Модный аксессуар 18 века 6 букв

Модный гардероб XVIII-XIX веков ограничивался узким набором элементов – платье, накидка, шляпка, обувь. Дамская сумка в этот перечень не входила. А еще женское платье того времени не предусматривало карманов, поэтому все важные вещички, которые могли пригодиться «здесь и сейчас», приходилось носить на поясе. Так появился шатлен – декоративный зажим с цепочкой, на которую крепились подвески с мелкими предметами – часами, ножничками, кошельком или ключами.

Шатлен с крючком, ключом и медальонами

Экскурс в историю

Подвешивание к поясу необходимых в быту предметов практиковали разные культуры. В Китае, например, так носили вышитые кошельки, а в Японии – нэцке и коробочки для хранения разной мелочи.

Японский вариант шатлена – ниро и нэцке

В Европе такой аксессуар появился в эпоху Средневековья. Назвали его французским словом châtelain, что в прямом переводе означает «владелец замка». К шатлену прикрепляли ключи от главных помещений, и по нему сразу можно было узнать, кто в доме хозяйка. Ну, или экономка.

Что носили на шатленах

Первые шатлены отличались простотой и практичностью. Это был обычный цепной пояс, обхватывающий талию человека, к которому крепилось несколько более мелких цепочек. Постепенно внешний вид châtelaine изменился. К началу XVIII это уже был самостоятельный аксессуар, цепляемый к одежде при помощи специальной клипсы. К тому же, шатлен стал более массивным и «оброс» декором. Знатные особы предпочитали шатлены из золота и серебра, покрытые эмалью и гравировкой, усыпанные драгоценными камнями.

Шатлен из серебра

Шатлен королевы Виктории

Что носили на шатлене

Настоящую популярность среди модников и модниц шатлен получил с появлением карманных часов. В одном из британских журналов XIX века разместили заметку о новом аксессуаре для ключей, отлично подходящем для ношения часовых механизмов. Но полномочия шатлена расширились уже давно – с него свисали швейные принадлежности, флаконы духов, носовые платки, крючки для пуговиц, записные книжки, брелоки. Теперь рядом с ними соседствовали и часы.

Шатлен-записная книжка

В пик популярности châtelaine стал доступным для всех. В продаже можно было обнаружить стальные и золотые, повседневные и «вечерние» шатлены. Знать использовала его исключительно как модный и дорогой аксессуар, а для простолюдинов он оставался функциональной необходимостью. Портной носил на цепочках швейные принадлежности, медсестра – флаконы с лекарством и медицинские инструменты. В 1870-1880 годах высшее общество облюбовало «норвежский пояс», предусматривающий набор сменных цепочек с различными принадлежностями. Он был удобен и практичен, но слишком тяжел.

Шатлен-флакон

Шатлен хозяйки большого дома

Еще одной разновидностью аксессуара стал держатель для юбок, представляющий собой зажим на цепочке, при помощи которого приподнимали и удерживали подол платья. А некоторые модницы носили шатлен на плече. Весьма оригинально, не правда ли?

Шатлен на клипсе

Особое внимание уделяли денежным кошелькам. Обычно это был небольшая коробка из серебра или золота, оснащенная пружинным механизмом. Размер такой монетницы зависел от состоятельности владельца. Чем богаче человек, тем крупнее «хранилище».

Шатлен-кошелек

У богача на шатлене обязательно присутствовал свисток. Знатным особам негоже перенимать привычки простолюдинов и издавать свист при помощи пальцев, а вот из свистка быстро извлекался громкий звук в нужном диапазоне.

Шатлен портного

Шатлен медсестры

На шатлен цепляли и медальоны, куда помещали портреты близких родственников или пряди волос своих возлюбленных. И всегда находилось место для табакерки из перламутра, рога или черепашьего панциря, украшенной камнями, инкрустированной агатом или гелиотропом. Аристократы всегда имели при себе личную печатку. И если в Средневековье она размещалась на перстне, то теперь перекочевала на шатлен.

Коробка для хранения шатлена

Шатлен для нюхательного табака

Со временем шатлен утратил свою актуальность. Появились платья и пальто с просторными и удобными карманами. Вошли в моду сумки из кожи и ткани. Выставлять напоказ личные вещи и мелочи вдруг стало неприлично. Шатлен остался обычным декором – брошью или клипсой с парой ниспадающих цепочек.

