Модный брак и девушка с креветками
- главная
- люди
- Алина Алексеева
Мне очень нравится творчество Уильяма Хогарта английского художника.Он основатель и крупный представитель национальной школы живописи, иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике.
Уильям Хогарт .Автопортрет.
О художнике
Хогарт родился в Лондоне в семье учителя; профессиональному мастерству учился у гравера; самостоятельно работать начал в области гравюры и иллюстрации. В это время складывается его метод, основанный на наблюдениях жизни.
Самые знаменитые произведения Уильяма Хогарта: серии гравюр «Модный брак», «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Выборы в парламент», гравюры «Улица пива», «Переулок джина», «Характеры и карикатуры», картины «Автопортрет», «Портрет капитана Корема», «Девушка с креветками».
В 1744 году под кистью Хогарта рождаются шесть картин новой серии, самого знаменитого его живописного театра – «Модный брак», где художник высмеивает и осуждает уже не дешевых проституток и своден, не ничтожных развратников, а высшие круги английского общества. В ней отображена история женитьбы и дальнейшей жизни обедневшего аристократа и дочери богатого торговца.
В этой серии художник высмеивает ситуацию,в которой оказались люди из-за безнравственности общества,поэтому герои этих картин вызывают скорее жалость ,чем насмешку.
В те времена беднеющая аристократия Англии стремилась сблизиться с богатыми буржуа, зачастую идя на «модные браки» – «деловые» союзы без любви.
Уильям Хогарт.Брачный контракт,1743—45,Национальная галерея, Лондон
Сегодня мы подробно рассмотрим первую картину в этой серии-Брачный контракт,которую вы видите на иллюстрации.
“Брачный контракт” повествует о начале типичной для того времени истории. Граф по фамилии Сквандер (“мот”) решил женить своего молодого сына на дочери преуспевающего городского торговца. Действие происходит в одной из комнат дворца графа.
Богато одетый пожилой граф (крайний справа) гордо восседает на диване, демонстрируя лист со своим генеалогическим древом-единственное своё достояние. Тут же видны и принадлежащие ему костыли, без которых он уже тоже не может обойтись из-за развившейся подагры. Склонность к расточительству (помимо говорящей фамилии графа) и тут имеет наглядное подтверждение: сквозь окно видно здание нового еще недостроенного дворца.
Торговец, весьма скромно одетый, держит в руках текст брачного контракта в то время, как его дочь, сидящая позади него, внимательно слушает молодого адвоката по фамилии Сильвертан “серебрянный язык” .
Сын графа, Виконт, тем временем любуется своим лицом, изучая его прелести при помощи зеркала.На картине присутствуют несколько символов.
На переднем плане две собаки, скованные одной цепью, символизируют этот брак (обычно в произведениях, изображающих влюбленных или супругов, собака — символ верности .
А так же картины на стенах («Давид и Голиаф», «Мученичество св. Лаврентия», «Убиение Авеля», «Св. Себастьян», «Юдифь и Олоферн»), пророчащие печальный конец этого предприятия.
Бытовая живопись Хогарта с ее злободневной тематикой, безжалостной обличительной силой намного опережает свое время, прокладывая пути критическому реализму в искусстве 19 века, а также развитию бытовой и политической карикатуры, и в этом отношении Хогарт был новатором.
В серии Модный брак шесть картин.С ними мы познакомимся более подробно в следующих статьях.
Источники.
https://vittasim.livejournal.com/132083.html
https://smallbay.ru/article/culture_england_hogart.html
https://wap.apropos.borda.ru/?1-7-40-00000011-000-0-0
Óèëüÿì Õîãàðò.Âñêîðå ïîñëå ñâàäüáû, 174345,Íàöèîíàëüíàÿ ãàëåðåÿ, Ëîíäîí
Ïðîäîëæàåì çíàêîìèòüñÿ ñ òâîð÷åñòâîì àíãëèéñêîãî õóäîæíèêà Óèëüÿìà Õîãàðòà.
