Модные украшения были в 19 веке
История украшений 19 века богата: ювелирная мода не стояла на месте, предлагая женщинам изделия с разнообразным дизайном. Дамы то носили крупные серьги и массивные колье, то меняли их на небольшие сережки и шелковые ленты. Пожалуй, неизменно высоким был только спрос на броши и бриллианты. Рассказываем, какие ювелирные украшения в 19 веке носили в России и за рубежом, и показываем фото.
1800 — 1820 годы
Главными украшениями начала 19 века были броши — покрытые эмалью, оформленные самоцветами. Броши носили не только как самостоятельное украшение, но и использовали в качестве заколки для волос. Среди камней наибольший спрос имели агаты, топазы и бриллианты.
- Серьги преимущественно носили длинные, часто они состояли из 2-3 плоских элементов, размещенных друг над другом. По тому же принципу делали серьги с петельными застежками по всей длине. На важные мероприятия модницы надевали сережки с жемчужинами грушевидной формы или с грушевидно ограненными бриллиантами.
- На шее носили бриллиантовые ривьеры, ожерелья из драгоценных камней в легких оправах из золота, длинные золотые цепочки с крупными или мелкими звеньями.
- Волосы украшали тиарами в виде лаврового венка, декорированными бриллиантами и рубинами. Носили тиары с подвесками из грушевидно ограненных камней, бриллиантовые ривьеры, гребнями с филигранью и ценными камнями.
- Самые распространенные формы брошей — полумесяц, солнце, звезды. Изделия выглядели плоскими из-за того, что для бриллиантов на этом этапе использовали закрытые оправы. Сохранился спрос на модные в конце предыдущего столетия броши-банты, брошки-колоски и брошки-цветы.
1820 — 1840 годы
В этот период стали модными высокие прически и обнаженные плечи, поэтому серьгам и ожерельям уделялось много внимания. Серьги носили массивные и длинные, ожерелья для вечерних выходов делали широкими — они идеально дополняли глубокие декольте того времени. Образ дополняли крупными перстнями и золотыми браслетами.
- Самые популярные серьги — с подвесками-каплями грушевидной формы. Подвески прикрепляли к основанию с декором из камней — одного или нескольких.
- Браслетов носили по несколько штук одновременно — на каждую руку надевали по 2-3 браслета. Распространилась мода на браслеты из шелковой ленты с золотой застежкой, носили золотые изделия из крупных сегментов с эмалью и растительными мотивами. Модницы нередко выбирали широкие украшения на руку с переплетенными звеньями, декорированные золотой застежкой с самоцветами.
- Актуальны бриллиантовые ривьеры, также носили ривьеры из аметистов, топазов. Был спрос на ожерелья из гранатовых цветков, длинные жемчужные нити, цепочки с плоскими звеньями с эмалью, гравировкой.
- В брошах прослеживались растительные и натуралистические мотивы — изготавливали изделия в виде ветви с листьями и цветами, в форме птичек. Были в моде овальные эмали с копиями полотен Ренессанса, очень популярными считались комплекты брошей для корсажа — в комплект входили три бриллиантовые брошки с одним дизайном, их прикалывали друг над дружкой.
1840 — 1860 годы
- В моде короткие ожерелья с растительными мотивами и с мотивом змеи. Еще носили украшения на шею в форме цепочек с несколькими каплевидными подвесками, носили ожерелья из коралловых камней и шелковые ленточки с крестами.
- В это период распространилась мода на украшения с резными кораллами — женщины носили коралловые парюры, тиары из кораллов, гребни с кораллами
- Серьги мало носили в 1840-х годах из-за особенностей популярных причесок — уши практически полностью закрывали волосами. В 1850-х годах, когда распространилась мода на прически с зачесанными назад волосами, серьги снова стали носить, причем чаще это были длинные изделия и небольшие модели. Носили сережки в виде вытянутых бусин, плоских колец, полумесяцев, цветов.
- Броши крупные, продолговатые или овальные, с горизонтально расположенным узором. Часто делали броши с природными мотивами — в виде ветвей, букетов, листочков.
