Модный ныне жанр японских мультиков
Как вид искусства, аниме легко систематизировать по жанрам. Возможно, причиной тому является японская педантичность. В том или ином фильме можно легко выделить особенности жанра. Это, впрочем, не означает вовсе, что разложить по полочкам всё многообразие японской анимации просто. Просто потому, что полочек потребуется ну очень много…
Кодомо-аниме – аниме, предназначенное для детей. Сюжет, вложенный в основу фильма прост. Герои добрые и не страшные. Добро всегда победит… К этому виду мы без сомнения можем отнести популярных некогда “Покемонов”.
Сёнэн-аниме – аниме, предназначенное для старших мальчиков и юношей (с 12 до 16-18 лет). Персонажи приобретаю высокие воротники и мрачный взгляд. Почти всегда в сюжет вплетена ниточка романтики… Основное занятие героев – спасение мира, в перерывах между посещением средней школы. Примером могут служить Naruto, Evangelion, Full Metal Panic… Пожалуй, весомая часть аниме ориентирована именно на этот возраст.
Сёдзё-аниме – аниме, предназначенное для старших девочек и девушек (с 12 до 16-18 лет). Основой сюжета почти всегда являются романтические отношения. Прекрасный принц сокрушает врагов, витая в розовых облаках признаётся в своих чувствах прекрасной принцессе… Один из ярких представителей этого жанра – Azumanga Dioh
Сэйнэн-аниме – фильмы, ориентированные на молодых мужчин. Тут всё серьёзно. Анимация реалистична. Иллюстрации выполнены с великолепным качеством… Герои задумываются над серьёзными вопросами. Именно такие фильмы номинируются на Оскар. Именно такие фильмы способны зацепить сердце на всю жизнь. Незабвенным примером может служить Ghost In The Shell, Ruroni Kenshin и отвергнутый глупыми европейцами Wonderful Days.
Дзё-аниме – аниме, для молодых женщин. Этот вид анимации, на мой взгляд труднее всего систематизировать. Очень разные фильмы привлекают эту целевую группу. Героини таких фильмов в большинстве случаев не полагаются на твёрдую мужскую руку, но сами имеют туз. В рукаве… или ещё где… Для примера, можно упомянуть до мозга костей феминистскую Soul Bianca.
ТВ-сериал – сериал, предназначенный для показа по телевидению. Обычно делится на две части, разделённые вставкой на примерно равные части. Некоторые аниме-сериалы могут быть даже очень продолжительными. Знаменитый Naruto насчитывает больше двух сотен серий, и конца им пока что невидно.
ТВ-фильм – не сериал. Предназначен для показа по телевидению.
OAV/OVA – аниме, созданное специально для выпуска на видео (Original Animation Video). Бывает как в форме сериала, так и полнометражной лентой. В настоящее время стандартная продолжительность OAV – 23-25 мин, в 1980-е же и в начале 1990-х бывали и часовые, и более длинные OAV.
Полнометражный фильм – аниме, предназначенное для показа в кинотеатре. Редко бывает короче 50 мин, обычная длина – от 60 до 90 мин. Часто полнометражные фильмы такого вида сопровождают наиболее популярные сериалы. Так, Cowboy BeBop получил развитие в фильме Knocking On Heaven’s Door. Формат фильма был ориентирован на широкий экран.
Короткометражный фильм – аниме, предназначенное для показа в кинотеатре. Короче 30 мин, поэтому всегда демонстрируется вместе с другими такими же фильмами.
Подводя итог, следует сказать, что угадать, какую именно аудиторию соберёт тот или иной фильм почти невозможно. Нередко фильм, ориентированный на девочек, с удовольствием смотрят мальчики. Детская анимэшка под час собирает к себе самую неожиданную публику. Azumanga Dioh рассчитана на девочек-школьниц. Но почитайте отзывы об этом мультике? Едва ли не половину восторженных комментариев оставляют мужчины философского склада ума, в возрасте от 20 до 30 лет. “Азуманга” – это не мульт, это жизненная позиция” – сказал мне однажды мрачный парень в клёпанной косухе и сбитых берцах. Позже я узнал, что у него в комнате висят всего три постера: Ramshtain, Metallica… И Невероятная Дио!
