Модные ткани в 1960 году

В начале 1960-х годов благосостояние большинства советских граждан увеличивается: люди получают собственные квартиры и стабильную зарплату. Культурно-образовательный уровень также растет, а вместе с ним — потребительские интересы. Желание красиво одеваться и использовать одежду как инструмент самовыражения становится типичным для мужчин и женщин от 16 до 60 лет. Если ранее советское правительство претендовало на контроль в этой сфере, надеялось влиять на моду и даже регулировать её, то теперь бессмысленность этих попыток стала очевидна. Мода выходит на новый уровень и наконец становится доступной большинству граждан Советского Союза.

VATNIKSTAN продолжает цикл статей о моде. Ранее мы уже рассказали, как одевались в период НЭПа, какие тенденции господствовали в 1930-е годы, как красивые наряды возвращались в быт после войны и как стиль New Look покорял советских граждан в 1950-е годы. Теперь в фокусе внимания — начало 1960-х годов.

Основные тенденции: «Не отставать от жизни, моды…»

С конца 1950-х годов советская мода развивалась в одном направлении с западной, однако менялась медленнее. Некоторые западные тенденции в СССР «не приживались»: отечественные модельеры не заигрывали с «мини» и не шили слишком короткие юбки. Советская мода позиционировалась как более демократичная, менее экстравагантная, ориентированная на среднего покупателя, а не на «элитное меньшинство». Одежда отечественных производителей считалась практичной, функциональной, не наносящей вред здоровью — модели конструировались строго в соответствии с медицинскими нормами и стандартами гигиены.

Мода «оттепели». Как одевались в СССР в 1960 — 1965 гг.

Ключевой проблемой оставался подход к пошиву: в основе моделирования по-прежнему использовались упрощённые характеристики. На Западе одежду уже давно кроили по росторазмерам и полнотам, в СССР — по усреднённым, фактически выдуманным соотношениям роста и объёмов. Готовая одежда сидела плохо, её приходилось подгонять по индивидуальным меркам на дому или в ателье. Чтобы решить эту проблему в период с 1957 года по 1965 год сотрудники Центрального НИИ швейной промышленности провели массовые обмеры мужчин и женщин всех возрастов во всех регионах страны. Из огромного объёма данных сумели выделить типичные повторяющиеся характеристики, а на их основе — разработать новые ГОСТы на размерные ряды. Весомым достоинством новых типоросторазмеров стало их соответствие региональной специфике. Считалось, что теперь до 80% населения могут покупать одежду и с комфортом носить её без подгонки.

Качество новой одежды повысилось, а ассортимент расширился. Директор фабрики «Большевичка» (специализировалась на женской и детской верхней одежде) в 1960 году хвасталась, что теперь фабрика выпускает женские пальто и костюмы для четырёх типов сложения: «молодёжные» для девушек и для женщин «трёх полнот». Число фасонов тоже росло. Та же «Большевичка» в 1960 году выпускала 100 фасонов, а в 1961 — уже 204. Теперь предприятие оправдывало свой девиз: «Не отставать от жизни, моды…».

Другая интересная тенденция — культ искусственных тканей. Советские граждане активно приобретали вещи из нейлона, винила, дралона, лайкры и похожих материалов. Основной причиной любви было удобство: искусственные ткани легко стирать, не нужно ежедневно гладить. Одежда из искусственных тканей стоила весьма доступно, что в глазах покупателей оправдывало ее немногочисленные недостатки (вроде неприятной на ощупь фактуры). Любовь к ненатуральным тканям была такой сильной, что искусственные шубы покупали даже те, кто «мог позволить себе» даже натуральные. Настоящий мех считался скучным, недемократичным и несовременным.

Мода «оттепели». Как одевались в СССР в 1960 — 1965 гг.

Из методического каталога ВИАЛЕГПРОМ (Всесоюзный институт ассортимента изделий лёгкой промышленности и культуры) за 1964 год:

«Большую новизну и разнообразие вносят новые ткани с применением химических волокон, более свободный подход к их использованию, как, например, сочетание тканей разных фактур или одноцветных фактур и набивных. Для пальто подходят новые ткани с нитроном, открытого переплетения типа панамы и рогожки, ткани с применением фасонной пряжи, с рельефной и зернистой поверхностью типа «Элегант», пестротканые, с насыпкой, из разных цветов пряжи — это ткани «Завиток», «Полянка», «Мерлушка». Костюмные ткани — шерстяное трико «Чайка», шерстяные ткани «Эффект», «Люкс»».