Шатлен

Шатлен для очков

Спасибо за внимание!

Ставьте нравится, если нравится!

Подписывайтесь на канал!

Источник

Странные аксессуары, которые были считались модными в Европе несколько веков назад

Странные аксессуары, которые были считались модными в Европе несколько веков назад

За последние несколько веков жизнь и быт людей претерпевали значительные изменения. Именно поэтому мы нередко недоумеваем, для чего предназначены загадочные предметы быта и элементы костюма, которые мы видим в музеях и на старинных картинах. Вот несколько странных аксессуаров, которым больше нет места в нашем гардеробе.

1. Табачный пузырёк

Фарфоровый табачный пузырек из собрания Музея императорского дворца, Китай.

Фарфоровый табачный пузырек из собрания Музея императорского дворца, Китай.

Начнем с самого безобидного. В XIX веке среди поклонников нюхательного табака были популярны табачные флакончики. Так называемый snuff bottle был маленького размера и умещался в ладони. Особенно ценились флакончики, расписанные не снаружи… а изнутри. Делали их из полудрагоценных камней, горлышко запечатывали пробкой или крышкой, а к ней крепилась ложечка для зачерпывания очередной дозы. Появились табачные пузырьки в Китае, где носили название бияньху, и затем на волне увлечения всем китайским были позаимствованы европейскими аристократами. Кстати, практика нюханья табака и существование табачных флакончиков сохраняется и в эпоху тотального вейпа.

2. Прищепка для юбки

Латунная прищепка для юбки.

Латунная прищепка для юбки.

Прищепки-паж, или «Skirt Lifter», получили свое распространение в 19 веке, когда длинные юбки еще были неотъемлемой частью женского костюма, а вот мальчики-слуги, придерживающие дамские шлейфы (в честь них – русское название этих прищепок), уже стали достоянием прошлого. Женщины в это время стали вести гораздо более активную жизнь, больше двигались и ходили пешком – чтобы юбки не волочились по грязи в плохую погоду, приходилось их подкалывать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гульфик – самая модная деталь мужского гардероба в XVI веке >>

3. Кораблик в волосах

Прически XVII века.

Прически XVII века.

Мода второй половины XVIII века поражает грандиозными париками. Парики эти крепились к каркасным рамам, в ход шли не только волосы самих модниц, некоторые из них и вовсе предпочитали сбрить собственные волосы, но и конский волос. Прически были сродни живописи рококо – они изображали сады, крепости, мосты, галантные сценки и корзины с фруктами, украшались лентами, драгоценностями, перламутром, раковинами, плодами (в основном – популярнейшими в то время муляжами, обманками, а не настоящими яблоками и грушами). Но одним из самых распространенных сюжетов был «морской».

Для Марии-Антуанетты был создан парик «а-ля фрегат «Бель Пуль» – проволочный каркас, множество шиньонов и большой декоративный корабль. Многие дамы последовали примеру королевы, водружая на парики корабли всех возможных размеров и конфигураций.А еще дамам приходилось использовать тросточку для почесывания головы – в роскошных париках неизбежно поселялись блохи.

4. Блохоловка

Софонисба Ангиссола, "Портрет Бьянки Понцони", фрагмент.

Софонисба Ангиссола, “Портрет Бьянки Понцони”, фрагмент.

В XV-XVI вв. в среде аристократов появился новый тренд – блохоловка. Плохие гигиенические условия весьма сапособствовали распространению блох, буквально не дававшим прохода аристократии. Выглядели блохоловки макабрически – шкурка соболя или другого пушного зверька с искусственной, но натуралистично выполненной головой и лапами из золота и драгоценных камней. Она носилась на плече, как воротник, или цеплялась к поясу.

Чуть позже блохоловка изменила свой облик, став небольшой изящной костяной коробочкой с прорезями, куда помещался мед для привлечения и обездвиживания блохи. Такие коробочки носились в париках и под платьями, а особо пылкие юноши носили на теле блохоловки с собственноручно пойманными на теле возлюбленной блохами, и позволяли насекомым пить их кровь в знак романтических страданий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: О деликатном: как рыцари в тяжелых доспехах ходили в туалет >>

5. Тесемки для обуви и башмак для башмака

Пулены и способы их ношения.

Пулены и способы их ношения.

