Модный дом жан поль готье
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Готье.
Жан-Поль Готье́ (фр. Jean-Paul Gaultier [ʒɑ̃ pɔl ɡotje]; род. 24 апреля 1952, Аркёй[4], Сена (теперь в Валь-де-Марне)) — французский модельер, во многом определивший облик высокой моды 1980-х и 1990-х годов, президент собственного модного дома и компании Jean Paul Gaultier S.A.
Биография и карьера[править | править код]
Детство и юность провёл в пригороде Парижа, в буржуазной семье. Один из немногих современных модельеров, не получивших специального образования. В юности делал эскизы костюмов, рассылал свои наброски ведущим парижским кутюрье.
В 1970 году в возрасте восемнадцати лет был принят на работу в дом моды Пьера Кардена[5].
В 1971 году работал с Жаком Эстерелем.
В 1976 году он создал первую собственную коллекцию, к 1981 году разработал фирменный провокационный стиль, принёсший ему признание. Коллекции Готье создавались на впечатлении от уличной моды и популярной культуры. Вдохновляясь тем, что он видел на улицах парижских предместий, модельер прославился как l’enfant terrible (с фр. — «несносный, избалованный ребёнок») французской высокой моды. Он носил тельняшку и килт, одевал мужчин-моделей в женские костюмы, отдавал предпочтение эпатажным моделям с пирсингом. Работал с панк-дивой Ниной Хаген. Одним из наиболее эпатажных творений Готье стал корсет с остроконечным бюстгальтером, созданный для мирового турне певицы Мадонны в 1990 году. Модельер также создавал сценические костюмы для певца Мэрилина Мэнсона, победителей конкурса песни Евровидение 1998 и 2014 года Даны Интернешнл и Кончиты Вурст (последняя также демонстрировала «платье невесты» в показе коллекции осень — зима 2014/2015[6]).
Готье создавал костюмы для кино, сотрудничая с такими режиссёрами, как Педро Альмодовар («Кика»), Питер Гринуэй («Повар, вор, его жена и её любовник»), Люк Бессон («Пятый элемент»), Жан-Пьер Жёне и Марк Каро («Город потерянных детей»).
В 1993 году запустил собственную парфюмерную линию.
Парфюмерия под именем модельера выпускается испанской компанией Puig, мажоритарным акционером модного дома Готье.[7]
В 2003 году стал креативным директором парижского дома моды Hermès. В том же году Hermès приобрёл 30 % компании Jean Paul Gaultier S.A., а несколько лет спустя увеличил свою долю в фирме Готье до 45 %[8]. После семи лет работы в Hermès, Готье покинул этот дом моды в мае 2010 года, решив сосредоточиться на собственном бизнесе. На руководящем посту его сменил Кристоф Лемэр, до того разрабатывавший линию женской одежды в Hermès, а ещё ранее — занимавший пост главного дизайнера компании Lacoste.
21 июля 2010 года Жан-Поль Готье был назван президентом собственного модного Дома и компании Jean Paul Gaultier S.A.
В 2008 году сотрудничал с хореографом Анжеленом Прельжокажем, создав костюмы для его балета «Белоснежка» (Балет Прельжокажа[fr], экранизирован в 2009 году).
В 2009 году создавал костюмы для певицы Милен Фармер, в частности, для её туров 2009, 2013[9] и 2019 годов. В 2011 году Милен завершала своим выходом «невесты» дефиле от-кутюр осень — зима 2011/2012, посвящённое балету «Лебединое озеро» и фильму «Чёрный лебедь»[10].
Вёл авторскую программу на канале MTV.
В марте 2005 года в Петровском Пассаже открылся московский бутик Jean Paul Gaultier.
В 2018 году в прокат вышел документальный фильм «Жан-Поль Готье, с любовью», посвящённый созданию последних проектов дизайнера. В 2020 году фильм вышел в российский прокат.
Благотворительная деятельность[править | править код]
В 2003 году спонсировал проведение выставки «Мужчины в юбках», демонстрировавшейся в нью-йоркском музее Метрополитен[11].
