Модные тенденции в педагогике
16 октября состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию» выступил доктор Кейс Терлоу (Saxion University of Applied Sciences, Голландия).
Когда мы говорим о новом обучении, о новом образовании, то подразумеваем не только современные технологии обучения, но и те изменения, которые стоят за их появлением. Кейс Терлоу, эксперт в области высшего и дополнительного профессионального образования, профессиональной подготовки преподавателей, а также методологии проектирования обучения и исследований развития образовательных систем, представил участникам семинара современные тренды, меняющие ландшафт образовательного дизайна и технологий, а также связанные с ними методические задачи и вызовы, которые стоят перед учебными заведениями.
Учить работать на результат
Какие же это тренды? Прежде всего, стремление улучшить качество обучения и его результаты (performance improvement). Мы много говорим о методике обучения, об усвоении знаний, но должен быть заметен и эффект, отдача от образования. Этот эффект хорошо виден на примере медицинского или технического образования. Прилежно обучающийся студент-медик может диагностировать болезнь, а студент-информатик — написать новую программу. Результат обучения этих студентов состоит в том, что они на основе своих знаний делают что-то полезное, что-то создают. В рамках высшего образования студенты учатся добиваться практического результата. И здесь не последнюю роль играет качество методов преподавания, которые в современных реалиях приходят в образование из самых разных областей. Так, например, все чаще используемое сегодня наставничество (mentoring) пришло из сферы кадрового менеджмента.
Высшее образование, чтобы действительно улучшить качество обучения и результаты обучения, должно активно использовать методы и наработки из сферы труда. Студентов нужно рассматривать как молодых сотрудников компаний. «Если вы хотите подготовить исследователя-экономиста, то уже с первого курса с ним нужно обращаться как с членом коллектива научных работников, стимулировать его работать на результат, которым может быть курсовая, научный отчет или статья в журнале», — отметил докладчик.
Вторая актуальная тенденция в сфере образования получила суровое название «конструктивизм». Конструктивистский подход к современному образованию подразумевает, прежде всего, актуализацию обучения. То есть преподавание должно ориентироваться на уже имеющиеся у студентов знания и навыки, но ставить перед ними сложные задачи, чтобы развивать профессиональные навыки, которые понадобятся молодым выпускникам на рабочем месте. «Когда я работал на факультете государственного управления, мы давали студентам конкретные задания по разработке, например, политики развития сельского хозяйства. Конечно, студенты наделают кучу ошибок, но они будут понимать, чем им придется заниматься через три-четыре года», — сказал доктор Терлоу.
Системный подход и кулуарное обучение
Третий тренд, как и первый, пришел в образование из сферы корпоративного менеджмента. Речь идет об управлении знаниями. Преподаватель при работе со студентами должен организовать систему сбора, хранения и обмена важной информацией, а также экспертными знаниями. Если над каким-то научным проектом работает международная команда исследователей, они все должны постоянно контактировать друг с другом, делиться своими наработками и выводами, развиваться в рамках своей профессиональной среды.
Четвертая тенденция связана с необходимостью создания системы поддержки качества образования (performance support), обеспечивающей ее участникам различные уровни доступа к информации тогда, когда это необходимо. Так, для преподавателей созданы различные системы поддержки проектирования обучения, включая инструменты для правильной постановки целей, организации лекций, создания тестов. К примеру, есть специальная программа, которая сама сформулирует цели и задачи курса после того, как преподаватель ответит на все ее вопросы.
О пятой тенденции сегодня не вспоминает только ленивый. В сфере образования день ото дня становятся все популярнее технологии e-learning, а преподавание «в режиме очной встречи» неспешно теряет свои позиции. В США с 2002 по 2008 год число студентов, которые за время обучения в университете выбрали по крайней мере один онлайн-курс, выросло с полутора до четырех с половиной миллионов. И сегодня любой университет, если он хочет идти в ногу со временем, должен задуматься о встраивании в учебный процесс инструментов обучения онлайн. Речь идет не о замене преподавателя компьютером, но о разумном использовании новых технологий. «Если для изучения какой-то дисциплины студенту нужна математика, а он в ней не блещет, преподаватель может предложить ему пройти курс математики онлайн. А бывает так, что в группе появляются очень одаренные студенты, и для них тоже можно организовать специальные онлайн-курсы, выходящие за рамки стандартного учебного плана», — поделился своим опытом Кейс Терлоу.
