Модные журналы 40 х годов
Неповторимая мода 40-х. В это время мода диктовалась тяжелыми условиями военного и послевоенного времен и крайней ограниченностью материалов. Тем не менее, людям даже в такое смутное время хотелось и удавалось оставаться красивыми.
Что такое мода сороковых? «Скромность и подчеркнутость» — так обозначались тренды 40-х годов. В первой половине десятилетия ушли украшательства и клеш — на смену им пришла ровная прямая юбка или юбка трапеция до колен. Такой строгий фасон одежды диктовался банально нехваткой ткани. Гардеробы и запросы модниц были очень скромны. Во всем прослеживался военный стиль, некоторые детали одежды могли использоваться как в мужских, так и в женских костюмах. Как например, блузы того времени были схожи с обычными рубашками. Пиджаки имели квадратные плечи, жакеты — обязательно с подкладными плечиками, плечи казались широкими и квадратными, талию выделяли поясом или ремешком.
Из обуви тогда носили туфли на высоком толстом каблуке, туфли-лодочки или туфли на платформе. Очень популярными были босоножки, но любительницы одеться по старинке носили ретро обувь — оксфорды.
Нейлоновые чулки могли позволить себе только богатые, стильные женщины, потому что на тот момент товары из нейлона были очень дорогими. Доходило до того, что женщины, не имеющие возможности купить чулки, дорисовывали на голой ноге шов и пятку. Из аксессуаров носили маленькую шляпку и сумку — ридикюль.
Немного проще стало во второй половине сороковых. Одежда оставалась сдержанных тонов, больше использовался серо-голубой, приглушенный зеленый, коричневый цвета. Молодежи, конечно же, по нраву приходились изделия из тканей в горошек или в клетку. Из освобожденной Европы привозилось множество трофеев, в том числе и одежда. Кроме этого, с 1945-го года огромное влияние на моду оказали вещи в качестве гуманитарной помощи нашего союзника Соединенных Штатов Америки. Именно тогда в моду стали входить более яркие расцветки, более короткие юбки для спорта и отдыха и не такие скромные фасоны, к каким привыкли: рукава-фонарики и крылья, декоративные пуговицы, необычного кроя воротники, более широкие юбки — все то, что ляжет впоследствии в основу моды 50-х.
Цветные ткани и ткани с узорами — раскупались в магазинах со скоростью света, независимо от цены. Платья из них смотрелись очень красиво (особенно модным был бархат).
В то время можно было подарить девушке отрезок хорошей прибалтийской ткани — и серьезно завоевать её расположение. И это не шутки, ведь достать подобные отрезы было практически не возможно, все это было для избранных, для элиты общества, жен офицеров и политических лидеров страны. Это время даже для «высшего» класса доказательством «статуса» было наличие горжетки или накидки из чернобурки. Женщины с низким достатком не брезговали меховой оторочкой из кошки.
Отдельно следует упомянуть скромного дизайнера, великого кутюрье — Кристиана Диора. Период расцвета его творчества как раз пришелся на этот нелегкий период. Маэстро познал бедность и все тягости фашистского режима, но, тем не менее, смог пробиться и прорасти мощным деревом — Домом Высокой Моды Диор.
Модели Диора всегда отличались особенным шармом. Сам Кристиан именовал это — NewLook. Романтическая линия, с новым вариантом кринолина, тонкой талией и прилегающим лифом. В этом силуэте он воплотил собственное представление о женственности, которой так не хватало в эпоху войны с её форменной одеждой и «трудовой повинностью» для женщин. Что характерно, советское общество не сразу приняло направление NewLook — потребовалось ровно 10 лет, чтобы в 1957 году модели Кристиана Диора вошли в обиход женщин СССР.
Благодаря своей лаконичности, сдержанности, строгости и одновременно женственности моде 40-х актуальна и сейчас.
Обратите внимание на основные черты моды сороковых.
Длина «миди».
Юбка «трапеция» или прямая.
Простой, лаконичный силуэт.
Акцент на детали: воротник, манжеты, клапаны на карманах и рукавах, складки, пуговицы, пояс или ремень подчеркивает талию.
Цветные принты в сочетании всего выше перечисленного.
Часто в качестве декорирующего материала выступает натуральный мех.
Что касается обуви и стиля ее ношения, то не возможно не заметить веяние прошлого в ультрамодных моделях современных дизайнеров.
