Модные тенденции в образовании
16 октября состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию» выступил доктор Кейс Терлоу (Saxion University of Applied Sciences, Голландия).
Когда мы говорим о новом обучении, о новом образовании, то подразумеваем не только современные технологии обучения, но и те изменения, которые стоят за их появлением. Кейс Терлоу, эксперт в области высшего и дополнительного профессионального образования, профессиональной подготовки преподавателей, а также методологии проектирования обучения и исследований развития образовательных систем, представил участникам семинара современные тренды, меняющие ландшафт образовательного дизайна и технологий, а также связанные с ними методические задачи и вызовы, которые стоят перед учебными заведениями.
Учить работать на результат
Какие же это тренды? Прежде всего, стремление улучшить качество обучения и его результаты (performance improvement). Мы много говорим о методике обучения, об усвоении знаний, но должен быть заметен и эффект, отдача от образования. Этот эффект хорошо виден на примере медицинского или технического образования. Прилежно обучающийся студент-медик может диагностировать болезнь, а студент-информатик — написать новую программу. Результат обучения этих студентов состоит в том, что они на основе своих знаний делают что-то полезное, что-то создают. В рамках высшего образования студенты учатся добиваться практического результата. И здесь не последнюю роль играет качество методов преподавания, которые в современных реалиях приходят в образование из самых разных областей. Так, например, все чаще используемое сегодня наставничество (mentoring) пришло из сферы кадрового менеджмента.
Высшее образование, чтобы действительно улучшить качество обучения и результаты обучения, должно активно использовать методы и наработки из сферы труда. Студентов нужно рассматривать как молодых сотрудников компаний. «Если вы хотите подготовить исследователя-экономиста, то уже с первого курса с ним нужно обращаться как с членом коллектива научных работников, стимулировать его работать на результат, которым может быть курсовая, научный отчет или статья в журнале», — отметил докладчик.
Вторая актуальная тенденция в сфере образования получила суровое название «конструктивизм». Конструктивистский подход к современному образованию подразумевает, прежде всего, актуализацию обучения. То есть преподавание должно ориентироваться на уже имеющиеся у студентов знания и навыки, но ставить перед ними сложные задачи, чтобы развивать профессиональные навыки, которые понадобятся молодым выпускникам на рабочем месте. «Когда я работал на факультете государственного управления, мы давали студентам конкретные задания по разработке, например, политики развития сельского хозяйства. Конечно, студенты наделают кучу ошибок, но они будут понимать, чем им придется заниматься через три-четыре года», — сказал доктор Терлоу.
Системный подход и кулуарное обучение
Третий тренд, как и первый, пришел в образование из сферы корпоративного менеджмента. Речь идет об управлении знаниями. Преподаватель при работе со студентами должен организовать систему сбора, хранения и обмена важной информацией, а также экспертными знаниями. Если над каким-то научным проектом работает международная команда исследователей, они все должны постоянно контактировать друг с другом, делиться своими наработками и выводами, развиваться в рамках своей профессиональной среды.
Четвертая тенденция связана с необходимостью создания системы поддержки качества образования (performance support), обеспечивающей ее участникам различные уровни доступа к информации тогда, когда это необходимо. Так, для преподавателей созданы различные системы поддержки проектирования обучения, включая инструменты для правильной постановки целей, организации лекций, создания тестов. К примеру, есть специальная программа, которая сама сформулирует цели и задачи курса после того, как преподаватель ответит на все ее вопросы.
О пятой тенденции сегодня не вспоминает только ленивый. В сфере образования день ото дня становятся все популярнее технологии e-learning, а преподавание «в режиме очной встречи» неспешно теряет свои позиции. В США с 2002 по 2008 год число студентов, которые за время обучения в университете выбрали по крайней мере один онлайн-курс, выросло с полутора до четырех с половиной миллионов. И сегодня любой университет, если он хочет идти в ногу со временем, должен задуматься о встраивании в учебный процесс инструментов обучения онлайн. Речь идет не о замене преподавателя компьютером, но о разумном использовании новых технологий. «Если для изучения какой-то дисциплины студенту нужна математика, а он в ней не блещет, преподаватель может предложить ему пройти курс математики онлайн. А бывает так, что в группе появляются очень одаренные студенты, и для них тоже можно организовать специальные онлайн-курсы, выходящие за рамки стандартного учебного плана», — поделился своим опытом Кейс Терлоу.
