Модный головной убор 18 века

На Руси ходить с непокрытой головой испокон веков было не принято. Кокошник, кика, повойник, наконец, платок — вот традиционные головные уборы русских красавиц.

Мода изменилась в XVIII веке, в эпоху правления Петра I, прорубившего окно в Европу, приказавшего брить бороды и высочайшим указом повелевшего на ассамблеях появляться в европейском платье. Дамы и кавалеры стали щеголять в заграничных нарядах и париках. Со временем парики сменили пышные и высокие прически с украшениями в виде вазонов с цветами, корзин с фруктами и даже морских фрегатов в волосах… После Французской революции 1789 года на смену «старорежимным вавилонам» на голове пришли более элегантные укладки в стиле а-ля грек.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Впрочем, всевозможные головные уборы и аксессуары для причесок, будь то цветы, ленты, муслин или диадемы, сохраняли свою актуальность в течение всей первой половины XIX столетия. Некоторые из этих украшений успешно перекочевали в век ХХ, а затем и в век XXI. Про шляпки и говорить не приходится: став как бы необязательным предметом женского гардероба, они были и остаются главной страстью настоящих модниц.

А современным модельерам, кажется, и не надо долго думать, чтобы вдохновиться, — достаточно заглянуть в бабушкин сундук или повнимательнее рассмотреть полотна известных живописцев.

Великая княжна Александра Павловна причесана по моде 80-х годов XVIII века — куафюра средней высоты и лента с цветами. Цветок или несколько и сегодня станут прекрасным украшением для женской головки.

В. Боровиковский. Портрет княжны Александры Павловны. 1796. Третьяковская галерея

Фотография: Денис Раев / фотобанк «Лори»

Начало XIX века — время моды на все античное. Дамы избавились от корсетов и громоздких причесок, обрядились в легкие платья-туники, а для тепла накинули кашемировые восточные шали. Другая дань Востоку — тюрбаны. Считается, что в России они стали популярны благодаря писательнице мадам де Сталь, которая явилась на бал в большом и красном экзотическом головном уборе. На портрете Владимира Боровиковского она тоже изображена в тюрбане, но небольшом, намотанном по типу чалмы и украшенном жемчужной фероньеркой (цепочка с кулоном, спускающаяся на лоб). Шляпка-чалма и сегодня один из главных трендов сезона.

В. Боровиковский. Портрет Анны Луизы Жермены де Сталь. 1812. Третьяковская галерея

Шляпка-чалма

В эпоху ампир прическу любили украшать колосьями пшеницы, цветами, лентами, фероньерками и диадемами. Вечерний выход и в XXI веке не обходится без высокой прически с локонами и цветочной диадемы, как на портрете княгини Аделаиды Голицыной.

П. Соколов. Портрет княгини Аделаиды Голицыной. 1821

Фотография: Людмила Дутко / фотобанк «Лори»

Княгине Авроре Демидовой очень к лицу тюрбан с бахромой, который и в конце 1830-х еще оставался в моде. А современным барышням достаточно обмотать вокруг головы яркий шарф — и вот он, вожделенный тюрбан!

К. Брюллов. Портрет княгини Авроры Демидовой. 1837. Нижнетагильский музей

Фотография: Альбина Типляшина / фотобанк «Лори»

Со временем тюрбан трансформировался в пышный берет, который украшали перьями или бантами. В малиновом берете пришла на бал и Татьяна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В аналогичном головном уборе изображена и графиня Анна Орлова-Чесменская. Сегодня дамы носят беретки всех цветов и самых разных фасонов — от пышных вязаных с помпоном до строгих и классических из фетра. Особо смелые по-прежнему предпочитают красный.

И. Баженов. Портрет графини Анны Орловой-Чесменской. 1838. Рыбинский художественный музей

Фотография: Phovoir Images / фотобанк «Лори»

Начало ХХ века — это начало «прекрасной эпохи». Дамы Belle Époque одевались строго: завышенная талия, тонкий рукав, длинные узкие юбки, чуть расходящиеся книзу… Избежать излишней чопорности помогали пышные шляпы. Правда, дочь живописца, Надежда Репина, изображена не в пышном головном уборе, а в элегантной летней шляпке. Такую и сегодня надеть не грех. Разве что сместить ее слегка с затылка на лоб.

