О чем пишут модные писатели
О чём пишут современные авторы?
« В старые добрые времена книги писали писатели, а читали все, теперь книги пишут все, но не читает никто»,- говорил гениальный писатель 19 века Оскар Уайльд. Господи, сколько лет прошло, а ничего не изменилось! Почему же так получается? Очевидно, второе вытекает из первого: всё дело в писателях… Но кто они, авторы? И о чём они пишут?
Стоило мне зайти в один из книжных магазинов, взглянуть на прилавок с пестреющими яркими обложками, как мои глаза вмиг округлились: «Тёлки /повесть о ненастоящей любви/», «Крутые мужики на дороге не валяются», «Русская мафия – идеальная машина для отмывания денег», «Порнократия» … Звучные заголовки, ничего не скажешь! Страшно даже подумать о том, что скрывается под обложкой. Вряд ли на страницах этих книг есть что-то, кроме восхваления власти денег, секса и наркотиков. И даже если слова «любовь» и «дружба» случайными гостями забредают в эти «шедевры», то и они невероятно извращаются и опошляются. «Роман с Бузовой», «Малахов и его женщины» … Чему учат эти книги? На них ли должно воспитываться новое поколение? Ответ очевиден. Так зачем же их писать? Но, как говорил знаменитый английский писатель Олдос Хаксли, «реклама – самая интересная и трудная форма современной литературы». Он был прав. Литература используется для саморекламы. Неважно, о чём писать, лишь бы прибыль приносило подобное «творчество». Уж лучше бы эту псевдолитературу вообще не читали! Но, к сожалению, люди любят кричащие заголовки и эпатирующие сюжеты. Становится горько, когда думаешь, что времена великих авторов, в произведениях которых встречаешь настоящих героев и проникаешься настоящими чувствами, прошли.
Но не всё так безвозвратно потеряно: есть и в наше время авторы, достойные уважения, пишущие о настоящей любви, которая не продаётся и не покупается, о вере, которая помогает жить, о вещах вечных и, значит, актуальных всегда. Одним из достойных авторов нашего времени я считаю японского писателя Харуки Мураками. О чём он пишет? Его герои – самые обычные люди. Они блуждают по лабиринтам собственного сознания с целью понять себя, найти ответы на мучающие вопросы: «Кто я? Для чего я живу? Как устроен мир?» В процессе поиска герои перерождаются, а их сердцам открывается новый мир. Мне очень нравилось, читая произведения Харуки Мураками, проходить этот путь вместе с героями, сбегать вместе с ними от ошибок прошлого, от непонимания, рутины в яркий мир красок и приключений.
Ещё одним прекрасным автором современности я считаю английского писателя Терри Пратчетта. В своих оригинальных произведениях Пратчетт затрагивает очень серьёзные и глубокие темы, но говорит о них с юмором. Это настоящий талант! Например, в своей книге «Мелкие боги» он воссоздаёт просто абсурдную ситуацию: в государстве Омния, где всё подчинено культу поклонения богу Ому, остался один, всего лишь один верующий. Это при том, что Святая инквизиция не покладая рук борется с безбожниками и ересью, а сотни паломников пересекают пустыню, чтобы только воздать хвалу Великому Ому на главной площади. Забавно, правда? А самое странное, что подобное не раз повторялось в реальной истории. Эта книга говорит о вере истинной и ложной, а также о настоящих ценностях и тех, которые мы сами для себя придумываем.
О чём же ещё пишут талантливые современные авторы? Разумеется, о любви. Например, Пауло Коэльо в своей книге «Вероника решает умереть» рассказывает нам о существовании такой любви, которая способна вернуть человеку веру в себя и жажду жизни. Вероника, твёрдо решившая умереть, встретив в психиатрической лечебнице Эдуарда и полюбив его, понимает: в мире существует ещё столько всего, чего она ещё никогда не пробовала и не испытывала. Любовь возвращает Веронике желание жить. О такой любви должны читать люди, а не о той, что продаётся тёмными ночами в подворотнях.
Так о чём же пишут современные авторы? Кто-то пишет о грязи повседневной реальности, о продажной любви /нет, скорее, о сексе/, а кто-то предпочитает окунуться в глубины внутреннего мира, возвращаясь к гамлетовским вопросам. Деньги, криминал, вера, любовь, поиски себя – вот темы, к которым обращаются современные авторы. Впрочем, о чём бы они ни писали , что читать – личный выбор каждого, только следует быть разборчивым в том, чем ты питаешь собственную душу.
Ежегодно в России выпускается около 100 тысяч новых книг, появляются десятки ранее неизвестных авторов. Как выбрать, что почитать? «Культура.РФ» рассказывает о современных авторах, которые в последние годы стали лауреатами самых крупных российских литературных премий, чьи книги месяцами возглавляют рейтинги продаж книжных магазинов. К ним благосклонно относятся критики, о них лестно отзываются знаменитые писатели, но главное — их книги стали важными событиями в культурной жизни страны.