Ñàìûå çíàìåíèòûå ïðîèçâåäåíèÿ õóäîæíèêà: ñåðèè ãðàâþð «Ìîäíûé áðàê», «Êàðüåðà ïðîñòèòóòêè», «Êàðüåðà ìîòà», «Âûáîðû â ïàðëàìåíò», ãðàâþðû «Óëèöà ïèâà», «Ïåðåóëîê äæèíà», «Õàðàêòåðû è êàðèêàòóðû», êàðòèíû «Àâòîïîðòðåò», «Ïîðòðåò êàïèòàíà Êîðåìà», «Äåâóøêà ñ êðåâåòêàìè».
Ðàññìîòðèì áîëåå ïîäðîáíî åãî ñåðèþ Ìîäíûé áðàê.Îí íàïèñàë å¸ â 1744 ãîäó.
Ýòî øåñòü êàðòèí , ãäå õóäîæíèê âûñìåèâàåò è îñóæäàåò óæå íå äåøåâûõ ïðîñòèòóòîê è ñâîäåí, íå íè÷òîæíûõ ðàçâðàòíèêîâ, à âûñøèå êðóãè àíãëèéñêîãî îáùåñòâà.  íåé îòîáðàæåíà èñòîðèÿ æåíèòüáû è äàëüíåéøåé æèçíè îáåäíåâøåãî àðèñòîêðàòà è äî÷åðè áîãàòîãî òîðãîâöà.Ïåðâàÿ êàðòèíà íàçûâàëàñü Áðà÷íûé êîíòðàêò.(Ìîæíî ïîñìîòðåòü çäåñü.https://www.proza.ru/2015/03/31/1574)
Âòîðàÿ êàðòèíà ýòîé ñåðèè Âñêîðå ïîñëå ñâàäüáû.
Óòðî.Îáðàòèòå âíèìàíèå íà ÷àñû íà ñòåíå ïîêàçûâàþò 1:20. Ñóïðóãà ýíåðãè÷íà è ðàäîñòíà, èç ÷åãî ìîæíî çàêëþ÷èòü, ÷òî îíà òîëüêî âñòàëà, à ñóïðóã, ñóäÿ ïî êîñòþìó è øëÿïå âñþ íî÷ü ïðîâ¸ë âíå äîìà. Áåñïîðÿäîê â êîìíàòå ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðàçäíåñòâå, êîòîðîå ïðîâîäèëîñü íåäàâíî.
Íà ñòåíå âèñèò êàðòèíà, èçîáðàæàþùàÿ àìóðà ñðåäè ðàçâàëèí. Àìóð èãðàåò íà âîëûíêå, íî ó íåãî íåò ñòðåë. Âñ¸ ýòî ñèìâîëèçèðóåò íåóäà÷íûé áðàê.Õîãàðò ïîäâåðãàåò êðèòèêå íå òîëüêî íðàâû, íî è âêóñû, îí âûñìåèâàåò íåëåïûå áåçäåëóøêè íà êàìèíå, âèòèåâàòî óêðàøåííûå ÷àñû è ìðàìîðíûé áþñò, áîëåå ïîõîæèé íà ïîðîñåíêà, ÷åì íà ðèìñêîãî ïàòðèöèÿ.
 ãëóáèíå âòîðîé êîìíàòû ìû âèäèì ñëóãó,êîòîðûé íå ñïåøèò çàíÿòüñÿ äåëîì,ïîëüçóÿñü òåì,÷òî çà íèì íåêîìó ïðèñìàòðèâàòü.
ÃÐÀÔ
Ãðàô èçîáðàæ¸í â ðàññëàáëåííîé ïîçå.Èç êàðìàíà òîð÷èò äàìñêèé ÷åï÷èê, êîòîðûì çàèíòåðåñîâàëàñü ñîáà÷êà, íî îí åãî äàæå íå çàìå÷àåò.