Шестой тренд можно обозначить как «обучение в неформальной обстановке» (informal learning). Неформальное обучение представляет собой неофициальные, незапланированные, подчас спонтанные способы получения знаний и навыков. Как подчитали исследователи, 68% сотрудников компаний отмечают, что частенько получают важные знания по e-mail. А 42 процента работающих утверждают, что много нового узнают из «неформальных дискуссий» возле кулера с водой… И хотя такое обучение обычно происходит на рабочем месте, университеты могли бы перенять некоторые полезные «рабочие» практики. Например, можно организовать неформальные встречи преподавателей и студентов с дискуссиями и обменом мнениями за чашечкой чая.
Сети, игры и наука
Facebook и Twitter прочно вошли в нашу жизнь. И еще один тренд современного образования — это социальные медиа. Блоги, Wiki, подкасты, социальные закладки и даже Youtube — все это можно и нужно использовать в обучении. К примеру, блоги хорошо встраиваются в образование как средство обратной связи преподавателя и студентов. А в Youtube можно сделать и продемонстрировать студентам какой-нибудь урок.
Введение в обучение образовательных игр является восьмым трендом современности. Серьезные образовательные игры создаются для самых разных учебных областей. Существует, например, игра, которая имитирует процесс изменения климата, или медицинская игра по решению проблемы лишнего веса, есть экономические игры вроде «как открыть свой бизнес», или игры, где можно сражаться на арене мировой дипломатии. Конечно, подобные игры являются лишь еще одним образовательным средством, преподаватель к ним должен подходить весьма критически и четко понимать, зачем он встраивает в учебный курс ту или иную игру.
Девятый тренд затрагивает довольно узкую сферу образования, он связан с методикой преподавания естественных наук (learning sciences). Преподаватель не должен упускать из внимания основополагающие концепции и понятия, но студентам нужно работать с реальными проблемными ситуациями. «Образование — социальный процесс, и поэтому в процессе обучения естественным наукам преподаватель должен больше использовать новые технологии, в том числе дистанционного обучения, формировать группы, проектировать трансляцию знаний от студента к студенту», — подчеркнул доктор Терлоу.
Наконец, десятый тренд — это мобильное образование, включая мобильные обучающие платформы, а также использование в обучении возможностей планшетов и даже смартфонов. Оценка знаний студента, развитие его понимания и аналитических навыков, запоминание — для всего этого можно использовать мобильные устройства. Студент всегда может скачать какой-нибудь курс или отдельный урок и заниматься где угодно и когда угодно. Конечно, мобильное образование таит в себе определенные опасности, и его нужно очень аккуратно интегрировать в процесс обучения. Необходимо использовать только качественное программное обеспечение, учитывать то, что любое мобильное устройство — это еще громадный отвлекающий фактор…
Завершая свое выступление, докладчик отметил, что любое новшество в образовании, любая новая образовательная методика должны последовательно пройти несколько стадий: анализ, проектирование, развитие, внедрение и оценка. Только такой подход к образованию позволит создать по-настоящему качественное обучение.
Предельные вопросы преподавания
Выступавший в качестве дискуссанта директор лицея № 1535 Михаил Мокринский заметил, что в нашей стране последние два десятилетия — это время лозунгов. Но педагогическое сообщество пришло к тому, что для реализации лозунгов гуманизации и гуманитаризации нам не хватает всего и сразу. «Я надеюсь, что те подходы, о которых говорил докладчик, все же позволят превратить нашу аморфную педагогическую почву в то, от чего можно отталкиваться и двигаться вперед. А также задать главный вопрос, который редко ставит перед собой реально работающий учитель: «Зачем?». Зачем я преподаю именно этот предмет? Для чего программа включает в себя именно такой набор целей и задач? Почему я хочу научить всему этому своего ученика… Невключение этих предельных вопросов в учительскую работу создает «ахиллесову пяту» размером с весь организм современной школы».