В эпоху готики аристократам полюбилось все вытянутое и заостренное – наподобие готических соборов. Шлейфы, остроконечные головные уборы, фестоны на одежде… Но самыми необычными предметами гардероба были башками с длинными заостренными носами – пулены. Чтобы носы туфель не теряли форму и не мешали при ходьбе, в них клали китовый ус, забивали носок паклей и подтягивали к браслету под коленом специальными тесемками. Тесемки же украшались колокольчиками, зеркалами, кистями. Для удобства передвижения изготавливались еще «приставные башмаки» – своего рода шлепанцы, такие же остроносые, обувавшиеся поверх пулен. И кто сказал, что нельзя надевать обувь на обувь?

6. Подвески с напоминанием о смерти

Костяные розарии XVI-XVII века

Костяные розарии XVI-XVII века

Разнообразные украшения с изображением черепов, разлагающихся тел и прочих символов бренности бытия известны с готической эпохи. Самые жуткие из них – те, что демонстрируют постоянную близость к смерти. Вырезались они из камня или дерева и представляли собой голову или человеческую фигуру, наполовину превратившуюся в череп или скелет. Для пущего устрашения к черепу добавлялись отвратительные черви или змеи. Чаще всего эти предметы выполняли функцию подвесок, могли крепиться к четкам, располагаться на перстнях.

Медальон с глазом любимого

Золотое кольцо с миниатюрой Lover's eye, 1790 год.

Золотое кольцо с миниатюрой Lover’s eye, 1790 год.

К счастью, нарисованным. «Глазные миниатюры» представляли собой тонкие акварельные миниатюры на слоновой кости или плотной бумаге, защищенной стеклом либо прозрачным полудрагоценным камнем. Глаза дорогих людей могли взирать с брошей и колец, таиться в медальонах и с внутренней стороны крышки шкатулки. Они были модным аксессуаром среди аристократов Европы и России в XVIII — XIX веке. Считаетсся, что появились они благодаря печальной истории любви принца Уэльского и госпожи Мэри-Энн Фицгерберт, его морганатической жены. Стремясь сохранить анонимность своей возлюбленной, он заказал портрет ее глаза и носил с собой не снимая. Впоследствии такие украшения уже не имели целью сохранить в тайне личность предмета воздыхания – например, королева Виктория заказывала «глазные портреты» своих детей, друзей и родственников.

Гульфик

Ганс Гольбейн Младший, "Портрет Генриха VIII", фрагмент

Ганс Гольбейн Младший, “Портрет Генриха VIII”, фрагмент

Как ни странно, полноценные брюки мужчины начали носить не так давно, а в средние века довольствовались двумя несшитыми штанинами, соединявшимися гульфиком, или «срамным капсюлем» – футляром для гениталий. Изначально гульфик, выглядящий так провокационно на старинных портретах, был призван защитить юношескую невинность – мода требовала укоротить верхнюю одежду, чтобы продемонстрировать ноги, но из-за отсутствия среднего шва на брюках под дублетом (коротким кафтаном) виднелось обнаженное тело. Священники осуждали таких модников как желающих соблазнять других мужчин. Впрочем, гульфики быстро перестали быть чисто функциональным элементом – они набивались ватой, приобретая впечатляющие размеры, и богато украшались золотой нитью, бисером и жемчугом. Некоторые господа предпочитали носить гульфики в форме звериных голов – чтобы подчеркнуть мужественность. А другие, более практичные – хранили в гульфике деньги.

И в продолжение темы рассказ про шоссы, кюлоты, галифе, или Как изменялась мужская мода на протяжении столетий.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Модные аксессуары – это бесчисленные модные мелочи, которые, однако, точно так же как силуэт и цвет характеризуют стиль одежды данной эпохи. Оглядываясь на историю моды, видим, что многие предметы, являющиеся теперь для нас само собой разумеющимися с практической точки зрения, когда-то были обязательными и дорогостоящими аксессуарами, без которых нельзя было появиться. Историю аксессуаров невозможно полностью изложить, потому что их существует слишком много. Каждая эпоха создавала собственные «игрушки». С XII по XVII век, например, ручное зеркало и зеркало для сумки являлось обязательной принадлежностью дамы; его носили на шее, на золотых цепочках или у пояса, вставляли в веер, вправляли в рамку из черепахи, слоновой кости, позолоченного серебра, с миниатюрами и гравировкой. Только с изобретением способа получения зеркального стекла, когда появилось большое количество больших стенных зеркал, маленькие зеркала в некоторой степени вышли из моды. Сюда же относятся флаконы, сосуды для духов и нюхательной соли, зубочистки, часы, ситечки, которые в то время дополняли картину моды. 