Ñóäÿ ïî âèäó îí â ãëóáîêîì ïîõìåëüå.Òàêîå îòðåø¸ííîå è ñòðàäàëü÷åñêîå ëèöî.
Ó íîã ëåæèò ñëîìàííàÿ øïàãà. Âîçìîæíî, ýòî íàì¸ê íà åãî èìïîòåíöèþ. Èç êîìíàòû âûõîäèò óïðàâëÿþùèé èìåíèåì, äåðæàùèé â ðóêàõ íåîïëà÷åííûå ñ÷åòà è ëèøü îäèí îïëà÷åííûé. Áåññîííûå íî÷è, îòäàííûå ïüÿíñòâó è èãðå â êàðòû, ÷ðåçìåðíûå òðàòû äåíåã íà ðîñêîøíûé äîì è ïðè÷óäû ëåíèâîé ñóïðóãè ñëóæàò ïðåäìåòîì ñàòèðû â ýòîé êàðòèíå.
ÃÐÀÔÈÍß
Ñóäÿ ïî âñåìó,îíà ïðîâåëà âå÷åð çà èãðîé â êàðòû. Ó å¸ íîã ëåæèò êíèãà Ýäìîíäà Õîéëà î âèñòå, à ÷óòü äàëüøå ðàçáðîñàíà êîëîäà êàðò.  îòëè÷èå îò ìóæà îíà áîäðà è äîâîëüíî ïîòÿãèâàåòñÿ. Ñèäèò îíà â íåæåíñòâåííîé ïîçå ñ øèðîêî ðàçäâèíóòûìè íîãàìè. Íà þáêå ãðàôèíè âèäíååòñÿ áîëüøîå âëàæíîå ïÿòíî. Ïîëóçàêðûòûìè ãëàçàìè îíà ñìîòðèò âïðàâî è êàê áóäòî ñ ïîìîùüþ êàðìàííîãî çåðêàëüöà äà¸ò ñèãíàë êîìó-òî, íàõîäÿùåìóñÿ çà ïðåäåëàìè êàðòèíû.
Íà ñòåíå â äàëüíåé êîìíàòå âèñÿò òðè ïîðòðåòà àïîñòîëîâ è îäíà êàðòèíà, âåðîÿòíî, íàñòîëüêî íåïðèëè÷íàÿ, ÷òî å¸ çàêðûëè çåë¸íîé çàíàâåñêîé, èç-çà êîòîðîé âèäíà ëèøü îáíàæ¸ííàÿ ñòóïíÿ.
Õîãàðò ñîçäàåò ñðåäñòâàìè æèâîïèñè åäêèå, ïîðîé áåñïîùàäíûå êîììåíòàðèè ê ñîöèàëüíûì ïðîáëåìàì äíÿ, âûïîëíÿÿ ñåðèè êàðòèí, êàæäàÿ èç êîòîðûõ çàêëþ÷àåò â ñåáå èñòîðèþ. Êàðòèíû ìàñëîì ïåðåâîäèëèñü â ãðàâþðó, è èõ øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå ïðèíåñëî õóäîæíèêó èçâåñòíîñòü.
Õóäîæíèê ñòðåìèëñÿ èñïîëüçîâàòü èñêóññòâî êàê áîëüøóþ îáùåñòâåííóþ ñèëó. Åãî ñàòèðè÷åñêèå öèêëû ïîëó÷èëè øèðîêèé îòêëèê â åâðîïåéñêîì èñêóññòâå 19 âåêà. Íî â Àíãëèè ó íåãî íå áûëî äîñòîéíûõ ïðååìíèêîâ; íå ïîëó÷èë äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ â àíãëèéñêîé æèâîïèñè 18 ñòîëåòèÿ è áûòîâîé æàíð.
https://maxpark.com/community/6782/content/1463454
Óèëüÿì Õîãàðò,Áðà÷íûé êîíòðàêò, 174345 ,Íàöèîíàëüíàÿ ãàëåðåÿ, Ëîíäîí
Ìíå î÷åíü íðàâèòñÿ òâîð÷åñòâî Óèëüÿìà Õîãàðòà àíãëèéñêîãî õóäîæíèêà.Îí îñíîâàòåëü è êðóïíûé ïðåäñòàâèòåëü íàöèîíàëüíîé øêîëû æèâîïèñè, èëëþñòðàòîð, àâòîð ñàòèðè÷åñêèõ ãðàâþð, îòêðûâàòåëü íîâûõ æàíðîâ â æèâîïèñè è ãðàôèêå.