В 2016 году он создал эскизы для более чем пятисот костюмов в ревю THE ONE Grand Show в берлинском театре Фридрихштадтпаласт.
Признание и награды[править | править код]
- В 2007 году Готье был удостоен премии Fashion Group International за «слом стереотипов и стирание границ моды»[12].
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- jeanpaulgaultier.com — официальный сайт Жан-Поль Готье
- Интервью Жан-Поля Готье Александре Глотовой // «Сегодня утром на НТВ»
Жан-Поль Готье — дизайнер, известный своим умением очаровывать публику не только творческой деятельностью, но и своей харизмой, обаянием, тонким чувством юмора.
Готье боготворят звезды шоу-бизнеса, которым посчастливилось сотрудничать с гениальным творцом (от Мадонны до Диты фон Тиз), им восхищаются благотворительные организации и научные фонды, которым знаменитый дизайнер регулярно жертвует часть своих доходов уже много лет. Дерзкий провокатор, обаятельный хулиган и просто очень добрый человек — Готье всю свою жизнь учит людей принимать себя такими, какие они есть, ведь по мнению кутюрье, только так проявляется истинная красота человека.
Детство
В детстве Жана-Поля воспитывала бабушка — женщина, которая очень повлияла на становление Готье как модельера. Бабушка Жана занималась хиромантией и гадала на картах таро. А еще она была настоящей женщиной, той что и стареть предпочитает красиво и женственно. Любовь Готье к корсетам связана именно с образом бабушки, сохранявшей фигуру и заботившейся о своем внешнем виде до самой старости. Бабушка носила корсет, всегда держала спину прямо и поощряла любовь маленького внука к рисованию.
Они жили на окраине Парижа. Жан-Поль рос достаточно застенчивым ребенком и шумным мальчишкам предпочитал компанию девочек. В одном из своих интервью дизайнер, оглядываясь на свое прошлое, признавался: «Мне всегда было проще общаться с женщинами. Кажется, я понимаю их лучше». Но свои коллекции он создавал и для тех, и для других.
Работа у Кардена
Как когда-то напророчила его любимая бабушка, путь Готье к вершинам успеха был проложен по прямой и светлой, но местами ухабистой дороге. Никто из близких не пытался запрещать ему заниматься любимым делом, никто не предрекал провал — Жан-Поль отовсюду получал только поддержку и добрые напутствия. В 18 лет молодой человек уже был принят на должность ассистента в Модный дом Пьера Кардена.
Первое время Жан-Поль занимался дизайном тарелок и других предметов домашней утвари. Это не было пределом его желаний, но юный и амбициозный Готье быт готов ухватиться за любую возможность. Спустя какое-то время Жан-Поль оставил Модный дом Кардена и работал на других французских дизайнеров, набирался опыта, оттачивал свое мастерство. Когда он снова вернулся к Кардену, то уже был готов создавать полноценные коллекции.
Коллекция, разработанная Готье для США, получилась достаточно успешной. Дизайнер создавал ее на Филипппинах. Там, среди жутких трущоб, граничащих с приторно-роскошными особняками местных богачей, зародился узнаваемый стиль Готье — микс жанров и культурных традиций, тонкая пародия и желание эпатировать.
Модный дом Jean Paul Gaultier
Мир моды был готов принять творения Готье для чужих Модных домов, но не был расположен позволить ему создавать собственные коллекции. Долгие годы Жан-Поль вынашивал идею создания своего Модного дома, но не имел возможности ее реализовать.
Судьбоносная встреча с Фрэнсисом Менуж, ставшим для кутюрье возлюбленным и партнером, подарила Готье шанс двигаться вперед и не пасовать перед отказами. В 1976 году совместно с Фрэнсисом дизайнер создал и выпустил коллекцию электронных украшений. А спустя пару лет японская модная компания «Кашияма» предложила Жану-Полю работу с высоким доходом.