Жанры аниме
Нужно сделать оговорку, что не всё ниже перечисленное с чистой совестью можно назвать “жанром”. Скорее, здесь собраны основные направления и черты искусства аниме, подчас сплетающиеся в пределах одного фильма. Но часто одно направление доминирует настолько, что правильно было бы рассматривать его именно как жанр.
Сказка – жанр кодомо-аниме, экранизация классических сказок. Целевая аудитория таких произведений, в будние дни обычно посещает детский садик. Впрочем, существует несколько именитых исключений: “Тотторо”, “Унесённые призраками” и “Принцесса Мононоке” завоевали огромную популярность среди зрителей всех возрастов, и не только японцев.
Комедия – разновидность аниме, главное для которого – юмор: пародии, комедии положений, словесные и трюковые шутки. Часто является не самостоятельным жанром, а составной частью какого-либо, вполне серьёзного проекта. Ковайные умные роботы, из Stand Alone Complex собирают не меньше положительных отзывов, чем сама Майор Кусанаги.
История – разновидность аниме, действие которого связано с теми или иными реальными историческими событиями. Мало распространено за пределами Японии, поскольку для каждого такого аниме приходится печатать целый фолиант пояснений и примечаний. Наглядным образчиком этой породы аниме станет для нас Samurai Deeper Quo. Действующими лицами там являются как вполне реальные исторические персонажи, так и демонические личности, типа Мурамасы…
Драма – достаточно редко для аниме появление чистой драмы в классическом европейском её понимании. Как это было у Шекспира, “К завершенью идёт третий акт, все должны умереть”. И в то же время – трагизм является неизменной составляющей японского искусства вообще, и аниме в частности. Герои Страны Восходящего Солнца должны пройти по пути страданий, оказаться на грани возможного, и стоя там, заставить мир вращаться вспять. Ничто не даётся легко. Смерть есть реальность жизни. Непорочному мальчику Хаку суждено умереть, один за другим гибнут волки, в поисках Лунного Цветка Чезы, Спайк Шпигель никогда не соединится со своей Джулией… И вместе с тем, финал всегда остаётся открытым: Хаку оплакивает снег, и герои отправляются дальше, волки, замкнув круг, возвращаются в самый первый город, где и началось их путешествие, Спайк умирает, но стая птиц уносится в потрясающе синее небо… Может быть причиной тому является никогда не унывающий, не терпящий поражений японский дух, но в унисон Чеховским сёстрам, герои аниме “продолжают жить”.
Как пример законченной трагедии, вспомним “Могилу светлячков”. Детский фильм, который детям лучше не смотреть…
Научная фантастика (НФ) – аниме, действие которого сконцентрировано вокруг техники, не существовавшей на момент создания этого аниме (межзвездных космических кораблей, пространственно-временных порталов и т.д.). Обычно НФ-аниме излагает возможную историю будущего человечества, иногда его сюжеты связаны с контактами с пришельцами. Аниме вообще тесно в рамках обыденной реальности, и оно ищет выхода в несуществующее, фантастическое, сказочное. Фильмы, не рассказывающие ни о чём фантастическом или невозможном можно перечесть по пальцам. Акира, Сприган, Триган – троица наглядно демонстрирует это жанр.
Космическая опера – разновидность НФ-аниме, концентрирующаяся на войнах, проходящих с активным использованием космических кораблей. Сейчас, утрачивает популярность, пик приходился на прошедшие десятилетия, когда популярны были аналогичные литературные произведения.
Меха – сложные механизмы, как правило, самодвижущиеся, не имеющие реальных прототипов (т.е. придуманные специально для данного проекта). Обычно этим термином обозначают “гигантских роботов”, огромные человекоуправляемые боевые машины. Жанр “меха” характеризуется активным использованием меха. На память просятся легендарный Эскалфалон и боевой Full Metall Panic.
Сэнтай – дословно “группа/команда”, жанр аниме, рассказывающий о приключениях небольшой постоянной команды персонажей, борющихся с кем-либо или с чем-либо. Бибоп смотрели? Так вот это оно и есть…
Меха-сэнтай – то же, что и сэнтай, но команда персонажей при этом пилотирует один или несколько меха.
Махо-сёдзё – “девочки-волшебницы”, жанр сёдзё-аниме, рассказывающий о приключениях девочек, наделенных магической силой. Концентрируется на проблемах женского взросления… А вы-то, наверное, думали “Зачарованных” придумали в Голливуде? Как бы не так.