Î õóäîæíèêå
Õîãàðò ðîäèëñÿ â Ëîíäîíå â ñåìüå ó÷èòåëÿ; ïðîôåññèîíàëüíîìó ìàñòåðñòâó ó÷èëñÿ ó ãðàâåðà; ñàìîñòîÿòåëüíî ðàáîòàòü íà÷àë â îáëàñòè ãðàâþðû è èëëþñòðàöèè.  ýòî âðåìÿ ñêëàäûâàåòñÿ åãî ìåòîä, îñíîâàííûé íà íàáëþäåíèÿõ æèçíè.
Ñàìûå çíàìåíèòûå ïðîèçâåäåíèÿ Óèëüÿìà Õîãàðòà: ñåðèè ãðàâþð «Ìîäíûé áðàê», «Êàðüåðà ïðîñòèòóòêè», «Êàðüåðà ìîòà», «Âûáîðû â ïàðëàìåíò», ãðàâþðû «Óëèöà ïèâà», «Ïåðåóëîê äæèíà», «Õàðàêòåðû è êàðèêàòóðû», êàðòèíû «Àâòîïîðòðåò», «Ïîðòðåò êàïèòàíà Êîðåìà», «Äåâóøêà ñ êðåâåòêàìè».
 1744 ãîäó ïîä êèñòüþ Õîãàðòà ðîæäàþòñÿ øåñòü êàðòèí íîâîé ñåðèè, ñàìîãî çíàìåíèòîãî åãî æèâîïèñíîãî òåàòðà «Ìîäíûé áðàê», ãäå õóäîæíèê âûñìåèâàåò è îñóæäàåò óæå íå äåøåâûõ ïðîñòèòóòîê è ñâîäåí, íå íè÷òîæíûõ ðàçâðàòíèêîâ, à âûñøèå êðóãè àíãëèéñêîãî îáùåñòâà.  íåé îòîáðàæåíà èñòîðèÿ æåíèòüáû è äàëüíåéøåé æèçíè îáåäíåâøåãî àðèñòîêðàòà è äî÷åðè áîãàòîãî òîðãîâöà.
 ýòîé ñåðèè õóäîæíèê âûñìåèâàåò ñèòóàöèþ,â êîòîðîé îêàçàëèñü ëþäè èç-çà áåçíðàâñòâåííîñòè îáùåñòâà,ïîýòîìó ãåðîè ýòèõ êàðòèí âûçûâàþò ñêîðåå æàëîñòü ,÷åì íàñìåøêó.
 òå âðåìåíà áåäíåþùàÿ àðèñòîêðàòèÿ Àíãëèè ñòðåìèëàñü ñáëèçèòüñÿ ñ áîãàòûìè áóðæóà, çà÷àñòóþ èäÿ íà «ìîäíûå áðàêè» – «äåëîâûå» ñîþçû áåç ëþáâè.
Ñåãîäíÿ ìû ïîäðîáíî ðàññìîòðèì ïåðâóþ êàðòèíó â ýòîé ñåðèè-Áðà÷íûé êîíòðàêò,êîòîðóþ âû âèäèòå íà èëëþñòðàöèè.
“Áðà÷íûé êîíòðàêò” ïîâåñòâóåò î íà÷àëå òèïè÷íîé äëÿ òîãî âðåìåíè èñòîðèè. Ãðàô ïî ôàìèëèè Ñêâàíäåð (“ìîò”) ðåøèë æåíèòü ñâîåãî ìîëîäîãî ñûíà íà äî÷åðè ïðåóñïåâàþùåãî ãîðîäñêîãî òîðãîâöà. Äåéñòâèå ïðîèñõîäèò â îäíîé èç êîìíàò äâîðöà ãðàôà.