Жост Амман, Торговец. Гравюра на дереве. 

Одной из интереснейших “модных штучек” является блохоловка или “блошиный мех”

Он использовался в XVI веке, и его можно видеть на портретах того времени. Чучела соболей, куниц, хорьков и ласок должны были притягивать назойливых насекомых. Их носили на золотых цепочках, а также держали в руке. Блошиный мех богато украшался. Герцогиня феррарская получила в подарок от своего мужа соболя с золотой головой, украшенного 12 рубинами, 2 алмазами, 3 изумрудами и 4 жемчужинами. 

Весьма разнообразны виды сумочек и кошельков, которые тоже во все времена были обязательным аксессуаром туалета. 

Сумочка – небольшая дамская ручная сумка для мелких предметов, собственно говоря, антипод мужских карманов. Постепенно стала неотъемлемой принадлежностью дамского туалета. Изготавливается из самого различного материала; форма и величина сумок часто меняется в соответствии с приходом иной моды. В средние века мелкие предметы и деньги укладывали в кармашки на поясе (Gurtettasche), или в кожаные мешочки, прикрепленные к поясу. При бургундском дворе в XIV и XV веках мешочек для денег был принадлежностью придворного туалета (см. омоньер). Мода поздней готики вводит даже целые коллекции мешочков самой различной величины, которые носились у пояса и звенели. Мешочки, прикрепленные к поясу, удержались и в одежде Ренессанса. Начиная эпохой рококо вплоть до XIX века, женщины носили богато украшенные, вышитые, вязаные или плетеные сумочки-кисеты (помпадур, редикюль). Во время Французской революции в моде были сумочки на длинном шнурке. В эпоху бидермейер мешочки для денег носили и мужчины (Geldkatze). Горожанки в эпоху бидермейер всегда имели при себе декоративные мешочки для швейных принадлежностей и других мелочей, форма мешочков а стиле рококо, ампир и бидермейер иногда является прообразом современных дамских сумок. Жесткие сумки появляются относительно поздно – только в начале XX века. 

 «Винер Моден», 1819г. Женщина в рединготе с большим чепцом, украшенным оборками, держит в руке небольшую продолговатую сумочку. 

Бурс (bourse) – французское название кошелька или сумочки для туалетных принадлежностей. Так назывался также мешочек для волос около 1730 года. Мешочек для денег (Geldkatze) – двойной мешочек, вязаный или густо плетеный, с разрезом с одной стороны. В эпоху бидермейер его использовали для денег мужчины. Крестьяне прикрепляли его к поясу. Омоньер (aumoniere) – кожаный мешочек для мелких денег, прикрепленный к поясу. Носили его в XIV и XV веках как мужчины, так и женщины, он являлся принадлежностью придворного туалета при бургундском дворе. 

Помпадур (pompadour) – дамская сумочка XVIII века в виде мешочка из материи (обычно бархата) или кружева. Название получила по имени мадам Помпадур (1721-1764 гг.), фаворитки Людовика XV

«Дойче Моден» (Deutsche Moden), 1810-1811 гг. Мешочек из материи, стянутый вверху шнурком (наподобие кисета), получил название «помпадур»>.

Пти-пуа (petit-point] — венская вечерняя сумка с характерным пестрым цветочным и фигурным узором, вышитым по канве крестом. Редикюль — дамская сумочка в виде кисета XIX века Обычно была вышита и вешалась на длинный шелковый шнур на руку. Филец (чеш.) – кожаный и окованый мешок для путешествий. 

«Винер Моден» (Wiener Moden), 1821 г. Сумочка из ткани в стиле ампир имеет овальную Форму. Она является аксессуаром к платью с завышенной талией. Туалет дополняет высокая шляпа а ля Памела. 

«Костюм паризьен», 1814г. 

Муфта. Прообразом муфты было воронкообразное удлинение узких рукавов, которые носили как мужчины, так и женщины во время холодной погоды при бургундском дворе. Меховая муфта цилиндрической формы как самостоятельная модная деталь появляется впервые в Венеции (в «Книге национальных костюмов» Вечелли от 1599 года есть портрет венецианской матроны с муфтой). Из Италии муфта распространилась и в другие европейские страны, в XVII и XVIII веках она была принадлежностью как венского, так и мужского гардероба и считалась привилегий высших слоев; подданым ее носить запрещалось. Женщины носили муфты не только на улице, но и дома и в обществе. После французской революции мужчины полностью отказались от муфты, в женской моде этот аксессуар время от времени вновь появляется в моде, изменяя при этом форму, величину и материал. XX век вводит так наз. Таschenmuff— муфту, которая одновременно является и сумкой. 