Почему так было тогда, почему это актуально сейчас?
Время диктует свои правила. 40-е принесли тяжелые испытания, женщины взяли на себя тяжелую мужскую работу, они сражались наравне с мужчинами, смотрели в лицо смерти каждый день. Но они не перестали быть женщинами, мечтающими о любви, семье, детях. Поэтому, укоротив юбки и сузив их ровно настолько, чтобы можно было сделать шаг, выбрав сдержанные цвета, более практичные при 18-и часовом рабочем дне, женщины проявили чудеса изобретательности в подчеркивании своей женственности. Конечно же, сейчас не такое тяжелое время, но женщина в современном мире занимает активную жизненную позицию — работает, занимает руководящие должности, заботится о семье, занимается спортом, путешествует. Она сильная, целеустремленная и при этом женственная и привлекательная. Есть что-то общее у женщин 40-х и наших современниц. Возможно, поэтому в модных тенденциях наблюдается возврат к идеям военного и послевоенного времени.
Женщины остаются прекрасными всегда, несмотря на все трудности, с которыми им приходится сталкиваться и в какое бы время им не приходится жить. Изобретательность и стремление быть замеченной не остановит женский пол ни перед чем.
Женская мода начала 1940-х годов.
Когда речь заходит о моде 1940-х, нельзя забывать о влиянии Второй мировой войны на повседневную жизнь людей в начале десятилетия, даже за океаном. Моду диктовали социальные тенденции, которые изменили мир моды. В начале 40-х мода была весьма сдержанной – строгий силуэт, мягкие плечи и самые разнообразные шляпки. Причём, так одевались женщины всех социальных слоёв. Гламурные фотографии того времени позволяют представить, какими были в то время тенденции женской моды.
1. Яркие платья, шляпки и ювелирные украшения (1940)
На снимке для журнала «Vogue» модели позируют в элегантных платьях и украшениях от Tiffany.
2. Светская львица (1941 год)
Приталенное шерстяное платье зеленого цвета Бэйб Палей (Babe Paley) дополнила яркой сумочкой, связанной крючком.
3. Любимая классика (1941 год)
Дороти Шапард (Dorothy Shapard) в классическом сером платье с пиджаком в крупную трехцветную клетку.
4. Элегантная кинодива (1941 год)
Американская актриса Лоретта Янг (Loretta Young) позирует на плетеной лестнице в брючном костюме белого цвета.
5. Главный аксессуар (1941 год)
Модель в войлочной шляпке, декорированной объемными розами, миниатюрной птичкой колибри и лентой.
6. Китайские мотивы (1941 год)
Модель позирует в длинном шелковом платье с черными вставками, которое идеально облегает фигуру.
7. Теплый желтый (1941 год)
Девушка-модель в желто-золотом твидовом костюме, декорированном массивной цепочкой.
8. Роскошь Востока (1941 год)
Модель в необычном головном уборе – золотом вязаном тюрбане, дополненным желто-розовыми цветами и зеленым платком.
9. Безупречный белый (1941 год)
Девушки в длинных платьях с фигурными вырезами позируют в Гранд-Каньоне для страниц журнала «Vogue».
10. Гламурная шляпка (1942 год)
Модель в маленькой ярко-розовой шляпке с брошкой, сочетающейся с перчатками и вставками на костюме.
11. Подарок на Рождество (декабрь 1943 года)
Модель позирует в короткой серой шубе, сочетающейся с аксессуарами насыщенного темно-зеленого цвета.
12. Сочный оранжевый (1943 год)
Модель в ярко-оранжевом платье с поясом и воротником-бантом, берет с сеточкой вместе с перчатками того же цвета дополняют образ.
13. Задорная клетка (1943 год)
Девушки-модели в летних клетчатых платьях, декорированных рядами пуговиц и оборками, с сумочками-мешочками такой же расцветки.
14. Правильный тон (1944 год)
Снимок модели с балетными тапочками различных цветов, сделанный модным фотографом Джоном Ролингсом (John Rawlings).
15. Прогулка по городу (1944 год)
Модель позирует в мягком шерстяном платье с поясом и аккуратным белым воротничком, придающим образу элегантность.
16. Гармония цвета (1944 год)
Девушка-модель в шерстяном костюме песочного цвета, декорированном большими золотыми пуговицами.