Áîãàòî îäåòûé ïîæèëîé ãðàô (êðàéíèé ñïðàâà) ãîðäî âîññåäàåò íà äèâàíå, äåìîíñòðèðóÿ ëèñò ñî ñâîèì ãåíåàëîãè÷åñêèì äðåâîì-åäèíñòâåííîå ñâî¸ äîñòîÿíèå. Òóò æå âèäíû è ïðèíàäëåæàùèå åìó êîñòûëè, áåç êîòîðûõ îí óæå òîæå íå ìîæåò îáîéòèñü èç-çà ðàçâèâøåéñÿ ïîäàãðû. Ñêëîííîñòü ê ðàñòî÷èòåëüñòâó (ïîìèìî ãîâîðÿùåé ôàìèëèè ãðàôà) è òóò èìååò íàãëÿäíîå ïîäòâåðæäåíèå: ñêâîçü îêíî âèäíî çäàíèå íîâîãî åùå íåäîñòðîåííîãî äâîðöà.
Òîðãîâåö, âåñüìà ñêðîìíî îäåòûé, äåðæèò â ðóêàõ òåêñò áðà÷íîãî êîíòðàêòà â òî âðåìÿ, êàê åãî äî÷ü, ñèäÿùàÿ ïîçàäè íåãî, âíèìàòåëüíî ñëóøàåò ìîëîäîãî àäâîêàòà ïî ôàìèëèè Ñèëüâåðòàí “ñåðåáðÿííûé ÿçûê” .
Ñûí ãðàôà, Âèêîíò, òåì âðåìåíåì ëþáóåòñÿ ñâîèì ëèöîì, èçó÷àÿ åãî ïðåëåñòè ïðè ïîìîùè çåðêàëà.Íà êàðòèíå ïðèñóòñòâóþò íåñêîëüêî ñèìâîëîâ.
Íà ïåðåäíåì ïëàíå äâå ñîáàêè, ñêîâàííûå îäíîé öåïüþ, ñèìâîëèçèðóþò ýòîò áðàê (îáû÷íî â ïðîèçâåäåíèÿõ, èçîáðàæàþùèõ âëþáëåííûõ èëè ñóïðóãîâ, ñîáàêà ñèìâîë âåðíîñòè .
À òàê æå êàðòèíû íà ñòåíàõ («Äàâèä è Ãîëèàô», «Ìó÷åíè÷åñòâî ñâ. Ëàâðåíòèÿ», «Óáèåíèå Àâåëÿ», «Ñâ. Ñåáàñòüÿí», «Þäèôü è Îëîôåðí»), ïðîðî÷àùèå ïå÷àëüíûé êîíåö ýòîãî ïðåäïðèÿòèÿ.
Áûòîâàÿ æèâîïèñü Õîãàðòà ñ åå çëîáîäíåâíîé òåìàòèêîé, áåçæàëîñòíîé îáëè÷èòåëüíîé ñèëîé íàìíîãî îïåðåæàåò ñâîå âðåìÿ, ïðîêëàäûâàÿ ïóòè êðèòè÷åñêîìó ðåàëèçìó â èñêóññòâå 19 âåêà, à òàêæå ðàçâèòèþ áûòîâîé è ïîëèòè÷åñêîé êàðèêàòóðû, è â ýòîì îòíîøåíèè Õîãàðò áûë íîâàòîðîì.
https://maxpark.com/community/6782/content/3384493
«Модный брак» (англ. Marriage à-la-mode) — цикл из шести картин Уильяма Хогарта, созданный в 1743—45 годах. В этом цикле Хогарт высмеивает высшее общество.