Евгений Водолазкин
Романы «Лавр», «Авиатор», сборник повестей и рассказов «Совсем другое время»
Евгений Водолазкин. Фотография: godliteratury.ru
Евгений Водолазкин. «Лавр». ООО «Издательство АСТ». 2012
Евгений Водолазкин. «Авиатор». ООО «Издательство АСТ». 2016
Профессор по древнерусской литературе, научный сотрудник Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге, ученик Дмитрия Лихачева, настоящий петербуржский интеллигент — так еще несколько лет назад представляли Евгения Водолазкина на лекциях, конференциях, встречах. Теперь он не только один из самых многообещающих авторов современной русской литературы, но и один из самых известных — в редком магазине не увидишь его книг, имя Водолазкина в лидерах по запросам в библиотеках.
В 2012 году он буквально ворвался в литературу с романом «Лавр». Уже в следующем году роман получает две самые значимые отечественные премии — «Большая книга» и «Ясная Поляна», в течение двух лет становится популярен за рубежом. Сегодня «Лавр» переведен на 23 языка. Последней новостью стали известия о покупке прав на полнометражную экранизацию романа. В книге сошлось все, что ждали и взыскательный критик, и читатель, — хорошая история о средневековом целителе, богатый язык, своя особая стилистика, замешанная на переплетении нескольких (исторических) сюжетов.
Это не первый роман автора, до того он выпустил «Похищение Европы» (2005), «Соловьев и Ларионов» (2009). Кроме того, Евгений Водолазкин — составитель нескольких книг о Лихачеве: «Дмитрий Лихачев и его эпоха» (2002), а также сборника воспоминаний о жизни на Соловецких островах в разные исторические периоды «Часть суши, окруженная небом» (2010) По следам «Лавра» в 2013 году выходит сборник ранних повестей и рассказов «Совсем другое время».
После первого успеха «все стали ждать второго «Лавра» — как не раз говорил сам автор. Но опытный филолог и знаток литературы, Евгений Водолазкин знал, что «второго «Лавра» писать нельзя», так что в основу второго романа легли события революции 1917 года — и ее последствия. Литературная премьера весны 2016 года вышла под названием «Авиатор», а рисунок для обложки книги сделал художник Михаил Шемякин. Еще до выхода книги отрывок текста по всей стране писали в рамках образовательного проекта «Тотальный диктант». Со дня выхода и до конца 2016 года книга находилась в топе продаж крупнейших магазинов, получила благожелательные отзывы в прессе и в итоге — премию «Большая книга». Сегодня автор работает над новым романом, который будет посвящен эпохе второй половины прошлого столетия.
Гузель Яхина
Роман «Зулейха открывает глаза», рассказы
Гузель Яхина. Фотография: readly.ru
Гузель Яхина. «Зулейха открывает глаза». ООО «Издательство АСТ». 2015
Гузель Яхина. Фотография: godliteratury.ru
Еще один яркий, неожиданный литературный дебют. Сначала молодая писательница из Казани Гузель Яхина написала сценарий «Зулейха открывает глаза» — историю раскулачивания казахских татар в 1930-х годах. Не найдя возможностей реализации его в кино, создала одноименный роман — но он никак не публиковался, его не брали даже столичные «толстые» журналы. Впервые текст был опубликован в новосибирском журнале «Сибирские огни». Тем временем рукопись оказалась в руках Людмилы Улицкой, книга ей понравилась, и она порекомендовала роман своему издательству.
«Роман обладает главным качеством настоящей литературы — попадает прямо в сердце. Рассказ о судьбе главной героини, татарской крестьянки времен раскулачивания, дышит такой подлинностью, достоверностью и обаянием, которые не так уж часто встречаются в последние десятилетия в огромном потоке современной прозы», — позже напишет Людмила Улицкая в предисловии к книге.
Литературная судьба романа чем-то схожа с судьбой «Лавра» Водолазкина. В 2015 году «Зулейха открывает глаза» также получает премии «Большая книга» и «Ясная Поляна», переводится на два десятка языков, получает огромное количество благодарных отзывов от читателей и надолго остается в топе продаж. После литературного успеха экранизировать книгу в виде 8-серийного фильма вызвался телеканал «Россия-1». Гузель Яхина мечтает, чтобы главную роль в сериале сыграла Чулпан Хаматова, также родившаяся в Казани.