«Мода» на моду

В период с конца 1950-х годов и до конца 1970-х годов тема стиля и внешнего вида стала очень популярной. Если раньше стремление хорошо выглядеть и выделяться могло встретить недружелюбное отношение общества, теперь интерес к моде признавался совершенно нормальным явлением. Это подтверждают общесоюзные, республиканские и местные газеты, которые регулярно писали о новости моды, размещали пресс-релизы модных мероприятий и даже публиковали аналитические статьи о культуре одежды. Появляются специализированные журналы мод, которые рассказывают читателям о тенденциях наступающих сезонов, публикуют красивые фотографии и анонсируют грядущие показы и новые коллекции.

Например, типичная заметка о моде, посвящённая ширине мужских брюк:

«… в соответствии с современной модой, нормальная ширина штанины составляет 24–25 сантиметров. <…> Есть люди, которые настаивают на слишком узких брюках, а некоторые, напротив, заказывают брюки шириной 45 сантиметров. Это в своём роде тоже стиль. Но не стоит пытаться обмануть новую моду».

Журналы несли и воспитательную нагрузку. В них регулярно появлялись материалы об экономических проблемах в индустрии моды, вопросы культуры одежды и даже роль моды в социализме. Авторы материалов делились с читателями размышлениями о природе моды и специфике советской одежды.

Манекенщицы из СССР в Европе в 1961 году

Интересно, что власть поощряла фиксацию недостатков в книгах жалоб и предложений, публикацию писем читателей с отзывами о работе магазинов одежды и лёгкой промышленности в целом. Это была обратная связь, которая помогала контролировать отрасль и уравновешивать декларативные сообщения в прессе об успехах лёгкой промышленности.

Правда «стилягам» иногда доставалось по-прежнему. Их образ расценивался как утрирование моды и дурной вкус. В печати шла дискуссия: с одной стороны публиковались письма возмущённых нестандартными образами, с другой — размышления авторов, защищавших право молодых людей на индивидуальность. Модные издания продвигают мысль, что неправильно судить о моральном облике человека на основании узких брюк и цветастой рубашки.

Женские образы: «Бабетта», шпильки, яркий макияж

Женщины черпают идеи образов из кинематографа. Например, самой модной считается причёска «Бабетта»: советские модницы позаимствовали её у Бриджит Бардо из фильма «Бабетта идёт на войну». Те, кто не любил пышные волосы, отдавали предпочтение лёгким в уходе геометрическим стрижкам. Также носят парики и шиньоны. Волосы было принято красить, естественный цвет считался скучным. Однако хороших красок в продаже не было, желающим изменить природный оттенок волос приходилось довольствоваться басмой, хной, луковой шелухой и перекисью водорода. Актуальным становится яркий макияж: чёрные стрелки, несколько слоёв туши для ресниц, бежевая помада.

Образ Бриджит Бардо из фильма «Бабетта идет на войну» вдохновил тысячи советских женщин повторить причёску

В 1961 году в советскую моду входит каблук-шпилька. От привычного каблука они отличаются толщиной — всего от трёх миллиметров. Высота обычно составляла пять-шесть сантиметров. Ходить на шпильках было неудобно: они оставляли следы на свежем асфальте, попадали между ступеньками эскалатора в метро и превращали прогулку по льду в экстремальное приключение. Тем не менее их популярность только росла — женщинам нравилась острота, которую шпильки добавляли даже самому скромного образу. Поэтому их носили и зимой, и летом.

Мода «оттепели». Как одевались в СССР в 1960 — 1965 гг.

Хитом становится чёрный обтягивающий свитер. Самые яркие образы получались из сочетания свитера, юбки и шпилек.

Носить брюки повседневно всё ещё не принято: образ женщины в брюках критиковали в печати как нарушающий общественные приличия. Ситуация получалась двойственная. С одной стороны, женщины в рабочих и спортивных брюках была обычным явлением и никого не возмущала. Советские женщины работали на заводах, в сельском хозяйстве, в свободное время занимались физкультурой. С другой стороны, появляться в брюках на официальных и праздничных мероприятиях было не принято. Женские брюки появятся в модных коллекциях в конце 1960-х годов и станут символом эмансипации.

В стиле Элвиса Пресли

Самый модный мужской образ 1960-х годов: белая нейлоновая рубашка, тёмные брюки-дудочки и уложенные к верху волосы. Мода на искусственные ткани захватила и мужчин: большинство стремится купить рубашку из нейлона. Хлопок признаётся устаревшим и неудобным, а нейлон — красивым и практичным. Материал не мялся, легко стирался и интересно смотрелся. Этого было достаточно, чтобы сделать нейлон самым востребованным материалом середины 1960-х годов.

Мода «оттепели». Как одевались в СССР в 1960 — 1965 гг.

Образы дополняли яркие приталенные пиджаки с широкими плечами, яркие красные носки, галстуки и зонты-трости. Актуальная причёска — «боб». Образцами для подражания стали Элвис Пресли и группа «Beatles».