История создания
Сатирическая серия «Модный брак» стала первой в Англии, высмеивающей нравы высшего общества. В ней отображена история женитьбы и дальнейшей супружеской жизни сына обедневшего аристократа и дочери богатого торговца. Во всех шести картинах чётко проработаны фигуры персонажей и тщательно продуман интерьер. В те времена модные браки были очень распространены среди беднеющих аристократов, которые стремились сблизится с богатыми буржуа, это и послужило вдохновением для Хогарта.
В этой серии художник высмеивает ситуацию, в которой оказались люди из-за безнравственности общества, поэтому герои картин вызывают у зрителя скорее жалость, чем насмешку. На основе серии Хогарт в дальнейшем создал серию гравюр.
По-настоящему серия была оценена лишь в XX веке. Сейчас все шесть картин из цикла находятся в Национальной галерее Лондона.
Модный брак. Брачный контракт
“Брачный контракт” повествует о начале типичной для того времени истории. Граф по фамилии Сквандер (“мот”) решил женить своего молодого сына на дочери преуспевающего городского торговца. Действие происходит в одной из комнат дворца графа.
Богато одетый пожилой граф (крайний справа) гордо восседает на диване, демонстрируя лист со своим генеалогическим древом. Тут же видны и принадлежащие ему костыли, без которых он уже тоже не может обойтись из-за развившейся подагры. Склонность к расточительству (помимо говорящей фамилии графа) и тут имеет наглядное подтверждение: сквозь окно видно здание нового еще недостроенного дворца.
Торговец, весьма скромно одетый, держит в руках текст брачного контракта в то время, как его дочь, сидящая позади него, внимательно слушает молодого адвоката по фамилии Сильвертан (“сладкоречие”). Сын графа, Виконт, тем временем любуется своим лицом, изучая его прелести при помощи зеркала. Две собачки, объединенные одной цепью (нижний левый угол), возможно, символизируют брачный союз.
Отдельные детали, особенно картины, висящие на стене, являются дополнительными комментариями к произведению. Так, большой портрет, выполненный во французской манере, висящий на стене рядом с окном, сильно контрастирует с находящейся на соседней стене головой Медузы, выражающей ужас. Очевидно, что ничего не предвещает этому браку счастья.
“Вскоре после свадьбы”
Из картины “Вскоре после свадьбы” ясно видно, что брак молодого аристократа и дочки торговца даёт первую трещину. Молодые люди быстро поняли, что они очень и очень разные люди, и поэтому стараются проводить свободное время порознь.
Утомленная жена, которая, похоже, провела предыдущий вечер за партией в карты, завтракает в ставшем общим для неё с мужем новом дорогом доме: пьёт кофе, как знатная дама, но при этом вульгарно потягивается. Повсюду заметен беспорядок. Виконт, уставший и измотанный, сидит на стуле: он только недавно вернулся домой после ночного кутежа. Всю ночь его не было дома, возможно, молодой аристократ пропадал в борделе. Наглядное доказательство этому — дамский чепчик, который вытаскивает у него из кармана собачка.
Посетивший семейную чету дворецкий (слева) медленно удаляется, унося деловые бумаги, и, глядя на окружающий беспорядок, в отчаянии возносит вверх правую руку.
Декорации комнаты и здесь являются символами. Картина, размещенная над камином, — это Купидон над руинами, общим беспорядком в доме, семье. Стоящий на камине бюст со сломанным носом символизирует импотенцию, возможные нежелательные последствия супружеской неверности молодого аристократа.
Модный брак. Визит к шарлатану
Действие “Визита к шарлатану” происходит в комнате так называемого доктора, которого зовут месье де ла Пилюль. Виконт сидит на стуле, а справа от него — его любовница, возможно, содержанка, совсем ещё девочка; слева от него, возможно, мать девочки.
Очевидно, что это не визит вежливости. Более того, это не первое посещение месье де ла Пилюля. Виконт болеет венерическим заболеванием. Об этом свидетельствует чёрное пятно на его шее (символ венерического заболевания для художника). В то время единственным средством излечения от подобного считалось принятие ртутных пилюль, что и посоветовал ему принимать “доктор”.