Поправив свое финансовое состояние, кутюрье смог осуществить мечту и, наконец, обзавестись собственным Модным домом.
Культовые творения Жана-Поля Готье
Концертный костюм с остроносым бра для Мадонны, 1992 год
Коллекция, посвященная Фриде Калло
Корсет Диты фон Тиз, 2010 год
Коллекция в память об Эми Уайнхаус, 2012 год
Платье-бабочка с корсетом, 2014
Еще одно амплуа Готье — художник по костюмам. В список его работ вошли киноленты: «Кика», «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Пятый элемент» и «Город потерянных детей». Каждый из фильмов благодаря дизайнеру получил собственную характерную атмосферу, а одежду персонажей можно рассматривать часами!
Талантливый, спонтанный и предельно честный в жизни и в творчестве — Готье стал самым нетипичным французским кутюрье. За смелые и порой «дикие» сочетания его прозвали «ужасным ребенком французской моды». Коллекции Готье — это другой мир, прекрасный во всем своем многообразии, как и его создатель.
СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ
Жана-Поля Готье французы называют «enfant terrible» – «бедовый ребенок, сорванец». Он гордится репутацией главного хулигана мира моды и не устает удивлять нас своими безумными фантазиями.
Человек в тельняшке – легенда мировой моды Жан-Поль Готье – утверждает, что он очень застенчив. Но его фантазия, похоже, никогда не иссякнет. Ведь мода для Готье не только искусство, это – образ жизни.
«Мода – это, прежде всего отражение общества. Роль и главная задача модельера – отражать то, что происходит в обществе и создавать предложение, которое будет порождать спрос» (Жан-Поль Готье).
Жан-Поль Готье родился 24 апреля 1952 года во Франции, в городке Аркуэль, неподалеку от Парижа.
С детства Жан-Поль Готье привык к женским штучкам и побрякушкам. Вместо того чтобы гонять мяч с другими мальчишками из южного пригорода Парижа, будущий кутюрье внимательно следил за волшебством своей бабушки. Она – медицинская сестра, знающая толк и в косметике, и в гипнозе, под тихий говор телевизора делала соседкам уколы, красила волосы или гадала на картах. Так, в обществе подруг матери, тетки и бабушки, юный Жан-Поль узнал женские секреты и тайны.
В последствии Готье с теплом вспоминал эти дни, когда он все свое свободное время посвящал кройке нарядов и придумыванию макияжа для своего плюшевого медвежонка Нана. Прошло несколько лет и все самые лучшие ощущения и образы – цвета персика и горчицы, увядшей розы и ржавчины, апельсина и лосося – отразились в коллекциях мастера. А аромат рисовой пудры, тяжелый запах румян, пары средств для снятия макияжа «феи с седыми волосами», как называл модельер свою бабушку, возникли в знаменитой туалетной воде «Готье».
Карьера известного модельера началась с того, что в 13 лет он пошил бюстгальтер для… плюшевого медведя. Эта игрушка впоследствии стала для мальчика манекеном, на котором он применял все свои знания о моде, почерпнутые из журналов и телепередач. Бабушка Жана-Поля, которая владела салоном красоты и в свободное время гадала на картах, предсказала внуку великое будущее. Юный Готье, свято веря в это пророчество, с энтузиазмом рассылал свои рисунки во все дома моды. Однако первое предложение ему поступило только через 4 года – Жану-Полю как раз исполнилось 18 лет. Юноша был в восторге от работы. Да, в доме «Patou» Готье был всего лишь ассистентом, но ведь его наставником стал сам Пьер Карден! Это стоило того, чтобы сносить любые унижения, а их Жану-Полю доставалось немало. Бедность не позволяла ему красиво одеваться, из обуви у него были только резиновые сапоги. Из-за этого юношу не пускали с парадного входа, а богатые коллеги дали ему прозвище «мальчик с фермы».