Валерий Залотуха
Роман «Свечка», сборник «Отец мой, шахтер»
Валерий Залотуха. Фотография: kino-teatr.ru
Валерий Залотуха. «Свечка». Том 1. Издательство «Время». 2014
Валерий Залотуха. «Свечка». Том 2. Издательство «Время». 2014
До 2015 года имя Валерия Залотухи известно было скорее в мире кино — он был сценаристом фильмов Хотиненко «Макаров», «Мусульманин», «Рой», «72 метра», позже снимал документальные фильмы. А что в литературе? В 2000 году опубликованная в «Новом мире» повесть «Последний коммунист» попадает в финальный список «Русского Букера». После этого имя Залотухи исчезает с литературного горизонта на 14 лет, двенадцать из которых уходит на создание двухтомного, объемом почти в 1700 страниц, романа «Свечка». Книга оказалась редким явлением в современной литературе на фоне «быстрой» прозы, когда произведения пишутся быстро и в напечатанном виде помещаются в карман пальто. Тема — «лихие 90-е», но без отсылок к истории, что также редкость для прозы последних лет.
Первыми роман заметили не читатели, а коллеги по перу. Именно они сразу разглядели в многостаночном фолианте Валерия Залотухи попытку создать большой русский роман. Тот классической роман, который читатель помнит по книгам Распутина, Солженицына, Астафьева…
«Я боюсь, все предыдущие киносценарии и литературные заслуги Залотухи померкнут перед романом «Свечка» и его будут помнить как автора этих двух массивных томов… — говорит о книге Дмитрий Быков. — «Свечка» — это роман о хорошем русском человеке, чего сейчас практически нет. Это очередное русское хождение по мукам. Но обаяние этого героя таково, что все происходящее с ним вызывает у нас глубочайшее сочувствие».
Задача, которую ставит перед собой автор, — написать полновесную книгу об эпохе 1990-х годов — вызвала живой интерес у критиков и публики. Итогом стало присуждение роману премии «Большая книга». К сожалению, сам автор премию получить не смог — за несколько недель до презентации «Свечки» Валерий Залотуха скончался.
В 2016 году в издательстве «Время» посмертно вышла книга «Мой отец, шахтер», куда вошла вся проза автора, написанная до «Свечки». В сборник включены повести «Последний коммунист», «Великий поход за освобождение Индии», «Макаров», а также рассказы. В печати эти произведения не выходили уже много лет. Сборник словно вернул их широкому читателю, представив автора как талантливого повествователя и мастера короткого рассказа. Готовится к изданию собрание сценариев Валерия Залотухи.
Алиса Ганиева
Повесть «Салам тебе, Далгат»; романы «Праздничная гора», «Жених и невеста»
Алиса Ганиева. Фотография: wikimedia.org
Алиса Ганиева. «Салам тебе, Далгат!». ООО «Издательство АСТ». 2010
Алиса Ганиева. «Праздничная гора». ООО «Издательство АСТ». 2012
В 2010 году Алиса Ганиева ярко дебютировала с повестью «Салам тебе, Далгат!». Книга получила молодежную премию «Дебют» в номинации «Крупная проза» и благожелательные отзывы критиков и читателей. По национальности — аварка, выпускница Литературного института им. Горького, Алиса Ганиева открыла в современной русской литературе (что важно — молодежной) тему культуры Кавказа, а точнее — родного Дагестана. Автор рассказывает об особенностях традиций и темперамента, а главное — о европеизации Дагестана, пытается разобраться, как кавказские республики вливаются в новый, ХХI век, с какими трудностями сталкиваются, к каким новшествам приспосабливаются, а что отвергают.
В 2010 году выходит сборник критики Алисы Ганиевой «Полет археоптерикса», в 2012-м — роман «Праздничная гора» попадает в шорт-лист премии «Ясная Поляна», а роман 2015 года «Жених и невеста» становится финалистом «Русского Букера» и «Студенческого Букера». Все они также посвящены тематике Кавказа. Книги Алисы Ганиевой переведены на несколько языков и удостоились большого количества рецензий за рубежом.
Сергей Беляков
Книги «Гумилев, сын Гумилева», «Тень Мазепы»
Сергей Беляков. Фотография: chitaem-vmeste.ru
Сергей Беляков. «Гумилев сын Гумилева». ООО «Издательство АСТ». 2013
Сергей Беляков. «Тень Мазепы». ООО «Издательство АСТ». 2016
Имя историка по образованию, литературного редактора Сергея Белякова впервые громко прозвучало в 2013 году. Тогда за исследование в жанре нон-фикшен «Гумилев, сын Гумилева» он был удостоен премии «Большая книга». «Гумилев, сын Гумилева» — увлекательная биография знаменитого историка-востоковеда, сына двух великих поэтов Серебряного века — Анны Ахматовой и Николая Гумилева, — символично переплетенная с историей ХХ века. Второй книгой Сергея Белякова стал труд на стыке литературы и истории «Тень Мазепы».