- В России на этом этапе дамы были относительно скромны в выборе украшений, ведь шло несколько войн. Днем женщины носили эмали, украшения из агата и бирюзы, бархатные ленты со стеклярусом, сетки из шелковых и золотых нитей для волос. Роскошные драгоценности надевали только на бал.
- Были актуальны кольца-полуокружности с бриллиантами, кораллами, сапфирами и кольца с мотивом змеи. Пальцы модниц того времени часто обвивали ювелирный змейки с глазами из ценных камней.
1860 — 1880 годы
В этот период в ювелирном деле отчетливо прослеживалась тяга к античным мотивам, получили распространение стиль неоренессанс, неогреческий стиль. Изготавливалось много изделий с рельефными деталями, широко использовалась эмаль.
- Серьги в это время были в особом почете (это неудивительно — было модно зачесывать волосы от ушей к затылку и спускать оттуда завитками, поэтому уши были открыты). Чаще всего носили крупные серьги, причем для вечерних выходов выбирали украшения с ценными камнями, а для дневного ношения — модели с эмалью. Формы были разнообразны — кресты, сферы, кольца, капли, звезды, амфоры. Делали сережки в виде рыбок, птичек, мельниц, насекомых.
- Стал популярен мотив змеи — украшения в форме змей, декорированные эмалью или ценными камнями, женщины носили на шее, руках, талии. Неоренессанс также проявлялся в украшениях с силуэтами мифологических животных.
- В Европе возрос интерес к египетской теме — при оформлении ювелирных изделий 19 века некоторые ювелиры использовали изображения папирусов, сфинксов и скарабеев на цветных эмалях, включали фаянсовых скарабеев в броши и браслеты. Распространилась мода на узоры из мелкой зерни, мозаики, камеи, гравированный меандр.
- Декорированные ценными камнями гребни были популярны, их носили на затылке или надо лбом. Как правило, верхняя часть гребня была золотой, а зубцы делали из черепашьего панциря.
- Популярность подвесок возросла, их носили на бархатных ленточках и золотых цепочках. Наиболее востребованными были подвески, состоящие из центрального камня с окружении эмали с растительными мотивами, также пользовались спросом ромбовидные изделия и кресты.
- В начале 1860-х началась мода на украшения-насекомых — стали появляться стрекозы и бабочки, пчелки и жуки, декорированные ценными камнями. Росла популярность мотива звезды — значительную часть брошей и других ювелирных украшений 19 века декорировали звездой с бриллиантами или эмалью.
- Для повседневного ношения дамы, которые следовали моде, выбирали спортивные броши — в форме подков, стремян, клюшек с мячами.
- Браслетов одновременно носили несколько — по 2-3 на каждой руке, надевали их на длинные перчатки. Преобладали изделия с плетением, схожим с корабельным канатом, носили браслеты с прямоугольными звеньями, золотые «запястья».
1880 — 1900 годы
- Среди украшений конца 19 века были очень востребованы тиары. Обычно они выполнялись в виде полумесяцев, трилистников, в форме лиры, с цветочными мотивами. Изготавливали изделия в форме изящных завитков, возвышающихся над группой бриллиантов. Были актуальны лаконичные тиары в виде лавровых венков и роскошные модели, схожие с русской императорской короной. Примечательно, что украшения делали многофункциональными — отдельные элементы тиар носили как украшение для волос или брошь, а ожерелья дополняли металлическими рамками — благодаря этим рамкам их можно было использовать для украшения прически.
- Для волос использовали ювелирные украшения в виде бабочек и трилистников, жуков, бантов, звезд. Брошами и булавками закрепляли прически.
- Серьги преимущественно были небольшими. Актуальны бриллиантовые «гвоздики», сережки из одной жемчужины в окружении бриллиантов, модели с подвеской из бриллиантов или жемчуга.
- В моде были кольца с пересекающимися концами и ценными камнями на них. Носили кольца-сердца с короной из самоцветов, а также изделия из нескольких золотых полос, соединенных на тыльной стороне.