17. Черное платье (1944 год)
Модель в черном платье, дополненном аксессуарами сдержанных тонов для завершения стильного образа.
18. Холодная пора (1944 год)
Модель в сером твидовом костюме с шляпкой в тон, держащая шубу платинового цвета из лисы.
19. Прозрачная шляпка (1944 год)
Модель в нестандартной шляпке с вуалью работы дизайнера Вальтера Флорела (Walter Florell).
20. Однотонный костюм (1944 год)
Модель в элегантном шерстяном костюме-тройке от дизайнера Веры Максвелл (Vera Maxwell).
21. Битва на шелке (1945 год)
Шелковый платок с рисунком художника-экспрессиониста Феликса Топольски (Felix Topolski).
22. Цветные линии (1945 год)
Американская актриса Джоан Тетцел (Joan Tetzel) в летнем льняном платье, выполненном из ткани трех цветов.
23. На морском берегу (1945 год)
Актриса и модель Лиз Бенн (Liz Benn) позирует в сером купальном костюме от американского модного дизайнера Клэр МакКэрделл (Claire McCardell).
24. Полоски и клетки (май 1945 года)
Модель в летнем клетчатом костюме с аксессуарами в тон позирует для страниц журнала «Charm».
25. Розы для образа (1945 год)
Образ модели состоит из черного платья с коротким рукавом, декорированной шляпки с вуалью и шелкового шарфа с розами.
26. Блестящее сочетание (1945 год)
Модель в открытом платье белого цвета от американского модельера Тины Лезер (Tina Leser) и золотых босоножках.
27. Серое и черное (1945 год)
Модель в сером костюме позирует фотографу Константину Йоффе (Constantin Joffе) у нью-йоркского книжного магазина.
28. Модные тенденции (1945 год)
Модели позируют в платьях пастельных тонов, выполненных из искусственных материалов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История советской моды. Часть третья – 1940-е
Война!
В конце 1930-х годов мир находился на пороге Второй мировой войны. Милитаризация общества вновь оказала влияние на моду. Также как и во времена Первой мировой, силуэты одежды стали заметно меняться. С конца 30-х главной стилеобразующей деталью становятся подкладные плечи, увеличивающиеся с каждым годом. В 1940-е годы массивные подплечики обязательны как для женской, так и для мужской модной одежды. Кроме того, в одежде появляются детали, характерные для стиля милитари и спортивного направление – накладные карманы, кокетки и глубокие складки на спине, хлястики и погончики, в моде перепоясанная талия. Женские юбки становятся короче, чем в 1930 е годы, преобладают слегка расклешенные и заложенные складками модели.
В европейской женской моде 1940-х годов очень популярны элементы тирольско-баварского костюма и карибо-латинские и испанские мотивы. В моде рукава фонарики, характерные для тирольских и баварских платьев, тирольские шляпы, напоминающие охотничьи, андалузский горошек, маленькие жакеты болеро, миниатюрные шапочки, в стиле испанских тореадоров, баскские береты, тюрбаны как у кубинских работниц с плантаций сахарного тростника.
В 1940-м году советская мода сближается с европейской. Политики боролись за сферы влияния и делили между собой мир, отнимая территории у одних государств и, отдавая их другим, а мода, как ни странно, извлекала пользу из этого жестокого процесса, в очередной раз, доказывая, что она является частью глобального мирового процесса, и ей не нужны границы. Благодаря присоединению к СССР Западной Белоруссии, Западной Украины, входивших в состав Польши, возвращению Бессарабии, являющейся в тот момент частью Румынии, Выборга, являвшегося территорией Финляндии, стран Прибалтики, на советском пространстве произошло обновление и расширение такого понятия как мода.
Для СССР государства, в которых лёгкая промышленность была достаточно высоко развита, в области моды явились своеобразной струёй свежей крови, советские люди получили больший доступ к информации о модных мировых тенденциях. Во Львове, славящемся отличными портными и обувщиками, в Вильно, и особенно в Риге, которую в то время даже сравнивали с западноевропейскими городами, называя «маленьким Парижем», можно было свободно купить хорошую модную одежду. Рижанки всегда славились особой элегантностью. В Риге было немало модных салонов, издавались качественные журналы мод, информирующие о модных мировых тенденциях. В Прибалтику приезжали за хорошей обувью, бельем, мехами и французскими духами. Советские актрисы везли с гастролей модные вещи. Львов также был наполнен товарами. Оттуда привозили великолепные ткани, меха, драгоценности, кожаные сумки и обувь.