Татьяна Пирог, менеджер программы Intel «Обучение для будущего», отметила, что те тренды, о которых говорил докладчик, — это не вопрос будущего, и не то, что внезапно снизойдет на нас сверху. Тренды — это уже существующие требования к преподавателю, который работает в современных реалиях: «Конечно, 70 процентов преподавателей в нашей стране этим требованиям не соответствует. Но когда уйдет теперешнее поколение учителей, придут новые, те, кто «в тренде». Сама жизнь приобщает нас к прогрессу».
По словам Андрея Подольского, профессора Института образования ВШЭ, чтобы реализовать всю совокупность обсуждаемых трендов, нужно ясно отдавать себе отчет, что мы имеем дело с реальными учащимися, педагогами, администраторами и работодателями. «И здесь начинаются проблемы: реальные люди имеют возрастно-психологические, индивидуально-психологические и другие особенности. Дьявол в деталях. Сама по себе методически-технологическая составляющая — это не то чтобы дело десятое, но вынесение за скобки человеческого компонента обесценивает instructional design».
В завершение семинара слово взял научный руководитель Института развития образования Исак Фрумин: «В нашей стране работают сотни методистов, которые не могут сказать, в чем заключается имманентная обучающая характеристика новых орудий. Что компьютеры и мобильные устройства реально привнесли в процесс учения? И вообще за последние двадцать лет появилась ли у нас хоть одна надежная новая технология более быстрого обучения иностранному языку или решению тригонометрических уравнений?».
Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ
Какие педагогические методики и инновационные технологии популярны в образовании XXI века и насколько они способствуют развитию современного общества?
Ситуацию в современной системе образования лучше всего характеризуют два слова: «рост» и «расширение». Действительно, по мере появления новых технологий, повсеместно внедряемых в образовательные программы, педагоги постепенно начинают переосмысливать учебные стратегии. Непрерывно разрабатываются инновационные методы обучения. Растёт педагогическая квалификация преподавателей. Делается ставка на активное развитие творческого потенциала учеников. Всё вышеперечисленное открыло путь для возникновения совершенно новых образовательных тенденций, среди которых, как правило, выделяют следующие.
Нелинейные образовательные технологии
Мы живём в эпоху глобальных проблем, которые ставят под угрозу выживание человечества. Разработка и реализация стратегий по борьбе с ними требуют новых способов мышления и даже нового мировоззрения. Формируют это мышление в первую очередь компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии, изменяя образ мыслей каждого отдельного человека, а также создавая новую систему морально-этических ценностей. Одним из основных следствий подобных изменений является массовое распространение нелинейного мышления, то есть готовности не слепо следовать заданному пути, а делать выбор среди нескольких альтернатив.
Формирование нелинейного мышления постепенно становится фундаментальной концепцией современной образовательной системы, которая постепенно отказывается от традиционной линейной передачи знаний с готовым перечнем заданий и непререкаемым авторитетом преподавателя, в пользу внедрения огромного множества конкурирующих между собой альтернативных способов получения этих самых знаний.
Сегодня всё большее распространение приобретает мнение, согласно которому развитие нелинейного мышления полезно в любом возрасте, а не только в среде учащихся младших классов. Так, к примеру, исследования Гарвардского центра по изучению творческого альтруизма сумели довольно убедительно доказать, что пожилые люди, получающие знания именно с помощью вышеупомянутой системы в значительно меньшей мере подвержены болезням Паркинсона и Альцгеймера, и практически никогда не впадают в маразм на старости лет, сохраняя живость и остроту ума.
Электронное обучение
Современные тенденции в образовании направлены на изменение задач учебного процесса в сторону умения ориентироваться среди гигантских потоков информации. Главными инструментами познания стали различные виды программного обеспечения. Это требует нового, существенно отличающегося от традиционного, подхода к образовательному процессу, ведь использование веб-технологий в обучении является не просто технологическим дополнением аудиторного использования компьютеров. Нет, применение интернета обеспечивает не только лёгкий доступ ко всем необходимым материалам, а формирует совершенно новый тип педагогики.