И. Репин. На солнце (Портрет дочери художника). 1900. Третьяковская галерея

Фотография: Виноградов Сергей / ТАСС

Княгиня Ольга Орлова — пример модницы «прекрасной эпохи». Такие пышные широкополые шляпы украшали перьями или цветами, а зачастую и чучелами птиц (вспоминали, по-видимому, ушедшую эпоху рококо). Конечно, крепились такие объемные конструкции при помощи длинных шпилек и булавок, которые были небезопасны для окружающих. Именно поэтому в 1912 году городское управление в Санкт-Петербурге и Москве запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте — «во избежание травм населения». Пышные шляпы и сегодня очень актуальны, особенно на светских раутах вроде лошадиных скачек. И что хорошо, их не надо крепить опасными для жизни булавками.

В. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой. 1911. Русский музей

Фотография: Сергей Виноградов / ТАСС

1930-е годы — время, когда тон жизни задает джаз, кинематограф и спорт. В Голливуде блистают Грета Гарбо и Марлен Дитрих, у нас — Любовь Орлова. СССР еще не за железным занавесом, а потому художник Александр Дейнека путешествует в 1934–1935 годах по США, Франции и Италии. Его парижанка наверняка занимается спортом, а вечером надевает свободное платье, шляпку-таблетку и оправляется танцевать. Эти шляпки, один раз войдя в моду, остались в ней навсегда.

А. Дейнека. Парижанка. 1935. Русский музей

Фотография: Nick Dale / фотобанк «Лори»

Источник

Женский костюм без аксессуаров просто невозможет. Тем более в реконструкции одежды на эпохи прошлых столетий.

Предлагаю поговорить о ….

.головных уборах мужских и женских.

Итак: шапки, шапочки, капоры, цилиндры, кепи, банданы и проч….

Подлинники и виды головных уборов можно посмотреть в одном из моих альбомов на Яндексе:
 Женские аксессуары прошлых веков

Информации в соц.сетях много на эту тему,так что это будет первая часть.
Общая.Ладушки?

Типа: ознакомления, картинки, и множество кроя на все случаи жизни.


История
шляпы

Слово «шляпа» с
немецкого языка переводится как «головной
убор, который сохраняет устойчивую
форму». 

Как правило шляпа состоит из колпака и полей.а те в свою очередь из: донышка-круглая часть, поля, стойки/околыша,тулья – стоячая часть самого колпака. 

Для создания головных уборов можно использовать различные материалы: соломку, фетр, шерсть-сукно, кожу, мех, ткани и
другие.

 Изменяя формы размеров
тульи, поля и донышка, формы шляп различны. В настоящее
время любая мужская шляпа может быть
женской и наоборот.

Древний
мир

Шляпа, как и многие
другие предметы одежды, появилась на
свет с чисто практической целью. 
Так,
на юге от палящих лучей солнца могла
спасти только шляпа с огромными полями.
Первой такой шляпой стал греческий петатос,
который по легенде, изобрел бог Гермес. 

Это был головной
убор с тульей и обязательно с полями.
 Головной убор хорошо защищал в непогоду, а если не было ветра и дождя,
петатос отбрасывали на спину, так как
он был подвешен на ремне или ленте. 
От
него произошли все стетсоны, сомбреро,
панамы и другие шляпы Старого и Нового
Света  в Европе.

Прародители шляп

В Древней Греции головные уборы,в основном ,носили во время работы.А в повседневности их не одевали.

Люди
покрывали головы широкополыми шляпами
во время полевых работ для защиты от
солнечных лучей. 
Ремесленники и моряки
носили специальные войлочные колпаки,
которые назывались пилосами

Нередко голову украшали венком, причем
тот или иной набор растений в каждом
изделии свидетельствовал об определенном
роде деятельности его хозяина. Также
не редко женщины покрывали голову просто
куском ткани.

Головные уборы на Руси:

Средневековые
шляпы

Чисто декоративное назначение,как украшение,шляпы приобрели уже в Средневековье. В это
время выбор фасонов, цветов и украшений
шляпок стал по-настоящему велик. Головные
уборы носили как мужчины, так и женщины. 