Шестой тренд можно обозначить как «обучение в неформальной обстановке» (informal learning). Неформальное обучение представляет собой неофициальные, незапланированные, подчас спонтанные способы получения знаний и навыков. Как подчитали исследователи, 68% сотрудников компаний отмечают, что частенько получают важные знания по e-mail. А 42 процента работающих утверждают, что много нового узнают из «неформальных дискуссий» возле кулера с водой… И хотя такое обучение обычно происходит на рабочем месте, университеты могли бы перенять некоторые полезные «рабочие» практики. Например, можно организовать неформальные встречи преподавателей и студентов с дискуссиями и обменом мнениями за чашечкой чая.
Сети, игры и наука
Facebook и Twitter прочно вошли в нашу жизнь. И еще один тренд современного образования — это социальные медиа. Блоги, Wiki, подкасты, социальные закладки и даже Youtube — все это можно и нужно использовать в обучении. К примеру, блоги хорошо встраиваются в образование как средство обратной связи преподавателя и студентов. А в Youtube можно сделать и продемонстрировать студентам какой-нибудь урок.
Введение в обучение образовательных игр является восьмым трендом современности. Серьезные образовательные игры создаются для самых разных учебных областей. Существует, например, игра, которая имитирует процесс изменения климата, или медицинская игра по решению проблемы лишнего веса, есть экономические игры вроде «как открыть свой бизнес», или игры, где можно сражаться на арене мировой дипломатии. Конечно, подобные игры являются лишь еще одним образовательным средством, преподаватель к ним должен подходить весьма критически и четко понимать, зачем он встраивает в учебный курс ту или иную игру.
Девятый тренд затрагивает довольно узкую сферу образования, он связан с методикой преподавания естественных наук (learning sciences). Преподаватель не должен упускать из внимания основополагающие концепции и понятия, но студентам нужно работать с реальными проблемными ситуациями. «Образование — социальный процесс, и поэтому в процессе обучения естественным наукам преподаватель должен больше использовать новые технологии, в том числе дистанционного обучения, формировать группы, проектировать трансляцию знаний от студента к студенту», — подчеркнул доктор Терлоу.
Наконец, десятый тренд — это мобильное образование, включая мобильные обучающие платформы, а также использование в обучении возможностей планшетов и даже смартфонов. Оценка знаний студента, развитие его понимания и аналитических навыков, запоминание — для всего этого можно использовать мобильные устройства. Студент всегда может скачать какой-нибудь курс или отдельный урок и заниматься где угодно и когда угодно. Конечно, мобильное образование таит в себе определенные опасности, и его нужно очень аккуратно интегрировать в процесс обучения. Необходимо использовать только качественное программное обеспечение, учитывать то, что любое мобильное устройство — это еще громадный отвлекающий фактор…
Завершая свое выступление, докладчик отметил, что любое новшество в образовании, любая новая образовательная методика должны последовательно пройти несколько стадий: анализ, проектирование, развитие, внедрение и оценка. Только такой подход к образованию позволит создать по-настоящему качественное обучение.
Предельные вопросы преподавания
Выступавший в качестве дискуссанта директор лицея № 1535 Михаил Мокринский заметил, что в нашей стране последние два десятилетия — это время лозунгов. Но педагогическое сообщество пришло к тому, что для реализации лозунгов гуманизации и гуманитаризации нам не хватает всего и сразу. «Я надеюсь, что те подходы, о которых говорил докладчик, все же позволят превратить нашу аморфную педагогическую почву в то, от чего можно отталкиваться и двигаться вперед. А также задать главный вопрос, который редко ставит перед собой реально работающий учитель: «Зачем?». Зачем я преподаю именно этот предмет? Для чего программа включает в себя именно такой набор целей и задач? Почему я хочу научить всему этому своего ученика… Невключение этих предельных вопросов в учительскую работу создает «ахиллесову пяту» размером с весь организм современной школы».