Использование электронного обучения в образовательных учреждениях на современном этапе происходит тремя типичными способами: обучение в классе, которое работает дополняется преподаванием лицом к лицу посредством электронной связи; дополнение личного обучения электронным; независимое преподавание посредством интернет-курсов, служащее заменой традиционного преподавания.
Настолько разные способы использования интернета свидетельствуют о появлении новых педагогических моделей, чтоуказывает на смену образовательной системы от обучения, ориентированного на учителя, к обучению, ориентированному на студента. Тем не менее, электронное образование не подразумевает полную замену живого обучения, а в первую очередь обеспечивает создание компьютерных инструментов, помогающих преподавателю эффективно доносить информацию, оценивать учеников, направлять аудиторию.
Онлайн курсы
Обучающие онлайн курсы включают в себя множество компонентов: техническую архитектуру, учебный дизайн, графический дизайн, интеллектуальную собственность и авторское право на оформление. Как правило, большинство упомянутых курсов на современном этапе выходят в свет только после тщательных педагогической и технологической экспертиз. Таким образом, это нечто большее, чем серия лекций, размещённых на веб-сайте, поскольку требует преднамеренного учебного дизайна, который зависит от конкретных учебных целей, поставленных перед курсом и результатов, на которые рассчитывает разработчик, с конкретными учебными мероприятиями и измеримыми результатами.
Наиболее эффективные модели обучающих онлайн курсов создаются при совместном участии преподавателя определённой дисциплины и дизайнера, каждый из которых вкладывает в курс свои навыки.
Мобильное обучение
В наше время мобильную информацию и технологии связи можно считать одним из самых важных факторов, способствующих изменениям социальной структуры. Мы живём в эпоху первого поколения действительно портативных информационных и коммуникационных технологий, которые объединяют телефон, интернет, хранение данных и многое другое в рамках одного устройства. Они с каждым днём снижают зависимость от фиксированных мест для учёбы, и, таким образом, дают возможность кардинально изменить обучающие методики. В частности, именно благодаря мобильному обучению во многих университетах начал активно внедряться принцип «достаточно, точно, вовремя, только для меня», провозглашающий приоритет индивидуальной направленности преподавания.
Эволюционная концепция
Основная особенность современного мира – это его разнообразие и изменчивость, которые проявляются на всех уровнях жизни людей. Возможность развития стабильного общества и предотвращения глобальных кризисов и прочих конфликтов напрямую связана с образовательным уровнем конкретного общества.
Для адекватного восприятия современной научной картины мира и устойчивого развития, обществу жизненно необходимы инновации в образовании. Отталкиваясь от этой идеи многие теоретики современной педагогики считают, что педагогике нужно перенять опыт, накопленный природой и использовать его в человеческой деятельности.
Природа способна быть устойчивой к внешним воздействиям, легко адаптироваться к изменчивым условиям и совершенствоваться. Неудивительно, что одним из главных трендов образования XXI века является превращение каждого отдельного обучающегося коллектива в систему, способную на самоорганизацию и приспособление к условиям постоянно меняющегося мира.
Каждый год на выставку International Society for Technology in Education в США приезжают больше 24 тысяч человек, чтобы понять, как будут развиваться технологии в образовании. Основатель образовательной платформы по программированию для школ «Кодвардс» Максим Волошин и руководитель образовательной программы Галина Денина съездили в Филадельфию и узнали, что нас ждёт в ближайшем будущем.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Изначально ISTE — это международная образовательная организация, которая уже 40 лет проводит мероприятия по обмену опытом среди образовательного сообщества в США. Если сравнивать выставку ISTE с аналогичной Bett Show в Лондоне, то можно сказать, что по составу участников они похожи, но вот деловая программа у американцев более глубокая и прикладная. В основном все доклады на ISTE рассказывают про реальный опыт использования технологий и конкретные наработки по всем темам, которые на Bett в Лондоне позиционировались только как потенциальные зоны развития.