Спокон – жанр аниме, рассказывающий о юных спортсменах, добивающихся успеха путем воспитания в себе воли к победе. Объединение слов “спорт” и “кондзё” (“сила воли”). Спорт в Японии всегда был популярен.
Киберпанк – жанр аниме, рассказывающий о мире будущего, жизнь которого полностью определяют компьютерные технологии. Картины будущего при этом представляются мрачными и антиутопическими. Не спрашивайте меня что такое “Киберпанк”. Даже последователи этой культуры вечно спорят о предмете своего культа… Просто посмотрите Ghost In The Shell, и объяснения излишни.
Паропанк – жанр аниме, рассказывающий об альтернативных нашему мирах, находящихся на уровне технического развития, соответствующему Европе конца XIX века. Этот период характеризуется началом революции технических средств передвижения – появление дирижаблей, аэропланов, паровозов, пароходов. Техника, однако, все еще воспринимается простыми людьми не как нечто привычное и банальное, а как нечто чудесное и, зачастую, демоническое. Паропанк возник как альтернатива киберпанку. Если киберпанк обычно основывается на футуристической эстетике, то паропанк – на эстетике ретро. Самый яркий пример – “Сакура. Война миров”.
Фэнтези – аниме, рассказывающее о мирах, которыми правит не технология (как в НФ), а “меч и магия”. В фэнтези часто фигурируют не только люди, но и разнообразные мифологические существа – эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди-кошки, а также боги и демоны. Встречаются и совершенно дикие сплавы с киберпанком, Hack Sign, к примеру.
Путешествие между мирами – разновидность аниме, в котором главный герой или герои перемещаются между параллельными мирами, обычно – между миром современной Японии и фэнтези-миром. Например, Marchen Awakens Romance
Мистика – жанр аниме, действие которого связано с взаимодействием людей и различных таинственных сил. Последние не поддаются однозначному научному описанию, чем отличаются, скажем, от магии в фэнтези. Отношения с ними обычно связаны с различными моральными проблемами. Известный всем Hellsing, ну или “Магазинчик экзотических животных”.
Парапсихология – жанр аниме, действие которого связано с парапсихическими силами (телепатия, телекинез, гипноз).
Апокалиптика – разновидность аниме, повествующее о наступлении Конца Света. Я бы сказал, фтльм-катастрофа, но с хорошим размахом. Обычно подтекстом таких аниме становится доля глубокой, почти никому непонятной философии. Поднимите руку, кто до конца понял Последние серии Евангелиона?
Постапокалиптика – разновидность аниме, повествующее о жизни после глобальной катастрофы. Время собирать камни, так сказать… Триган, например.
Романтика – аниме, повествующее о любовных коллизиях. Куда ж без них-то ^_^ Oh, My Goddess!
Мыльная опера – жанр романтического сёдзё-аниме, концентрирующийся на изложении сложных и запутанных любовных историй.
Школьная мыльная опера – разновидность мыльной оперы, описывающая любовные истории школьников. Конечно, без романтики молодёжные сериалы обходятся крайне редко. Но этот жанр сконцентрирован на любовной теме целиком.
Повседневность – аниме, описывающее повседневную жизнь обычных японцев (обычно – среднего класса) со всеми ее радостями и бедами.
Социальный фильм или сериал – аниме, поднимающее животрепещущие проблемы современного общества. Экологические, общественные, религиозные… BlackDjack, например.
Психологический триллер – жанр аниме, повествующий о “приключениях человеческой души”. Попадая в необычные ситуации, герои таких аниме переживают сложные и непредсказуемые психологические изменения.
Боевик – жанр сёнэн-аниме, действие которого связано с боевым противостоянием. Что вы смотрите на меня? Пример? Хе-х…
Самурайский боевик – жанр исторического сёнэн-аниме, действие которого связано с войнами самураев и ниндзя. Часто, не для детских глаз такие фильмы сняты. Ruroni Kenshin, Basilisk ~Kouga Ninpou Chou~ .
Детектив – разновидность аниме, действие которого связано с расследованием преступлений.
Школьный детектив – жанр сёнэн-аниме, в котором следственные действия проводят школьники.
Полицейский боевик – жанр сёнэн-аниме, описывающий действия полиции по установлению личностей преступников и их задержанию.
