точных минималистических решений, но и как пример самого смелого и радикального в истории искусства синтеза новейших технологий и искусства.
Но строгое совершенство и лаконичность Баухауза в будущем году будут вовсе не единственным способом решить современные визуальные задачи с помощью путешествий в прошлое.
Ле Корбюзье. Монастырь Сент-Мари-де-ла-Туретт, 1960
Брутализм: вызов скучному совершенству
Брутализм — один из самых противоречивых стилей в архитектуре, интерес к которому в последние годы внезапно возрос. Прежде всего, благодаря кино и Инстаграму. Помните впечатляющую игру света и тени на грубой серой поверхности городских многоэтажек, которые неожиданно попали в объективы профессиональных фотографов и инстаграм-блогеров? А могучий, давящий бетонный сеттинг «Бугущего по лезвию 2049»? Оператор Роджер Дикинс, получивший «Оскара» за работу над этим фильмом, рассказывал в одном из интервью, что Дени Вильнев при постановке задачи съемочной группе сказал: «…я хочу, чтобы складывалось ощущение брутализма, той жесткой бетонной архитектуры, которая зарождалась в 1950-х».
У брутализма неоднозначная репутация: с одной стороны, ему ставят в укор засилье безликих типовых многоэтажек и даже расцвет преступности, который такие унылые бетонные кварталы провоцируют, с другой стороны — в послевоенное время именно бетонные многоэтажки решали проблему доступного жилья. Пожалуй, ни одно направление в архитектуре не подверглось настолько серьезному испытанию: такому массовому тиражированию, упрощению, обесцениванию.
Термин «брутализм» придумали британские архитекторы Элисон и Питер Смитсоны, но происходит он от техники «béton brut» (необработанный бетон), которую использовал пророк брутализма архитектор Ле Корбюзье. И в его планы, конечно, не входило предоставить вооруженным бандам и наркодилерам Лондона, Марселя или Парижа вдохновляющие декорации. Ле Корбюзье придумал строить дома на бетонных опорах, освобождать стены от несущей функции, а значит разнообразить планировку, он придумал внешние бетонные жалюзи, которые спасали от палящего зноя, а на крышах домов устаивал беговые дорожки, эстрады и террасы. Землю, освободившуюся от застройки благодаря многоэтажному строительству, Ле Корбюзье засаживал парками, чтобы люди в больших городах, наконец, начали дышать. В одной из таких квартир он сам прожил 30 лет.
Ле Корбюзье. Марсельский блок, 1952
Уильям Перейра. Библиотека Гейзеля, 1970
Но брутализм — это не только жилые многоэтажки. Из необработанного бетона во второй половины ХХ века строили государственные учреждения, университеты и музеи. Бетон оказался таким универсальным, молчаливым, суровым, выразительным материалом, что стал единственным возможным языком скульптуры, чтобы говорить о тяжелых событиях прошлого. В Берлине Мемориал жертвам холокоста — это поле из 2 700 бетонных плит и ощущение наваливающейся, бесконечной человеческой боли.
Все эти смыслы автоматически считываются, когда, например, режиссер снимает антиутопию в подобных декорациях. Но даже без них бросает вызов унылой красивости и безликому совершенству.
Следующие пять визуальных трендов 2020 года не связаны с художественными и архитектурными течениями прошлого напрямую. Больше никаких революций и противоречий, никакого социального контекста и угроз. Это, скорее, советы о цветовых решениях и композиции, которые помогут привлечь внимание зрителя. И если вы, к примеру, запланировали в следующем году просто прославиться в Инстаграме, можете поискать резкие плоскости света и тени на стенах ближайшей брутальной многоэтажки, складывать композиции из сезонных фруктов в стиле Баухауза или выбрать один из следующих советов. А мы поможем с живописным вдохновением.
Пастельные оттенки
Неоновый киберпанк сейчас на пике популярности (это один из футуристических трендов), поэтому используйте пастельные цвета, покорите мир всеми оттенками бежевого, белого, розового или мятного. Как это сделал с свое время тоналист Уистлер, например.
Деформация и оптические иллюзии
Вы уже поняли, что совершенство всем наскучило? Привлечь внимание зрителя идеальной картинкой все сложнее — их слишком, слишком много. Поэтому искаженные, деформированные фигуры, оптические иллюзии, неровные шрифты — все это заставит человека задержаться на изображении и разгадать его. Фрэнсис Бэкон, Пабло Пикассо, Мауриц Корнелис Эшер и Виктор Вазарелли об этом точно знали.
Природные формы и закон гравитации
Говорят, что с современными технологиями стало реально воссоздавать природные движения, гипнотические процессы, раньше доступные только ученому по ту сторону микроскопа, завораживающие реакции. Дизайнеры и художники присматриваются к живым формам и, пользуясь набором современных техник, преодолевают законы природы. Ученый Эрнст Геккель всю жизнь смотрел в микроскоп на медуз и планктон, открывал неизвестные виды (на его счету 120 не известных ранее существ) и зарисовывал причудливые и прекрасные живые формы. Если вам за природными формами, то искать их до сих пор лучше всего в книгах Геккеля.
Вертикальный формат
Тут все просто. Люди перебираются из-за компьютеров в телефоны и планшеты, а потому вертикальные изображения воспринимаются лучше. Девайс диктует формат картинки. Художникам и дизайнерам придется разбираться с композиционными требованиями вертикального изображения, а в живописи, как всегда, можно найти примеры, когда кардинально вертикальный холст не просто лучше подходил для задуманной картины, а задавал тему, бросал вызов, определял форму.
Детали крупным планом
и лаконичность эстетики Баухауза не случайно вышли на первый план в этом году. Перенасыщенность и избыточность изображений часто уводит от главного, не позволяет рассмотреть подробности. В мире тотальной информационной усталости заметными становятся изображения с одним-единственным акцентом — ищите такие в поздних натюрмортах импрессионистов, например. Блестяще овладевшие техникой, постаревшие и больные Эдуар Мане или Огюст Ренуар клали перед собой луковицу или пучок спаржи — и писали только это. Ничего лишнего.