На выставке ISTE в 2019 году стало очевидно: IT-корпорации (прежде всего Microsoft и Google) захватывают рынок образования. И это неудивительно, ведь у них есть и инфраструктура, и сервисы, и актуальное содержание. Плюс и Microsoft, и Google расширяются за счёт партнёрств: так они могут разнообразить содержание своих программ и включить в них новые инструменты. Эти преимущества позволяют IT-компаниям легко конкурировать с госинфраструктурой и издательствами, которые выпускают учебную литературу.
На выставку в США учителя приезжают для реального обмена опытом. И это главное отличие американской ISTE от российских ММСО, EdCrunch и «Города образования». Отечественные мероприятия с каждым годом становятся всё лучше, а в последнее время иногда даже выигрывают у крупнейшей британской выставки Bett Show. Но учителя всё же приезжают на них в основном потому, что их попросили. В эту сторону России предстоит развиваться в ближайшие годы: перед образовательными выставками стоит задача сделать информацию реально полезной и применимой в повседневной жизни. Тогда учителя смогут внедрять то, что они слышат в докладах, в свою ежедневную практику.
1. Искусственный интеллект идёт в образование
Здесь можно выделить два основных направления: применение этой технологии и обучение ей. Если говорить о первом аспекте, то сегодня искусственный интеллект применяют только на очень ранней стадии автоматизации школьных процессов. Про использование машинного обучения для помощи учителю разговор и вовсе заходит только эпизодически. В основном такие продукты есть либо у смелых частных стартапов, либо у крупных корпораций. Посередине пока ничего (и никого) нет. Этот рынок настолько же молодой и неосвоенный, как и применение виртуальной реальности в обучении. В целом же, если сравнивать распространение искусственного интеллекта в образовании с финансово-банковским сектором, — пока это небо и земля.
Зато вторая часть сильно интереснее. По сути, она связана с формированием нового стандарта: чему надо учить детей с точки зрения искусственного интеллекта и что с этим делать на уровне подготовки учителей. Речь о том, как научить учителей учить детей учить машины. Это довольно обсуждаемая тема, потому что сегодня искусственный интеллект начинает восприниматься не просто как надстройка над всеми компьютерными технологиями. Он становится всё более значимым и находит широкое применение.
2. Мы все — цифровые граждане
Понятие «цифровая грамотность» (digital literacy) вызывает у многих отторжение. Люди думают, что это глубокие знания о технологиях и харде. Пока всех больше заботит «цифровая жизнь»: как уберечься от буллинга, кража денег с кредитки, несанкционированный доступ к профилю в соцсетях и прочие вполне обывательские вещи. Digital fluency («цифровая беглость») как раз про это — про полезные умения для жизни в цифровой среде.
Среди полезных трендов в digital fluency можно выделить digital citizenship («цифровое гражданство»). Можно уверенно говорить, что сегодня в Европе и США у большинства людей есть две параллельные жизни: одна в реальном мире, а другая онлайн. И онлайн-государство так же реально, как и то, название которого написано на вашем паспорте.
В нём есть собственные правила и законы, лидеры мнений, а любой человек, у которого есть профиль в соцсетях, — гражданин этого цифрового государства. У него есть лицо, он сам создаёт и потребляет информацию. Digital citizenship интересует всех, потому что каждому хочется понимать, как жить «цифровому гражданину».
3. Компьютеры — это не только для мальчиков
Критическое мышление и умение решать проблемы — вот что потребуется в жизни и девочкам, и мальчикам в равной степени. За их развитие в школе отвечает Computer Science (наиболее близкая аналогия в России — информатика, но только в английской версии больше говорят про современные технологии и их применение в учёбе).
Существовавший на протяжении многих лет стереотип о том, что технологии девочкам неинтересны, ограничивал их возможности в изучении Computer Science. Сейчас всё меняется. Учителя ищут (и находят) способы вовлекать школьниц в занятия компьютерными технологиями. И общество, кажется, уже готово массово их поддержать. Например, в последнее время увеличилось количество фильмов, где супергерой — женщина. Кроме этого, набирают обороты проекты, которые рассказывают истории успеха женщин в IT-сфере.