Татьяна Пирог, менеджер программы Intel «Обучение для будущего», отметила, что те тренды, о которых говорил докладчик, — это не вопрос будущего, и не то, что внезапно снизойдет на нас сверху. Тренды — это уже существующие требования к преподавателю, который работает в современных реалиях: «Конечно, 70 процентов преподавателей в нашей стране этим требованиям не соответствует. Но когда уйдет теперешнее поколение учителей, придут новые, те, кто «в тренде». Сама жизнь приобщает нас к прогрессу».
По словам Андрея Подольского, профессора Института образования ВШЭ, чтобы реализовать всю совокупность обсуждаемых трендов, нужно ясно отдавать себе отчет, что мы имеем дело с реальными учащимися, педагогами, администраторами и работодателями. «И здесь начинаются проблемы: реальные люди имеют возрастно-психологические, индивидуально-психологические и другие особенности. Дьявол в деталях. Сама по себе методически-технологическая составляющая — это не то чтобы дело десятое, но вынесение за скобки человеческого компонента обесценивает instructional design».
В завершение семинара слово взял научный руководитель Института развития образования Исак Фрумин: «В нашей стране работают сотни методистов, которые не могут сказать, в чем заключается имманентная обучающая характеристика новых орудий. Что компьютеры и мобильные устройства реально привнесли в процесс учения? И вообще за последние двадцать лет появилась ли у нас хоть одна надежная новая технология более быстрого обучения иностранному языку или решению тригонометрических уравнений?».
Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ
Какие педагогические методики и инновационные технологии популярны в образовании XXI века и насколько они способствуют развитию современного общества?
Ситуацию в современной системе образования лучше всего характеризуют два слова: «рост» и «расширение». Действительно, по мере появления новых технологий, повсеместно внедряемых в образовательные программы, педагоги постепенно начинают переосмысливать учебные стратегии. Непрерывно разрабатываются инновационные методы обучения. Растёт педагогическая квалификация преподавателей. Делается ставка на активное развитие творческого потенциала учеников. Всё вышеперечисленное открыло путь для возникновения совершенно новых образовательных тенденций, среди которых, как правило, выделяют следующие.
Нелинейные образовательные технологии
Мы живём в эпоху глобальных проблем, которые ставят под угрозу выживание человечества. Разработка и реализация стратегий по борьбе с ними требуют новых способов мышления и даже нового мировоззрения. Формируют это мышление в первую очередь компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии, изменяя образ мыслей каждого отдельного человека, а также создавая новую систему морально-этических ценностей. Одним из основных следствий подобных изменений является массовое распространение нелинейного мышления, то есть готовности не слепо следовать заданному пути, а делать выбор среди нескольких альтернатив.
Формирование нелинейного мышления постепенно становится фундаментальной концепцией современной образовательной системы, которая постепенно отказывается от традиционной линейной передачи знаний с готовым перечнем заданий и непререкаемым авторитетом преподавателя, в пользу внедрения огромного множества конкурирующих между собой альтернативных способов получения этих самых знаний.
Сегодня всё большее распространение приобретает мнение, согласно которому развитие нелинейного мышления полезно в любом возрасте, а не только в среде учащихся младших классов. Так, к примеру, исследования Гарвардского центра по изучению творческого альтруизма сумели довольно убедительно доказать, что пожилые люди, получающие знания именно с помощью вышеупомянутой системы в значительно меньшей мере подвержены болезням Паркинсона и Альцгеймера, и практически никогда не впадают в маразм на старости лет, сохраняя живость и остроту ума.