Выбор фасонов головных уборов стал
по-настоящему велик, их стали декорировать:
плюмажем (пучками перьев), мехом, лентами
и драгоценностями.

Наиболее популярным
головным убором в Европе считался
капюшон с длинным хвостом под
названием шаперон

Его носили люди всех сословий, причем,
чем богаче слыл человек, тем длиннее
был «хвост» шаперона.

По головному убору можно было определить и сам вид деятельности его хозяина.. Врач, к примеру, носил берет,
богослов или ученый – маленькую черную
шапочку, а нотариус – бобровую шапку.

Замужние женщины
были просто обязаны покрывать голову.
Они прятали волосы под специальными
повязками или шляпками. Незамужние
девушки могли ходить и с распущенными
непокрытыми волосами, вплетая в них
цветы.

 Классическим головным убором того времени был и генин – высокий конусообразный убор. 
Предполагают, что генины придумала и ввела в моду в 1395 году Изабелла Баварская. 

Лишь через сто лет он исчез из светской одежды, но не перестал существовать совсем – его стали носить масоны. Каркас для генина принцесс был высотой в 3 фута (около 1 м), придворные имели генин до 2 футов (около 60 см).

Каркас изготавливали из твердой бумаги или накрахмаленного полотна и обтягивали шелком или другими дорогими тканями. 
С тыльной стороны по генину спускалась прозрачная вуаль.

 Она часто закрывала лицо. Все выбившиеся волосы выбривались, оставался только маленький треугольник посреди лба. Генины были такой высоты, что иногда приходилось дополнительно прорубать двери. Позднее генин приобрел форму полумесяца или двухугольную.

В 18 веке (называемом Галантным) место шляп с успехом заняли огромные напудренные парики. 
Чтобы их было удобнее носить, светские красавицы даже брились наголо.

Во времена
Наполеона(конец 18-начало 19 в) в моду вошли мужские треуголки,
которые вскоре стали элементом военной
формы.

 Частенько шляпы украшались перьями,
мехом и драгоценными камнями, расшивались
золотыми нитками, свидетельствуя о
состоятельности хозяина или хозяйки.

Капоры,цилиндры:

крой капора

>

ХIХ
век-шляпки

В 19 веке изготовление шляп стало настоящим искусством, наступила эпоха
Возрождения. 
Шляпка стала чуть ли не
главным предметом женского туалета.

 Вот такое определение дал ей В.Даль:
«…женский выездной головной убор,
которого вид и названия меняются
ежедень». 

И действительно, в то время
один модный фасон стремительно сменялся
другим (иной раз до 30 моделей за сезон).
Именно шляпа создала образ Прекрасной
Дамы – нежной, воздушной, изящной,
утонченной.

Фасоны были самые
разнообразные: плотно прилегающий к
голове чепец с множеством кружев и лент;
крохотная женская шляпка «биби»;
украшенный драгоценностями и пером
тюрбан; соломенная шляпка с мантоньерками
под игривым названием «гнездо шута»;
популярный среди русских модниц малиновый
берет, в котором, кстати, Татьяна Ларина
блистала на балу….

Капор: крой ,чертеж 

Поводом для изготовления и создания моды на новый вид головных уборов были различны: войны,, забавные
происшествия, новые театральные
постановки или романы. Шляпка «Ромео»
свидетельствовала о пристрастии к
Шекспиру, а «Франциск» – о хорошем
знании французской истории. Дамы в ложах
могли украшать шляпы перьями любой
величины, что не позволялось дамам,
находящимся в партере. Одновременно
это указывало на материальное положение
дамы.

Мужские шляпы в разные эпохи

Шляпка стала
неотъемлемой частью облика любой женщины
и означала, что девушка или дама
образованны и знают правила светского
этикета.
 Именно тогда сложились правила,
позволяющие женщине не снимать шляпу
в помещении. 

Ведь некоторые шляпки,
предназначенные для бала или обеда,
изготавливались под наблюдением
парикмахера и буквально вплетались в
прическу,закрепляясь в ней прочно.

Детский капор – ночной и дневной…

Шляпки
в начале XX века

Начало 20 века –
рассвет модерна, и дорога в новый век
была устлана цветами. 