- Броши в этот период становятся более изящными и тонкими, но их носят одновременно по несколько штук. В моде броши-звезды, броши-солнца и броши-полумесяцы с бриллиантами, броши-насекомые. Встречались брошки в виде собак, кроликов, лир, котят.
Войти или зарегистрироваться
Забыли пароль?
Введите адрес, указанный при регистрации. Мы вышлем вам инструкции по получению нового пароля.
Если вы не получили письмо, пожалуйста, проверьте папку «Спам».
Кроме того, вы можете воспользоваться формой быстрого заказа. В этом случае мы оформим заказ сами.
Забыли пароль?
Выберите один из вариантов для восстановления пароля.
Обратный звонок
Менеджер свяжется с вами в течение 15 минут и ответит на интересующие вопросы
Императрица Елизавета Алексеевна
Мода на античность в конце XVIII — в начале XIX века внесла изменения в ювелирные изделия наших модниц.
На смену украшениям с бриллиантами, сапфирами и изумрудами пришли подражания античным изделиям. Прозрачные и столь любимые в XVIII веке камни вытеснились на некоторое время украшениями с резными полудрагоценными камнями — геммами. Популярны стали слоистые агаты, ониксы, в которых художник сочетал скульптурные и живописные изображения.
Ф. Ф. Вигель в «Записках» рассказывал, что «бриллианты, коими наши дамы были так богаты, все попрятаны и предоставлены для ношения царской фамилии и купчихам. За неимоверную цену стали доставать резные камни, оправлять золотом и вставлять в браслеты и ожерелья. Это было гораздо античнее».
Н. И. Страхов в «Переписке моды…» сокрушался: «Можно сказать, что философский камень ныне сыскан, ибо сталь учинилась золотом щегольского света, и притом выдумщики сего железного золота могут переманивать в свой карман подменное и настоящее золото».
Несмотря на то, что мода рекомендовала украшения с полудрагоценными камнями, бриллианты надевали на придворные балы. Драгоценности у нас любили и носили в таком количестве, что давали иностранцам повод считать, что здесь они дешевы. Женщины унизывали кольцами все пальцы рук, тяжелые подвески серег оттягивали уши, а масса браслетов различной формы обхватывала запястья. Блестели прически, украшенные диадемами, золотыми обручами, венками из искусственных цветов и золотых колосьев и т. п.
В начале XIX века Марта Вильмот с сожалением писала сестре, что ее задумка купить в России недорогие камни и таким образом обогатиться не удалась. «Увы, мой воздушный замок растаял бесследно, ибо бриллианты здесь в той же цене, что и в Англии, тем труднее понять, отчего их так много».
Так что украшения с алмазами хоть и вышли из моды, все же не залеживались в шкатулках своих владельцев. В то же время масса совершенно новых вещиц, созданных в классическом стиле и в стиле ампир, заняла место в ларчиках наших модниц.В 1812 году, когда патриотичным казалось отказаться от французского языка и парижских мод, когда достали старые бабушкины одежды и нашили себе сарафанов, тогда-то и вернулось увлечение старинными украшениями: широкими браслетами-запястьями, длинными серьгами, головными уборами, усеянными жемчугом. Правда, уже через пару лет под влиянием модного литературного направления, сентиментализма, ювелиры создали массу новых украшений. Особой популярностью пользовались медальоны с локонами возлюбленных или медальоны с их миниатюрами, браслеты и кольца, всевозможные украшения с какими- нибудь «чувствительными» девизами. В 1828 году новинкой стал браслет-«эсклаваж», или «сердечная неволя». Журнал «Московский телеграф» в №12 писал: «Так называют новые браслеты, соединенные цепочкой с кольцом, эти браслеты вывозят из Одессы; замок у них утвержден сердечком, которое отпирается маленьким ключиком. Известная девица Надежа едва ли не первая в Париже явилась с таким браслетом, играя роль Федоры в модной пьесе “Эльва, или Русская сирота”.