Что посмотреть, если интересно узнать больше
- Большой проект Google Made with Code
- Проект Girls Go CyberStart
- Национальный центр «Женщины и IT» (здесь собраны новости и отчёты ассоциации, по которым можно следить за трендом)
4. Залипать в экраны можно с пользой
Набирающий обороты тренд, поддерживаемый в том числе Apple и Google. Про него мы впервые услышали на Всемирной конференции для разработчиков на платформах Apple на выступлении представителя «Улицы Сезам». Они одними из первых поняли, что бороться с телевизором бесполезно, а надо использовать этот ресурс, вложив в него полезное содержание. Так дети, «залипающие в ящик», стали учиться социальным паттернам с помощью игры и сказок. То, что ни родители, ни учителя не могли нормально донести, получилось сделать у «Улицы Сезам», поставив экранное время на службу детям.
То же самое сейчас происходит с гаджетами. Оторвать от них детей невозможно. Это даже сильнее, чем приставки. Потому что доступнее: смартфон есть в любой семье, игры на нём бесплатные или дешёвые. Теперь встаёт вопрос: как вложить в смартфоны нечто полезное, но так, чтобы по форме это было так же круто, как «Фортнайт»? Пока только создатели «Майнкрафта» нашли путь c тематическими проектами, где смешиваются история, исследования, искусство и программирование.
5. Учиться на ошибках становится проще
Конечно, нейронауки — это больше про методики обучения, поэтому они могут казаться узкой сферой. Но они помогают осознать важный момент, который практически не встречается в классическом подходе: обучение через ошибку. Создаётся ситуация, в которой ошибка помогает нарисовать схему решения и одновременно становится как бы скрытой подсказкой. В этот момент срабатывает обновление мыслительного аппарата, который отвечает за критическое мышление, через Perception-Action Cycle (цикл «восприятие — действие»). На ребёнка это работает так же, как классическая эндорфиново-дофаминовая петля в гейм-дизайне — «Радость от того, что вы поняли, как решить проблему», как говорил нобелевский лауреат Ричард Фейнман на своих лекциях. Только без всяких звёздочек и виртуальных вознаграждений.
Раньше подход с визуализацией схемы решения через ошибки было очень сложно воссоздать в учебниках и офлайновой среде. Но благодаря цифре, интерактиву и анимации появились совсем другие возможности. Кажется, что это какой-то слишком смелый подход, но если задуматься, в жизни мы только так и учимся по-настоящему.
6. Тема космоса и STEM в образовании
STEM продолжает развиваться: новые продукты, конструкторы, программируемые роботы для детей. Всё это уже есть. Но сейчас мы видим серьёзное изменение и поддержку крупных игроков, которые к рынку образования до этого не имели отношения. Чтобы показать важность STEM, идеологи подключили космос, а вместе с ним и НАСА.
Вода на полюсах Луны как заправка, инфраструктурная программа Безоса, 100 миллионов долларов — бюджет НАСА на пиар, миллионные просмотры роликов с запусками SpaceX на YouTube. Всё это становится модным драйвером, который отражается и на образовании. На выставке ISTE у НАСА был не только свой стенд, но и целая игровая секция с мастер-классами. На них показывали проекты, которые можно реализовать в любой школе: коллаборация с Microsoft, мирами Minecraft и Google. Всё как в фильме «Марсианин», только для школы.
Уже появляются продукты, которые делают наборы экспериментов для проведения в классе и дома. Например, Science Journal, поддерживаемый Google, рассказывает, как изучать движение с помощью акселерометра в телефоне.
Что посмотреть, если интересно узнать больше
- Программа Microsoft+NASA для STEM-занятий в классе
- STEM Innovation Lab by NASA for Education
- Видео с Джеффом Безосом про лунную программу
- Фильм «Аполлон-11» 2019 года