Боевые искусства – жанр аниме, сюжет которого связан с противостоянием мастеров различных боевых искусств. Ikki Tosen
Добуцу – “пушистики”, аниме о человекоподобных “пушистых” существах.
Идолы – аниме, действие которого связано с поп-звездами и музыкальным бизнесом.
Отаку – разновидность аниме, содержащая ссылки на деятельность поклонников аниме.
Хентай – эротическое или порнографическое аниме.
Яой – жанр сёдзё-аниме, рассказывающий о мужских гомосексуальных отношениях.
Юри – жанр сёдзё-аниме, рассказывающий о женских гомосексуальных отношениях.
З.Ы. Вся информация взята с сайта https://jap-lang.info/
Японские мультики, как и европейские, часто недооценивают. Они кажутся одинаковыми и скучными. Для тех, кто никогда их не смотрел. В японской анимации полно своих шедевров (и не только Хаяо Миядзаки). Вот 20 лучших аниме по версии пользователей «КиноПоиска», которые отлично подойдут для семейного просмотра. Оригинальный текст читайте на сайте Mel.fm
1. Унесённые призраками (2001)
Оценка — 8.4/10
Пожалуй, самый известный мультфильм Хаяо Миядзаки, который к тому же получил «Оскар». А «Оскаров» у Миядзаки всего лишь два — один за «Унесённые призраками», а второй за вклад в кинематограф. По сюжету, во время переезда родители Тихиро сбиваются с пути и попадают в безлюдную деревеньку. А когда наступает вечер, на улицах появляются странные существа, дорога обратно исчезает и родители девочки превращаются в свиней. Тихиро приходится приспосабливаться к жизни в волшебном мире, полном опасностей, чтобы найти способ снять проклятие с отца и матери и вернуться домой.
«Унесённые призраками» — самый кассовый фильм в Японии. Кстати, дословно название фильма переводится как «Сэн и таинственное исчезновение Тихиро», а «Унесённые призраками» придумали западные прокатчики. По изначальному замыслу Хаяо Миядзаки фильм должен был идти больше трёх часов (его пришлось изрядно сокращать).
2. Твоё имя (2016)
Оценка — 8.3/10
Мультфильм начинается со знакомства с главными героями Таки Татибаной и Мицухой Миямидзу. Однажды они просыпаются с чувством потери чего-то важного для них и не могут вспомнить, что делали вчера. Таки живёт в Токио, а Мицуха — в сельской местности. Они не знают друг друга, но их души крепко связаны. Настолько крепко, что они периодически меняются телами. Мультфильм вышел совсем недавно — в 2016 году, а снял его японский мультипликатор Макото Синкай, автор «5 сантиметров в секунду» (о нём будет ниже).
3. Шёпот сердца (1995)
Оценка — 8.3/10
Сидзуку Цукисиме — школьница, которая всё свободное время проводит в библиотеке. Однако какую бы книгу девочка ни взяла, в каждом формуляре она встречает имя Сэйдзи Амасавы. А потом понимает: он — её первая любовь. Кстати, Ёко Хонна, которая озвучивала Сидзуку, во время работы над фильмом была ровесницей своей героини.
Это первый фильм в истории Studio Ghibli, где использовалась компьютерная графика, а ещё единственная режиссёрская работа японского аниматора Ёсифуми Кондо. Через три года после премьеры он умер. А до этого он участвовал в создании мультфильмов «Могила светлячков» и «Принцесса Мононоке».
4. Ходячий замок (2004)
Оценка — 8.2/10
Ещё один шедевр Хаяо Миядзаки по мотивам сказочного романа английского писателя Дианы Уинн Джонс. Действие происходит в параллельном мире Европы конца XIX века, где магия идёт рука об руку с развитием технологий. Жизнь шляпницы Софи меняется, когда в окрестностях города появляется ходячий замок волшебника Хаула. Он спасает девушку от приставаний, и она влюбляется в него. Но прогулка с Хаулом лишает Софи красоты и молодости.
Кстати, прообраз замка Хаула — русская избушка на курьих ножках. А ещё, по словам режиссёра, «Ходячий замок» — это первый анимационный фильм для пожилых людей (а вы думали только для детей?).