Пристрастие же к прозрачным драгоценным камням в то время снова усилилось. Прически украшали золотыми и серебряными гирляндами и букетами разноцветных камней. В середине 20-х годов модная дама могла прочитать в журналах, что на балах и вечерах приветствуется обилие бриллиантов. Ими украшали головные уборы, кольца, заколки, броши и различные ожерелья, которые надевали по несколько сразу, а если одно, то такое же широкое, как браслет. Самым модным считалось золотое ожерелье, состоящее из пяти медальонов, скрепленных пучками роз. Из Парижа доходили слухи о невероятно богатых бриллиантовых диадемах, которые входили в моду. Были они настолько широкими, что волосы виднелись только на макушке. «Ужасно» понравилось модницам всех возрастов головное украшение под названием «фероньерка» — обруч или цепочка с драгоценным камнем посредине, который спускался на лоб. Фероньерку надевали так часто, что, по замечанию журнала «Молва» за 1831 год (№36), она начала выходить из моды из-за того, что «уже слишком много отдавали предпочтения по сравнению с прочими украшениями, злоупотребляли, так сказать, и вкус и приличие». Все эти украшения казались многим дамам столь неотъемлемыми и необходимыми деталями туалета, что даже в дни траура при дворе, когда носить их считалось неприличным, одна щеголиха решила закрасить блестящие бриллианты густым черным лаком и все же явиться в них.
Натали в фероньерке
Наряду с украшениями из драгоценных металлов с камнями широкое распространение получили совсем простенькие изделия. Газета «Молва» в 1832 году (№75) сообщала, что к числу недорогих, но модных украшений относятся черные бархатные ленточки, которые надевали на шею и скрепляли кулоном или брошкой из стекляруса. Этот милый убор дополнялся таким же бархатным браслетом, застегнутым стеклярусной пряжечкой, и серьгами из стекляруса. Серьги к тому времени выросли в длину, и журнал «Молва» в следующем году напоминал своим читательницам, что популярными остаются необыкновенно длинные серьги, бриллиантовые или жемчужные, которые представляли собой виноградную или смородиновою ветку с цветами и плодами.
Мужские украшения по сравнению с предыдущей эпохой стали несравненно скромнее. Уже никто не осыпал свои камзолы драгоценными камнями, никто не носил трости с набалдашником, украшенным золотом и бриллиантами, никто не заказывал шляп с невероятным числом драгоценных камней. Строгие фраки и сюртуки потребовали не менее строгих и изысканных ювелирных изделий. Представление о них дает рассказ М. И. Пыляева о загадочном графе В-ком. Говорили, что он имел богатое собрание картин лучших мастеров, но прославился в начале века коллекцией драгоценных камней и редких ювелирных вещей, которые хранились в застекленных шкафах его кабинета. «Коллекция его золотых эмалированных табакерок считалась первою в Европе; между ними находились известные в целом свете двенадцать эмалированных табакерок с живописью знаменитого Петито. Табакерки эти некогда принадлежали французскому королю, и о них существовало много рассказов. Несколько столовых сервизов В-кого тоже изумляли богатством и изяществом, особенно золотой сервиз со вставленными драгоценными каменьями. Между редкостями В-кого был известный … сапфир, изменявший свой цвет после захождения солнца …. В настоящее время такие камни, как описанный сапфир, теряющий свою окраску при искусственном освещении, не представляют редкости: сапфиры, переходящие при свечах в фиолетовый и розоватый цвет, ценятся в десять раз ниже тех, которые не теряют своей настоящей синей окраски. Таких камней и помимо сапфиров в настоящее время существует много, как напр., хризобериллы, дихроиты и т. д.». Непременным мужским украшением оставались кольца. В 1826 году журнал «Московский телеграф» (№13—16) предлагал щеголю обязательно обзавестись широким золотым перстнем, который занимал всю нижнюю фалангу пальца. Его носили на мизинце. На одной стороне кольца изображались фрукты, а на другой — цветочная гирлянда. Спустя несколько лет, в 1831 году модникам советовали обратить внимание на перстни с сердоликом. Небольшой прямоугольный камень обрамлялся золотом, на нем вырезали две готические буквы или герб.