Похоже, что пилюли не подействовали, поэтому все требуют от доктора найти альтернативный способ излечения. Виконт держит в руке коробочку с бесполезными пилюлями, желая их вернуть и обменять на что-то действительно стоящее или получить назад свои деньги. Ещё одна коробочка — на стуле Виконта, и ещё одна — в руке девочки-проститутки.
В качестве способа убеждения посетители используют не только слова: в левой руке Виконта увесистая трость, угрожающе приподнятая; женщина, предполагаемая мать девочки, сжимает в руках нож…
Модный брак. Будуар графини
После смерти престарелого графа жена его сына становится графиней, о чём свидетельствует корона над кроватью и туалетным столиком в комнате новоявленной аристократки. Она также стала матерью, и у её ребенка, лежащего в люльке, режутся первые зубки.
Адвокат Сильвертан (“Сладкоречие”, говорящая фамилия), сидящий справа от знатной дамы, уговаривает её принять участие в предстоящем маскараде, именно на изображение маскарадного шествия он и указывает. Граф на картине отсутствует вовсе. Возможно, между адвокатом и графиней завязался настоящий роман.
Остальные гости, расположившиеся в стороне (слева вдоль стены), с интересом слушают оперного певца, возможно, кастрата, которому аккомпанирует флейтист.
Африканский паж (справа) распаковывает коллекцию редких вещей, купленных на аукционе, включая статую древнегреческого мифологического героя Актеона.
Картину “свободной любви”, начинающей царить в новой семье аристократов, дополняют некоторые из картин, висящих на стенах в комнате графини: “Лот с дочерьми” и “Юпитер и Ио” Антонио Корреджо (центральная стена) и портрет адвоката и “Похищение Ганимеда” Микеланджело (стена слева).
Модный брак. Дуэль и смерть графа
Эпизод происходит в багнио. Первоначально под словом “багнио” в Англии подразумевались кофейни, где также можно было посетить турецкие бани, но к 1740-м гг. значение слова изменилось: теперь так стали называть дома с множеством комнат, любую из которых без лишних вопросов мог снять каждый желающий на любой срок (например, на ночь).
Графиня и адвокат после шумного бала-маскарада изрядно подустали и решили снять в таком багнио себе комнату, где графиня изменила своему мужу. Виконт тем временем, ещё прежде заподозрив неладное, проследил за влюбленными голубками и застал их во время постельной сцены. Отношения решили выяснять тут же при помощи дуэли на шпагах, в результате которой муж графини получил смертельную рану.
На картине запечатлен момент, когда графиня просит прощения у умирающего мужа. Второй дуэлянт успешно ретировался через окно. Встревоженные шумом в комнату входят хозяин багнио и сторож.
Картину всеобщей горечи и разврата дополняют висящие на стене картины — “Суд Соломона” и портрет куртизанки.
Действие происходит в доме отца графини, городского торговца. Девушка приняла яд, узнав о смерти своего любовника-адвоката, который был повешен за убийство графа, её мужа. Об этом она узнала из листовки, лежащей у её ног.
Дитя-калека обнимает тело своей бездыханной матери, а отец графини снимает с её руки кольцо, поскольку по законам Англии того времени имущество самоубийцы конфисковывалось. В центре картины аптекарь обвиняет слугу в том, что он по просьбе графини достал яд, и просит его во всём признаться.
Сквозь окно виднеется Старый лондонский мост. За всей этой суматохой никому нет дела ни до вида из окна, ни до того, что делается на столе. Собака городского торговца, отца графини, не теряет времени даром: она взгромоздилась на стул и поедает жареную курицу.
Простоватые картины голландских мастеров на стенах дома при этом иллюстрируют не только вкусы хозяина дома. Это — иллюстрация обыденности, типичности и вместе с тем жизненности и актуальности семейной трагедии, представшей перед нами в серии “Модный брак”, не подвластной ни времени, ни пространству.