Электронное обучение
Современные тенденции в образовании направлены на изменение задач учебного процесса в сторону умения ориентироваться среди гигантских потоков информации. Главными инструментами познания стали различные виды программного обеспечения. Это требует нового, существенно отличающегося от традиционного, подхода к образовательному процессу, ведь использование веб-технологий в обучении является не просто технологическим дополнением аудиторного использования компьютеров. Нет, применение интернета обеспечивает не только лёгкий доступ ко всем необходимым материалам, а формирует совершенно новый тип педагогики.
Использование электронного обучения в образовательных учреждениях на современном этапе происходит тремя типичными способами: обучение в классе, которое работает дополняется преподаванием лицом к лицу посредством электронной связи; дополнение личного обучения электронным; независимое преподавание посредством интернет-курсов, служащее заменой традиционного преподавания.
Настолько разные способы использования интернета свидетельствуют о появлении новых педагогических моделей, чтоуказывает на смену образовательной системы от обучения, ориентированного на учителя, к обучению, ориентированному на студента. Тем не менее, электронное образование не подразумевает полную замену живого обучения, а в первую очередь обеспечивает создание компьютерных инструментов, помогающих преподавателю эффективно доносить информацию, оценивать учеников, направлять аудиторию.
Онлайн курсы
Обучающие онлайн курсы включают в себя множество компонентов: техническую архитектуру, учебный дизайн, графический дизайн, интеллектуальную собственность и авторское право на оформление. Как правило, большинство упомянутых курсов на современном этапе выходят в свет только после тщательных педагогической и технологической экспертиз. Таким образом, это нечто большее, чем серия лекций, размещённых на веб-сайте, поскольку требует преднамеренного учебного дизайна, который зависит от конкретных учебных целей, поставленных перед курсом и результатов, на которые рассчитывает разработчик, с конкретными учебными мероприятиями и измеримыми результатами.
Наиболее эффективные модели обучающих онлайн курсов создаются при совместном участии преподавателя определённой дисциплины и дизайнера, каждый из которых вкладывает в курс свои навыки.
Мобильное обучение
В наше время мобильную информацию и технологии связи можно считать одним из самых важных факторов, способствующих изменениям социальной структуры. Мы живём в эпоху первого поколения действительно портативных информационных и коммуникационных технологий, которые объединяют телефон, интернет, хранение данных и многое другое в рамках одного устройства. Они с каждым днём снижают зависимость от фиксированных мест для учёбы, и, таким образом, дают возможность кардинально изменить обучающие методики. В частности, именно благодаря мобильному обучению во многих университетах начал активно внедряться принцип «достаточно, точно, вовремя, только для меня», провозглашающий приоритет индивидуальной направленности преподавания.
Эволюционная концепция
Основная особенность современного мира – это его разнообразие и изменчивость, которые проявляются на всех уровнях жизни людей. Возможность развития стабильного общества и предотвращения глобальных кризисов и прочих конфликтов напрямую связана с образовательным уровнем конкретного общества.
Для адекватного восприятия современной научной картины мира и устойчивого развития, обществу жизненно необходимы инновации в образовании. Отталкиваясь от этой идеи многие теоретики современной педагогики считают, что педагогике нужно перенять опыт, накопленный природой и использовать его в человеческой деятельности.
Природа способна быть устойчивой к внешним воздействиям, легко адаптироваться к изменчивым условиям и совершенствоваться. Неудивительно, что одним из главных трендов образования XXI века является превращение каждого отдельного обучающегося коллектива в систему, способную на самоорганизацию и приспособление к условиям постоянно меняющегося мира.
Образовательная отрасль является одной из самых подвижных, особенно на протяжении последнего года, когда в жизнь мирового сообщества ворвался пресловутый «китайский вирус». Каждая страна сумела убедиться в прочности собственных правил, порядке в системе образования, готовности к кардинальным переменам и новшествам, готовности учащихся к ним.
Не исключено, что многие новые тенденции, пришедшие к нам за последний год, останутся навсегда. Сегодня мы поговорим о современных трендах в системе образования-2020.
Тренд №1. Формат обучения.