Мода предлагала массу интересных вещиц. Начали, к примеру, украшать женские прически различными бархатными сетками. Их отделывали золотой тесьмой, драгоценными камнями, жемчугом или недорогими стеклянными бусами. Такая сеточка укладывалась на косе, и с нее «премиленько» свисали длинные кисти бус. Журнал «Мода» (№5) в 1857 году рассказывал о забавном случае, связанном с подобным украшением.
На каком-то большом обеде у одной из дам разорвались нитки бус, что украшали ее волосную сетку. Бусины не только раскатились по всему столу, но и в большом количестве оказались в тарелке ее соседа графа N. Сей эпизод очень расстроил графа, известного гурмана, который в ту минуту самозабвенно поглощал отменные трюфели. Когда же стеклянные бусинки оказались частью его кушанья, лакомство пришлось отдать лакею, и граф, по свидетельству очевидцев, «следил печальным оком за трюфелями, как следят за исчезающим видением».
Бриллиантовые звезды Сисси
Невероятными по красоте и материалу были ювелирные украшения из волос. Не удивляйтесь, именно из обычных человеческих волос. Журнал «Мода» в 1857 году (№ 1) сообщал, что французский ювелир Лемоннье изобрел особую технику плетения. Например, кругленькая коротенькая косичка, сплетенная из большого числа тонких волосяных прядей, становилась браслетом после того, как ее укрепляли золотыми деталями, а застежку украшали бриллиантами. Если волосы были темными, то изделие удивляло своей необычностью. А живой неповторимый блеск светлых волос и искусное плетение создавали иллюзию металла, похожего на платину. Сливаясь с настоящим золотом, переливаясь драгоценными камнями, украшение становилось подлинным шедевром ювелирного искусства. Лемоннье создал целую коллекцию таких поделок, она состояла из всевозможных гребней, рукояток кинжалов, искусно оплетенных прядями, флаконов для духов и браслетов.
Браслет из волос
В середине века страсть к всевозможным дорогим и замысловатым украшениям оказалась так велика, а армия их поклонниц так выросла, что представительницы титулованного общества решили отказаться от них. Они вернулись к скромным, дорогим и изысканным камеям. Журнал «Мода» в 1857 году в №1 не без доли иронии сообщал: «Камеи (всякого рода и коралловые) есть по преимуществу принадлежность аристократии. Обыкновенная женщина отдаст предпочтение изумруду, рубину, аристократка — камее». Правда, подобная мода не распространялась на ювелирные изделия, которые надевали на придворные балы. Букетики цветов на скромных платьях, сшитых по заказу в Англии у лучших портных за невероятные деньги, были прикреплены изысканными бриллиантовыми булавками. Трогательная бархатная ленточка удерживалась на шее драгоценным редчайшим камнем. Две-три нитки отборного жемчуга с простеньким на первый взгляд белым платьем из тафты оценивались в состояние. Хотя при этом не следует забывать о том, что придворный этикет не позволял щеголять в украшениях более дорогих, чем у членов императорской семьи.
Великая Княгиня Ольга Николаевна, королева Вюртембергская
Драгоценности императорской фамилии по своей красоте и дороговизне не знали себе равных. Фрейлина двора Анна Федоровна Тютчева в своем дневнике в день крещения великой княжны Марии Александровны записала: «Когда я пошла поздравить цесаревну, она показала мне великолепные украшения из драгоценных камней, которые ей подарил государь, государыня и наследник цесаревич: диадему из рубиновых звезд с расходящимися бриллиантовыми лучами и такую же парюру на корсаж. Цесаревна подарила мне красивую брошку из жемчугов с бриллиантами». Парюрой называли ювелирное украшение или набор украшений, включавший в себя до пятнадцати предметов. Так называемая большая парюра состояла из диадемы, ожерелья, серег, браслетов, колец, пуговиц, застежек и т. д. и предназначалась для придворных торжеств.
Amalie d’Orleans
Журнал «Вестник моды» за 1888 год (№4) сообщал, что количество женских ювелирных украшений столь велико, что «нынче самой молоденькой девушке дают в приданое настоящие царские ларчики, и каждый год она прибавляет к своим безделушкам какую-нибудь красивую драгоценную вещь». Среди них всевозможные гребенки и шпильки с бриллиантами, золотые булавки с драгоценными камнями, украшения для причесок с жемчугом или камнями, броши и заколки в виде фибул, кольца, браслеты, серьги и т. п.