5. Форма голоса (2016)
Оценка — 8.2/10
Сёи Исиды — школьный хулиган, вместе со своими друзьями он издевается над глухой одноклассницей Сёко Нисимией. Но когда об этом узнают взрослые, он сам становится жертвой травли. В этом мультфильме всё: дружба и предательство, эмпатия и жестокость, мысли о суициде и первая любовь. Вот только как рассказать о ней, если у тебя нет голоса? Это правда очень трогательная картина от японского аниматора-женщины Наоко Ямады. А ещё тут отличный саундтрек — «My Generation» группы The Who.
6. Небесный замок Лапута (1986)
Оценка — 8.2/10
В руках девочки по имени Сита — Летающий Камень. И конечно же, за ним охотятся агенты правительства и пираты. Сита скрывается от преследователей и встречает своего ровесника Падзу. Вместе они узнают, что Камень — ключ к таинственному летающему острову Лапуте. Кстати, имя «Сита» и несколько легенд Хаяо Миядзаки позаимствовал из индийского фольклора. А само слово «Лапута» — из «приключений Гулливера» Джонатана Свифта.
7. Мой сосед Тоторо (1988)
Оценка — 8.2/10
Да-да, снова Миядзаки. Дружная семья с двумя дочками — Сацуки и Мэй — переезжает в деревню. И всё бы хорошо, вот только мама попадает в больницу. Непоседливая Мэй, младшая из сестёр, грустит, но вскоре знакомится с гигантским добряком Тоторо — хранителем леса, который живёт неподалёку. Тоторо помогает Мэй и Сацуки навестить маму в больнице.
В «Тоторо» можно заметить мотивы из автобиографии Миядзаки: например, долгую болезнь матери туберкулёзом. Фильм прошёл не слишком хорошо в японском кинопрокате. Полностью окупиться картина смогла лишь через два года, когда плюшевый Тоторо попал на прилавки магазинов и покорил всех детей и взрослых.
8. Могила светлячков (1988)
Оценка — 8.1/10
Тяжёлая картина Исао Такахаты (который вместе с Хаяо Миядзаки основал Studio Ghibli) про подростка Сэйта и его маленькую сестру: дети остаются без матери в последние месяцы Второй мировой войны. Фильм снят по одноимённой книге японского писателя Акиюки Носаки и основан на реальных событиях.
9. Принцесса Мононоке (1997)
Оценка — 8.1/10Ещё один мультфильм Хаяо Миядзаки. Действие происходит во времена эпохи Муромати, когда в Японии появилось первое огнестрельное оружие. Главные герои — молодой принц Аситака, который был проклят и должен был покинуть свою деревню, и девочка Сан (принцесса Мононоке), воспитанная волками, которая всеми силами старается защитить лес от вторжения людей. Интересный факт: когда Миядзаки узнал, что в Америке хотят сократить по времени его аниме, он прислал компании Disney окровавленный меч с надписью «не резать».
10. Навсикая из долины ветров (1984)
Оценка — 8.1/10
На Земле — экологическая катастрофа. Тем, кто остался в живых, приходится жить в тени Леса и его чудовищных насекомых. На развалинах прежних государств образовались несколько новых. Одно из них — Мирная долина ветров. Во главе Долины — мудрый и добрый правитель с дочерью Навсикаей — необычной девочкой, которая с лёгкостью общается с гигантскими насекомыми. Но идиллия в Долине длится недолго: начинается война с соседями. Кстати, имя «Навсикая» Миядзаки взял у принцессы из «Одиссеи» Гомера. А увлечение героини — из древней японской легенды о «благородной деве, которая любила насекомых».
11. Сказание о принцессе Кагуя (2013)
Оценка — 8.108/10
Первая после длинного (больше десяти лет) перерыва работа сооснователя Studio Ghibli Исао Такахаты. В основе сюжета — японская народная сказка «Повесть о старике Такэтори». Старик зарабатывает на жизнь продажей бамбука и однажды находит в лесу принцессу по имени Кагуя — крошечную девочку размером с палец.
12. Дитя чудовища (2015)
Оценка — 8.090/10
Мальчик Киюта теряется в Токио и попадает в альтернативную вселенную. Там он знакомится с человеком-медведем по имени Куматэцу. Куматэцу учит мальчика боевым искусствам. Мамору Хосада вообще всегда поднимает какую-то семейную тему в мультфильмах. В «Дитя чудовищ» это, например, тема отцовства.