Цветы были повсюду:
на фасадах домов, на мебели, на платьях,
в прическах и, разумеется, на шляпках. 
В моду вошли широкополые шляпы, которые
могли уместить на своих полях цветы и
цветочки: пармские фиалки, камелии,
розовые букетики.

 Шляпки стали напоминать эдакие клумбы, а порой и диковинные клетки с
райскими птичками, чьи чучела использовались
в декоре. Конечно, эта красота была
тяжеловесна, но мода диктовала свои
законы. 

Сторонницам более простой,
практичной моды удавалось выйти из
положения следующим образом – они
украшали шляпки типа канотье россыпью
незабудок или розовым бутоном, а также
всем тем, что произрастает на лугах и
полях около  городов.

Однако уже в
1909-1911 поля женских шляпок становятся
значительно уже и странным образом
загибаются вверх, от прежних цветочных
клумб не осталось и следа, только вуаль
держит свои позиции.

Влияние
Первой мировой войны

Война 1914 года
законсервировала моду, а подчас свела
к нулю попытки обновления женского
гардероба. 
Все упростилось, в том числе
и шляпки, на них остались лишь скромные
ленты и перышки.

Мировая война и
революция способствовала определенным
сдвигам в обществе, в том числе и в моде.
 Расширяются права женщин, что
незамедлительно сказывается на их
внешности. 
Теперь женщина выглядит
деловой и моложавой, она не нуждается
в помощи мужчины.
 Ее не надо оберегать
и лелеять, это больше не тепличное
растение или райский цветок. Свобода
дорого стоит, в жертву ей приносится
самое ценное – локоны и кудри.

Шляпка – КЛОШ

Впервые в истории
женщина отказывается от символа
женственности – она стрижет волосы. 
Шляпка стала облегающей с маленькими
полями или вовсе без них.
 Очень модной
стала шляпка «клош»,
по форме напоминающая колокольчик.
Шляпки 1920-х были преимущественно небольшими, с маленькими полями или вовсе без них. Самым популярным женским головным убором была шляпка-клош(«колокол»). 

Эту модель изобрела французская шляпница Каролина Ребу (франц. Karoline Reboux) в 1919 году. 
Шляпка-клош плотно облегала голову женщины и удачно сочеталась с короткой стрижкой. Шляпки изготавливались чаще всего из фетра или соломки и украшались лентами, перьями,помпонами или искусственными цветами; встречались также вышивка и блестящие стразы. 

Популярностью пользовались и однотонные, черные или белые, шляпки-клош без обильных украшений.

В 1920-е годы модницами был разработан особый «язык»: с помощью лент на шляпке женщины доводили до всеобщего сведения некое послание.

Например, лента в форме стрелы означала, что девушка не замужем, но её сердце занято; плотный узел — что дама замужем; а яркий бант — что незамужняя девица весьма заинтересована в общении с противоположным полом.

В особо торжественных случаях модницы из высших слоев общества или богемы носили различные головные украшения из жемчуга или бисера, в том числе жемчужную сетку, закрывающую лоб и напоминающую понизь кокошника.

До середины 30-х
годов у любой уважающей себя барышни в
гардеробе было несколько подобных
шляпок, которые украшались скромно, но
с удивительным вкусом. 

Лаконичность
формы подчеркивали небольшие вуалетки,
изящные украшения из бисера, цветные
перышки, иногда небольшие искусственные
цветы.

Волосы постепенно
отрастают, для них нужно оставить место,
начинается игра с полями. Маленькие
поля ложатся в причудливые формы,
постепенно переходя на одну – правую
сторону.

Возвращение
женственности и вязанные шапочки

С середины 30-х
годов независимость и эмансипация
теряют свою актуальность

. Волосы отрасли,
юбки удлинились, талия, наконец, заняла
свое место – женственность и изящество
снова в моде. 

Но есть место и сенсациям:
в 1933 году один итальянец – о ужас! –
натянул на прекрасную головку манекенщицы
шерстяной носок! 

Реакцией на это стало
появление огромного количества
всевозможных вязаных шапочек и шляпок,
с которыми мгновенно стали конкурировать
вернувшиеся из истории шляпки
канотье
.