Иллюстрация из книги «Моды и нравы времен Марии Антуанетты», Париж, 1885г. Женщина в полосатом платье с жакетиком с длинными полами держит в руке большую муфту из лебединого пуха. На голове у нее чепец, украшенный бабочками. 

«Гэллери ов Фэшн» (Gallery of Fashion), Лондон, 1796 г. Дообеденные платья шьются из тонкого пестрого материала. Туалет дополняет перевязь, тюрбан и огромная муфта. 

«Ла Мод» (La Mode). 1832 г.

Очки— появились в Европе около 1300 года. Однако, они были известны в Восточной Азии намного раньше. Имея чисто практическое значение, они очень быстро начинают использоваться как модное украшение и, подчиняясь моде, подвергаются различным изменениям: в форме стекол, материалов, форме и цвете оправы. В прошлом в некоторые периоды очки являлись чисто атрибутом моды (например, популярность больших ярких очков у мужчин в XVII веке). С XVIII века в аристократическом обществе носили лорнеты, дипломаты же и офицеры предпочитали монокль. В середине XIX века появляется пенснэ, после первой мировой войны, однако, оно полностью исчезает. С распространением спорта в XX веке в моду входят солнцезащитные очки, которые в новейшее время становятся непременным аксессуаром летней одежды элегантной женщины. 

Пенснэ — появилось в середине XIX века, очень быстро распространилось, потому что было менее заметным, чем очки. В настоящее время почти полностью вышло из употребления. 

Лорнет – аристократический вариант очков с ручкой. Использовался с XVIII века и носился прикрепленным к цепочке. Искусство обращения с лорнетом в эпоху рококо стало рафинированной светской игрой. Лорнет и далее оставался привилегией аристократок высшего общества. 

Монокль — стекло на один глаз — пользовалось популярностью среди дипломатов и офицеров. Его иногда вешали на шнурок, вправляли в золотую оправу или носили без оправы. Он всегда считался предметом роскоши; последний раз появился после первой мировой войны, в настоящее время монокль полностью исчез.

Маска. В XVI веке из Франции распространилась дамская мода на полумаски из бархата или тафты, которые одевали преимущественно во время путешествий и прогулок. Маска предназначалась для защиты от пыли и ненастной погоды, но одновременно также служила для кокетства во время любовных приключений. Маску запрещалось носить в присутствии государя. Наибольшее распространение она получила в Англии и Голландии. С XIII века она становится уже только неотъемлемым атрибутом карнавалов. 

Вацлав Голлар,  Гравюра на меди. На английской даме платье для прогулок и маска, защищающая лицо от пыли. 

Иллюстрация из книги «Моды и нравы времен Марии Антуанетты», Париж, 1885 год.

Мушки – женские украшения, типичные для моды рококо. Они имели различную форму: кружков, четырехугольников, карточных мастей, а также цветков и зверушек. Эти самые маленькие модные украшения появились как раз в эпоху самых объемистых туалетов. Мушки «садятся» безошибочно на те места, где контрастируют с чистым лбом, безупречно гладкой кожей, стройной шеей или алебастровым декольте. Каждая такая мушка привлекает взгляд на мгновение и подчеркивает соблазнительность своего окружения. 

Томас Кук, Жизнь куртизанки. Гравюра на меди по Уильяму Хогарту. На девушке шляпа с широкими полями и простое платье с фартуком. Пожилая женщина в чепце наклеила себе на лицо декоративные мушки. 

Носовой платок – как гигиеническое средство появляется гораздо позднее, чем как модный аксессуар. Уже в эпоху Ренессанса в Италии дамы начали носить элегантные кружевные платочки (см. фаццо-летто). Для практических целей платок начинает в значительной мере использоваться только в XIX веке.

 «Модеальманах» (Modealmanach), 1786-1788 гг. Носовой платок первоначально выполнял роль чисто декоративного характера.