Во второй половине XIX века изменилась форма многих изделий. Вышли из моды длинные серьги с привесками, им на смену явились небольшие, они не всем пришлись по вкусу. Немолодые модницы отдавали предпочтение традиционно длинным серьгам, которые притягивали внимание своей величиной и отвлекали взоры от морщинистой, увядающей кожи. Модницы, не имевшие возможности по первому веянию моды сменить ювелирные украшения или даже переделать старые на новые, также носили серьги, купленные еще в середине века.
Модными считались круглые серьги, состоящие из одной жемчужины, одного сапфира или изумруда, окруженного мелкими бриллиантами. Носили круглые небольшие или овальные броши. В центр изделия помещался полудрагоценный камень, окруженный бриллиантами, или вместо него мастера вставляли какие-нибудь старинные монеты или медали.
С бальными платьями носили, как выразился корреспондент журнала «Вестник моды» за 1888 год (№4), «колье всех сортов: жемчужные, бриллиантовые в виде ошейника». Корсажи платьев украшали мелкими бриллиантами, выкладывая их в виде различных цветов и листьев. Браслеты делали из жемчуга и драгоценных камней, молоденькие модницы обожали браслеты, на замочке которых крепился шарик. Перестали носить круглые узкие браслеты, отдали предпочтение широким, украшенным камнями. Тонкие золотые кольца с крупными драгоценными камнями унизывали женские пальчики.
Что касается бриллиантов, то, по замечанию автора этой заметки, написанной в 1888 году, в «настоящее время бриллианты не дороги на месте, а потому не мешает воспользоваться случаем, чтобы купить их».
В 1894 году журнал «По морю и суше» (№38) рассказывал: «Особенно в моде теперь драгоценности, их все больше и больше надевают. Начали носить даже длинные серьги, которые не были в моде со времен наших бабушек. Более всего носят жемчуг, особенно в виде колье в несколько жемчужных рядов, перехваченных бриллиантовыми пряжками. Кроме того, теперь начали украшать переднюю часть корсажа ценными камнями: жемчугом, рубинами, сапфирами и даже изумрудами… Мода на камни столько распространилась, что даже ручки зонтиков отделывают теперь сапфирами и рубинами… волосы тоже украшают камнями…»
А корреспондент журнала «Вокруг света» за 1895 год (№27) спешил известить своих читателей, что «один знаменитый лондонский башмачник… изготовил для леди N пару вышитых туфлей, украшенных рубинами, изумрудами и сапфирами за 4500 фунтов стерл.». И это еще не все, некая вдовствующая маркиза заказала пару туфель, украшенных бриллиантами, причем стоимость драгоценных камней простиралась до 12 тысяч фунтов стерлингов (свыше 100 тысяч руб.).
А еще рассказывали, как некая дама (очень богатая) потеряла в Париже в Большой опере один из крупнейших бриллиантов, весом в 25 каратов (по размеру с некрупный грецкий орешек). Камень выпал из оправы.
Королева Италии Елена
Наши модницы не отставали от иноземных по роскоши и богатству. Так одна из представительниц богатейшего и замечательного рода Демидовых, навещая как-то свою приятельницу, потеряла крупный бриллиант, он тоже выпал из оправы. Когда она вернулась домой и обнаружила пропажу, то подняла на ноги весь дом, камня не оказалось. Вечером она вновь заехала к знакомой, чтобы деликатно справиться о возможной находке. Хозяйка ничего не знала, но тут же приняла меры. Слуги начали искать и … нашли! Камень был такой невероятной величины, что одна из служанок приняла его за пробку от графина и водрузила на полагающееся, как ей показалось, место. Целый день необыкновенный бриллиант венчал собой графин с водой. Журнал «Нива» (1892, №49) успокоил читателей, бриллиант вернулся к хозяйке. Говорят, камни любят своих владельцев.
” Повседневная жизнь русских щеголей и модниц”