Изначально считалось, что престиж и качество образования всегда зависело от преподавателей, их квалификации, научного пути (степени, звания и пр.), опыта. Именно они делятся собственными знаниями и навыками с будущим поколением, занимаются их профессиональной подготовкой. Но сейчас время расставило новые приоритеты: в век информационных технологий студенты и преподаватели должны пользоваться соответствующими благами.
Современное образование
Согласно новым требованиям, каждый преподаватель должен владеть на уровне опытного пользователя современными информационными коммуникациями, компьютерами и гаджетами. Большая часть работы переведена в электронный формат: ведение документации, заполнение различных дневников, организация и проведение тестирований (том числе в форматах онлайн и оффлайн), консультации подопечных студентов и авторов научных работ и пр.
Обратите внимание, что сейчас возможно дистанционное обучение. В частности, именно этот новый формат и современные средства коммуникации позволили не прерывать образовательный процесс из-за коронавируса! Сейчас необходимо довести использование технологий и иных благ до высшего уровня, при котором бы качество образования не страдало.
Тренд №2. Акцент на практику.
Сегодня работодатели предъявляют серьезные требования к кандидатам на ту или иную должность. Среди них самым распространенным является наличие опыта работы или практических навыков по освоенной специальности.
Изначально ВУЗы занимались преимущественно теоретической подготовкой, но теперь ориентир взят на практику. В настоящее время студенты, начиная со второго курса, в обязательном порядке проходят практику независимо от ступени образования. Продолжительность этой части подготовки новых специалистов зависит от профиля и уровня подготовки. В среднем она достигает 2-4 недель.
Соотношение теории и практики
Практика позволяет не только «изнутри» узнать специфику выбранной профессии, но и получить ряд иных дополнительных навыков: обучиться основам работы в конкретной программе, заполнять документацию и пр. По окончании практики формируется соответствующий отчет, в котором необходимо отметить новые навыки и знания, проблемы, с которыми практикант столкнулся на практике и методы их решения и пр.
Тренд №3. Сотрудничество ВУЗов, а не конкуренция.
В последнее время наметилась определенная тенденция: ВУЗы стали все меньше соперничать и бороться за абитуриентов, заключая взаимовыгодные договора. Например, сегодня студенты могут получать «двойное образование», проходить стажировку за рубежом, спокойно переводиться из одного учебного заведения в другое и пр. Все это происходит на основе заключения между образовательными заведениями специального договор или соблюдении конкретных условий. Подобные мероприятия предоставляют массу возможностей для каждой из сторон:
- ВУЗ повышает свой рейтинг и престиж;
- Студенты получают опыт, новые связи и знакомства, совершенствуют свои знания и навыки и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Тренд №4. Возможность онлайн-обучения.
Многие ВУЗы начали активно продвигать онлайн-обучение в различных формах: от различных курсов по переподготовке кадров, повышению аттестации, дополнительные курсы и секции, до получения высшего образования (диплома). Данная «привилегия» появилась с развитием интернет-технологий и возможностей образовательных заведений, физических лиц.
Достоинством этого варианта является: освоение образовательной программы в удобном месте и удобное время, преодоление сессий с помощью онлайн-экзаменов, тестирований и пр. Единственным и существенным недостатком этого варианта являются перебои связи.
Тренд №5. Рейтинговая система оценки знаний.
Классическая модель оценки знаний и навыков учащихся действует уже не во всех ВУЗах. Сейчас в образовательных заведениях принято разрабатывать собственный алгоритм проверки и успеваемости посредством присвоения определенного количества баллов за каждое действие: ответ на занятии или дополнение сокурсника, выполнение письменной работы, участие в жизни кафедры и ВУЗа и пр. Притом помимо поощрения данная система предполагает и штрафы: за пропуск занятий по неуважительной причине, отказ от ответа на занятии из-за слабой подготовки и пр.
Рейтинговая система оценки
Рейтинговая система также предполагает, что учащийся должен заработать определенный «минимум» баллов, чтобы получить допуск к зачету или экзамену. На аттестационном рубеже он «добирает» баллы, из чего будет складываться итоговая оценка. Преподаватель сравнит набранные «очки» со специальной шкалой и выведет результат (какой отметке соответствует общее количество баллов).