Писатели жанра нон-фикшен выходят в лидеры не впервые. Так, еще в 2005-м Дмитрий Быков получил премию «Большая книга» за биографию Бориса Пастернака, а победитель 2016 года Леонид Юзефович написал в этом же жанре книгу о Гражданской войне. Прошлогоднее вручение Нобелевской премии по литературе Светлане Алексиевич, работающей в жанре документальной прозы, лишь упрочило позиции этого жанра в литературных рядах.
Наверное, мало кто задумывался о том, что такое быть писателем или поэтом, сочинять большие романы или короткие стихотворения. А на самом деле интересно, какие они – современные писатели? О чем пишут? Как и чем живут? Могут ли пробиться на литературный Олимп современные детские писатели? Какие преграды могут встать на их пути и легко ли пробиться в топ авторов? Попробуем найти ответы на все эти непростые вопросы в нашем обзоре.
Детская литература: когда проблемы совсем недетские
Начнем с самой главной части современной литературы – с детских произведений. Именно с самого раннего возраста нужно учить ребенка быть нравственным, интеллектуально воспитанным, начитанным. И помогает в этом прежде всего книга. Многие родители, воспитывая своего ребенка и приучая его к чтению, выбирают хорошие детские стихи, например, произведения великих и знаменитых Агнии Барто или Сергея Михалкова. А как быть современным поэтам, писателям и писательницам, которые пишут ничуть не хуже, но не могут пробиться хотя бы на витрины книжных магазинов?
Современные писатели для детей – это целая плеяда талантливых авторов, которые могут радовать качественными и интересно написанными вещами. Но есть несколько нюансов:
Проблема еще и в том, что очень непросто пробиться периферийным авторам. Даже если вдруг они и станут знаменитыми, они не смогут выпускаться большим тиражом. Да и самим издательским компаниям несильно интересны современные писатели и их произведения, ведь непонятно, будет ли с них какой-нибудь профит…
Можно ли попасть в список лучших писателей
Сегодня принято писать на злобу дня, что диктует само время, и это основная черта литературы не только в РФ, но и в мире. Литература стала коммерчески ориентированной, и это отражается в ее содержании. Писать то, что продается, а не то, что читается, стало модно и традиционно. И это основная проблема современной литературы в целом.
Еще одна не менее важная проблема – это необходимость иметь большие деньги, чтобы продвинуть свое произведение и попасть в список стихов для детей популярных российских авторов, которые были бы востребованы. Если у вас есть талант, но нет денег, то скорее всего вы столкнетесь с проблемой размещения своих произведений даже в самом ничтожном журнале и с еще большими трудностями с печатью своих книг…
Основные тенденции литературы в 2017 году
Если говорить о состоянии литературы с учетом тенденций 2017 года, то можно сделать несколько выводов:
1. Прозаические произведения современных авторов посвящены реалистическим картинам, семейным ценностям, что полностью отвечает сегодняшним консервативным трендам. Стихи известных писателей все чаще издаются в поэтических антологиях. А вот покупательский спрос к документальной литературе становится все ниже и ниже…
2. Детские поэты постепенно отходят от написания стишков и переходят на прозу. Да и в целом издание книг для школьников и дошкольников сегодня становится все менее популярным процессом.
3. Российский книжный рынок стал более коммерчески направленным, что сказывается на низком читательском спросе. Конечно, есть известные произведения в России, которые на слуху благодаря удачным рекламным акциям или экранизациям. Но вот новым авторам найти свое место очень непросто.
Что же делать во всей этой ситуации? Неужели современные писатели России совсем не имеют шанса выбиться и стать знаменитыми в РФ и за ее пределами? По моему убеждению, сегодня все меньше книг, которые хочется купить и читать. И не потому, что авторы пишут ерунду или не отличаются особым талантом. Потому, что действительно талантливые люди не могут пробиться к звездам ввиду отсутствия опыта или денег, а иногда и того, и другого. Несладко приходится провинциальным авторам, которые даже при издании собственных книг могут рассчитывать лишь на попадание в библиотеки.
Есть ли выход?
Какой автор или писательница ни мечтает попасть в список известных в России писателей? Это вполне возможно, если соблюдать несколько правил:
1. Писать искренне и честно то, что нравится, а не то, чего требует читательская аудитория.
2. Найти своего читателя. Важно грамотно подойти к выбору жанровой составляющей и стилистики будущего произведения, чтобы найти своего читателя – верного и влюбленного в ваше творчество.
3. Найти хорошего издателя. От него зависит не только то, увидит ли ваша книга свет, но и то, в каком виде она предстанет перед читателем.
Если все эти составляющие сойдутся, можно с уверенностью сказать: автор будет успешен и попадет в перечень самых известных сначала в России, а потом, кто знает, и в мире.