Важным предметом гардероба становятся вязаные кардиганы. Вязаные вещи вышли на пик моды у мужчин и женщин. Но в продаже их нет, поэтому многие люди (не только женщины) увлекаются вязанием. Источником знаний и идей являются разделы «Вяжем сами» в журналах мод.

В 1962 году в СССР пришли тёмно-синие плащи из болоньи. В Италии из этой ткани шили рабочую одежду. В СССР их носили как летнее пальто. Советских граждан болонья покорила новизной и практичностью. В сложенном виде плащи были очень компактны и практически не занимали место в шкафах. В общественном сознании закрепилась мысль, что каждый уважающий себя человек непременно должен приобрести такой плащ. Мода на болонью продержится целое десятилетие. Зимой носили шапки из искусственного каракуля — тренд на искусственный мех задел и мужчин.

Вся семья в плащах «Болонья»

В 1960-е годы мужчины начинают играть всё более значимую роль в моде: в 1965 году впервые в советской истории мужчина приходит работать во Всесоюзный дом моделей. Этим первопроходцем был Вячеслав Зайцев. Уже во второй половине 1960-х годов его ждёт широкая известность, успешная карьера и звание одного из самых авторитетных людей в отечественной моде.

Читайте также наш материал «Сшитые одной нитью: история СССР в портретах на коврах»

Источник

Подписаться на VATNIKSTAN zen || vk || facebook || telegram

Источник

Модные тенденции 60-х годов прошлого столетия вновь на пике популярности. Какой же она была на самом деле, мода того далекого и очень интересного времени?

Легендарные 60-е годы – это ярчайшее десятилетие в истории мировой моды, свободное и экспрессивное, период торжественного шествия, так называемой, молодежной моды.

Новое явление — молодежная мода, возникло еще в 1950-е годы. Быстро растущий уровень жизни послевоенных лет привел к тому, что начало формироваться экономически независимое молодое поколение.

К 60 –м годам многие молодые люди стали финансово независимы от родителей, им хотелось быть особенными ни на кого не похожими, слушать «свою» музыку и носить «свою» одежду, которая подчеркивала бы отличительные особенности нового поколения. . Производителям модной одежды стало выгодно работать исключительно на молодежь. Кроме всего прочего, рос научно-технический прогресс, миру нужны были образованные люди, поэтому в 60-е годанаметился настоящий «образовательный бум».

В разрастающейся студенческой среде, конечно же, зарождались движения протеста. У молодых появлялись собственные кумиры. Это уже не звезды кино, а лидеры молодежных музыкальных движений: Элвис Пресли, Билл Хейли, Джон Леннон, Мик Джаггер, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон и пр. – харизматические личности, олицетворяющие «свингующие шестидесятые». Этот знаменитый термин появился благодаря журналу «Time» 15 апреля 1966 года, назвавшего Лондон «свингующим городом». Это был первый город, в котором дизайнеры стали создавать одежду именно для молодежи.

Законодательница моды Франция, несмотря на то, что наступило новое десятилетие, все еще предлагала стиль «утонченной женственности» – элегантные платья и костюмы, перчатки, жемчуг. Благодаря новаторским начинаниям, в начале 60-х, столица мировой моды переместилась из Парижа в Лондон. Еще со второй половины 1950-х годов в Лондоне начали открываться альтернативные магазины для молодежи на Кингс-Роуд и Карнаби-стрит, ставшими в 1960-е годы самыми модными улицами мира.

В конце 1950-х годов в Лондоне появляется новая субкультура под названием Моды (англ. Mod – from modernist) сокращенно от «модернисты» – современные. Предшественниками модов в конце 50-х были знаменитые «Тедди-бойз» (Teddy boy – мальчик Tедди) или, как их сокращенно называли, просто «Тедди», последователи «эдвардианского стиля» (Тедди сокращенно от имени Эдуард) – стиля короля Великобритании Эдуарда VII.

«Неоэдвардианский» стиль» в мужской моде конца 1950-х популяризировал Пьер Карден, предложивший носить костюмы с узкими жакетами без воротника, белые сорочки, элегантные галстуки, жакеты Неру с воротником-стойкой, узкие брюки.

Моды подхватывают щегольскую манеру одеваться. Их девиз – «умеренность и аккуратность!» Моды носят идеально сидящие костюмчики, химическое чудо начала 60-х – белоснежные нейлоновые сорочки с узкими воротничками, тонкие галстуки, ботинки с узкими носами, куртки из искусственной кожи на молнии, белые носочки, делают безупречные прически. Любимое средство передвижения модов – скутер.