По сути, рейтинговая система оценки подготовки учащихся – это метод кнута и пряника. Но он далеко не всегда позволяет объективно «оценить» готовность учащегося.
Тренд №6. Обучающие платформы.
Сегодня подготовиться к предстоящим контрольным или аттестационным рубежам можно, как самостоятельно, так и прибегнув к услугам квалифицированных специалистов: репетиторов, тьюторов и пр. Также можно подтянуть познания более увлекательно, подключив обучающие платформы.
Как Вуз помогает в обучении студентам?
Сегодня ВУЗы успешно применяют так называемые «личные кабинеты студентов», где они могут получить доступ к самой разной информации: о действующих секциях при образовательном заведении, методические рекомендации по выполнению различных проектов согласно учебному плану, расписание занятий, контакты педагогов, возможность сдачи материалов на проверку или аттестацию дистанционно, онлайн-тестирования и пр.
Некоторые эксперты не исключают, что со временем искусственный интеллект сможет заменить реальных педагогов и появятся роботы-преподаватели. За рубежом уже начали внедрять подобные технологии, притом они показывают неплохие результаты.
Тренд №7. Использование игр в процессе обучения.
Все мы в душе еще дети. Студентов легко заинтересовать даже сложной и непонятной дисциплиной, темой, если пригласить в небольшую игру. Притом все занятия можно построить по данному принципу: квест, игра, соревнование, викторина, онлайн-консилиум и пр. Все зависит от подхода педагога, его подкованности и фантазии, профессионализма и современности (владения актуальными техническими и коммуникационными средствами).
Тренд №8. Изменение правил поступления в ВУЗы и порядка обучения.
Со следующего года в России вступят новые правила приема и зачисления абитуриентов в высшие образовательные заведения. Эксперты отмечают, что во главе конкурсного обора будет стоять «естественный обор» в прямом виде. Теперь ВУЗы буду принимать документы не на конкретную специальность, а на факультет: зачислят только сильнейших. Выбор будущей профессии студенты будут осуществлять по мере освоения базовой программы, когда начнут переходить на узкоспециализированный модуль (то есть примерно на 2-3 курсе).
Изменения в системе образования
Более того, теперь учреждения высшего профессионального образования будут обязаны принимать документы дистанционно. Это в значительной степени облегчит участь поступающего: ему не придется заверять документы, приезжать в учебный центр ради предоставления материалов комиссии. Достаточно лишь в установленные сроки направить оригиналы документов в тот ВУЗ, который уже готов Вас зачислить.
Тренд №9. Гибкость системы обучения.
На сегодняшний день власти не исключают, что по мере необходимости студентов СУЗов и ВУЗов, а также учащихся начального образования могут переводить на дистанционную основу из-за эпидемиологической ситуации в стране. Это значит, что в любой момент очная и заочная форма может быть заменена на дистанционную, при этом есть существенный минус – ориентир на практику теряется.
Данное решение могут принимать администрации ВУЗов самостоятельно, учитывая количество заболевших ОРВИ и коронавирусной инфекцией, эпидемиологическую ситуацию в городе или регионе. Такой формат предполагает организацию беспрерывного образовательного процесса.
Таким образом, мы видим, что доминирующая часть тенденций в системе образования-2020 основывается на современных средствах коммуникаций: внедрение и повсеместное использование компьютеров, гаджетов, планшетов, Интернет-связи. При этом никто не намерен изменять учебные планы: занятия остаются по расписанию, письменные работы и проверки уровня знаний не отменяют, сессии и защиты дипломных проектов продолжаются.
Благодаря гибкости обучения и развитию прогресса система образования занимается подготовкой квалифицированных кадров с минимальными потерями, стараясь как минимум сохранить на текущем уровне и повысить качество подготовки специалистов, расширить их возможности и навыки, организовать бесперебойное становление кадров.