В этот период советские модницы шагали наравне с европейскими модами и носили подкладные плечи, сильно расклешенные вещи в талию, длиной чуть за колено, блузки с рукавами-фонариками, надетые с сарафанами, высокие шляпы в тирольско-боварском стиле, а в подражании стилю испанскому и латиноамериканскому – безумно популярные платья и блузки в горошек, береты и тюрбаны. Тюрбан настолько пришелся по вкусу советским женщинам, что те, кто не могли купить готовое изделие, просто-напросто подвязывали сложенную полоской косынку на особый манер, кончиками наверх, сооружая на темени крупный узел, таким образом, получалось нечто, имитирующее подобие вышеупомянутого головного убора. Также в моде разнообразные фетровые шляпы и шляпки с вуалями, миниатюрные кожаные или шелковые сумочки-конверты, в 40-е годы стали носить небольшие сумочки через плечо на длинном тонком ремешке.
В СССР в это время очень популярны оригинальные или стилизованные испанские и латиноамериканские песни в исполнении Клавдии Шульженко, Изабеллы Юрьевой, Петра Лещенко. И хотя песни в исполнении Петра Лещенко в Советском Союзе не звучали, так как бывший подданный Российской Империи после революции оказался на территории, отошедшей к Румынии, его пластинки окольными путями попадали на отечественные просторы, в основном из Бессарабии, с Западной Украины и Прибалтики, включенной в 1940 году в состав СССР.
В вечерней моде главенствовало романтическое направление. Для модных вечерних и нарядных платьев 40-х годов характерны слегка расклешенные юбки, декольте, плотно прилегающий лиф, или лиф с драпировкой, небольшие рукава фонарики. Чаще всего вечерние туалеты шились из креп-сатина, файдешина или плотного шелка, креп-жоржета, креп-марокена, бархата, панбархата и паншифона, отделывались кружевом и аппликациями из цветов, бисером. Очень распространены белые кружевные воротнички. Главным дополнением выходного туалета считалась горжетка из чернобурой лисы. Из украшений особенно популярны были бусы и крупные брошки.
В начале 1940-х годов очень модными становятся расширяющиеся книзу пальто из габардина с большими подкладными плечами, часто с рукавом реглан. Кроме того, популярны двубортные пальто и пальто приталенных силуэтов с поясом. Советские модели верхней одежды того периода соответствовали мировым модным тенденциям. Кроме габардина в СССР пальто шили из шерсти бостон, корда, коверкота и из самых распространенных тканей тех лет – фуле, драпа, драп-велюра, ратина, сукна и бобрика.
1940-е – это время обуви на платформе и танкетке. Женщины всего мира предпочитали носить подобную обувь. Очень модной моделью были туфли с открытыми носком и пяткой, на высоком каблуке, имеющие платформу под носочной частью. В СССР такой обуви практически не было, носить модную «платформу» могли лишь избранные, большинство платформ в те времена выстругивались кустарным способом из дерева, а затем на них набивались хлястики или союзки из ткани или обрезков кожи. Получалось что-то наподобие модной обуви. Одной из самых распространенных моделей женской обуви 1940 х годов в нашей стране были полуботинки со шнуровкой на небольшом каблучке и туфли лодочки.
Зимой модницы мечтали достать ботиночки, именуемые «румынкими», опять-таки на небольшом каблуке, со шнуровкой, но внутри на меху, а снаружи отделанные меховой оторочкой. Почему их называли «румынками» неизвестно, возможно, в 1940е годы, такая модель обуви пришла в советскую страну из присоединенной Бессарабии. Но, зачастую, и женщинам и мужчинам приходилось довольствоваться валенками, или популярными в это время бурками – теплыми высокими сапогами с голенищем из тонкого войлока и низом отделанным натуральной кожей.