После нескольких лет работы, в течение которых Готье сотрудничал с разными домами моды, Жан-Поль знакомится с Фрэнсисом Менужем, своим будущим деловым партнером и любовником. В 1976 году они вместе организовывают собственную компанию и вскоре выпускают первую коллекцию. Но экстравагантные платья из салфеток и бижутерия из чайных ситечек и батареек не пришлись по вкусу обозревателям мира моды и были жестоко высмеяны. 24 апреля 1979 года Жану-Полю исполнилось 27 лет. Именно в этом возрасте к нему пришла известность. В 1979 году по заказу японской фирмы «Кашияма» Готье создает коллекцию «Джеймс Бонд». Его стиль отличается провокационностью и эпатажем. Многие его коллекции построены на стиле улиц, а также на поп-культуре.
Очевидно, стиль 60-х годов понравился журналистам больше, чем авангард из бытовых принадлежностей, и с тех пор имя дизайнера все чаще стало появляться на страницах модных журналов. В 1982-1984 годах Готье создает коллекции «Париж. Готье», «Дадаизм», «Пять последних минут», привнося в них новые шокирующие элементы – браслеты из консервных банок и острогрудые бюсты. Но на этот раз неуемное воображение модельера приносит ему не порицание, а славу: уже в 1985 году кутюрье выдвигают на соискание «Оскара моды». Готье заставлял публику раскрывать рот от удивления: он создавал головные уборы из музыкальных инструментов, шил тельняшки из меха норки и комбинезоны из каракули. В показах коллекций дизайнера, проходивших то в тюрьме, то на боксерском ринге, участвовали карлики и инвалиды, толстушки и великаны.
В 1990 году Жан-Поль Готье создал костюмы для концертного тура Мадонны Madonna’s Blond Ambition Tour. Эти модели ложатся в основу тенденций, как в нижнем белье, так и в верхней одежде.
В 1997 году Жан-Поль Готье создает свою первую коллекцию haute couture. Его коллекции haute couture очень формальные, но в тоже время необычные.
Его полусумасшедшие идеи заинтересовали боссов кино, и киностудии начали заказывать у модельера костюмы для фильмов. Готье является создателем нарядов героев таких кинолент, как «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989), «Кика», «Город потерянных детей» (1994) и «Пятый элемент» (1997). С 1987 года кутюрье также шьет костюмы для Мадонны. С поп-дивой у дизайнера сложились своеобразные отношения: несколько раз он даже предлагал ей стать мадам Готье. Мадонна на все предложения неизменно отвечала «нет», но все же осталась хорошим другом Жана-Поля. Она поддерживала модельера, когда от СПИДа умер Френсис Менуж, даже участвовала в благотворительном показе для Фонда исследований СПИДа, во время которого продефилировала по подиуму с обнаженной грудью.
В настоящее время он создает коллекции для собственного Модного Дома, а также для Hermes.
В 2001 году на церемонии в роскошном парижском ночном клубе Chez Maxim’s знаменитый модельер Пьер Карден вручил своему бывшему ученику Жан-Полю Готье Орден почетного легиона. «Начиная со своей первой коллекции, с 1976 года, ты задаешь вопрос, что есть хороший, и что есть дурной вкус» – заявил в своей речи Карден.
Готье в ответной речи не обошелся без двусмысленного комплимента, напомнив Кардену, что тот учил его сосредоточиться на силуэте, фигуре и оставлять заботы об аксессуарах подражателям – а вот теперь аксессуар, Орден почетного легиона, собрал вместе стольких людей.
Жан-Поль Готье – классик. Его обожают и боготворят все: от «оторванных» подростков до светских дам. На своем показе весна-лето 2005-2006 Готье опять поразил всех: модели ходили по разложенному на подиуме сену.
Когда-нибудь образы, созданные дерзким мастером Готье, выстроятся на парад. И в этом параде продефилируют девушки-феи с полными губами и феской, сдвинутой набок, юноши-чародеи в ажурных чулках; татуированные индианки в туниках; разрисованные гейши в длинных узких юбках; тирольцы с белыми косами и пламенными щеками; дамы в коже и джентльмены в шелке и муслине. А завершит шествие сам Готье в своем неизменном образе – на голове серебристый ежик, тельняшка, шотландская юбка, черные гольфы и туфли Doc Martens, в которых он путешествует по миру моды.