Моду на носовые платки в XVII веке подтверждают многочисленные указы, запрещающие использовать их в качестве предмета роскоши. Таблье — первоначально кусок материи, собственно говоря, большая салфетка, которой женщины прикрывали платья, когда шли к столу. Позднее из нее возник декоративный платок как часть одежды, золотая или серебряная сетка. Фаццолетто (fazzoletto) — элегантный, украшенный кружевом носовой платочек, который был моден в Италии в XVI столетии. Оттуда он проник во Францию, Германию и Чехию. 

Трость – очень быстро перестала быть просто опорным стержнем для ходоков или своего рода оружием, а превратилась в предмет украшения модного характера и символ высшей воинской должности. Уже в конце 500 г. до н. э. греческий историк Геродот описывал вавилонскую трость с декоративной ручкой. Некоторые средневековые полководцы использовали декоративные трости как символ власти, предвосхищая значение маршальского жезла. В конце XVIII века даже француженки начали использовать декоративные трости в качестве модного аксессуара. В XIX и XX веках трость часто комбинируется с зонтом. 

«Модеальманах» (Modealmanach), 1786-1788 гг. Туалет немецкой дамы состоит из широкополой шляпы с лентами и перьями и из платья сжабо; модный аксессуар-тонкая трость. 

Из модной газеты эпохи Людовика XVI. Копия XIX века. Эпоха Людовика XVI, которая изощрялась в изобретении самых различных костюмов, приписывает носить к костюму пастушки трость, украшенную лентой. 

Модели костюмов из «Театерцайтунг»(Theaterzeitung). Как цилиндр, так и трость в течение ряда десятилетий была неотъемлемой частью мужского туалета, в котором, начиная с XIX века, меняется только цвет брюк и жилета.

Цветы – относятся к самым древним модным украшениям и до сих пор популярны у всех народов. Их прикрепляют к волосам, на шляпы, к декольте или у пояса. В средние века девушки украшали волосы в торжественных случаях венками из цветов. Венок из цветов на голове незамужней девушки был символом целомудрия. В эпоху рококо и ампир живыми цветами вместе с лентами украшали элегантные, прежде всего, бальные платья. Мужчины носили и иногда до сих пор носят цветок в петлице (гардении к фраку). Искусственные цветы – были известны еще египтянкам в 3000 г. до н. э., от них научились их делать и гречанки. Римлянки носили надушенные искусственные цветы из бумаги и цветного шелка. В средневековой Европе они производились в основном в Италии и Испании в монастырях для потребностей храмов; во Франции затем это искусство стало светским, там возникают большие центры ручного производства (Париж, Лион). В конце XVIII века искусственные цветы начинают изготавливаться промышленным способом. В новейшее время наряду с искусственными цветами, имитирующими живые, появляются цветы стилизованные. Форма цветов часто придается и драгоценностям (броши, серьги).

Шпильки — один из модных предметов, встречается уже на самой ранней стадии бронзового века, тогда ими скреплялись одежды. Позднее шпильки применяются для сохранения дамской прически и, наконец, как предмет украшения или же как драгоценность в мужской и дамской моде. Первые доисторические шпильки делались из обломков костей и рогов, иногда это была просто колючка. Позднее шпильки уже изготавливались из бронзовой и железной проволоки.  

Серия сообщений “Родословная вещей”:
Часть 1 – Средневековая обувь.
Часть 2 – Шлейф – «дьявольский хвост», прошедший сквозь века.

Часть 37 – История пуговицы
Часть 38 – Предметы из прошлого: парасоль.
Часть 39 – История модных аксессуаров.
Часть 40 – Табакерка в России.
Часть 41 – Предметы из прошлого: Лорнет.

Часть 48 – Мойтесь, купайтесь, ныряйте! (История купаний и купальников)
Часть 49 – История раздельного купальника
Часть 50 – От пыток до практичности: что скрывалось под многочисленными женскими юбками

Серия сообщений “Предметы из прошлого”:
Часть 1 – Предметы из прошлого: шатлен.
Часть 2 – Карне – записная книжка наших прабабушек.

Часть 4 – Предметы из прошлого: парасоль.
Часть 5 – Женские “гигиенические тайны” прошлых столетий.
Часть 6 – История модных аксессуаров.
Часть 7 – Предметы из прошлого: блохоловка
Часть 8 – Табакерка в России.

Часть 10 – Тайны женской шкатулки.
Часть 11 – Настольные игры царской России
Часть 12 – Табакерка – “кибиточкa любовной почты”

Источник