Моды пропагандируют правила «идеального вкуса» и минимализм, одеваясь по принципу – «меньше значит больше». Образ «Мода», благодаря прессе, становится очень популярным у подрастающего поколения. В 1962 году последователями стиля mods становятся легендарные «Битлз». Они снимают кожаные куртки и футболки и облачаются в модные костюмы.

Девушки, поддерживающие субкультуру модов, носят брюки, мужские рубашки, обувь на плоской подошве, делают короткие стрижки и определенный макияж, используя основу, придающую лицу бледность, коричневые тени для век, белёсую помаду и накладные ресницы.

Именно в Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых — мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира. Мэри Квант выдвинула свой знаменитый лозунг: «Хороший вкус – это смерть. Вульгарность — жизнь». Она отрицала элегантность и традиции «хорошего вкуса», считая их ханжеством.

Популярности мини способствовала и новая манекенщица, которую нашли для демонстрации «стиля Лондон», — знаменитая Твигги (веточка), настоящее имя которой Лесли Хорнби. Ею создан образ угловатого подростка, шокировавший старшее поколение. В 1966 году Твигги, будет названа «лицом года» и войдет в историю моды как кумир 60-х и первая настоящая супермодель, которой поклонялись и подражали толпы поклонников.

Стиль, предложенный Мэри Квант, также называли «стилем Лолиты». Детские платьица и сарафанчики с завышенной талией, гольфики и туфельки на низком каблуке, надетые на Твигги плюс инфантильное выражение лица модели, все это напоминало об образе Лолиты из романа Владимира Набокова, появившегося в 1955 году. Другой популярнейшей британской моделью 1960-х годов была Джин Шримптон, олицетворяющая более женственный, но от этого не менее модный образ.

В это же время в Лондоне становится очень популярным дизайнер Джон Бейтс, одно время работавший под именем Жан Варон, многие историки моды считают, что именно он, а ни Мэри Квант, является истинным создателем мини-юбки. Бейтс внес большой вклад в развитие моды 60-х годов, но его имя, к сожалению, не так широко известно, как имена многих собратьев по цеху.

Новому стилю нужны были новые прически. И опять Лондон в плане новаторских идей оказался впереди Парижа. В 1959 году на экраны выходит французский фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Небрежно взбитая прическа с начесом, несмотря на то, что на её создание у модниц уходит немало времени, становится суперпопулярной. В 1960-е годы знаменитый французский парикмахер Жак Дессанж некоторое время работает с легендарной звездой, продолжая популяризировать полюбившийся образ, Брижит Бардо постоянно появляется с различными прическами на основе начеса.

А в Лондоне с1963 года парикмахер Видал Сассун начинает делать точные геометрические стрижки, стильные, современные и легкие в уходе. Его знаменитый боб приурочен к показу коллекции Мэри Квант. В 1963 году прическа актрисы Нэнси Кван, созданная для фильма «The Wild Affair», появились в журналах по всему миру. В последующие годы Сассун разрабатывает еще целый ряд точных стрижек. В 1968 году Сассун делает знаменитую Pixie cut (стрижку эльфа) – ультракороткую стрижку актрисе Миа Фэрроу.

Модный мир делится на приверженцев пышных причесок на основе начеса и геометрических стрижек. На подиуме новаторская геометрия одерживает победу. А вот в жизни женщины предпочитают начесы и пышные укладки. Повсеместная мода на точные стрижки придет чуть позже, в конце десятилетия и задержится в 1970-х. Кстати, и сам маэстро Сассун вполне дружелюбно относился к сложным прическам и начесам и мастерски умел их делать. Помимо стиля Брижит Бардо и геометрических стрижек в 1960-е годы модными становятся шиньоны.

Стилисты, создающие одежду исключительно для молодежи, появляются и в других странах. Готовая одежда набирает популярность, а у домов высокой моды сокращается число клиентов и им приходится срочно налаживать свои линии прет-а-порте. Но в середине 60-х высокая мода укрепляет позиции. Париж наконец-то берет реванш. Культ молодости, возникший в Лондоне, перемещается на французские подиумы, благодаря Андре Куррежу, знаменитому модельеру, предложившему космический стиль.

Вдохновленный освоением космического пространства и первым полетом в космос в 1961 году советского космонавта Юрия Гагарина, Курреж в 1964 году представляет свою новую коллекцию, для которой использует чудо промышленной химии 60-х – винил и синтетические ткани. Он так и называет ее «Космическая эра». Для показа Курреж подбирает особенных манекенщиц – юных, со спортивными фигурами, узкими бедрами, окрестив их «лунными девушками». Головные уборы, похожие на шлемы, серебристые синтетические материалы и белые полусапожки из винила на низком каблуке делали манекенщиц похожими на астронавток или инопланетянок. Это была первая коллекция «от кутюр», адресованная молодым.

Источник