Хорошая обувь была дефицитом, да и стоила недешево, поэтому на ногах у советских женщин часто можно было увидеть грубоватые модели, мало похожие на элегантные туфельки из журналов мод. Фильдеперсовые чулки со швом, фетиш 40-х годов, достать было очень трудно, а цены на эти чулки были просто нереальными. Чулки являлись таким дефицитом, и таким объектом мечтаний, что женщины рисовали на ногах карандашом шов и пятку, имитируя чулок на голой ноге. Правда, во время Второй мировой войны, такие проблемы были во многих Европейских странах. В СССР альтернативой вожделенным чулкам стали белые носочки. Девушка в платье с подкладными плечиками или рукавами-фонариками в белых носочках и лодочках на маленьком каблучке или босоножках – своеобразный символ эпохи 40-х.
Короткие, уложенные волнами волосы, столь популярные в 1930-е годы, в 1940-е постепенно выходят из моды, делать их самостоятельно было сложно, многие парикмахерские в этот период закрылись. Женщины стали отращивать волосы, потому что из длинных волос сделать прическу без посторонней помощи было проще. В мировой моде утвердились завивки из длинных волос, валики и укладки кольцами, выложенные надо лбом, а также всевозможные прически с косами. Самыми распространенными прическами военных лет у советских женщин были – валик надо лбом и пучок сзади, часто покрытый сеткой, или валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы, а также, так называемые, бараночки из кос и корзиночка – две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой. Модными запахами 40-х годов, являлись всё те же «Красная Москва», «Ландыш серебристый» и «Кармен», а косметическая продукция ТЭЖЭ, неизменно пользовалась огромным спросом.
Журналы мод в СССР продолжали выпускать и в военные годы. Модную одежду сороковых годов можно было увидеть в «Журнале мод», «Моделях сезона», «Модах» и пр. Но, если говорить именно о моде, то эта грань присутствовала в жизни сравнительно небольшого круга людей, мода была доступна далеко не всем, да и проблема «модно или не модно» не очень-то волновала советских граждан. Большинство было озабоченно мыслями о том, чтобы достать хоть какую-то одежду, скопить денег на покупку насущных вещей. Быт был очень тяжелым и неустроенным. Если жители столицы и крупных городов, жили в условиях дефицита и преодолении трудностей, мало интересуясь модой, то для глубинки понятие моды было чем-то непонятным, далеким и малозначимым.
С середины 1930-х годов магазины в крупных городах стали более-менее наполняться товарами, но в мелких населенных пунктах изобилия по-прежнему не наблюдалось. Уровень товарного дефицита в различных местностях СССР сильно различался. Наименьшим дефицит был в Москве и Ленинграде, из союзных республик – в Прибалтике. Каждый населённый пункт СССР был отнесён к определенной «категории снабжения», а всего их существовало 4 (особая, первая, вторая и третья). Поток иногородних покупателей в Москву постоянно нарастал. У крупных универмагов вырастали огромные очереди.
В советской периодике 1930-х можно было прочитать статьи представителей розничной торговли, сетовавших на то, что покупатели в основном интересуются недорогой продукцией, а, например, шелковые платья, которые фабрики поставляют в магазины, им не по карману, а также рассказывающих о проблемах некачественного шитья на швейных предприятиях, из-за чего нередко приходилось отдавать полученные магазином вещи на доработку в кооперативные артели. Кроме того, из публикаций следовало, что продавцы самостоятельно заказывали партии одежды в кооперативах и лично договаривались о фасонах, заказываемых моделей.
С началом войны в СССР стали закрываться, магазины, модные ателье и другие учреждения, связанные с индустрией моды и красоты. Вскоре на территории СССР вновь была введена карточная система распределения товаров, обусловленная военным временем. Масштабы разрушений и бедствий были такими, что казалось, зарождающаяся советская мода больше не возродится. Война быстро наложила отпечаток на внешний облик людей. Сотни тысяч девушек и юношей, попавших со школьной скамьи на фронт, просто не успели узнать, что такое мода, им пришлось облачиться в военную форму. Многие оставшиеся в тылу женщины выполняли тяжелую и грязную работу вместо ушедших на фронт мужчин – рыли окопы, работали в госпиталях, тушили зажигалки на крышах домов. Вместо модной одежды в женскую жизнь вошли брюки, телогрейки и кирзовые сапоги.
На исходе войны, в 1944 году, советское правительство решило содействовать возрождению моделирования модной одежды в стране и открыло в Москве дом моделей на знаменитой еще с ХVIII века «улице моды» — Кузнецкий Мост, дом № 14. Начался новый важный э