 Привычная форма канотье изменяется,
остается только материал – солома, из
которой руками настоящих мастеров
выплетаются удивительные шедевры.

Шляпки вяжут и
плетут из всего, из чего можно вязать и
плести.
 Особой популярностью пользуются
ажурные шляпки из конского волоса. 
Украшения опять выходят на первый план,
но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. 

Постепенно шляпки становятся узкими и
прямыми, в моду входят тирольские шляпы,
появляются шляпки-таблетки – совсем
крошечные, так что их необходимо
закреплять дюжиной булавок или, что
намного практичнее, сажать на резинку. 

Модницы, а особенно барышни спортивного
стиля, не гнушаются шляп с забавными
названиями – одну из них, совсем плоскую,
называют «десертной тарелкой».

Носят всё:
фантастические береты, «горшки»,
«таблетки», жокейские шапочки. Туалеты
сменяются со стремительной быстротой,
и к каждому – свой головной убор.

 Деловые,
выходные, спортивные шляпки, шляпки для
коктейля, для скачек, для визитов к
престарелым родственникам, для похода
по магазинам в выходной день. 
Шляпки
для крохотных модниц, для серьезных
барышень, для солидных дам.

Примером
специального головного убора может
служить гимназическая
шляпка
,
которая, являя собой пример строгости,
давала понять о серьезных намерениях
ее обладательницы. 

Невозможно обучаться
науке во фривольном беретике с гусиным
пером. Появиться на людях без головного
убора – это верх неприличия.

Шляпки
периода Второй мировой войны и в
послевоенное время

В военные годы
вновь наступает «спокойный» период. 
В
это время для шляп характерны два
варианта: маленькие, сдвинутые на лоб
шляпки, которые носили и в сильные
холода, повязав сверху платок или теплый
шарф, или глубокие шляпы с нависающими
широкими полями; их, как правило, делали
из мягкого фетра, иногда этот фетр имел
довольно длинный ворс, его тогда называли
«лохматый». 

Самым распространенным
головным убором в это время стал платок.
Война есть война.

Появившийся в
конце 40-х “нью лук” принес шляпки
больших размеров.

В 50-е годы правил,
пожалуй, один из самых женственных
образов моды 20 века. Женщины, уставшие
от мужественных и сухих нарядов военных
лет, стремились быть хрупкими и
женственными. 

Очень популярны были
миниатюрные шляпки, крошечные сумочки
и перчатки. Их носят всюду и во все
сезоны.

Модные
шляпки конца XX века

В 60-х годах идет
так называемая “переработка” стиля
30-х. 
В моде небольшие шляпки с косыми
полями, которые украшались, как правило,
мягкими бантами из той же материи, что
и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое
прямое назначение, теперь служит
исключительно декоративным целям. 

Обычно, благодаря своей мягкости, это
был бархат, такие шляпки модницы могли
украшать массивными булавками с
полудрагоценными камнями, брошками
разнообразных форм. 
От этого времени в
памяти остались очаровательные
шляпки-таблетки, так любимые Жаклин
Кеннеди и удивительные шляпки Одри
Хепберн.

Главные головные
уборы женщин в 70-х – маленький прелестный
беретик, шляпа с широкими полями и
платок.

В 80-е шляпки носили
редко: трудно было на такой начес надеть
шляпку. 90-е можно назвать расцветом
спортивных бейсболок. Казалось, что
время шляп миновало. Однако пришел 21
век, и интерес к шляпке вернулся.   /Источник: apatitylibr.ru/

И сейчас,в 21 веке шапки,шляпки,шапочки и вообще,головные уборы остались в моде.
Они стали разнообразнее как в отделке,так и в создании из разных материалов и вида.

И далее: 

КАРТИНКИ, КРОЙ :

 Капор:

 

крой и виды прошлых эпох

>

>

 ЦИЛИНДРЫ: крой,виды

Всяко-разно…..
панамы:

 шляпка -таблетка: изготовление, крой

 папаха

 берет

 Феска

>

 Зимняя шапка-ушанка

 капор

 шапка(шляпка) с полями

>

 капор

КАПОР. ЧЕПЕЦ

 кепки/картуз

>

 мужские кепки и козырьки

 Чепчик

>

========================================
Шапочка моей работы:

Источник