Сегодня Готье – процветающий дизайнер, возглавляющий сразу два дома моды – Hermes и свой собственный. Он черпает идеи в обыкновенных людях – проститутках, консьержках, великосветских дамах, именно поэтому его стиль получается крайне демократичным. Готье создает то, что нравится, прежде всего, молодежи. Он умеет безошибочно угадывать желания молодых людей, ведь в свои 54 года он остается несносным ребенком – enfant terrible.
Автор: Ирина Жигмунд
Жан-Поль Готье замечательный дизайнер, создающий модели с легким налетом эпатажа и яркой чувственности. При этом его творчество отличает тонкая самоирония, некоторое хулиганство и артистичность, делающие одежду “от Готье” лишенной буржуазного пафоса. Поэтому его модели так востребованы среди звезд эстрады и кино, а работа его в качестве художника по костюмам невероятно интересна.
Кадр из фильма “Распутницы”
“Я обязан кино тем, что стал модельером”, – говорит Жан-Поль Готье.
Сильное впечатление на юного Жана-Поля произвел французский фильм 1944 года «Falbalas» (у нас его переводят, как «Дамские тряпки»). “Когда мне было девять или десять лет я впервые увидел «Falbalas» фильм режиссера Жака Беккера с Мишлин Прель.
1. «ПОВАР, ВОР, ЕГО ЖЕНА И ЕЕ ЛЮБОВНИК», 1989 г.
Jean Paul Gaultier, Peter Greenaway – Party 1993, Theatre des Champs Elysees
Это первый фильм Жана-Поля Готье, в котором он выступал в качестве художника по костюмам. Несмотря на жесткий сюжет, фильм очень живописен и невероятно образен. Его называют «шедевром торжествующей живописной зрелищности».
Девиз фильма «еда, секс и смерть». #Стиль Готье, с его сексуально агрессивными платьями, корсетами, узкими юбками, высокими каблуками идеально вписался в эту концепцию. Режиссер фильма Питер #Гринуэй обожает все структуризировать. Так в этом фильме его любовь к порядку обретает образ комбината питания: в кухне готовится еда, в ресторане – съедается, в туалете – выбрасывается. Каждый из этих объектов имеет свой цвет: зеленый, красный и белый. Цвет костюмов героев также меняется в зависимости от того, в каком помещении они находятся. Пока герои идут через кухню, их одежда серо-зеленого оттенка, проходят в зал ресторана – она становится черно – красной, идут в туалет – черно – белой. Причем, сделано это не на компьютере, а сшиты новые костюмы другого цвета.
Ну и финальное, демоническое платье Хелены Миррен точно и образно подчеркивает напряженность сцены. Героиня похожа в нем на диковинную птицу, запутавшуюся в сети.
2. «КИКА» П. АЛЬМОДОВАРА. 1993 г.
П. Альмодовар, Виктория Абриль и Жан-Поль Готье
В китчевой картине абсурда «Кика» Готье выступает уже не в качестве художника по костюмам, а только как дизайнер одной звезды – Виктории Абриль. Мне кажется, что этот персонаж по своей эстетике ближе всего дизайнеру, его художественному «я». Других персонажей одевал Джанни Версаче.
Этот костюм из фильма находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Этот костюм из фильма находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Этот костюм из фильма находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Что же касается платьев для Андреа – ведущей программы “Худшее за день”, то режиссер попросил Жан-Поля представить, что она только что стала жертвой катастрофы, но и при этом она должна выглядеть гламурно.
“Это отражение эстетики ужаса, мусорного дизайна и пост-панка в моде, а в итоге получилось эстетическое насилие», – сказал #Альмодовар.
#Костюмы отлично вписались в стиль фильма, добавив ему некоторую долю визуальной остроты и гротеска.