13. Ведьмина служба доставки (1989)
Оценка — 8.043/10
И вновь Миядзаки. Главная героиня 13-летняя ведьма Кики должна прожить некоторое время в обществе людей. Вместе с котом Зизи девочка едет в город. А там знакомится с пекарем, который помогает ей организовать Экстренную службу доставки.
Сначала Хаяо Миядзаки планировал, что «Служба доставки Кики» будет длиться 60 минут, но в процессе работы пришлось сильно увеличить хронометраж — до 102 минут. При создании этого мультика использовали 462 цвета и 67 317 (!) нарисованных вручную кадра.
14. Босоногий Гэн (1983)
Оценка — 7.997/10
Тяжёлое аниме об атомной войне по автобиографической манге Накадзавы Кэйдзи. В основе сюжета — жизнь шестилетнего Гэна и его семьи до и после атомной бомбардировки Хиросимы в 1945 году.
15. Волчьи дети Амэ и Юки (2012)
Оценка — 7.982/10
Трогательный семейный фильм про родительство, воспитание и социализацию детей от Мамору Хосады. Девятнадцатилетняя студентка Хана влюбляется в юношу-волка. Вскоре у них рождаются девочка Юки и её младший брат Амэ. Но отец-волк умирает, и Хане приходится самой растить детей. Причём без чьей-либо помощи: нельзя, чтобы социальные службы узнали о происхождении Юки и Амэ. Семье приходится переехать в деревню. Кстати, Хосода основал студию Chizu специально ради того, чтобы создать эту картину.
16. Девочка, покорившая время (2006)
Оценка — 7.9/10
Макото Конно 17 лет. Она обычная школьница: получает двойки за контрольные, любит играть в бейсбол, часто опаздывает на уроки и понятия не имеет, кем хочет стать. Но однажды девочка получает способность перемещаться во времени — и её жизнь полностью меняется. И это одна из самых известных работ Мамору Хосоды (мы его тут несколько раз уже упоминали). Кстати, следующая работа режиссёра запланирована на весну 2018 года: «Мираи» будет посвящён отношениям братьев и сестёр.
17. 5 сантиметров в секунду (2007)
Оценка — 7.9/10
Изначально Макото Синкай планировал снять десять пятиминутных историй, не связанных общим сюжетом. А в итоге получился полнометражный фильм, который охватывает более десяти лет жизни главного героя Такаки Тоно. Когда будете смотреть, обратите внимание, что там есть привет от Хаяо Миядзаки — Котобус из «Тоторо» в виде магнитика.
18. Призрак в доспехах (1995)
Оценка — 7.9/10
Действие происходит в 2029 году. Границы между государствами стёрты, повсюду компьютерные сети и кибер-технологии. Девятый отдел министерства общественной безопасности получает задание найти и остановить хакера по кличке Кукловод. «Призрак в доспехах» — один из первых аниме, где очень много компьютерной графики и с помощью компьютера дорабатывают кадры, нарисованные вручную. А весной 2017 года вышел ремейк — одноимённый фильм со Скарлетт Йоханссон в главной роли.
19. Конец Евангелиона (1997)
Оценка — 7.9/10
Заключительная четвёртая часть серии популярных японских аниме «Евангелион». После глобальных катастроф Земля превратилась в груду развалин. Большинство людей было уничтожено, а те, кто выжил, теперь строят новую цивилизацию. Внимание: этот фильм не для детей, а для вас. И сначала стоит посмотреть первую часть «Евангелион» (если не видели). Кстати, фильм скорее для взрослых — рейтинг у него 18+.
20. Ветер крепчает (2013)
Оценка — 7.9/10
Дзиро мечтает стать лётчиком и обогнать ветер. Вот только этой мечте не суждено сбыться: он с рождения плохо видит. Дзиро начинает придумывать идеальный самолёт и через некоторое время становится одним из лучших авиаконструкторов мира.
Два года назад Хаяо Миядзаки сказал, что «Ветер крепчает» станет его последней полнометражной работой. Но два года назад режиссёр решил снять ещё один (и снова последний) мультфильм «Гусеница Боро» — ради своего внука. Правда, вряд ли стоит планировать поход в кино: на создание мультфильма может уйти пять лет.