3. «ГОРОД ПОТЕРЯННЫХ ДЕТЕЙ»
МАРК КАРО, ЖАН-ПЬЕР ЖЕНЕ. 1995
Глядя на персонажей фильма “Город потерянных детей” испытываешь чувство, словно из старого, пыльного сундука достали волшебный театр. Карлики, великаны, одинаковые человечки, сиамские близнецы, говорящий мозг… и дети, находящиеся по другую сторону от всего этого.
И все они одеты от Готье. “Самый большой талант Жана-Поля Готье состоит в том, что он переносит свое личное видение во вселенную фильма. Да как! “, – сказал о дизайнере Каро, один из режиссеров фильма.
“Город потерянных детей” – картина очень французская, с особенным национальным колоритом. Готье старался сделать костюмы в стиле первых французских фильмов.
«В старых французских фильмах изображение имеет очень большое значение. Например, в фильмах “L’Argent” («Деньги») Марселя Л’Эрбье и «Дети райка» Марселя Карне. Я видел эти фильмы будучи ребенком – моя мама смотрела их по телевизору. Они повлияли на меня и на моё отношение к моде. Фильм «Деньги» – это своего рода «Метрополис». Это все фильмы в стиле Art Deco”.
Ж.-П. Готье
Кадр из фильма “Деньги”
#Каро сказал, что в картине нет определенного времени. Понятно, что дело происходит не сейчас, но вы и не знаете, когда именно, – рассказывал Готье, – Он сказал мне, чтобы я посмотрел фильмы Чарли #Чаплина, например, «Kid» («Малыш»). Он хотел, чтобы дети выглядели как-то так, в том же духе. По времени – где-то от начала века до 40-х годов. Я чувствовал, что элегантность ушла в прошлое, но думал, что было бы здорово и современно сложить вместе разные эпохи, чтобы получился безвременной период.”
4. «ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ», 1997
Одна из самых заметных картин Ж.-П. Готье, это, конечно, «Пятый элемент» режиссера Люка Бессона. Он разработал для этого фильма 954 костюма. ‘
‘Я хотел самого лучшего дизайнера, а им является Жан-Поль”, – сказал #Бессон. «Он чувствует цвет, он знает вкус Нью-Йорка”.
Пространство фильма, действие которого происходит в будущем, позволило Готье воплотить в костюмах все свои фантазии. Так, даже для брутального Корбена Далласа, в исполнении Брюса Уиллиса, он придумал костюм с декольте на спине, которое обычно является деталью женских платьев.
Готье размыл в фильме рамки между мужской и женской одеждой. Он как-то сказал в одном интервью: “Я за равенство между мужчинами и женщинами. И говорю: что в моде подходит женщине – почему не могло бы подойти мужчине?”
Лилу (Мила Йовович) – человеческое воплощение чистой любви. Она появилась на свет из инкубатора. Поэтому, когда она вырывается из своей стерильной камеры, то ее костюм напоминает бинты мумии.
”Костюм должен соответствовать тому, что она делает, – говорит дизайнер, – Лилу – очень динамичная и костюм должен это подчеркнуть.
“Зорг – денди, нувориш, Гитлер”, – так определил его стиль Бессон. “Это своего рода смесь всего этого. Зорг – тот человек, который купит Пикассо, поскольку он подходит к его дивану”.
Даже актеры, сыгравшие небольшие роли, получили роскошные костюмы. Сотрудники Макдональдса и бортпроводницы носят форму, которая действительно напоминают форменную одежду. ”Это небольшая стилизация того, что они носят в «Air France”, – смеется Готье, – «Надеюсь, что авиакомпания рассмотрит вопрос о внедрении их в жизнь».
Разные режиссеры, разные жанры фильмов выявляют разные грани таланта этого дизайнера. Его костюмы в этих проектах не просто одежда, а дополнительный важный штрих к раскрытию образов героев. А где-то даже и часть действия. Надеюсь, его сотрудничество с кинематографом продолжится, и подарит нам немало запоминающихся минут.